Опубликовано 04 января 2008, 00:15

Итоги фотогода: тени прошлого, призраки грядущего и покупки настоящего

В массмедиа-среде давно сложилось понятие о ньюсмейкере – человеке (либо организации), который создаёт события. В фотографических темах ньюсмейкерами-персонами выступают фотографы, а ньюсмейкерами-фирмами, как правило, известные бренды. Но не всё так просто, и даже из этого правила, оказывается, есть исключения.

У нас, поскольку портал посвящён технологиям, речь пойдёт в основном о брендах. Хотя и тут нас ждёт некоторое количество сюрпризов. Понятно, что кратким обзором мы не в силах охватить все успехи мировой фотопромышленности. Тем не менее постараемся выделить основные тенденции развития.

И начнём мы с тех, без которых картина уходящего года была бы, скажем мягко, неполной.

На настоящий момент определяющими фототехнологии брендами в общественном сознании выступают Canon и Nikon. Да, им много кто наступает на пятки, и о них речь позже… Впрочем, по порядку.

Битва гигантов

Безусловно, самой значительной новинкой этого года в технологическом и, возможно, идеологическом плане явилась Canon EOS-1Ds Mark III. Полнокадровое разрешение (байеровская матрица) 21 Мпикс на 35 мм – это пока ещё никем не превзойдённое достижение! Предельное разрешение для оптики, новые горизонты для потребителей и конкурентов, новые приобретения и стремления к оным у фотолюбителей и… уважение профессионалов, смешанное с желанием подождать, когда технологии, реализованные во флагмане, станут доступны в камерах среднего эшелона. Благо Canon не особо медлит с такими перевоплощениями. Против лома нет приёма, а посему Canon EOS-1Ds Mark III получает у нас звание «Цифрозеркалка 2007 года».

Canon EOS-1Ds Mark III

Canon EOS-1Ds Mark III

Canon EOS-1Ds Mark III

Canon EOS-1Ds Mark III

Впрочем, анонсированная осенью этого года модель EOS 40D способна вызвать энтузиазм скорее у канонистов – владельцев 10D, чем у владельцев камер 20D и 30D. Причина проста: аппараты данного класса покупают (по крайней мере в нашей стране) те, кто достаточно хорошо владеет технологией съёмки. А такие спецы смогут извлечь из своих инструментов максимум возможностей. С другой стороны, частое обновление линейки камер и скорее эволюционные, нежели революционные, различия действительно позволяют менять сей фотоинструмент, лишь когда появится необходимость в каком-либо ином технологическом решении. Более подробный анонс новинок Canon вы сможете прочитать тут.

Nikon, являясь очень влиятельным игроком на фоторынке, всё-таки отстаёт от Canon. Тем не менее компания выпускает очень достойную фототехнику. В этом году Nikon анонсирует свою полнокадровую зеркалку – Nikon D3 с весьма достойными параметрами!

Nikon D3, первая полнокадровая цифрозеркалка от Nikon

Nikon D3, первая полнокадровая цифрозеркалка от Nikon

Nikon D3, первая полнокадровая цифрозеркалка от Nikon

Nikon D3, первая полнокадровая цифрозеркалка от Nikon

Но это ещё не всё. D300 от Nikon – профессиональная зеркальная камера с кроп-фактором 1,5 – уже завоевала сердца многих владельцев никоновских систем.

Немного подробнее об этом можно прочитать тут.

Наряду со «старичками» рынка в битву за потребителя фототехники вступили и наращивают успех другие бренды, которые традиционно ассоциируются с иными сегментами рынка.

Однако Sony выпускала фотоаппараты давно. Мало кто об этом помнит, правда… Нет, конечно, кибершоты 505 и 707 оставили заметный след в истории, но многие ли помнят цифрозеркалку Sony Mavica, которая была выпущена аж в 1981 году?

