Обзор MOTU Traveler mkIII FireWire
История одного концерта
Работа концертного звукорежиссера полна неожиданностей. Далеко не всегда знаешь заранее, какой аппарат будет в концертном зале и как надежно он отработает. Заявленных в техническом райдере приборов запросто может не оказаться, или же они внезапно выходят из строя. Да что там, и технического райдера может не быть - например, если внезапно потребуется работать в новом месте с не очень хорошо знакомым музыкальным коллективом. Отдельная история с записью концертов, так как тут список необходимых устройств весьма значительно увеличивается. Возить с собой дорогостоящий комплект оборудования - занятие неблагодарное, поэтому устройства, позволяющие облегчить труд, всегда вызывают интерес. Сегодня мы расскажем об одном из таких – о MOTU Traveler mkIII FireWire.
Коротко о возможностях
MOTU Traveler mkIII FireWire - это внешний Firewire-совместимый аудиоинтерфейс, выполненный в рэковой одноюнитовой форме (1U). В первую очередь предполагается "мобильное" использование (например, концерты), но возможности Traveler mkIII FireWire позволят применять его и в условиях студийной звукозаписи. Устройство предоставляет 8 каналов (4 микрофонных + 4 линейных/инструментальных) аналоговой записи с частотой оцифровки до 192 кГц, а также 20 цифровых каналов - 16 ADAT выходов/входов, AES/EBU и S/PDIF. В MOTU Traveler mkIII FireWire есть встроенный DSP-микшер CueMix FX Mixer, позволяющий в реальном времени контролировать многоканальный звук и обрабатывать его DSP-эффектами. MOTU Traveler mkIII FireWire может работать и в автономном режиме без подключения по Firewire, превращаясь, таким образом, в цифровой микшер.
Комплектация
К аудио-интерфейсу MOTU Traveler mkIII FireWire прилагаются:
- Firewire-шнур
- крепления для установки в рэк
- диск с драйверами и программой AudioDesk 3.0
- руководство пользователя (с регистрационной картой)
Дизайн
Беглый взгляд на устройство уже дает представление о многообразии возможностей устройства. Фактически, взгляду профессионала хватает нескольких секунд, чтобы понять потенциал прибора. Так, я показал MOTU Traveler mkIII FireWire одному моему знакомому звукорежиссёру, весьма опытному и работающему на концертах очень высокого уровня. Повертев в руках этот (удивительно легкий, кстати говоря) прибор, он сказал: "Если эта штуковина звучит и если не ломается, то это ОЧЕНЬ хорошая штуковина".
"Повертим" MOTU Traveler mkIII FireWire и мы. На передней панели расположены 4 регулятора входной чувствительности микрофонных входов с индивидуальными выключателями фантомного питания. Эти же регуляторы выполняют для каждого канала функцию кнопки Pad - при нажатии чувствительность понижается на 20 Дб. Рядом расположен выход на наушники с регулировкой громкости наушников, ручки управления и жидкокристаллический дисплей для работы с CueMix FX Mixer. Далее находятся индикаторы уровней, выбранной частоты сэмплирования и кнопка включения устройства.
Сзади мы видим практически всю коммутационную часть MOTU Traveler mkIII FireWire. Здесь 4 комбо-разъема XLR/TRS и 4 балансных/небалансных входа, 8 балансных/небалансных выходов, а также разъемы для подключения по ADAT, AES/EBU, Wordclock и S/PDIF.
Взглянем на боковую панель. Первый важный заметный момент - у MOTU Traveler mkIII FireWire появилось очень полезное нововведение в сравнении с MOTU Traveler FireWire, а именно адаптер питания для подключения к обычной сети. Помимо этого, устройство также может питаться по FireWire и от комплекта батареек - для их подключения на боковой панели расположен 4-пиновый XLR. Также сбоку находятся MIDI In и MIDI Out, а также тумблер, включающий питание от шины Firewire.
С обеих боковых сторон MOTU Traveler mkIII FireWire находятся пазы для креплений, позволяющих установить устройство в рэк.
