Фотоаппарат-телескоп. Обзор Nikon Coolpix P520
Ежегодное полное обновление модельного ряда компактов постепенно становится нормой для всех производителей камер. Даже топовые представителе линеек теперь сменяются не раз в 2-3 года, а каждый год, а то и чаще. Естественно, столь небольшого временного промежутка недостаточно для того, чтобы кардинально обновить всю линейку. Собственно, из-за гонки привлечения внимания к своим камерам в последнее время гонка вооружений практически не ведется. Война разрешений и чувствительности для конечного пользователя ровным счётом ничего не значит, да и клюёт на увеличение данных параметров всё меньше и меньше потенциальных покупателей. Война зумов, особенно актуальная для камер SLR-Like, фактически уже тоже "топчется на месте", ведь в оптическом зуме более 40-50х нет никакой необходимости.
Nikon Coolpix P520 фактически является очередным плодом гонки привлечения внимания, ведь если взглянуть непосредственно на камеру и технические характеристики, то разницу с предшествующей моделью уловить довольно сложно. Объектив такой же, матрицы такая же. Но на самом деле кое-какие различия всё же имеются. Во-первых, это дисплей, – 3,2 дюймовый TFT с наклонно-поворотной конструкцией. Во-вторых, разрешение матрицы, которое возросло с 16 до 18 Мп. Ну и в-третьих, увеличенный диапазон выдержек.
Технические характеристики, комплект поставки
Nikon Coolpix P520 | |
Класс | ультразум |
Матрица | BSI CMOS, 1/2,3'', 18,1 Мп |
Формат снимков | JPEG (максимальное разрешение 4896x3672), MPO (3D-изображения) |
Формат видео | H.264/MPEG-4 (1920х1080, 30 fps) |
Диапазон светочувствительности | ISO 80–3200, расширение до ISO 12 800 в отдельных режимах съемки |
Объектив | ЭФР 24–1000 мм, F3.0-5.9 |
Диапазон выдержек | От 1/4000 до 1 с |
Вспышка | встроенная, ведущее число в широкоугольном положении объектива 0,5–8,0 м; в телеположении: 1,5–4,5 м |
Экран | LCD, диагональ – 3,2”, разрешение – 921 000 точек, наклонно-поворотная конструкция |
Память | SD/SDHC/SDXC |
Интерфейсы | USB, AV-выход, HDMI |
Аккумулятор | Li-Ion батарея, 1100 мАч, 4,1 Втч |
Габариты и вес | 125,2 x 84,1 x 101,6 мм (без выступающих частей); 550 г |
Цена | ~ 13 000 рублей |
На тестирование был предоставлен коммерческий образец, поэтому комплект поставки был абсолютно полным и включал ремень, крышку объектива LC-CP24 (со шнуром), литий-ионную батарею EN-EL5 (с защитной крышкой), сетевое зарядное устройство EH-69P, USB-кабель UC-E6, аудио-/видеокабель EG-CP16, а также компакт-диск с ПО ViewNX 2.
Дизайн и эргономика
В принципе, большинство псевдозеркалок весьма неплохо ложатся в руку благодаря выступу в лицевой части. Но в отличие от камер зеркального типа поверхность корпуса у тестируемой камеры не матовая, а глянцевая. Нам на тестирование была предоставлена красная модификация, на которой отпечатки практически незаметны, а вот для поддержания опрятного вида чёрный глянцевый корпус необходимо периодически протирать. Серый корпус подвержен этому недугу гораздо меньше. Однако все три варианта расцветки страдают от царапин и небольших потёртостей, которые при неаккуратном обращении быстро покрывают лакированный корпус. Качество сборки высокое, поэтому при попытках сдавливания и скручивания корпус не скрипит и не трещит.
На лицевой стороне корпуса находится только объектив и лампа подсветки автофокуса. С обратной стороны можно заметить трехдюймовый наклонный дисплей, который можно сложить матрицей к корпусу, что предотвращает появление царапин при транспортировке без чехла.
Любопытно, что клавиши переключения между дисплеем и видоискателем в Coolpix P520 нет. Переключение происходит автоматически при повороте дисплея в транспортировочное положение. Датчика приближения нет. Над дисплеем, правее видоискателя, находится каливши режима дисплея и старта видеозаписи. Правая часть задней панели имеет только косметические отличия, расположение и функции клавиш остались прежними. Здесь находятся клавиши перехода в режим просмотра, входа в основное меню и удаления, также четырехпозиционная вращающаяся клавиша с кнопкой ввода по центру.
