Опубликовано 29 ноября 2013, 13:00

Эта музыка будет вечной. Выбираем мультимедийную акустику

Мы слушаем музыку почти везде — дома, на работе, по дороге на работу, на отдыхе. Наушники и портативные колонки — вещи, безусловно, хорошие, но в домашних условиях они практически бесполезны. Дома обязательно должны стоять колонки. О том, как их правильно выбрать в зависимости от бюджета и потребностей, мы расскажем в этой статье.
Эта музыка будет вечной. Выбираем мультимедийную акустику

Выбор акустики — дело непростое. Вся звуковая сфера базируется на субъективизме и шатких оценках, поэтому подходить к выбору нужно комплексно, учитывая, так сказать, все составляющие будущей картины. Например, многокомпонентная система с огромным сабвуфером хорошо выглядит в магазине, однако если в комнате нет пространства для ее размещения, то покупка лишена всякого смысла. То же самое касается эргономики, удобства управления и некоторых технических характеристик. Поэтому сначала стоит поговорить о базовых моментах, которые стоит учитывать, пока деньги все еще находятся в вашем кармане.

Выбираем мультимедийную акустику

Выбираем мультимедийную акустику

Основные технические характеристики и особенности

Тип системы

Первое, с чем следует определиться — тип системы. Акустика бывает стереофонической (с двумя одинаковыми колонками — 2.0) или многокомпонентной (с сабвуфером). В свою очередь многокомпонентные системы отличаются количеством сателлитов. Их может быть два, тогда вы получите обычное стерео плюс сабвуфер (2.1), или сразу пять, что характерно для домашних кинотеатров (5.1). Рассуждать о правильности выбора можно очень долго, но в общем случае самым универсальным вариантом будет система 2.0. Стереосистемы нормальных размеров и мощности хорошо подходят для прослушивания музыки, игр и кино. В общем, для всего. Трифоники (2.1) по большей части являются компромиссом: небольшие колонки-сателлиты доукомплектовываются сабвуфером, поскольку бас они не воспроизводят принципиально. Шестиканальные системы (5.1) предназначены для организации домашних кинотеатров, а именно для построения максимально правильной сцены с четким позиционированием источников. Для этого есть фронтальные колонки, тыловые и центральный канал.

Частотный диапазон

Частотный диапазон является основной характеристикой любой акустической системы. Именно он указывает ее первоначальное свойство — способность воспроизводить звук. Естественно, чем он шире, тем лучше для формирования итоговой картины. Наибольшая трудность для акустики заключена как раз именно в нижней границе, так как физические размеры динамика должны быть сопоставимыми с длиной волны. Говоря проще, он должен быть большим. По субъективным ощущениям можно сказать, что более–менее качественно «басить» может система, в которой размер НЧ-головки составляет 4–5 дюймов. При этом нижняя граница частот будет лежать в районе отметки 50 Гц. С верхом частотного охвата складывается все намного проще. Любая колонка, где есть высокочастотный динамик, запросто отыгрывает 18…20 кГц, что перекрывает возможности человеческого уха. Работу в ультразвуковом диапазоне в разрезе мультимедийной акустики можно не рассматривать. Проблема заключена в другом: редкий производитель честно указывает частотные границы, обычно ограничиваясь стандартной отпиской 20–20000 Гц. Здесь рекомендация одна: слушать, доверять отзывам проверенных источников, а лучше посмотреть на график АЧХ.

Мощность

Мощность не в меньшей степени характеризует способности акустики. Чем она выше, тем громче будет звук. Но есть нюанс. Существует масса методов измерения мощности и стандартов, а в итоге колонки с 10 ваттами могут звучать громче, чем с сотней. Поэтому рекомендуем с настороженностью относиться к этим цифрам и жестко увязывать их с физическими параметрами. Например, если сказать, что, чем тяжелее акустика, и чем больше динамики в ней установлены, тем она мощнее, то точно не ошибемся.

