Такой квадратный мир. Обзор игры Minecraft: Xbox 360 Edition
Феномен успеха Minecraft начался с одной идеи одного человека — шведа Маркуса Алексея Перссона. Находясь под впечатлением от инди-игры Infiniminer, он решил сделать на ее основе собственную «игру мечты». В Infiniminer игроку необходимо было искать полезные ископаемые, исследовать подземелья и заниматься доставкой ресурсов на поверхность. Перссон удачно развил идеи «симулятора землекопа» в своей дебютной игре Cave Game, вскоре переименованной в Minecraft. Он дал игрокам полную творческую свободу и десятки инструментов: этого оказалось достаточно.
История многомиллионного успеха началась немногим больше трех лет назад — 7 мая 2009 года вышла первая общедоступная альфа-версия игры. Единственный разработчик сосредоточился на создании виртуального аналога LEGO, игры-конструктора, которая позволила бы создать из кубиков все, что душе заблагорассудится. Буквально любые конструкции в свободном мире с минимумом ограничений. В России фанаты, недолго думая, переименовали игру в «Кубач» из-за сходства с популярным конструктором.
Изложить суть Minecraft можно двумя фразами из приветственного слова, которым здесь встречают всех новобранцев: «Minecraft 360 посвящена расстановке блоков таким образом, чтобы построить любые вещи, доступные воображению. Ночью приходят монстры, поэтому потрудитесь создать укрытие прежде, чем они выберутся из своих нор». Вся суть как на ладони. Запустив Minecraft, игрок фактически сталкивается с двумя насущными проблемами: выживанием и созиданием.
Негласным девизом игры является фраза «была бы фантазия, тогда и занятие по душе найдется». Никакого сюжета в MC нет, мир каждый раз генерируется случайным образом в зависимости от заданных перед началом игры предпочтений, а в число способов провести время с пользой попадает разведение мухоморов, строительство домов из реального мира и благоустройство быта. Лишь бы фантазия подсказывала задачи, а уж игра выдаст весь необходимый инструментарий.
Главное нововведение консольной версии обнаруживается практически сразу: наконец-то появился обучающий режим с «демонстрационным миром», для которого подготовили выставку технологий Minecraft и заранее разложили все необходимые предметы по сундукам. Вдобавок к простому и понятному обучению, последовательно раскрывающему аспекты выживания, консольная версия объединила два режима из PC-игры в один общий. На PC играть можно или в «Творческом режиме», который не дает умереть от голода или монстров, позволяя беззаботно посвятить себя строительству в свое удовольствие, или в режиме «Выживания». Главное отличие второго в том, что по ночам, которые наступают в реальном времени, изо всех щелей и даже из воздуха возникают зомби, скелеты и прочая нечисть, охочая до нашей крови.
Перед созданием новой игры Minecraft 360 предлагает выбор сложности — если поставить в настройке «миролюбивый» режим, то монстры вообще не будут досаждать новоиспеченному скульптору. Остальные варианты сложности определяют опасность монстров, их количество и уровень агрессии. После загрузки мира мы оказываемся где-то на верхушке дерева, или в горной низине, или на острове, т.е. наше появление в этом мире так же хаотично, как и он сам. Неизменным всегда остается отсутствие оружия, брони и еды — все это придется создать самому, из кубиков и блоков.
По небу неторопливо движется квадратное солнце, мы даже можем проследить за тем, как оно скрывается за горизонтом и подменяется квадратной луной, выползающей с противоположной стороны. Весь этот мир легко разрушить по кусочкам, достаточно лишь упорства и большого запаса лопат, динамита и кирок. Мир Minecraft можно разобрать по кирпичикам на составные материалы, включая грязь, песок, камень, древесину и заканчивая рудой, золотом и ценными минералами глубоко под землей. Продвижение вглубь ограничено финальным, глубоко спрятанным «базальтовым» слоем, который не возьмет ни одна кирка.
Новичка игра ведет за руку, независимо от того, включено ли обучение. Советами игра помогает обустроить первое жилище и пережить первую ночь. Именно «первая ночь» является незабываемым опытом для миллионов почитателей Minecraft: ночью выходят на охоту пауки, из нитей которых делаются луки, и зомби-«криперы», способные тихо подкрадываться и детонировать в опасной близости. За стенами первой же землянки, которую игрок по неумению успеет построить за недолгие минуты, всю ночь будут выть голодные монстры. Стоять под дверями, заглядывать в окна. Пауки с омерзительным шорохом будут ползать по крыше нашего убежища. Если погибнуть в первую же ночь, возрождение произойдет мгновенно и монстры никуда не денутся — придется бегать от них до рассвета. Подобно старым российским играм, Minecraft приучает к стоицизму и терпению.
Потому-то стоит глубже разобраться в механике игры и посмотреть, что же мы можем создать своими пиксельными руками. Во-первых, Minecraft позволяет улучшать существующие материалы и наделять их новыми свойствами. Например, смешав песок и древесину можно выплавить стекло и заменить любые из стен на стеклышки. Или добыть уголь, необходимый для создания факелов и зажигалок. Во-вторых, игрок может собрать из пары разномастных кубиков кровать, в которой можно отоспаться до наступления утра. Она же служит точкой сохранения прогресса в мире игры. В отличие от ПК-версии игры, на консоли разрешено сохраняться «про запас» — создавать точку сохранения, которая позволит в случае чего вернуться к удобному моменту в прошлом.
