Идеальная камера для спонтанных съемок. Обзор Olympus SZ-20
Фотоаппараты с большим зумом сейчас переживают свои лучшие времена, не только с позиции числа компаний, освоивших выпуск такой фототехники, но также и в плане разнообразия моделей. Возможность приближать объекты всегда играла на руку продавцам, и если бинокль и подзорная труба должна быть с максимально возможным увеличением, то почему оптика фотоаппарата — нет ? Среди имеющихся сейчас в продаже моделей ультразумов есть даже такие, которые обеспечивают 36-кратный оптический зум. Внешний вид такого фотоаппарата идентичен зеркальной камере с китовым объективом. Но есть модели и другого формата — рассматриваемая сегодня камера Olympus SZ-20 обладает 12.5-кратным зумом, и поэтому она существенно меньше в размерах и более пригодна для ежедневного пользования. Она не займет много места в вашей сумке, более того, ее можно носить в кармане.
Конкурентами фотоаппарата можно считать такие модели, как Samsung WB210 и Sony H70 — они так же компактны и лишены ручных режимов съемки. Такие фотоаппараты, как Canon PowerShot SH220 HS, Fujifilm F550 EXR и Samsung WB650 более функциональны и дороги, но на них стоит обратить внимание, если ручные настройки и дополнительные «фишки» вам необходимы.
Технические характеристики
Класс | Компактная камера |
Матрица | 1/2.3” BSI CMOS-сенсор, 16.8 Мп |
Формат снимков | JPEG, MPO |
Диапазон светочувствительности | ISO 80 — 3200 |
Диапазон выдержек | 1/2000 — 4 с |
Вспышка | Встроенная, радиус действия: 0.6 — 3.6 м |
Экран | 3.0” TFT-LCD, 460 000 пикселей |
Память | 34 Мб + карты SD/SDHC/SDXC |
Интерфейсы | USB, HDMI |
Аккумулятор | Li-Ion батарея NP-50B, 925 мАч |
Габариты и вес | 102.4 x 64.0 x 30.4 мм, 186 г |
Цена | 9 000 руб. |
Использование CMOS-матрицы обратной засветки (backlight) обычно означает лучшее качество снимков при высоких значениях ISO. Также хочется отметить, что Olympus — вторая после Fujifilm с ее камерой Finepix 3D W3 компания, которая реализовала съемку фотографий в 3D и не занимается производством микроэлектроники (как, например, Sony и Panasonic).
Дизайн и эргономика
Olympus SZ-20 предлагается в двух вариантах расцветки — серебристом и черном. К нам на обзор попал черный вариант — более симпатичный, на наш взгляд.
Габариты устройства почти такие же, как и у 18-кратного компактного ультразума Nikon S9100, а вот весит камера значительно меньше. Выглядит фотоаппарат неплохо и качественно, насколько это вообще возможно для фотоаппарата из глянцевого пластика. Стоит, правда, отметить, что глянцевое покрытие присутствует только на лицевой стороне и сверху, в то время как остальные участки сделаны из привычного пластика, слегка шероховатого на ощупь.
Камера обладает вроде как и традиционным, но в чем-то необычным дизайном. Прорезиненная ручка — важное отличие от конкурентов. Она дает удобный хват при съемке, в то время как Sony Cyber-shot H-70 и Samsung WB210 в лучшем случае имеют небольшую ложбинку под большой палец.
Сборка хорошая, заметных щелей нет, а пластик не скрипит при сдавливании, что несколько неожиданно. Использование металла позволило бы SZ-20 выглядеть прочнее и дороже, однако это повлияло бы на вес и конечную стоимость. Так что выбор пластика в данном случае вполне оправдан.
На передней части камеры можно обнаружить стандартную лампу подсветки автофокуса, а также два отверстия микрофона. Объектив обрамлен металлическим кольцом, а сам оптический модуль подчеркнут пластмассовым ободком, идущим от встроенной вспышки. Верхняя часть корпуса не несет ничего необычного — кнопка включения, кнопка спуска затвора и механический триггер, который возводит вспышку. Зумирование осуществляется рычажком, обрамляющим кнопку спуска затвора.
