Цифровая ч/б-пленка. Обзор Leica M Monochrom
Среди фотографов нового поколения бытует мнение, что полнокадровая камера не может быть компактной, равно как и оптика для нее. Выход Sony RX1, однако, подорвал систему мироздания. Но во время увлеченного сравнения плотности пикселей, экранных разрешений и весогабаритных параметров мы часто забываем о компании Leica, камеры которой долгие годы оставались самыми компактными полнокадровыми решениями. Речь, конечно же, о системе Leica M. Чем не пример отличного компактного фулл-фрейма?
Пленка постепенно уходит в прошлое, а вместе с ней исчезает и чувство ответственности за каждый сделанный кадр. Умение видеть, ощущать и чувствовать кадр отходит на второй план. И в самом деле, зачем это все? Ваш новый Nikon со звуком швейной машинки Зингера за одну секунду выдаст вам 9 кадров, а один из них так или иначе окажется удачным. Восприятие фотографии в целом и каждого готового кадра в частности сильно изменилось с наступлением цифровой эры. Изменились и сами камеры, и зеркальные, и компактные.
Что изменилось в Leica M? Почти ничего. Система существует в прежнем виде. Размер матрицы по-прежнему равен площади кадра 35-миллиметровой пленки. Пропал только курок взвода затвора, а на место катушки Вельвии или Ильфорда внутрь стала SD-карта. Компания пытается развивать компактные камеры, но в центре внимания – по-прежнему Leica M System. Классические цифровые M8, M9, M и M-E продолжают традиции и пользуются устойчивым спросом, но Leica M Monochrom, с которой мы сегодня знакомимся, стоит особняком. Это первая черно-белая цифровая камера в столетней истории компании.
В ней нет автофокуса, нет режима видеозаписи, нет встроенной вспышки, нет скоростной серийной съемки. Она снимает только фото. Только в ч/б. И только с ручным наведением на резкость. И знаете что? Ни одна другая камера прежде не вызывала таких приятных чувств. Случай уникальный, поэтому этот обзор вряд ли впишется в наш привычный формат. Мы обойдемся без сравнения с конкурентами. Во-первых, их нет. А во-вторых, любое сопоставление лишено смысла. Мы не станем рекомендовать камеру определенным категориям пользователей. Более того, мы вообще не станем ее рекомендовать. И уж тем более – не будем никого отговаривать от покупки.
Технические характеристики
Leica M Monochrom | |
Класс | полнокадровая дальномерная камера |
Матрица | Full frame (36х24 мм), CCD, 18.0 Мп |
Объектив | сменный, байонет Leica M |
Формат фотографий | RAW (DNG), JPG (максимальное разрешение 5212х3472) |
Диапазон чувствительности | ISO 160 — 10 000 (шаг 1/3, 1/2 или 1 EV) |
Диапазон выдержек | 32 — 1/4000 c, X sync - 1/250 с |
Серийная съемка | 2 кадра/с в полном разрешении |
Вспышка | внешняя, подключается в «горячий башмак» |
Видоискатель | оптический (дальномер), увеличение 0.68x |
Экран | LCD, диагональ – 2.5’’, разрешение 230 000 пикселей |
Память | слот SD/SDHC (до 32 ГБ) |
Интерфейсы | USB 2.0 |
Аккумулятор | Съемный, литий-ионный, 1900 мАч |
Размеры и вес | 139 х 80 х 37 мм, 600 г |
Ориентировочная цена | ~ 300 000 рублей |
Сенсор Leica M Monochrom физически не способен выдать цветное изображение. Логично было бы предположить, что изначально картинка получается цветной, а затем программно преобразуется в монохромную. Однако нет. Сама матрица не воспринимает цвет, а при работе с RAW-снимками в Photoshop, Aperture или Lightroom цветовые настройки недоступны. Можно лишь работать с кривыми/уровнями, экспозицией, яркостью/контрастностью, шумоподавлением и виньетированием.
Скорее всего, внутри стоит модифицированная матрица Leica M9. Ну а дополнительным доказательством того, что картинка изначально захватывается черно-белой служит более высокая резкость картинки. Путем конверсии цветной фотографии в монохромную такой результат был бы невозможен.
