Фотоаппарат под цвет сумочки. Обзор Fujifilm XF1
Рассматриваемая в данном обзоре компактная камера Fujifilm XF1 — наиболее свежий продукт компании. Несмотря на определенные сходства и общность позиционирования с моделью X10, это аппарат иной философии, иного жанра. Основную скрипку здесь играет компактность вкупе с изящностью исполнения. Впрочем, технические характеристики тоже не пасуют. Fujifilm XF1 строится на базе 12-мегапиксельного EXR CMOS сенсора формата 2/3", а оптическая часть включает объектив 25–100 мм f/1.8–4.9 с ручным механизмом трансфокации.
Fujifilm XF1 — первая действительно компактная продвинутая камера в коллекции Fujifilm. Родоначальница серии, Fujifilm FinePix X100, технически куда более совершенна, но до настоящей компактности ей всё же далеко. Остальные цифрокомпакты заведомо проигрывают из-за меньших размеров сенсора. Тем интереснее нам было познакомиться поближе с Fujifilm XF1 и оценить ее способности.
Технические характеристики Fujifilm XF1, комплектация
Fujifilm XF1 | Panasonic Lumix LX7 | Sony Cyber-shot RX100 | |
Класс | Продвинутая компактная камера | Продвинутая компактная камера | Продвинутая компактная камера |
Матрица | CMOS, 2/3", 12 Мп | CMOS, 1/1.7", 10.1 Мп | CMOS, 1", 20.2 Мп |
Объектив | ЭФР 25–100 мм, F1.8–4.9 | ЭФР 24–90 мм, F1.4–2.3 | ЭФР 28–100 мм F1.8-4.9 |
Формат снимков | JPEG, RAW (максимальное разрешение 4000x 3000) | JPEG, RAW (максимальное разрешение 3648 x 2736) | JPEG, RAW (максимальное разрешение 5472 x 3648) |
Формат видео | H.264 (1920х1080, 30 fps) | MPEG-4, AVCHD (1920х1080, 60 fps) | MPEG-4, AVCHD (1920х1080, 60 fps) |
Диапазон светочувствительности | ISO 100–6400 (ISO Boost до 12800) | ISO 80–6400 (ISO Boost до 12800) | ISO 100–25600 |
Диапазон выдержек | 1/4000–30 с | 1/4000–60 с | 1/2000–30c |
Экран | LCD, диагональ — 3", разрешение — 460 000 точек | LCD, диагональ — 3", разрешение — 920 000 точек | LCD, диагональ — 3”, разрешение — 1 228 800 точек |
Вспышка | Встроенная, ведущее число 6.5 м | Встроенная, ведущее число 8.5 м | Встроенная, ведущее число 8 м |
Память | карты SD/SDHC/SDXC | карты SD/SDHC/SDXC | карты SD/SDHC/SDXC/ Memory Stick Duo/Pro Duo/Pro-HG Duo |
Интерфейсы | USB, AV, HDMI | USB, AV, HDMI | USB, AV, HDMI |
Аккумулятор | NP-50, Li-Ion, 1000 мАч | DMW-BJC13, Li-Ion, 1250 мАч | NP-BX1, Li-Ion, 1240 мАч |
Габариты и вес | 108 x 62 x 33 мм, 255 г | 111 x 68 x 46 мм, 298 г | 102 x 59 x 36 мм, 240 г |
В комплекте с камерой поставляется зарядное устройство, миниатюрный кистевой ремень, более уместный в данном случае, нежели плечевой ремень, а также USB-кабель, диск с сопровождающим ПО и руководство пользователя.
Дизайн и эргономика
Первый взгляд на устройство не дает явного ответа на вопрос, что за фотоаппарат перед нами. Во всяком случае, атрибуты продвинутости в глаза не бросаются. Минималистичный дизайн алюминиевого корпуса сдобрен покрытием из искусственной кожи. Камера доступна в трех расцветках — красной, бежевой и черной. В дальнейшем появится возможность выбора другой отделки — на выставке Photokina 2012 у Fujifilm целый стеллаж был отведен под демонстрацию возможностей внешнего исполнения. В целом же создается впечатление, что перед нами устройство из прошлого века, причем не обязательно фотоаппарат. В подобном стиле выполнялись, например, карманные советские радиоприемники. Fujifilm XF1 очень напоминает один из таких, особенно, если поставить камеру вертикально.
