Опубликовано 20 октября 2010, 00:01

Обзор MOTU Traveler mkIII FireWire

Концертному звукорежиссёру будет приятно иметь в арсенале компактное и качественное устройство для многоканальной записи и живой работы со звуком. Сегодня мы на практическом примере разберем работу с наиболее современной на данный момент многоканальной картой от фирмы MOTU - Traveler mkIII FireWire.

История одного концерта

Работа концертного звукорежиссера полна неожиданностей. Далеко не всегда знаешь заранее, какой аппарат будет в концертном зале и как надежно он отработает. Заявленных в техническом райдере приборов запросто может не оказаться, или же они внезапно выходят из строя. Да что там, и технического райдера может не быть - например, если внезапно потребуется работать в новом месте с не очень хорошо знакомым музыкальным коллективом. Отдельная история с записью концертов, так как тут список необходимых устройств  весьма значительно увеличивается. Возить с собой дорогостоящий комплект оборудования - занятие неблагодарное, поэтому устройства, позволяющие облегчить труд, всегда вызывают интерес. Сегодня мы расскажем об одном из таких – о MOTU Traveler mkIII FireWire.

Упаковка MOTU Traveler mkIII FireWire

Упаковка MOTU Traveler mkIII FireWire

 

Коротко о возможностях

MOTU Traveler mkIII FireWire - это внешний Firewire-совместимый аудиоинтерфейс, выполненный в рэковой одноюнитовой форме (1U). В первую очередь предполагается "мобильное" использование (например, концерты), но возможности Traveler mkIII FireWire позволят применять его и в условиях студийной звукозаписи. Устройство предоставляет 8 каналов (4 микрофонных + 4 линейных/инструментальных) аналоговой записи с частотой оцифровки до 192 кГц, а также 20 цифровых каналов  - 16 ADAT выходов/входов, AES/EBU и S/PDIF. В MOTU Traveler mkIII FireWire есть встроенный DSP-микшер CueMix FX Mixer, позволяющий в реальном времени контролировать многоканальный звук и обрабатывать его DSP-эффектами. MOTU Traveler mkIII FireWire может работать и в автономном режиме без подключения по Firewire, превращаясь, таким образом, в цифровой микшер.

Комплектация

Комплектация MOTU Traveler mkIII FireWire

Комплектация MOTU Traveler mkIII FireWire

К аудио-интерфейсу MOTU Traveler mkIII FireWire прилагаются:

  • Firewire-шнур
  • крепления для установки в рэк
  • диск с драйверами и программой AudioDesk 3.0
  • руководство пользователя (с регистрационной картой)

Дизайн

MOTU Traveler mkIII FireWire

MOTU Traveler mkIII FireWire

Беглый взгляд на устройство уже дает представление о многообразии возможностей устройства. Фактически, взгляду профессионала хватает нескольких секунд, чтобы понять  потенциал прибора. Так, я показал MOTU Traveler mkIII FireWire одному моему знакомому звукорежиссёру, весьма опытному и работающему на концертах очень высокого уровня. Повертев в руках этот (удивительно легкий, кстати говоря) прибор, он сказал: "Если эта штуковина звучит и если не ломается, то это ОЧЕНЬ хорошая штуковина".

Передняя панель MOTU Traveler mkIII FireWire

Передняя панель MOTU Traveler mkIII FireWire

"Повертим" MOTU Traveler mkIII FireWire и мы. На передней панели расположены 4 регулятора входной чувствительности микрофонных входов с индивидуальными выключателями фантомного питания. Эти же регуляторы выполняют для каждого канала функцию кнопки Pad - при нажатии чувствительность понижается на 20 Дб. Рядом расположен выход на наушники с регулировкой громкости наушников, ручки управления и жидкокристаллический дисплей для работы с CueMix FX Mixer. Далее находятся индикаторы уровней, выбранной частоты сэмплирования и кнопка включения устройства.

MOTU Traveler mkIII FireWire, вид сзади

MOTU Traveler mkIII FireWire, вид сзади

Сзади мы видим практически всю коммутационную часть MOTU Traveler mkIII FireWire. Здесь 4 комбо-разъема XLR/TRS и 4 балансных/небалансных входа, 8 балансных/небалансных выходов, а также разъемы для подключения по ADAT, AES/EBU, Wordclock и S/PDIF.

