Телефоны в кино: какой мобильник у Бонда и кому обычно звонит Крофт?
На сегодняшний день продакт-плейсмент гораздо эффективнее обычной рекламы по многим причинам. Но главное его достоинство в том, что он ненавязчив. Торговые марки ловко «вплетаются» в сюжет фильма, не раздражая зрителя. А после просмотра картины многим наверняка захочется купить именно такие часы или именно такой мобильник, какими пользовались, к примеру, Нео или Джеймс Бонд.
Продакт-плейсмент в зарубежном кино
Сначала рассмотрим скрытую рекламу в иностранном (в первую очередь, конечно, в американском) кино. Впервые опыт продакт-плейсмента был использован в США ещё в 1930-е годы, в мультфильме про моряка Попая. Этот мультяшный герой в больших количествах ел шпинат, придававший ему невиданную силу. В результате спрос на этот продукт в США невероятно вырос.
Мобильные телефоны начали активно рекламироваться в зарубежных кинофильмах не так давно, лет 10-15 назад. Сегодня объём скрытой рекламы этих устройств просто огромен. Каждый год в прокат выходят десятки фильмов, в которых мобильники составляют важную часть сюжета и демонстрируются чуть не в каждом кадре.
Мы рассмотрим лишь несколько самых любопытных примеров продакт-плейсмента мобильников в современном кино.
Sony Ericsson
Одна из крупнейших компаний по производству мобильных устройств, Sony Ericsson уже давно привыкла демонстрировать свою продукцию в самых дорогостоящих голливудских проектах. Шведско-японские трубки можно увидеть в таких лентах, как «Сайлент-Хилл», «Лара Крофт: Расхитительница гробниц», «Ванильное небо» и т.д.
Недавно компания провела очень успешную акцию продакт-плейсмента в нашумевшем фильме «Код да Винчи». Все мы помним, какая шумиха сопутствовала выходу этой картины. Фильм сопровождали жаркие споры, запреты, протесты, выступления религиозных деятелей… Весь этот шум не мог не привлечь в кинозалы толпы зрителей по всему миру. Конечно же, этот чисто коммерческий фильм оказался буквально напичкан брендами. Их представлено в ленте более двадцати, включая Peugeot, Rolex, Sony и т.п. Трубки Sony Ericsson появляются в кадре не очень уж часто, зато в фильме представлено целых семь новейших моделей, например K600, P910, Z300.
Но самый мощный эффект вызвала реклама телефона Sony Ericsson Z530i (The Da Vinci Code Edition). Сам телефон в фильме не показан, его просто рекламировали вместе с картиной. Трубка повторяет имидж романа и фильма. Портрет Джоконды, буквы DC на корпусе, бархатисто-чёрные панели – всё это, безусловно, привлекает поклонников фильма и книги. Поэтому «закодированная» версия Sony Ericsson Z530i мгновенно стала хитом продаж по всему миру. Обычный Z530i, по сути, ничем не отличается от The Da Vinci Code Edition, кроме дизайна, однако его популярность гораздо ниже.
Ещё одна крупная акция продакт-плейсмента компании Sony Ericsson – это, конечно же, знаменитый сериал о Джеймсе Бонде. Бондиана уже много лет слывет настоящим символом продакт-плейсмента. В фильмах об агенте 007 размещали свою рекламу такие компании, как BMW, Smirnoff, Omega, Martini и т.д.
К новому фильму о похождениях Бонда, «Казино Рояль», приурочен релиз нового телефона Sony Ericsson K800i James Bond Silver Special. Это тоже своего рода limited edition, как и в случае с «Кодом да Винчи». Трубка выпущена в «серебряном варианте», в неё уже «забиты» обои с Джеймсом Бондом, трейлер, а также мелодии из нового фильма.
В связи с бондианой хочется вспомнить очень удачную скрытую рекламу смартфона Ericsson R380 в фильме «Завтра не умрёт никогда» 1997 года.
