Тестируем ADAM A7X, профессиональные студийные мониторы ближнего и среднего поля
Как известно, не существует идеальной акустической системы, выбор мониторов — это всегда компромисс между очень многими факторами. Нет системы, даже очень дорогой, которая одинаково хорошо воспроизводила бы музыку в самых разных стилях, и нет такой системы, которая одинаково нравилась бы всем, кто так или иначе работает со звуком.
Чем ниже ценовая планка, тем жестче компромисс, тем уже область применения мониторов. Сложно обозначить точную границу, но мониторы, которые по праву можно отнести к профессиональным, вряд ли можно приобрести дешевле 1000 евро за пару. Это та граница, за которой начинаются удачные решения для студий, как домашних, так и профессиональных. Сегодня мы рассмотрим мониторы, располагающиеся как раз на этом ценовом рубеже. Речь пойдет об ADAM A7X.
Новая серия мониторов ADAM — AX — появилась достаточно недавно и является продолжением линейки A. Добавленная в индекс буква Х расшифровывается как Х-tended, то есть «расширенный», и означает, что в новых мониторах появился ряд конструктивных изменений. Непосредственно A7X является «продолжением» мониторов A7, и, поскольку в нашем распоряжении были и те и другие мониторы, мы периодически будем сравнивать основной предмет статьи с его более ранней версией.
Основные технические характеристики
ADAM A7X — это активные мониторы среднего плана (могут подойти и как мониторы ближнего поля), имеющие частотный диапазон от 42 Гц до 50 кГц, максимальное звуковое давление более 114 дБ, номинальную мощность НЧ-усилителя 100 Вт (максимальная 150 Вт), ВЧ-усилителя 50 Вт (максимальная 75 Вт), коэффициент гармонических искажений менее 0,5%. Частота раздела встроенного кроссовера 2,5 кГц. Габариты монитора — 337 x 201 x 280 мм, масса — 9,2 кг.
Конструкция
Говоря о дизайне мониторов, начинать имеет смысл с конструкции корпуса, ведь, помимо эстетической и прикладной нагрузки, корпус играет значительную роль в формировании звучания. Имеется большое количество разнообразных вариантов проектирования корпуса контрольной системы, и его разработке любая серьезная компания уделяет много внимания — как хороши бы ни были динамики, но неправильное акустическое оформление может испортить все их положительные стороны.
В случае с ADAM A7X процесс поиска налицо. По сравнению с A7 мониторы стали габаритнее и у них появился еще один фазонвертор. При этом общий принцип сохранился — ВЧ-динамик расположен над СЧ-динамиком, под которым расположена кнопка включения и регулятор громкости монитора. Соответственно, если в A7 сбоку от них был расположен фазоинвертор, то в A7X два фазоинвертора расположены по обе стороны от кнопки включения. Субъективная разница на слух — более читаемые низкие частоты.
Динамики
Основное нововведение в линейке AX — появление нового высокочастотного излучателя X-Art tweeter взамен использовавшегося ранее Art. Оно основано на технологии излучателей Хейла, запатентованной еще в 1972 году, но на данный момент не часто применяющейся производителями. Поэтому о ней стоит сказать чуть подробней.
Основной принцип таких излучателей — использование не плоской мембраны, а мембраны, собранной "в гармошку", на которую в виде меандра (бесконечно повторяемого прямоугольного рисунка) нанесены проводящие дорожки. Если в электродинамическом излучателе звук формируется за счёт колебаний мембраны целиком, то здесь звуковая волна формируется колебаниями складок, которые притягиваются и отталкиваются друг от друга при протекании тока через проводящие дорожки. В этом смысле формирование звука напоминает подобный процесс в аккордеоне. В применяемой ADAM технологии ART (Accelerating Ribbon Technology) для большей эргономичности перепады между складками сделаны не равномерно, а в соотношении 4 к 1, что позволяет добиться 4-кратного увеличения звукового давления.
На практике при воспроизведении звука это приводит к значительному сокращению различных искажений, характерных для электродинамических излучателей. Более того, т.к. подобная мембрана с описанными конструктивными особенностями имеет большую площадь, использованный ADAM тип излучателей лучше передает динамику звука. Говоря об изменениях, стоит отметить, что именно использование твиттера X-Art дало столь серьезное расширение АЧХ — до 50 кГц.
Также в ADAM A7X используется среднечастотный динамик более распространенного, электродинамического типа. Его диаметр 7", диаметр звуковой катушки — 1,5". Диффузор сделан по технологии «сэндвич» из углеволокна, материала Rohacell и стекловолокна.