Боковая панель MOTU Traveler mkIII FireWire

Боковая панель MOTU Traveler mkIII FireWire

Взглянем на боковую панель. Первый важный заметный момент - у MOTU Traveler mkIII FireWire появилось очень полезное нововведение в сравнении с MOTU Traveler FireWire, а именно адаптер питания для подключения к обычной сети. Помимо этого, устройство также может питаться по FireWire и от комплекта батареек - для их подключения на боковой панели расположен 4-пиновый XLR. Также сбоку находятся MIDI In и MIDI Out, а также тумблер, включающий питание от шины Firewire.

С обеих боковых сторон MOTU Traveler mkIII FireWire находятся пазы для креплений, позволяющих установить устройство в рэк.

Остановимся на некоторых технических моментах поподробнее.

Первые 4 входа оснащены качественными предусилителями, дающими усиление в 53 дБ, при этом величина усиления регулируется с точностью до децибела. Напомним, что на этих каналах есть фантомное питание (индивидуальное для каждого канала, что очень удобно) и функция Pad, понижающая уровень входного сигнала на 20 дБ. Помимо этого, первые 4 входа оснащены аппаратным лимитером V-Limit™, предотвращающим цифровой перегруз, а также дополнительной защитой в виде функции Soft Clip™.

Остальные 4 аналоговых входа устройства являются просто линейными/инструментальными входами и не имеют предусилителей, а также V-Limit™ и Soft Clip™.

Два оптических соединения обеспечивают 16 каналов ADAT с частотой 48 kHz, 8 S/MUX каналов с входами/выходами при частоте синхронизации 96 kHz, или два стерео соединения TOSLink при частоте не более 96 kHz. Соединения устанавливаются независимо, так что вы сможете сочетать и сопоставлять различные оптические форматы. RCA S/PDIF и XLR AES/EBU коннекторы обеспечивают другие независимые цифровые стерео входы/выходы.

Суммарно у карты есть 28 входов и 30 выходов. Дополнительные два канала выхода получаются за счёт вывода на наушники, при этом на нихможно посылать как независимый сигнал, так и дублирующий любую другую пару выходов устройства. Также Traveler-mk3 включает 16-канальный MIDI-интерфейс, обеспечивающий синхронизацию с поддерживающей программой с точностью до сэмпла.

Отметим, что MOTU Traveler mkIII FireWire работает как с Windows, так и с MacOs, поддерживает технологии WDM, ASIO и Core Audio и практически все аудиопрограммы, совместимые с ними.

Direct Digital Synthesis™ тайминг

MOTU Traveler mkIII FireWire оснащен функцией Direct Digital Synthesis™ (DDS), механизмом фазовой автоподстройки частоты на базе DSP и высокочастотным генератором тактовых импульсов частоты, который характеризуется низким джитером (гораздо ниже минимального уровня шума), даже в тех случаях,когда Traveler-mk3 подключен к внешнему источнику тактовой частоты через world clock или SMPTE тайм-код. Эта технология обеспечивает самый высокопроизводительный и экономичный цифровой аудио тайминг на сегодняшний день. С помощью функции DDS вы сможете поддерживать стабильный тайминг, даже во время подключения ко входящим источникам тактовой частоты, которые имеют более высокий джитер, чем само устройство.

Встроенная синхронизация SMPTE тайм-кода

Вы можете синхронизировать Traveler mkIII с SMPTE тайм-кодом  без выделенного синхронизатора — через аналоговый входной разъем. TravelermkIII обеспечивает механизм автоподстройки на базе DSP, наряду с мощными фильтрами, обеспечивающими быструю блокировку и точность sub-frame. Поддержка MIDI Time Code (MTC) позволяет Apple Logic Pro и другому MTC-совместимому программному обеспечению для Mac синхронизировать тайм-код через MTC без дополнительного синхронизатора. Хост-приложения для Mac и Windows, которые поддерживают протоколы Core Audio или ASIO2, могут синхронизировать тайм-код с Traveler mkIII.

Управление

Основные технические настройки можно регулировать в приложении MOTU Audio Setup (для Macos) или MOTU Audio Console. Здесь можно выбрать частоту сэмплирования, настроить ADAT, назначить основные входы и выходы для основного микса, наушников и т.п.

