Попытка номер пять. Обзор беззеркальной камеры Samsung NX200
Samsung представила свою первую беззеркальную камеру NX5 в 2009 году. Вообще, у компании всегда было хорошо с предугадыванием тенденций: именно Samsung первой решила выпускать беззеркалки на основе большого APS-C сенсора, благодаря чему сразу дистанцировалась от набиравших популярность фотоаппаратов Micro Four Thirds и завоевала тем самым интерес фотографов-профессионалов. Впрочем, со временем интерес к APS-C беззеркалкам уверенно перехватила система Sony NEX. Дело в том, что японцам оказалось под силу сделать беззеркалки еще компактнее, правда, ценой существенных жертв: встроенной вспышки нет, «горячего башмака» нет, а управление фотоаппаратами NEX требует привыкания.
Второй беззеркалкой Samsung стал фотоаппарат NX10, который был оснащен первым 16-мегапиксельным CMOS-сенсором собственного производства, затем на рынок вышла более компактно-ориентированная (на фото) Samsung NX100, но в действительности — весьма большая камера с новой функцией управления объективом iFn. Спустя некоторое время, NX10 подверглась формальному обновлению, превратившись в NX11. Все нововведения могли быть, наверное, решены простым обновлением прошивки — единственной добавленной в NX11 функцией стала поддержка iFn-объективов.
На фоне всего этого бессилия NX200 смотрится очень выгодно. Новинка получила несколько ключевых и весьма существенных обновлений, и, что важно, воспринимается не как дешевая пластмассовая «мыльница».
Технические характеристики, комплектация
Samsung NX200 | |
Класс | компактная камера со сменной оптикой |
Матрица | APS-C СMOS (23.5 х 15.7 мм), 20.3 мегапикселя |
Объектив | сменный, байонет Samsung NX, 18-55/3.5-5.6 в комплекте |
Формат фотографий | RAW, JPG (5472х3648) |
Формат видео | MPEG4 (1920х1080, 30p) |
Диапазон чувствительности | ISO 100 — 12800 |
Диапазон выдержек | 30 — 1/4000 c |
Вспышка | встроенная отсутствует, в комплекте — внешняя вспышка + разъем «горячий башмак» |
Видоискатель | отсутствует, опционально доступен внешний электронный видоискатель |
Экран | AMOLED, диагональ 3’’, разрешение 614 000 пикселей |
Память | SD/SDHC/SDXC до 64 ГБ |
Интерфейсы | USB 2.0, Video Out, HDMI |
Аккумулятор | Съемный, литий-ионный, 1150 мАч |
Размеры и вес | 117 х 63 х 36 мм, 220 г |
Цена | 29 990 рублей |
Исходя из характеристик, можно сказать, что это стандартный набор Samsung: фотоаппарат использует AMOLED-дисплей разрешением 614 000 пикселей и диагональю 3 дюйма, не имеет встроенной вспышки, однако укомплектован многообещающей 20-мегапиксельной матрицей (на момент релиза это была самая плотная в аспекте мегапикселей камера с APS-C матрицей). К слову, внешняя вспышка невысокой мощности поставляется в комплекте с беззеркалкой.
Также в комплекте можно найти зарядное устройство, фирменный ремень для ношения на шее, руководство пользователя, USB и A/V-кабели, а также объектив 18-55/3.5–5.6. Словом, ничего экстраординарного, кроме того, что китовый объектив по размерам даже превосходит аналогичные решения для зеркальных камер.
Дизайн и эргономика
Внешне фотоаппарат сильно напоминает компактные фотоаппараты Samsung линейки NV. Они отличались превосходным качеством сборки, низкой ценой и великолепным внешним видом. Все это можно сказать и про Samsung NX200, только в контексте беззеркалок. Узнаваемый дизайн ручки, качественный материал корпуса, приятные линии и эргономические вставки из резины делают NX200 камерой на класс выше модели-предшественницы. Тактильно она близка к NEX-7 и Fujifilm FinePix X100.
Корпус камеры сделан не из пластика, а из металла — увесистый и тактильно очень приятный. Прорезиненные вставки находятся как на тыльной стороне камеры, так на ручке и на небольшом участке для подушечек пальцев. Сборка идеальная. Глядя на NX100 или NX10, никто не мог предположить, что Samsung так быстро и так успешно устранит «вечные» недостатки своих камер.
