Земноводное. Обзор защищенной камеры Panasonic Lumix FT4
Раньше для подводной съемки необходимо было покупать бокс, стоимость которого зачастую превышала цену самого фотоаппарата, а теперь за вполне вменяемые деньги можно получить небольшую камеру для погружений и активного отдыха. Защищенные компакты уже есть в портфолио каждого производителя: у Olympus, у Fujifilm, у Nikon, у Panasonic. Они не занимают много места, легко помещаются в любую сумку, в рюкзак или даже в карман. Спрос на такие камеры непрерывно растет, конкуренция усиливается, а цены постепенно снижаются.
Panasonic Lumix FT4
Сегодня мы рассматриваем передовую rugged-модель Lumix FT4 от Panasonic, которую по праву можно назвать глубоководной, так как заявленная допустимая глубина ее погружения составляет 12 метров. На данный момент это рекордный показатель в классе. Впрочем, в роли компактной камеры на каждый день она тоже должна выступить неплохо. Взглянем на технические характеристики.
Технические характеристики, комплектация Panasonic Lumix FT4
Panasonic Lumix FT4 | |
Класс | Защищенная компактная камера |
Матрица | CCD 1/2,3”, 12.1 Мп |
Формат снимков | JPEG (4000 х 3000) |
Формат видео | AVCHD, MPEG-4 |
Диапазон светочувствительности | ISO 100 — 1600 |
Объектив | ЭФР 28–128 мм, f/3.3-5.9 |
Диапазон выдержек | 1/1300 — 60 с |
Вспышка | Встроенная, ведущее число 5.6 м |
Экран | LCD, диагональ 3 дюйма, разрешение 230 000 пикселей |
Память | 20 МБ + SD/SDHC/SDXC (до 64 ГБ) |
Интерфейсы | USB, AV, HDMI |
Аккумулятор | Li-ion, 3.4 Вт*ч |
Габариты и вес | 103 x 64 x 27мм, 197 г |
Особые возможности | GPS-модуль, съемка Time Lapse, съемка 3D |
Цена | ~13 200 рублей |
Комплект поставки предельно минималистичен. В коробке вы найдете только саму камеру, кистевой ремень, зарядное устройство, комплект кабелей, а также гарантийный талон, пользовательское руководство и диск с сопровождаемым ПО.
Из приятных мелочей — только небольшая щеточка для чистки камеры. Ну а сама камера может быть голубой, оранжевой, черной или серой. Мы имели дело с самым ярким экземпляром — оранжевым.
Дизайн и эргономика
Своим внешним видом камера, конечно, внушает доверие, однако почти не выделяется на фоне конкурентов от Fujifilm, Olympus и Nikon. О такой узнаваемости, как у Pentax Optio WG-2 GPS, не идет и речи. Кроме того, едва заметными стали изменения в дизайне по сравнению с предшественницей Lumix FT3. Однако в аппаратных возможностях новинка поприбавила, но о них мы поговорим позже.
По углам корпуса расположены крепежные винты, удерживающие прочную металлическую крышку и добавляющие внешнему облику камеры солидности и прочности. Этот экстремальный «кирпичик» может даже послужить орудием защиты или нападения. Впрочем, протестировать аппарат в таких условиях не пришлось.
В правом верхнем углу располагается объектив с обрамлением из блестящего пластика. Обрамляющая накладка сразу вызвала подозрения из-за небольшого люфта. Вероятно, она может оказаться самым слабым звеном при неудачном падении. В остальном нареканий к прочности конструкции и надежности сборки нет — никаких люфтов, скрипов, прогибающихся стенок корпуса здесь не выявлено. Конечно, для водонепроницаемой камеры это должно быть аксиомой.
Корпус не маркий, отпечатки пальцев на нем не остаются, грязь также не липнет, а вот царапины от падений вполне реальны — это случилось с нашим тестовым образцом при испытаниях на прочность. Лицевая панель выполнена так, что имеет выступ в левой части для более удобного хвата.
Встроенная вспышка располагается чуть левее центральной оси, однако практически не заслоняется пальцами. Между объективом и вспышкой находится блок вспомогательной подсветки автофокуса, состоящий из трех белых светодиодов. Эта же подсветка может быть включена при съемке видео, только уже в режиме непрерывного освещения.