В руках, в сумке, на шее
Перефразирем Генри Форда: вы можете заказать Leica M Monochrom в любом цвете, если этот цвет черный. Черный метал, черный пластик, черная вулканизированная кожа – вот из чего сделана монохромная Лейка. Смотрится превосходно. Но главное – спереди на корпусе нет никаких опознавательных знаков: ни красного логотипа, ни модельного индекса. Фирменный дизайн, однако, угадывается безошибочно.
Спереди виден есть только байонет M, рычажок таймера автоспуска, кнопка фиксатора оптики и три окошка – дальномер, экспонометр и видоискатель. Видоискатель – оптический, без модных электронных наворотов. Лишь значение выдержки отображается в нем тонкими красными цифрами. Наведение на резкость происходит путем совмещения двух контуров изображения – как только они сошлись, можно спускать затвор. Как объяснить это человеку, выросшему в эпоху цифровых камер? Представьте, что вы снимаете однообъективным фотоаппаратом в 3D-режиме, когда вам нужно сделать два кадра с небольшим смещением, чтобы получить стереоэффект. В Leica все тоже самое, только в обратном порядке – вместо смещения картинки ее нужно совместить и получить резкую 2D-картинку.
Сзади находится пятипозиционная навигационная клавиша со скроллерным кольцом. 2,5-дюймовый экран (цветной, кстати, не черно-белый), вертикальный ряд кнопок слева от него, отдельная кнопочка вызовы меню и глазок видоискателя. Все предельно аскетично – видимо, чтобы не разочаровывать поклонников пленочных камер Leica.
Верхняя панель представлена стандартным разъемом для вспышек, кнопкой спуска, рычажком питания, который дополнительно отвечает за режим съемки (одиночный кадр, серийная съемка и автоспуск по таймеру) и дисковым селектором выдержки. Отдельного элемента для управления диафрагмой на корпусе нет – он располагается на корпусе объектива, как и на механических пленочных камерах.
После вылизанных зеркалок и беззеркалок корпус Leica M Monochrom может показаться несколько грубоватым, но на удобство съемки и доступ к элементам управления это не влияет. Ну а для тех, кто уже имел дело с Лейками (даже если это были старые модели вроде M3 или M4), монохромная модель сразу станет родной и привычной. Кнопки несколько туговаты, но нажатие очень четкое, выверенное.
Для ношения на шее есть широкий кожаный ремень, который, по всей видимости, входит в стандартный комплект поставки. Стильный, удобный, очень качественный. Правда, регулировка длины недостаточно гибкая – всего два варианта (по две прорези для фиксатора с каждой стороны). Для средней мужской комплекции при росте 180 см он прекрасно подходит, но если вы ниже ростом или наоборот сильно выше, ремень придется сменить. Крепление стандартное, так что выбор ничем не ограничен. Можно даже забавы ради воспользоваться аксессуаром от какого-нибудь Кэнона. Или Пентакса.
Корпус Leica M Monochrom плоский, прямоугольный, и, если снять объектив, носить камеру можно в любой сумке. Никаких выступающих частей, никаких хрупких элементов на корпусе нет. А вот с установленным объективом камера сильно теряет в удобстве транспортировки. Зато при длительном ношении на шее она не утомляет – вес тушки составляет 600 граммов.
В работе, в жизни
Принципы съемки на Лейку совершенно не изменились. Смотрим в глазок видоискателя, вручную наводимся на резкость, снимаем. Фокусировка осуществляется только при помощи кольца на объективе. Руку лучше держать снизу, иначе пальцы могут мешать работе дальномерного видоискателя. Кольцо очень плавное, с длинным ходом, поэтому никаких проблем с точностью фокусировки не возникает. Впрочем, здесь все зависит от конкретного объектива – в нашем случае использовался 50-миллиметровый Summicron с диафрагмой f/2.0.
Снимает камера с таким же звуком, как цифровая М9, как пленочная M6. Щелчок уникальный, ни с чем не сравнимый. Во время уличной съемки часто можно словить одобрительные взгляды людей старшего поколения, которые, видимо, слышали такой же звук 20-30 лет назад.
Пожалуй, уличная съемка – это главное предназначение камер Leica. На протяжении всей истории, Лейки были любимыми инструментами военных корреспондентов, газетных фотографов и мастеров непостановочной фотографии. Но, конечно, никаких преград для съемки статичных натюрмортов, пейзажей, портретов или даже макро, естественно, нет. Но так уж сложилось, что Лейкой вырывают мгновения уличной жизни, фиксируют моменты путешествий, а альбомы с фотографиями становятся архивами воспоминаний.
