Упрощенец. Обзор компактного фотоаппарата Nikon Coolpix S9400
Серия 9000 в линейке Style является топовой, поэтому именно в ней Nikon реализует самые последние разработки и именно в ней в первую очередь внедряет новейшие фишки. Но параллельно с флагманом Nikon выпускает и облегчённую версию. Логика производителя тут вполне понятна, ведь гораздо проще, а главное — дешевле не разрабатывать более доступную новинку, а урезать несколько функций и получить «упрощенца» малой кровью.
Герой материала является упрощённой версией камеры Coolpix S9500. Корпус, аккумулятор, экран и органы управления у камер схожи, однако у S9400 нет ни WiFi-модуля, ни GPS-приёмника, да и объектив с 22-кратной трансфокацией заменен на 18-тикратный. В общем, в итоге получился обычный ультракомпактный ультразум по привлекательной цене.
Технические характеристики Nikon Coolpix S9400, комплект поставки
Класс | компактная цифровая камера |
Матрица | CMOS 1/2.3'', 18.1 Мп |
Формат снимков | JPEG (4896 х 3672 пикселей) |
Формат видео | MPEG-4 (1920 х 1080, 30 fps) |
Диапазон чувствительности | 125–1600 единиц ISO; (ISO 3200 при использовании режима Авто) |
Объектив | ЭФР 25–450 мм f/3.4-6.3 |
Диапазон выдержек | 1/1500–1 с (4 с в режиме "Фейерверк") |
Вспышка | встроенная, ведущее число 6 метров |
Экран | OLED, диагональ — 3'', разрешение — 614 000 точек |
Память | карты SD/SDHC/SDXC |
Интерфейсы | USB, AV-выход, HDMI |
Аккумулятор | Li-Ion, 1050 мАч |
Габариты | 110.1 x 60.3 x 30.7 мм |
Вес | 200 г |
Комплект поставки включает зарядное устройство, аккумулятор, аудио/видеокабель, USB-кабель, ремень, инструкцию, а также диск с электронной версией руководства и приложением ViewNX2.
Дизайн, эргономика
Все камеры серии S9000 очень похожи друг на друга, а отличия зачастую кроются в мелочах. Тестируемая камера фактически пришла на смену модели S9200, однако отличить их без опознавательных надписей довольно сложно. Лицевая сторона у камер идентична, сверху также отличий нет. С тыльной стороны отличий немного, но и они едва заметны — это чуть иная форма клавиш, более крупная резиновая накладка, и теперь тут нет системного динамика.
Материал корпуса, как и прежде — металл. Конечно, панели не шибко толстые, но всё же, даже приложив существенные усилия, хоть немного прогнуть корпус не удалось, да и скрипа и треска камера при этом не издала.
Спереди находится объектив и лампа подсветки автофокуса, которая также является индикатором таймера автоматического спуска затвора.
Сзади, справа от экрана, установлен индикатор готовности вспышки, клавиша видеозаписи, круглая четырехпозиционная клавиша с кнопкой ввода по центру и вращающимся кольцом по периметру. Там же располагаются клавиши вызова главного меню и удаления снимков/роликов в режиме просмотра.
Сверху установлен круглый селектор режимов съёмки, клавиша спуска затвора, окружённая рычажком управления трансфокацией, кнопка питания, пара микрофонов, а также подъёмная вспышка. Замок вспышки электронный, однако привода у неё нет, и подъём осуществляется при помощи пружины. А вот складывать её приходится вручную. Например, у прямого конкурента в лице Canon PowerShot SX270 HS конструкция подъёмной вспышки схожая, но подъём и складывание вспышки осуществляются автоматически, при помощи моторизованного привода. В общем, копеечная экономия, а «вау-эффект» упущен.
Снизу находятся отсеки для аккумулятора и карты памяти, скрытые единой дверцей, а также металлический разъём установки на штатив.
У Coolpix S9200 левая сторона пустовала, а у S9400 тут находится системный динамик, который перебрался сюда с тыльной стороны, где раньше нередко прикрывался большим пальцем.
Справа тоже есть небольшие отличия. Теперь разъёмы подключения HDMI и USB/AV-кабелей находятся под раздельным заглушками и разнесены по краям. Также тут находится ушко крепёжного шнурка.