Усилители
У каждого излучателя в ADAM A7X свой усилитель. Для высокочастотного твиттера это 50W усилитель класса A/B, в то время как за среднечастотный динамик отвечает усилитель 100W PWM-типа (Pulse Wide Modulation).
Управление и коммутация
На задней панели монитора ADAM A7X расположены разъем сетевого подключения, а также балансный (XLR) и небалансный входы (RCA). Там же находятся регуляторы тембра. ВЧ и НЧ фильтры позволяют корректировать звучание мониторов на высоких и низких частотах в диапазоне +-6дБ, еще одна ручка отвечает за относительную громкость твиттера и регулируется в диапазоне +-4 дБ.
Что выгодно отличает ADAM A7X от многих мониторов этого уровня, это расположенные на передней панели кнопка включения и регулятор громкости. Регулятор дискретный и нелинейный, т.е. чем выше уровень чувствительности, тем больше перемещений ручки нужно сделать для изменения на 1 дБ.
Поскольку изначально ADAM A7 планировались как не просто мониторы ближнего поля, но и как мониторы для домашних и project-студий, в них было запланировано фронтальное расположение ключевых элементов интерфейса. В ситуации, когда стоит единственная пара мониторов (например, на домашнем столе), ADAM A7X гораздо удобнее многих других мониторов, где кнопку включения надо нащупывать на задней панели вслепую. Автор этой статьи лично знает одного звукорежиссёра, который при прочих равных предпочел ADAM A7X другим вариантам, потому что их удобнее включать.
Звучание
Говоря о звучании мониторов подобной конструкции и подобной ценовой категории, нужно опять же помнить о неизбежных компромиссах. Так, сразу стоит откинуть мысль о идеальном и сверхчитаемом воспроизведении низких частот. Это проблема не какой бы то ни было конкретной модели, а изначальной ориентации на поиск производителем компромиссного решения. Тем не менее, есть ряд параметров, на которые следует обратить пристальное внимание и от которых следует ожидать соответствия серьезным профессиональным требованиям.
При тестировании звучания сигнал на мониторы подавался с аудиоинтерфейса RME Fireface 400.
Итак, первое, что требуется от профессиональной контрольной акустики — ровность амплитудно-частотных характеристик. В этом смысле ADAM A7X произвели самое приятное впечатление — ни на музыке, ни на тестовых сигналах выявить какие-то аномалии на слух не удалось. Более того, в области нижних частот есть значительные улучшения в сравнении с ADAM A7 — низы более насыщенные, более конкретные.
Отметим, что «неразогретые» ADAM A7X звучали несколько «скомкано», нечетко по низам. Однако, после того как мониторы поработали некоторое время и «прогрелись», их звучание стало более ровным.
Второе, что важно в мониторах подобного уровня — читаемость сигнала. И это как раз то, что «бросается в уши» при первом включении ADAM A7X — очень четкий читаемый сигнал. Середина и верха очень прозрачны и любые нюансы звука (аранжировка, тембр каждого инструмента) легко читаются. Не появляется ни намёка на муть или искажения даже на очень высоком уровне воспроизведения. Сравнивая A7X с предшественником, отметим более воздушное звучание, что связано, по-видимому, с тем самым расширением диапазона частот до 50 кГц.
Разная музыка на разных мониторах звучит по-разному. На ADAM A7X отлично звучит музыка академическая, особенно оркестровая. Предельная четкость, воспроизведение тончайших динамических нюансов делают ADAM A7X неплохим вариантом для прослушивания и контроля подобной музыки. Вообще, акустические инструменты в целом звучат достаточно четко и детально, контролировать запись на ADAM A7X оказалось очень удобно. Что касается рок-музыки или музыки танцевальной, то тут ощущения двоякие. В целом, картина очень честная и позволяет составить впечатление о миксе. Однако, для контроля основной частотной составляющей в подобной музыке — низкие и низкие-средние частоты — имеет смысл приобрести дополнительный контроль звука.
Если подвести итог, то ADAM A7X определенно можно отнести к акустике профессиональной в полном смысле этого слова. Все заявленные возможности реализованы на очень хорошем уровне и степень их пригодности для той или иной работы зависит больше от вкусовых предпочтений конкретного звукорежиссёра.
Выводы
Мониторы ADAM A7X оставили о себе очень хорошее впечатление. Ключевые их достоинства — удобство, высокая честность и читаемость звука при разумной цене. Эти контрольные АС можно поставить дома или на студии, использовать для мониторинга, для сведения или при работе над аранжировкой. В целом, это очень достойный продукт, который, как и его предшественник, определённо найдет приверженцев.