Каким бы был мир без Apple, Samsung или других производителей
Незаменимых производителей не бывает
Это только в художественной литературе и кино существует главный герой, единственный в своём роде гений, на чьих плечах держится судьба мира. В разработке новых технологий дела обстоят иначе. Во-первых, прорывы в начинке компьютеров, смартфонов и ноутбуков достигаются усилиями коллективов учёных, а сроки разработки новых техпроцессов и технологий дисплеев исчисляется десятками месяцев.
Технологии в металле и кремнии с неба не падают. Так что проектированием нового типа процессора или дисплейных матриц нередко занимаются сразу несколько производителей. По итогам такой конкуренции каждый из участников гонки вооружений непременно присваивает своему детищу маркетинговое имя (бренд) и обклеивает патентами по самое не балуй.
По этой причине «железной недостаточности» у мобильных устройств не случилось бы в любом случае, а вот с программными новшествами дела обстоят сложнее, потому что в такой области техническая реализация отходит на второй план, здесь главное — идеи. И без гениев мобильной индустрии гаджеты... всё равно будут изобретены, просто чуть позже и под «другим соусом».
Мир без…
Nokia
А она и так мертва. Финская компания стоит у «начала всех начал», и без неё мобильники здорово сбавили бы в темпах развития. Историю гаджетов лихорадило бы следующим образом:
- Первое время производством телефонов единовластно рулит Motorola (уж в 1970—1980-е точно), в 1985 году конкуренцию ей навязывает Siemens Mobile, а в 1995 «большую тройку» дополнил Ericsson.
- Без Nokia Networks (оборудование для операторов связи) качественное покрытие и всяческие EDGE/3G приходят в сотовую связь заметно позже.
- Смартфоны долгое время остаются экзотикой. Вокруг тотальное засилье суровых коммуникаторов (Palm, Windows
CE/Mobile, BlackBerry) для бизнесменов вместо полезных клавиатурников «для простых покупателей».
- Операционная система Symbian зарождается усилиями Motorola и Ericsson и быстро погибает из-за апатии и разногласий между своими создателями. В попытках создать доступный широким массам «умный телефон» производители смартфонов городят расширенную интеграцию Java-приложений в прошивку и без особых идей «ковыряют» Linux в поисках его перспектив на мобильном рынке.
- Единственным в истории игровым мобильником становится Sony Xperia Play.
- Microsoft в поисках партнёров для производства Windows Phone: 1.) Выкупает и поглощает в себе Motorola, либо 2.) Перебивается контрактами с китайскими производителями, а в 2012 году добавляет в систему поддержку x86-процессоров, после чего план совместного наступления с Intel. Экстремально дешёвые китайфоны на базе чипов Intel Atom и Windows Phone вытесняют тормозящий Android 2.1-2.3 из бюджетного сегмента. Конкурировать с ними в состоянии только детища Samsung на базе разросшейся системы Bada.
Ericsson
Шведская компания во все времена скорее увлекалась постройкой крутых беспроводных сетей, нежели телефонов, но свой след в истории оставила и стала фундаментом для сами знаете какой японской фирмы. Неудивительно, что без неё:
- Внедрение 3G/4G по всему миру происходит неспешно, вразвалочку — Motorola и Nokia неспешно собирают куш за неприлично дорогое операторское оборудование по всему миру.
- Одним производителем (а их поначалу было не так много) неприхотливых телефонов для бизнесменов становится меньше. Внедрение Bluetooth затягивается — Ericsson одним из первых внедрял его в мобильники.
- Тонкие телефоны «монохромной» эпохи остаются редкостью. Как и противоударные модели.
- Sony 1.) Вкладывает огромные суммы для выхода на глобальный рынок и терпит фиаско. После чего остаётся в
истории мирового телефоностроения «забавным выскочкой», как Sharp или Panasonic в нынешние времена. 2.) Приобретает тонущий Siemens Mobile, отчаянно борется с криворукостью немецких программистов и перехватывает у Motorola звание производителя красивых, но «глючных» телефонов.
- В досмартфонную эпоху на рынке телефонов зияет пропасть между КПК и «звонилками». Фоновую работу Java-приложений воплощают уже тогда, когда Symbian выходит из подполья. Всплеск популярности ICQ и других мобильных мессенджеров откладывается на годы вперёд.