Экран и интерфейс
Дисплей фактически является одним из главных отличий новинки от предшествующей камеры. Вместо привычной ЖК-матрицы с разрешением 921 000 точек теперь используется OLED-матрица, правда с меньшем разрешением — 614 000 точек. Экран из Coolpix S9200 используется во множестве камер Nikon, и уже успел себя прекрасно зарекомендовать — у него большие углы обзора, приличный запас яркости, хорошая цветопередача. В общем, в применении OLED-матрицы вроде бы особой необходимости и не было, но всё же её установили. Чего ради?
Самое очевидное — огромные (180 градусов) углы обзора, высочайшая контрастность, а также меньшая толщина и расход электроэнергии. Сравнив технические характеристики моделей S9200 и S9400, мы видим, что толщина новинки стала даже на 0,1 мм больше, углы обзора у дисплея предка также были вполне достаточны. Однако заявленная длительность автономной работы выросла на 30 снимков. Вроде бы немного, но всё же это 15-процентное преимущество. Ну и не стоит забывать о чрезвычайно высоком контрасте OLED-матриц.
Есть, впрочем, и недостаток: некоторые цвета (например, фиолетовый, белый) отображаются некорректно, так что оценить правильность установки баланса белого на глаз порой бывает сложно. Но недорогой компактной камере это простительно.
Есть и антибликовое покрытие, однако его очень легко повредить, поэтому транспортировать камеру в сумке желательно в чехле.
Иерархия меню такая же, как ранее, да и пункты меню срисованы чуть ли не под копирку, однако прорисовка интерфейса немного другая — теперь она выполнена в едином стиле с интерфейсом гибридных камер Nikon 1. Меню довольно простое и интуитивно понятное, поэтому даже новичок легко и быстро освоит все функции камеры, не прибегая к помощи руководства пользователя.
Функциональные возможности
Разумеется, без разнообразных фишек не обошлось даже в случае с упрощённой камерой. Кроме уже привычной возможности записи Full HD видео, новинка способна снимать серии снимков со скоростью 7,5 кадров в секунду при полном разрешении. Результат, достойный продвинутых гибридных камер или зеркалок из среднего ценового диапазона. Но обольщаться не стоит, ведь длительность серии жёстко ограничена 5 кадрами. Однако если учесть длительность серий наиболее доступных «беззеркалок», то даже вполне неплохо.
Также Nikon Coolpix S9400 способен снимать автоматические панорамы с углом охвата 180 и 360 градусов, как при пейзажной, так и при портретной ориентации. Склейка происходит весьма корректно и быстро, к тому же особых требований к равномерности скорости вращения и линии горизонта у камеры нет. Фактически единственным ограничением является слишком высокая скорость поворота, при которой процессор попросту не в состоянии обработать наплыв данных. Примечательно ещё и то, что направление поворота выбирается автоматически, тогда как во многих камерах его необходимо указывать заранее.
Также поддерживается и функция создания 3D-снимков. Разумеется, «честное» 3D-фото в случае однообъективных систем производится путём склейки двух кадров. Для начала необходимо сделать первый кадр, а после этого совместить на экране изображение с полупрозрачным центральным сегментом первого кадра, а уж второй кадр камера сделает автоматически.
По тому же принципу работает и режим HDR, который позволяет расширить динамический диапазон путём совмещения нескольких фото с разной экспозицией. Данный режим спрятан в сюжетных программах (освещение сзади), поэтому при его использовании из настроек доступен только лишь выбор разрешения снимка.
Особого внимания заслуживает режим определения лиц. В данном режиме реализован не только быстрый и точный подхват лиц, но и функции автоматического спуска при обнаружении улыбки и определения моргания. Улыбка действительно определяется легко, а спуск затвора происходит без задержек, чем грешат некоторые компакты. Но вот функция определения моргания проработана плохо и часто не срабатывает.
Впечатления от работы, уровень шума, баланс белого
Первое включение, экран мгновенно отображает картинку в реальном времени, ещё мгновение, и объектив в рабочем положении, но камера никак не реагирует на нажатие клавиш, в том числе и спусковой. Для ультразумов подобное поведение не редкость, но тестируемая камера оказалась уж слишком медлительной. От момента нажатия клавиши питания до начала фокусировки проходит 3,17 секунды. В общем, пропустить важный момент проще простого. Зум-объектив, напротив, оказался весьма шустрым. Независимо от направления перемещения весь диапазон фокусных расстояний трансфокатор проходит за 2,5 секунды. При половинном нажатии скорость трансфокации снижается ровно вдвое — 5 секунд.
