Летнее обновление камер Panasonic. Предварительный обзор Lumix G5, Lumix LX7, Lumix SZ5 и Lumix FZ200
Крупное обновление линейки фотокамер Panasonic уже третий год проходит именно летом. Для этого даже проводится специальное мероприятие Digital Imaging Seminar. В прошлом году, если помните, компания представляла беззеркалки Lumix GF3 и G3 в Риме. В этом году дело было в Будапеште, где главной новинкой стала системная камера Lumix G5. Параллельно было представлено еще три камеры: Lumix LX7, Lumix FZ200 и Lumix SZ5. Обычно компакты не вызывают такого большого интереса, как зеркалки или системные камеры. Но сейчас совершенно особый случай, каждая представленная новинка – уникальный случай в своем классе. Так, например, Panasonic Lumix LX7 обладает самым светосильным объективом на данный момент (f/1.4–2.3). Lumix FZ200 – первый ультразум с постоянным относительным отверстием (f/2.8) при 24-кратном оптическом увеличении. Ну а в Lumix SZ5 появился встроенный модуль Wi-Fi. Не впервые на рынке, но впервые в камере Panasonic. Будем считать это поддержкой нового тренда.
Готов поспорить, что выпуск бюджетной камеры с беспроводным интерфейсом – ни что иное, как разминка перед массовом запуском этой «фишки». И уже в конце года следует ожидать появления более высококлассных камер со встроенным Wi-Fi, в том числе беззеркальных. Главной проблемой в этой области является неудобная и откровенно нелепая система управления. В Panasonic, похоже, всерьез решили поработать над этим. Впрочем, полноценно попользоваться беспроводными функциями SZ5 пока не довелось. И вообще, давайте будем последовательны и поговорим обо всех новинках по порядку. Только имейте в виду, что я имел дело с предсерийными образцами камер и, хотя ни к одной из них нареканий не возникло, качество съемки и сам характер картинки может немного измениться - в лучшую сторону - к началу продаж.
Panasonic Lumix G5
Цифра 4 в линейке Lumix G пропущена: на смену G3 пришел G5. То же самое было и с GF3/GF5. Вы ведь знаете историю об особом отношении японцев к четверкам? А вот чем не угодила цифра 6 в ряду Lumix LX, понять пока не удалось. Но так или иначе, об LX7 мы поговорим ниже. Чем примечателен Lumix G5?
Различия между Lumix G3 и G5 сильно напоминают случай с Canon EOS 5D Mark II/EOS 5D Mark III. Изменений много, причем довольно значительных, однако сразу в глаза ничего не бросается. Тоже самое можно сказать и о новых люмиксах. Корпус в общих чертах сохранил прежнюю форму, а вместе с тем и привычную эргономику; экран по-прежнему поворотный, а для выбора режима съемки имеется все тот же круглый селектор. Не увеличилось и разрешение матрицы, правда, верхнюю планку ISO удалось немного поднять – до 12800 единиц. Шумов на высокой чувствительности стало меньше – в этом вы сами убедитесь чуть ниже – а в наращивании разрешения матрицы не было насущной необходимости.
Другое дело – дисплей. Здесь как раз очень хотелось более высокого разрешения. И вот, пожалуйста, – 920 000 пикселей вместо 460 000. Диагональ не изменилась (3 дюйма, как и было прежде), так что картинка на экране смотрится четко, отдельные пиксели неразличимы, а снимки в режиме просмотра можно разглядеть в мельчайших деталях.
Экран сенсорный – по всей видимости, Panasonic всерьез собирается постепенно перевести все свои камеры на такую схему управления. Возразить против этого совершенно нечего: управление пальцами не заменяет механические кнопки, а дополняет их. Все возможности камеры можно задействовать, не касаясь экрана. При своем стиле съемки, я пользуюсь экраном только для указания точки фокусировки – это гораздо быстрее настройки кнопками – и для листания картинок в режиме просмотра. Помимо этого можно взаимодействовать с меню, выбирать объект для следящего автофокуса, и так далее.
Скорость серийной съемки теперь составляет 6 кадров в секунду в максимальном разрешении. Если же установить меньший размер на выходе, можно получить уже 20 fps. Правда, в этом случае сохранение фотографий в формате RAW невозможно.