Приложение MOTU Audio setup регулирует основные технические настройки MOTU Traveler mkIII FireWire

Приложение MOTU Audio setup регулирует основные технические настройки MOTU Traveler mkIII FireWire

Приложение MOTU Audio setup регулирует основные технические настройки MOTU Traveler mkIII FireWire

Управление картой возможно двумя способами: на программном уровне с использованием интерфейса CueMix FX Mixer, и непосредственно через переднюю панель устройства. Рассмотрим подробнее оба варианта, но сначала разберем, что из себя представляет микшер этого устройства.

Внутренний микшер Traveler mkIII имеет 28 входов и 16 выходов с возможностью обрабатывать входной сигнал компрессией, эквализацией и реверберацией. При этом сигнал может записываться как обработанным, так и необработанным. В последнем случае также есть возможность прослушивать сигнал обработанным, оставляя его на записи "сухим" (это пригодится нам впоследствии).

Работа в CueMix FX Mixer

Виртуальный микшер CueMix FX Mixer

Виртуальный микшер CueMix FX Mixer

Виртуальный микшер CueMix FX Mixer

Использование CueMix FX Mixer напоминает использование стандартного аналогового пульта. Для удобства отдельные элементы микшера разнесены в основном окне по вкладкам, соответствующим трем стадиям прохождения сигнала в аналоговом пульте: пре-фейдерная (вкладка Inputs), фейдерная (вкладка Mixes) и пост-фейдерная (вкладка Outputs). Пять вспомогательных вкладок справа (Channel Settings Section) помогают регулировать индивидуальные настройки канала (включая динамическую обработку и эквализацию), общий модуль реверберации, а также контролировать визуально уровни сигналов с каждого из входов и выходов устройства.

Виртуальный микшер CueMix FX Mixer с открытой вкладкой Inputs

Виртуальный микшер CueMix FX Mixer с открытой вкладкой Inputs

Виртуальный микшер  CueMix FX Mixer с открытой  вкладкой Inputs

Во вкладке Inputs задаётся уровень входного сигнала и регулируется его обработка. Тут же можно объединить два моно-сигнала в один стереосигнал или поменять у сигнала фазу. Также для управления стерео входами вы можете активизировать опциональный M/S декодер.

Виртуальный микшер CueMix FX Mixer с открытой вкладкой Mixes и выбором микса

Виртуальный микшер CueMix FX Mixer с открытой вкладкой Mixes и выбором микса

Виртуальный микшер  CueMix FX Mixer с открытой  вкладкой Mixes и выбором микса

Вкладка Mixes предназначена для регулирования баланса внутри одного выбранного микса. Работа с CueMix FX Mixer позволяет создавать до 8 независимых субмиксов, каждый из которых можно назначить на любую пару выходов карты. Внутри каждого микса регулируется громкостной и панорамный баланс. Отметим, что для стерео-каналов есть два режима регулировки - Balance (при котором поворот ручки соответствует стандартному перемещению сигнала между "левым" и "правым" каналами) и Width (при котором устанавливается "ширина" сигнала от номинальных максимально разведенных левого и правого канала до совмещения их в центре).

Виртуальный микшер CueMix FX Mixer с открытой вкладкой Outputs

Виртуальный микшер CueMix FX Mixer с открытой вкладкой Outputs

Виртуальный микшер  CueMix FX Mixer с открытой  вкладкой Outputs

Во вкладке Outputs регулируются уровни и обработка 8 стереомиксов, каждый из которых можно послать на мониторную подгруппу (номинально это 1-2 стереовыходы). Здесь же включаются функции TalkBack и ListenBack, предназначенные для общения звукоинженера и музыкантов, находящихся в другом помещении.

Отдельно рассмотрим некоторые аспекты работы с эффектами.

Эквализация

Вкладка эквалайзера в CueMix FX Mixer

Вкладка эквалайзера в CueMix FX Mixer

Вкладка эквалайзера в CueMix FX Mixer

Микшер оснащен 7-полосным параметрическим эквалайзером, которым можно независимо обрабатывать любой из входов или выходов микшера. Помимо фильтров высоких и низких частот в эквалайзере есть 5 помеченных разными цветами фильтров с гибко регулирующейся шириной полосы и диапазоном +-20 дБ. Каждую полосу можно регулировать как при помощи ручек, так и на графике сверху от них. В окне с этим графиком можно следить за частотными изменениями сигнала (в формате FFT или в виде спектрограммы), также можно эти изменения отслеживать в большом основном окне CueMix FX Mixer. Внесенные изменения будут также отображаться на этом канале во вкладке Inputs в эквализационной части, и могут регулироваться оттуда.

