Универсальный ультракомпакт. Обзор камеры Panasonic Lumix SZ3
Гонка мегапикселей среди компактов вроде бы уже прошла. Гонка чувствительности тоже вроде бы прошла, и в большинстве случаев рядовые компакты упираются в значение 1600 единиц. Но уже несколько лет набирает обороты гонка зумов — при крохотной матрице реализовать дальнобойный зум-объектив компактных размеров не так уж и сложно, а главное, не так уж и дорого.
В результате этой гонки на свет появились такие монстры, как Canon PowerShot SX50 HS и Fujifilm FinePix SL1000 с 50-кратными зумами, размеры которых соизмеримы с базовыми камерами зеркального типа. Появились и камеры вроде Lumix TZ40 с 20-кратными трансфокаторами, а также массой дополнительных функций вроде GPS и WiFi-модуля, а также сенсорного экрана. Цена таких устройств кусается, да и камеры со столь мощным зумом не такие уж и компактные. Но если вам нужна камера с умеренным зумом, которая не была бы жестко обделена функциональными возможностями и с легкостью помещалась бы в карман рубашки, то здесь выбор не так велик: Olympus VR-340, Nikon Coolpix S6300, Fujifilm FinePix T400, Samsung WB30F и Panasonic Lumix DMC-SZ3.
Все эти камеры оборудованы десятикратным трансфокатором, при этом толщина их корпуса колеблется в пределах 17-29 мм, а масса не превышает 160 грамм. Чем еще нас порадует Lumix SZ3?
Технические характеристики Panasonic Lumix SZ3, комплектация
Panasonic Lumix SZ3 | |
Класс | компактная камера |
Матрица | CCD, 1/2.3'', 16.1 Мп |
Формат снимков | JPEG (4608 x 3456) |
Формат видео | MP4 (1280 x 720, 25p) |
Диапазон светочувствительности | ISO 100, 200, 400, 800, 1600 (расширение до ISO 6400) |
Объектив | ЭФР 25–250 мм, f/3.1-f/5.9 |
Диапазон выдержек | 1/1600–1/4 с (до 60 секунд в специальных режимах) |
Вспышка | встроенная, ведущее число 4.1 м |
Экран | LCD, диагональ — 2,7'', разрешение — 230 000 точек |
Память | карты SD/SDHC/SDXC |
Интерфейсы | USB, AV |
Аккумулятор | Li-Ion, 680 мАч |
Габариты и вес | 94.8 x 55.8 x 21.9 мм, 126 г |
Цена в России | ~ 6 490 рублей |
Комплект поставки включает крепёжный шнурок, краткое руководство пользователя, диск с сопровождаемым ПО и полной версией руководства, аккумулятор, дата-кабель и USB-зарядку. В общем, стандартный «джентльменский набор» без изысков.
Дизайн, эргономика
Симпатичная камера, ничего не скажешь. Лицевая панель накрыта металлическим листом, это уже стало нормой в данной ценовой категории. Алюминиевые панели лёгкие, тонкие и при этом достаточно прочные, да и смотрится алюминиевая поверхность здорово, вне зависимости от внешней обработки. У Lumix SZ3 поверхность матовая.
Тыльная панель изготовлена из качественного пластика c тёмно-серым покрытием. Вариантов окраски лицевой панели всего четыре — фиолетовый, чёрный, белый и коричневый, который и попал к нам на тестирование. Лакокрасочное покрытие довольно прочное и совершенно не боится небольших царапин и потёртостей. Качество сборки безупречное, придраться невозможно.
Спереди находится объектив, окошко вспышки, а также лампа подсветки автофокуса, которая дополнительно является индикатором автоматического спуска затвора.
Сзади установлен 2.7-дюймовый дисплей, небольшой светодиодный индикатор, системный динамик, который постоянно попадает под большой палец правой руки, а также почти все органы управления. А именно: клавиша выбора режимов съёмки, кнопка видеозаписи, многофункциональная четырехпозиционная клавиша с кнопкой вызова меню по центру, а также клавиши перехода в режим просмотра и удаления. Не в пример другим камерам Panasonic, последняя клавиша у Lumix SZ3 не вызывает быстрое меню в режиме съёмки. Впрочем, в этой камере вообще нет быстрого меню.