На верхней грани расположены три кнопки — питание, спуск затвора и видеозапись. В центре панели располагается небольшой выступ, под которым спрятан GPS-модуль. Для индикации его работы предусмотрен крошечный светодиод рядом с кнопкой спуска. Слева также находится одно отверстие для монофонического микрофона.
Тыльная сторона традиционно является наиболее напичканной элементами управления. Большую часть пространства занимает дисплей с диагональю 2.7". Его прочность не вызывает подозрений, а вот от отпечатков пальцев никуда не деться. Справа разместились две раздельные кнопки управления трансфокацией, четырехпозиционная навигационная клавиша с кнопкой ввода, кнопки переключения режимов съемки и просмотра отснятого материала, а также небольшие кнопки установок дисплея и вызова быстрого меню. На каждой из них выгравирована пиктограмма с обозначением функций. Читаемость пиктограмм слабая, однако, они быстро запоминаются в процессе пользования.
Рядом с клавишей Mode располагается отверстие динамика в виде звездочки, а также небольшой уступ для большого пальца. На нижней грани находится лишь резьбовой разъем для установки на штатив, выполненный из пластика.
Слева расположена пластиковая накладка с углублением для более удобного хвата двумя руками. Правая боковина полностью закрыта герметизирующей крышкой, под которой находится батарейный отсек и слот для карты памяти, а также порты для подключения HDMI- и USB/AV-кабелей.
Фиксация крышки производится в два этапа — для начала крышка просто защелкивается, а затем дополнительно фиксируется рычажком.
Функциональность, возможности съемки
Первое, что бросилось в глаза еще до включения камеры — это надпись «Quad indicator» на лицевой панели корпуса. Под этими словами подразумевается наличие в камере датчиков местоположения (GPS), барометра, высотомера и компаса. Четверка их призвана помочь туристу в ориентировании на местности, но в реальности пользы от этого мало. GPS-приемник нужен лишь для записи координат в EXIF-данные фотографий.
В камере присутствует несколько режимов съемки — интеллектуальный, программный, ручной, спортивный, режим съемки сцен с высокой яркостью, пара режимов для подводной съемки, эффект миниатюры, 3D-режим, а также набор из 14 предустановленных сюжетов на все случаи жизни.
Интеллектуальный режим iA говорит сам за себя — доверяемся автоматике и жмем кнопку спуска. Программный режим Р гораздо интереснее. В нем доступна настройка светочувствительности, баланса белого, режима фокусировки, а также экспокоррекция в пределах от -2 до +2 EV с шагом 1/3EV и брекетинг по экспозиции. В данном режиме можно производить макросъемку как со вспышкой, так и без нее. Для более продвинутых пользователей весьма кстати придется полностью ручной режим съемки. Впрочем, ложкой дегтя стала невозможность установки значений диафрагмы кроме 2 доступных для разных фокусных расстояний. На широком угле доступными значениями являются строго F3.3 или F10. При максимальном зуме эти значения превращаются в F5.9 и F18. В то же время выдержка свободно регулируется в пределах от 1/1300 с до 60 с.
Наличие двух режимов подводной съемки поначалу озадачивает. Но оказалось, что один из них предназначен для снорклинга и съемки на глубине до 12 метров. Второй же пригодится при использовании дополнительно приобретаемого герметичного бокса, благодаря которому нырнуть с камерой можно на 40 метров вглубь. В данном режиме недоступен индикатор глубины погружения, присутствующий в первом случае.
Эффект миниатюры программным способом придает размытости фону изображения, что в некоторых случаях смотрится довольно эстетично. Трехмерные снимки получаются в результате съемки с ручной проводкой камеры, как и во всех подобных компактах. Кроме этого, аппарат умеет снимать time lapse ролики, что выгодно отличает его среди конкурентов. При наличии гибкого штатива (вроде Gorillapod) камеру можно зафиксировать под водой и сделать замедленный ролик о подводной жизни. Никаких особых знаний и навыков при этом не потребуется.
Возможности настройки экспозамера в камере нет, а вот режимов фокусировки предостаточно. В наличии точечный автофокус, 1-зонный, 23-зонный, следящий и режим распознавания лиц. Величина светочувствительности может быть выставлена вручную в пределах 100-1600 единиц по шкале ISO. Из меню доступны значения с шагом в одну ступень — 100, 200, 400, 800 и 1600 — хотя при съемке с автоматическим подбором ISO камера показывает и другие значения, такие, например, как ISO 250 и ISO 320.