Качество сборки близко к идеальному, упрекнуть производителя в недоработках конструкции, люфтах и низкокачественных материалах невозможно. Дополняет все это великолепие кистевой ремешок и кожаный чехол (в тех же вариантах расцветки), который можно приобрести отдельно. У Fujifilm вообще прекрасные аксессуары, особенно для линейки X, правда, порой слишком дорогие. И пусть пока для Fujifilm XF1 выбор опциональных «прибамбасов» пока не так богат, как, например, для X100, но в ближайшем будущем вариантов станет больше.
Единственной выступающей частью на лицевой стороне корпуса является объективное кольцо, выполняющее также функцию включения/выключения камеры. Такой способ уже знаком нам по предшествующим моделям, в частности Fujifilm X10. При этом объектив полностью размещается внутри корпуса и выдвигается при включении и зумировании. Рукоятки нет даже в зачаточном виде, а ставка сделана на свойства кожзаменителя. Благодаря ему рука не так скользит, как по голому металлу, да и тактильные ощущения однозначно приятнее. В левом верхнем углу выгравирован логотип Fujifilm, а рядом с ним располагается лампа подсветки автофокуса. Светодиод очень яркий, что довольно полезно при фокусировке на близких предметах в полной темноте. Пара гнезд стереомикрофона, традиционно располагающиеся сверху, в данном случае размещены под объективом.
На верхней панели все тот же минимализм. Крошечная вспышка, погруженная в свой отсек, кнопка спуска, программируемая функциональная клавиша (по умолчанию она ведает установками светочувствительности) и селектор режимов съемки.
Сзади имеется фиксированный трехдюймовый дисплей и набор механических органов управления. В него вошли скроллер настройки параметров съемки, навипад с центральной клавишей, кнопки просмотра, видеозаписи, управления дисплеем, а также многофункциональная клавиша E-Fn. Все кнопки можно настроить по своему усмотрению — в управлении камера получилась предельно гибкой. Слева над дисплеем присутствует рычажок ручного взвода вспышки, а около правого края расположен небольшой пластиковый выступ для большого пальца правой руки.
Левая боковина совершенно пуста, а на правой имеется заглушка, закрывающая отсек с разъемами для внешних подключений. Интерфейс для дистанционного спуска затвора, увы, не предусмотрен. На правой боковине также находится клипса для крепления кистевого ремня.
Отделение для батареи и карты памяти находятся на привычном месте — на нижней панели корпуса. Резьба под штатив не мешает доступу к отделению и позволяет, например, заменить карту памяти без лишних проблем.
Габариты корпуса составляют 108 х 62 х 33 мм, а вес аппарата с батареей и картой памяти равен 255 г. Карман рубашки вполне подойдет для транспортировки девайса. Fujifilm XF1 смело можно назвать одной из самых компактных камер своего класса, наряду с Sony RX100. Это очень важный момент.
Экран, интерфейс
Определенно, экран — не самая сильная составляющая Fujifilm XF1. Трехдюймовая матрица обладает разрешением 460 000 точек и не поддерживает сенсорное управление. Впрочем, последнее вряд ли можно отнести к недостаткам, это всего лишь констатация факта. Сенсор мог бы понадобиться только при минимальнои числе механических кнопок, либо при их полном отсутствии.
Диагональ экрана XF1 на две десятых дюйма крупнее, чем у Fujifilm X10. Углы обзора достаточны для комфортной съемки из разных положений, а яркости хватает для нормальной читаемости при ярком падающем свете. Впрочем, большинство современных дисплеев успешно проходят эти тесты.
Видоискателя в Fujifilm XF1 нет ни оптического ни электронного. Это уже удел камер с более крупными габаритами. Впрочем, электронный видоискатель в компактных камерах — элемент явно рудиментарный. Его отсутствие скорее следует воспринимать положительно.