Остановимся на некоторых технических моментах поподробнее.
Первые 4 входа оснащены качественными предусилителями, дающими усиление в 53 дБ, при этом величина усиления регулируется с точностью до децибела. Напомним, что на этих каналах есть фантомное питание (индивидуальное для каждого канала, что очень удобно) и функция Pad, понижающая уровень входного сигнала на 20 дБ. Помимо этого, первые 4 входа оснащены аппаратным лимитером V-Limit™, предотвращающим цифровой перегруз, а также дополнительной защитой в виде функции Soft Clip™.
Остальные 4 аналоговых входа устройства являются просто линейными/инструментальными входами и не имеют предусилителей, а также V-Limit™ и Soft Clip™.
Два оптических соединения обеспечивают 16 каналов ADAT с частотой 48 kHz, 8 S/MUX каналов с входами/выходами при частоте синхронизации 96 kHz, или два стерео соединения TOSLink при частоте не более 96 kHz. Соединения устанавливаются независимо, так что вы сможете сочетать и сопоставлять различные оптические форматы. RCA S/PDIF и XLR AES/EBU коннекторы обеспечивают другие независимые цифровые стерео входы/выходы.
Суммарно у карты есть 28 входов и 30 выходов. Дополнительные два канала выхода получаются за счёт вывода на наушники, при этом на нихможно посылать как независимый сигнал, так и дублирующий любую другую пару выходов устройства. Также Traveler-mk3 включает 16-канальный MIDI-интерфейс, обеспечивающий синхронизацию с поддерживающей программой с точностью до сэмпла.
Отметим, что MOTU Traveler mkIII FireWire работает как с Windows, так и с MacOs, поддерживает технологии WDM, ASIO и Core Audio и практически все аудиопрограммы, совместимые с ними.
Direct Digital Synthesis™ тайминг
MOTU Traveler mkIII FireWire оснащен функцией Direct Digital Synthesis™ (DDS), механизмом фазовой автоподстройки частоты на базе DSP и высокочастотным генератором тактовых импульсов частоты, который характеризуется низким джитером (гораздо ниже минимального уровня шума), даже в тех случаях,когда Traveler-mk3 подключен к внешнему источнику тактовой частоты через world clock или SMPTE тайм-код. Эта технология обеспечивает самый высокопроизводительный и экономичный цифровой аудио тайминг на сегодняшний день. С помощью функции DDS вы сможете поддерживать стабильный тайминг, даже во время подключения ко входящим источникам тактовой частоты, которые имеют более высокий джитер, чем само устройство.
Встроенная синхронизация SMPTE тайм-кода
Вы можете синхронизировать Traveler mkIII с SMPTE тайм-кодом без выделенного синхронизатора — через аналоговый входной разъем. TravelermkIII обеспечивает механизм автоподстройки на базе DSP, наряду с мощными фильтрами, обеспечивающими быструю блокировку и точность sub-frame. Поддержка MIDI Time Code (MTC) позволяет Apple Logic Pro и другому MTC-совместимому программному обеспечению для Mac синхронизировать тайм-код через MTC без дополнительного синхронизатора. Хост-приложения для Mac и Windows, которые поддерживают протоколы Core Audio или ASIO2, могут синхронизировать тайм-код с Traveler mkIII.
Управление
Основные технические настройки можно регулировать в приложении MOTU Audio Setup (для Macos) или MOTU Audio Console. Здесь можно выбрать частоту сэмплирования, настроить ADAT, назначить основные входы и выходы для основного микса, наушников и т.п.
Приложение MOTU Audio setup регулирует основные технические настройки MOTU Traveler mkIII FireWire
Управление картой возможно двумя способами: на программном уровне с использованием интерфейса CueMix FX Mixer, и непосредственно через переднюю панель устройства. Рассмотрим подробнее оба варианта, но сначала разберем, что из себя представляет микшер этого устройства.