На нижней части корпуса находится отсек для аккумуляторной батареи и карт памяти SD, SDHC, SDXC. Olympus SZ-20 также поддерживает и карты памяти Eye-Fi. Они дороги, но позволяют сбрасывать фотографии на компьютер без использования проводов, также как и закачивать отснятое прямо в Интернет. Отверстие для установки на штатив находится близко, но все же не по центру корпуса.
Возле ручки фотоаппарата находится пластиковая заглушка, скрывающая слоты для подключения к компьютеру и разъем HDMI.
Последний необходим для комфортного быстрого просмотра 3D-фото и FullHD-видео на экране телевизора. HDMI-кабель придется покупать самостоятельно, в стандартную комплектацию он не входит.
Чуть ниже интерфейсных разъемов имеется ушко для кистевого ремешка, который поставляется в комплекте. Рекомендуем одеть его сразу же: возможно, это предостережет устройство от случайного падения. На левом торце есть только отверстия стереомикрофона.
Тыльная часть камеры занята 3-дюймовым дисплеем, а немногочисленный ряд клавиш расположился справа от экрана.
Тут есть кнопка старта видеозаписи и небольшой наплыв для еще более удобного хвата фотоаппарата. Напомним, у остальных конкурентов SZ-20 в лучшем случае есть только наплыв. Чуть ниже расположена кнопка включения режима просмотра, джойстик, также выполняющий роль диска прокрутки. Еще ниже — кнопки вызова меню и справки.
Сразу бросается в глаза отсутствие барабанчика смены режимов съемки. Нет даже клавиши «MODE», несущей эту функцию на самых простых бюджетных фотокамерах. Переключение режимов возможно во время съемки: нажав на верхнюю кнопку джойстика и покрутив диск вы сможете выбрать нужный режим (iAuto, сюжетные программы, 3D-режим, Magic Filters, P-режим).
Функционал камеры
Набор возможностей Olympus SZ-20 типичен для класса компактных ультразумов. Кроме, собственно, фотографии, это еще и съемка видеороликов в FullHD-разрешении со стереозвуком и фотосъемка частотой до 9 кадров в секунду в уменьшенном разрешении. Фотографировать в формате RAW камера не позволяет, как и не обеспечивает доступа к ручным настройкам. Это удел более дорогих моделей. Благодаря большому зуму и хорошему диапазону фокусных расстояний (24 до 300 мм в 35-мм эквиваленте), фотоаппарат удобен для любого типа съемки. Но давайте теперь посмотрим на нетрадиционные функции.
Первое, что стоит отметить — 3D-съемку. В отличие от Fujifilm 3D W3, фотоаппарат получает 3D-снимок не сразу. После первого кадра на экране остается призрачный контур. Наведите на него, и камера сделает второй кадр, когда сочтет сцену оптимальной (без движущихся предметов). Два полученных снимка объединяются в MPO-формате, который можно просмотреть исключительно на 3D-телевизоре, а на экран SZ-20 выводится 2D-картинка, просто для оценки качества изображения.
Второе — это фильтры Magic Filters. Набор режимов пост-обработки, предлагаемых Olympus, включает 8 наименований. Это «поп арт» с повышенной яркостью цветов, «пинхолл» с сильным виньетированием, «рыбий глаз» с соответствующим искажением перспективы, черно-белый «рисунок» с контрастными контурами, спокойный «софт-фокус», режим «панк» с черно-фиолетово-розовой гаммой и зашкаливающим контрастом, «звездный» — единственный фильтр, который может быть применен только во время съемки, и фильтр «акварель», размывающий контуры изображения и смягчающий цвета.
Хочется заметить, что еще несколько лет назад Olympus встроила самый большой набор фильтров постобработки в свои фотокамеры, что вызвало непонимание профессионалов: мол, зачем это нужно, если есть графические редакторы? Сегодня только для любителей винтажных фотографий имеются социальные сети, которые еще и пользуются завидной популярностью. Ярким примером служит приложение instagram для iPhone.
Еще один режим, о котором стоит рассказать — это «Smart Panorama». Она неизменно сопровождает все CMOS-сенсоры с обратной засветкой. Чтобы получить панорамную фотографию, вам всего лишь нужно провести камерой с зажатой кнопкой спуска затвора вокруг себя. К сожалению, высота панорамной фотографии получается небольшой, поэтому просматривать изображение на мониторе или телевизоре не слишком удобно.
