Телефон в мешке: что мы на самом деле покупаем?
В ежедневной спешке мало задумываешься о подробностях и нюансах, хотя как раз в них и может заключаться истинный смысл. Особенно это актуально в последнее время: азиатские сборщики OEM (Original Equipment Manufacturer)/ODM (Original Design Manufacturer) почувствовали свои силы и больше не желают работать на Запад. Разумеется, по-настоящему успешных среди них пока немного (например, ASUS), однако тенденция налицо. Раньше рядовые потребители искали на полках продукцию известных брэндов вроде Motorola или Sony Ericsson и даже не задумывались, что в реальности покупают Arima или Compal. Ситуация была выгодна решительно всем трём сторонам. Сборщик получал крупные контракты и соответствующее финансирование, заказчик в конкуренции тесного Востока находил выгодные условия и имел значительную маржу, ну а счастливый потребитель со спокойным сердцем приобретал торговую марку, которой доверяет. Никакого обмана, все чёстно. Разлад случился, как всегда, из-за денег.
Крупнейшие OEM/ODM-производители Тайваня | ||||
Компания | Поставки в 1-м квартале 2006 года | Прогноз на 2006 год | Главный клиент | Дополнительные клиенты |
Compal | 31,8 | 68 | Motorola | NEC, Acer, Fujitsu-Siemens |
Arima | 8,87 | 15-18 | Sony Ericsson | NEC, Sharp, O2 |
CMCS | 3-3,5 | 10 | Motorola | Sony Ericsson |
Quanta | 0,8 | 3 | HP | O2, Toshiba, NEC |
Но прежде об общей ситуации на ODM-рынке мобильных телефонов. Поскольку львиная доля подобного производства имеет отношение к Тайваню, о нём и поговорим. В этом регионе имеются четыре крупных OEM/ODM-производителя телефонов: Compal, Arima, CMCS, Quanta. По отчетам аналитиков, первое место безоговорочно удерживает Compal. Не в последнюю очередь благодаря производству популярных бюджетников Motorola (например, C261). А вот битвы за второе место нешуточные. Компания Chi Mei Communication Systems (CMCS) к началу 2007 года, как ожидается, станет вторым по величине OEM/ODM-производителем на Тайване. По иронии судьбы опередить Arima позволят заказы все той же Motorola (3,2 млн аппаратов C168 и 1,8 млн W220 только за 4-й квартал). Arima планирует поставить на рынок только 4 млн моделей Sony Ericsson (J220i, J230i и Z300i). Quanta, по мнению аналитиков, сохранит за собой четвёртую строчку. Помимо этих брэндов можно отметить и некоторые другие: компания BenQ, которая известна прошлыми ODM-заказами для Nokia и Motorola; Lite-On с производством для Sony Ericsson, LG, Alcatel и прочие. Кстати, помните телефоны МТС – i42 и i43? Так вот это тоже, как ни странно, ODM-заказ компании Arima. В гонке с Lite-On именно этот сборщик получил от Sony Ericsson приоритет в заказах. Lite-On, в свою очередь, работает на благо LG, которая также пользуется услугами Compal. Таким образом, получается просто паутина связей, распутывать которую можно, но бессмысленно. Главное – основные игроки, Compal и Motorola.
Те же тайваньские производители (BenQ Mobile, Gigabyte Communications и т.д.) стали уже достаточно значительными игроками, чтобы самостоятельно выйти на мировой рынок. У них это неплохо получилось, затея действительно увенчалась успехом. Рядовые ODM/OEM-сборщики не спешат покорять мир, реально оценивая свои силы. Более того, имеет место и обратная тенденция. Ограниченные в возможностях повышения продаж собственной продукции, тайваньские производители возвращаются к ODM/OEM или ищут консолидации.
По примеру весьма успешной бизнес-модели тайваньской High Tech Computer (HTC) такие местные производители, как Gigabyte Communications, Kinpo Electronics, E-Ten Information Systems и Mitac International, начали работу на мировом рынке под собственными брэндами. Однако они столкнулись с неутешительными реалиями, а также с техническими барьерами вроде малой популярности 3G.
Яркий пример – Kinpo Electronics (именно он производит модель W5 для российской Rover Computers), который выпустил свой первый брэндовый продукт, iDo S600, в третьем квартале 2005 года, решил недавно вернуться к OEM-бизнесу, консолидировавшись с Cal-Comp Electronics из Таиланда.
Что же до вышедшей недавно на российский рынок Gigabyte Communications и известной у нас своими ТВ-коммуникаторами g-Smart, то и эта компания решила обратиться к операторскому бизнесу после предложения O2, которая потеряла своего поставщика в лице HTC. Кстати, судя по слухам, часть штата Gigabyte Communications после этого решения руководства перешла к другому известному тайваньскому производителю – Inventec Appliances. Эта компания интересна тем, что именно она не раз выполняла заказы знаменитой Palm Inc. Однако ещё интереснее, что именно она занялась выпуском коммуникатора Mercury для i-mate, которая обратилась к данному сборщику после разрыва с HTC. Модель больше известна как JAQ.