В режиме Р доступна серийная съемка как в полном разрешении с частотой 3.7 кадров в секунду, так и в низком разрешении (3 Мп, 10 fps). Также возможна медленная серийная съемка со вспышкой. Аппарат научился грамотно использовать буферную память, и в процессе записи только что отснятого кадра на карту памяти возможна съемка нового. Особо порадовал режим видеозаписи, позволяющий снимать ролики в MPEG4 и AVCHD — все это, разумеется, в Full HD разрешении.
Программные возможности камеры позволяют производить простейшую постобработку фото и видео — обрезать и ретушировать кадры, разделять видеоролики на части.
Заявленная глубина подводного погружения составляет 12 метров, а упасть без последствий камера может с высоты 2 метров. Кроме того, аппарат пригоден для частого использования в условиях зимы средней суровости и выдерживает морозы до -10 градусов по Цельсию. Впрочем, такой же мороз прекрасно выдержит любая другая камера. А в случае с Lumix FT4 диапазон рабочих температур может быть еще шире.
Экран, интерфейс
Судя по всему, на дисплее решили сэкономить. Он такой же, как и у Lumix FT3 и FT2 — с диагональю 2.7 дюйма и разрешением 230 000 точек. Конкуренты давно обзавелись как минимум 460 000 точками в своих дисплеях. В то же время экран обладает широкими углами обзора как по горизонтали, так и по вертикали — в процессе тестирования этот пункт ни разу не вызывал нареканий.
Картинка на дисплее слегка тусклая, цветопередача также хромает, а зернистость довольно заметна. Оценивать баланс белого и экспозицию по нему не так просто, как хотелось бы. А вот яркость дисплея может автоматически подстраиваться под освещение внешней среды. Для удобства визирования на экран может быть выведена сетка, хотя функция электронного горизонта была бы предпочтительнее.
Меню фотоаппарата с небольшими изменениями перекочевало от предка FT3. Запутанным его не назовешь, но некоторые функции оказались не так очевидны, как хотелось бы. Скорость переходов и реакции на нажатия кнопок высокая, никаких подвисаний во время хаотичных блужданий по меню не выявлено.
Впечатления от работы, шум
В процессе тестирования камеры были задействованы практически все ее функции. Я не удержался от небольшого крэш-теста и ронял камеру с метровой высоты на асфальт, что оставило заметные следы на металлическом корпусе. Камера, к счастью, осталась полностью работоспособной. Погрузить под воду аппарат позволила ванна, полная воды, вот только глубина ныряния не превысила 40 сантиметров. Подводные тестовые снимки были выполнены со вспышкой.
Опробовав камеру в различных условиях освещения, можно гарантировать высокое качество картинки при ISO 400. Более-менее прилично снимать можно на ISO 800, а вот выше залезать все же не стоит — шумы уже становятся очевидными, цветопередача и детализация начинают искажаться. В подтверждение — примеры съемки одной и той же сцены на разных значениях ISO.
Кратность зумирования объектива составляет 4.6х, причем этот процесс достаточно заторможенный. Изменение фокусного расстояния от минимума до максимума занимает около 2 секунд, причем во время видеозаписи эта цифра существенно больше — это вы сможете оценить по тестовому ролику, представленному ниже. Оптика аппарата фокусируется быстро и ошибается редко. Даже в сумерках автофокус прекрасно справляется с возложенными обязанностями. Не вызывает трудностей и настройка резкости в режиме макросъемки с расстояния в заявленных 5 сантиметров.
Попытки активировать GPS-модуль, находясь на балконе квартиры, не увенчались успехом — камера так и не смогла обнаружить спутники в зоне видимости. На открытой территории, свободной от городской застройки, потребовалось около двух минут на распознавание GPS-сигнала и ориентирование на местности. Отображение геоданных на экране включается с помощью клавиши DISP. Для временного выключения модуля имеется авиарежим. Вообще говоря, реализация возможностей GPS-датчика заслуживает похвалы и выставляет Lumix FT4 в выгодном свете по сравнению с конкурентами.