Электронный видоискатель находится на прежнем месте, а его разрешение составляет 1 440 000 точек. Я уверен, что большинство пользователей по-прежнему будет наводиться по экрану в большинстве случаев, электронный видоискатель может понадобиться только при ярком солнце (отдадим должное, новый дисплей тоже выглядит читабельно) или когда необходимо просмотреть результат съемки без посторонних глаз.
Изменения в дизайне корпуса по сравнению с G3 становятся очевидными, как только начинаешь снимать видео и фотографировать. Одного дня хватило на осознание того, что форма ручки стала эргономичнее. На ней появилось прорезиненная вставка, а внешняя часть стала более округлой. Рука не устает совершенно – можно весь день бегать с камерой в режиме боевой готовности и не испытывать никакого дискомфорта. Кнопка спуска затвора съехала немного вперед и, если вы снимали на Lumix G3 или GH2, поначалу палец будет попадать выше, чем следует.
Перемещение кнопки позволило разместить на верхней панели и новый орган управления – небольшой двухпозиционный рычажок. Несложно догадаться, что он служит для работы с трансфокатором объективов Lumix X. Это уже второй пример оптимизации камер под «стекла» X-серии. Первым была возможность управления зумом через сенсорный экран в Lumix GF5. Очевидно, в скором времени таких объективов в линейке Panasonic станет больше. Впрочем, пока ни о чем таком официально не сообщается.
В процессе съемки больше всего радует мгновенный автофокус. И хотя этот параметр сильно зависит от используемого объектива, в случае с Leica DG 25/1.4 и Lumix G 14-42/3.5-5.6 скорость была примерно одинаковой. Неизменно высокой.
Panasonic утверждает, что это не только самая быстрая фокусировка среди системных камер, но и среди большинства зеркалок. Скорость наведения, однако, не единственный важный параметр для автофокуса – куда важнее, возможность четко фокусироваться на нужном объекте. С этим тоже полный порядок. Нерезким кадр может получиться только при слишком длинной выдержке, ошибки автофокуса практически исключены. Даже в темноте Lumix G5 ведет себя очень уверенно.
Ну и коль уж речь зашла о работе в темноте, стоит взглянуть на то, как камера снимает при недостаточной освещенности. Фотографии снизу делались в подвальном помещении, где из источников света были только свечи.
Шума как такового совсем не много, но при 100%-увеличении можно углядеть потерю детализации – результат работы алгоритмов шумоподавления. Значения ISO вплоть до 6400 вполне можно считать рабочими. Немаловажно и то, что баланс белого корректно определяется в столь сложных условиях. RAW–файлы с Lumix G5 пока ни один конвертер не открывает, так что о потенциале пост-обработки пока сказать нечего.
Приведем также несколько примеров съемки в привычных условиях – на улице, при хорошем солнечном освещении. Все эти фотографии делались объективами 14-42/3.5-5.6 и 25/1.4 в режиме приоритета диафрагмы, с записью в RAW+JPEG с максимальным качеством.
Прекрасная резкость, хороший динамический диапазон, честные цвета – Lumix G5 показывает хороший результат, даже без финальной прошивки.
Скачать оригинальный файл в формате .MTS (77.1 МБ)
А по приведенному выше примеру вы можете оценить качество видеозаписи. Само собой, Lumix G5 может сохранять ролики в формате AVCHD в разрешении 1920х1080 при 50 кадрах в секунду. Стабилизации в самой тушке нет, так что снимать видео лучше на объективах с Power I.O.S.
Pansonic Lumix LX7
Прошлогодний Lumix LX5 был хорош во всех отношениях. То был исключительно компактный, удобный и просто качественный просюмерский фотоаппарат, который умел снимать в RAW, обладал привычными режимами съемки (P/A/S/M) и здорово писал видео. Улучшать в этой камере, казалось, совершенно нечего. Однако LX7 четко дает понять: компактным камерам еще есть куда расти. И если вы вдруг выразили восторг по поводу анонса Samsung EX2F, взгляните на новинку Panasonic. Она во многом переигрывает своего потенциального корейского конкурента.
