Предварительный обзор Sony NEX, самых компактных APS-C камер в мире
Sony удалось сделать, казалось бы, невыполнимое – при меньших габаритах, чем у Micro Four Thirds, ее устройства обладают более внушительными техническими характеристиками, при этом проще в работе, и, что самое интересное, стоят значительно дешевле. Высокая цена беззеркальных камер Olympus и Panasonic была обусловлена их уникальностью. Сейчас, по мере роста конкуренции и выхода на этот рынок таких компаний, как Sony, вся беззеркальная продукция просто обязана резко подешеветь.
Буквально месяц назад мы могли лицезреть лишь металлический концепт беззеркальной компакт-камеры, на байонете которой не было даже резьбы, и вот Sony анонсирует сразу две новинки, причем построены они на базе APS-C CMOS-сенсоров Exmor HD, а отказ от зеркала позволил сократить рабочий отрезок (расстояние между объективом и матрицей) до минимально возможных 18 миллиметров. Новый байонет в компании назвали E, что является первой буквой от числительного Eighteen, восемнадцать. Ну а сама аббревиатура NEX расшифровывается как New E-mount eXperience, что означает дословно «новый опыт с байонетом E». Не бессмысленно, но и не слишком благозвучно. В любом случае, NEX – прекрасное название, которое будет на слуху.
Несмотря на то, что над линейкой NEX работали сразу три ведущих подразделения Sony – компактных фотоаппаратов, видеокамер и зеркальных фотоаппаратов, сама копания подчеркивает, что новинка не принадлежит ни к одному из вышеописанных классов, и это «совершенно новый опыт». В самом деле, модели обладают не только преимуществами компактных камер, но и могут похвастаться высочайшим качеством снимков, большой матрицей и наличием сменной оптики, а также оптимизацией для съемки видеороликов в HD-разрешении. Перед таким набором невозможно устоять даже самым искушенным пользователям.
Интересно, что аппараты выйдут под брендом Alpha, самым профессионально-ориентированным из всех подразделений Sony. Разрешение фоторегистрирующей матрицы – 14.2 мегапикселя, а за скорострельность до 7 кадров в секунду, точную и быструю автофокусировку отвечает уже знакомый нам по старшим моделям процессор BIONZ. Несмотря на то, что сенсор по разрешению идентичен оному в камере Sony Alpha DSLR A-550, представители подчеркивают, что для NEX была создана совершенно новая малошумная APSC-матрица, оптимизированная для съемки HD-видеороликов и с рабочим диапазоном светочувствительности ISO 200 – 12800, чего должно хватить на любые фотографические нужды с лихвой.
Основные возможности
Компания представила две модели, Sony NEX-5 и NEX-3. Отличий между ними, включая различие в цене в $100, не так уж и много:
- NEX-3 выполнена в пластиковом корпусе, NEX-5 — в корпусе с применением металла;
- NEX-3 способна снимать видеоролики в разрешении 720p в формате mp4;
- NEX-3 снимает видео с монофоническим звуком;
- NEX-5 снимает видео в разрешении до 1080i частотой до 60 кадров/c в форматах MP4 и AVCHD.
- NEX-5 меньше в габаритах и легче.
Таким образом, становится понятно, что NEX-5 является старшей моделью. Итак, давайте сразу поговорим о ложке дегтя в этой беззеркальной бочке меда. Все минусы диктуются компактными габаритами моделей. Первый из них – отсутствует встроенная вспышка, поэтому ее пришлось выносить в отдельный аксессуар, который подключается к фотоаппарату через специально предназначенный интерфейс Smart Accessory Terminal. Вспышка идет в комплекте камеры, находится в чехле, который можно подвесить к ремешку камеры.
На презентации Sony также показала направленный стереомикрофон ECM-SST1. Он оснащен развитой системой шумоподавления, и умеет «зумироваться» на дистанцию, соответствующую текущему фокусному расстоянию объектива. Так же работает и зум во внешних вспышках: модуль получает информацию от электроники объектива и оптимизирует угол рассеяния света.
К слову, к устройству можно также присоединять и другие аксессуары, и зная Sony, можно смело предполагать – их будет много; жаль, пока нет никакой информации о внешнем электронном видоискателе.
Второй момент, продиктованный компактными габаритами камеры – отсутствие встроенной системы стабилизации, которая появилась в фотоаппаратах Alpha еще во времена Konica-Minolta. Стабилизация перебралась из корпуса в объективы, поставляемые с фотоаппаратами NEX китовые объективы. Продаваться они изначально будут только в китовых комплектах, и это по двум причинам – чтобы сократить затраты компании на логистику, обеспечив низкий уровень цен, а также потому, что оптика для байонета E в продаже отсутствует. А вторичная функция стабилизации, стряхивание налипшей на матрицу пыли – теперь стало уделом высокочастотного фильтра, избавляющего изображение от муара.