Акустическое оформление

Это прежде всего касается низкочастотного динамика. Вариантов на самом деле существует много, но массово используются только проверенные обкатанные решения. Самое распространенное — фазоинвертор, когда головка, установленная в корпус, сообщается с внешней средой непосредственно и через специальную трубу. Можно сказать, что фазоинверторный тип является золотой серединой между мощностью и качеством. Например, закрытый ящик (название говорит само за себя — коробка с динамиком без всяких отверстий) местами играет приятнее, но объективно оказывается слабее в плане громкости при одинаковых исходных данных. Полосовой резонатор, когда мы не видим самой головки, а наружу выведен только фазоинвертор, наоборот, рассчитан для получения максимальной эффективности. Но в последнем случае возникает проблема: качество звука снижается, требования к настройке повышаются, а сама система оказывается сильно подверженной влиянию помещения.

Материалы

Традиционно считается, что наилучшим материалом для изготовления корпусов акустики является дерево. Это верно. В дорогом сегменте идут споры даже о породах дерева. Но в классе мультимедийной акустики настоящего дерева нет, вместо него выступает MDF — древесно-волокнистая плита. Материал отличается толщиной и жесткостью. С толщиной все ясно. Чем она выше, тем лучше. Жесткость тоже очень сильно варьируется от рассыпчатого (это уже говорит об использовании ДСП и характерно для самых бюджетных моделей) до запредельно твердого вариантов.. Конечно, в магазине ее проверить можно только по субъективным показателям (постучать, например, и соотнести с весом), и остается уповать лишь на то, что уважающие себя производители используют хороший материал. Пластик считается более дешевым решением, однако есть компании, предпочитающие именно этот материал. Он дает больше возможностей для воплощения фантазий дизайнеров. При надлежащем уровне изготовления пластиковые системы не уступают сделанным из MDF, особенно при малых объемах.

Эргономика

Выбрав не тот цвет или дизайн, вы к ним всё же быстро привыкнете, а вот неудобные регуляторы будут напоминать о себе каждый день. Наиболее дружественный вариант — классические резистивные крутилки. Они сохраняют выбранное положение в любом состоянии, и не боятся севшей батарейки в пульте. Отличным развитием этой идеи можно считать выносные проводные регуляторы. Несомненно, кнопки сегодня в моде, однако многие производители склоняются именно к старым, проверенным временем вариантам. Жаль, что очень немногие из них могут реализовать их правильно. Основная проблема, которая заключается в том, что в 95% случаев все установки при выключении питания возвращаются к заводским. Так что будьте осторожны, когда захотите перенести акустику в другую комнату или забрать на дачу летом.

Цифровые входы и Bluetooth

Любая мультимедийная акустика изначально оснащалась одним или несколькими аналоговыми входами. Так оно складывается и по сей день, однако на рынке уже стали появляться модели с цифровыми входами и Bluetooth. Цифру очень удобно использовать для подключения продвинутых источников — медиаплееров или игровых приставок. А беспроводной интерфейс шикарно работает в паре со смарфонами или планшетами. В общем, такие опции являются несомненными плюсами.

Радиоприемник и проигрыватель

Наличие FM-радио и встроенного проигрывателя — опции, которые пригодятся не каждому. Понятно, что чипы, дающие такие возможности, стоят совсем недорого, поэтому производители часто их используют, особенно в бюджетных решениях. Но если радио еще можно понять — почему бы и не послушать, то проигрывание музыки локально с карточек SD или флешек в 2013 году представляется нам немного странным занятием.

Внешний усилитель

В большинстве случаев он является маркетинговой уловкой и не несет в себе каких-то существенных преимуществ. Исключением можно считать системы, используемые для домашнего кинотеатра, где внешний блок можно разместить в любом месте, повысив удобство управления.

Стереофонические системы — 2.0

Top Device TDS-505

Начинаем немного нестандартно, так как компанию Top Device сложно назвать хотя бы одним из лидеров российского рынка, а продукты под этой маркой зачастую являются слегка завуалированными копиями, которые мы видели много лет назад.

