В стиле модерн. Обзор SVEN MS-930, мультимедийной акустики формата 2.1
На просторах Интернета не найдётся, наверное, ни одного форума, имеющего хоть малейшее отношение к мультимедиа, в котором посетители не задавали бы друг другу вопрос: какой трифоник приобрести? Да такой, чтоб недорого стоил и при этом непременно хорошо звучал.
Видимо, в ответ на этот так часто задаваемый вопрос компания SVEN, широко известный и хорошо зарекомендовавший себя производитель мультимедийной техники, решила выпустить комплект акустики, состоящий из сабвуфера, выносного усилителя и двух колонок-сателлитов, по необыкновенно низкой цене. При покупке недорогой акустики цена является не одним из побочных факторов, а чуть ли не основным критерием, поэтому, как нам думается, читателям будет интересно сразу узнать, что за такой комплект просят всего-навсего около 1200 рублей.
Комплектация
Глянцевая коробка, в которую упакован комплект акустики, ярко оформлена в красно-белых тонах, имеет небольшие габариты (44х33х30,5 см) и обладает необременительным весом, не превышающим 7 кг.
Внутри упаковки кроме самой системы имеется:
- инструкция по эксплуатации
- паспорт на изделие
- кабель с разъёмами типа «тюльпан» для подключения к бытовой аудиотехнике
- два коммутационных кабеля с разъёмами типа мини-джек зелёного цвета для подключения усилителя к линейному выходу компьютера (AUX) и к микрофонному входу (MIC)
Как хорошо уметь читать
Бесполезных знаний, как известно, не бывает, потому что знание – сила, а сила есть... Стоп, стоп. Это немного из другой оперы.
Учение – свет, а неученье – тьма. Ведь эта истина давно всем известна, тем не менее инструкции почему-то читают только в крайнем случае. И совершенно напрасно.
Вот, например, селектор входов системы не так-то прост. Он выведен на кнопку, находящуюся на передней панели усилителя. Можно было бы предположить, что этой кнопкой усилитель переключается в энергосберегающий режим, на что вроде бы указывают и меняющийся цвет светодиода, и находящаяся сверху надпись «Power»... Но на самом деле всё оказывается не совсем так. Помимо переключения в спящий режим, при нажатии на эту кнопку происходит ещё и селекция входов с AUX на DVD.
С микрофоном также без затей не обошлось: разъём для его подключения есть, а микрофонного усилителя как такового нет. И если не прочитать инструкцию, можно долго ломать голову, на какой же тип микрофона он рассчитан. А в инструкции чёрным по белому написано, что микрофон будет работать только через отдельный, подключаемый со стороны задней панели микрофонный усилитель.
Я, конечно, несколько утрирую, но, читая инструкцию, действительно можно узнать много интересного и сберечь не только нервы, но и своё свободное время.
Левая, правая где сторона?
Входящие в стереокомплект небольшие колонки похожи друг на друга – совсем как родные братья (как это обычно бывает у студийных мониторов), и не путать их помогает только различный цвет разъёмов, подключаемых к усилителю: красный для правого канала и белый – для левого.
Именно их необычная, «хитрая» форма с витиевато-плавными обводами навела на мысль, что дизайнеры черпали свои идеи в искусстве модерна, а отделка всей системы в целом чёрным с серебром цветом только подтвердила эту идею.
Размер акустики настолько небольшой (8x22x6,8 см), что поневоле настраивает на ностальгические воспоминания о временах, когда программы было маленькие, дискеты большие, мир PC только-только начинал дружить со звуком, а слово «мультимедиа» ещё даже и не придумали. Именно тогда появились компьютерные колонки-«чебурашки», помогавшие озвучивать игры и в отличие от «спикера» способные издавать звуки, которые хотя бы отдалённо можно было назвать мелодией. Основной недостаток тех «чебурашек» – в желании получить весь звуковой диапазон от одной маленькой колоночки, а без значительного роста искажений добиться этого очень сложно: скрипка, увы, исходя из своих физических характеристик, просто не в состоянии играть партию контрабаса.
Предавшись ностальгическим воспоминаниям, мы отважились на проведение эксперимента: решили узнать, насколько техника продвинулась вперёд, и послушать без сабвуфера. Не самый гуманный эксперимент, так что не стоит повторять его вслед за нами. Что же это нам дало, кроме возможности измерять АЧХ сателлитов?
Благодаря этому довольно простому опыту мы смогли выяснить, что, полностью отказавшись от воспроизведения баса с помощью одних только сателлитов, конструкторы только выиграли в общем качестве звучания: среднечастотный диапазон хорошо отыгрывается и небольшим динамиком. Звуковая система представляет собой ЗЯ (закрытый ящик) на 7-сантиметровом 4-омном широкополосном динамике, который может похвастаться настоящим магнитным экранированием.
Небольшое количество звукопоглотителя в колонках призвано сглаживать частотную характеристику в области среднечастотного диапазона.
Заявленный производителем диапазон частот от 55 Гц до 20 кГц несколько преувеличен, что наглядно следует из графика АЧХ, измеренного с помощью калиброванного конденсаторного микрофона «Октава МК-012-01», оснащённого капсюлем с круговой диаграммой направленности и с гладкой частотной характеристикой, любезно предоставленного тульским заводом «Октава», отечественным производителем с мировым именем. АЧХ измерялась при нейтральном положении тембров.
Измерив импедансную характеристику, можно определить резонансную частоту динамика в оформлении, которая совпадает с острым пиком и составляет приблизительно 255 Гц. При меньшем значении отдача по звуковому давлению значительно снижается.
Глядя на график ИЧХ, можно также увидеть, что с ростом частоты сопротивление увеличивается. Это в значительной мере снижает отдачу на ВЧ, хотя для обычного некоаксиального широкополосного динамика звучит он не так уж плохо.