На передней части камеры располагается байонет NX; именно сюда устанавливается фирменная оптика Samsung и Schneider-KREUZNACH. Если снять сам объектив, можно обратить внимание на расстояние от тыльной части объектива до матрицы, которое называется рабочим отрезком. Невооруженным глазом видно — оно больше, чем у Micro Four Thirds и NEX. Это и обуславливает большие габариты камеры. К тому же Samsung NX менее остальных приспособлена к установке мануальной оптики; впрочем, это не такой существенный минус.
Как видно на голом байонете, объектив «общается» с камерой посредством восьмиконтактного разъема. Камере передается информация о рабочей диафрагме, освещенности, фокусном расстоянии. Функция iFn на оптике Samsung работает только благодаря этому: объектив превращается в дополнительный орган управления, в зависимости от режимов и настроек может работать как диск быстрого выбора настроек, режимов и так далее. Логичная «переквалификация» для малоиспользуемого кольца автофокусировки.
Почти всю тыльную поверхность камеры занимает трехдюймовый AMOLED-экран, а слева от него находится блок кнопок управления, который, на наш взгляд, предлагает разумный баланс между удобством и простотой управления. Помимо прочего, Samsung NX200 имеет отдельную кнопку для видеозаписи, которая может включаться из любого режима съемки с текущими настройками выдержки, диафрагмы, ISO, баланса белого и прочих параметров.
По центру расположился 5-позиционный джойстик со вписанной кнопкой OK. На него вынесены функции контроля фокуса, светочувствительности, серийной съемки и таймера, режимов отображения информации на экране. Джойстик обнесен круговым «заборчиком» из кольца быстрого управления настройками. Также кольцо используется для навигации по меню. Этот элемент присутствует на всех без исключения беззеркальных камерах: все-таки предполагается работа с ручными настройками выдержки и экспозиции.
Вокруг джойстика «разбросаны» отдельные кнопки вызова меню, функциональных настроек, перехода в режим просмотра, а также клавиша удаления снимков. На верхней части фотоаппарата находится кнопка спуска, обрамленная рычажком включения-выключения, динамик, два отверстия стереомикрофона. Порт «горячий башмак» утоплен в корпус камеры, и по умолчанию защищен пластиковой заглушкой, чтобы защитить контакты от грязи и воды.
Также там можно заметить колесико, которое используется как для установки настроек, так и для зумирования при просмотре фотографий. На барабане режимов съемки находится полный набор всего необходимого: творческая зона P/A/S/M, автоматический режим с распознаванием сюжетов, видеосъемка, сюжетные программы, съемка панорам, набор MAGIC-фильтров.
Ну а на правой части корпуса имеется два разъема — HDMI для подключения к телевизору и USB для подключения к компьютеру. На обеих сторонах камеры расположены два ушка, к которым крепится нашейный ремень. Батарея и карта памяти традиционно устанавливаются в отсек на нижней части корпуса фотоаппарата, там же разместилось стальное отверстие для крепления на штатив.
В отличие от NX10 и NX11, Samsung NX200 (как и Samsung NX100) не имеет электронного видоискателя. Визирование осуществляется по трехдюймовому дисплею с активной OLED-матрицей и разрешением 614 000 пикселей. Черный цвет, контрастность и яркость экрана — вне конкуренции. Также хочется отметить близкие к 180 градусам углы обзора и хорошую читаемость дисплея на солнце.
Единственный недостаток AMOLED-экрана — белый цвет выглядит не белым, а бежевым или сероватым. Без подключения к компьютеру трудно понять, где кадр пересвечен, а где все же остается на грани.
Функционал камеры
Фотоаппарат поддерживает все объективы NX, среди которых хочется выделить весьма компактный зум Samsung 20-50mm /f3.5-5.6 i-Function, телезум со стабилизацией Samsung 50-200 мм /f4-5.6 ED OIS i-Function; а также два фикс-объектива: Samsung 20 мм /f2.8 i-Function и Samsung 30 мм /f2.0. Компания также готовит продажи портретного объектива Samsung 85 мм /f1.4 i-Function, широкоугольного Samsung 16 мм /f2.4 i-Function, Samsung 60 мм /f2.8 i-Function и универсального зума Samsung 18-200 мм /f3.5-6.3 OIS i -Function.
К слову, наличие i-Function существенно упрощает как выбор, так и съемку с определенным объективом. Теперь на коробке оптики отображаются пиктограммы сюжетов, для которых наиболее пригоден тот или иной объектив. Также среди режимов съемки имеется приоритет объектива: в этом случае камера выбирает настройки и сюжеты, оптимальные именно с установленной оптикой.
