Цифровой винил — новые возможности для CD-R-диджеев
В наш век цифрового аудио и видео, цифровых носителей, DSP, звуковых карт, выходов и преобразователей, цифровых микшеров, компонентов и всего-всего, что оставляет в «изначально задуманном» автором звуке свой след, единственным оплотом аудиофила была и остается… виниловая пластинка.
Сколько дифирамбов спето «самому теплому, единственному, милому и неповторимому, настоящему» аналоговому звуку, что может дать только черная пластинка и виниловый проигрыватель. Шуршание иглы, теплоту 12-дюймового винилового блина, картонный квадрат упаковки, которую вскрываешь, как письмо от любимого человека, истинный меломан не променяет ни на что1. И по сей день выходящие на виниле альбомы популярных исполнителей стабильно раскупаются, а сомнений в том, что пластинка переживет компакт-диск, на смену которому в ближайшем будущем придет DVD-Audio и Super Audio CD, нет и быть не может.
Еще один залог долгожительства винила, — как ни странно, электронная музыка. Вся современная электронная музыка — от House и Trance до Techno и Drum’n’Bass выпускается на виниле. Выходящие средним тиражом 1-2 тыс. штук пластинки разлетаются по всему свету и оседают в коллекциях любителей электронно сгенерированной музыки. Лейблы процветают, а продюсеры штампуют пластинку за пластинкой — благо запретов и границ (естественно, в разумных пределах) для творчества в электронной музыке нет.
Сегодня клубы заменили молодым людям церковь, а диджей стал «священником, отпускающим все грехи». Молодежь приходит в клубы, чтобы услышать «проповедь» — новую музыку, и окунуться в море частот. Сам же образ диджея приравнивается к образу святого отца, и когда «отец» достает из кофра еще неостывший dubplate2 с написанным маркером названием композиции, этот кружок винила становится центром Вселенной.
Возможность тактильного общения с винилом — физическое замедление проигрывания, резкая остановка и запуск, «отматывание» пластинки назад, контроль и визуальное восприятие времени, оставшегося до ее конца, разметка пластинки на зоны с разным по энергичности музыкальным наполнением, — все это делает винил идеальным музыкальным инструментом для диджея, работа которого — преподнести музыкальный материал так, чтобы свести танцпол с ума.
В среднем пластинка с электронной музыкой стоит 15 долларов. На каждой стороне записан один трек протяженностью 5-8 минут. После 75-100 проигрываний пластинку можно выбрасывать, — к сожалению, винил недолговечен, а при той нагрузке, которую возлагает на хрупкие плечи пластинки диджей — скрэчи, ривайнды и т. п., ее жизнь еще более сокращается — звуковые дорожки попросту стираются и царапаются и винил начинает трещать и скрипеть…
Конечно, электронная музыка издается и на CD, но в несоизмеримо меньших количествах, да и выходит она несколько позже — как следствие, теряется «актуальность» музыки. Для работы в клубах с виниловыми релизами и обычной популярной музыкой, выходящей на CD, существуют профессиональные CD-плейеры. Ведущим производителем таких плейеров была и остается компания Pioneer Electronics (а вернее, ее подразделение The Pro Audio Group, выпускающее аппаратуру под маркой «Pro DJ»). Название линии этих продуктов — «CDJ» — стало нарицательным («диджей-плейер»), подобно тому, как название «ксерокс» стало нарицательным для копировальных аппаратов.
От обычного CD-плейера диджей-плейер отличается рядом дополнительных функций: возможностью запоминания точки, с которой запускается композиция; замедления и ускорения скорости проигрывания композиции без изменения звучания вокала и инструментов; подгонки композиции в реальном времени с помощью jog-dial, который используется, если бит микшируемых композиций расходится, и многими другими функциями, позволяющими диджею играться со звуком как ему заблагорассудится.
Но jog-dial — это не винил, и как его ни крути, того чувства единения с музыкой, полного подчинения музыки диджею и кончикам его пальцев, не возникает. Отсутствует главная «фишка» диджейства — скрэч, нет возможности сделать rewind (один из основополагающих элементов в электронной музыке Drum’n’Bass, который заключается в кратковременном физическом проигрывании пластинки в обратную сторону, паузы и возобновления игры с места, наиболее понравившегося толпе), а о «затухании» звука, как в случае отключения питания у виниловой вертушки, и говорить не приходится.
Вернее, не приходилось… 27 августа компания Pioneer представила модель CDJ-800 Digital Turntable, которая стала продолжателем славных традиций вышедшего более года назад профессионального аппарата CDJ-1000. Вобрав в себя все его достоинства, CDJ-800 пополнилась еще несколькими функциями, которые открывают перед диджеями новые горизонты для творчества.