Снимает камера медленно – максимум два кадра в секунду. В 2013 году такая цифра звучит как-то нелепо. Но на самом деле очень немногие владельцы Leica вообще пользуются режимом серийной съемки. Чаще это очень вдумчивое, основательное и неспешное фотографирование.
Шумовые характеристики используемой CCD-матрицы сложно назвать передовыми. Уже на ISO 3200 на кадрах появляется заметное зерно. Но если взглянуть на характер шума более внимательно, станет понятно, что он призван имитировать пленочную картинку. Получается убедительно. Единственное, что было совершенно немыслимо во времена аналоговой фотографии – функция автоопределения чувствительности. В Leica M Monochrom она есть, и работает весьма неплохо. В настройках можно задать максимально допустимую выдержку в зависимости от установленного объектива, остальное камера сделает сама. А было ясно, с каким именно шумом придется иметь дело, мы отсняли тестовый натюрморт на всех значениях ISO с шагом в одну ступень.
Даже на максимальном значении ISO – 10 000 – шум нельзя назвать раздражающим. При печати фотографий он и вовсе становится незаметным. Кстати, для печати Leica предлагает особые опции, но об этом ниже.
Процесс и результат
Как и любая другая «взрослая» камера, Leica M Monochrom умеет снимать в формате RAW. Собственного закрытого формата у компании нет, вместо него используется Adobe DNG, который может обрабатываться почти в любом RAW-конвертере. Мы по привычке пользовались встроенным плагином Adobe Camera RAW.
Максимальный размер снимка составляет 5212х3472 пикселя. Этого достаточно и для крупноформатной печати, и для основательной обработки, и уж тем более для любых вариантов использования снимков в Интернете. Тех, кто привык снимать цветной камерой с режимами приоритета выдержки и диафрагмы, ждет небольшое разочарование, связанное с тем, что черно-белая фотография не всегда выглядит так, как ее можно было вообразить до спуска затвора. Больше внимания нужно уделять характеру света, общему контрасту сцены, в то время как настройки баланса белого и тип источников света отходят на второй план. Если вы никогда не снимали на пленку или не имели дела с Лейками, попробуйте сравнить снимки с какой-нибудь зеркалки и монохромной Leica M. После этого работать в ч/б станет проще. Ну а мы без лишних слов покажем некоторые примеры снимков, сделанных в процессе тестирования: в Москве и в Тайбэе.
Если сравнивать с M Monochrom с Leica M9, то стоит отметить увеличившийся диапазон выдержек. Максимум теперь составляет 32 секунды, а не восемь. Этого достаточно для того, чтобы, например, снять звездное небо без особенных ухищрений. Поправка экспозиции возможна в пределах от -3 до +3 EV.
Самое время вернуться к теме печати снимков. Российское представительство Leica Camera AG совместно с одной из московских фотостудий предлагает услугу печати черно-белых снимков на баритовой фотобумаге премиум-класса. Полученные отпечатки по характеру изображения и его тональности совершенно не будут отличаться от аналоговых печатных снимков. Все это, конечно, доступно за отдельную плату. Бесплатно же компания предлагает лишь возможность скачать пакеты Adobe Photoshop Lightroom 4 и Silver Efex ProTM. Для этого, правда, нужно зарегистрировать камеру по серийному номеру на официальном сайте. С одной стороны, это очень значительная и приятная услуга, но на фоне общей стоимости Leica M Monochrom она выглядит как маленький бонус.
Вместо заключения
В России Leica M Monochrom стоит около 300.000 рублей, что сильно ограничивает круг потенциальных покупателей. Очевидно также, что среднестатистический фотограф не сможет выложить такую сумму за инструмент, не подходящий под требования массового рынка. Для кого же эта камера?
Прежде всего, для ценителей прекрасного. Это исключительно приятная и качественная вещь, способная порадовать самим фактом своего существования. Съемка на Leica M Monochrom сродни живописи. А альбом с фотографиями – как коллекция объектов искусства. Камера также приглянется всем, кто раньше снимал на пленку, но так и не сумел понять философии цифровой фотографии. По духу монохромная Лейка – стопроцентно аналоговая камера. Ну и, наконец, обладатели парка оптики Leica тоже могут присмотреться, даже самые старые объективы прекрасно работают в паре со столь новой камерой.