Сверху опять же никаких отличий – подъёмная вспышка, GPS-модуль, пара микрофонов, дисковый селектор режимов съёмки, кнопка питания, программируемая клавиша, а также спусковая клавиша, окружённая рычажком управления трансфокацией.
На нижней панели корпуса есть только резьбовой разъём для установки на штатив и крышка, скрывающая отсек с аккумулятором и картой памяти.
Слева находится клавиша механического замка подъёмной вспышки, а также фирменная отличительная черта гиперзумов Nikon – боковой рычажок управления трансфокатором, который позволяет здорово уменьшить колебания камеры при зумировании.
Справа под резиновой заглушкой скрыта пара разъёмов – HDMI (тип D) и microUSB, который позволяет подключать к камере USB, также AV-кабель, что в последнее время встречается всё реже.
Экран и интерфейс
В камере, как уже говорилось, стоит 3,2-дюймовый дисплей наклонно-поворотной конструкции. Сразу может показаться, что это такая же матрица, как и в Nikon D7100, но это не совсем так. В D7100 разрешение составляет 1 228 000 точек, тогда как у Coolpix P520 – 921 000 точек. Так что дисплей явно более старой модели – такой же, как в зеркалках Nikon D4 и D800/D800E.
Дисплей, устанавливаемый в камеры такого высокого класса в принципе не может быть плохим, поэтому особенно приятно его увидеть в псевдозеркалке. Углы обзора огромны, качество цветопередачи радует глаз, контрастность чрезвычайно высока. Кроме того, с дисплеем удобно работать при сильной солнечной засветке даже на среднем положении яркости. Также стоит отметить слабую защиту матрицы, но, учитывая возможность переворота дисплея, это не страшно. К тому же камера не позиционируется как защищённая.
У видоискателя недостатков значительно больше – разрешение невелико, отображение цветов не лучшее, да и контрастности недостаточно. Кроме того, наглазник сделан из пластика – не самое удобное решение.
Интерфейс Nikon Coolpix P520
Интерфейс камеры отличается новой прорисовкой пиктограмм, а организация меню такая же, как и в большинстве прочих компактных камер Nikon. Структура меню удобна и логична, поэтому длительное освоение не потребуется.
Функциональные возможности
Одной из главных особенностей Nikon Coolpix P520 является объектив с 42-картной трансфокацией. Это далеко не рекорд – некоторые камеры, условно называемые компактными, уже достигли кратности 50х и максимального фокусного расстояния в 1200 мм, тогда как тестируемая камера ограничивается лишь 1000 мм. Впрочем, у меньшей дальнобойности есть и свои плюсы, а именно – более широкое раскрытие диафрагмы в телеположении.
Ещё одна важная отличительная особенность камеры – это GPS-модуль, который позволяет записывать координаты снимков, а также создавать журналы длинной 6, 12 и 24 часа с шагом 15, 30 и 60 секунд. Тут стоит отметить, что что в режиме создания журнала камера потребляет заряд аккумулятора даже при выключенном питании.
Как и многие современные камеры, оборудованные CMOS-матрицей, Coolpix P520 дополнен несколькими интересными функциями. Для начала стоит отметить автоматический режим создания панорам (180 и 360 градусов), которые теперь склеиваются гораздо качественнее, чем в случае c Coolpix P510. В этом режиме трансфокатор жёстко блокируется в положении 28 мм, а автоматика очень чувствительна к уровню горизонта. При этом графического отображения уровня наклона камеры, как в камерах Fujifilm, не предусмотрено. Но к счастью, к скорости и равномерности поворота камеры автоматика не особо требовательная.
Стоит отметить и возможность склейки кадров с разной экспозицией – режим HDR. Однако в отличие от более продвинутых камеры, данный режим доступен лишь в сюжетной программе «съёмка против солнца», поэтому ни чувствительность, ни баланс белого в данном режиме установить нельзя.
Есть и возможность съемки 3D-фото. Работает он следующим образом. Для начала делаем первый снимок, а затем второй – с небольшим смешением. После первого кадра на экране появится полупрозрачная часть снимка, которую довольно просто совместить со вторым. Не самый удобный вариант, но спасибо и на этом. В камерах Panasonic с одной оптической системой данная функция реализуется путём простой проводки камеры, что гораздо проще и удобнее.