Все переключения между режимами и настройками осуществляются при помощи джойстика и диска на нем, который здорово ускоряет работу с камерой, но местами неудобен — нужный пункт очень легко проскочить по инерции. На Olympus SZ-20 кольцо очень чувствительное, навигация усложняется еще тем, что некоторые пункты меню оказываются скрытыми. К примеру, при выборе режима съемки показывается только три режима, из которых один — текущий. Остальные настройки, такие как баланс белого, таймер автоспуска, ISO и другие, также вынесены на экран настроек. С одной стороны, радует, что эти параметры не скрыты в дебрях меню, с другой же — жаль что реализовано это не так просто, как могло бы.
Ну и, конечно, нельзя не отметить наличие встроенного интерфейса справки. В ней объясняются все используемые в фотоаппарате термины, и рассказывается, как правильно снимать камерой в определенных режимах: где нужно использовать те или иные настройки. Последние посещенные пункты сохраняются в истории. В общем, справка оказалась на удивление информативной и удобной. Покупатель Olympus SZ-20 имеет полное право не читать бумажную инструкцию, а все необходимое почерпнуть прямо с экрана.
Возможности пост-обработки изображений не блещут ничем новым: изменение размеров, кадрирование, осветление темных участков, удаление красных глаз и применение фильтров. Фотографии, на которых камера распознала лица людей, можно подвергнуть специальной обработке — автоматической ретуши телесных тонов. Изменение баланса белого или экспозиции отличается от всех других камер — на экране появляется несколько небольших окошек с разными настройками, что дает возможность быстро выбрать оптимальное значение.
Экран
Оптического видоискателя в фотоаппарате нет, цифрового тоже. Дисплей занимает большое пространство тыльной части камеры. Его разрешение составляет 460 000 пикселей, диагональ — 3 дюйма. Это хороший показатель для недорого ультразума, качество полученных изображений можно оценить без увеличения части кадра. Благодаря антибликовому покрытию, дисплей хорошо читается на ярком солнце. Маркость дисплея средняя, не напрягает, но лучше приобрести чистящую салфетку из специальной ткани или использовать влажные салфетки для чистки мониторов.
Впечатления от работы
Как ни странно, камера оказалась очень быстрой в работе. От момента включения до готовности к съемке проходит 2 секунды. 12,5-кратный зум-объектив проходит фокусные расстояния от широкоугольного 24-мм положения до максимального зума с эквивалентным фокусным 300 мм за 1,5 секунды. Радует, что зумирование работает и в процессе видеосъемки, только оно более плавное и медленное. Это сделано специально, чтобы избежать неприятных рывков во время записи, ну и, конечно же, чтобы минимизировать шумы, неизбежно возникающие в процессе работы объектива. Небольшой шум работы объектива все же есть, но это наблюдается во всех устройствах со встроенными в корпус микрофонами.
Встроенная вспышка достаточно мощная и хорошо работает в автоматическом режиме, при съемке макро. Фотографии людей получаются без красных глаз в большинстве случаев. Перезарядка вспышки занимает 3-5 секунд.
Литий-ионный аккумулятор из комплекта поставки себя зарекомендовал хорошо, с полностью заряженной батареи можно выжать до 300 снимков и 5-10 минут FullHD-видео.
Это хороший показатель в сравнении с конкурентами, за исключением одной модели — Casio EX-H30. Ее не удалось, и вряд ли удастся кому-либо превзойти в ближайшее время — полностью заряженный аккумулятор этой модели позволяет снять до 1000 фотографий.
