Опубликовано 13 октября 2006, 00:33

Связь в московском метро

Ритм современной жизни не позволяет терять связь с другими при любых обстоятельствах. Общение должно быть доступно как на земле, так и под ней. Но так ли всё идеально в реальности? Это мы и решили выяснить, спустившись в Московский метрополитен…

По данным различных исследований, порядка 50% москвичей ежедневно тратят на дорогу в метро около полутора часов. Пользуются же этим видом общественного транспорта почти все, особенно во время массовых заторов на дорогах, что для Москвы уже не редкость. Бурное развитие автопарка вкупе с не поспевающим за прогрессом строительством развязок и новых дорог привело к тому, что добраться до центра из спального района гораздо удобнее именно на метро. Благо в Москве один из самых логичных и продуманных по схеме построения станций метрополитен.

Moscow metro resize

Moscow metro resize

Московское метро – это 278,7 км общей протяжённости, 12 линий и 172 станции (включая лёгкое метро). В обычный рабочий день оно перевозит 8-9 миллионов пассажиров. Большая часть пути и станций находится под землёй, однако есть и исключения. Филёвская линия имеет длинный наземный участок от станции «Студенческая» до станции «Кунцевская» с семью наземными станциями. Бутовская линия лёгкого метро на 2/3 проходит по поверхности, единственная подземная станция на ней – «Улица Старокачаловская». Наземные участки есть на Таганско-Краснопресненской (наземная станция «Выхино»), на Арбатско-Покровской линии (наземная станция «Измайловская»). Также в Московском метрополитене есть несколько метромостов: через Яузу на Сокольнической линии (в районе Сокольников) и три через Москву-реку – на Филёвской линии (между «Смоленской» и «Киевской», старейший открытый участок, 1937), на Замоскворецкой (между «Автозаводской» и «Коломенской») и самый известный крытый метромост, на нижнем ярусе которого расположена станция «Воробьёвы горы» (1958, в 1983-2002 годах был на реконструкции). Также есть три крытых метромоста. Пассажир может и не догадываться, что поезд идёт по мосту. Таковых несколько: на Калужско-Рижской линии (через Яузу) и Люблинской (через Пономарку). К метромостам можно отнести и эстакадный участок Арбатско-Покровской линии, проходящий над коллектором Серебрянки. Wikipedia

Это «переходные зоны» для сотовой связи, поскольку здесь дополнительных ретрансляторов не требуется. Иначе дело обстоит под землёй. Причём не только с GSM или CDMA, но и с Wi-Fi. Как уйти под землю, но остаться на связи?..

Подземные развлечения

Даже по среднему расчёту полтора часа в день – это почти половина суток в неделю и примерно двое суток в месяц. Разумеется, хочется как-то убить это время либо избавиться от неприятных мыслей. Кто-то читает книгу или какие-нибудь периодические издания, кто-то смотрит на рекламные постеры и окружающих пассажиров, кто-то занимает себя мобильным телефоном. Именно о последнем виде развлечения в поездке мы и поговорим.

metro ferra

metro ferra

Как показывает практика, почти 90% абонентов сотовой связи используют телефон в метро. Это легко проверить самостоятельно: посмотрите по сторонам – и вы увидите десяток людей с телефонами. Судя по различным исследованиям, более всего популярны голосовые сервисы. И это очевидно. Примерно половина опрошенных болтают в метро. Удовольствие не из приятных, но об этом чуть ниже. Также пользуется спросом система обмена сообщениями SMS и MMS – около четверти опрошенных. Стабильные 5-10% по всем опросам держит мобильный доступ в Интернет, очень может быть, что в большинстве случаев тот же обмен сообщениями – ICQ по GPRS, например. По статистике, все остальные применения мобильного телефона составляют не боле 5%, однако остановимся и на них.

Java-игры

Повсеместное распространение контента в последнее время вызвало настоящий бум подобных развлечений. Ассортимент забав велик, так как игровая промышленность в этом направлении развивается бурно как никогда. Это и классические тетрис и «змейка», и новые жанры – РПГ, бродилки, квесты и прочее. Очень часто можно увидеть людей (особенно молодёжь), увлечённых очередной занимательной игрушкой. Мобильным играм пророчат чуть ли не такое же будущее, как в своё время компьютерным. Совершенствуется графика, геймплей, и, наверное, лет через десять ваш мобильный будет походить на полноценную игровую приставку.

Музыка

В настоящее время технический прогресс позволяет нам экономить на портативных аудиоплеерах – их функции выполняет мобильный телефон. А это значит, что во время поездки в метро нас может сопровождать любимая музыка. Вместимость телефона определяется флэш-картой, которой он оснащён (встроенный массив, как правило, довольно скромен). Сейчас реально сделать из мобильного телефона плеер с 1 Гбайт памяти и даже больше. А этого, поверьте, более чем достаточно. И качество звука будет приемлемым и ничем особо не будет отличаться от того, что обеспечивают предназначенные именно для музыки «собратья» (в шуме метро даже бывалый профи с трудом отличит music-фон среднего класса от топового мультимедиасмартфона).