Top Device TDS-505

Top Device TDS-505

Если говорить о схожести, то Top Device TDS-505 очень напоминает F&D R223, хоть эта марка и представлена только в соседних странах. Однако это нисколько не умаляет заслуги 505-ой модели. Да, сделана она немного архаично, но в ценовом диапазоне «около 1500 рублей» мы получаем прекрасный звук. Слушатели отмечают ровную середину, не глубокий, но приятный бас. В общем, если вы выбираете недорогую акустику себе или в подарок неискушенному слушателю, то этот вариант стоит рассмотреть очень пристально.

Konoos KNS-D600

Торговая марка Konoos появилась на нашем рынке пару лет назад, показав достаточно агрессивную политику. В модельных рядах производителя есть много интересных систем, некоторые из которых нам доводилось тестировать, а главным их достоинством является очень конкурентоспособная цена.

Например, почти самая старшая модель в линейке 2.0 — KNS-D600 — стоит всего около 2000 рублей. При этом колонки оснащены практически полноценным 4-дюймовым низкочастотным динамиком и отличным купольным ВЧ-излучателем с диффузором из ткани. Звук получается достаточно детальным и приятным. В общем, радует, что хоть кто-то из новоиспеченных компаний имеет какую внятную стратегию по входу на рынок, а не просто заказывает OEM-партии в Китае со своим логотипом.

Konoos KNS-D600

Konoos KNS-D600

Кстати, есть у Konoos и еще более интересные модели. Например, акустическая система KNS-D700 с внешним усилителем KNS-UM700. Звучит хорошо, однако сказываются огрехи сборки, а схемотехника усилителя, которая в силу каких-то причин полностью дискретная, не доведена до идеала.

SVEN SPS-707

SVEN SPS-707 можно назвать одной из немногих удачных моделей компании за последнее время. Большинство новинок выглядит откровенно слабо, особенно на фоне былых разработок, к которым мы еще вернемся. Несмотря на скромные размеры и попсовую внешность акустика вполне достойно играет, можно даже сказать, красиво и громко. Есть дистанционный пульт управления.

SVEN SPS-707

SVEN SPS-707

Казалось бы, что еще надо? Но это раз тот пример, когда хорошая система подпорчена как раз непродуманным кнопочным управлением. При выключении питания все настройки сбрасываются, и если вы сочтете, что вам больше нравится слегка подправленный тембральный баланс, то каждое включение будет начинаться с предварительной настройки.

Edifier R1280T

Edifier R1280T — очень интересная акустика. У Edifier вообще одна из самых серьезных линеек 2.0 на данный момент, в то время как бюджетный сектор давно не обновлялся. Данная модель отлично освежила общую картину. Она получилась небольшой по размерам, однако это не сказалось на звуке. Он громкий, детальный и красивый. Естественно, динамикам такого размера не хватает только самого нижнего баса.

Edifier R1280T

Edifier R1280T

Кстати, колонки имеют интересную особенность, нередкую для современных систем. Вместо классического трансформаторного блока питания используется высокочастотный импульсный преобразователь. По субъективным ощущениям на звуке это никак не отражается. В общем, если вам нужны хорошие компактные колонки для дома, то рекомендуем.

SVEN STREAM R

Изначально линейка STREAM вышла несколько противоречивой. Колонки показали вполне нормальное качество звучания, однако, с учетом декламируемых технологий (а здесь используется раздельное усиление — bi-amp) и успеха серии Royal, получилось как-то слишком бледно. Би-ампинг не нес каких-то явных улучшений. Звук не становился краше или громче, поэтому сразу возник вопрос — зачем? Открытым он остается и по сей день.

SVEN STREAM R

SVEN STREAM R

Версия STREAM R является слегка модифицированным вариантом с беспроводным управлением. SVEN часто использует такую стратегию развития, когда для обновления модельного ряда, уже существующая модель оснащается пультом. Остается отметить, что акустика выпускается в нескольких размерах типа light или mega, поэтому можно выбрать по мощности и габаритам. Ну и, естественно, цене.

Creative GigaWorks T40 Series II

Компания Creative имеет достаточно нетривиальную политику в плане выпуска акустических систем, которая большинству наших соотечественников оказывается чуждой. И с этим можно согласиться, так как уже за 3000 рублей мы хотим видеть большие колонки в корпусах из MDF с крупными динамиками. А здесь нам предлагают относительно небольшие настольные акустические системы почти за 5 тысяч.