Функциональные возможности, уровень шумов
Fujifilm XF1 построен на базе того же сенсора, который использовался в камерах X10 и X-S1. Напомним, что эта 12-мегапиксельная EXR-CMOS матрица соответствует формату 2/3". Этот размер являет собой промежуточный пункт между более мелкими матрицами (1/1.7") и более крупными дюймовыми. Для увеличения динамического диапазона и снижения шумов предусмотрен специальный режим, при котором каждая пара пикселей сливается в один, снижая тем самым разрешение до 6 мегапикселей. EXR-CMOS сенсор в паре с процессором может работать в трех режимах (High Resolution, High Sensitivity/Low Noise и Dynamic Range), в зависимости от условий освещенности.
Процессор EXR был также позаимствован у Fujifilm X10, а значит, производительность в целом осталась на том же уровне. То же можно сказать и о качестве фото и видео. Неудивительно, что и набор доступных значений ISO остался неизменным. Для максимального разрешения снимков пределы диапазона регулировки ISO составляют 100–3200 единиц. Для разрешения 6 Мп порог увеличивается вдвое, а для трехмегапиксельного снимка предельным значением является ISO 12800. Взгляните на результаты тестовой съемки — на наш взгляд, они смотрятся очень достойно.
Стоит отметить, что на ISO 6400 и 12800 съемка в формате RAW невозможна — только JPEG. Однако результат работы алгоритмов шумоподавления выглядит вполне пристойно.
Объектив 25 — 100 мм может похвастаться достаточно высокой светосилой F2.0 на минимальном фокусном расстоянии. Однако в телеположении светосила резко падает до отметки F/4.9. До рекордов Panasonic Lumix LX7 объективу очень далеко. Оптика стабилизирована и включает в себя 7 элементов в 6 группах. Четыре линзы имеют асферические поверхности, а три выполнены из низкодисперсионного стекла.
Особенностью объектива, да и самой камеры, является плавный механический способ зумирования. Это означает, как минимум, что придется задействовать две руки в процессе выбора нужной степени зума. За включение камеры, перевод ее в ждущий режим и подбор фокусного расстояние отвечает первое объективное кольцо. Второе предназначено для ручной фокусировки.
Из режима ожидания камера может быть переведена в режим просмотра нажатием соответствующей клавиши. Объектив при этом остается в сложенном состоянии. Для макросъемки минимальное возможное расстояние фокусировки равно трем сантиметрам.
Впечатления от использования, тестовые снимки
Съемка видеороликов доступна в разрешении 1920х1080 при 30 кадрах в секунду. Видео упаковывается кодеком H.264 вместе со стереозвуком. Кстати, выделенная кнопка для записи видео — для Fujifilm настоящее достижение! У беззеркалки Х-Е1 такой клавиши нет, равно как нет и у X-Pro 1. Управлять экспопарой для видеорежима можно лишь до начала съемки. Также имеется возможность наложения различных пленочных эффектов.
Скорострельность заслуживает оценки «очень хорошо»: за секунду аппарат способен сделать семь 12-мегапиксельных снимков в формате JPEG. Максимальной частоты в 12 кадров за секунду удастся достичь лишь при снижении разрешения снимков до 6 мегапикселей. Оно вполне годится для репортажной съемки. Но давайте взглянем на качество картинки при повседневной съемке.
Что ж, и здесь неплохо, вот только автоматический баланс белого не всегда работает корректно. Имеется склонность к более теплым цветам. Возможно, это будет исправлено в новых прошивках. А ниже вы можете видеть пример видеозаписи, сделанный Fujifilm XF1 с максимальными установками качества. Максимальные — это Full HD при 30 кадрах в секунду с прогрессивной разверткой.
Скачать исходный видеофайл в формате .MOV (36.3 МБ)
Стоит добавить, что обладателям Fujifilm XF1 будет доступен широкий набор инструментов для редактирования RAW-снимков средствами самой камеры. Это существенно упрощает жизнь тем, кто не желает осваивать отдельный RAW-конвертер. Ну и, конечно, Fujifilm, как производитель классических пленок, традиционно снабжает цифровые камеры соответствующими фильтрами. XF1 не стала исключением. Здесь мы имеем режимы пленок Provia, X-Pan, Velvia, а также более хипстерские и менее осмысленные pop colour, toy camera, miniature, high-key, partial colour, dynamic tone и multiple exposure.