Motorola
Подобно тому, как вождь пролетариата попадает в сводки новостей даже спустя десятки лет после смерти, на Motorola, как «памятнике телефоностроения», даже после многократной смены владельцев «весь дом держится». В её отсутствие:
- Появление первого сотового телефона откладывается минимум на 10 лет — этот титул получает громоздкий «чумодан» с трубкой, Mobira Talkman, весом почти 5 килограмм в 1984 году.
- Производители штампуют «кирпичи»-моноблоки, иногда с откидной крышкой для клавиш, телефоны-«раскладушки» остаются экзотикой долгое время, а после дебюта наскоро признаются «пенсионерской и тупиковой» ветвью устройств, после чего
уходят со сцены.
- За имиджевые телефоны с необычным дизайном отдувается Nokia, форм-фактор «ротатор» не изобретён вовсе.
- Google 1.) Проигрывает в патентной войне с Apple и Microsoft, андроидофоны заметно дорожают. 2.) Приобретает тонущую Nokia с огромным количеством интеллектуальной собственности, «даёт сдачи» Microsoft, мирится с Apple и продаёт полузаброшенные остатки Nokia китайским производителям.
Microsoft
Ненавидеть Microsoft всегда было «модно, стильно, молодёжно». Это как показательное заявление, образ жизни: «Я — вегетерианец!/не смотрю телевизор!/считаю, что пора хорошим людям собраться и уничтожить плохих людей!». Пикантности таким заявлениям юношей придаёт пиратская Windows, из браузера в которой и идёт борьба с неправыми людьми в интернете. В этом ненавистники бренда схожи с любителями нагадить в лифте своего же дома.
История Microsoft походит на закулисную правительственную деятельность — сговоров и подлостей, по которым корпорацию «ловили за руку» и без того немало, а сколько их осталось в тени? Но, как и стране без правительства, компьютерной индустрии без Microsoft пришлось бы несладко:
- Домашние компьютеры на ранней стадии существования поделены между дорогостоящими моделями Apple, с фирменными® ™ © аксессуарами и элегантной политикой запланированного устаревания. С неуклюжими вариантами системы IBM OS/2, параноидальной степенью безопасности системы и сложностями в настройке и обслуживании.
- Недовольные таким положением дел производители железа обращают внимание на GNU/Linux и дорабатывают под него драйверы. Но Linux развивается слишком быстро, из-за чего драйверы на оборудование регулярно становятся несовместимыми с новыми версиями ядра. Драйверов с открытым кодом при этом никто не выкладывает (секрет фирмы, да и новые модели продавать надо), поэтому самой популярной системой становится нафаршированный кривым кодом для совместимости со старьём и наиболее распиаренный дистрибутив Линукса.
За громоздкость и огромную рыночную долю его начинают ненавидеть так же, как и нынешнюю Windows. Отовсюду раздаются вопли, дескать «нам нужна твёрдая рука с богатым штатом разработчиков, чтобы причесать весь этот бардак». После чего над операционной системой берёт шефство крупная корпорация, «шлифует» быстродействие системы и фарширует её шпионскими модулями. Офисные работники «наслаждаются» разнообразием программ для работы с текстами, презентациями и таблицами, и держат на компьютерах, на всякий случай, три варианта программ, в которых следует проверять вёрстку документов.
- Разброд в поддержке видеокарт для разных вариантов систем и лень разработчиков игр приводят к тотальному доминированию игровых приставок среди геймеров. Выбирать приходится между продукцией Sony, Nintendo и полумёртвой Sega.
- В новейшей истории смартфонов на рынке борются iOS, Android, Maemo и мутировавший в невесть что Palm.
- Skype резко теряет в популярности и умирает до того, как его начнут «прессовать» операторы сотовой связи.
Samsung
Этот бренд прошёл непростой путь от «ещё одного азиатского производителя техники» до корпорации, которая затмила, казалось бы, непобедимых японских конкурентов в рекордно короткие сроки. Но за время своего развития Samsung успел «пустить корни» глубже, нежели мы можем судить по мобильникам с гнутыми дисплеями, и мир без его достижений определённо отличался бы от сегодняшнего:
- ЖК-телевизоры развиваются медленнее, за лидерство в этом классе бьются LG и Sony. Формат Blu-ray несколько лет «кровопролитно» конкурирует с HD-DVD, после чего с трудом побеждает последнего за счёт продаж Sony PlayStation 3.
