Опубликовано 13 декабря 2007, 00:30

Сравнительный мегатест десяти полноразмерных наушников класса Hi-Fi от Audio-Technica, AKG, Beyerdynamic, Grado, Fostex и Sennheiser. Часть первая

Причин покупки хороших полноразмерных наушников может быть много – начиная от нежелания досаждать домочадцам громкой музыкой и заканчивая необходимостью мониторинга звука во время концерта или записи в студии. Что же касается моделей ценовой категории $130-200, выше которой обычно начинается уже наушниковый High End, то такие, как правило, приобретаются для комфортного прослушивания музыки. Для многих они – единственная возможность услышать богатый нюансами и максимально естественный звук, не тратя баснословные суммы на высококлассную аудиосистему и акустическую обработку помещения.
Сравнительный мегатест десяти полноразмерных наушников класса Hi-Fi от Audio-Technica, AKG, Beyerdynamic, Grado, Fostex и Sennheiser. Часть первая
Сравнительный тест полноразмерных наушников. Часть первая

Сравнительный тест полноразмерных наушников. Часть первая

В нашей подборке – модели наиболее известных компаний: три от Sennheiser, по две от Audio-Technica и AKG. Трое оставшихся наушников представляют марки Grado, Beyerdynamic и Fostex. Задачей данного теста является выявление достойных моделей для прослушивания музыки в домашних условиях. Однако рассматривать мы будем не только качество звучания участников на разных музыкальных жанрах, но и эргономику, и добротность сборки, и надёжность конструкции. Оценка всех аспектов будет проводиться по стандартной пятибалльной шкале:

Оценка 5 – великолепно! Даётся в случае однозначного одобрения.
Оценка 4 – очень хорошо. Добротный оптимум, устроит большинство пользователей.
Оценка 3 – сойдёт. Вполне терпимо, если не сильно придираться.
Оценка 2 – плохо. Впечатление негативное, но бывало и хуже.
Оценка 1 – ниже плинтуса. Позор изготовителю.

Для удобства визуальной оценки наушников мы сфотографировали их не только отдельно, но и на голове манекена. Это даст возможность оценить реальные размеры моделей и прикинуть, насколько модно наушники будут смотреться на голове.

Условия тестирования

Оценку звучания мы проводили в заглушенной комнате, чтобы посторонние шумы не мешали расслышать нюансы. Собственно же тестовый стенд – специально подготовленный студийный компьютер с высококлассным блоком питания и профессиональной звуковой картой ESI Juli@. В роли усилителя для наушников выступил компактный, но достаточно качественный микшерный пульт Soundcraft Compact 4, подключённый к звуковой карте по балансной схеме кабелями Cordial CMK222 с разъёмами Neutrik.

Микшерный пульт Soundcraft Compact 4 из состава тестовой системы

Микшерный пульт Soundcraft Compact 4 из состава тестовой системы

Подача сигнала производилась на вход стереовозврата, в обход темброблока. По результатам измерений программой RMAA в режиме петли наш аудиотракт продемонстрировал соотношение сигнал/шум на уровне -102,3 дБ, динамический диапазон 102,4 дБ, коэффициент гармонических искажений 0,0042%, интермодуляционные искажения 0,005%. Причём сигнал во время замера специально снимался непосредственно с выхода для наушников, к которому и подключались участники тестирования. Таким образом, с точки зрения объективных характеристик данная система обладает достаточным потенциалом, позволяя раскрыть особенности даже хороших наушников. По субъективным же впечатлениям данный аудиотракт сопоставим по качеству звука с блочным аудиопроигрывателем ценовой категории $1000-1500. Это нормальное соотношение, ведь в профессиональных звуковых картах применяются очень качественные ЦАП и нет «наценки» за отсутствующий оптический привод, красивый корпус, блок питания и престиж торговой марки.

Мы не исключаем, что использование специализированного усилителя для наушников позволило бы добиться ещё более интересного саунда, однако нашей целью было протестировать наушники на нейтральной по характеру звука системе. Именно поэтому мы использовали не блочные компоненты Hi-Fi, а студийную технику – ведь в противном случае оценка всех моделей производилась бы сквозь звуковую призму бытового источника и усилителя. А вот для домашнего прослушивания музыки на столь качественных наушниках использование отдельного усилителя оправданно. Но стоит помнить, что он может обойтись даже дороже, чем сами наушники.

Эргономика оценивалась с привлечением трёх человек (двух мужчин и девушки), которые по очереди примеряли и пытались «подогнать под себя» каждые наушники. В статье приведены усреднённые впечатления.

