Классика снова в моде. Обзор зеркальной камеры Nikon Df
Сложно сказать наверняка, что именно подвигло Nikon на обращение к своей истории и выпуск ретрозеркалки. Возможно, главную роль сыграл успех Fujifilm и Olympus, которые уже несколько лет эксплуатируют моду на старину. Но стоит понимать, что для этих компаний сегмент беззеркалок и компактных камер является основным и практически единственным. С Nikon и Canon ситуация совсем иная.
Вряд ли Nikon стала бы аутсайдером, не выпустив хоть что-нибудь в стиле ретро. А ее главный конкурент, Canon, к примеру, в прошлом году заявила, что не намерена обращаться к популярному тренду. Вместо этого Canon смещает фокус в сравнительно новый сегмент зеркалок для съемки видео, выпуская феноменальные аппараты вроде EOS 1C. Так что можно считать выход Nikon Df интересным экспериментом, подарком фанатам, хипстерам, эстетам и фотографам старой закалки. Изящная дизайнерская зеркалка Nikon Df является довольно специфическим продуктом и далее мы объясним, почему.
Технические характеристики, комплектация
Nikon Df | Canon EOS 6D | Sony Alpha A7 | |
Класс | полнокадровая зеркальная камера | полнокадровая зеркальная камера | полнокадровая беззеркальная камера |
Матрица | Full frame (36х23,9 мм), CMOS, 16 Мп | Full frame (36x24 мм), CMOS, 20,2 Мп | Full frame (35,8х23,9 мм), Exmor CMOS, 24 Мп |
Тип байонета | Nikon F | Canon EF | Sony E |
Формат снимков | JPEG, RAW (максимальное разрешение 4928x3280) | JPEG, RAW (максимальное разрешение 5472x3648) | JPEG, RAW(максимальное разрешение 6000x4000) |
Формат видео | - | H.264 (1920x1080, 30p; 1280x720, 60p) | MPEG-4, AVCHD (1920х1080, 60 fps) |
Диапазон светочувствительности | ISO 100—12800 (расширяется до ISO 204800) | ISO 100—25600 (расширяется до ISO 102400) | ISO 50—25 600 |
Диапазон выдержек | 1/4000–30 с | 1/4000–30 с | 1/8000–30 с |
Видоискатель | оптический (пентапризма), 100% покрытие кадра, увеличение 0,7x | оптический (пентапризма), 100% покрытие кадра, увеличение 0,95x | электронный, разрешение 2,36 млн. точек, 100% покрытие кадра, увеличение 0,71x |
Экран | LCD, фиксированная конструкция, диагональ — 3,2", разрешение — 921 000 точек | LCD, фиксированная конструкция, диагональ — 3", разрешение — 1 040 000 точек | LCD, наклонная конструкция, диагональ — 3", разрешение — 921 600 точек |
Вспышка | отсутствует | отсутствует | отсутствует |
Память | карты SD/SDHC/SDXC (до 64 ГБ) | карты SD/SDHC/SDXC (до 64 ГБ) | карты SD/SDHC/SDXC, Memory Stick Pro Duo/Pro-HG Duo (до 64 ГБ) |
Интерфейсы | USB/AV, HDMI | USB/AV, HDMI, Wi-Fi, GPS | USB/AV, HDMI, Wi-Fi, NFC |
Аккумулятор | EN-EL14a, литий-ионный, 1230 мАч | LP-E6, литий-ионный, 1800 мАч | NP-FW50, литий-ионный, 1100 мАч |
Габариты и масса | 144 x 110 x 67 мм, 760 г | 145 x 111 x 71 мм, 770 г | 127 x 94 x 48 мм, 474 г |
Nikon Df поставляется в комплекте с аккумулятором и сетевым зарядным устройством, USB кабелем, крышечками для байонета и видоискателя, резиновым наглазником, плечевым/шейным ремнем, а также диском с приложением Nikon View NX2 и подробной инструкцией. Однако к нам на тестирование камера попала без коробки, поэтому приняла боевое положение спустя две минуты после ее официального получения.