CREATIVE GIGAWORKS T40 SERIES II

CREATIVE GIGAWORKS T40 SERIES II

Стоит отметить, что сделаны колонки очень качественно, и отличный пластик нисколько не уступает псевдодеревянному материалу. Звук получается полноценным и громким. Однако, увы, настоящего баса вы не услышите. Плюсом это может стать разве что для жителей панельных домов.

Edifier R2600

Edifier R2600 — среднебюджетная акустическая система, ориентированная на придирчивых пользователей. Здесь использованы весьма впечатляющие динамики по меркам мультимедийного класса и продвинутый цифровой усилитель с раздельными каналами. Все это позволяет получить звук очень высокого качества с хорошим басом и настоящей серединой. Такую акустику можно рекомендовать людям, которые по каким-то причинам еще не доросли до полноценного Hi-Fi, но уже имеют сформировавшуюся точку зрения.

Edifier R2600

Edifier R2600

Без преувеличения можно сказать, что R2600 является одной из самых лучших систем в своем классе. Причем все основные конкуренты выпущены намного позже, и действительно новых моделей такого уровня — совсем мало.

microlab SOLO 6Cnew

Эти колонки, наверное, можно назвать одними из самых долгоживущих рынке. С ходом времени они претерпели очень много технических изменений, а очередной виток эволюции добавил удобные ручки для регулировки на одной из боковых панелей. Это было ожидаемо, поскольку именно за невнятное управление многие и ругали предшествующее поколение SOLO 6C.

microlab SOLO 6Cnew

microlab SOLO 6Cnew

Некогда эта акустика считалась мерилом качества в своем ценовом диапазоне, но сегодня конкуренты весьма сильны. SVEN противопоставляет Stream и Royal 2, у Edifier отлично смотрится модель R2600. И надо сказать, что инженерам microlab пора задуматься об очередном обновлении.

Edifier R2800

О таких системах, как Edifier R2800, приятно даже просто говорить, не то, что бы слушать их. Без сомнения, на сегодняшний день это — флагман. А судьба флагманов, к сожалению, бывает очень тяжелой. Система является передовой с точки зрения электроники, и базируется на трехполосной схеме. В результате звук получается действительно достойным высокой оценки. Однако и заплатить за эти инженерные изыскания придется немало — более 10 тысяч рублей.

Edifier R2800

Edifier R2800

И здесь можно провести аналогию с дорогими серийными автомобилями. Многие из них прекрасны с технической точки зрения, но в целом сильно убыточны. Edifier R2800 имеет все шансы повторить эту историю, но никто не мешает отдельно взятому человеку купить их и наслаждаться.

Трехкомпонентная акустика — 2.1

Edifier E3350BT

Edifier E3350BT — отличный пример того, как мультимедийная акустика может сочетать в себе самые несочетаемые качества. Трифоника недорогая — стоит примерно 3400 рублей, однако у нее яркая, запоминающаяся внешность, звуковая составляющая не задушена, а в придачу еще и несколько приятных бонусов: удобный проводной пульт управления и беспроводной интерфейс Bluetooth.

Edifier E3350BT

Edifier E3350BT

Однако главным преимуществом модели E3350BT мы все же считаем тот факт, что при столь серьезном упоре на экстерьер колонки играют. В сателлитах установлен полноценный набор динамиков с купольными высокочастотными излучателями. А сабвуфер может полноценно басить. В общем, рекомендуем — практично, удобно и приятно для глаза.

microlab FC50

microlab FC50 — еще один дизайнерский эксперимент известной компании. Внешне в самом деле получилось неплохо. Такой псевдоретростиль хорошо впишется в дизайн многих современных интерьеров. Приятным бонусом станет беспроводной пульт управления в виде шайбы.

microlab FC50

microlab FC50

Но по акустическим характеристикам новинке можно поставить весьма средненькую оценку, подкачал сабвуфер. Он не обеспечивает желаемую громкость и качество баса, для чего, собственно, этот элемент и входит в состав систем 2.1.