Аудиоматериал, используемый в ходе теста, – перенесённые при помощи настроенной программы EAC на жёсткий диск нашего ПК фирменные Audio CD разных жанров: тестовые диски от McIntosh и Dynaudio, композиции Джона Лорда, Скотта Хендерсона, Пэта Мэтини и Deep Forest (c альбома «Music Detected»), гершвиновская «Рапсодия» и другая классика, отборный джаз от «Чарли Берд Трио» и Дика Хаймана, записи Yello, Риханны, Бейонси... Всего подборка включила 18 музыкальных фрагментов, наиболее сложных с точки зрения точности передачи звука в целом или отдельных аспектов.

Тест наушников проводился в два этапа. На первом мы производили последовательное прослушивание каждой из моделей: сначала 10-15-минутное привыкание к характеру звучания, потом – тестовая программа. После чего перерыв во избежание «замыливания» слуха. Второй этап, проводимый на следующий день, включал блицпрослушивание: на каждом музыкальном фрагменте тестовой подборки при помощи ассистента выполнялась мгновенная смена наушников с интервалом в пару минут. Двойной наушниковый выход пульта с независимой регулировкой уровня такое позволяет. Потом мы сравнивали полученные впечатления за первый и второй день и отражали их в статье.

Всё повествование разделено на три части, которые будут публиковаться с относительно небольшим интервалом. Перед тем как приступить к знакомству с конкурсантами, мы бы хотели поблагодарить магазин Doctor Head, любезно предоставивший наушники для тестирования.

Sennheiser HD 280 Silver

Стандартные по дизайну и конструкции наушники закрытого типа с полностью охватывающими уши амбушюрами и мягкой подушечкой на оголовье. И то и другое обшито мягким «сморщенным» кожзаменителем. Конструкция прижимной дуги оголовья выполнена из достаточно прочного пластика. Под подушкой оголовье имеет другую упругость. Не исключаем, что там – металлическая вставка. HD 280 Silver производят впечатление вполне качественного изделия, хотя дорого или благородно всё же не выглядят. Во многом потому, что качество окраски чашек серебрянкой и качество состыковки материала подушечки на оголовье на удивление низкое, учитывая цену наушников. К счастью, на практическое использование эти небрежности не влияют.

Характеристики Sennheiser HD 280 Silver
Тип акустического оформленияЗакрытые
Частотный диапазон8-25 000 Гц (условия не указаны)
Чувствительность102 дБ
Сопротивление64 Ом
Максимальная подводимая мощность500 мВт (0,5 Вт)
Вес220 г
Длина провода1,2 м «пружина» (~3 м в растянутом состоянии)
Цена4480 руб.

Удобство посадки

Поначалу наушники кажутся довольно неудобными, жёсткими, тугими. Но если с усилием подвигать их на голове, поприжимать, то наполнитель амбушюр несколько деформируется, постепенно принимая нужную форму. Не знаем, как долго новые Sennheiser HD 280 Silver придётся разрабатывать «под себя», но в итоге вам наверняка удастся добиться оптимума. Нам – удалось. Конечно, нам встречались модели и поудобнее, но HD 280 Silver тоже подходят для длительного прослушивания.

Звучание

Звучание Sennheiser HD 280 Silver можно назвать «английским»: насыщенные, очень детальные средние частоты обрамляются аккуратными, несколько завуалированными (в пределах разумного) высокими и осторожным мидбасом. Любителей мясистых «низов» и цыкающих ВЧ эти наушники могут разочаровать. Зато они наверняка придутся по душе всем тем, кто предпочитает не «колбаситься» под музыку, а слушать её, отдыхая и расслабляясь в удобном кресле. Мониторная сущность наушников (именно так они позиционируются производителем) позволяет слушать звук долго и не утомляться. В немалой степени этому способствуют умеренные атака и динамика – будто в тракте очень деликатно используется компрессор, который делает звук динамически более однородным. Если такой характер звучания вам понравится, то на HD 280 Silver с почти одинаковым успехом сможете слушать самую разнообразную музыку. Но лучше всего наушники подходят для спокойных, мелодичных композиций. Неожиданно хорошо HD 280 Silver справились с органными кантатами Баха.

  • Отлично подходят для длительного прослушивания акустической музыки (камерной классической, органной, современной инструментальной, блюзов) и электронного эмбиента с целью умиротворения и отдыха.
  • Неважно справляются с задорным хард-роком, R'n'B.
Оценки Sennheiser HD 280 Silver
Звучание (с учётом ценовой категории)
Тональный баланс (комфорт, тембральная достоверность)4
Детализация, объём, звуковая сцена4
Удобство посадки на голове
Конструкция амбушюр (контакт с головой и ушной раковиной)4
Удобство в целом4
Общее
Качество изготовления, материалы3
Надёжность конструкции (внешний осмотр)4
Соотношение цена/качество4
ДостоинстваНедостатки
Очень приятное, не утомляющее звучаниеЛёгкий недостаток макро- и микродинамики, скорости атаки
Хорошая детализация на средних частотахПосредственное качество изготовления с эстетической точки зрения (на качество звука и эксплуатации не влияет)
В целом наушники универсальны с точки зрения жанров воспроизводимой музыки
Хорошая детализация на средних частотах
В целом наушники универсальны с точки зрения жанров воспроизводимой музыки

