Хорошо забытое старое. Обзор фотоаппарата Olympus PEN-F
Olympus не первый год вдохновляется своими же старыми камерами. Я бы даже сказал, что все беззеркальные камеры компании так или иначе отсылают нас во времена аналоговой фотографии. Сначала был PEN E-P1, вдохновленный оригинальным Olympus Pen 1959 года. Затем последовала серия Olympus OM, схожая с одноименными 35-миллиметровыми зеркалками. Ну а теперь у нас есть Olympus PEN-F, который создавался с оглядкой на полукадровые камеры F, FT и FV, выпускавшиеся с 1967 по 1972 год. В слове «полукадровые» опечатки нет – камера давала вертикальную картинку размером 18х24 мм на стандартной 35-миллиметровой пленке. Так что с одной катушки можно было получить 72 кадра вместо 36.
То была легкая, удобная и практичная камера, которая позволяла не сильно жертвовать качеством и серьезно сэкономить на материалах. Цифровая техника полностью избавила нас от необходимости думать о расходных материалах. Так что сегодняшняя концепция PEN-F изменилась – теперь это просто очень красивая и функциональная камера на каждый день.
Что к чему?
Olympus PEN-F | Olympus OM-D E-M10 | |
Класс | беззеркальная камера со сменной оптикой | беззеркальная камера со сменной оптикой |
Сенсор | 20 Мп, CMOS, Micro Four Thirds (17,3х13 мм) | 16 Мп, CMOS, Micro Four Thirds (17,3х13 мм) |
Байонет | Micro Four Thirds | Micro Four Thirds |
Формат фото | RAW, JPEG (5184x3888 в обычном режиме, 10356х7776 в режиме высокого разрешения) | RAW, JPEG (4608x3456 в обычном режиме, 9216х6912 в режиме высокого разрешения) |
Формат видео | MPEG-4, H.264 Full HD (1920x1080@60/50/30/25/24p) HD (1280x720@60/50/30/25/24p) | MPEG-4, H.264 Full HD (1920x1080@60/50/30/25/24p) HD (1280x720@60/50/30/25/24p) |
Диапазон чувствительности | ISO 200–25600 (расширение до ISO 80) | ISO 200–25600 (расширение до ISO 80) |
Диапазон выдержек | 1/16000 – 60 с | 1/16000 – 60 с |
Серийная съемка | 10 кадров/с | 10 кадров/с |
Экран | 3’’, 1 037 000 точек, наклонно-поворотная конструкция | 3’’, 1 037 000 точек, наклонно-поворотная конструкция |
Видоискатель | электронный, 2,36 млн. точек, 100% покрытие поле кадра, увеличение 1,23х | электронный, 2,36 млн. точек, 100% покрытие поле кадра, увеличение 1,48х |
Стабилизация | 5-осевая, механическая, работает с любой оптикой | 5-осевая, механическая, работает с любой оптикой |
Память | карты SD/SDCH/SDXC | карты SD/SDCH/SDXC |
Встроенная вспышка | нет, внешняя вспышка поставляется в комплекте | нет, внешняя вспышка поставляется в комплекте |
Wi-Fi | встроенный модуль + NFC | встроенный модуль + NFC |
Аккумулятор | BLN-1, 1220 мАч | BLN-1, 1220 мАч |
Размеры | 125х72х37 мм | 124х85х45 мм |
Вес | 427 г | 469 г |
Цена | от 89 990 рублей за комплект без объектива | от 62 990 рублей за комплект без объектива |
Что снаружи?
Не скажу, что новый PEN-F так уж сильно похож на старый. Сходство можно заметить только на лицевой панели. Ну и размеры корпуса более-менее сопоставимы. В остальном у камер мало общего.
Старый PEN-F – фотоаппарат предельно лаконичный, а новый больше похож на швейцарский нож
Здорово, конечно, но некоторые вещи откровенно избыточны. Например, механический переключатель «творческих» фильтров спереди. Это едва ли не самый стильный элемент на камере, да еще и удобно расположенный, однако на него возложены самые несущественные функции. Это как если бы рычаг коробки передач в машине вместо своей главной функции менял цвет стрелки на спидометре.
В оригинальном PEN-F этот элемент переключал выдержку. В новом же выдержка настраивается дисковым селектором сверху. Равно как и диафрагма. В Olympus правильно подходят управлению этими параметрами. Диапазон выдержек сегодня очень широк (особенно у камер с электронно-механическим затвором), поэтому в компании даже не пытаются уместить все значения на отдельном диске. У тех, кто пытается (Fujifilm X-Pro2, Nikon Df), обычно ничего путного не выходит.
Очень неоднозначный момент – отсутствие рукоятки под правую руку. Передняя панель корпуса совершенно плоская, только сзади есть небольшой выступ под большой палец. Если сравнивать PEN-F с другими камерами, то и PEN E-P1, E-P2 держать было гораздо удобнее. Здесь компания оправдывается желанием сохранить преемственность.