SVEN MS-3000

SVEN MS-3000 — еще одна самая свежая новинка. Как видно, разработчики оставили без особого внимания внешность трифоники, которая характеризуется самыми классическими чертами, но неплохо поработали над звуковой составляющей.

SVEN MS-3000

SVEN MS-3000

В сателлитах установлены полноценные среднечастотные динамики и тканевые купольные «пищалки». Сабвуфер имеет акустическое оформление в виде закрытого ящика, словом, изначально мы видим предпосылки в сторону качества звучания, а не громкости. Но в итоге звучание получается очень сбалансированное, не подкачала и максимальная громкость. Систему можно рекомендовать для покупки в пару компьютеру или даже телевизору.

SVEN SB-550

И раз уж речь зашла об использовании с телевизорами, то нельзя обойти стороной саундбары. Они появились на рынке относительно недавно, так как большие панели (ЖК и плазма) получили широкое распространение, а звук в них, как правило, никакой. Беда в том, что брендовые саундбары стоят порой неоправданно дорого. И SVEN стала одной из первых мультимедийных компаний, кто эту ситуацию начал исправлять.

SVEN SB-550

SVEN SB-550

Все удобство саундбара заключено в конструкции системы, тогда как по сути это классическая акустика 2.1. Сателлиты сделаны как отсоединяемые части разборного корпуса длиной около метра. Его можно класть внизу телевизора или навешивать непосредственно на панель. Разнос колонок на такое расстояние позволяет получить небольшую зону стереофонического эффекта. А тот факт, что динамики вполне полноценные, опять же есть купольные ВЧ-головки с тканевыми диффузорами, делает звук симпатичным.

Сабвуфер вообще связывается с основной частью по радиоканалу. Для его подключения не нужны сигнальные провода, а разметить его можно около любой розетки питания в комнате. Получается на пару тысяч рублей дороже, нежели аналогичная по качеству система обычной конструкции, но удобство того стоит.

Edifier C2XD

Edifier C2XD — акустика классического внешнего вида с современной начинкой. Система имеет интересный внешний усилитель с функцией автоматической подстройки под уровень входного сигнала. Дополнительно установлен полноценный оптический вход. Для его работы используется недешевый цифро-аналоговый преобразователь Cirrus Logic CS4334.

Edifier C2XD

Edifier C2XD

И назначение такого набора можно рассматривать двояко. Он хорошо будет функционировать в паре с классическим компьютером, однако оптика позволяет максимально удобно интегрировать его и в состав домашней AV-системы.

Logitech Z623

Z623 — трифоника, выдержанная в нестандартном для Logitech компании. Когда смотришь на фото или даже сами колонки вживую, то не создается впечатление какой-то массивности. Однако при первом же прослушивании понимаешь, что высокая заявленная мощность — не выдумка. Z623 обеспечивает просто ураганный бас, от которого буквально пляшет вся обстановка комнаты.

Logitech Z623

Logitech Z623

Сателлиты, даже не смотря на отсутствие полноценных высокочастотных излучателей, а здесь традиционно использованы широкополосные динамики, нормально отыгрывают практически весь звуковой диапазон. Такая акустика несколько отличается от общепринятого эталона, но пусть небольшие пластиковые корпуса не вводят вас в заблуждение, с громкостью здесь полный порядок.

Creative T6 Series II

Если посмотреть в сторону дорогих наборов и интересной внешностью, то на ум приходит акустика Creative T6 Series II. Она оказывается достаточно удобной в использовании, т.к. производитель прилагает хороший проводной пульт управления, а для связи с современными источниками есть Bluetooth. Особого внимания заслуживают сателлиты с поворотными секциями, часто используемые разработчиками BOSE. Поворачивая их, источникам звука можно придавать различные направления, а многочисленные переотражения в сумме с ними должны формировать объемную естественную картину.

Creative T6 Series II

Creative T6 Series II

Такая система работает, но общий уровень звука акустики получается не слишком выдающимся. А стоимость на уровне 13000 рублей можно объяснить лишь удобством использования, приятным внешним видом и брендовостью.