- Разработка Smart TV «буксует», а твердотельные накопители (SSD) очень вяло дешевеют и не блещут надёжностью.
- Телефоны в форм-факторе «слайдер» либо не появляются на свет вовсе, либо остаются экспериментальными моделями.
- С выходом iPhone производители телефонов впадают в замешательство и медлят с выпуском флагманов на базе Android. За первенство в продажах мобильников борются Nokia (с Symbian и Maemo наперехват), Motorola и Sony Ericsson. После передела рынка в погоне за Apple лидерами становятся Sony, чудом выживший HTC и LG. Без серьёзного противодействия ребятам из Купертино продажи iPhone растут угрожающими темпами. Чуть позже производителей андроидофонов стремительно «давит» патентами Apple и Microsoft, а китайские бренды «добивают» конкурентов низкими ценами на свои устройства.
Apple
Компания, которая настолько всем «безразлична», что об этом никто не в силах молчать. Великие и ужасные пионеры компьютерной индустрии, революционеры мобильного рынка. Один из сильнейших примеров, когда внимание в устройствах уделяется не «железу», а «мозгам». В общем, в процессорах, экранах и «интернетах» без Apple мы бы не сильно потеряли, но пользоваться устройствами с принципом «тех же щей да побольше» было бы определённо грустно. Потому что без Apple произошло бы примерно следующее:
- Microsoft «подглядывает» интерфейс системы у Xerox, создаёт сенсационный внешне и «глючный» внутри DOS и, за неимением внятных конкурентов, подгребает под себя почти весь рынок домашних компьютеров. Этот самый рынок живёт по законам автопрома сами знаете в какой стране. То есть, техника вроде бы работает, но собрана по принципу «и за это скажи спасибо, подлец!», а при наличии конкурентов на стороне производитель сообщает кому надо, и новичков смывает с рынка пошлинами за счёт отсутствия важных драйверов или важных программ. «Знакомые компьютерщики» (то есть, даже не программисты или сисадмины) становятся олигархами XXI века — настроить Windows даже на банальном компьютере под силу далеко не каждому.
- Ноутбуки проходят странный путь от форм-фактора «ядерных чемоданчиков» до их чуть более стройного варианта, но с сенсорным дисплеем. Тонкие металлические модели почти не выпускаются.
- Правообладатели лоббируют зверские законы и «стригут» пользователей за скачивание лицензионного контента без разрешения. Договориться о приемлемых ценах с ними никто не может, потому что 1.) Лучше бы с ними не ссориться, а проводить отдельные акции за доплату, 2.) Ни один из производителей гаджетов не продаёт их настолько много, чтобы ставить индустрии кино и музыки ультиматумы.
- Мода на водолазки и джинсы на презентациях техники даже не зарождается.
- Смартфоны обрастают «рюшечками» в железе, но вместо нормальной адаптации к пальцам покупатели получают Symbian и Windows Mobile со здоровенными шрифтами и клавишами. А ещё всё это добро долгие годы «захлёбывается» при работе в полноценных веб-сайтах.
- Миром правят аппаратные клавиатуры в мобильниках и тяжеленные планшеты с Windows Vista и стилусом в комплекте. Покупатели дорогой техники вынуждены скачивать дистрибутивы с сайтов и вручную устанавливать их в свои гаджеты.
- Цифровые устройства без слота для карт памяти и передачи данных по Bluetooth не существуют в природе.
Что ни делается — всё к лучшему
Как говорят горе-психологи — «цените каждый момент своей жизни, не жалейте о прошлом, будьте собой». Вопреки всем несправедливостям и упокоившимся брендам компьютерная и мобильная индустрия сегодня прекрасны, как никогда: рядовой мобильник уже сейчас обладает избыточными характеристиками на любой случай жизни, компьютеры устаревают значительно медленнее, чем на этапе их бурного развития, а ноутбуки и планшеты комбинируются друг с другом настолько оригинально, что устройств в этом классе хватает на любой вкус.
«По-другому» — не значит «лучше», поэтому не стоит тратить время в спорах или мечтать о том, чтобы зайцы расстреляли всех волков и зажили припеваючи. Чем больше «драмы» в противостоянии создателей гаджетов — тем лучше конечным покупателям, которыми мы и являемся.