Внутренний микшер Traveler mkIII имеет 28 входов и 16 выходов с возможностью обрабатывать входной сигнал компрессией, эквализацией и реверберацией. При этом сигнал может записываться как обработанным, так и необработанным. В последнем случае также есть возможность прослушивать сигнал обработанным, оставляя его на записи "сухим" (это пригодится нам впоследствии).
Работа в CueMix FX Mixer
Виртуальный микшер CueMix FX Mixer
Использование CueMix FX Mixer напоминает использование стандартного аналогового пульта. Для удобства отдельные элементы микшера разнесены в основном окне по вкладкам, соответствующим трем стадиям прохождения сигнала в аналоговом пульте: пре-фейдерная (вкладка Inputs), фейдерная (вкладка Mixes) и пост-фейдерная (вкладка Outputs). Пять вспомогательных вкладок справа (Channel Settings Section) помогают регулировать индивидуальные настройки канала (включая динамическую обработку и эквализацию), общий модуль реверберации, а также контролировать визуально уровни сигналов с каждого из входов и выходов устройства.
Виртуальный микшер CueMix FX Mixer с открытой вкладкой Inputs
Во вкладке Inputs задаётся уровень входного сигнала и регулируется его обработка. Тут же можно объединить два моно-сигнала в один стереосигнал или поменять у сигнала фазу. Также для управления стерео входами вы можете активизировать опциональный M/S декодер.
Виртуальный микшер CueMix FX Mixer с открытой вкладкой Mixes и выбором микса
Вкладка Mixes предназначена для регулирования баланса внутри одного выбранного микса. Работа с CueMix FX Mixer позволяет создавать до 8 независимых субмиксов, каждый из которых можно назначить на любую пару выходов карты. Внутри каждого микса регулируется громкостной и панорамный баланс. Отметим, что для стерео-каналов есть два режима регулировки - Balance (при котором поворот ручки соответствует стандартному перемещению сигнала между "левым" и "правым" каналами) и Width (при котором устанавливается "ширина" сигнала от номинальных максимально разведенных левого и правого канала до совмещения их в центре).
Виртуальный микшер CueMix FX Mixer с открытой вкладкой Outputs
Во вкладке Outputs регулируются уровни и обработка 8 стереомиксов, каждый из которых можно послать на мониторную подгруппу (номинально это 1-2 стереовыходы). Здесь же включаются функции TalkBack и ListenBack, предназначенные для общения звукоинженера и музыкантов, находящихся в другом помещении.
Отдельно рассмотрим некоторые аспекты работы с эффектами.
Эквализация
Вкладка эквалайзера в CueMix FX Mixer
Микшер оснащен 7-полосным параметрическим эквалайзером, которым можно независимо обрабатывать любой из входов или выходов микшера. Помимо фильтров высоких и низких частот в эквалайзере есть 5 помеченных разными цветами фильтров с гибко регулирующейся шириной полосы и диапазоном +-20 дБ. Каждую полосу можно регулировать как при помощи ручек, так и на графике сверху от них. В окне с этим графиком можно следить за частотными изменениями сигнала (в формате FFT или в виде спектрограммы), также можно эти изменения отслеживать в большом основном окне CueMix FX Mixer. Внесенные изменения будут также отображаться на этом канале во вкладке Inputs в эквализационной части, и могут регулироваться оттуда.
Динамическая обработка
Вкладка динамической обработки CueMix FX Mixer
Каждый из каналов может быть обработан стандартным компрессором или устройством CueMix FX Leveler™, которое, по заявлению разработчиков, является точной копией легендарного Teletronix LA-2A.
Компрессор регулируется стандартными ручками THRESHOLD, RATIO, ATTACK, RELEASE. При этом за основу изменений сигнала может браться как пиковое значение сигнала, так и его RMS.
CueMix FX Leveler™ имитирует работу оптического компрессора LA-2A и поэтому также регулируется только двумя ручками - подавления сигнала и его компенсации. Можно выбрать между режимами компрессора и лимитера, при этом лимитер работает не сильно жёстче.
