Photokina 2016. Первые впечатления от цифровой среднеформатной камеры Fujifilm GFX 50S
Photokina в этом году удалась особенно, ни на одной из выставок за последние 8 лет, не было такого количества новинок. Однако 2016 год ознаменовал начало странной тенденции – многие отошли от «анонсов камер» и пришли к «анонсам разработки камер». Вместо законченного продукта нам показывают муляж за стеклом, сообщают скромную порцию технических подробностей и предлагают подождать еще полгода, а то и год до того, как камера поступит в продажу. И среди всех этих официально объявленных, но реально не представленных камер выделяются Panasonic Lumix GH5 и Fujifilm GFX 50S. Обе невероятно круты, но обе пока существуют в виде очень «сырых» прототипов. Мне, впрочем, удалось подержать в руках GFX 50S и сделать кое-какие выводы.
Hasselblad X1D, которая вот-вот поступит в продажу, больше не является единственной среднеформатной беззеркалкой на рынке. Fujifilm вступает в игру очень решительно и уверенно. Но самый любопытный момент состоит в том, что ни Fuji, ни Hasselblad не производят сенсоры для своих нужд, обе среднеформатные новинки используют матрицу Sony.
Важно понимать, что средним форматом это можно назвать весьма условно, поскольку физический размер матрицы с разрешением 51 Мп составляет 44х33 мм (кроп-фактор 0,79х). Это больше, чем полный кадр, но даже пленочный формат 6х4,5 предлагает больший размер изображения, не говоря уже о 6х7 или 6х9. В то же время, самые компактные пленочные камеры среднего формата были гораздо больше и тяжелее Fujifilm GFX 50S, так что с точки зрения удобства использования такой выбор оправдан. Камера получилась не больше, чем средняя цифровая зеркалка и лишь немного тяжелее. Ну и потом, компании явно было проще взять уже существующий сенсор и сдобрить его фирменными алгоритмами обработки изображения, чем создавать новый.
Матрица лишена низкочастотного оптического фильтра и имеет традиционную байеровскую структуру. Тех, кто ожидал увидеть крупный сенсор X-Trans CMOS придется разочаровать, эта технология остается «жить» в формате APS-C.
Дизайн корпуса во многом напоминает X-T2. Сверху есть два дисковых селектора, один из которых задает чувствительность, второй – выдержку. На задней панели есть привычный навигационный элемент, а также скроллер, восьмипозиционный джойстик, который раньше встречался только в зеркалках Canon. Даже интерфейс и меню практически не отличаются от X-T2 и X-Pro 2.
Сверху на рукоятке есть небольшой монохромный дисплей, который отображает текущие параметры съемки: выдержку, диафрагму, чувствительность, баланс белого, режим протяжки и так далее. Ни одна из предыдущих камер Fujifilm этого элемента не имела, но дизайнеры прекрасно справились с задачей – такой дисплей мне нравится гораздо больше, чем у Nikon и Canon вместе взятых.
Базовая версия GFX 50S не имеет встроенного видоискателя, наводиться можно будет по дисплею. Но в комплекте будет электронный видоискатель, который устанавливается в интерфейсный разъем сверху. Туда же можно будет установить и вспышку, а также крупный монитор для работы в стационарном режиме. Можно одновременно использовать видоискатель и вспышку. Но я на всякий случай напомню, что в Hasselblad X1D видоискатель встроенный, а сам корпус даже компактнее, чем у GFX 50S.
Точные характеристики дисплея Fujifilm пока не раскрывает. Судя по всему он такой же, как и в других камерах компании: с диагональю 3 дюйма и разрешением 1,04 млн точек. Конструкция наклонно-поворотная, так что при желании можно будет обойтись без дополнительного видоискателя.
Fujifilm GFX 50S выйдет в начале 2017 года, а стартовая линейка оптики будет насчитывать три объектива. Стандартный фикс GF63mm F2.8 R WR (аналог полтинника для зеркальных камер), штатный зум-объектив с постоянной светосилой – GF32-64mm F4 R LM WR и макрообъектив GF120mm F4 LM OIS WR. Обозначение WR намекает на защиту от пыли и влаги, и сам корпус камеры тоже будет защищенным. Так что камера сможет выполнять довольно широкий круг задач, за исключением спортивной и репортажной съемки. Причина проста: у камеры достаточно медленный автофокус, а частота серийной съемки в самом лучшем случае составит 2-3 кадра в секунду.
Релиз Fujifilm GFX 50S назначен на начало 2017 года, а стоимость кит-комплекта (камера и объектив GF63mm F2.8 R WR) не будет превышать $10.000. Напомню, Hasselblad просит $9.000 только за тушку, а совместимых объективов пока лишь два. Fujifilm же планирует выпустить еще три объектива в середине и конце 2017 года.