Динамическая обработка

Вкладка динамической обработки CueMix FX Mixer

Вкладка динамической обработки CueMix FX Mixer

Вкладка динамической обработки CueMix FX Mixer

Каждый из каналов может быть обработан стандартным компрессором или устройством CueMix FX Leveler™, которое, по заявлению разработчиков, является точной копией легендарного Teletronix LA-2A.

Компрессор регулируется стандартными ручками THRESHOLD, RATIO, ATTACK, RELEASE. При этом за основу изменений сигнала может браться как пиковое значение сигнала, так и его RMS.

CueMix FX Leveler™ имитирует работу оптического компрессора LA-2A и  поэтому также регулируется только двумя ручками - подавления сигнала и его компенсации. Можно выбрать между режимами компрессора и лимитера, при этом лимитер работает не сильно жёстче.

Реверберация

Управление реверберацией в CueMix FX Mixer

Управление реверберацией в CueMix FX Mixer

Управление реверберацией в CueMix FX Mixer

Если говорить о MOTU Traveler mkIII FireWire как о микшере, то можно сказать, что это микшер со встроенной шиной реверберации. Сам эффект регулируется для всех каналов одновременно; индивидуально для каждого канала меняется только уровень посыла на шину эффекта.

Управление реверберацией довольно гибкое. Время задержки устанавливается до 60 секунд, 3 частотные полосы регулируются как по ширине, так и по уровню затуханий в каждой из них, а также имеется выбор из пяти типов комнат.

Миксы

Один из самых удобных моментов в работе с CueMix FX Mixer — возможность сохранять настройки микшера. Так, при работе на разных концертах с разными коллективами или в разных залах можно сохранять настройки для каждой работы, чтобы потом не выстраивать микс заново.

Анализ звука

Очень удобное дополнение к CueMix FX Mixer - многочисленные анализаторы звука. В отдельном окне можно наблюдать за изменениями звука в формате осциллографа, анализатора фазы или графика X-Y.

Автономная работа с MOTU Traveler mkIII FireWire

Как уже было сказано выше, Traveler mkIII может работать без подключения к компьютеру, получая питание от сети или от батареек. При этом практически все настройки регулируются с передней панели устройства. Надо заметить, что и при подключении к компьютеру имеется возможность регулировки различных параметров с передней панели - так, если изменить уровень сигнала на микрофонном входе при помощи ручки с передней панели, виртуальная ручка чувствительности займет соответствующее положение. Это добавляет удобства, так как гораздо оперативнее работать с ручками, управляя ими непосредственно, а не виртуально.

Практическое использование MOTU Traveler mkIII FireWire

Итак, мы рассмотрели возможности этого аудио-интерфейса, теперь устроим ему тест-драйв. Ситуация: меня попросила "отрулить" и записать поканально концерт московская альтернативная команда Overfive. На концерт были взяты только ноутбук, MOTU Traveler mkIII FireWire и 8 проводов "джек-джек" для коммутации с пультом. По прибытии на место концерта выяснилось, что местный пульт находится в плачевном состоянии - ручки "шуршат" и при этом нет возможности писать сигнал с Direct Out'а каждого канала "пре-фейдерно". Это означало, что все движения ручек будут фиксироваться, а на записи было не очень желательны ни изменения сигнала, ни, тем более, шуршания фейдеров. Это стало ключевым моментом в принятии решения использовать MOTU Traveler mkIII FireWire не только для многоканальной записи, но и для контроля звука на концерте.

Дополнительные сложности концерта - довольно гулкий зал; несколько играющих команд, с разными составами, на каждый из которых надо отстроить свой звук; не очень большое пространство зала; очень плотная и громкая музыка, что, в совокупности с небольшим пространством сцены даёт дополнительные проблемы с "обратной связью" у микрофонов.

Вместо того, чтобы просто соединить директ-ауты 8 каналов с картой, нажать в начале концерта кнопку "запись" и больше почти не обращать внимания на ноутбук, всё было скомутировано, чтобы большая часть работы шла через него.

Каналы были собраны следующим образом: 1 - бочка, 2 - "малый", 3-4 - стереопара "оверхедов" на барабаны, 5 - бас, 6 и 7 - гитарные кабинеты, 8 - вокальный микрофон. Эти каналы не направлялись на мастер-секцию пульта, а отправлялись через директ-ауты на MOTU Traveler mkIII FireWire, в нем обрабатывались, микшировались и возвращались на пульт в виде стереомикса. Этот стереомикс шёл на мастер-секцию вместе с несколькими дополнительными каналами (том-барабаны и дополнительный вокальный микрофон для одной из команд), которые не писались на карту и регулировались через пульт. Тут стоит отметить, что была возможность прописать и эти каналы, если бы под рукой оказался дополнительный оцифровщик, который можно было соединить с MOTU Traveler mkIII FireWire по ADAT.