Для улучшения возможностей видеосъемки в объективах теперь используются тихие электронные диафрагмы и встроенные моторы автофокуса. Именно по этим причинам оптика к зеркальным камерам Alpha может использоваться на камерах NEX с переходником, но нет возможности автоматической фокусировки, наводиться придется вручную.
Что касается возможностей фотоаппарата, то тут компания не стала изобретать велосипед и пошла по пути камер Micro Four Thirds, вроде Lumix GF1. Таким образом, в основе фотоаппарата лежит режим iA, автоматически распознающий сюжет в поле кадра и применяющий оптимальные, выверенные большой базой снятых кадров сюжеты. Справедливости ради, стоит отметить, что режим распознавания сцен обе компании представили практически одновременно, несколько лет назад.
В наиболее частые сюжеты входят: макросъемка, контровый свет, ночной пейзаж, портрет против света, ночной портрет, портрет, съемка со штатива и ночная съемка. Не забыт набор творческих режимов – программная автоэкспозиция, приоритет выдержки и диафрагмы, полностью ручной режим – все это имеется. Ключевыми режимами стоит назвать Helping Guide, выводящий несчетное число подсказок и пояснений по функциям в процессе съемки, что позволяется освоить камеру в предельные сроки, причем сделать это с легкостью и комфортом, не прибегая к чтению бумажного руководства.
Наглядность и простота – это то, о чем позаботились программисты компании, создавая интерфейс линейки. Она предельно интуитивна, пиктограммы наглядны, и даже термин изменения диафрагмы заменен на степень размытости фона.
Среди способов автофокусировки есть уже традиционные для устройств Sony режимы распознавания лиц и улыбок. Стандартная же автофокусировка происходит в контрастном режиме по 25 зонам. Скорость автофокуса отмечается протестировавшими камеру экспертами как высокая, семейство NEX уверенно фокусируются даже при слабом освещении. Кроме автофокусировки, есть возможность фокусировки вручную (MF) и автофокусировки с ручной коррекцией (DMF), когда после фокусировки отображается увеличенный участок кадра и фотограф может поправить зону резкости в необходимую сторону.
Работа меню камеры в некоторой степени отражена в промо-ролике:
Помимо прочего, в фотоаппаратах NEX-3 и NEX-5 реализована полюбившаяся многим на компактных камерах Sony Cyber-shot функция Panorama Sweep, позволявшая снять панорамную фотографию простой проводкой по горизонтали или вертикали. Правда, теперь эта функция сопряжена не с видео, а с фотосъемкой, и в процессе панорамирования раздаются щелчки затвора. Плюсы решения – большее разрешение, не ограниченное 1080 пикселями по вертикали, минус – возможность получить дублирующиеся объекты после склейки кадров.
В режиме съемки панорамы скорость работы камеры достигает 7 кадров в секунду (с заблокированной автоэкспозицией и фокусировкой), и по обещанию Sony, камера готова к съемке 3D-панорам, однако данная функция появится только с выпуском новой прошивки, запланированной на июнь. Максимальное разрешение снимаемой панорамы составит 12416 x 1856 и 2160 x 5536 в горизонтальном и вертикальном режимах соответственно, что соответствует углу обзора в 226 градусов. Для удобства съемки панорам со штатива, гнездо для крепления на оный расположено ровно под байонетом, что обеспечит легкое панорамирование даже при съемке с зумом.
От зеркальных камер Sony Alpha фотоаппараты NEX унаследовали настройки оптимизации динамического диапазона DRO, а от компактных камер – функцию автоматической съемки изображений с расширенным динамическим диапазоном одним щелчком. HDR-изображение склеивается из трех кадров – с нормальной экспозицией, а также из кадра с недодержкой и передержкой, что на выходе дает превосходную детализацию кадра как в области теней, так и светов.
Дизайн и управление
Фотоаппарат получился настолько маленьким, что объектив выпирает за границы корпуса, что выглядит несколько непривычно, а если учесть и так небольшие габариты оптики – акцентирует внимание на исключительной компактности корпуса. На сегодняшний момент NEX являются самыми маленькими гибридными камерами в мире, а габариты и вес NEX-5 с установленным объективом E 16 F2,8 сопоставима с размерами среднестатистического компактного ультразума вроде Canon SX210 IS или Sony HX5v, и это весьма впечатляющее достижение. Если у вас до этого были только компактные фотоаппараты, вы хотели приобрести зеркалку и дождались выпуска Sony NEX – проблем с привыканием к камере у вас точно не будет, управление аналогично.