Ситуация с i-mate и вовсе примечательна. Компания уникальна, да и создана она Джимом Моррисоном (Jim Morrison), который участвовал также в разработке первого коммуникатора HTC. i-mate (тогда еще Carrier Devices) способствовала оптимизации логистики HTC, однако не являлась ни дочерним предприятием, ни оператором, что делало её единственной в своем роде. На данный момент после разрыва с HTC у компании в «портфолио» уже два устройства. По поводу JAQ на одной из европейских конференций у Моррисона даже спросили: «Почему ваш коммуникатор такой громоздкий?» На что он без промедления ответил: «Мы позиционируем его как корпоративное решение, он не предназначен для работы вне офиса». Согласитесь, забавно. Но ещё забавнее, что помимо JAQ у i-mate имеется SPL. Последний разрабатывался и производится TechFaith Wireless, которая больше знакома нашему потребителю в связи с маркой Voxtel.
Именно TFW является оригинальным производителем W210 – первого «умного» телефона данной марки. В недавнем прошлом это небольшое дизайн-бюро в Пекине. Их никто не знал, потому что они работали на другие брэнды – на Kinpo, например. Теперь же, когда доход за минувший год уменьшился вдвое из-за оттока заказов, у компании просто не было выбора. Проблема в том, что сказать и сделать – это разные вещи. Посмотрите на тот же W210. Не находите сходства с Nokia и Motorola? А i-mate JAQ не напоминает Moto Q? А SPL не смахивает на RAZR? Много сходств, потому что нет собственных идей. Однако не это самое страшное. Дело в том, что сейчас у Voxtel будет два потенциальных бестселлера от TFW: W210 и W740. Первый не умеет работать с русскими именами в адресной книге, второй в своем предрелизном виде не позволял сделать хард-резет. Хотя «на бумаге» всё выглядит просто отлично.
К слову, Voxtel – торговая марка для России, а на этом рынке W210 конкурирует с M5 от Rover Computers. Да, правильно, M5 – это тоже плод ODM. Оригинальным производителем модели является Chi Mei Communication Systems (CMCS). Она производила и первый «русский» Windows-смартфон RoverPC M1, её же авторства и первый «русский» КПК от Rover Computers. Как мы упоминали, коммуникаторы Rover Computers тоже отечественные только по статусу компании. В действительности W5 изготавливается Kinpo, а S5 делает Lenovo. Большинство же «русских» наладонников для Rover Computers произведены вышеупомянутой Mitac International. В ближайшее время на рынок выйдет G5. Оригинальным производителем модели является Quanta Computer – известный ODM-сборщик ноутбуков. Кроме последних компания выпускает также коммуникаторы, телефоны и прочую электронику. По сути, именно этот производитель сейчас может занять место ушедшей в собственный брэнд HTC.
Как видим, «клубок» OEM и ODM можно раскручивать бесконечно. Самостоятельных брэндов, успешно вышедших из него на мировой рынок, не так много, их можно пересчитать по пальцам. Причём тут главное не запутаться в сетях пиара. Например, компания «Вобис», активно продвигающая Mio (Mitac International), браво рапортует о лидерстве своего подопечного на российском рынке коммуникаторов, заявляя о доле примерно в 40%. Достаточно вспомнить, что у Mio лишь две модели, различающиеся только дизайном, чтобы понять явное лукавство таких оценок. Куда успешнее выглядит HTC. Впрочем, исключение в данном случае отнюдь не безосновательное – бизнес-политика данного производителя выстраивалась не один год. Выход на мировой рынок под собственным брэндом не был сиюминутной слабостью или попыткой в одночасье завоевать мировое господство. Монархия строилась долго, всё подготовлено и выверено. В итоге от самодержавия осталось только название, HTC демократически подошла к вопросу. Операторский бизнес не исчез в один момент, представители компании встречались с каждым из клиентов отдельно, обсуждали и договаривались. Не было единого правила, жёстких требований и прочих ультимативных методов. HTC очень гибко подошла к крайне непростому вопросу и в итоге получила желаемое.
Резюмируя наш небольшой экскурс в мир OEM и ODM, отметим, что именитый брэнд, разумеется, и в будущем будет играть существенную роль при выборе аппарата, однако наличествует тенденция постепенного смещения акцента на другие критерии. В любом случае, известная марка – это не всегда качество, зато всегда сервис. При покупке данный момент кажется второстепенным, однако случись что, это уже не будет мелочью. Кроме того, сервис не ограничивается лишь ремонтом, это полноценная поддержка производителем, которая включает в себя целый ряд бонусов. Обычно об этом не задумываются, предпочитая старожила новичку по инерции, однако именно в этом и заключается основной плюс A-брэндов. Более подробно о возможных подводных камнях при покупке телефона мы расскажем в одной из ближайших публикаций на Ferra.ru.