Но стоило ли жертвовать эргономикой, ради внешнего сходства с камерой конца 60-х? Притом, что сходство и так получилось очень условным
С другой стороны, это практически все, к чему можно было бы придраться. В целом Olympus PEN-F производит исключительно приятное впечатление. Корпус выполнен из алюминия, также как и основные органы управления. У дисковых селекторов идеально выверенный ход с четким тактильным откликом. И никто – ни Fujifilm, ни Sony, ни Panasonic – до сих пор не может реализовать столь же добротные органы управления.
Питание камеры включается исполинским дисковым селектором слева на верхней панели. Наверное, таким образом дизайнер хотел напомнить, на аналоговой камере здесь располагался бы рычажок для перемотки пленки.
Задняя панель пленочной камеры была бы занята дверцей отсека для пленки. Но на цифровом Olympus PEN-F вместо нее – экран. Тоже откидной. А вернее наклонно-поворотной конструкции. Разрешение достаточно скромное – 1 037 000 точек, на разницу с более распространенным разрешением 1,2 млн точек на трехдюймовом экране вы вряд ли заметите.
Есть и электронный видоискатель. Не берусь судить о том, насколько вообще этот элемент востребован, но по своим характеристикам о почти целиком повторяет аналог во флагманском Olympus OM-D E-M5 II. Это OLED-матрица с разрешением 2,36 млн точек и стопроцентным покрытием поле кадра. Разве что, увеличение в PEN-F поменьше, 1,23х, в OM-D E-M5 было 1,48х. Не скажу, что это как-то отразилось на удобстве – на мой взгляд, различие чисто маркетинговое. Отмечу, что картинка в видоискателе обновляется быстро, при дневном свете лага практически нет, но при слабом использование видоискателя становится мучительным.
Что внутри?
Тех, кто думал, что PEN-F – это имиджевая камера со всеми вытекающими, придется слегка разочаровать.
С функциональной точки зрения камера практически не уступает флагманской модели Olympus. А кое в чем даже превосходит
Например, в разрешении матрицы. Компания, наконец, сумела переступить через барьер 16 мегапикселей (именно с такими матрицами выпускались камеры последних четырех лет) и реализовала 20 мегапикселей на сенсоре Micro Four Thirds. Кроме того, новая матрица лишена низкочастотного оптического фильтра, а значит должен порадовать повышенной резкостью (и повышенным риском получения муара на некоторых сценах). Впрочем, современные методы программной обработки, даже внутри камеры, позволяют избавиться от муара без потери резкости и детализации, так что этот недостаток можно считать надуманным.
Одной из ключевых фишек камер Olympus по-прежнему является пятиосевая механическая стабилизация. Ни один из конкурентов по-прежнему не может ничего противопоставить. Sony активно внедряет аналогичную систему в линейке Alpha A7, но это сопряжено с некоторыми трудностями. Например, на большей матрице сложнее добиться такой же высокой эффективности. В PEN-F стабилизатор «выручает» на пять ступеней экспозиции, в случае с Sony можно рассчитывать на скорее на три ступени.
Побочный продукт наличия стабилизатора – возможность получения снимков со сверхвысоким разрешением. Напомню, что механическая стабилизация осуществляется за счет сдвига матрицы. В статичном положении сенсор можно сдвигать искусственно для получения серии изображений, который затем «склеиваются» в единый файл с разрешением 80 мегапикселей (10368×7776 точек). Таким образом Olympus может конкурировать и со среднеформатными системами (Leica, PhaseOne, Hasselblad). По крайней мере номинально. В общем, эта тема мне показалась настолько интересной, что я решил провести отдельное тестирование. Так что к этой теме мы с вами вернемся в отдельном материале.
А пока стоит отметить, что PEN-F так и не обзавелась гибридным автофокусом, здесь он работает только в контрастном режиме. Важно отметить, что это один из лучших контрастных автофокусов на рынке – столь же быстрый, как в камерах Panasonic. В следящем режиме он не так хорош, но если вы чаще всего снимаете в режиме AF-S, то никаких недостатков в сравнении с гибридной или фазовой фокусировкой вообще не заметите.
Наличие электронно-механического затвора позволило реализовать довольно широкий диапазон выдержек. Самым коротким отрабатываемым значением стала 1/16000 секунды, так что в этом плане Olympus PEN-F проявляет себя лучше беззеркалок Sony. Впрочем, некоторые камеры (та же X-Pro2 от Fujifilm) позволяют снимать с вдвое более короткой выдержкой – 1/32000 с.
Серийная съемка возможна со скоростью 10 кадров в секунду. За одну серию можно снять до 25 кадров в формате RAW, после чего скорострельность снижается примерно до одного кадра в секунду. Если снимать в JPEG, то можно сделать до 50 фотографий в одной серии.
Как снимает?