Даже в мире с параметром высокой сложности наказания за смерть не очень страшны — герой просто теряет все предметы, которые выпадают на землю, и возрождается около последней ночлежки. Кроме того, предметы лежат строго ограниченное время (около пяти минут), после чего исчезают навсегда. Путешествуя по пещерам, следует держать наготове самодельное оружие — меч, лук, компас и прочие удобные вещи. Умелые игроки дойдут в своем изобретательстве до таких полезных средств как вагонетки, ездящие строго по рельсам, и карманные лодки, позволяющие рассекать по водным гладям.
Для тех же, кто не привык утруждать себя крафтингом сложных технологий, всегда есть возможность сколотить меч из камней и питаться сырым мясом, выпадающим из убиенных животных. Гурманы при желании смогут поджарить его на огне или отведать мертвечины, остающейся после гибели зомби. Отметим среди нововведений M360 упрощенный способ создания предметов — теперь не надо раскладывать ингредиенты по слотам в рецепте, так что для производства достаточно того, чтобы они находились в инвентаре.
У Minecraft практически нет аналогов. Долгое время главным клоном считалась Terraria, игра с похожими целями и задачами, но двухмерная, с видом «сбоку» на происходящее. В прошлом году в Xbox Live также дебютировала FortressCraft, быстро ставшая «конструктором миров №1» на приставке — до выхода настоящего чемпиона. Кстати, сам Перссон окрестил эту версию «приоритетной» и заявил, что перенос Minecraft на другие консоли не планируется. Обладатели X360 способны почувствовать оправданную гордость, ведь помимо эксклюзивности в главном меню игры красуется приписка «ultimate edition» (абсолютное издание).
Между прочим, в Minecraft присутствует и финальная цель: убийство босса-дракона, после которого начинаются титры. Для достижения цели необходимо выполнить ряд тяжелейших условий, включая строительство портала в подземный мир, уничтожение его обитателей и сбор специальных жезлов. И это только полпути к цели. Лично нам довелось увидеть монстра в фанатских видео на YouTube, ведь поход за его шкурой с нуля может занять недели реального времени!
Да и хозяйство, сами понимаете, требует неотлучного ухода. Построив бункер, всегда хочется возвести рядом дворец еще красивее. Затем сделать оборону и расставить ловушки. А для всех конструкций нужны ресурсы, и на рассвете мы сами не замечаем, как ноги несут героя на другой конец карты, а в руке сжата волшебная бумажка, способная сама рисовать местность. Эта игра готова разбудить в человеке творца, а затем превратить его в перфекциониста, которому постоянно хочется что-то доделать или украсить.
Прелесть Minecraft в том, что она полна сюрпризов, которые игра создает случайно, выуживая их из собственного мешка с подарками. Этим она крайне похожа на Grand Theft Auto IV и другие sandbox-игры с открытым миром. С вами, как в жизни, может случиться всё, что угодно, поэтому лучше бродить группой из друзей. Более того, M360 помимо общедоступных миров в онлайне еще и поддерживает игру вчетвером за одной приставкой. И если процесс от игры вмногером становится веселее, то игра, если честно, резко страшнеет — при подключении дополнительного джойстика экран разрезается надвое по вертикали, делая ориентирование в мире неудобным и некрасивым.
При игре вчетвером экран разбивается на четыре миниатюрных окошка. Вкупе со старинной графикой, впечатление от такой картинки может стать удручающим. Схематичная и в целом простецкая графика Minecraft является слабейшим местом игры, особенно на фоне конкурента FortressCraft. Еще одним недостатком конкретно этой версии является ограничение на размер мира: масштаб карт ограничен и составляет 1024х1024 кубов. Впрочем, мы не исключаем, что в будущих заплатках размеры мира подтянут до стандартов PC-редакции, а пока и этих размеров хватит.
Игра уже стала феноменальным коммерческим успехом — Microsoft спустя сутки после начала продаж подвела первые итоги, и выяснилось, что по итогам первого дня Minecraft обогнала всех конкурентов в истории игрового раздела Xbox Live Arcade. Нотч (интернет-псевдоним Маркуса Перссона) был приятно удивлен цифрами: по его словам, разработка игры окупилась за первый же час. Во многом положительную роль сыграла цена — 1600 «очков Microsoft» соответствуют примерно 640 рублям, а это как не крути меньше тех 20€, которые просят за компьютерную версию.
Иногда здесь идет дождь и сверкает гроза, а по ночам светят прекрасные звезды, и с земли не разглядеть их квадратности. Внимательный игрок всегда найдет приключения.
В «лице» Minecraft у Xbox 360 появился новый, первоклассный эксклюзив калибра Fez или Dance Central 2. Конструктор всего на свете из кубиков завоевал сердца миллионов своей простотой, а с переездом на приставки он стал еще доступнее: обучение, ачивменты за каждый «чих», призы и наряды для аватара X360. Масса всего! Были учтены интересы самых разных игроков, а значит, нет причин пропускать лучшее издание самой творческой игры современности.