Дизайн и эргономика
Довольно легко выяснить, какая из пленочных камер стала прототипом Nikon Df. Им является зеркалка Nikon F3, выпускавшаяся очень долго: с 1980 до 2001 года. 21 год — небольшой срок жизни для добротной пленочной камеры, но по цифровым меркам — это целая вечность. При желании, выявить некоторые сходства можно и с другими пленочными аппаратами серии Nikon F. Но суть в том, что Nikon скопировала подход Olympus при создании линейки OM-D.
Nikon Df доступна в двух расцветках корпуса — исключительно черной и черно-серебристой, которая выглядит более изящно и узнается издалека. Именно такая, к слову, и досталась нам на тест. Для изготовления корпуса используется магниевый сплав, однако часть деталей внешней обшивки сделана из различного вида пластика. Пластик прочный, износостойкий и не боящийся царапин. Части корпуса, постоянно контактирующие с ладонями, облицованы мягким резиноподобным материалом. Современные зеркалки Nikon славятся максимальным удобством рукоятки, но эргономика Nikon Df немного иная. Рукоятка здесь существенно меньше, а верхний дополнительный дисплей совсем маленький. С одной стороны, это можно считать расплатой за относительную компактность камеры, с другой — это дополнительный элемент стилизации под старую камеру. Первые экраны, появившиеся в фотокамерах, были примерно таких же размеров.
Кстати, это самый легкий и миниатюрный зеркальный фуллфрейм на рынке, так что лишние придирки тут неуместны. Линейные размеры составляют 144x110x67 мм, а вес — 760 граммов. Проработка каждого элемента просто идеальная. Пожалуй, даже камеры Fujifilm смотрятся проще. Впрочем, дизайнеры Nikon так увлеклись стилизацией, что немного перемудрили с системой управления. Об этом мы скажем ниже.
Левая часть лицевой панели содержит небольшую прорезиненную рукоятку с текстурой под кожу. Рядом с гравировкой названия модели находится передний скроллер, полностью вынесенный наружу и за счет этого смотрящийся очень необычно. Пара кнопок слева от байонета отвечают за предварительный просмотр ГРИП и вызов дополнительных функций. В правой части панели располагается окошко индикатора работы таймера, а чуть ниже — порт синхронизации внешних вспышек. Как и в большинстве топовых зеркалок Nikon, справа от байонета лежит кнопка настройки брекетинга, фиксатор объектива, а также переключатель режимов фокусировки. Металлические петли для крепления ремня у Nikon Df вмонтированы в верхней части передней панели, а не в боковины.
Если передняя панель по набору органов управления довольно близка к современным зеркалкам, то верхняя имеет с ними гораздо меньше общего. Слева от блока пентапризмы двухслойным пирогом располагаются диски выбора ISO и ввода поправки экспозиции. Примечательно, что оба селектора снабжены фиксаторами положения, так что за случайное переключение ISO, например, можно не беспокоиться. Вместе с тем есть и серьезный минус всех подобных фиксаторов. Пользоваться дисками с фиксацией положения становится намного сложнее. ISO, конечно, можно отдать на откуп автоматике и забыть о его постоянной ручной настройке. Но вот экспокоррекцию приходится вводить довольно часто. Для этого придется постоянно следить, нажата ли кнопка фиксатора. Самым оптимальным решением, на наш взгляд, являются достаточно тугие скроллеры, сводящие к минимуму риск случайного сдвига.