Шестиканальные системы — 5.1

Konoos KNS-CS200Fm

Понятно, что с такой ценой эта система не будет хватать звезд с неба. Но если стоит задача организовать ультра бюджетный домашний кинотеатр, то такие варианты имеют право на жизнь. Сателлиты в данном случае изготовлены в пластиковых корпусах, а сабвуфер, если смотреть на него спереди, напоминает симпатичный столбик.

Konoos KNS-CS200Fm

Konoos KNS-CS200Fm

Играет все это умерено-сносно, но, покупая подобные продукты, вы должны осознавать их качественный уровень. Вряд ли пять широкополосных сателлитов в сумме с маломощным сабвуфером могут наполнить помещение качественным звуком. Основное их предназначение заключается в прорисовке сцены, чтобы эффект работы звукорежиссеров хотя бы ощущался.

SVEN HT-200

Если рассмотреть последние новинки компании SVEN, то совершенно очевидно, что инженеры как-то слишком неоправданно используют черный зеркальный глянец. Он хорошо выглядит в магазине, но дома совершенно непрактичен. Так или иначе, но новая бюджетная система HT-200 сияет практически вся.

SVEN HT-200

SVEN HT-200

Широкополосным сателлитам недостает высоких частот, а сабвуфер склонен к появлению искажений на высокой громкости. Поэтому рекомендовать набор можно, опять же, только весьма нетребовательным слушателей. Стоимость его вполне демократична.

microlab M1910

Чуть больше примерно в таком же бюджете может предложить компания microlab. В небольших сателлитах набора из одной коробки M1910 уже установлены дешевые высокочастотные динамики. Это несколько расширяет отыгрываемый диапазон, но качество самого верха вызывает нарекания. Звук несколько «грязный», поэтому вопрос о том, использовать такие варианты, или лучше более детально поработать над конструкцией широкополосных головок, остается открытым.

microlab M1910

microlab M1910

Отдельно хочется отметить достаточно неплохой сабвуфер, помогающий добавить драйва любимым фильмам или играм.

Edifier C6XD

Уровень таких систем, как Edifier C6XD, можно считать своеобразным рубежом между дешевой акустикой, где основные качественные показатели получается назвать нормальными только ввиду цены, и уже вполне полноценными системами. Проще говоря, это — связующее звено в цепочке между откровенными бюджетниками и Hi-Fi. Такие наборы, как правило, покупают люди, не желающие возиться с расстановкой, подключением, кабелями и ресиверами, но все же рассчитывающие на качественный звук.

Edifier C6XD

Edifier C6XD

Например, элементы Edifier C6XD можно легко интегрировать в комнату, а общий уровень звучания оставит самые приятные впечатления. Акустику можно рекомендовать любителям игр и домашнего кино, особенно если в качестве центрального элемента выступает компьютер. Но проблем не окажется и в паре с телевизором — предусмотрен удобный цифровой оптический выход.

Logitech Z906

Есть среди шестиканального мультимедиа и представители «тяжелой артиллерии», хотя, откровенно говоря, их начитывается не слишком много. Все дело в том, что при имеющейся цене они вступают в прямую конкуренцию с пассивным Hi-Fi, и зачастую просто не выдерживают ее.

Logitech Z906

Logitech Z906

В пример можно вспомнить мощную акустику Logitech Z906. Сделана она оригинально, а звук получается несколько своенравным, с легким металлическим окрасом. Зато слушатель получает мощный сабвуфер и реально удобный выносной блок управления. Его можно поставить рядом с телевизором или компьютером. А дополнительным достоинством станет то, что Z906 способна сохранять ваши установки после выключения питания (эта АС как раз попадает в счастливые 5% исключений, про которые мы сказали в пункте «Эргономика»).

Вместо заключения

Окончательно вердикт при выборе мультимедийной акустики может сформировать только прослушивание. Поэтому всегда необходимо стараться изыскать такую возможность. Подберите несколько вариантов, зайдите в магазин, послушайте... А уже потом можно приобрести понравившуюся систему в интернет-магазине и сэкономить пару тысяч рублей.