Призрак прошлого – первая Sony Mavica

Призрак прошлого – первая Sony Mavica

Призрак прошлого – первая Sony Mavica

Призрак прошлого – первая Sony Mavica

Кто-то утверждает, что это вообще была первая цифрозеркалка в мире, кто-то протестует

Впрочем, мы предпочитаем отслеживать последние события, а посему двухлетней давности поглощение фотодепартамента Konica-Minolta общественность помнит хорошо. И теперь почти всё фототворчество Sony воспринимается как наследие этих брендов. Наверное, происходит это потому, что собственные традиции дизайна камер – наследие той самой 717-й и 828-й – проявились в модели R1 ещё в июле прошлого года. А вот в этом году анонсированный модельный ряд явно продолжал традиции Konica и Minolta. Так, камеры Cyber-shot dsc-h9 и h7 явно носят в себе черты камер Minolta серии Z, а dsc-T100 – явная наследница минольтовских камер с объективом-перископом, расположенным в корпусе вертикально.

Sony dsc-T100

Sony dsc-T100

Sony dsc-T100

Sony dsc-T100

Konica-Minolta X31

Konica-Minolta X31

Konica-Minolta X31

Konica-Minolta X31

В цифрозеркальной области Sony анонсировала модель Sony A700 с разрешающей способностью 12,2 Мпикс, стабилизацией и прочими очень хорошими возможностями – особенно если вам довелось когда-то полюбить Minolta за её тонкий шарм.

Sony A700

Sony A700

Sony A700

Sony A700

Как видим, происходят наращивание мегапикселей, рост матриц и насыщение новыми возможностями.

Однако есть альтернативные решения. Представьте себе, что зеркалка за $1300 обеспечивает качество изображения, не уступающее зеркалке за $2700?

Речь идёт о камере Sigma SD14. В широкую продажу она поступила в марте 2007 года. И сразу вызвала многочисленные дискуссии. Подробно о ней читайте тут.

Sigma SD14

Sigma SD14

Sigma SD14

Sigma SD14

Sigma SD14 получает у нас звание «Альтернативная цифрозеркалка 2007 года».

Заметим, что Sigma – один из немногих старых, сравнительно небольших брендов, которые умудряются не только удерживаться на поверхности, но и создавать новые инновационные продукты. Так, Sigma анонсировала любопытную камеру Sigma DP1 размером с карманный фотоаппарат, но оснащённую матрицей формата APS-C (разумеется, производства Foveon, такую же как на SD14). Планируется, что на ней будет установлен прайм-объектив, который обеспечит фокусное расстояние 28 мм в эквиваленте 35 мм.

Sigma DP1

Sigma DP1

Sigma DP1

Sigma DP1

Такая камера позволит получать очень качественные снимки, и поэтому для сюжетов съёмки, где потребовался бы объектив с бОльшим фокусным расстоянием, вполне допустимо будет делать кроп. Камера претендует на то, чтобы стать постоянно носимой миллионами фотографов. Что же, поживём – увидим.

Машина времени

Фирма Casio всю свою историю выпускала часы и счётные машины. А с начала века славится тем, что выпускает весьма неплохие цифрокамеры. Неудивительно, что именно Casio выпустила камеру, которую можно назвать «машиной времени». Бывало у вас так, что, нажимая спуск, вы осознавали: момент упущен. С зеркалками проще, а вот другие конструктивы иногда имеют весьма неслабую затворную задержку. Для того чтобы скомпенсировать затворную задержку и недостаток реакции фотографа, камера от Casio ведёт «предсъёмку» в буфер. А в момент нажатия кнопки извлекает на экран записанное ранее изображение. Так что Casio получает от нас «Приз-2007 за воплощённую мечту».

Casio. Прототип модели со скоростной съёмкой

Casio. Прототип модели со скоростной съёмкой

Casio. Прототип модели со скоростной съёмкой

Casio. Прототип модели со скоростной съёмкой

Та же Casio представила прототип камеры, которая может вести съёмку со скоростью 60 кадров в минуту, формируя 6-мегапиксельные изображения. А видеосъёмку она может вести аж со скоростью 300 кадров в секунду! Технология в обеих камерах, скорее всего, одинаковая – различны лишь анонсированные возможности её применения. Что же, я бы не отказался от таких скоростей. И все, кто снимает, к примеру, экстремальные виды спорта, меня поймут.