В правой части бросается в глаза отсутствие полноценного селектора режимов. Его роль играет небольшой диск с четырьмя позициями — P, A, S и M. Рядом с ним располагается уже упомянутый дисплей. Он совсем крошечный и отображает только самые основные параметры. Для включения подсветки экрана выделена небольшая кнопка. Кнопка спуска совсем небольшая. Ее окружает кольцо включения питания. В правой части лежит еще один двухэтажный селектор, верхний слой которого отвечает за установку выдержки, а нижний переключает режимы протяжки. Вершину пентапризменного блока дополняет стандартный порт для подключения внешней вспышки. Встроенная вспышка отсутствует. Хочется отметить, что такое обилие механических элементов дает возможность управлять камерой практически без обращения к дисплеям. Не хватает «аналоговой» установки диафрагмы, хотя на старых объективах всегда присутствует выделенное кольцо.
Задняя панель Nikon Df выглядит совершенно традиционно и не передает «аналоговый дух» камеры. Слева от дисплея вертикальным рядом располагаются пять кнопок: входа в меню, вызова справки, масштабирования и смены информационных экранов. В левом верхнем углу лежат кнопки входа в режим просмотра и удаления снимков. Справа от видоискателя есть пара кнопок AE-L/AF-L и AF-ON, а также традиционный задний скроллер. Джойстик с фиксатором и кнопкой ввода занимает свое привычное место. А вот над ним можно заметить нетрадиционный элемент — механический переключатель режимов экспозамера. Две оставшихся кнопки расположены в самом низу и предназначены для переключения в режим Live View и вызова дополнительной информации. Совсем рядом можно заметить и индикатор обращения к карте памяти.
Левая стенка предлагает три отсека, закрытых резиновыми заглушками. Под ними скрываются USB порт, HDMI порт и разъем для подключения пульта ДУ или опционального Wi-Fi трансмиттера. Противоположная грань корпуса пустует, хотя было бы разумно разместить здесь слот карты памяти. Но, видимо, такой выбор продиктован стремлением к максимальной компактности либо же более простой реализации влогозащиты.
Батарейный отсек закрыт крупной крышкой с надежным поворотным замком. Слот карты памяти также скрывается под ней. Слот всего один и это можно счесть недостатком для столь дорогой камеры. Впрочем, на классическом пленочном фотоаппарате не было никакого резервирования катушек. Металлическое резьбовое гнездо для установки камеры на штатив совпадает с осью объектива и располагается далеко от крышки батарейного отсека, так что вы сможете открыть ее даже при использовании штатива с контактной площадкой. Контакты для подключения батарейной ручки не предусмотрены.
И еще один очень важный момент. Корпус камеры защищен от попадания влаги и пыли, как это сделано, к примеру, в Nikon D800. Перед выходом в дождь главное помнить, какой объектив установлен на камере. Незащищенная оптика или даже часть камеры быстро выйдет из строя при попадании воды.
Дисплей, видоискатель, интерфейс
Основным инструментом для профессионала станет, конечно, оптический видоискатель. Здесь он имеет стопроцентный охват кадра и увеличение 0,7х. Он снабжен колесиком диоптрийной коррекции и прозрачной электронной панелью для индикации точки фокусировки, вывода сетки и основных настроек экспопары.
Теоретически, Nikon Df могла бы обойтись и вовсе без дисплея. Дело в том, что камера не умеет снимать видео, для которого и предназначен режим Live View. Но сегодня такой подход скорее отпугнул бы потенциальных покупателей. Поэтому камера оснащена отличным 3,2-дюймовым дисплеем с разрешением 921 000 точек с прочным защитным стеклом. Углы обзора близки к 180 градусам, а цветопередача не вызывает нареканий. Сенсорного слоя здесь нет, так что передвигать точку фокусировки можно только джойстиком.
Меню заимствовано у предыдущих флагманских зеркалок Nikon. Навигация по нему осуществляется точно так же, здесь ничего особенного Nikon Df не предлагает. Джойстик, кнопка ввода — что еще нужно?
Ну и здесь же, пожалуй, стоит пояснить, почему мы считаем, что с управлением в Nikon перемудрили.