Впечатления от работы, уровень шумов
Скоростные характеристики гиперзумов зачастую не впечатляют. Причём камеры данного класса не впечатляют ни молниеносной скоростью включения, ни шустрым автофокусом, поэтому каких-либо откровений от Coolpix P520 ожидать было сложно. Но всё же камера удивила – процесс подготовки к работе от нажатия кнопки питания до спуска затвора составляет всего 1,8 секунды. Весь диапазон фокусных расстояний проходится объективом ровно за 3 секунды, а на пониженной скорости на ту же процедуру требуется уже 5,2 секунды.
Скорость фокусировки измерялась в двух положения – широкоугольном и телефото. Перед каждым замером камера наводилась на бесконечность. На широком угле камера смогла навестись на объект съёмки всего за 0,28 секунды. Это весьма неплохой результат. И не только в классе гиперзумов, а среди всех компактных камер. А вот в телеположении при съёмке с минимально допустимого расстояния процесс наведения на резкость длится 1,65 секунды. Это очень медленно.
Меню выбора зоны фокусировки содержит семь пунктов: центр (нормальная зона), центр (широкая зона), ручной выбор, приоритет лица, ведение объекта, автоматический режим, а также АФ с обнаружением объекта. Последние два режима очень схожи, но в режиме АФ с обнаружением объекта размер и формы зоны могут изменяться в зависимости от типа сцены, тогда как в обычном автоматическом режиме размер и форма зон одинакова.
На практике режим ведения объекта оказался совершенно непригодным для использования. А вот режим определения лиц работает точно и быстро. В ручном режиме фокусировки настройка возможна как при помощи вращающейся клавиши навигации, так и с помощью бокового рычажка управления трансфокацией. В случае использования рычажка вся дистанция от 1 см до бесконечности автоматически проходится за 5 секунду, а при использовании навигационной клавиши для прохождения той же дистанции требуется семь полных оборотов. Во время ручной фокусировки происходит увеличение центральной зоны кадра на весь экран, однако изменение кратности увеличения не предусмотрено.
В режимах съемки (помимо программной автоэкспозиции) предусмотрен приоритет диафрагмы, выдержки, а также полностью ручной режим. Экспокоррекцию можно вносить в пределах от -2 до +2 ступеней с шагом в 1/3 EV. Есть, конечно, возможность съёмки с автоматическим брекетингом (3 кадра с шагом 0,3, 0,7 и 1 EV). В общем, потенциал для ручного управления экспозицией весьма неплохой. Что касается работы автоматики, то она работает в трёх привычных режимах: матричном, центрально-взвешенном и точечном. При хорошем естественном освещении автоматика не вызывает нареканий, однако при искусственном свете возникают ошибки. Например, при освещении лампами накаливания ошибка отрицательная, и достигает 0,33 ступени. А вот при использовании ламп дневного света ошибка напротив положительная – на уровне 0,22 ступени.
В настройках баланса белого предусмотрено сразу два варианта автоматического режима – обычный авто, и авто (тёплые цвета). Уловить разницу между ними в процессе тестирования не удалось. Помимо автоматического режима предусмотрен ручной, а также 5 предварительных настроек (дневной свет, лампа накаливания, лампа дневного света, облачно и вспышка), каждая из которых включает 7 уровней. При естественном освещении автоматика отрабатывает весьма неплохо, причём как в солнечный полдень, так и в пасмурный день. Однако при искусственном освещении ситуация противоположная.
Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5500 K, что соответствует полуденному освещению, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.
На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина.
Для оценки уровня шумов тестовый натюрморт был отснят со всеми доступными уровнями чувствительности в JPEG с минимальным сжатием. Чистоту картинки на разных значениях ISO вы можете оценить по приведенным фотографиям.
Съемка фото, видео, автономная работа
Настройка большинства параметров камеры связана с настройкой параметров фотосъёмки. Изменение баланса белого, режима экспозамера, а также коррекция экспозиции производится в тех же пунктах меню. Вкладка видеозаписи позволяет выбрать лишь разрешение, частоту съемки и режим автофокуса (AF-S – покадровый, AF-F –непрерывный). При первой же попытке видеозаписи при установленном режиме работы автофокуса в режиме видеозаписи AF-F эффект оказался нулевым, и фокусировочная линза ни на каплю не сдвинулась независимо от удалённости объекта и положения трансфокатора. Методом исключения было определено, что в случае если при фотосъёмке указан режим работы автофокуса AF-S, то какой бы режим автофокуса не был выбран в режиме видеозаписи, он будет работать в режиме AF-S. И только если активировать режим AF-F при фотосъёмке, то автофокус начинает работать в непрерывном режиме в во время видеозаписи.