Тестовые снимки
Средний размер JPEG-изображений в максимальном разрешении 16 Мп составляет 6 мегабайт. Если вы видите на фотоаппарате надпись «двойная стабилизация», это повод напрячься. Еще ни одна камера, в характеристиках которой было прописано «n-ная» система стабилизации, не отличалась совершенством. Чаще всего, это подборка немыслимых методов, которые маркетологи считают элементами механизма стабилизации в целом. В нашем случае, хваленая двойная система стабилизации камеры на максимальном зуме (эквивалентное фокусное расстояние 300 мм) не дает снять резкие фотографии даже при дневном освещении. Выход из этого один — переходить в режим серийной съемки и делать несколько фотографий подряд. Хоть одна из них по статистике окажется полностью резкой. Если тщательно присмотреться к снимкам, которые сняты в широкоугольном положении (эквивалентное фокусное 24 мм), заметна некоторая потеря резкости по углам. Впрочем, это можно отнести к привычным недостаткам тревел-зумов — установить мощный зум в компактный корпус без компромиссов в оптической схеме невозможно.
Как и остальные недорогие камеры, Olympus SZ-20 отличается непредсказуемыми результатами автоматики баланса белого при серийной съемке, особенно при искусственном освещении. Это ложка дегтя. Теперь бочка меда: с увеличением светочувствительности интенсивность шумов увеличивается незначительно. На ISO 800 наблюдается небольшая потеря детализации, но даже на ISO 1600 результаты для компактной камеры очень хорошие, и что очень важно, нет деградации цветов. Нельзя не отметить естественную цветопередачу, хорошую работу режима iAuto и превосходное качество изображений солнечным днем — правильная экспозиция, сочные тона и хороший контраст.
Как это ни странно, но ISO 400 оказалось оптимальным для ночной съемки даже со штативом. Меньших значений не хватает на правильную экспозицию травы.
По последним двум фотографиям легко оценить универсальность камеры, она удобна и для пейзажей, и для фотоохоты.
Эта фотография получилась резкой только с шестой попытки, что сильно подпортило репутацию стабилизации. Также при 100% увеличении видны артефакты шумоподавления. Их можно заметить на контрастных границах. Шумоподавление сыграло с травой злую шутку — ее текстура почти полностью отсутствует.
Съемка при слабом вечернем освещении. На максимальном зуме нет даже и следа от аберраций.
Вспышка сильно спасла ситуацию с очень длинной для фокусного расстояния 300 мм выдержкой в 1/6 секунду, но все равно изображение получилось слегка смазанным.
Автоматика баланса белого не при искусственном освещении великолепна — всегда правильные, естественные цвета, как их видит человеческий глаз.
На низких ISO фотографии выглядят немного блеклыми.
В контровом освещении Olympus SZ-20 себя зарекомендовал отлично.
На большом зуме и даже на средней дистанции фотоаппарат дает маленькую глубину резкости. На данной фотографии она видна при увеличении 50% и выше.
На максимальном зуме глубина резкости видна невооруженным глазом.
И при макросъемке тоже. Минимальная дистанция фокусировки камеры — всего 1 см.
В широкоугольном положении имеет место легкое смазывание, особенно в нижних углах кадра.
Малая глубина резкости убивает детали в листве.
В общем, любая фотография, снятая более чем на 7-кратном увеличении, страдает из-за маленькой ГРИП. Так что для пейзажей лучше использовать широкий угол. CMOS-сенсор в большинстве случаев обеспечивает хороший динамический диапазон.
В места сильного перепада яркостей мы не наблюдаем традиционные хроматические аберрации, имеет место потеря цвета. Обратите внимание на кроны деревьев на фоне белых облаков.
Скачать оригинальный файл в формате .mp4, 75,1 МБ
Видеоролик, снятый при недостаточном освещении в темное время суток. Как видите, качество приемлемое.
Выводы
Olympus SZ-20 отличается одним из лучших разрешений в своем классе, хорошим диапазоном фокусных расстояний, и в целом неплохим набором возможностей. Важно еще и то, что SZ-20 является одним из самых доступных компактных ультразумов.
Если рассматриваемая раньше камера Olympus XZ-1 считалась фотоаппаратом для энтузиастов, то SZ-20 можно назвать фотоаппаратом для спонтанной съемки, но для более приземленных и непритязательных фотографов — с отсутствием ручных режимов съемки и с диапазоном отрабатываемых выдержек от 4 до 1/2000 секунды особенно не разгуляешься. С другой стороны, почти всю работу берет на себя автоматика, что лишает головной боли начинающих фотографов, а обилие фильтров пост-обработки разнообразит ваши снимки и без подключения к компьютеру.