Во-первых, на селекторе ISO остается несколько свободных позиций. Почему нельзя было вынести туда же режим автоматической установки ISO? Включать авторежим приходится в меню и там же его отключать. Да, конечно, раздел Auto ISO в меню позволяет выставлять ряд ограничений (например, задавать максимум чувствительности), но функция включения-выключения Auto ISO используется гораздо чаще, чем ее тонкая настройка. Тем более в случае с Df, выдающей прекрасную картинку почти во всем диапазоне чувствительности.
Во-вторых, зачем нужен был селектор режимов P/A/S/M? Диафрагма задается селектором на передней части камеры. Для выдержки есть отдельный диск. Достаточно было сделать одну дополнительную позицию на последнем, и возможность установки автоматической диафрагмы с помощью переднего скроллера. Собственно, в камерах Fujifilm это примерно так и реализовано. Ну а на месте селектора режимов уместно смотрелся бы аналогичный элемент для внесения поправки экспозиции. К предложенной схеме управления можно быстро привыкнуть, но раз уж Df позиционируется как инструмент для эстетов, нужно соответствовать этому статусу. Надеемся, компания учтет эти пожелания при разработке следующей версии Nikon Df.
Функциональные возможности
Nikon Df может по праву гордиться топовым полнокадровым сенсором (формат FX по версии Nikon). Эта 16-мегапиксельная CMOS матрица использовалась в Nikon D4, равно как и процессор EXPEED 3. Достоинств у такого умеренного разрешения масса. Для полнокадрового сенсора это означает низкий уровень шума и отличный динамический диапазон. Кроме того, снимки в полном разрешении занимают гораздо меньше места на карте памяти, чем, к примеру, у Nikon D800. Как и в других продвинутых зеркалках, имеется режим 1,5х кропа сенсора, а значит и возможность использования DX оптики.
Светочувствительность регулируется в пределах от ISO 100 до ISO 12800, а расширенный диапазон составляет ISO 50–204800. Конечно, столь высокие значения ISO не будут востребованы в повседневной съемке. Примечателен тот факт, что компания DxOMark провела сравнительный тест сенсоров Nikon Df и D4 и получила неожиданные результаты. Сенсоры идентичны по всем показателям в пределах небольшой погрешности, но low light тест показал превосходство Nikon Df. Компания назвала этот сенсор лучшим за всю историю проведения подобных тестов. Впрочем, первое место в общем рейтинге по-прежнему занимает Nikon D800E. На сайте можно сравнить сенсор Nikon Df с матрицей Sony Alpha A7 и прочими флагманами.
Процессор EXPEED 3 демонстрирует внушительное быстродействие — камера включается менее, чем за секунду (официально — 0,14 с), а лаг затвора стремится к нулю. Про переходы по меню и говорить не стоит — задержки нулевые. А вот частота серийной съемки, видимо, была искусственно занижена в сравнении с Nikon D4. В нашем случае камера выдает 5,5 кадров за секунду, в то время как Nikon D4 способен выдать десять.
Снижение частоты серийной съемки можно связать с отличиями в системе фокусировки. На Nikon Df установлен модуль Multi-CAM 4800, встречавшийся на бюджетных фуллфреймах Nikon D600 и D610. Фазовых точек фокусировки здесь 39, из них девять являются крестообразными, а семь срабатывают на диафрагмах вплоть до F8.0.
Даунгрейд наблюдается и в системе замера, и в диапазоне доступных выдержек. Nikon Df имеет 2016-точечный RGB-датчик определения экспозиции, а минимальная выдержка составляет всего 1/4000 с. В пленочных камерах выдержки, конечно, были длиннее, но все же современным профессиональным стандартом является 1/8000 с.
Nikon Df предлагает только основные режимы съемки, вынесенные на внешний селектор. Никаких сюжетных предустановок, мгновенных творческих фильтров и тому подобного. Тем не менее, возможность добавить колорита снимкам имеется, правда сделать это можно только постфактум при обработке снимков внутри камеры в режиме просмотра. Есть и специальные режимы съемки, такие как склеивание HDR, мультиэкспозиция от двух до десяти кадров, интервальная съемка и функция расширения динамического диапазона (Active D-Lighting).