Автофокус в режиме видео оказался довольно быстрым, точным и ненавязчивым, поэтому процесс подстройки не слишком сильно заметен при последующем просмотре. Настроек звука нет вовсе. Запись ведётся в режиме стерео, а качество на выходе вполне неплохое.
Функция параллельной съёмки фото при записи видео стала весьма популярна в фотокамерах. Nikon Coolpix P520 не стал исключением. В общей сложности есть два механизма реализации данной возможности. Первый – это запись на карту памяти во время видеосъёмки. При этом количество кадров не ограничено, но длительность подготовки к съёмке следующего кадра слишком велика. Второй, более популярный способ, используется в тестируемой камере. Это запись ограниченного количества кадров в буфер, с сохранением на карту после окончания съемки видео.
Записать можно до 10 снимков, но из-за малого размера буфера их разрешение ограничено скромными 2 Мп (1920х1080 точек). В общем, ценность такой параллельной съёмки сомнительна.
Качество съемки в повседневных ситуациях вы можете оценить по приведенным примерам.
Скачать оригинальный файл в формате .MOV (61.3 МБ)
В камере используется не особо ёмкий литий-ионный аккумулятор на 4,1 Втч. Согласно заверениям производителя этого хватит для съёмки 200 кадров. Конечно, и до тестирования было понятно, что при редком использовании вспышки и без постоянного просмотра отснятого материала, чего требует стандарт CIPA, результат в реальных условиях будет побольше. Но всё же 200 кадров это чрезвычайно мало. Например, Canon PowerShot SX50 HS при тестировании по тому же стандарту способен отснять 315 кадров, Sony Cyber-shot DSC-HX300 – 310, а Fujifilm FinePix HS50 EXR – около 500. При тестировании в реальных условиях камера продержалась 298 кадров, чего достаточно на день активных съёмок. Если же активировать GPS-приёмник (режим записи журнала 12 часов), то камера не дотягивает 42 кадра до заявленных 200.
Зарядка аккумулятора производится в корпусе камеры при помощи зарядного устройства с разъёмом USB. Также пополнить заряд можно, подключив дата-кабель к аудиосистеме автомобиля либо к ноутбуку, либо к портативному аккумулятору.
Конкуренты
Прямых конкурентов у камеры не так много. Конечно, камеры с кратностью трансфокации 40 имеются в модельном ряду многих производителей. Но, например, из выводка гиперзумов Fujifilm в конкуренты метят только Fujifilm FinePix HS50 EXR и Fujifilm FinePix SL1000.
Fujifilm FinePix HS50 EXR и Fujifilm FinePix SL1000
Обе камеры чуть дороже, но зато у обеих есть поддержка формата RAW, а у первого ещё и сенсор чуть больше (1/2 дюйма против 1/2,3 дюйма). Длительность автономной работы в 2,5 раза больше, к тому же у обеих камер Fujifilm имеется поддержка режима Full HD 60i, да и горячий башмак на месте.
Canon PowerShot SX50 HS
Не самым сильным, но всё же конкурентом является камера Canon PowerShot SX50 HS, которая может похвастать большей кратностью трансфокации и поддержкой формата RAW, к тому же у него очень быстрый автофокус и есть горячий башмак, но зато дисплей самый простой среди конкурентов.
Sony Cyber-shot DSC-HX300
А это чрезвычайно сильный конкурент. У камеры Sony и кратность трансфокации выше, и скоростные характеристики лучше (в особенности скорость фокусировки), а в режиме видеосъёмки камера вовсе вне конкуренции. Запись возможна в формате AVCHD с частотой 50/60 кадров в секунду с прогрессивной развёрткой. К тому же Sony может похвастаться оптическим видоискателем. В общем, из аргументов за Nikon — только чуть более доступная стоимость, GPS-приёмник и больший дисплей.
Выводы
В итоге имеем удобную и адекватно оцененную камеру с чрезвычайно дальнобойным, но всё же не самым мощным зумом, со встроенным GPS-приёмником, среднестатистическим качеством картинки и малым временем автономной работы. Автоматический замер экспозиции часто ошибается, равно как и система определения баланса белого при искусственном освещении. В общем, спорная камера, которую можно рекомендовать только ярым поклонникам Nikon. Всем остальным рекомендуем присмотреться к аналогичным моделям Sony и Fujifilm.