Реверберация
Управление реверберацией в CueMix FX Mixer
Если говорить о MOTU Traveler mkIII FireWire как о микшере, то можно сказать, что это микшер со встроенной шиной реверберации. Сам эффект регулируется для всех каналов одновременно; индивидуально для каждого канала меняется только уровень посыла на шину эффекта.
Управление реверберацией довольно гибкое. Время задержки устанавливается до 60 секунд, 3 частотные полосы регулируются как по ширине, так и по уровню затуханий в каждой из них, а также имеется выбор из пяти типов комнат.
Миксы
Один из самых удобных моментов в работе с CueMix FX Mixer — возможность сохранять настройки микшера. Так, при работе на разных концертах с разными коллективами или в разных залах можно сохранять настройки для каждой работы, чтобы потом не выстраивать микс заново.
Анализ звука
Очень удобное дополнение к CueMix FX Mixer - многочисленные анализаторы звука. В отдельном окне можно наблюдать за изменениями звука в формате осциллографа, анализатора фазы или графика X-Y.
Автономная работа с MOTU Traveler mkIII FireWire
Как уже было сказано выше, Traveler mkIII может работать без подключения к компьютеру, получая питание от сети или от батареек. При этом практически все настройки регулируются с передней панели устройства. Надо заметить, что и при подключении к компьютеру имеется возможность регулировки различных параметров с передней панели - так, если изменить уровень сигнала на микрофонном входе при помощи ручки с передней панели, виртуальная ручка чувствительности займет соответствующее положение. Это добавляет удобства, так как гораздо оперативнее работать с ручками, управляя ими непосредственно, а не виртуально.
Практическое использование MOTU Traveler mkIII FireWire
Итак, мы рассмотрели возможности этого аудио-интерфейса, теперь устроим ему тест-драйв. Ситуация: меня попросила "отрулить" и записать поканально концерт московская альтернативная команда Overfive. На концерт были взяты только ноутбук, MOTU Traveler mkIII FireWire и 8 проводов "джек-джек" для коммутации с пультом. По прибытии на место концерта выяснилось, что местный пульт находится в плачевном состоянии - ручки "шуршат" и при этом нет возможности писать сигнал с Direct Out'а каждого канала "пре-фейдерно". Это означало, что все движения ручек будут фиксироваться, а на записи было не очень желательны ни изменения сигнала, ни, тем более, шуршания фейдеров. Это стало ключевым моментом в принятии решения использовать MOTU Traveler mkIII FireWire не только для многоканальной записи, но и для контроля звука на концерте.
Дополнительные сложности концерта - довольно гулкий зал; несколько играющих команд, с разными составами, на каждый из которых надо отстроить свой звук; не очень большое пространство зала; очень плотная и громкая музыка, что, в совокупности с небольшим пространством сцены даёт дополнительные проблемы с "обратной связью" у микрофонов.
Вместо того, чтобы просто соединить директ-ауты 8 каналов с картой, нажать в начале концерта кнопку "запись" и больше почти не обращать внимания на ноутбук, всё было скомутировано, чтобы большая часть работы шла через него.
Каналы были собраны следующим образом: 1 - бочка, 2 - "малый", 3-4 - стереопара "оверхедов" на барабаны, 5 - бас, 6 и 7 - гитарные кабинеты, 8 - вокальный микрофон. Эти каналы не направлялись на мастер-секцию пульта, а отправлялись через директ-ауты на MOTU Traveler mkIII FireWire, в нем обрабатывались, микшировались и возвращались на пульт в виде стереомикса. Этот стереомикс шёл на мастер-секцию вместе с несколькими дополнительными каналами (том-барабаны и дополнительный вокальный микрофон для одной из команд), которые не писались на карту и регулировались через пульт. Тут стоит отметить, что была возможность прописать и эти каналы, если бы под рукой оказался дополнительный оцифровщик, который можно было соединить с MOTU Traveler mkIII FireWire по ADAT.