Сверху находится монофонический микрофон, клавиша питания, а также клавиша спуска затвора, окружённая рычажком управления трансфокацией.
В нижней части находится крышка, скрывающая слоты установки карты памяти и аккумулятора, а также разъём установки на штатив. Разъём пластиковый, в чём с первого взгляда нет ничего страшного, ведь камера легковесна, но при закручивании фиксирующего винта резьбу в мягком пластике довольно легко повредить.
Левая боковая поверхность пустует, а на правом боку находится ушко крепёжного шнурка и небольшая резиновая заглушка, скрывающая разъём подключения USB/AV-кабеля.
Экран, интерфейс
В камере установлена довольно скромная ЖК-матрица с диагональю 2.7 дюйма и разрешением всего 230 000 точек. Конечно, это не единственная модель с таким простеньким дисплеем в своем классе: аналогичными матрицами оборудованы Nikon Coolpix S6300 и Fujifilm FinePix T400, только стоят они существенно дешевле. Углы обзора матрицы невелики, поэтому под острым углом на экране почти ничего не видно. Камеры Panasonic уже не первый год спасала функция «верхний ракурс», которая повышает яркость и снижает контраст, благодаря чему при взгляде под углом изображение хорошо читается. Но вот беда — у Lumix SZ3 этой функции нет. С цветопередачей тоже не всё гладко, к тому же дисплей слепнет при падении на него солнечных лучей. В общем, дисплей — слабое место этой камеры.
Меню схоже с интерфейсом всех прочих компактов Panasonic, за исключением того, что быстрого меню здесь нет. Практически все параметры съемки приходится менять из основного меню. Не смертельно, но все же скорость управления камерой в таком случае снижается.
Функциональные возможности
Ультракомпактный зум отличается от самых простых камер прежде всего объективом. Lumix SZ3 в этом плане не рекордсмен, однако смотрится вполне неплохо. Перекрываемый диапазон фокусных расстояний вполне стандартный — 25-250 мм в эквиваленте, а вот в плане светосилы он проигрывает только Olympus VR-340, у которого максимальное раскрытие диафрагмы составляет f/3.0-5.7, тогда как у SZ3 — f/3.1-5.9. Вот только у конкурента Olympus куда более сильные геометрические искажения и хроматические аберрации. И если с первыми успешно борется программная обработка, то с аберрациями так просто силами программной обработки не справится. Светосила объективов остальных конкурентов ниже.
Также стоит отметить возможность съёмки автоматических панорам, что в камерах с ССD-сенсором встречается крайне редко. Процесс съёмки не отличается от такового в более дорогих камерах Panasonic. Сам режим находится в списке сюжетных программ, поэтому изменять какие-либо настройки нельзя, предоставляется лишь возможность выбора направления поворота камеры. Камера не особо требовательна к скорости и равномерности поворота, а неплохие панорамы получаются даже при небрежной проводке. Из недостатков тут можно отметить разве что необходимость удержания кнопки спуска затвора от начала и до конца. Впрочем, жить это не мешает, можно привыкнуть.
Количество настроек вспышки невелико. Предусмотрен только выбор режима работы — авто, заполняющая, а также авто с функцией подавления эффекта красных глаз. А вот коррекция вспышки не предусмотрена. Зарядка вспышки происходит очень быстро, что является отличительной чертой камер Panasonic и позволило реализовать серийную съёмку со вспышкой. Конечно, скорость серии невелика (порядка 1.3 кадра в секунду), да и разрешение при этом составляет всего 3 мегапикселя, но всё же в данном режиме можно отснять 5 кадров, причём даже при изрядно севшем аккумуляторе.
Впечатления от работы
Недорогие компактные ультразумы обычно очень медлительны и для съёмки важного события их нужно включать заранее. Но SZ3 оказался совсем другим, на включение ему требуется всего 1.51 секунды. Это один из лучших показателей в классе. А вот объектив, напротив, оказался не шибко шустрым, и на прохождение всего диапазона фокусных расстояний ему требуется 2.85 секунды. Медленная скорость перемещения не предусмотрена вовсе. Впрочем, особой необходимости в ней и нет, 3 секунд от начала до конца вполне достаточно, чтобы не проскочить необходимое положение. Нельзя не упомянуть о возможности работать с меню даже при записи кадра из буфера на карту памяти, тогда как большинство компактов при этом блокирует клавиши работы с меню, а часто еще и кнопку спуска.