Книги

Наиболее портативной заменой книжек в метро стали их электронные варианты, умещающиеся в ладони, на которой лежит ваш мобильный телефон. В него можно закачивать целые фолианты, библиотеки. И, соответственно, читать всё это богатство, находясь в дороге. Это очень удобно. Ведь мобильный занимает меньше места, чем какой-нибудь самый средний роман или детектив. Не говоря уже о более монументальных и серьёзных произведениях литературы. И ваша любимая книга будет всегда с вами.

Bluejacking

Технология Bluetooth позволяет нам обмениваться информацией с другими пассажирами в вагоне, если у них есть и включена такая функция в телефоне. Можно послать или получить какое-нибудь изображение, видео, мелодию. Жаль, что пока нельзя устраивать чаты. Тогда бы границы общения расширились.

Камера

Развлечь в поездке может также встроенная камера. Она позволяет нам снимать всё, что мы видим вокруг. Это и заинтересовавшие нас пассажиры (как правило, девушки), и удачные надписи или другие занимательные явления.

Конечно же, нельзя забывать о замечательной возможности находиться на связи во время пребывания под землёй. Разговоры по телефону, отправка SMS, использование мобильного Интернета – всё это доступно современному жителю Москвы. Но лишь на земле, а в подземке?..

Общение под землёй

Сотовые операторы в последние годы активно расширяют покрытие, совершенствуя тем самым сервис для своих клиентов. И не только на земле, но и под ней. Зона покрытия Московского метрополитена растёт. Сейчас уже весь питерский метрополитен охвачен сетью МТС и «Билайна». Москва отстаёт, но не всё так плохо. В пределах Кольцевой линии ловят почти все операторы «большой тройки». За ней же охвачены несколько радиальных линий. Филёвская линия обслуживается почти полностью всеми операторами, кроме станций «Крылатское» и «Молодёжная». МТС покрывает всю Сокольническую и Замоскворецкую линии, кроме «Каширской». В будущем МТС планирует запуск сети на оставшихся станциях, а также на новых станциях метрополитена по мере их открытия. Это касается и Москвы, и Санкт-Петербурга. «Билайн» представлен на многих станциях Таганско-Краснопресненской линии. В общей сложности около половины станций и соединяющих их тоннелей московского метро обеспечены связью «Билайн». Связь доступна также на открытых станциях: «Воробьёвы горы», «Выхино» и «Измайловская». «Скай Линк» пока под землёй не представлен, но рассматривает такую возможность в будущем. Основные усилия прикладываются для того, чтобы обеспечить создание высокоскоростного мобильного Интернета и покрыть связью автомобильные тоннели и длинные пешеходные переходы.

При строительстве сети в метро операторы сталкиваются с определёнными сложностями. Прежде всего из-за того, что метро – «режимный объект»: требуется много дополнительных согласований, и вести инженерные работы там можно в строго ограниченное (ночное) время. Впрочем, к этой ситуации связисты относятся с пониманием.

Говоря о возможности путешествовать по Интернету в подземке, нельзя не вспомнить о новой в последнее время и широко распространяющейся технологии беспроводного Интернета Wi-Fi. Она просачивается и в метрополитен. Правда, пока что в тестовом режиме. Так, сеть беспроводного доступа охватывает «Театральную», «Площадь Революции» и «Охотный Ряд». По завершении всех работ связь будет доступна в переходах, вестибюлях и на эскалаторах этих станций, а вот перегоны не подключаются из-за высокого уровня помех и невозможности обеспечить гарантированную скорость передачи данных. Ожидается, что будет установлено 22 хот-спота, что позволит одновременно работать в сети до 400 пользователям на скорости до 54 Мбит/с, стоимость услуг составит $5 в час.

Итак, как мы видим, в настоящее время, если вы имеете телефон, поездка в метро не будет скучна и однообразна. Мы можем развлечь себя играми, чтением книг, прослушиванием любимой музыки. И даже под землёй мы можем оставаться на связи, быть в курсе событий, происходящих над нами. Прогресс не стоит на месте.

Свои мнения о телефонизации метро и о планах развития этого направления специально для Ferra.ru высказали представители крупнейших операторов сотовой связи.

Кирилл Алявдин, пресс-секретарь (ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС), www.mts.ru)
На сегодняшний день сетью МТС охвачены все действующие станции петербургского метрополитена. В Московском метрополитене сеть МТС работает на всех станциях в пределах кольца, на Кольцевой линии и на станциях ряда других линий метро. В будущем МТС планирует запуск сети на оставшихся станциях, а также на новых станциях метрополитена по мере их открытия. Это касается и Москвы, и Санкт-Петербурга. Предоставление услуг сотовой связи в метро, безусловно, интересно МТС, поскольку этим видом транспорта ежедневно пользуются миллионы жителей Москвы и Петербурга, которые проводят в метро по несколько часов в день. На территории Московского и Санкт-Петербургского метрополитена на всех станциях, где работает сеть МТС, пользователям доступны голосовой сервис, SMS и GPRS в полном объёме.
MTSmetro coverage resize

MTSmetro coverage resize

Как видим, более всего повезло абонентам МТС на Сокольнической, Замоскворецкой, Калининской и Филёвской линиях.

