T&D TDE 500/5.0: универсальный вариант для домашнего кинотеатра
В пользовательском сознании любой многоканальный активный набор уже давно ассоциируется со схемой 5.1, т.е. в его состав входят фронтальные и тыловые колонки, центральный канал, а также сабвуфер. В подавляющем большинстве случаев такой вариант является наиболее предпочтительным, ведь каждое звено отвечает за свое поле в звуковой сцене и определенный частотный диапазон. Однако, разобравшись в вопросе более детально, многие понимают, что если речь заходит о настоящем домашнем кинотеатре, то использование отдельного сабвуфера можно поставить под сомнение. Во-первых, все компоненты системы имеют немалые размеры, и даже в большой комнате «съедается» приличная часть пространства. Во-вторых, из-за огромной мощности значительно возрастают требования к самому помещению, т.к. некогда незаметные вещи начинают дребезжать, вибрировать или издавать совершенно непонятные звуки. Глядя с другого угла, можно констатировать факт, что при нормальных параметрах фронта, сабвуфер как таковой и не потребуется, ведь баса и так будет предостаточно. Именно поэтому и появляются акустические системы, подобные TDE 500/5.0.
Фактически перед нами пять полноценных колонок, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что в каждом фронтальном канале есть дополнительная басовая секция со своими динамиками и усилителем. Решение своеобразно, однако своя изюминка в нем есть. По сути, мы получаем классическую шестиканальную систему, хоть она и именуется как 5.0, а при этом еще и экономим пространство. Второй момент тоже немаловажен, ведь глядя на такие размеры, как-то по-новому оцениваешь площади наших квартир.
Внешний вид и конструкция
Начать рассмотрение комплекта стоит с массивных фронтальных сателлитов, т.к. они сделаны наиболее интересно. Нетрудно заменить, что применена продвинутая напольная конструкция в виде столбиков; это позволяет получить большой внутренний объем каждой колонки при экономии пространства. Для установки колонок на полу использованы толстые импровизированные подставки из MDF с резиновыми ножками снизу. Забегая вперед, отметим, что ножки имеют недостаточную толщину и жесткость, поэтому при работе на высокой громкости виброразвязка получается не самой лучшей. Здесь хочется порекомендовать производителю установить либо более высокие и жестки резинки, либо вообще прибегнуть к металлическим шипам.
Акустика преимущественно оформлена в темных тонах с сочетанием материалов различной фактуры. Надо отметить, что декорирование виниловой пленкой выполнено на среднем уровне. Местами видны не очень аккуратные стыки, однако это по большей степени касается слабо просматриваемых мест. Для изготовления обоих корпусов задействован материал толщиной около 15 мм, поэтому они получаются увесистыми и очень жесткими. Напомним, что это очень важный показатель.
В каждом фронтальном канале задействовано по два среднечастотных динамика с белыми диффузорами и резиновыми подвесами средней жесткости. ВЧ-динамик обладает тканевым диффузором купольной формы. Отметим, что никаких защитных сеток в данном наборе не предусмотрено, и только пищалка имеет импровизированную защиту в виде нескольких пластиковых полосок. Это и понятно, ведь повредить купол высокочастотного излучателя намного проще, чем жесткий среднечастотный диффузор. Остается прокомментировать лишь сам факт наличия двух СЧ-динамиков в каждом канале. Сделано это по очень простой причине, т.к. чем больше динамиков, тем выше звуковое давление, а, следовательно, и громкость.
Низкочастотной головки вы не увидите, т.к. она установлена внутри. Применено достаточно спорное акустическое оформление в виде полосового резонатора. Конечно, оно позволяет добиться хорошей отдачи на низких частотах, но более логично его видеть в небольших наборах, где это действительно необходимо. Здесь же динамики крупные, тем более, их два. И можно было запросто обойтись более простым фазоинверторным оформлением. Однако как сделано, так сделано. Важно, что трубы на передних панелях имеют большую площадь сечения и экспоненциальные расширения.