Скорость фокусировки измерялась в двух положения — широкоугольном и телефото. Перед каждым замером камера наводилась на бесконечность. На широком угле камера смогла навестись на объект съёмки за 0,62 секунды, а в положении телефото — за 1,49 секунды.
Меню выбора зоны фокусировки включает пять режимов: центр, ручной выбор, приоритет лица, ведение объекта, а также АФ с обнаружением объекта. Первые два режима не особо интересны, а вот остальные стоит рассмотреть подробнее.
Режим приоритета лиц работает прекрасно, причём лица определяются как в фас, так и в профиль. Подобная особенность постепенно становится нормой, но всё же далеко не все камеры это умеют. К слову, режим умного портрета вынесен в отдельный режим на круглом селекторе, но активирование определения лиц возможно и в программном режиме съёмки.
Режим ведения объекта также показал себя с наилучшей стороны. Подхват осуществляется единичным нажатием клавиши ввода, и удерживать спусковую клавишу, как в некоторых камерах, оснащённых данной функцией, не приходится. Объекты легко подхватываются, даже если фон не особо контрастирует с объектом. Более того, объекты съёмки удерживаются в прицеле даже при их быстром перемещении, а при выходе объекта за зону кадра автоматика не переключается на другой объект, а дожидается возвращения в кадр изначально зафиксированного. В общем, режим ведения оставил лишь приятные впечатления, что в случае с ультракомпактами большая редкость.
Режим автофокуса с определением объекта появился в камерах Nikon ещё в прошлом году, однако тогда работал он очень нестабильно. В Nikon не отказались от своей затеи, и доработали функцию, которая теперь действительно работает. Конечно, данный режим является лишь развитием обычного автоматического, но в сложных ситуациях он позволяет реже прибегать к ручному режиму выбора зоны фокусировки. Ручная фокусировка не предусмотрена даже для «галочки».
Установка экспопары, разумеется, производится исключительно в программном режиме, а пользователю дана лишь возможность введения коррекции экспозиции в стандартном диапазоне -2…+2 EV с шагом в треть ступени, а также выбор режима работы экспозамера. Примечательно то, что точечного режима нет вовсе, и доступен только матричный и центрально-взвешенный. Неожиданностью стало и отсутствие функции программного расширения динамического диапазона. Однако, судя по характеру снимков, можно предположить, что режим D-Lighting «вшит» по умолчанию.
В целом, при естественном освещении работа автоматики тут приятно порадовала, ведь ошибка оказывается небольшой даже в весьма сложных условиях, например, при съёмке с мощным контровым светом (съёмка объектов против солнца). Зачастую компактам подобная съёмка даётся тяжело, в итоге уж очень сильно вытягиваются тени, и экспозиция существенно нарушается. Конечно, подобные промахи случаются и с Coolpix S9400, но они скорее исключение, чем правило.
Удивительно точной автоматика оказалась и при достаточном искусственном освещении. Например, в лабораторных условиях при освещении лампами накаливания ошибка не переваливала и за -0,1 ступени, а при освещении флуоресцентными лампами и вовсе -0,03 ступени. Отличный результат, который редко можно встретить, в особенности в компактных ультразумах.
Настройки баланса белого чрезвычайно просты. Тут нет возможности ручного выбора цветовой температуры либо тонкой настройки. Фактически доступно лишь пять предустановок (солнечно, облачно, лампа накаливания, лампа дневного света и вспышка), а также автоматическая и ручная настройка по белому/серому листу.
Примечательно, что разделения пресета «лампа дневного света нет», то есть доступен всего один вариант, хотя цветовая температура флуоресцентных лам в зависимости от типа колеблется в широких пределах. Но в целом на автоматику можно положиться как при лам с цветовой температурой 4200 K, так и 5500 K. А вот при использовании ламп накаливания ошибка велика, поэтому без пресета либо ручного режима не обойтись. Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5500 K, что соответствует полуденному освещению, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.
На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина.
В камере не предусмотрена компенсация мощности вспышки либо делитель мощности, но откровенно простейшей её не назовёшь, ведь, помимор стандартных режимов (авто, заполняющая и подавление эффекта красных глаз), предусмотрена ещё и функция медленной синхронизации по первой шторке. Для ультракомпакта вспышка довольно мощная, а её зарядка (независимо от степени разрядки аккумулятора) происходит очень быстро. При полностью заряженном аккумуляторе камера способна без задержек отснять со вспышкой до 8 кадров подряд, после чего начинаются задержки до половины секунды. К сожалению, без огрехов не обошлось — при первом использовании вспышки при её поднятии индикатор вспышки около секунды сообщает о её подготовке. То есть при опущенной вспышке разрядные конденсаторы не заряжаются, что и влечёт за собой указанный недостаток. Но, с другой стороны, это экономит заряд аккумулятора.