На верхней части камеры можно найти два микрофона, прикрытый пластиковой заглушкой порт Smart Accessory Terminal, металлическую кнопку спуска затвора, кнопку переключения в режим просмотра, а также рычаг включения-выключения. Достаточно заметна ручка – инженеры не сочли нужным делать корпус ровным и хитрить, ведь, действительно, если камеру и можно затолкнуть в карман, то объектив все равно будет выпирать. Ну а работать с камерой, уверенно держа за ручку – удобнее на порядок, чем держать в руках ровный «кирпичик».
Число органов управления на задней части камеры способно привести в замешательство даже начинающего пользователя – кнопок , по существу, меньше, чем в простейшей мыльнице. Итак, на NEX-3 и NEX-5 имеется навигационный джойстик, по совместительству это скроллерное колесико с кнопкой подтверждения в центре. Все кнопки, включая две маленькие, являются toggle – и меняют свою функцию в зависимости от контекста меню.
Интерфейсные разъемы расположены на боковой части камер и прикрыты резиновыми заглушками; это один miniUSB порт и один HDMI-разъем. Традиционно, слот для карт памяти Memory Stick и Secure Digital расположен внизу, и объединен с отсеком для аккумуляторной батареи. Емкость аккумулятора – 1080 мАч, что позволяет отснять на полном заряде около 300 - 350 кадров.
Большое внимание было уделено дисплею, на NEX-3 и NEX-5 установлены 3” дисплеи с разрешением 921 000 пикселей, такие же устанавливаются и на зеркальные камеры от бюджетных до профессиональных. Дисплей в лучших традициях Sony создан наклонным, что обеспечит владельцу удобство при съемке с нестандартных ракурсов, а именно – над головой или с уровня земли.
Съемка видео
Как уже упоминалось, съемка видео – один из важнейших приоритетов при разработке камеры. Ручного контроля выдержки и диафрагмы в камере нет, и это единственный минус. К плюсам Sony NEX можно отнести отличную работу автоэкспозиции и баланса белого, а также высокую скорость автофокусировки в режиме видеозаписи. Чувствительность ISO в автоматическом режиме выставляется в рамках от 200 до 1600, камера выставляет значения с шагом 1/3 EV, тогда как пользователь сможет варьировать чувствительность только с шагом в 1 EV. Стартовать запись видеоролика можно из любого режима, нажав на специально предназначенную клавишу REC.
Любители обрабатывать снимки также будут рады – фотоаппараты NEX делают снимки и в формате RAW, что даст возможность выжать из снимка максимум. Съемка HDR возможна только тогда, когда RAW отключен.
Примечательно, что, как и в новых камерах Panasonic Lumix серии G, съемка видео и фокусировка бесшумна и достаточно быстра для автофокусировки по контрасту. Объективы 16мм F2.8 и стандартный китовый E 18-55 f3.5-5.6 OSS поступят в продажу вместе с камерами в конце июня, также анонсирован и объектив-штатник с хорошо зарекомендовавшей себя оптической схемой E 18-200 f3.5-6.3 OSS. Его планируемая цена – 25 000 рублей, однако не исключено, что российское подразделение Sony примет решение о снижении, тем не менее – цена оптики превысит стоимость камеры. Объектив поступит в продажу как в комплекте с NEX-5, так и отдельно. Корпус объектива выполнен из металла.
Тестовые снимки
Видеоролик в максимальном разрешении:
Как видно, благодаря высокой частоте кадров он очень плавный. В полном разрешении можно усмотреть артефакты чересстрочной развертки.
ISO 200, F/11, 18 мм, 1/250c
На панораме ровно по центру видна типичная ошибка склейки кадров – странного вида машина.
ISO 200, F/11, 16 мм, 1/160с
Хорошая детализация и передача полутонов.
ISO 200, F/11, 35 мм, 1/100c
ISO 1600, F/2.8, 16 мм, 1/6c
Отличный автобаланс белого и правильная экспозиция.
ISO 200, F/4, 16 мм, 1/60с
ISO 3200, F/7.1, 37 мм, 1/50с
Прогноз
Без преувеличения, Sony удалось сделать маленькую революцию и взволновать сердца фотографов-любителей и фотографов со стажем. Компактные габариты, легкий интерфейс и обилие автоматических возможностей при наличии широкого круга ручных опций – вот что выгодно отличает фотоаппараты NEX от зеркальных камер.
При самых компактных среди беззеркальных фотоаппаратов размерах новинки обладают большой APS-C матрицей и невероятно привлекательной ценой за китовые комплекты: $550 — NEX-3, $650 — NEX-5. Буквально недавно Sony отметила, что объектив-блинчик E 16mm F/2.8 оптимизировали на стадии предпродаж, таким образом, качество изображения с новой версией будет еще лучше.