Камере поддерживает запись в формате RAW (SRW). Одно 20-мегапиксельное изображение в формате RAW занимает почти 45 мегабайт, это очень много. Для сравнения: фотографии 40-мегапиксельной Pentax 645D занимают 50-60 мегабайт, а 22-мегапиксельные RAW-снимки с Canon EOS 5D Mark II весят всего 25 МБ.
Следом за Sony, Samsung внедрила функции съемки панорам одним движением, а также автоматической съемки фотографий с расширенным динамическим диапазоном, то есть HDR. Отдельного упоминания заслуживают фильтры Magic. Они делятся на рамки, и, собственно, на сами фильтры. Рамки можно делать самостоятельно и загружать их в фотоаппарат. Получаются достаточно интересные и качественные результаты, неискушенные пользователи Photoshop точно полюбят эту особенность фотоаппарата.
Фильтры включают в себя эффект миниатюры, виньетирование, эффект рисунка карандашом, искажение широкоугольного объектива, негатив, игрушечная камера, постеризацию и другие популярные модели обработки. Примечательно, что с включенными фильтрами можно снимать также и видеоролики.
Впечатления от работы
Несмотря на компактные размеры тушки, камеру с любым объективом (кроме, пожалуй, объективов-блинчиков) приходится держать двумя руками, потому что так удобнее: вес фотоаппарата ощущается даже после зеркальных камер. Макро-объектив 60/2.8 (превосходный, к слову) по размерам и весу превосходит даже аналогичный объектив Nikon для зеркальных камер.
Еще один характерный момент: Samsung NX200 довольно долго включается — от включения до съемки может проходить 4-5 секунд; это перебор с учетом того, что камера предназначена для продвинутых пользователей. Отметим, что дисплей включается практически моментально, все меню работают также на холодном старте. А вот фотографию можно сделать не ранее чем через 4-5 секунд, вне зависимости от целей.
Фотоаппарат способен вести серийную съемку частотой до 7 кадров/c. В буфер помещается до 11 снимков в формате JPEG и до 8 в формате JPEG+RAW; понятное дело — с серийной съемкой особо не разгонишься, если нет быстрой карты памяти внутри.
Как всегда, порадовало меню фотоаппарата. Во-первых, оно чрезвычайно просто организовано, красиво анимировано и очень наглядно в работе. В процессе съемки на экран выводится вся контекстная информация, композиционная сетка, а также все важные настройки, гистограмма. Электронного уровня горизонта, к сожалению, нет. Но это не сильно расстраивает. Очень удобным можно назвать управление через Smart Panel. На экран камеры выведены все ключевые параметры съемки, и их можно быстро легко изменить на желаемые без необходимости лазить по дебрям меню.
Камера уверенно и быстро фокусируется, хорошо ловит лица людей в кадре. Автоматическая программа определения режимов съемки также уверенно распознает снимаемую сцену. По части съемки нареканий вообще нет, я бы даже сказал, что в целом NX200 — неожиданной приятный сюрприз от Samsung.
Тестовые фотографии, видео
Стоит признать, что разрешение в 20 мегапикселей уже не является чем-то выдающимся. Гонка мегапикселей замедлилась, а в сегменте любительской и полупрофессиональной фототехники разница в 4-5 мегапикселей большой роли не играет. Конкурентная борьба переместилась в другую плоскость: на первый план выходит качество картинки на высокой чувствительности. У NX200 с этим все в порядке, взгляните на результаты.
Чувствительность вплоть до ISO 3200 абсолютно рабочая, безо всяких оговорок. На ISO 6400 уровень шума более чем приемлемый. Да и на значении 12800 все не так страшно, как может показаться. В этом случае, кстати, большое разрешение матрицы — только плюс. При обработке можно применить небольшое шумоподавление, а итоговую картинку уменьшить в 2-3 раза — в этом случае изображение будет пригодно для публикации в сети, шум не будет заметен вообще.
Это снято макро-объективом 60/2.8 без штатива, но из удобной позиции. Нельзя не обратить внимание на отличную резкость. Глубина резкости закономерно небольшая, поскольку съемка велась с очень близкого расстояния.
Пример кадра на ISO 3200. Видно снижение детализации и шум в некоторых местах, но в целом качество неплохое. Придраться здесь можно, пожалуй, к некорректному балансу белого. Однако это легко исправляется, если снимать в формате RAW.
