Мэдс Винблад о Nokia Nseries и не только: от туалетной бумаги к N95
Финская Nokia ещё в 1988 году была крупным производителем туалетной бумаги, резиновых сапог и прочих совершенно далёких от телекоммуникаций вещей. Сегодня это мировой лидер по производству средств связи. В 2005 году в Амстердаме финны официально объявили о создании нового суббренда Nseries, который на данный момент включает в себя продвинутые аппараты мультимедийной направленности. В частности в неё входит и нынешний флагман линейки N95 (читайте наш обзор этой модели), с которым и прилетел в Москву вице-президент по продажам Nokia Multimedia в регионе EMEA г-н Мэдс Винблад (Mads Winblad) на Nokia Nseries Roadshow. Он любезно согласился дать интервью для читателей Ferra.ru. Этим материалом мы продолжаем нашу прошлогоднюю беседу о Eseries.
Пару десятков лет назад главными продуктами Nokia были целлюлоза и резина (более 50% от общего выпуска), хотя немногие об этом вспомнят сегодня. Возможно ли, что ещё через пару десятков лет о Nokia как о производителе телекоммуникационного оборудования также будут вспоминать немногие?
Действительно, у Nokia богатая история. Совсем недавно мы даже туалетную бумагу производили. Теперь вот N95 делаем. Неплохой прогресс, согласитесь. Если же серьёзно, то вы абсолютно правы – Nokia станет совершенно другой компанией, но даже скорее, чем вы ожидаете, уже через десять лет. Мы сфокусируемся на интернет-сервисах. Уже сегодня наши предложения в части навигации, музыки и прочего активно развиваются. Совершенно уверенно могу утверждать, что Nokia будет интернет-компанией. Вместе с тем телекоммуникационный рынок мы не оставим.
Ранее говорилось, что линейка Nseries уже сегодня способна выполнять функции iPhone. Уточните, какая модель имелась в виду.
Мне кажется, ценность Apple iPhone сильно преувеличена, хотя мы опредёленно рады новому игроку на рынке интеллектуальных решений. Что касается конкуренции с Nokia, то уже сегодня любой наш мультимедийный компьютер не только способен выполнять функции iPhone, но и серьёзно их превосходит благодаря возможности установки стороннего ПО. Да, у этого смартфона Apple интересный дизайн, сенсорный экран, который, кстати, ещё неизвестно, насколько хорош, и… Что ещё? У них нет главного – открытой ОС, которая имеется у Nokia Nseries. По нашему мнению, это нишевой продукт. Для массовых продаж нужна продуманная концепция. У Apple её нет.
Планирует ли Nokia развитие продуктов с сенсорным экраном? Есть ли в отсутствии защитного стекла у N95 намёк на скорое появление подобных моделей в Европе?
Мы работаем в этом направлении, но на данный момент создать удобный и эффективный тачскрин не представляется возможным. Давать какие-либо обещания и прогнозы рано. Конкретных планов именно сейчас пока нет. При этом говорить, что в ближайшие несколько лет совершенно точно ничего не появится не совсем корректно. При решении, какой же будет экран, мы ориентируемся не на «крутость», а в первую очередь на целесообразность. Именно поэтому даже размера диагонали дисплея N95 (2.6” – прим. ред.), по нашему мнению, недостаточно для комфортной работы с тачскрином. Изначально та же Microsoft в качестве минимальной планки ориентировалась на карманные компьютеры с дисплеем диагональю 3,5”. Современное поколение коммуникаторов на Windows Mobile с экранами 2-3” – это компромисс, который не способствует позитивному восприятию платформы. Мы должны учитывать не только требование дизайна (компактность), но и требование эргономики (достаточный физический размер дисплея). Пока сделать это корректно нет возможности.
Как насчёт планов Nokia касательно Windows-смартфонов? Будут ли пущены в производство разработанные прототипы уже существующих моделей Nseries на программной платформе Microsoft? Слухи подтверждались на высоком уровне, в частности компанией HTC в одном из интервью для Ferra.ru.
Мы не комментируем слухи, но и абсолютно категорично заявить, что таких разработок нет, я не могу. Зато могу с уверенностью утверждать, что мы не планируем использование платформы Windows Mobile в обозримом будущем. В наших устройствах пока будут только Symbian и Linux. Вместе с тем мы сотрудничаем с Microsoft по программному наполнению, в частности DRM. Хотя ранее Nokia действительно соперничала с этим американским гигантом. Теперь же было принято решение строить рынок интеллектуальных решений совместными усилиями. По данной договоренности мы и сфокусировались на уже имеющихся в нашем портфолио программных платформах.
Сейчас аппараты Nokia для России собираются на заводах в Финляндии, Венгрии и Германии. Планируется ли создание завода в России?
