Просто космос! Какими камерами фотографируют на орбите
Вы, наверное, уже видели ролик, в котором астронавты с международной космической станции забавляются растворением шипучих таблеток в невесомости. Это одно из первых видео из космоса в высоком качестве, снятое камерой RED Epic Dragon, которая была доставлена на МКС еще в январе.
Вообще видео из космоса – явление новое. Ранее, когда стоял выбор между доставкой фото- и видеоаппаратуры, последняя оказывалась не у дел по множеству причин. Во-первых, фотографии имели большую научную ценность. Надежность фотокамер была выше, да и передавать материал на Землю было проще. МКС сравнительно недавно получила широкий канал связи с землей, позволяющий помимо прочей важной информации передавать и видео. А вот космическая фотосъемка регулярно ведется уже не один десяток лет, так что ее вполне можно выделить в отдельный жанр фотографии.
Фотоаппарат как космический мусор
Как шутил один мой знакомый, есть только одно место, где камеру Hasselblad можно взять бесплатно – поверхность Луны. Именно шведскому производителю посчастливилось стать официальным поставщиком съемочной техники для программы «Апполон». Снимки, полученные с лунных «Хассельбладов» стали важнейшими документальными свидетельствами. Таких камер было несколько, они доставлялись на Луну в разное время (с 1969 по 1972 год) и остались лежать там, поскольку их возвращение на Землю было бы слишком затратным и рискованным. Сейчас там остается 12 фотоаппаратов.
Однако одна камера Hasselblad 500 все же вернулась на Землю и пару лет назад ушла с молотка за 660 тысяч евро. Обладателем реликвии стал Терукадзу Фудзисава, основатель японской розничной сети Yodobashi Camera. Не факт, кстати, что эта сумма покрыла затраты на возвращение камеры с Луны.
Важно понимать, что выбор техники для космоса – процесс ответственный. Все снимки, за исключением изображений с космических телескопов и автоматических аппаратов, делались экипажем международной космической станции. Космонавт (или астронавт) не может взять удобную для себя камеру и пользоваться ей в ходе миссии. Он лишь получает доступ к технике, уже имеющейся на станции, набор которой медленно, но верно обновляется.
Эра Hasselblad в космосе закончилась, сейчас там главенствует Nikon, имея соответствующие договоренности с NASA, JAXA и Роскосмосом.
Фотографы МКС
Доподлинно неизвестно, сколько именно камер сейчас находится на Международной космической станции, но все они произведены Nikon и относятся к топовому классу. В разное время на МКС завозились разные камеры. Из цифровых камер сначала доставлялись Nikon D1 и D100, потом в распоряжение экипажа поступили Nikon D2Xs, затем D3x и D3s. Последние полноценно используются и по сей день. Объективы на МКС покрывают фокусные расстояния от 18 до 800 миллиметров. Более того, на станции сохранился пленочный Nikon F5, который иногда используется в научных целях. Проявляют пленку уже на Земле. С цифровыми камерами в этом плане дело обстоит проще: часть снимков передается на землю по каналам связи, а все оригиналы возвращаются на картах памяти в специальных защитных боксах.
Главная особенность состоит в том, что цифровую камеру никоим образом модифицировать не нужно – она прекрасно работает в условиях невесомости. Правда, есть некоторые тонкости. Например, в распоряжении членов экипажа МКС есть камеры с отсутствующим инфракрасным фильтром. Одна из них сделана на базе Nikon D3s (во избежание путаницы логотип Nikon закрашен красным маркером) и используется в связке с обычной камерой для получения одинаковых снимков.
Съемка через иллюминатор – занятие нехитрое. Самым сложным становится выбор нужного ракурса и выжидание подходящего момента. Например, во время наблюдения восхода Солнца освещение очень быстро меняется. Нужно учитывать облачность и прозрачность атмосферы – порой подходящих условий нужно дожидаться часами.
Съемка во время выходов в открытый космос тоже делается обычной камерой, правда она предварительно одевается в герметичный чехол белого цвета — это защищает камеру от чрезмерного нагрева под яркими лучами. Объектив же выбирается под конкретные задачи. Для фиксирования работ по ремонту МСК чаще всего используется широкоугольная оптика.