С дырочкой в правом боку
Сабвуфер, басовой поддержки которого нам так не хватало в предыдущем эксперименте, является 11-литровым фазоинвертором с габаритами 17x25,5x27 см, выполненным на 13-сантиметровом 8-омном динамике.
Низкочастотник выведен вперёд и спрятан за выгнутой серебристой декоративной панелью, а защищён акустически прозрачной тканью чёрного цвета. Порт фазоинвертора выведен на правую панель.
Заявленный диапазон частот 40-150 Гц, возможно, и соответствует действительности, жалко только, не уточнено, на каком уровне это было измерено, а по уровню -3 дБ сабвуфер играет от 60 до 120 Гц. Срез низкочастотного фильтра в усилителе составляет 120 Гц.
Построение импедансной характеристики позволило точно вычислить частоту, на которую настроен фазоинвертор, – 65 Гц.
На тыльную часть магнитной системы приклеен магнит, что позволяет с некоторой натяжкой считать и этот динамик магнитоэкранированным.
Продолжая наши эксперименты по раздельному прослушиванию компонентов, мы приступили к дальнейшему тестированию сабвуфера. Низы звучали чуть глуховато, но басовая партия читалась чётко, а при прослушивании музыки через наушники басовик давал то самое неповторимое ощущение мощи, которого обычно недостаёт головным телефонам. Если направить трубу фазоинвертора на себя, можно почувствовать, как из нёе движется воздух, именно так мы и рекомендуем поступать всем любителям «мясистого» баса. Плавное закругление на краях трубы позволяет избежать присвиста, обычно присущего некоторым моделям сабвуферов.
Правда, наличие синтепона внутри корпуса низкочастотника, да ещё в таком небольшом количестве, так и осталось для нас загадкой. На низах он практически не работает, тут больше подошла бы вибропоглощающая мастика, а диапазон, где начинает проявляться его звукопоглотительный эффект, басовиком уже не воспроизводится.
Больше драйва
Выносной усилитель, пожалуй, самый интересный компонент системы, именно поэтому он и был оставлен на закуску.
Согласно спецификации производителя, усилитель обладает следующими техническими данными:
- выходная мощность, Вт (RMS): 20 + 2 х 10
- совместимость с аудиовыходами звуковой карты ПК, а также DVD, CD и так далее
- возможность коммутации сигналов с двух входов по выбору
- независимая регулировка громкости сабвуфера
- регулировка тембра по уровню высоких частот
- общий регулятор громкости
- гнездо для подключения электретного компьютерного микрофона
- разъём для подключения наушников
- напряжение питания: 220 В, 50 Гц
- размеры усилителя: 7,6x20x20 см
- масса: 5,5 кг
- цвет: чёрный с серебром
Усилитель собран на четырёхканальной микросхеме TDA8947J, специально предназначенной для применения в системах 2.1: два канала использованы для озвучки колонок, а ещё два работают на низкочастотный канал в мостовом режиме. Чип имеет встроенную защиту от перегрева, но так как внутри корпуса всё размещено довольно компактно, производитель предусмотрел широкие вентиляционные щели вокруг радиатора, не позволяющие системе чрезмерно перегреваться.
Мощность трансформатора выбрана с небольшим, но достаточным 30%-ным запасом, и при питании 23,5 В этого хватит для работы на заявленной мощности.
А вот ёмкостей фильтра питания номиналом в 4700 мкФ на плечо для работы на полную мощность, а это ~40 Вт, явно не хватит. По-хорошему, их следовало бы увеличить минимум раза в два, но если не выкручивать ручку громкости на максимум, до критических режимов не дойдёт.
Сразу после включения усилитель переходит в режим Mute, поэтому никаких щелчков не возникает, а вот при выключении происходит лёгкий хлопок. Чтобы его избежать, нужно самостоятельно переключиться в режим заглушения: несколько раз нажать кнопку Select, пока светодиод не окрасится красным цветом.
И, конечно, припевать лучше хором…
Результирующая АЧХ, представленная на следующем рисунке, позволяет оценить качество сшивки диапазонов, воспроизводимых сабом и сателлитами.
В принципе, провал между колонками и басовой секцией укладывается в общую неравномерность, не превышающую 10 дБ.
При проигрывании музыки на большой громкости выяснилось, что герметизация сабвуфера оставляет желать лучшего: движение воздуха ощущалось рукой и со стороны задней стенки, и в месте вывода акустического кабеля. Проверили акустику – и там ситуация схожая. Лучшая заделка швов наверняка сгладила бы обнаруженные по графику резонансы и в лучшую сторону изменила звучание комплекса.
Что же касается непосредственно общего прослушивания системы, то она играла довольно неплохо, правда, с небольшой нехваткой высоких частот, которые хотя и имеют небольшой провал в области 5 кГц и сходят на нет сразу после 13,5 кГц, но при соответствующей настройке тембра недостатка в них не наблюдается. Бас мягкий и живой, хотя немного глуховатый. В общем-то, учитывая небольшую стоимость системы, её звучание следует признать довольно неплохим.
Выводы
Акустический набор SVEN MS-930 для своей небольшой цены имеет неплохое звучание, приятный дизайн и, как нам кажется, станет неплохой покупкой при выборе систем начального уровня.
Плюсы | Минусы |
Выносной усилитель | «Ящичные» призвуки, проявляющиеся на большой громкости из-за недостаточной герметизации корпуса акустики |
Интересный дизайн | Окрашенное звучание, хотя и не лишённое приятности |
Заманчивая цена | |
Магнитное экранирование акустики | |
Мощный бас | |
Интересный дизайн | |
Заманчивая цена | |
Магнитное экранирование акустики | |
Мощный бас |