3GSM World Congress 2007, часть IV: за кадром крупного плана
За мишурой премьер A-брендов, их громких слоганов и соответствующих бюджетов на рыночное продвижение можно было заметить целый ряд небольших азиатских компаний, представивших в Барселоне свои решения. Каждое из них имело какую-то уникальную особенность, многие были откровенно слабыми и не выдерживали совершенно никакой критики. Даже странно, что люди нашли какой-то только им понятный смысл представлять это на столь значительном уровне. Вместе с тем попадались и весьма примечательные премьеры. Таких, правда, было абсолютное меньшинство. Сейчас мы не станем разбирать по косточкам все новинки подобного плана, поскольку многие из них никогда не появятся на российском рынке, а вот на общей тенденции остановимся. Самая главная – возможность установки двух SIM-карт.
Почти все производители подобного рода представили как GSM-модели, так и комбинированные аппараты с поддержкой GSM и CDMA. Последние менее интересны, поскольку в России в ближайшее время поступит в продажу анонсированный ещё в прошлом году Ubiquam U520, работающий с двумя стандартами. А вот мобильники со встроенной возможностью работы одновременно в двух сетях GSM уникальны пока для нашего рынка, готовые продукты появятся лишь к третьему кварталу текущего года.
Модели от Tinno – яркий пример новой тенденции. Вместо привычных кнопок отмены и приёма звонка они имеют две клавиши для совершения вызова для каждой из SIM-карт. Вы просто набираете номер, а потом нажимаете кнопку, соответствующую выбранному оператору. Запутаться при этом довольно сложно, поскольку на экране горят названия операторов с цифровым индексом. Им же наделены, кстати, и статусные полоски сигнала в левом верхнем углу. Их одновременно две, но они независимы. К сожалению, пока неясно, под каким брендом решения Tinno будут поставляться в Россию, но переговоры с рядом партнёров уже ведутся.
По предварительной информации, сразу несколько брендов «большой четвёрки» представят свои вариации на тему в конце этого – начале следующего года. Первой, как ожидается, отчитается Samsung.
Было представлено в Барселоне и бесчисленное количество самых разнообразных аксессуаров. Тут вам и банальные мешочки-пакетики всех цветов радуги, и перламутровые гарнитуры со стразами, и вообще непонятного предназначения премудрости исключительно fashion-направленности. К нашему удивлению, именитых изделий было немного. А было бы интересно увидеть запонки Bvlgari со встроенным микрофоном или часы Glashutte Senator с индикацией состояния. Видимо, настоящий luxury пока не для рынка аксессуаров, по крайней мере не для его массовой части на 3GSM World Congress 2007. А жаль.
Отметим также рынок сервисов и услуг, в этом году он был широко представлен на испанской выставке. Интересного провайдеры презентовали немало, однако наиболее примечательным нам показался язык Zlango – по сути, смесь SMS и MMS, с перспективой запуска в России в ближайшее время. Создатель нового типа мобильного общения Йоав Лорк (Yoav Lorch) поделился с нами оптимистичными планами: уже в этом году Zlango планируется опробовать на практике с МТС, «МегаФоном» и «Вымпелкомом», с которыми начались переговоры ещё в 2006-м. Ну а суть новинки в том, чтобы использовать вместо слов рисунки, небольшие картинки, описывающие простейшие действия, эмоции и мысли. С технической точки зрения нововведений минимум – для передачи графического послания используется обычное SMS-сообщение, а картинки видны на всех телефонах, поддерживающих минимум 4000 цветов. Кстати, эти сообщения называются ZMS – по аналогии с SMS.
Zlango – это 200 иконок, которые входят в 9 категорий, чего, по мнению г-на Лорка, более чем достаточно для полноценного общения. Интересен тип распространения – наравне с привычным скачиванием мидлета с сайта присутствует ещё такое: дистрибутив распространяется как вирус, от пользователя к пользователю, то есть достаточно, чтобы вам кто-нибудь прислал ZMS, и сразу будет предложено загрузить 64-килобайтный пакет с программой. Принцип не нов – вспомним хотя бы обмен картами и прочим контентом в многопользовательских забавах. Основной целевой аудиторией Zlango являются пользователи в возрасте от 8 до 28 лет, что вполне справедливо – по нашему мнению, у молодёжи новый язык вполне может быть востребован. Это забавно и необычно. Подробнее – на сайте компании.