В центре внимания – новый объектив, созданный при непосредственном участии компании Leica. И хотя он не может похвастаться (назовите-ка сходу флагманский компакт, который может!) большой кратностью зума, он обладает рекордной светосилой. На коротком конце (24 мм в эквиваленте) она – f/1.4, а на длинном (ЭФР 90 мм) – f/2.3. Фактически это делает фотоаппарат пригодным для ночной съемки без вспышки. Резкость на открытой диафрагме высокая, хроматические аберрации выражены слабо – а значит можно снимать пейзажи в свете луны и всякого рода уличные портреты.
Интересно сделано переключение диафрагмы – оно осуществляется отдельным диском на корпуса объектива, как на старых пленочных камерах и современных хипста-компактах вроде Fujifilm X100. Радикальных внешних отличий от Lumix LX5 нет. Все кнопки на своих местах, трехпозиционный скроллер находится прямо под большим пальцем правой руки, а не верхней панели, как и прежде, находится селектор съемочных режимов, «горячий башмак, выдвижная встроенная вспышка и неизменные кнопки (спуск, зум, видеозапись, питание) в правой части.
Как и в случае с Lumix G5, при разработке Lumix LX7 не ставилась задача увеличить разрешение. Поэтому оно осталось на прежней отметке – 10.1 мегапикселя. Шумов стало меньше – это очевидно. И если исходить из того, что матрица осталась той же, то нужно признать, что новые алгоритмы шумоподавления хороши. Чувствительность настраивается в пределах 80-12800 единиц, и даже на максимуме результат получается вполне годным, особенно на коротких выдержках. Приведу несколько примеров съемки с максимальными установками качества.
Оцените резкость! Неплохо, правда? Многим из конкурентов о такой картинке можно только мечтать. Ну а что касается видео, то его можно записывать в формате AVCHD с разрешением 1920х1080 при 50 кадрах в секунду.
Ах да, обратите внимание на выступ для удобного удержания камеры. Теперь он сдобрен фактурным прорезиненным покрытием, которое минимизирует вероятность случайного падения фотоаппарат из рук. По идее цена должна остаться примерно на той же отметке, с которой стартовал LX5 в прошлом году, так что если вы только присматриваетесь к продвинутому компакту, лучше обратите внимание на новую модель.
Pansonic Lumix SZ5
Об этой камере в момент мировой премьеры было известно не так много. В продуктовой линейке Panasonic она составит компанию ранее анонсированным Lumix SZ7 и SZ1 – это стало очевидно сразу же после оглашения названия новинки. Кроме того, теперь мы знаем, что эта камера поддерживает удаленное управление (понадобится iPhone или Android-смартфон с фирменными приложением), с возможностью трансляции картинки из видоискателя на экран мобильники, а также с функцией вывода картинок на экран телевизора по DLNA в режиме просмотра. Обещают еще и быструю публикацию в Facebook, YouTube, Flickr, Picasa и иные онлайн-хранилища.
Принято считать, что таким образом производители фототехники пытаются противостоять мобильным телефонам, качество камер в которых устойчиво растет. Чего стоит одна только Nokia 808 Pureview! Однако это не совсем верно. На самом деле не важно, чем люди делают фотографии, важно, что они хотят этим делиться. И если раньше все ходили в гости и листали страницы альбомов с отпечатанными картинками, то теперь это делается в социальных сетях (Facebook, ВКонтакте) и специализированных сервисах (Flickr, Tumblr, Picasa). Так что появление Wi-Fi в фотоаппаратах стоит расценивать как шаг на встречу социально активным фотографам. Как я уже говорил, пока все случаи реализации беспроводной связи с камерой выглядят странно и слишком мудрено. Но Panasonic уверяет, что в SZ5 все происходит быстро и просто. Что ж, скоро мы проверим эти слова в полном обзоре.
Пока же стоит добавить, что Lumix SZ5 базируется на 14-мегапиксельном сенсоре, что эта камера обладает 10-кратным оптическим зумом (ЭФР 25-250 мм) и снимает видео в разрешении 1280х720 точек.