Скорость фокусировки измерялась в двух положения — широкоугольном и телефото. Перед каждым замером камера наводилась на бесконечность. Автофокус работает только в непрерывном режиме, поэтому при фокусировке на бесконечность работа автофокуса блокировалась половинным нажатием клавиши спуска затвора. Забавно, но в режиме видеосъёмки автофокус может работать как в непрерывном режиме, так и в покадровом, поэтому отказ от покадрового режима при фотосъёмке не слишком понятен. Скорее всего это лишь страховка, поскольку при непрерывной работе автофокуса наведение на объект происходит быстрее, чем при покадровом режиме работы.
На широком угле камера смогла навестись на объект съёмки за 0.43 секунды, а в положении телефото — за 0.98 секунды. Результат не впечатляющий, но не стоит забывать, что в телеположении многие ультракомпактные ультразумы наводятся на объект съёмки 1.5-2 секунды. Собственно, в телеположении у большинства «одноклассников» проявляется масса недостатков, к тому же автофокус часто срабатывает некорректно, тогда как SZ3 при любом фокусном расстоянии и любом типе освещении наводится вполне точно.
Меню выбора зоны фокусировки включает всего три режима — 23-зональный, однозональный и приоритет лиц, а вот привычного для камер Panasonic режима ведения объекта, а также одноточечного режима нет. Впрочем, это не единственное упрощение. В режиме приоритета на лицах не предусмотрена функция создания списка избранных лиц. Ручная фокусировка также не предусмотрена. Конечно, в подавляющем большинстве случаев автоматика справляется самостоятельно, но в сложных условиях съёмки, например, сквозь ветки деревьев, ручная фокусировка была бы не лишней.
Экспозиция устанавливается автоматически, и у камеры нет ни выбора режимов установки экспопары, ни даже настроек работы экспозамера. Нет и съёмки с брекетингом также нет, хотя данная функция часто присуствует в недорогих камерах Panasonic. Фактически единственная возможность поучаствовать в процессе установки экспозиции — это её коррекция, которая возможна в диапазоне от -2 до +2 ступеней с шагом в 1/3 EV.
При хорошем естественном освещении автоматика справляется отлично, при съёмке в пасмурный день критических ошибок тоже немного. Более того, при освещении флуоресцентными лампами ошибка незначительна, равно как и в случае с лампами накаливания. Заметные промахи камера допускает только при съемке сцен с большой разностью яркости, например против солнца. При замерах в лабораторных условиях при освещении лампами накаливания ошибка составила -0.28…-0.31 EV, а при освещении лампами дневного света всего -0.03…-0.06 EV.
Настройки баланса белого также просты, как и в случае с параметрами экспозиции. Доступен только выбор одного из 4 пресетов (солнечно, облачно, тень, лампа накаливания), автоматический и ручной режим, причём для последнего предусмотрен всего один слот. Ни ручной установки цветовой температуры, ни тем более тонкой подстройки не предусмотрено. Существенные ошибки при этом возникают только при значительных промахах экспозамера, которые, как мы уже указывали, проявляются нечасто. А вот при искусственном освещении камера здорово ошибается. И если огромные ошибки при освещении лампами накаливания являются вполне привычными, ведь при нём большинство камер в автоматическом режиме справиться не способны, то небольшой, но ощутимый промах при флуоресцентном освещении стал неожиданностью.
Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5500 К, что соответствует полуденному освещению, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.
На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, а внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина.
Фото, видео, автономная работа
Для оценки уровня шумов тестовый натюрморт был отснят со всеми доступными уровнями чувствительности в формате JPEG с минимальным сжатием. Фрагменты нарезались при помощи пакетаAdobe Photoshop CS5 с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным сжатием.