В 2007 году конгресс посетили более 60 000 человек, а общая экспозиция была представлена 1 300 стендами. Формат непосредственно выставки при этом сохранился, как и основная её суть, а вот процесс изменился. Теперь сделан серьёзный акцент на сервисах и услугах, даже появились Mobile Entertainment и Content Zone, а также Demonstration Stage. В части самого конгресса перемен ещё больше. Теперь он состоит из пяти ключевых сессий лидеров крупнейших операторов, вендоров и контент-провайдеров мира. Каждый день состоит из трёх основных направлений. Если Mobile Entertainment Summit и Technology Symposium уже были в прошлом году, то CEO Strategies for Growth появилось только в этом. Данный вид общения подразумевает выступление спикера C-уровня по ключевым вопросам индустрии, включая конвергенцию, структуру рынка, сегментацию, развивающиеся рынки и стратегию IP-сервисов. Усовершенствован в этом году и Innovation Forum – было решено вернуться к практике представления наиболее инновационных компаний и их продуктов, которые успели объявить о себе до GSMA Innovation Award (награду Best GSM Mobile Handset or Device в этом году получил Samsung D900, а Best 3GSM Mobile Handset or Device – Sony Ericsson K800, Best Ultra Low Cost Handset – MOTOFONE F3 от Motorola). Появились также Business Operations Seminar и CMO Forum. В остальном всё по-старому, как и в прошлом году.
Из игроков на рынке решений для сетей связи следующего поколения отметим стенд компании Huawei Technologies Co., Ltd. Это лидер своего сегмента, и на выставке данный производитель был представлен соответственно. Вряд ли массовый потребитель в России знаком с этой компанией, однако даже у нас Huawei имеет огромный штат сотрудников и поставляет телекоммуникационные решения для операторов на отечественном рынке.
Компания представила первый в мире HSUPA USB-модем E270 и стильный 3G-телефон U120, созданный специально для любителей музыки. Анонс обеих новинок не столь значителен для российского рынка, однако в Европе он вызвал немалый интерес. Благодаря поддержке технологии HSUPA скорость передачи данных от абонента для E270 достигает 2 Мбит/с, при этом скорость HSDPA в нисходящем канале составляет 7,2 Мбит/с. Телефон U120 позиционируется как стартовая модель, выпуск которой должен подтолкнуть развитие рынка 3G путём популяризации мультимедийных 3G-услуг и приложений. На проведённой в рамках выставки пресс-конференции Huawei рапортовала о том, что ежегодный прирост продаж выпускаемых маркой аппаратов за последние три года составил 100 процентов. В 2006 году мировой объём продаж её терминалов превысил 27 млн экземпляров.
Из производителей чипов для мобильников на выставке особенно насыщенно был представлен стенд Texas Instruments. Те же процессоры OMAP всё чаще встречаются в мобильных устройствах, и, как нам пообещали, к 2008 году заказы в штучном выражении обгонят аналогичные показатели Intel в том же сегменте.
Ещё два обещания нам дали на стендах Infineon и SiRF, которые, надеемся, в представлении не нуждаются, это лидеры в производстве компонентов для модулей камер и GPS-чипов соответственно. Судя по информации из первых рук, уже в следующем году мы увидим на рынке камерофоны с автофокусом в корпусе толщиной менее сантиметра (вопреки сложившемуся мнению подобные технологии уже существуют, они готовы к массовому запуску, но пока не реализованы в готовых продуктах по маркетинговым соображениям – ситуация аналогична VGA-дисплеям в коммуникаторах). Что до спутниковой навигации, то в следующем году мы увидим телефоны с GPS-модулем, которые будут в состоянии определять местоположение даже в помещении.
Напоследок – о вкусном. Если в производстве графических решений для настольных систем и ноутбуков NVIDIA ещё спорит с ATI, то на рынке мобильников данный производитель явно лидирует. Решения конкурента менее интересны, что доказал и прошедший 3GSM World Congress 2007, на котором NVIDIA представила свой первый процессор приложений для мобильных устройств – GoForce 6100.
Характеристики GoForce 6100 выглядят впечатляюще. Из наиболее примечательного отметим аппаратное ускорение обработки мультимедиа и криптографических алгоритмов. Решение базируется на ядре ARM1176JZ-S с частотой 250 МГц. И это всё при вдвое меньшем энергопотреблении, чем у ближайших аналогов. Поддерживается работа с камерами до 8 Мпикс, а также ОС Linux, Windows CE 5.0, Windows Mobile. Также в ходе 3GSM World Congress NVIDIA продемонстрировала работу графического интерфейса Khronos OpenKODE 1.0, обеспечивающего одновременную работу нескольких приложений в оконном режиме, аппаратно-ускоренное наложение полупрозрачных окон, 3D-интерфейс с эффектами перехода. Таким образом, развитие мобильников действительно идёт по пути компьютеров, и совсем скоро мы на практике увидим возможность обработки сложных графических элементов.