Главное достоинство обеих моделей — это jog-dial, а вернее, jog-wheel — по-настоящему революционное средство управления проигрыванием компакт-диска. При включении функции Digital Vinyl семидюймовый jog-wheel дает полное ощущение работы с виниловой пластинкой — он сам становится пластинкой и дает такой контроль над компакт-диском, как если бы пальцы диджея касались винила, в это время играющего где-то внутри CD-вертушки. Появились возможности скреча, бэкспина и затухания звука при выключении, при этом звук абсолютно аналогичен тому, что издает игла, касающаяся поверхности диска. Эти эффекты достигаются за счет встроенного DSP, который в реальном времени обрабатывает сигнал, реагируя на действия диджея. Этот же DSP отвечает за функцию Legato Link Conversion — дополнение звука некоторыми частотами, а также воспроизведение частот выше 20 кГц, благодаря чему звук становится более мощным и насыщенным. Цифровой выход делает звучание плейера еще более качественным и позволяет применять его для записи миксов в студиях, оборудованных по последнему слову техники.
CDJ-800 обладает встроенной памятью и в отличие от старшей модели не использует Multimedia Card для хранения информации о компакт-дисках — о точках старта, петлях и т. п. Встроенная память позволяет хранить информацию о пяти сотнях дисков. CDJ читает любые компакты — CD, CD-R и CD-RW.
CDJ-800 обещает совершить революцию в CD-диджеинге. С помощью нового плейера можно будет делать миксы с применением CD-музыки, аналогичные по качеству «DJ-игры» и виртуозности микширования тем, что создаются виниловыми диджеями.
Ввиду необъятности нашей страны, а также проблем с таможней и платежами, доставкой пластинок из-за границы занимаются считанные лейблы и магазины электронной музыки, — поэтому желание приобрести ту или иную пластинку почти всегда оборачивается головной болью. Уверенности в том, что пластинка дойдет в целости и сохранности или дойдет именно то, что заказал, и дойдет ли вообще, нет никакой.
Зачастую скачивание MP3-копии пластинки из Internet — единственная возможность заполучить ее и быть «в материале». Российскому диджею, чтобы не отстать от цивилизованного мира, сегодня нужно становиться CD-R-диджеем.
Существует огромное количество MP3-групп — сообществ, ориентированных на то или иное направление электронной музыки: SOUR (моя любимая, ориентированная на Drum’n’Bass), BPM, SB, RFL, KW и сотни других, которые позволяют получить самые свежие пластинки. При этом скачивание MP3-копий фактически не приносит правообладателям убытков. Из-за небольших тиражей пластинки с качественной музыкой раскупаются полностью. В магазинах и онлайновой продаже их просто нет.
Естественно, при «игре» такой музыки встает все тот же вопрос престижа и стиля: сравнивать CD-R-болванку из jewel-box и черные виниловые блины, которые диджей на глазах у толпы один за одним достает из цветных конвертов, нет смысла.
Но для CD-R-диджеев настали по-настоящему светлые времена. Компания Verbatim представила новую линию своих продуктов Digital Vinyl CD-R, анонсированных под слоганом «Blast from the past». Новые болванки наверняка станут мечтой диджеев и коллекционеров пластинок. Главное их достоинство, помимо высокой совместимости записи и чтения и непревзойденного качества хранения данных (благодаря покрытию Dark Blue AZO), — это дизайн.
Более двух лет прошло с момента, когда Verbatim представила свою «стильную» серию — цветные CD-R. С тех пор не было выпущено продуктов, которые бы вызвали ажиотаж у пользователей. Но Digital Vinyl CD-R — это действительно взрыв. Матрицы выглядят как старые «сорокапятки». Лучший носитель для переноса своей коллекции недолговечных пластиночных записей или для записи собственных «CD-R-Dubplates» трудно представить.
Новые матрицы появятся уже в октябре. Их ожидаемая цена невысока — полтора доллара за штуку или 13 долларов за упаковку из десяти штук. А в ноябре поступит в продажу CDJ-800 Digital Turntable; его стоимость — 1 тыс. долларов.
Менеджер отдела CD-продукции Verbatim Рон Ханафин (Ron Hanafin) заявил о крайней заинтересованности компании в сотрудничестве с Pioneer и о высокой вероятности проведения в ближайшем будущем совместных промо-акций для продвижения продуктов с маркой «Digital Vinyl».
- Хотя порой смешно читать наивные статьи об «аналоговом» звуке пластинки, зная о том, что переживает звук по пути на фабрику — от инжиниринга и записи до изготовления мастер-копии. Можно с уверенностью сказать, что любая виниловая запись сейчас — цифровая. [вернуться]
2. Записанный ограниченным тиражом до пятидесяти штук промо-винил с новой, «незаигранной» электронной композицией. [вернуться]
По материалам еженедельника «Компьютерра».