В режиме интервальной съемки (time lapse) настройки самые базовые — минимальный интервал между кадрами составляет 1 минуту (максимум — 30 минут). При этом максимальная длина серии может составлять 60 снимков. На карту памяти просто записываются отдельные кадры, а не готовый ролик, а вот в режиме просмотра все отлично — на дисплее камеры проигрывается вся отснятая серия. При тестировании режима камера исправно включалась каждую минуту, фокусировалась, делала снимок и выключалась.
Аккумулятор полностью заряжается за 2 часа с небольшим, его ресурса хватает примерно на 250 фотографий. Это несколько меньше заявленных производителем 310 снимков, однако стоит сделать скидку на условия съемки, отличные от стандартов CIPA.
Тестовые снимки, видео
Реальные снимки всегда интереснее долгих описаний и малознакомых терминов, а их набор наиболее ярко отражает способности камеры.
Резкость объектива на длинных фокусных расстояниях немного расстраивает, хотя при ЭФР 28 мм такой проблемы нет. «Замыленность» объектов при максимальном приближении можно заметить на тестовых кадрах. А вот с хроматическими аберрациями аппарат справляется отлично, намного лучше конкурентов. Конечно, от сенсора формата 1/2.3” многого ждать не приходится, но в данном случае картинка вполне достойная.
Единственным субъективным ощущение является некоторая «синева» на большинстве тестовых картинок. Вероятно, в процессе съемки автоматикой камеры был просто не совсем правильно определен баланс белого. Автоматика также хромает на обе ноги и в сложных условиях при больших перепадах яркости — контровый свет на листьях деревьев превращается в неразличимую гущу.
Как уже упоминалось, съемка в ручном режиме зачастую даст лучшие результаты, однако такой профессиональный подход подойдет далеко не всем. Съемка в программном режиме Р не позволяет установить выдержку длиннее 1/4 с и в условиях плохой освещенности придется полагаться на вспышку. Вторым же разочарованием стал неполноценный ручной режим с его невозможностью плавной настройки диафрагмы.
Скачать оригинальный файл в формате .MTS (65.2 МБ)
Тестовый видеоролик, приведенный выше, снимался в максимально-доступном качестве в формате AVCHD. На нем вы можете оценить эффект плавающего затвора, а также скорость изменения фокусного расстояния.
Конкуренты
Olympus TG-820 iHS. Недавний защищенный компакт от Olympus очень похож на Lumix FT4 внешне, однако с технической точки зрения камера отличается от рассмотренной модели. Во-первых, она построена на CMOS-матрице (в то время как компакт Panasonic использует CCD-сенсор). А во-вторых, у нее гораздо лучший экран.
Olympus TG-820 iHS
Однако Lumix FT4 сумеет работать на большей глубине (12 метров против 10) и может похвастаться объективом с более широкой диафрагмой, хотя в этом смысле разница совсем небольшая.
Pentax Optio WG-2 GPS. Если для вас важен внешний вид камеры, то ничего лучше, чем Pentax Option WG-2 GPS, в этом плане быть не может. Это самая необычная защищенная камера, самая запоминающаяся. Она построена на 16-мегапиксельной CMOS-матрице и может погружаться под воду на глубину до 10 метров (в этом отношении Lumix FT4 лучше).
Pentax Optio WG-2 GPS
Помимо прочего, Option WG-2 GPS обладает более широким диапазоном чувствительности и более качественным экраном. Стоит эта модель чуть дороже, чем Lumix FT4.
Читайте также : Самая яркая экстрим-камера. Обзор Pentax Optio WG-2 GPS
Выводы
Panasonic Lumix FT4 хоть и не принесла в себе серьезных улучшений по сравнению с предшественницей, но сегодняшним конкурентам явно не уступает. Судите сами — лучшая в классе прочность и глубина погружения, расширенные возможности GPS, ручная экспозиция, быстрая фокусировка по 23 точкам, съемка 3D изображений, захват видео в формате AVCHD и time lapse роликов. Все это не может остаться незамеченным при выборе надежного компакта для активного отдыха. Впрочем, минусы также имеют место: медленное зумирование, морально устаревший дисплей, невозможность выбора точки фокусировки, недостаточно резкая оптика, отсутствие программируемых клавиш и возможности подзарядки от USB.