Кнопки для управления акустикой вынесены на активный столбик, если так можно выразиться. Здесь установлен минимальный набор клавиш, позволяющий включить систему и делать главные (необходимые) установки. Самая большая кнопка предназначена для включения/перевода в режим ожидания, с помощью остальных кнопок можно регулировать уровень громкости, выбирать необходимый вход и устанавливать режим воспроизведения. Для большей наглядности рядом с ними смонтированы светодиоды, которые показывают задействованный режим работы. А внизу вообще можно увидеть два дополнительных микрофонных входа.
Видно, разработчики не забыли, что одной из популярных сфер применения домашних кинотеатров является караоке.
Развернув акустическую систему, можно изучить ее заднюю панель. Сразу же бросается в глаза массивный радиатор микросхем — верный признак мощного усилителя. Рядом с ним установлены выходные пружинные клеммы и две группы входных разъемом RCA. Первая из них предназначена для подключения полноценных шестиканальных источников. Однако есть и обычный стереофонический вход для менее продвинутой техники. Напомним, что выбор входа осуществляется электронным коммутатором при помощи кнопок. Кстати, для подключения второй фронтальной колонки придется завести сразу два провода: один на СЧ-ВЧ секцию, второй на сабвуферный канал.
Тыловые колонки явно выполнены по упрощенной схеме: здесь мы видим похожие (3” против 4” на фронтах) среднечастотные динамики в количестве двух штук на канал, но высокочастотных излучателей нет. Это можно считать, хоть и некритичным, однако всё же минусом. Данные корпуса можно устанавливать на любой горизонтальной поверхности или навешивать на стену, благо крепления для этого предусмотрены. Оформление типа «закрытый ящик» намекает нам на огромный басовый потенциал фронтальной секции, ибо вспомогательные колонки решено было акцентировать именно на середине. Колонка центрального канала практически такая же, только перевернутая на 90 градусов, чтобы ее было удобно ставить радом с телевизором.
Для управления всем этим делом предназначен обычный беспроводной пульт. Он выполнен в классическом пластиковом корпусе среднего качества с удобным сужением под руку пользователя. ПДУ позволяет изменять общий уровень громкости, уровень громкости сабвуферного канала, громкость тыла и центрального канала, выбирать вход, выбирать режим работы (2.1 или 5.1), регулировать чувствительность микрофонных входов, сбрасывать настройки и выключать систему. Признаться честно, оперировать таким объемом настроек в полном неведении (без отображения значений на экране) очень неудобно, но по-другому, наверное, никак не получалось — установка экранчика приведет к увеличению цены конструкции и сделает ее вид слишком вычурным.
Электронная часть
Вся электроника, естественно, размещена внутри одной из фронтальных колонок. Для питания используется мощный трансформатор на тороидальном сердечнике. Безусловно, это очень хорошо, т.к. для раскачки большого количества динамиков, а всего в системе их 14 штук, потребуется огромное количество энергии. Да и суммарная мощность выглядит немного устрашающе — целых 210 Вт. Дабы напряжение не проседало при слишком больших нагрузках, в фильтре питания установлены два весьма емких конденсатора, причем они дублируются более мелкими емкостями.
Очевидно, что при столь большом количестве каналов и цифровом управлении электронная часть будет обладать достаточно сложной схемотехникой и большим количеством компонентов, поэтому все элементы разнесены на две большие платы.
На одной из плат преимущественно смонтированы предварительные узлы. Здесь можно увидеть россыпь самых типовых операционных усилителей 4558, электронный коммутатор входов и чип для работы с микрофонными входами. Подход к реализации оконечного усиления оказался достаточно грамотным. Для двух тыловых колонок и центрального канала задействованы «оконечники» на микросхемах TDA2050. В имеющихся условиях эта микросхема способна выдать порядка 20 Вт на канал при сохранении низкого коэффициента нелинейных искажений. В общем-то, эта цифра полностью согласуется с данными производителя.