С помощью этой прогрессивной по тем временам трубки Бонд управлял своим роскошным BMW 750 iL. В смартфоне имелась специальная панель, по которой нужно было водить пальцем, чтобы автомобиль двигался, а на маленьком экране в это время демонстрировался вид с места водителя. Таким образом, в фильме этот смартфон служил ещё и сверхсовершенным пультом дистанционного управления машиной.
Nokia
Финская компания Nokia ничем не уступает Sony Ericsson по части продакт-плейсмента. Трубки Nokia можно увидеть в фильмах «Дневник Бриджит Джонс», «Миссия невыполнима – 3», «Мистер и миссис Смит» и др. В таких блокбастерах, как «Ангелы Чарли» и «Пароль «Рыба-меч», были представлены самые передовые модели телефонов Nokia: 8210, 8850, 9110. Кроме того, именно Nokia сегодня активнее всего занимается продакт-плейсментом в российском кино, однако об этом речь ещё впереди.
Мобильники Nokia 8110 и Nokia 7110 получили огромную популярность благодаря картине «Матрица». Вспомните, какой бешеной популярностью пользовался этот хай-тек-боевик, доверху напичканный просто ошеломляющими по тем временам компьютерными спецэффектами. Фильм стал своеобразным гимном новым цифровым технологиям, а финские телефоны очень удачно «вплелись» в этот футурологический «парад техники». После выхода «Матрицы» спрос на «телефон Нео» стал просто огромным.
Хочется упомянуть и ещё один футурологический боевик, в котором фигурируют трубки Nokia. Это фильм Стивена Спилберга «Особое мнение». В картине размещено большое количество интересного продакт-плейсмента. Например, компания Lexus специально для этого фильма создала модель автомобиля SC 430, стоившую 62 тысячи долларов США. Самое любопытное, что эта модель не поступала в продажу, она была предназначена только для фильма.
Nokia не отстала от Lexus и потратила около двух миллионов долларов США на создание специального футурологического оборудования, которое используют герои картины. Картина рекламировала коммуникатор Nokia 9290, вышедший в мае 2002 года, одновременно с фильмом.
Samsung
Корейская фирма Samsung тоже не упускает возможности разместить свою рекламу в кассовых блокбастерах. Телефоны этой компании можно увидеть в «Возвращении Супермена», «Отступниках», второй и третьей частях «Матрицы».
Герои фильмов «Матрица: Перезагрузка» и «Матрица: Революция» сменили свои мобильники Nokia именно на Samsung. После выхода второго фильма о похождениях хакера Нео в продажу поступил специальный вариант телефона Samsung SPH-N270 под названием Samsung Matrix Phone. Как и финская Nokia, корейские производители не прогадали: «матричные» трубки Samsung после выхода фильма имели огромный успех. Как и в случае с James Bond Silver Special от Sony Ericsson, эта модель содержит меню с кадрами из фильма, а также обои, трейлеры, игры с этой тематикой.
Ещё один блокбастер, для которого компания Samsung постаралась на славу, – это «Возвращение Супермена». В картине размещены далеко не только телефоны и коммуникаторы этой фирмы. Город Метрополис, где происходит действие фильма, буквально пестрит продукцией с логотипом корейской компании. Всего в картине о Супермене появляется 274 вида продукции Samsung (!), от LCD-мониторов и принтеров до сотовых телефонов и факсов.
Motorola
По объёму продакт-плейсмента в зарубежном кино явно лидирует американская Motorola. Её продукцию можно заметить чуть не в каждом втором голливудском блокбастере. Телефоны этой марки появлялись в таких картинах, как «Брюс Всемогущий», «Сокровище нации», «Переводчица», «Остин Пауэрс: Голдмембер» и т.д.
Одно время Motorola даже потеснила Sony Ericsson в сериале о Джеймсе Бонде. В фильме «И целого мира мало» агент 007 не только использует телефоны этой марки, но и бродит по заводу Motorola в Суиндоне (Великобритания). Продюсеры фильма решили провести на фабрике часть съёмок, видимо, впечатлённые её очень современным и необычным видом. В картине «И целого мира мало» представлено несколько телефонов Motorola, среди них модель v3688.