А теперь посмотрим на качество съемки во всем диапазоне светочувствительности. Стоит отметить, что минимальное значение чувствительности составляет не 100, а почему-то 125 единиц.
Как видите, все значения ISO можно назвать рабочими. На максимуме, правда, шум приобретает навязчивый характер, но с учетом высокого разрешения снимков этот недостаток легко устраняется простым уменьшением размеров фотографии.
Тестовые фото, видео, автономная работа
В режиме видеозаписи всё довольно просто. Максимальное количество кадров в секунду при записи в разрешении Full HD и HD составляет 30, развёртка, разумеется, прогрессивная. Конечно, предусмотрена запись со скоростью 120 кадров в секунду при разрешении VGA и 240 при разрешении qVGA, но данные режимы скорее будут использованы для забавы, нежели по насущной необходимости. Непосредственно во время видеозаписи возможна работа как автофокуса, так и оптического трансфокатора, причём оба справляются весьма неплохо. Взгляните на пример съемки с максимальными установками качества.
Скачать оригинальный файл в формате .MOV (34.6 МБ)
Конечно, компакт не может обеспечить плавную и едва заметную подстройку фокусировки, но всё же автофокус довольно точен и шустрый. Хотя мириться с периодически замыливанием картинки приходится, что является издержками класса в целом.
Настройки уровня звука нет, но предусмотрена возможность активирования программного подавления шума ветра, которое на практике оказалось весьма действенным.
А теперь взглянем на примеры фотографий из повседневных ситуаций.
В камере используется тот же аккумулятор ёмкостью 3,9 Втч, который стоял в Coolpix S9200, но заявленная длительность автономной работы, измеренная по методике CIPA, возросла на 30 кадров. Теперь это значение достигло отметки в 230 снимков.
Наибольшее влияние на длительность автономной работы, конечно же, оказала OLED-матрица, ведь методика CIPA подразумевает достаточно длительную активность дисплея. При быстрой съёмке в автоматическом режиме без просмотра полученных фотографий дисплей оказывает меньшее влияние на результат, поэтому на практике разница будет меньше. При обычной повседневной съёмке с редким использованием вспышки камера смогла сделать 328 кадров — весьма неплохо.
Зарядка аккумулятора осуществляется в корпусе камеры при помощи USB-кабеля и адаптера питания. Разумеется, батарею можно зарядить от USB-порта десктопа, ноутбука или даже от портативного зарядного устройства.
Конкуренты
Panasonic Lumix TZ35
Это аппарат очень схож с Nikon Coolpix S9400. Однако он оборудован всего одним микрофоном, поэтому в режиме видеосъемки звук пишется только в моно. Точность экспозамера ощутимо ниже, однако TZ35 существенно опережает Nikon S9400 в режиме видеосъёмки, да и в целом оказывается более быстрой в работе.
Samsung WB250F
Сильным конкурентом камеры также является новичок в лице WB250F, который оборудован более светосильным объективом, а также модулем Wi-Fi с внушительной функциональностью.
Правда, дисплей, как и у остальных конкурентов — обычный LCD с разрешением 460 тысяч точек. По качеству съемки и уровню шума полный паритет. Разве что максимальное значение и продукта Samsung гораздо выше. В ряде случаев это может оказаться существенным преимуществом.
Выводы
Nikon Coolpix S9400 — камера очень неоднозначная. Пожалуй, стоит начать с её недостатков. Это медленное включение, медлительный автофокус, медленная зарядка вспышки при съёмке первого кадра и довольно скудное количество настроек. Но при этом камера может похвастаться OLED-дисплеем со всеми его достоинствами, чрезвычайно точным замером экспозиции, корректной работой автофокуса в режиме ведения объекта и определении лиц, а также довольно неплохой работой в режиме видеозаписи. Рекомендовать S9400 можно только тем, кто по каким-то причинам не может позволить себе старшую модель — S9500. В остальных случаях советуем внимательнее присмотреться к аналогичным решениям конкурирующих компаний.