Обновление! Как выбрать наушники: советы, рекомендации, примеры
Конструктивные различия между наушниками были подробно разобраны в предыдущей статье, здесь мы лишь коротко напомним основные моменты. Наушники делятся на накладные/вставные, закрытые/открытые, проводные/беспроводные, а также различаются по уровню входного сопротивления и чувствительности. К изложенному в предыдущей статье добавим, что накладные наушники делятся на supra-aural (накладываются сверху на уши) и circum-aural (окружают ушные раковины).
- NEW! Прослушивание музыки дома
- NEW! Прослушивание музыки в транспорте
- NEW! Спортивные наушники
- Студийный контроль звука
- Студийный мониторинг для музыкантов
- DJ-инг
- Концертная работа
Прослушивание музыки дома
Ключевое слово при решении этой задачи — комфорт. Слушать музыку дома должно быть приятно. Мы не исключаем ситуации, при которой музыку хочется послушать, невзирая на громкий телевизор под боком или шум с улицы, поэтому рассмотрим и закрытые, и открытые наушники. Предпочтение в плане комфорта при выборе, разумеется, стоит отдавать открытому типу наушников, так как звучание у них обычно более объемное.
Прослушивание музыки в транспорте
Долгие утомительные поездки можно легко скрасить прослушиванием музыки, но не под аккомпанемент шума двигателя или гула метро. Мы рассмотрим шесть моделей, различных по конструкции, но способных обеспечить комфортное прослушивание музыки в довольно шумных условиях: AKG 512, Shure SE110, Audio-Technica ATH-CK53, Sony MDR-EX57, AKG K414P и Sennheiser PXC 250-II.
Спортивные наушники
Прежде чем приступить к рекомендациям по конкретным моделям, скажем несколько важных слов о задаче в целом. Наушники в этой ситуации должны скрасить монотонные и утомительные физические нагрузки, не отвлекая их обладателя от занятий спортом — таким образом, во главу угла ставится комфорт, максимально удобная посадка, и, конечно, наушники должны крепко держаться. Вставные или наклдные наушники это будут (вставные лучше держатся, а в накладных комфортнее прослушивание) — дело индивидуальное, поэтому мы рассматриваем оба варианта. Насколько велика должна быть шумоизоляция, зависит не только от индивидуальных предпочтений, но и от конкретной задачи. Так, выбор шумоизолированных наушников может быть акутальным в тренажерном зале, чтобы не мешать другим людям, но при беге на улице (и тем более при езде на велосипеде) это было бы не слишком осторожным решением.
Отдельно о использовании наушников при занятиях спортом и о здоровье слуха. Во-первых, дискомфорт от постороннего шума в сочетании с настроем на активную деятельность подсознательно подталкивает к увеличению громкости, что чревато нарушениями слуха. В такой ситуации лучше выбирать не более громкие, а более шумоизолированные наушники. Кстати, практически в любых шумоизолированных наушниках может мешать шум от удара кабеля о тело (например, при беге). Это происходит оттого, что этот шум попадет не по воздуху, а непосредственно по кабелю, поэтому не стоит уделять серьезного внимания этой проблеме и метаться в поисках наушников, максимально исключающих подобный шум.
В общем, если ничего из рассмотренного нами сегодня вам не подойдёт, пользуйтесь рекомендациями данными, выше — и не забудьте про собственный вкус. При любом выборе собственные ощущения гораздо важнее мнения самого опытного специалиста.
К началу статьи >>
Студийный контроль звука
Первое, о чем сегодня пойдет речь, работа над контролем звука на студии
Не так важно, профессиональная ли это студия или домашняя, т.к. в любом случае студийные наушники составляют незначительную часть студийного бюджета. Поэтому нет смысла экономить и брать в домашнюю студию наушники попроще и подешевле. Не лишне напомнить, что даже самые хорошие наушники являются лишь дополнением к основному инструменту контроля — студийным мониторам. Основные плюсы наушников при этом — отсутствие окрашивания звука акустикой помещения (что особенно важно в домашних студиях, где акустическое оформление, как правило, не очень хорошее) и возможность прослушивать звук на большой громкости без значительных искажений.
Для контроля звука при сведении следует предпочесть наушники открытого типа, так как в закрытых наушниках неизбежно возникает резонанс на низких частотах, что делает их более "гулкими".
Профессиональные наушники номинально не должны окрашивать аудио-сигнал, тем не менее, звуковая картина в разных моделях представляется по-разному. При этом необязательно более дорогие модели будут звучать "лучше" или "честнее". Тут в силу вступают такие довольно субъективные категории, как "прозрачность", "детализация" и т.п. Даже среди моделей, успевших хорошо себя зарекомендовавших, следует делать выбор, опираясь на собственные ощущения. К числу таких проверенных наушников мы отнесем AKG K240 MKII, Beyerdynamic DT 990 и Sony MDR 7506.