Подобная система сразу оказалась очень удобной. Во-первых, невзирая на использование DSP-обработки, сигнал писался необработанным (мы выше упоминали о этой удобной функции). Во-вторых, вместо ограниченной по возможностям и не очень качественной эквализации микшера, на каждом канале MOTU Traveler mkIII FireWire был включен свой 7-полосный эквалайзер.

Также не были использованы абсолютно излишние в данной ситуации "железные" компрессор и ревербератор, которые были заменены аналогичными обработками из MOTU. И, невзирая на то, что практически на каждом канале основного микса были включены и эквализация, и динамическая обработка, загруженность DSP-процессора была далека от максимальной  — и это при том, что звук писался с частотой сэмплирования 48 кГц.

В процессе работы очень проста оказалась отстройка мониторинга на сцене. Каждую из 4 имеющихся мониторных линий было можно подключить к отдельному стереовыходу карты и на каждом из них создать свой баланс. Более того, смена между группами осуществлялась просто сменой пресета. То есть, не только звучание основного микса, но и настройки каждого монитора менялись всего лишь несколькими шелчками, и не надо было вспоминать, какой именно баланс себе просил этот гитарист, и как много бочки нужно было тому басисту — а ведь музыканты зачастую очень капризны.

Чуть подробнее о использованных обработках. Для всех каналов были включены лимитеры. Оверхеды было решено вообще оставить в покое, не обрабатывать и не давать их в зал. Для вокального микрофона параметрическим эквалайзером были выловлены и урезаны частоты, на которых он заводился. Посыл на реверберацию был открыт на вокальном канале и слегка на канале малого барабана - реверберация оказалась довольно приятной, читаемой, не создававшей мутной каши.

Единственное, что удивило, так это изначальное отсутствие пресетов и возможности сохранять настройки внутри каждого отдельного эффекта или блока эффектов. Заводские пресеты ведь хороши не только для тех, кто не знает, как компрессировать бочку; приблизительно установленные настройки значительно упрощают работу. Что до возможности сохранять настройки эффектов отдельно от сохранения микса, то тут меня постигло разочарование: способа проще, чем банально восстановить эти настройки по памяти, отыскать не удалось. А жаль; ведь понятно, что отстроенная, к примеру, гитара может понадобиться и в другом миксе. Впрочем, это не слишком существенный нюанс, который незначительно влияет на ощущение удобства работы в целом.

Работать было действительно удобно. 3-часовой концерт пролетел легко и незаметно, что удивительно для столь сложных условий. Компактная сумка с ноутбуком, картой и несколькими шнурами задала настроение всего дня.

Аудио-примеры — запись во время концерта

Аудио-примеры — запись струнного трио

В том, что касается удобства работы, карта отлично себя проявила на концерте. Однако оценить качество звучания по подобной работе сложно - накладываются огрехи аппаратуры, инструментов, зала, исполнения и т.д., и т.п. Поэтому в небольшом помещении была произведена выездная запись струнного трио. В качестве оборудования были использованы ноутбук, MOTU Traveler MK3 Firewire и микрофоны Октава (МКЛ5000 и стереопара МК012). Запись производилась с частотой оцифровки 88200 Гц, примеры записи пересчитаны в 44100 Гц.

Скачать оригинальный файл в .wav

Заключение

Отметим, что в январском издании Electronic Musician Magazine премию в категории "Лучший аудио-интерфейс 2010" получил именно MOTU Traveler mkIII FireWire. По словам журнала, "Traveler mkIII — гибкий и надежный интерфейс для самых различных ситуаций". После проведенного испытания с этим нельзя не согласиться. Стоит добавить, что при этом Traveler-mk3 еще и удобен и интуитивно понятен; получив его в руки за пару часов до практического использования, можно легко разобраться практически во всех нюансах работы с ним. Не возникает сомнений, что в плане сочетания качества и удобства работы это одно из лучших устройств в своей категории. Если вы планируете заниматься мобильной звукозаписью, серьёзно подумайте о приобретении MOTU Traveler mkIII FireWire.