Еще один пример съемки объективом 60/2.8. Без преувеличения, Samsung NX200 в паре с этим «стеклом» вполне способен заменить редакционную камеру для предметной съемки. Комфортно фокусироваться можно даже вручную, по экрану.
А на этой фотографии «звенящая» резкость более очевидна. Несмотря на сравнительно высокую чувствительность — ISO 800 — шума нет, картинка чистая. В таких условиях освещения можно было спокойно снизить ISO до 200 и не беспокоиться об отсутствии штатива.
И пример съемки с «блинчиком» 16/2.4. Ничего выдающегося в целом, с точки зрения качества картинка неплохая, а сам объектив примечателен своими компактными размерами. В процессе тестирования я использовал его как байонетную заглушку: блинчик почти не занимает места, весит мало, при этом позволяет снимать с низкой чувствительностью при слабом освещении.
Samsung NX200 ведет съемку роликов в Full HD-разрешении с частотой 30 кадров в секунду, быстро и уверенно фокусируется в процессе, и, самое важное — делает это бесшумно. Примечательно, что видеоролики можно также снимать с встроенными фильтрами.
Скачать оригинальный файл в формате .MP4, 25.6 MB
Камера оснащена энергоэффективным AMOLED-дисплеем, который должен был способствовать увеличению времени автономной работы. Однако в данном случае ресурс аккумулятора — слабое место. На практике с Samsung NX200 удается сделать 220-230 фотографий в щадящем режиме и без частой видеозаписи, в то время как камеры-конкуренты обеспечивают 400-500 кадров и более. Результат Samsung выглядит очень скромно, хотя и будет достаточным для подавляющего большинства фотографов.
Конкуренты
Sony NEX-7. Данная модель также построена на базе APS-C сенсора c разрешением 24 мегапикселя. Она обладает улучшенной (по сравнению с любой другой камерой семейства NEX) эргономикой, и у нее есть три скроллера для управления параметрами съемки. Дисплей радует высоким разрешением, при том, что для визирования отдельно предусмотрен электронный видоискатель.
Sony NEX-7
Видеосъемка NEX-7 благодаря AVCHD-сжатию является лучшей в классе, а частота Full HD видеозаписи может доходить до 60 кадров/c с прогрессивной разверткой. Качество фотографий в случае с NEX-7 выше, чем у Samsung NX200. DXO Mark вообще называет сенсор Sony лучшим в классе и приводит убедительные доводы — замеры динамического диапазона и «шумности» на высоких и сверхвысоких (12800-25600) значениях ISO.
Читайте также : Знакомство с камерами Sony SLT-A77, SLT A-65, NEX-5N и NEX-7.
Panasonic Lumix GX1. Этот фотоаппарат выгодно отличается от NX200 внешним видом и может рассматриваться даже как имиджевая камера. Удобство управления абсолютно равное, сложно сказать, какая камера в итоге более удобна. Lumix GX1 быстрее работает, быстрее фокусируется и быстрее включается.
Panasonic Lumix GX1
Samsung NX200 может противопоставить скорости экран с более высоким разрешением, и матрицу на 20 мегапикселей (против 16 у GX1). Впрочем, последняя еще не начала продаваться в России, а когда начнет, цена будет примерно такой же, как у NX200.
Читайте также : Живое знакомство с Panasonic Lumix GX1.
Выводы
Необычайно для Samsung, всегда отличавшейся сдержанной ценовой политикой, Samsung NX200 является одной из самых дорогих беззеркальных камер на рынке, и посоперничать с ней может только Sony NEX-7. Впрочем, флагманская беззеркалка Sony превосходит рассматриваемую камеру по ключевым параметрам, таким образом, Samsung вряд ли удастся успешно с ней конкурировать. С уверенностью можно сказать, что NX200 — лучшая камера Samsung на данный момент. К ней выпущено уже достаточное количество неплохих объективов.
Однако компании есть еще над чем поработать. Например, стоит открыть спецификации RAW-формата для разработчиков ПО. На данный момент вы никакими средствами не сможете работать с RAW. Поддержка Samsung NX5, вышедшей еще в 2009 году, в продуктах Adobe появилась буквально пару месяцев назад. Не слишком ли долгая задержка? А можно вообще использовать унифицированный формат DNG, как делают Pentax и Leica. Только этот маленький шаг заставит присмотреться к камере профессиональных фотографов, нуждающихся в компактной камере для замены зеркалки или среднеформатной системы, а также продвинутых любителей. Нынешний же подход к RAW не выдерживает никакой критики.