Студийный мониторинг для музыкантов
В данной ситуации несколько меньшее значение приобретает качество воспроизведения звука в наушниках, и сильно вырастают требования к удобству работы в них. Хотя в некоторой степени эти два фактора связаны — звук должен передаваться пусть не слишком детально, но честно, без искажений. Приведу пример: однажды, при записи скрипки, мы решили протестировать одни якобы профессиональные наушники в качестве мониторных для музыканта. Звук записываемой скрипки в них был настолько не похож на оригинал, что у исполнительницы возникло ощущение впустую потраченного в консерватории времени, настолько резко и немузыкально звучала скрипка в наушниках. Разумеется, это не могло не сказаться на качестве игры. Но как только "профессиональные" наушники были заменены на вполне себе бытовые и скромные Sennheiser HD201, работа пошла значительно приятнее.
Помимо "честности", наушники должны быть удобными; музыканту приходится работать в них часами, и потому очень желательно, чтобы уши не уставали.
Борьба за удобство доводит до анекдотических моментов: лично я однажды уже собирался выкинуть наушники, у которых левое ухо отломилось окончательно и бесповоротно, однако сессия по записи струнного трио выявила, что именно в таких наушниках удобнее всего писаться виолончелисту. Ему показалось очень удобным, что звук идет только через правый динамик, а отсутствующий левый позволял и лучше держать инструмент и лучше слышать себя — так наушники остались на студии.
Вопрос «открытые или закрытые» всегда решается по-разному. Кому-то важно слышать непосредственно "акустическое" звучание своего инструмента или голоса, и для этого подойдут открытые наушники. Однако не стоит забывать, что сигнал из них значительно сильнее будет попадать в микрофоны, что не всегда позволительно. Иногда бывает полезна возможность одно ухо беспрепятственно «убрать» (например, сложить), т.к. некоторые вокалисты предпочитают записываться именно так — убирая один наушник, чтобы лучше слышать себя.
Конечно, можно использовать любые подходящие мониторные наушники, желательно закрытые, например, уже упоминавшиеся в разделе "Контроль звука" Sony MDR 7506 или Beyerdynamic DT770 ("закрытая" версия описанных выше DT990). Но бывают ситуации, когда на студии надо держать недорогие наушники "на износ". Пару таких моделей — AKG K44 и Sennheiser HD 201 — мы и рассмотрим в этой категории.
DJ-инг
Основная проблема в работе диджея — очень громкий шум на рабочем месте. Соответственно, ключевым критерием при выборе наушников для диджеинга является звукоизоляция; стало быть — только закрытые наушники. Зачастую это идет в ущерб комфорту; в амбушюрах оставляется как можно меньше свободного пространства, из-за чего на уши оказывается ощутимо сильное давление, которое, к примеру, при прослушивании музыки дома было бы совершенно неприемлемо. Так же неплохо иметь возможность убирать один наушник, а еще лучше, чтобы наушники можно было компактно сложить (хотя это уже вопрос личных предпочтений).
Концертная работа
Мониторинг музыканта на большой концертной площадке имеет схожие с работой ди-джея аспекты: работа проходит при большой плотности звука. Чтобы чувствительные микрофоны или пьезодатчики в акустическом инструменте не "заводились", как правило, стараются использовать мониторинг через наушники. Здесь подойдут как накладные закрытые наушники, так и вставные. Со стороны вокалист с накладным наушниками выглянит странно, поэтому тут стоит отдать предпочтение вставным (In-Ear). С музыкантами, стоящими на заднем плане (например, с барабанщиком) вариант с накладными наушниками может оказаться рабочим, но только в случае плотной посадки наушников; если, например, барабанщикпотеряет слетевшие с головы наушники (а вместе с ними и "клик", под который работает вся команда), ситуация окажется не самой приятной.
Мы рассмотрели множество моделей наушников, как вставных, так и накладных, открытых и закрытых, проводных и беспроводных, подходящих для самых разных сценариев использования: от концертной работы до прослушивания музыки в домашних условиях. Естественно, данные выше советы не ультимативны; выбор наушников — личное дело каждого человека, и решение этой задачи в немалой степени зависит от индивидуального вкуса и персональных предпочтений. Мы же постарались порекомендовать объективно лучшие и интересные по соотношению «цена/качество» наушники, а также изложить принципы, которыми лучше руководствоваться при выборе наушников. Надеемся, что этот материал оказался для вас полезным и познавательным.