Остальные каналы (фронтальные и сабвуферный) построены с использованием одной из самых лучших и мощных микросхем — TDA7294. Этот чип уже давно пользуется большой популярностью, т.к. выходной каскад на полевых транзисторах позволяет получить высочайшую мощность при весьма низких искажениях, а внешняя обвязка при этом остается максимально простой. В общем, уровень электроники, равно как и качество монтажа, находится на отличном уровне. Кстати, для разделения частот задействованы полноценные кроссоверы. Порядок их невелик, но это и хорошо, т.к. менее вероятны фазовые искажения.
Прослушивание
Эксплуатировать такую акустику лучше в больших по размеру помещениях. Мы проводили прослушивание к комнате площадью чуть больше 25 м2 с достаточно высокими потолками, и даже здесь имеющаяся мощность показалась нам излишней. Система действительно играет очень громко, причем рост звукового давления абсолютно не провоцирует никаких артефактов. Искажения остаются очень низкими, резонансов корпусов нет, и даже струйные шумы абсолютно не заметны. Без ложной скромности можно сказать, что TDE 500/5.0 по мощности нисколько не уступает недорогой пассивной акустике с бюджетным ресивером, хотя и стоит как минимум в полтора-два раза дешевле.
Качество звука находится на очень достойном уровне. Конечно, если подойти к прослушиванию с завышенными требованиями, то можно выделить некоторые нюансы (например, сцена получается не такой объемной, как хотелось бы, скрадываются некоторые детали), однако для системы подобного уровня это поистине придирки. В целом же картина получается вполне насыщенной и взвешенной. Радует неплохой частотный баланс, установленный уже по умолчанию. Бас действительно мощный, достаточно глубокий, покатистый и приятный. Середина ровная, детальная, без яркого тембрального окраса. Высокие частоты характеризуются вполне типовым нормальным качеством, иногда их может не хватать, но в большинстве случаев даже и не чувствуешь, что производитель немного сэкономил на количестве ВЧ-излучателей.
При воспроизведении музыки набор TDE 500/5.0 проявил себя как неплохой универсал. Ему подвластны практически все музыкальные направления, причем с очень неплохим качеством. Даже натужный гроул в некоторых блэк-композициях звучит ясно и четко, когда, большая часть мультимедийной акустики просто «глотает» данную составляющую. Но музыка здесь не главный конек, т.к. особенно впечатляюще колонки раскрываются в кино. Признаться честно, даже после перехода с более дорогой пассивной акустики тестируемая система приятно впечатляет.
Комплект поставки
Первое, о чем следует подумать при покупке данной системы, так это о личном транспорте или доставке. Набор продается в двух огромных коробках длиной около метра и общей массой около 45 кг. Комплект поставки выглядит следующим образом:
- Две фронтальные колонки;
- Две тыловые колонки;
- Колонка центрального канала;
- Три сигнальных проводы 2 RCA — mini jack;
- Три сигнальных провода 2 RCA — 2 RCA;
- Акустические провода;
- Набор винтиков;
- ПДУ с элементами питания;
- Инструкция пользователя.
Отдельно стоит отметить тот факт, что акустические провода имеют нормальную длину, но в больших помещениях ее может не хватить, особенно при аккуратной укладке.
Выводы
Разработчикам удалось создать достаточно качественную акустическую системы без особых наворотов, например, цифровых входов, за то сделав ее весьма доступной по цене. Модель характеризуется отличным внешним видом, высочайшей громкостью и хорошим качеством воспроизведения. Фактически перед нами один из лучших вариантов в своем ценовом диапазоне для создания недорогого домашнего кинотеатра. При покупке стоит учитывать мощность колонок и их габариты, т.к. настоящая акустика предъявляет жесткие требования к помещению.