В двенадцати павильонах выставочного центра на берегу Рейна было представлено, пожалуй, все, что хоть как-то связано с оптикой, фотографией и выводом изображений... Название кельнского биеннале, состоявшегося 25-30 сентября, крайне мало говорит само за себя. В двенадцати павильонах выставочного центра на берегу Рейна представлено, пожалуй, все, что хоть как-то связано с оптикой, фотографией и выводом изображений. Это не только всевозможные камеры и принтеры, пленки и фотобумаги, объективы и мини-лаборатории, но также бинокли и телескопы, фоторамки и диапроекторы, осветительное оборудование и студийные фоны... Фотоиндустрия и примыкающие к ней виды деятельности непосредственно связаны с искусством, а потому весьма консервативны, закон Мура тут не действует. Вы замечали, что компьютеры при неизменной цене становятся производительнее и функциональнее день ото дня, высокотехнологичные комплектующие обесцениваются за год-полтора на порядок, а хороший фотообъектив или камера, разработанные десять лет назад, могут оставаться предметом вожделения не одного поколения фотографов? Впрочем, цифровые фототехнологии не желают отставать от компьютерных: так, уже практически все полупрофессиональные камеры преодолели пятимегапиксельный рубеж, а любительские освоили трехмегапиксельную съемку. **** Ты — в матрицеИзвестную ранее только по сомнительным (у меня это вызывало стойкий скепсис) пресс-релизам уникальную многослойную матрицу X3 от фирмы Foveon можно было увидеть не только на ее, в общем-то невнятном, стенде, но и — нужно — на стенде компании Sigma, первой и пока единственной рискнувшей реализовать на X3 зеркальную камеру. Тем, кто серьезно занимается цифрографией, наверняка известно, что в традиционных CCD-матрицах светочувствительные элементы расположены в одной плоскости, и, например, из пяти миллионов пикселей половина приходится на зеленые (по схеме RGBG), а остальные — поровну красные и синие. При этом изображение формируется с помощью сложного алгоритма, вычисляющего цвет каждого конкретного пиксела с учетом показаний всех соседних. Эти алгоритмы уверенно справляются с цветовым шумом, но зачастую приводят к, если так можно выразиться, шуму физическому, этакой рыхлости монотонных фрагментов. CMOS-матрица Foveon X3 максимально напоминает фотопленку — такая же многослойная структура, и каждый пиксел картинки формируется по информации от трех сенсоров, находящихся на одной оси, без всякой интерполяции. Сама же картинка получается практически бесшовной. Sigma SD9 [фото 1], не девушка, мне приглянулась даже просто внешне (в основе лежит 35-миллиметровая зеркалка SA9): не громоздкая, как прочие а-ля 35-миллиметровые цифровики, с продуманным управлением, защитой матрицы от пыли, интерфейсами USB и IEEE1394. Ожидаемая цена на камеру без объектива — около 1800 евро. А когда я сделал пару снимков,перекачал их в компьютер и внимательно рассмотрел в «Фотошопе», мир вокруг меня вздрогнул: будто в векторном редакторе нарисовали, чистейшим образом сформированная, бесшовная картинка! Несмотря на то что разрешение снимка 2268х1512 по нынешним меркам кажется не большим, всего 3,43 миллиона пикселей, не забывайте, что информация реально считывается с втрое большего числа сенсоров (а не наоборот, как, например, у фотоаппаратов Fujifilm). Матрицам Foveon предрекали недостаточную чувствительность ввиду многослойной структуры, однако у SD9 заявлен не самый плохой ряд: ISO 100, 200, 400. Единственное, что еще предстоит решить Foveon и Sigma, — увеличение размера самой матрицы (сейчас это 20,7х13,8 мм), чтобы традиционные объективы можно было использовать без потери ближней зоны фокусного расстояния. О том, что успешно справились с такой задачей, в Кёльне рапортовали компании Canon и Kodak. Первая демонстрировала универсальную скоростную зеркальную камеру EOS-1Ds [фото 2] с полноразмерной CMOS-матрицей из 11,1 млн. пикселей, выполненной по фирменной технологии (Canon одной из первых стала разрабатывать CMOS-датчики и значительно в этом преуспела). В лучших традициях Canon, это один из самых продвинутых фотоаппаратов в мире: 45-точечный автофокус, 21-зонный экспозамер, чувствительность до ISO 1250 и скорострельность до трех кадров максимального качества в секунду. Но, пожалуй, главное для всего фотомира — что EOS-1Ds полностью совместима с более чем пятьюдесятью фирменными объективами Canon без всяких поправочных коэффициентов.