Из недавно прошедших в прокате фильмов с продакт-плейсментом Motorola можно также отметить картину «Тайные агенты» с Моникой Беллуччи, где представлена модель T720, и фильм ужасов «Хостел», в котором можно увидеть телефон Motorola RAZR V3. Из совсем новых фильмов можно выделить «Дьявол носит Prada» с Мерил Стрип, где рекламируется та же модель – RAZR V3.
Также Motorola активно представляет свою продукцию в популярных телесериалах. Например, в криминальном сериале «Клан Сопрано» (который и нашему зрителю хорошо знаком) демонстрируется модель V600, а в сериале «Секс в большом городе» вообще представлена целая серия самых разных моделей мобильников марки Motorola.
Теперь представим вашему вниманию таблицу с указанием, какая компания в каких зарубежных фильмах разместила свою рекламу (в таблице только наиболее популярные фильмы, хорошо известные нашему зрителю, и четыре основные компании, так называемая «большая четвёрка», которые мы только что рассмотрели).
Motorola | «Остин Пауэрс: Голдмембер», «Дом большой мамочки – 2», «И целого мира мало», «Брюс Всемогущий», «Соучастник», «Хостел», «Убить Билла – 2», «Правила съёма: Метод Хитча», «Миссия невыполнима – 3», «Сокровище нации», «Город грехов», «Превосходство Борна», «Отступники», «Переводчица», «Ванильное небо», «ХХХ», «Война миров», «Дьявол носит Prada», «Тайные агенты» |
Nokia | «Матрица», «Дневник Бриджит Джонс», «Соучастник», «Особое мнение», «Мистер и миссис Смит», «Миссия невыполнима – 3», «Комната страха», «Пароль «Рыба-меч», «Терминатор-3: Восстание машин», «Превосходство Борна», «Автостопом по галактике», «Перевозчик-2», «Война миров», «Любовь по правилам и без…» |
Samsung | «Дом большой мамочки – 2», «Блейд-2», «Дневник Бриджит Джонс», «Сквозные ранения», «Мистер и миссис Смит», «Телефонная будка», «Сахара», «Человек-паук», «Возвращение Супермена», «Отступники», «Матрица: Перезагрузка», «Матрица: Революция», Ванильное небо |
Sony Ericsson | «Ангелы Чарли: Полный вперёд», «Умри, но не сейчас», «Правила съёма: Метод Хитча», «Обитель зла: Апокалипсис», «Сайлент-Хилл», «Код да Винчи», «Лара Крофт: Расхитительница гробниц», «Ванильное небо», «Казино Рояль», «Завтра не умрёт никогда» |
Обратите внимание, что в некоторых фильмах присутствует продакт-плейсмент сразу нескольких компаний. Например, в картине «Дневник Бриджит Джонс» рекламируется как Nokia, так и Samsung, а в фильме «Правила съёма: Метод Хитча» размещена продукция Sony Ericsson и Motorola.
Продакт-плейсмент в российском кино
В отечественном кинематографе продакт-плейсмент появился относительно недавно. Первая русская картина со скрытой рекламой вышла в 1993 году. Это был фильм Эльдара Рязанова «Предсказание». Для этой ленты была написана специальная сцена, в которой герой Олега Басилашвили дарит своей возлюбленной французские духи. При этом крупным планом демонстрируется флакон и звучит название духов. Эта была первая оплаченная реклама в нашем кино. При советской власти тоже существовал своеобразный продакт-плейсмент, но это был просто-напросто госзаказ. К примеру, фильм «Приключения итальянцев в России» рекламировал автомобиль ВАЗ 2101 (знаменитую «копейку»), а картина «Спортлото-82» пропагандировала то, что указано в самом её названии.
К концу 1990-х годов продакт-плейсмент в нашем кино стал постепенно набирать обороты. Его можно увидеть в таких лентах, как «Особенности национальной охоты» или «Любить по-русски – 3».