Евгения Демина, менеджер по связям с общественностью Московского региона и Бизнес-сегмента (ОАО «ВымпелКом» («Билайн»), www.beeline.ru)
В настоящее время в Московском метрополитене связью «Билайн» покрыты все станции внутри Кольцевой линии, а также на участках Филёвской и Таганско-Краснопресненской линий. В общей сложности около половины станций и соединяющих их тоннелей московского метро обеспечены связью «Билайн». Для «ВымпелКома» выход в метро был закономерным шагом по развитию своей сети в Московском регионе. Большинство наших абонентов ежедневно пользуются Московским метрополитеном, а наличие связи «Билайн» позволяет им оставаться на связи – совершать звонки, отправлять SMS-сообщения или выходить в Интернет. «ВымпелКом» продолжает работы по покрытию оставшихся станций Московского метрополитена и в перспективе планирует охватить все станции.
Beelinemetro coverage

Beelinemetro coverage

Более всего повезло абонентам «Билайна» на Филёвской, Сокольнической, Замоскворецкой и Таганско-Краснопресненской линиях.

Роман Проколов, советник генерального директора (ЗАО «Соник Дуо» («МегаФон-Москва»), www.megafonmoscow.ru)
Несмотря на то что «МегаФон», как самый молодой оператор, начал развивать сеть в метро совсем недавно, мы уже добились неплохих результатов и постепенно сокращаем разрыв с другими компаниями, которые начали строить сети в метро ещё в прошлом веке. Сегодня мобильная связь для абонентов «МегаФона» организована на большинстве центральных станций и по всей протяженности Кольцевой линии. В планах – развёртывание сети на радиальных станциях в спальных районах. Ключевыми преимуществами проекта «МегаФона» в московском метро являются новейшие технологии строительства сети, которые позволяют обеспечивать связь на платформах, эскалаторах, в переходах и даже в ряде тоннелей с высоким качеством и без лишних затрат. Очевидным преимуществом для абонентов также является возможность не только звонить и обмениваться SMS, но и пользоваться в метро мобильным Интернетом по технологии EDGE.
Megafonmetro coverage resize

Megafonmetro coverage resize

Как видим, более всего повезло абонентам «МегаФона» на Филёвской линии.

Иван Кузнецов, начальник отдела информации и СМИ (ЗАО «Скай Линк»), www.skylink.ru)
В условиях мегаполиса метро действительно играет важную роль в жизни современного делового человека – это подтвердит любой, кому пришлось передвигаться в столичных пробках в час пик на автомобиле. Вместе с тем мы избрали стратегию, которая позволила развивать наше главное конкурентное преимущество – высокоскоростную мобильную передачу данных, благодаря которой уже сегодня мы обеспечиваем своих абонентов мобильным Интернетом на скорости до 2,4 Мбит/с. Мы рассматриваем возможность «спуститься» в метро – но говорить о конкретных планах пока рано. Более актуальная для нас задача – закрыть связью подземные автотоннели (например, в Москве – длинный Лефортовский тоннель) и длинные пешеходные переходы. Решение этой задачи – в планах на следующий год.

Наши тесты подтверждают теорию – к сожалению, абоненты «Скай Линк» обделены связью под землёй и даже не могут пользоваться основным козырем этого оператора – скоростным Интернетом.

Вердикт Ferra.ru

Из всего вышеприведённого несложно резюмировать, что московское метро пока покрыто операторами далеко не полностью, на радиальных линиях вне кольца имеется масса белых пятен. Некоторые операторы не предоставляют услуги связи даже на ряде станций внутри кольца, а CDMA и вовсе не ловится в метро. Ситуация довольно плачевная, а потому москвичи пока не могут оставаться на связи, передвигаясь под землёй. Какому же оператору довериться, если вы планируете часто и помногу находиться в московской подземке? Несложный подсчёт даёт вполне однозначный ответ: МТС. При этом тот же «Билайн» может похвастать, например, приёмом от «Щукинской» до «Автозаводской», и имеется целый ряд станций, на которых нет других операторов, кроме «МегаФона» (например, любимая компьютерщиками «Савёловская»). Если вы подключаетесь к «Скай Линк», учтите, что этот оператор не обеспечит вам связь в метро. В остальном же мы рекомендуем исходить из собственных маршрутов и вышеприведённых схем покрытия. МТС – оптимальный вариант для большинства по более широкому покрытию, однако вполне возможно, что конкретно ваш маршрут не входит в зону этого оператора и больше подходит другой. Что касается Wi-Fi, то о доступности этой услуги в московском метро говорить ещё рановато. По мере изменения ситуации мы обещаем вернуться к данному вопросу. Выбирайте, определяйтесь, но оставайтесь на связи!