В зеркальной камере Kodak DCS Pro 14n установлена полноразмерная 35-миллиметровая матрица аж на 13,89 млн. пикселов [фото 3], выполненная также по технологии CMOS. Ориентированная прежде всего на неспешную студийную съемку (хотя и два снимка в секунду с таким разрешением — отличный показатель), DCS Pro 14 записывает снимки с разрешением 4536х3024. Главное преимущество для фотографов — возможность использовать высококачественную широкоугольную оптику (байонет Nikon) без коэффициента фокусного расстояния. В остальном — профессиональная «коробка», металлический каркас, все необходимые интерфейсы и прочее.На этом можно было счесть, что для перехода профессиональной фотографии на цифровые рельсы сделано больше чем полдела: все объективы для 35-миллиметровых камер, выпущенные в последние годы не только самими Canon и Nikon, но и производителями второго эшелона (Sigma, Tamron), наконец-то заиграют в полную силу и на цифровой арене, а фотографам отныне потребуется дополнительно купить лишь цифровую «коробку» (body). Но не тут-то было. Подхватив тему сменной оптики, плавно перейдем к… стенду компании Olympus. Здесь фурор произвел прототип цифровой зеркальной камеры следующего поколения [фото 4], позволяющей менять объективы. (Не секрет, что довольно удачные зеркалки Camedia E-10 и E-20p критиковали главным образом за то, что они имеют несменную оптику.)Новый тип байонетного крепления [фото 5], получивший название Four Thirds System (4/3 System), — далеко идущая совместная с Eastman Kodak инициатива, о поддержке которой уже заявила и Fujifilm. Вкратце, это разработанный с нуля стандарт, не имеющий ничего общего с объективами для 35-мм камер (обратили внимание, кто в первых рядах?), призванный работать с любыми матрицами, имеющими соотношение сторон 4:3, — отсюда и название. Его главная черта — удешевление сменной оптики при совместимости с матрицами малых размеров. По мнению участников организованного Universal Digital Interchangeable Lens System Forum, благодаря меньшему диаметру линз оптика 4/3 System с большими фокусными расстояниями, то есть телеобъективы, будет значительно легче аналогов, разрабатываемых для 35-мм камер. Приводятся и другие причины, подробно с ними можно ознакомиться, например, по ссылке. Позволю заметить, что судя по прототипу объектив не очень-то компактен. Припомним также пушечного вида телеконвертер к E-10/20P. В конце концов, такая здоровенная камера (заметьте, что прототип имеет изначально неотделимый большой батарейный отсек) с объективом даже в полтора раза меньшим по размерам уже и выглядеть будет не так серьезно. Не знаю, согласится ли на такую жертву наш Евгений Козловский…Разговор о матрицах закончим на упомянутой чуть выше Fuji Photo Film. В Кёльне компания представляла камеры FinePix на своих фирменных SuperCCD-матрицах уже третьего поколения — это модели F601 Zoom, S602 Zoom, F401, F402 и M603. Первое поколение SuperCCD увидело свет в 1999 году, и несмотря на заигрывания с реальным разрешением этих матриц и некоторый скепсис отрасли, технология, что называется, пошла: Fuji прочно удерживает первое место по продажам цифровых камер в Японии. Объективно, SuperCCD всегда отличали высокое отношение сигнал/шум и, как следствие, возможность работать с большой чувствительностью без ощутимой потери качества. В третьем поколении этих матриц, как рапортует производитель, достигнута чувствительность ISO 1600 — но, уточняю, ценой потери разрешения (способ анализа четырех пикселов для построения одного — не нов, однако архитектура SuperCCD позволяет делать это на лету в рамках одного снимка; конкурирующим технологиям требуется сделать минимум два снимка). Пожалуй, наиболее интересное свойство новых матриц — это способность к записи видео в разрешении 640х480 с частотой 30 кадров в секунду (технология получила название «Motion Photo» и реализована, в частности, в новых камерах FinePix S602 Zoom и M603). Не вдаваясь в подробности, скажу, что это стало возможным в первую очередь благодаря структуре SuperCCD и новым алгоритмам обработки данных с матрицы. Вспышка flash-памяти Кажется, многообразие типоразмеров карт флэш-памяти уже вызывает легкое раздражение у потребителей, но крупнейшие игроки рынка цифровой фотографии, по-видимому, еще не наигрались в стандарты. Впрочем, у Fuji Photo Film и Olympus была действительно веская причина выдвинуть новый: в цифровой фототехнике обеих компаний ранее использовалась только флэш-память SmartMedia, ныне уже