Открытие завода – это стратегическое решение, основанное на бизнес-эффективности. В настоящее время в России таких условий нет, а потому открывать производство телекоммуникационной продукции в этом регионе мы не планируем. Поставки на ваш рынок будут и далее осуществляться из названных стран. По крайней мере в ближайшем будущем.
Планируется ли развить имиджевое направление смартфонов (в частности имеется в виду модель N76)? Возможно, с применением необычных материалов...
Мы продолжим выпуск тонких компьютеров Nseries, это перспективное направление. Разумеется, данные модели не будут столь функциональны, как N95, – к примеру, камера будет на 2 Мпикс, со временем – на 3 Мпикс. Однако подобное направление Nokia, несомненно, будет развивать. Просто главным из приоритетов для них мы сделаем дизайн. Это будет fashion для Techi. А вот применение металла и прочих необычных материалов мы отводим Vertu. Иначе бы наши смартфоны были слишком дорогими для массового рынка.
Увидим ли мы продукты Nseries в защищённых корпусах, как 5500 Sport?
Это другой сегмент. Продуктов серии Multimedia в пылевлагозащищённых корпусах ожидать не стоит, по крайней мере в обозримом будущем. Наша модель 5500 Sport уникальна для рынка на данный момент, это одно из немногих предложений в сегменте (особенно после ухода Siemens). Защищённые мобильники – довольно нишевой продукт с небольшой потенциальной аудиторией. Мы планируем, разумеется, развитие направления, но вне Nseries и не так активно.
Мультимедиа требуют соответствующих ёмкостей носителей для хранения. Будет ли продолжено использование винчестеров (например, как в N91)?
Да, мы рассматриваем этот тип носителя как один из наиболее перспективных, для наших музыкальных продуктов в особенности. Уже в этом году вы увидите продолжение идеи. Однако мы не намерены забывать о картах памяти и встроенной флэш-памяти, они также будут активно использоваться в наших моделях.
Если возможно, несколько слов о планах по GPS касательно будущих продуктов.
Сейчас в нашем портфолио уже три аппарата со встроенным GPS-чипом – это флагманы Nseries и Eseries, N95 и E90 соответственно, а также смартфон среднего ценового сегмента 6110 Navigator. Если с первыми всё понятно, в них GPS является лишь одной из дополнительных возможностей и никак не доминирует, то последний особенно важен для нас. Именно с него мы начнём развитие компактных и недорогих смартфонов-навигаторов, планируется активно развивать это направление. Перспективы очень простые – мобильность и снижение цены, они будут реализованы уже в этом году.
Вы позиционируете продукты суббренда Nseries как мультимедийные компьютеры, хотя по функциональности они сопоставимы с вашими же смартфонами – 5500, 3250 и так далее. В чём тут хитрость?
Nseries сочетает в себе все мультимедийные элементы – вплоть до интерфейса. В том числе это и модули беспроводной связи. Нельзя фокусироваться на чём-то отдельном, это комплексные продукты. Именно поэтому наши мультимедийные компьютеры, как правило, дороже наших же смартфонов.
На данный момент сегментация суббрендов Eseries и Nseries довольно условна. Например, недавний E65 лишь номинально можно отнести к корпоративным смартфонам. Планируется ли в будущем усилить разделение и за счёт чего?
Тут следует различать возможности и применения. Действительно, тот же E65 тоже может проигрывать музыку, обладает камерой и так далее. Однако это базис, который мы намерены закладывать во все наши смартфоны. На его основе и строится сегментирование суббрендов. В частности я имею в виду фокус на мультимедиа у Nseries – та же камера на 5 Мпикс у N95, которая в обозримом будущем не планируется в продуктах Eseries. Зато последняя примечательна корпоративным софтом. Различия действительно не так велики, но с развитием направлений они, соответственно, будут только усиливаться.
Сейчас даже топовые смартфоны Nokia воспринимаются в России как навороченные телефоны, не более. Насколько быстро идёт процесс смены подобного имиджа интеллектуальных устройств в головах потенциальных покупателей и за счёт чего, как скоро вы ожидаете существенных перемен в этом направлении?
Подобное восприятие действительно присутствует, и не только в России. Это довольно значительная проблема, по нашему мнению, которую мы стараемся плавно решать. Мы столкнулись уже с непониманием концепции мультимедийных компьютеров, с продажей интеллектуальных устройств как обычных телефонов и прочими издержками незнания, поэтому сейчас розница активно проходит обучение в Nokia Academy. Кроме того, тот же N95 мы продвигаем под слоганом «Таким я знаю компьютер». Имеется ещё целый ряд мер. Это всё незначительно, но важен комплексный подход.