При первом знакомстве с техническими характеристиками камеры, еще до ее официального анонса, в глаза бросилось отсутствие режима видеозаписи. Для части аудитории этот недостаток станет критичным, но Nikon вполне осознанно позиционирует камеру как инструмент исключительно для фотосъемки. Если вы одновременно и фотограф и оператор, то, безусловно, эта камера не для вас. А снять видеоролик бытового уровня можно и на смартфон, который всегда под рукой, в отличие от дорогой зеркалки. Вспомните: фотоаппараты Leica также не умеют снимать видео, а более-менее приличный видеорежим в беззеркалках Fujifilm появился совсем недавно.
Не стоило ожидать и появления в Nikon Df встроенного Wi-Fi. Но, опять же, возможность беспроводной связи есть. Для этого достаточно докупить адаптер WU-1a и использовать бесплатное мобильное приложение для смартфона или планшета. Адаптер устанавливается в выделенный порт на левой боковине камеры и не является влагозащищенным. Вместо Wi-Fi модуля можно установить GPS приемник, который обеспечит фотографии данными о местоположении в момент съемки.
Nikon Df предлагает возможность полноценного использования старой оптики с механическим приводом диафрагмы. На байонете можно заметить небольшой штырек, как раз необходимый для механической связи с кольцом диафрагмы. Именно так продвинутые зеркалки Nikon определяют диафрагменное число и используют его для вычисления экспозиции. Такой элемент конструкции присутствует во всех продвинутых зеркалках уровня не ниже Nikon D7100. Nikon Df поставляется в двух версиях — без объектива и в паре с AF-S Nikkor 50 мм F1.8G. «Полтинник» был выпущен вместе с камерой и отличается от имеющегося в линейке аналога лишь внешностью для лучшей визуальной совместимости с камерой. С оптической точки зрения никаких отличий нет.
Тестовые фото, автономная работа
Прежде всего, давайте посмотрим на тестовую съемку во всем диапазоне ISO. Напомним, что чувствительность можно регулировать с шагом в 1/3 EV, в том числе на дисковом селекторе, однако для сравнения мы традиционно приводим снимки, сделанные с шагом в 1 ступень.
Все снимки делались в темное время суток, при искусственном освещении лампой накаливания 40 Вт. На всех значениях вплоть до ISO 6400 шум практически отсутствует. На ISO 12800 он становится слегка заметен при стопроцентном увеличении, однако шум незначительный. А вот на ISO 25600, с началом расширенного диапазона чувствительности, зерно уже бросается в глаза. Отметитм, что функции шумоподавления полностью отключены, а то, что вы видите — JPEG прямо из камеры, без какой-либо обработки.
В общем, диапазон до ISO 25600 полностью рабочий. Но и на максимальных значениях результат прекрасный. Даже фотографии, сделанные на максимуме ISO, пригодны для печати и для обработки. Превосходный результат. Ну а оценить динамический диапазон и цветопередачу вы можете на снимках, приведенных ниже. Все они были сделаны без дополнительного освещения, объективами AF-S 50 мм F1.8G и AF-S 35 мм F1.4G.
Видеосъемка на Nikon Df, повторимся, невозможна. На корпусе нет выделенной кнопки, в меню нет никаких настроек, однако не стоит исключать вероятности, что видеосъемка все же будет реализована после взлома прошивки.
В роли аккумулятора используется элемент с маркировкой EN-EL14a и емкостью 1230 мАч. Зарядка происходит только с помощью отдельного сетевого зарядного устройства. Вспышки, электронного видоискателя и Wi-Fi модуля здесь нет, поэтому камера весьма экономична и на полном заряде батареи способна сделать более 1400 снимков. Это отличный результат даже по профессиональным меркам. Для сравнения: источники питания таких флагманов, как Sony Alpha A7 и Olympus OM-D E-M1 рассчитаны всего на 350 снимков. Впрочем, обе камеры позволяют устанавливать батарейную рукоятку, которая не помешала бы и Nikon Df.