Литий-ионный аккумулятор NP-50 (1000 мАч) рассчитан на 300 кадров по методике CIPA. Такой же, к слову, использовался и в Fujifilm X10. В реальности одной зарядки аккумулятора хватает приблизительно на 420 кадров, если снимать без вспышки и не рассматривать отснятое особенно долго и внимательно.
Конкуренты
Panasonic Lumix LX7
Новейший продвинутый цифрокомпакт Panasonic претендует на роль законодателя мод в своем классе. Камера получила целый ряд существенных обновлений в сравнении с предшественницей (Lumix LX5), а по части светосилы объектива (24–90 мм, F1.4–2.3) уверенно обходит конкурентов.
Panasonic Lumix LX7
Добавим к этому отличный дисплей, нейтральный светофильтр, широкие видеовозможности, наличие «горячего башмака» и фирменного аксессуарного порта, а также органов управления на объективе. В то же время, сенсор в Panasonic Lumix LX7 имеет меньший формат (1/1.7"), а стоит достаточно дорого.
Читайте также : Компактный флагман. Обзор фотокамеры Panasonic Lumix LX7
Nikon Coolpix P7700
В основу этой камеры положен 12-мегапиксельный CMOS-сенсор такого же формата 1/1.7”, что и в Panasonic Lumix LX7. Объектив имеет рекордный диапазон фокусных расстояний от 28 до 200 мм в эквиваленте со светосилой F2.0–4.0. Дисплей имеет поворотную конструкцию.
Nikon Coolpix P7700
Кроме того, среди всех упомянутых моделей-конкурентов эта самая громоздкая. Весит аппарат практически 400 грамм при габаритах 119x73x50 мм. В общем-то, он не является прямым конкурентом XF1, но, если вам нужна продвинутая камера вне зависимости от ее размеров, бренда и прочего, то P7700 вполне можно противопоставлять XF1.
Читайте и смотрите : Выше только звезды. Видеообзор компактной фотокамеры Nikon Coolpix P7700
Sony Cyber-shot RX100
Еще одна законодательница мод в классе компактных камер наряду с Panasonic Lumix LX7. В ней используется 20-мегапиксельный сенсор формата 1 дюйм и объектив 28-100 мм F1.8-4.9. В данном случае более крупная матрица обеспечивает меньшую глубину резкости. Площадь сенсора почти втрое превышает площадь 1/1.7" матрицы.
Sony Cyber-shot RX100
Напомним также, что Cyber-shot RX100 оснащается уникальным 3-дюймовым дисплеем с разрешением 1 228 800 точек. Не обошлось и без недостатков. Так, фотоаппарат лишен стандартного «горячего башмака» и какой бы то ни было рукоятки.
Читайте и смотрите : Видеообзор Sony RX100. Маленькая камера с большими возможностями
Выводы
XF1 — приятная камера, что ни говори. А Fujifilm — по-прежнему единственная компания, уделяющая должное внимание эстетической составляющей. Нет, правда. Есть Panasonic, Olympus, Sony — все они могут похвастаться одной-двумя по-настоящему красивыми камерами. У Fuji же есть целая линейка, которая на прошедшей выставке CES 2013 в очередной раз получила пополнение.
XF1 — устройство очень компактное, отлично подходящее для постоянного присутствия в сумке. Работает камера достаточно быстро, поэтому оперативно достать ее и снять что-то — вообще не проблема. Функционал практически не пострадал в угоду компактности.
Но, тем не менее, к Fujifilm XF1 есть несколько серьезных вопросов.
Почему съемка на ISO 6400 и 12800 невозможна без уменьшения разрешения? Пусть шум будет сильнее — не страшно. При необходимости 12-мегапиксельный снимок можно превратить в 3-мегапиксельный за один клик. А вот проделать это в обратной последовательности уже не получится.
Почему экран с таким скромным разрешением? Будь он хотя бы в два раза более плотным по пикселям — картинка на нем смотрелась бы лучше, честнее. Да и сама камера воспринималась бы добротнее.