При увеличении чувствительности активируется неотключаемое шумоподавление. Причём чем выше уровень чувствительности, тем сильнее шумоподавление. Благодаря такому подходу шумы на высокой чувствительности не режут глаз, но и мелкие детали уничтожаются, изображение становиться уж очень «мыльным». Стоит отметить, что скрытое неотключаемое программное шумоподавление взято на вооружение не только производителями компактов, но и зеркальных камер.
Скачать исходный файл в формате .MOV (75.3 МБ)
В режиме видео никакого чуда ждать не стоит. Запись ведётся в формате MP4, поддержки AVCHD нет, максимальное разрешение составляет 1280х720 точек, скорость потока кадров 25 в секунду с прогрессивной развёрткой. В общем, такой набор характеристик может обеспечить даже наиболее доступный современный ультракомпакт стоимостью порядка 100 долларов. Из плюсов можно отметить только возможность непрерывной работы автофокуса, а также оптической трансфокации непосредственно во время записи. Автофокус и в режиме фотосъёмки не шибко шустрый, но если при фотосъёмке главное это всё же результат, то при видеозаписи медлительная фокусировка уж слишком режет глаз при последующем просмотре на большом экране. Из настроек доступен только выбор пресета баланса белого и введение коррекции экспозиции.
А теперь взглянем на примеры фотосъемки в повседневных ситуациях. Впрочем, сразу понятно, что и здесь никаких сюрпризов ожидать не стоит.
Примеры съемки
В камере установлен литий-ионный аккумулятор ёмкостью 2.5 Втч. Довольно скромный, но привычный показатель для ультракомпакта. Согласно заявлению производителя, при тестировании по методике CIPA камера способна отснять 250 кадров, то есть ровно столько же, сколько и в случае с Lumix FT25. Схожесть результатов до кадра уж слишком подозрительна, ведь объективы у камер совершенно разные. На практике при редком использовании вспышки длительность автономной работы всё же оказалась значительно ниже, чем у FT25, и составила 289 кадров, что, впрочем, также является неплохим показателем. Индикатор уровня заряда трехсегментный, но в меру своих способностей довольно точны.
Стоит отметить возможность зарядки аккумулятора без извлечения из камеры по USB. В качестве источника питания может использоваться, как комплектная зарядка, так и USB-порт любого компьютера или ноутбука.
Конкуренты
Nikon Coolpix S6300
Эта камера стоит дешевле, чем Lumix SZ3. Отчасти это объясняется тем, что S6300 начала продаваться гораздо раньше и успела подешеветь. Она медленнее фокусируется и не может похвастаться столь же точным замером экспозиции, но есть и положительные моменты.
Nikon Coolpix S6300
Самый существенный — использование CMOS-матрицы, которая позволяет снимать с большей чувствительностью и меньшим уровнем шумов. Еще один немаловажный плюс — возможность съемки Full HD видео. Lumix SZ3 способен только на HD при 25 кадрах в секунду.
Fujifilm FinePix T400
Модель Fujifilm, на наш взгляд, выглядит симпатичнее, хотя во многом аналогична Lumix SZ3. У нее такая же CCD-матрица с таким же разрешением и такая же кратность зума.
Fujifilm FinePix T400
Правда, диапазон фокусных расстояний отличается. У компакта Fuji на коротком конце имеется 28 мм в эквиваленте, в то время как у SZ3 — 25 мм. Это позволит вместить в кадр больше объектов или людей при съемке в тесном помещении.
Выводы
Итак, что в итоге? Panasonic Lumix SZ3 — чрезвычайно компактная камера с 10-кратным зум-объективом. Ее легко можно переносить в нагрудном кармане рубашки, а в случае необходимости она поможет снять издалека крупным планом пугливую птицу или животное. Корпус камеры выглядит стильно и не боится царапин. В общем, первое впечатление весьма неплохое, но его портит посредственный экран, отсутствие фирменного быстрого меню, а также скромное количество настроек.
Но всё же по ряду параметров камера опережает большинство одноклассников. Например, по скорости включения, да и по скорости фокусировки камера в лидерах. Кроме того, при записи снимка либо серии снимков из буфера на карту памяти органы управления не блокируется, чем не может похвастаться ни один конкурент. Оптические искажения у тестируемой камеры значительно меньше, чем у всех конкурентов, но цена при этом гораздо выше, что является единственным серьёзным недостатком камеры.