Конкуренты
Canon EOS 6D
Canon EOS 6D обычно называют прямым конкурентом Nikon D610, но потягаться он может и с Nikon Df. В числе плюсов Canon наличие режимов видеосъемки, интеграция Wi-Fi и GPS. Внешне, конечно, камера проигрывает Nikon Df, но во многом остальном они похожи.
Габариты и вес практически совпадают, дисплеи играют на равных, диапазон ISO и выдержек практически тот же. Даже отсутствие вспышки и один слот для карты памяти свойственны обеим камерам. Эргономика EOS 6D совсем иная — имеется лишь селектор режимов, а также крупный вспомогательный дисплей, рукоятка значительно удобнее, а для установки батарейной ручки имеются контактные площадки. А вот система фокусировки у Canon значительно проще. Фазовый автофокус работает лишь по 11 точкам, при этом только одна центральная является крестообразной.
Sony Alpha A7
Sony Alpha A7 — гораздо более доступный фуллфрейм, рассчитанный на массовую аудиторию. Это самый легкий и компактный полнокадровый фотоаппарат на сегодняшний день. Вместо пентапризмы здесь установлен лучший на сегодня электронный видоискатель, дисплей имеет наклонную конструкцию, а модули Wi-Fi и NFC встроены.
Sony A7 поддерживает контрастно-фазовую автофокусировку, а ее сенсор имеет в полтора раза большее разрешение, равное 24 Мп. Кроме того, камера неплохо приспособлена для съемки видео, ее затвор отрабатывает выдержки до 1/8000 с, а частота серийной съемки уступает Nikon ненамного. Выглядит Sony Alpha A7 гораздо скромнее, но главным недостатком беззеркальных фуллфреймов Sony является предельно скромный выбор оптики. Кстати, благодаря короткому рабочему отрезку на Sony A7 можно установить объективы Nikon через соответствующий переходник.
Fujifilm X-T1
Fujifilm X-T1 хоть и не является фуллфреймом, но по ряду пунктов она похожа на Nikon Df. В первую очередь, сходства заметны в дизайне. Fujifilm X-T1 более компактна, но также выполнена в стиле ретрозеркалки с богатым набором механических органов управления, а ее корпус также является погодозащищенным.
Камеру отличает 16-мегапиксельный X-Trans CMOS II сенсор без фильтра нижних частот с возможностью гибридной фокусировки, наличие встроенной вспышки и Wi-Fi, а также поддержка видеозаписи, работа с картами памяти класса UHS-II, высокая частота серийной съемки и малый вес камеры. Если полный кадр не является самоцелью, а любовь к стилю ретро слишком сильна, то предложение Fujifilm является даже более выгодным.
Выводы
Nikon потрудилась на славу, уместив флагманскую начинку в безумно красивую оболочку. Пожалуй, никто не удивится, если Nikon Df получит ряд престижных наград. Для этого есть все предпосылки — лучший полнокадровый сенсор, превосходный дизайн, достойное быстродействие, поддержка старой оптики и высокое время автономной работы.
В то же время, сказать, что компания превзошла саму себя, нельзя. Позиционирование камеры слегка размыто. Nikon Df без видеорежима — явно не для любителей, но и профессионалы увидят в ней недостатки: не самое удобное, прямо скажем, управление, невысокая частота серийной съемки и единственный слот для карты памяти ограничат применение камеры в качестве репортерского инструмента. Nikon Df стоит почти вдвое дешевле флагмана D4, а для этого пришлось пойти на жертвы в виде упрощенной системы автофокусировки и экспозамера.
В общем, Nikon Df — идеальный подарок старому приверженцу марки и прекрасный инструмент для тех, кто предпочитает неторопливую съемку и вдумчивое построение каждого кадра. Эта камера войдет в историю как первая полнокадровая зеркалка в стиле ретро и когда-нибудь, наверное, станет желанным предметом коллекции.