В 2007 году усилилась тенденция к переходу продвинутых любителей на средний формат. Профессионалы с него и не слезали. Среднеформатный плёночный кадр, даже 6х4,5, не говоря о 6х9см, при сканировании с плёнки легко даёт разрешение 20 мегапикселей. Напомню, что плёнка в СФ используется профессиональная. Её зерно гораздо меньше зерна любительской плёнки, а динамический диапазон – больше. Да, её ещё нужно обрабатывать и сканировать, но ведь настоящему-то любителю 40 верст – не крюк! Цифрозадники также упали в цене. На аукционе Ebay уже можно найти старые модели за $2000. Приведёт ли такая тенденция к росту цен на среднеформатную технику? Вряд ли.

Ricoh выпустила очень любопытную камеру Ricoh Caplio GX100 со съёмным электронным видоискателем. Видоискатель ставится в гнездо вспышки. Контактная группа располагается с тыльной стороны фотоаппарата.

Ricoh Caplio GX100

Ricoh Caplio GX100

Ricoh Caplio GX100

Ricoh Caplio GX100

Видоискатель может поворачиваться вверх вплоть до 90-градусного угла с осью объектива. Это очень удобно. Однако давно пора было бы сделать следующий шаг – выпустить камеру с видоискателем-наглазником на проводе. Правда, фотограф с таким девайсом вполне способен вызвать ассоциации с «универсальным солдатом», а следовательно, повышенный интерес со стороны правоохранительных органов. Помимо такого видоискателя камера замечательна тем, что имеет зум 24-72 в эквиваленте 35 мм, систему стабилизации изображения, снимает и в Raw, и в JPEG. В общем, претендует на роль повседневной универсальной камеры. Вы заметили, как реагируют производители на потребности рынка? Ведь PowerShot G9 от Canon претендует, по сути, на ту же нишу. Ricoh Caplio GX100 получает приз как «Лучшее отражение концепции повседневной камеры».

Если вы готовы носить небольшую повседневную камеру не в кармане, а в сумке, то стоит рассмотреть возможность покупки мегазума. Четыре модели этого года обладают 18-кратным зумом с широким углом на коротком конце! Это Olympus SP-550UZ, Olympus SP-560 UZ, Panasonic Lumix DMC-FZ18 и Fujifilm FinePix S8000fd. Подробнее о возможностях мегазума можно прочитать вот тут.

Аксессуары бывают привычные и не очень. Начнём издалека.

Зеркалки обладают одним существенным недостатком: снимая, надо глядеть в видоискатель. Понятно, что многие сюжеты удаются хорошо потому, что через пентапризму мы видим живую картинку – со всем контрастом и светотеневой картиной, которую дают не прошедшие через электронную мясорубку световые лучи.

Так где же недостатки? А вот они. Иногда бывает весьма неудобно снимать макро. Снимать в толпе с камерой над головой можно, но большой процент ошибок обеспечен. А любая мыльница с поворотным экраном таких недостатков лишена. Решение простое – конструкция из мини-видеокамеры, которая цепляется на видоискатель зеркалки, и поворотного экрана. Поворотный экран смог бы не только отображать изображение, но и строить гистограмму освещённости, управлять режимами съёмки и… наверняка много ещё чего. Сия идея, воплощённая «в железе», – это насадка на видоискатель SECU-LINE ZIGVIEW S2.

SECU-LINE ZIGVIEW S2

SECU-LINE ZIGVIEW S2

SECU-LINE ZIGVIEW S2

SECU-LINE ZIGVIEW S2

Точный набор его возможностей мне неизвестен, но очевидно, что такая штука пригодится для зеркалок с отсутствием режима LiveView. Да и с присутствием оного. Ведь поворотные экраны на таких зеркалках, как ни странно, пока не реализованы.

А может ли один человек добавить что-либо существенное в фототехнологической области?

Да, как ни странно, может. Умельцы в одиночку делают фотоаппараты, находят любопытнейшие бюджетные решения, существенно расширяющие возможности съёмки, создают программы обработки изображений.

Ведь фотодело – это прежде всего творчество. Так что пожелаем в новом, 2008 году новых решений, нестандартных подходов, вдохновенных кадров как себе, так и разработчикам фототехники.