После того, как рынок насытился отменными полнокадровыми камерами (в основном это Sony, Nikon, Canon), планка качества изображения на высокой чувствительности сильно поднялась. Я бы даже сказал, что Micro Four Thirds теперь сложно воспринимать всерьез. Если вам нужен минимальный шум и возможность съемки звездного неба ночью на длинной выдержки, то вам однозначно следует смотреть в сторону полнокадровой камеры. Но если сравнивать PEN-F с беззеркалками и компактами с сопоставимой площадью сенсора, то он проявляет себя на удивление неплохо.
ISO25600.JPG Olympus PEN-F @ ISO 25600
Главным недостатком, на мой взгляд, является отсутствие честного ISO 100. Значение 80 является искусственно заниженным, в то время как реальная чувствительность начинается с 200 единиц. А если говорить о максимуме, то все значения вплоть до ISO 6400 абсолютно рабочие. На 12800 и 25600 появляется заметный шум, но у него удивительно «мягкий характер». То есть предельная чувствительность не портит картинку так сильно, как можно было ожидать.
Для Micro Four Thirds существует огромное количество светосильной оптики, так что при автоматическом выборе ISO камера крайне редко задирает чувствительность до максимальных значений.
Странно, что имея в своем распоряжении такой классный стабилизатор, Olympus не работает над продвижением своих камер в роли инструментов оператора. Да и сама видеосъемка присутствует лишь номинально. PEN-F способен снимать 1920х1080 при 60 кадрах в секунду, однако поддержки 4К в камере нет, да и ускоренная съемка (пусть и в меньшем разрешении) в ней недоступна.
Не думаю, что дело в аппаратной части – быстродействия камеры будет вполне достаточно и для 4К и для ускоренной съемки. Если говорить о реальном положении вещей, то у PEN-F удивительно приятная картинка на видео, а стабилизатор прекрасно работает вне зависимости от того, какую оптику вы используете.
В ходе тестирования мне удалось отснять почти 400 кадров на одном заряде аккумулятора. Это если не использовать встроенный Wi-Fi модуль и не увлекаться видеозаписью. Не самый впечатляющий, но все же вполне приемлемый результат для беззеркальной камеры. Сильнее расстраивает отсутствие возможности зарядки по USB, в поездки придется брать зарядное устройство с адаптерами под разные розетки, либо пару запасных аккумуляторов.
Конкуренты
Panasonic Lumix GX8
Системные камеры Panasonic с одной стороны являются самыми близкими конкурентами Olympus. Но с другой стороны – они прекрасно дополняют друг друга, поскольку обе существуют в системе Micro Four Thirds. Тот же GX8 может предложить более современный дизайн (без заигрывания с ретро-стилистикой), традиционные органы управления и сильный упор на съемку видео.
Olympus PEN-F окажется компактнее, симпатичнее и в целом приятнее в работе. С точки зрения качества картинки у этих камер полный паритет, разве что характер шума на максимальной чувствительности у Olympus как-то приятнее. Но это уже субъективно.
Sony a6300
Эту камеру можно записывать в конкуренты практически любой беззеркалке на рынке. С таким соотношением цены и функциональных возможностей она даст фору почти любому игроку на рынке. У нее крупная матрица с высоким разрешением и впечатляющий гибридный автофокус. Есть и наклонный экран, и электронный видоискатель.
Но если говорить о дизайне, то Olympus PEN-F смотрится на порядок лучше. Так что если вам не нужны навороченные возможности для съемки видео, но хотелось бы, чтобы камера снимала фото и выглядела стильно – выбор должен пасть на Olympus. Кроме того, у PEN-F более широкий диапазон выдержек за счет электронно-механического затвора и прекрасный стабилизатор, работающий с любой оптикой.
Читайте также : Автофокус как автопилот. Обзор камеры Sony a6300
Что в итоге?
Несмотря на весь скепсис, я должен признать, что Olympus PEN-F – одна из лучших беззеркальных камер в этом сезоне. К некоторым особенностям этой модели можно долго придираться. Ну, скажем, я по-прежнему считаю, что селектор на фронтальной панели скорее мешает, чем помогает, что от электронного видоискателя вообще можно было отказаться. Но все это совершенно не влияет на общие впечатления от камеры. По итогам недельного тестирования ощущения сугубо положительные – я бы рекомендовал PEN-F всем, кто ищет стильную, продуманную и удобную камеру на каждый день и собирается использовать ее как фотограф, а не оператор. Есть только одна деталь, которая не даст покоя даже давним поклонникам Olympus – PEN-F стоит на 27 тысяч рублей дороже OM-D E-M5 II. И этот выбор будет даваться труднее, чем все попытки сравнения PEN-F с камерами других производителей.
Olympus PEN-F | |
Достоинства : | Недостатки : |
качественные материалы, внимание к деталям, | бессмысленная преемственность в дизайне, |
удобные органы управления, | нет защиты от пыли влаги, |
отличный стабилизатор, | нет 4К-видео, |
чистая картинка на высоких ISO. | нет зарядки по USB. |
качественные материалы, внимание к деталям, | |
удобные органы управления, | |
отличный стабилизатор, | |
чистая картинка на высоких ISO. | |