Активная реклама мобильников в отечественных фильмах началась всего несколько лет назад. Первый фильм, в котором сотовые телефоны не только мелькают в кадре, но и составляют важную часть сюжета, это «Антикиллер-2» Егора Кончаловского. За «Антикиллером» последовал «Побег» того же Кончаловского, в котором мобильники также играют важную роль.
Но самое большое количество скрытой рекламы можно увидеть в блокбастерах «Дневной дозор» и «Ночной дозор». Рассмотрим их поподробнее.
«Дозоры»: Nokia и МТС
Фильм Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор» почти весь состоит из продакт-плейсмента. Тут рекламируется почти всё – от кофе Nescafe до пельменей «Сам Самыч». Однако самую яркую рекламу в фильме устроили компания Nokia и сотовый оператор МТС. У всех героев фильма телефоны исключительно марки Nokia, а в конце картины весь город буквально вспыхивает неоновой рекламой МТС.
В «Дневном дозоре» продакт-плейсмент внедрён гораздо мягче, он совсем не так агрессивен, как в первом фильме. Рекламируемый телефон Nokia 9950 появляется в кадре ненадолго, подчас даже без логотипа. А реклама МТС в «Дневном дозоре» получилась и вовсе не такой уж явной: просто на экранах мобильников героев все номера набираются с префиксами 910 и 916.
«Не родись красивой»: еще раз Nokia
Компания Nokia продемонстрировала свою продукцию и в популярном сериале «Не родись красивой», показанном на канале СТС. В этом фильме представлен целый ряд мобильников Nokia; кроме того, пользователи финских трубок могут за определенную плату закачать в свой телефон многочисленные мелодии из фильма. Примечательно, что мелодии и звонки с этой тематикой предназначены именно для телефонов Nokia. Недавно появилась и Java-игра «Не родись красивой», которая тоже создавалась для трубок финской марки.
«Питер FM»: Samsung
Интересный пример продакт-плейсмента можно увидеть в романтической комедии «Питер FM», недавно прошедшей в нашем прокате. Здесь имеет место так называемый product-playing, то есть сотовый телефон неразрывно связан с сюжетом фильма и становится как бы ещё одним главным героем. По сути, весь сюжет картины построен на том, что одна девушка теряет свой мобильник Samsung E800, а затем эту трубку находит молодой человек и стремится вернуть телефон его законной владелице.
По ходу этой незамысловатой истории демонстрируются все основные функции модели E800. В фильме есть и так называемый вербальный продакт-плейсмент. В одном эпизоде герой говорит такую фразу: «Я тебе новый Samsung подарил», делая при этом ударение именно на слово Samsung. «Питер FM» – хороший пример ненавязчивого, но активного продакт-плейсмента.
Вердикт Ferra.ru
Итак, продакт-плейсмент в мировом кино становится всё более и более распространённым. Скрытая реклама уже давно доказала свою действенность, и многие компании готовы платить миллионы долларов за размещение своей продукции в крупнобюджетном фильме. Продакт-плейсмент становится всё более «мягким» и ненавязчивым, он совсем не отвлекает и не раздражает зрителя, в отличие от традиционной рекламы.
Что же касается мобильных телефонов, то без них уже не обходится ни один фильм о современности. Мобильники уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни, а соответственно, и жизни героев экрана. Сотовый телефон или коммуникатор часто помогает герою того или иного фильма выпутаться из сложной ситуации, а иногда (как в «Питере FM») даже найти свою любовь.
В Голливуде технология продакт-плейсмента уже давно поставлена на поток. Многие картины только для того и делаются, чтобы продемонстрировать зрителю феерический ряд новомодных брендов. В отечественном кино постепенно наблюдается та же тенденция. Как ни крути, общество потребления диктует свои законы, от которых никуда не деться. В любом случае, каким бы ни было отношение зрителей к скрытой рекламе, нужно признать один факт: кинематограф уже давно принял продакт-плейсмент и теперь неразрывно с ним связан.