Audio-Technica ATH-PRO700

Эти массивные наушники позиционируются производителем как профессиональные диджейские мониторы для выступлений или работы в студии. Следовательно, прочная конструкция, хорошая шумоизоляция и «неубиваемые» динамики с мощной отдачей на низких частотах – необходимые тут атрибуты. Благодаря трём шарнирам чашка каждого наушника свободно устанавливается практически в любое положение. Можно работать даже с одним поднятым «ухом» для контроля не только исходного микса, но и звучания на площадке. В комплекте поставляется чехол из кожзаменителя.

Наушники Audio-Technica ATH-PRO700. Конструкция шарнира, комплектный чехол

Наушники Audio-Technica ATH-PRO700. Конструкция шарнира, комплектный чехол

Audio-Technica ATH-PRO700 изготовлены из толстого пластика, с внешней стороны каждой чашки расположена накладка из «прорезиненного» полимера, добавляющая солидности. Оголовье обшито плотным кожзаменителем и, судя по всему, содержит внутри стальной силовой элемент.

Характеристики Audio-Technica ATH-PRO700
Тип акустического оформленияЗакрытые
Частотный диапазон5-33 000 Гц (условия не указаны)
Чувствительность105 дБ
Сопротивление36 Ом
Максимальная подводимая мощность3500 мВт (3,5 Вт)
Вес320 г
Длина провода1,2 м «пружина» (~3 м в растянутом состоянии)
Цена5400 руб.

Удобство посадки

Конструкция амбушюры предполагает полный охват ушной раковины и отсутствие давления на неё. При этом собственно голову наушники сдавливают очень неслабо. Очевидно, это вынужденная мера – иначе при резком движении тяжёлые ATH-PRO700 могут сместиться или слететь, что во время живого выступления просто недопустимо. Вдобавок хороший прижим мешает проникновению звуковых волн внутрь амбушюр. Но сделать их помягче разработчикам ничто не мешало… Мы не исключаем, что через какое-то время эксплуатации модели чрезмерная сила прижима уменьшится, но это лишь предположение.

Звучание

Наушники имеют малое сопротивление и очень высокую чувствительность, поэтому могут использоваться даже с портативными плеерами: в транспорте хорошая шумоизоляция пригодится непременно. Впрочем, ATH-PRO700 было бы жалко таскать по метро – наушники-то действительно интересные. Но не универсальные: они понравятся тем, кто увлекается танцевальной музыкой со всеми её многочисленными подвидами. Мощный и очень глубокий бас буквально вдалбливается в мозг. И кажется, что наушники имеют безграничную перегрузочную способность: как ни выкручивай ручку, хрипа не добиться. Учитывая специализацию, ATH-PRO700 имеют намеренно и в значительной степени приглушённые высокие частоты, чтобы поменьше травмировать слух на высокой громкости. Соответственно, вся прочая музыка на ATH-PRO700 звучит довольно своеобразно: с большинством участников теста ATH-PRO700 в точности тонального баланса, проработке звуковой сцены и детализации тягаться не могут, как многие не могут сравниться с энергетикой ATH-PRO700 при воспроизведении клубной музыки на большой громкости. Джаз и другие стили эти наушники воспроизводят с явной неохотой, несколько неумело, грубовато. Это не значит, что они плохие. Просто они – узкоспециализированные.

  • Отлично подходят для ди-джеинга, прослушивания клубной, R'n'B, транса и прочей танцевальной музыки на высокой громкости.
  • Неважно справляются с классикой, джазом и другой деликатной акустической музыкой.
Оценки Audio-Technica ATH-PRO700
Звучание (с учётом ценовой категории)
Тональный баланс (комфорт, тембральная достоверность)3
Детализация, объём, звуковая сцена3
Удобство посадки на голове
Конструкция амбушюр (контакт с головой и ушной раковиной)3
Удобство в целом4
Общее
Качество изготовления, материалы4
Надёжность конструкции (внешний осмотр)5
Соотношение цена/качество3
ДостоинстваНедостатки
Надёжная конструкцияХороши только на современных стилях и на высокой громкости
Хорошая шумоизоляцияАмбушюры жестковаты, наушники сильно сдавливают голову
Чехол в комплектеОтносительно тяжёлые
Чрезвычайно высокая мощность, убойный бас
Хорошая шумоизоляция
Чехол в комплекте
Чрезвычайно высокая мощность, убойный бас