не удовлетворяющая требованиям компактности и емкости. Стандарт получил название xD-Picture Card (от «eXtreme Digital»). Эти ультракомпактные карточки — 20x25x1,7 мм при весе два грамма — имеют самый крохотный на сегодняшний день форм-фактор. Несмотря на размеры, заявлено, что очень быстро будут освоены объемы до одного гигабайта (производство поручено корпорации Toshiba). На «Фотокине» были продемонстрировали и первые фотокамеры, поддерживающие карты xD-Picture. От Fuji — широкая линейка компактных камер FinePix S304, A303, A203, A204, A202, F402; упомянутая выше F603 имеет два слота — xD-Picture Card и CompactFlash (Microdrive). Olympus внедрил слот xD-Picture Card во всех новых Camedia-моделях — C-5050 Zoom (поддерживает также память CF и SMC), C-730 UltraZoom (xD + SMC) и C-50 Zoom (только xD-Picture). Для широкой совместимости с другими камерами и системами были представлены CompactFlash-адаптеры [фото 6].По всему видно, маркетологи компаний изучили опыт Sony и взялись за дело как следует, ставя потребителей просто перед фактом появления памяти нового типа. Учитывая вес Fuji и Olympus на рынке цифровой фотографии, а также корпорации Epson, тут же демонстрировавшей прототип принтера серии Stylus Photo 925 с действующим слотом xD-Picture Card, можно, перефразируя, сказать, что стандарт SmartMedia обречен… Стандарт CompactFlash тем временем не думает сдаваться. Емкости до гигабайта тут давно освоены всеми кому не лень, теперь производители наперебой повышают быстродействие этих карточек. Наиболее убедительно выглядят достижения компании Lexar: благодаря технологии с незамысловатым названием Write Acceleration скорость записи в память увеличена до 3,6 Мбайт/с (Lexar, пользуясь терминологией оптических накопителей, маркирует свои карточки как 4х, 12х и 24х; скорость записи соответственно кратна 150 Кбайт/с). В них используются специальный контроллер и особо быстрая флэш-память, однако не надо думать, что этого достаточно, чтобы, скажем, камеры прошлых лет перестали тормозить — соответственно должны быть оптимизированы и они сами. Пока особо быструю запись поддерживают и наиболее ощутимо выигрывают от ее применения (если, конечно, можно назвать ощутимым прирост скорости всего около 23 процентов) только профессиональные камеры — например, Nikon D1x, «задник» Kodak Professional Pro 645M. Принтермеццо Компания Epson праздновала на «Фотокине» этого года своеобразный триумф: стенды практически всех ведущих производителей цифровых фотокамер (очевидные исключения — Canon и Hewlett-Packard) были в изобилии оборудованы фотопринтерами серий Stylus Photo 9xx и широкоформатной моделью 2100. Шаг, кстати, абсолютно взаимовыгодный. Что значит показать рядовому потребителю цифровой камеры товар лицом? Это только просьюмеры (prosumer — сравните с consumer) будут копаться в быстродействии, удобстве управления и прочих эксплуатационных характеристиках, а консьюмеру подавай результат — вот, дескать, как легко все получается, сделали снимок, вставили карточку в принтер, и отпечаток готов. На стенде самой Epson (и у одного двух фотопартнеров, в частности, Minolta) можно было увидеть в действии анонсированные в день перед открытием экспозиции новейшие технологии USB DIRECT-PRINT, PRINT Image Matching II, а также беспроводную печать через Bluetooth. Благодаря USB DIRECT-PRINT, как, наверное, понятно из названия, можно и вовсе не вынимать карту флэш-памяти из фотоаппарата — камера подключается к принтеру напрямую и управляет печатью. В цифровой фототехнике Canon и HP уже давно реализована такая функциональность, однако Epson предлагает открытый (по крайней мере, для всех производителей фотокамер) стандарт. Мне видится, что это в первую очередь полезно для простейших аппаратов, вовсе не имеющих сменной флэш-памяти. Новые камеры prosumer-класса, без сомнения, примут новую технологию Epson, но, с другой стороны, парк цифровиков, в которых не удастся обновить микропрограммы до совместимости с прямой печатью через USB, останется довольно большим. Наряду с более низкой скоростью передачи через USB против прямого считывания с карты в принтере у этой новации Epson есть неоспоримое преимущество — необязательное наличие у принтера собственного контрольного ЖК-дисплея. PRINT Image Matching II является дальнейшим развитием технологии получения отпечатков с цифровых камер, опирающейся на данные об условиях съемки, включаемые камерами при съемке в файл изображения (выбранный баланс белого, чувствительность, сжатие и прочее). P.I.M II позволяет контролировать четырнадцать параметров — вдвое больше, чем у первой версии, представленной в марте прошлого года. Кроме формата JPEG теперь поддерживается и TIFF. О поддержке P.I.M II заявили компании Casio, JVC, Konica, Kyocera, Minolta, Nikon, Olympus, Ricoh, Sanyo, Toshiba. На момент объявления эта технология уже была реализована в камерах Minolta Dimage 7i и F100, Pentax Optio 330RS и 430RS. С беспроводной печатью через Bluetooth, например, Hewlett-Packard в своих струйных принтерах экспериментирует уже давно, однако печать непосредственно с камер до сих пор оставалась в стороне. С выходом модели Sony DCS-FX77 [фото 7], поддерживающей Bluetooth Basic Image Profile, и это стало возможным.Пока что представленные принтеры Epson поддерживают эту технологию опционально — через специальные адаптеры. Еще одна новация Epson, пока реализованная на уровне действующего прототипа (модернизированный Stylus Photo 925), — поддержка флэш-памяти xD-Picture [фото 8].Hewlett-Packard представила в Кёльне фотокамеру Photosmart 850 и компактный струйный принтер Photosmart 230. Камера стала старшей в семействе HP: четыре мегапиксела, восьмикратный оптический трансфокатор (объектив от Fuji, сотрудничество с Pentax окончено), модный ныне цветной жидкокристаллический видоискатель в окуляре, ручные режимы. Photosmart 230 очень похож на 130-й: тот же механизм, те жевозможности печати с карт памяти, но плюс — цветной ЖК-дисплей, как на модели 7550, для просмотра снимков и более удобного управления. Видоискатели приключений Перечислять характеристики всех представленных в Кёльне цифровых фотокамер нет смысла, это несколько десятков моделей. Основная тенденция — бум стильных миниатюрных камер с разрешением до 3-4 мегаписелей, и их фотовозможности по-прежнему на втором месте после дизайна. Изучая раздаваемый журналистам каталог, в классификаторе участников выставки я встретил интересную группу — 3D-камеры. Не так давно мы кратко рассказывали о технологиях трехмерных дисплеев, но фотография, подумалось мне, — это совсем другое.Из пяти компаний четыре показывали те или иные скучные варианты традиционной стереофотографии, подразумевающие просмотр либо двух изображений через специальный бинокль (старая как мир идея стереоскопа), либо одного специально составленного через очки со стеклами разного цвета (это нам хорошо знакомо по компьютерным играм). Но только на стенде HumanEyes Technologies царило оживление — здесь действительно можно было увидеть трехмерные изображения собственными глазами, безо всяких приспособлений, скажем так, одно в рамках одной фоторамки. Суть метода проста и напоминает стереооткрытки: особым образом сформированное изображение ламинируется рифленым прозрачным пластиком. Новация же в том, что вся предшествующая ламинированию технология максимально проста и доступна, грубо говоря, каждому владельцу цифровой фотокамеры и струйного принтера. Достаточно сделать несколько снимков по определенному сканирующему алгоритму (с помощью простого штатива или специального механизма перемещения камеры) и поручить их обработку программному обеспечению. На выходе получается хитрая чересполосица, которую остается только распечатать [фото 9] и заламинировать.Сколько бы ни предрекали галогенидо-серебряной (читай — пленочной) фотографии скорую кончину, она и не думает сдаваться. По разным данным, несмотря на растущую популярность цифровой фотографии, число пленочных камер, проданных в этом году, побьет прошлогодний показатель. С учетом проданных ранее камер, морально устаревающих очень медленно, это по-прежнему гигантский рынок, и ориентируясь на него, AGFA, Kodak, Fujifilm представили не по одной серии новых негативных и обращаемых пленок, фотобумагу, химикаты, мини-лаборатории и прочее.От прочих отраслевых выставок «Фотокину» отличают многочисленные тематические фотогалереи и… публика. Тысячи людей, увешанных фотоаппаратами, смотрят на мир преимущественно в видоискатели — дальномерные, зеркальные, жидкокристаллические. Потом — возвращаются к увиденному на просмотровом столе или экране компьютера, и заканчивают, в зависимости от удачи, постерами или новыми страницами в фотоальбоме.Складывается ощущение, что они пришли сюда не столько поглазеть фотоновинки, сколько набраться от этих новинок вдохновения и далее с новыми силами украшать зрительную память человечества. Тенью и светом.