После работы все камеры, равно как и любые инструменты, обязательно фиксируются специальными держателями или «космической» клейкой лентой. Иначе она запросто может повредить другое оборудование.
Кроме свободно используемых камер, на МКС есть и перманентно зафиксированные. Например, снаружи имеется подвижная камера на манипуляторе, которая используется для внешнего осмотра станции и пристыкованных кораблей. Также этот манипулятор используется для операций за бортом МКС, а управляет им человек, находящийся внутри станции.
Фотографу-астронавту сложно добиться неподвижного положения камеры – это главная сложность космической съемки. Сам фотоаппарат, конечно, можно зафиксировать, но станция постоянно находится в движении и слегка вибрирует, поэтому длинная выдержка для съемки объектов, расположенных на Земле, исключена.
Однако Дональд Петтит, имея возможность сделать камеру неподвижной относительно МКС, неоднократно делал снимки с длинной выдержкой. Правда, и здесь не обошлось без хитростей. Астронавт не мог дать выдержку в несколько минут, поэтому он делал серию фотографий с экспозицией 30 секунд, а затем объединял их в единое изображение в графическом редакторе. Его работы стали одними из самых популярных фотографий из космоса.
На Земле нетрудно сделать фотографию Млечного пути или даже отдельных созвездий, однако в космосе, где звезды видны гораздо лучше, таких фотографий никто не делал. Причина очевидна – на короткой выдержке снять звезды невозможно, а получение четкого изображения на длинной выдержке невозможно по причине быстрого движения станции. Теоретически, хороший снимок звездного неба можно было сделать с поверхности Луны, но такой задачи перед членами лунных экспедиций не стояло.
Ну и, конечно, космос просто не мог обойтись без камер GoPro. Недавно в Instagram-аккаунте производителя был опубликован портрет российского космонавта Олега Артемьева, а еще чуть позже в Сети появилось длинное видео, показывающую работу экипажа на Международной космической станции.
Появление экшен-камеры на МКС может говорить только о том, что в будущем мы увидим еще больше детальных видеороликов из космоса. В отличие от зеркальной камеры, несколько GoPro можно закрепить на скафандре и документировать работу в открытом космосе одновременно с разных ракурсов.
Дилетанты в космосе
Как ни странно, съемка из космоса возможна даже при отсутствии многомиллионных бюджетов. По крайней мере, в 2012 год британец Адам Кедворт собрал простейший зонд из цифровой камеры за 30 фунтов (Canon A570), GPS-трекера и радиопередатчика и запустил его в космос с помощью воздушных шаров, наполненных гелием. За несколько часов самодельный аппарат поднялся на высоту 33 километра и сделал несколько снимков, после чего благополучно вернулся на Землю, приземлившись в 50 километрах от места запуска.
Роль корпуса играла ударопрочная компактная коробка, а GPS-трекер и передатчик помогли благополучно найти устройство после приземления. Общий бюджет эксперимента составил всего 200 фунтов стерлингов.
Космос в Сети
Интерес к космосу снова растет, как это было после полета Гагарина и лунной программы США. Доставка камер RED и GoPro на Международную космическую станцию – безусловно, очень важное событие, благодаря которым у нас появился новый познавательный материал. И хотя официально об этом не сообщалось, можно не сомневаться, что полнометражный документальный фильм о работах на МКС уже не за горами. А пока можно наслаждаться бесчисленным множеством качественных снимков из космоса.
Всем, кто хоть немного интересуется космосом обязательно следует подписаться на аккаунт NASA в Instagram, на Роскосмос, а также на личный блог космонавта Олега Артемьева, который в данный момент работает на МКС. Кроме того, вам определенно стоит заглянуть в твиттер Дональна Петтита, фотографии которого вы видели выше, а также посмотреть на коллекцию космических снимков итальянского космонавта Паоло Несполи на flickr и почитать ЖЖ Федора Юрчихина.