AKG K271 Studio

Достаточно просто взять их в руки, как понимаешь, что вещь солидная. Прекрасное качество изготовления и сборки, хорошо подобранные материалы. Это не удивительно, ведь AKG K271 Studio – своего рода культовые наушники: они есть почти в каждой студии. Конструкция оголовья – двойная: плотный ремень из великолепного кожзаменителя (его выдают только пластиковый запах и пайка по краям; на ощупь отличить от кожи почти невозможно) на амортизаторах дополнен металлическими дугами в пластиковой оплётке. Жёстко размерность оголовья не устанавливается – AKG K271 Studio адаптируются под размер головы сами, стоит их только надеть. При этом срабатывает размыкающий переключатель: наушники звучат только тогда, когда надеты. Стоит снять – выключаются. Механизм включения/выключения очень надёжный, как и сами наушники.

Наушники AKG K271 Studio. Конструкция шарнира, комплектный чехол

Наушники AKG K271 Studio. Конструкция шарнира, комплектный чехол

Провод выходит из левой чашки и крепится к ней при помощи маленького разъёма. Это обстоятельство предполагает возможность замены кабеля в случае его повреждения. Без необходимости разбирать наушники или сдавать их в сервис.

Характеристики AKG K271 Studio
Тип акустического оформленияЗакрытые
Частотный диапазон16-28 000 Гц (условия не указаны)
Чувствительность91 дБ
Сопротивление55 Ом
Максимальная подводимая мощность200 мВт (0,2 Вт)
Вес240 г
Длина провода3 м
Цена4390 руб.

Удобство посадки

Эти наушники сидят на голове почти безупречно, вне зависимости от размера этой самой головы. Оптимальный прижим оголовья, оптимальное давление на голову, просторные и достаточно мягкие амбушюры. Нигде не жмёт, ничто не раздражает. В иные моменты вообще забываешь о том, что на голове наушники. После ди-джейских «тисков» от Audio-Technica эти AKG – словно обволакивают. Тем не менее если кому-то сила прижима K240 Studio покажется недостаточной или, напротив, избыточной, он всегда может подогнуть стальные дуги по своему усмотрению. Делается это быстро и без риска поломки конструкции.

Звучание

Самые настоящие мониторы. Как и любые другие наушники, AKG K271 Studio не годятся для сведения, однако с успехом могут использоваться для выявления и коррекции «бяк» в записях – всевозможных мелочей, нюансов. С точки же зрения обычного прослушивания музыки они также крайне привлекательны, если принять их «мониторный» тональный баланс: лёгкий акцент на средневысоких частотах, корректный «верх» и отнюдь не мощный, не плотный, не масштабный, но предельно точный и быстрый бас вплоть до самых глубин. Наушники великолепно «прописывают» все звуковые детали во всём диапазоне. Зачастую на AKG K271 Studio слышны такие второстепенные партии и звуки в записях, которые другими наушниками, кажется, не воспроизводятся вообще. Соответственно, даже знакомую музыку слушать очень интересно. Именно интересно, потому что даже на знакомых записях с ними можно услышать что-то новое. Правда, на низкокачественных записях вместо деталей лезет мусор – ошибки звукорежиссера, шумы и искажения записывающего оборудования. На хороших же фонограммах наушники бережно передают тембральную окраску и обертональную палитру каждого инструмента и голоса, неплохо воспроизводят «воздух» композиции. При этом на подтанцовывание в такт задорным композициям не провоцируют: эмоций минимум, ведь это рабочий инструмент. Виной тому мониторный характер звука, воспринимаемый как недостаток полновесности из-за намеренно (во имя отменной детализации) «прибранных» средне-низких частот и мидбаса. И хоть «потусить» с AKG K271 Studio не получается, это не мешает восторгаться их звучанием и рекомендовать наушники для прослушивания аудиофильских записей, а также в домашнюю студию.

  • Отлично подходят для качественных записей большинства стилей (особенно акустической музыки).
  • Неважно справляются с МР3 и просто плохими записями, так как вылезает вся грязь; музыкой, где главенствующим является мощный бас (например, R'n'B или танцевальная).
Оценки AKG K271 Studio
Звучание (с учётом ценовой категории)
Тональный баланс (комфорт, тембральная достоверность)4
Детализация, объём, звуковая сцена5
Удобство посадки на голове
Конструкция амбушюр (контакт с головой и ушной раковиной)5
Удобство в целом5
Общее
Качество изготовления, материалы5
Надёжность конструкции (внешний осмотр)5
Соотношение цена/качество5
ДостоинстваНедостатки
Удивительная детализация звукаОчень требовательны к качеству записей и источника с усилителем
Продуманная конструкция
Отличная посадка на голове
Продуманная конструкция
Отличная посадка на голове