Подобная система сразу оказалась очень удобной. Во-первых, невзирая на использование DSP-обработки, сигнал писался необработанным (мы выше упоминали о этой удобной функции). Во-вторых, вместо ограниченной по возможностям и не очень качественной эквализации микшера, на каждом канале MOTU Traveler mkIII FireWire был включен свой 7-полосный эквалайзер.
Также не были использованы абсолютно излишние в данной ситуации "железные" компрессор и ревербератор, которые были заменены аналогичными обработками из MOTU. И, невзирая на то, что практически на каждом канале основного микса были включены и эквализация, и динамическая обработка, загруженность DSP-процессора была далека от максимальной — и это при том, что звук писался с частотой сэмплирования 48 кГц.
В процессе работы очень проста оказалась отстройка мониторинга на сцене. Каждую из 4 имеющихся мониторных линий было можно подключить к отдельному стереовыходу карты и на каждом из них создать свой баланс. Более того, смена между группами осуществлялась просто сменой пресета. То есть, не только звучание основного микса, но и настройки каждого монитора менялись всего лишь несколькими шелчками, и не надо было вспоминать, какой именно баланс себе просил этот гитарист, и как много бочки нужно было тому басисту — а ведь музыканты зачастую очень капризны.
Чуть подробнее о использованных обработках. Для всех каналов были включены лимитеры. Оверхеды было решено вообще оставить в покое, не обрабатывать и не давать их в зал. Для вокального микрофона параметрическим эквалайзером были выловлены и урезаны частоты, на которых он заводился. Посыл на реверберацию был открыт на вокальном канале и слегка на канале малого барабана - реверберация оказалась довольно приятной, читаемой, не создававшей мутной каши.
Единственное, что удивило, так это изначальное отсутствие пресетов и возможности сохранять настройки внутри каждого отдельного эффекта или блока эффектов. Заводские пресеты ведь хороши не только для тех, кто не знает, как компрессировать бочку; приблизительно установленные настройки значительно упрощают работу. Что до возможности сохранять настройки эффектов отдельно от сохранения микса, то тут меня постигло разочарование: способа проще, чем банально восстановить эти настройки по памяти, отыскать не удалось. А жаль; ведь понятно, что отстроенная, к примеру, гитара может понадобиться и в другом миксе. Впрочем, это не слишком существенный нюанс, который незначительно влияет на ощущение удобства работы в целом.
Работать было действительно удобно. 3-часовой концерт пролетел легко и незаметно, что удивительно для столь сложных условий. Компактная сумка с ноутбуком, картой и несколькими шнурами задала настроение всего дня.
Аудио-примеры — запись во время концерта
Аудио-примеры — запись струнного трио
В том, что касается удобства работы, карта отлично себя проявила на концерте. Однако оценить качество звучания по подобной работе сложно - накладываются огрехи аппаратуры, инструментов, зала, исполнения и т.д., и т.п. Поэтому в небольшом помещении была произведена выездная запись струнного трио. В качестве оборудования были использованы ноутбук, MOTU Traveler MK3 Firewire и микрофоны Октава (МКЛ5000 и стереопара МК012). Запись производилась с частотой оцифровки 88200 Гц, примеры записи пересчитаны в 44100 Гц.
Заключение
Отметим, что в январском издании Electronic Musician Magazine премию в категории "Лучший аудио-интерфейс 2010" получил именно MOTU Traveler mkIII FireWire. По словам журнала, "Traveler mkIII — гибкий и надежный интерфейс для самых различных ситуаций". После проведенного испытания с этим нельзя не согласиться. Стоит добавить, что при этом Traveler-mk3 еще и удобен и интуитивно понятен; получив его в руки за пару часов до практического использования, можно легко разобраться практически во всех нюансах работы с ним. Не возникает сомнений, что в плане сочетания качества и удобства работы это одно из лучших устройств в своей категории. Если вы планируете заниматься мобильной звукозаписью, серьёзно подумайте о приобретении MOTU Traveler mkIII FireWire.