Pansonic Lumix FZ200
Напоследок – самое интересное устройство с точки зрения массового потребителя. Класс ультразумов – явление интересное. Здесь мы постоянно сталкиваемся со всевозможными уловками по поводу кратности зума, разного рода компромиссами по части конструкции, однако компактные устройства с широким диапазоном фокусных расстояний пользуются огромной популярностью. Главная беда всех подобных камер – низкая светосила в теледиапазоне и, как следствие, невозможность качественной съемки при слабом освещении. Системы стабилизации не спасают. Например, для получения четкого кадра при эквивалентном фокусном расстоянии 600 мм нужно, чтобы выдержка была хотя бы 1/600 секунды. В темноте это почти невозможно и даже если стабилизатор позволяет получить выигрыш в 4 ступени по экспозиции, задача все равно почти неразрешимая.
В Panasonic подошли к этому вопросу радикально – сделали камеру с постоянной светосилой во всем диапазоне фокусных расстояний – 25-600 мм f/2.8. Стабилизатор, к слову, тоже присуствует. Так что FZ200 становится едва ли не единственным ультразумом, который позволит качественно снимать ночью или в темных помещениях.
Дизайн, как ни странно, очень напоминает Lumix G5. В комплекте с фотоаппаратом поставляется бленда, с которой он в самом деле выглядит как беззеркалка. Сходство с G5 добавляет поворотный экран, а также расположение и назначение механических кнопок.
Трансфокатор управляется привычным рычажком, расположенным рядом с кнопкой спуска. А для удобства его функционал дублируется отдельным слайдером на левой стороне корпуса. Вы, скорее всего, будете использовать и тот и другой, в зависимости от ракурса. Скажем, с нижней точки наводиться удобнее с помощью левого слайдера.
Есть и встроенная вспышка (которая возводится так же, как и на Lumix G5), и стереомикрофон и лампа подсветки автофокуса. Диапазон фокусных расстояний весьма удобен. Можно даже сказать оптимален. 25 миллиметров в эквиваленте вполне достаточно для съемки домашних посиделок на кухне – в кадр легко поместится все, что нужно, а на 600 мм можно снять крупным планом, например, звезду на Спасской башне, стоя у ЦУМа.
К качеству фотографий претензий нет. Однако протестировать Lumix FZ200 в ночное время не было возможности. В обзоре мы обязательно уделим внимание ночным съемкам и различным тестам на качество оптической стабилизации. Пока же вы можете поверить мне на слово, что f/2.8 при таком диапазоне фокусных расстояний – это чертовски здорово.
Видеовозможности камеры тоже выглядят многообещающе. Как и Lumix G5, этот ультразум может писать ролики в формате AVCHD при разрешении 1920х1080 и 50 кадрах в секунду. Очевидно одно: такая камера не может быть дешевой, хотя официальные цены (в том числе и для российского рынка) будут объявлены позже. Возможно, даже сегодня.
Вместо заключения
Перед анонсом летней Lumix-линейки, компания Panasonic не упустила возможности поделиться результатами за последний квартал. Рост отмечается буквально во всех сегментах камер. Но позиции японцев наиболее сильны в сегменте беззеркалок, а также компактных ультразумов. После анонса Lumix FZ200 и Lumix G5 они станут еще более непоколебимыми. Общая доля рынка Panasonic тоже растет – за последние полгода в Европе было отвоевано без малого 2% рынка.
Фактов для вердикта и каких-либо выводов у нас пока маловато, каждая из представленных камер вскоре будет рассмотрена в отдельном обзоре. А сейчас стоит зафиксировать два активных тренда. Первый – это состязание в светосиле на компактных камерах. Можно считать, что f/1.4 уже не является чем-то невозможным. В скором времени этим озаботятся и другие производители. Ну а через год небольшие камеры со светосилой f/1.2-2.0 и десятикратном оптическом зуме станут вполне привычным явлением.
Второй тренд – появление модулей Wi-Fi и возможностей по удаленному управлению камерой. Идея не нова, однако массовое объединение фотографических устройств и коммуникационных началось, можно считать, только в этом году. Самое сложное здесь – реализовать возможность тончайшего управления камерой при предельно простом и минималистичном iOS/Android-приложении.
Вместе с камерами в Будапеште был представлен один новый объектив для Micro Four Thirds 45-150 мм, однако поснимать на него пока не дали, равно как и на ранее представленный 12-35/2.8, так что наши впечатления от этих «стекол» будут опубликованы в обзоре Lumix G5, как только мы получим соответствующие образцы на тестирование.