Проба наиболее ярких представителей самых ходовых (по соотношению цена/качество) категорий акустических систем стоимостью с учетом возможных розничных наценок от 50 до 150уе. Наступят ли времена, когда акустические системы, в частности компьютерные, можно будет смело выбирать чисто по внешнему виду, даже если вы — очень требовательный слушатель? То есть, когда все колонки, классифицированные по ранжиру, будут звучать одинаково в рамках своей ценовой категории? Тогда зашел в магазин и сразу в мультимедийный отдел к соответствующему стенду. Например, под названием: «Шестиканальная акустика для качественного воспроизведения музыки, а так же звука в играх. Мощность такая то. Цена такая то». Пробежал взглядом по претенденткам, не взирая на имя фирмы, оценил фас и профиль полюбившейся — всё, беру, упакуйте. Такие времена, не наступят никогда… для привередливых к звуку меломанов по той простой причине, что создание идеально звучащей акустической системы сродни изготовлению музыкального инструмента, той же хорошей скрипки. А одинаково звучащих скрипок от разных мастеров не бывает. Звук — субстанция отчасти метафизическая. Так что нюансы в звучании, специфические для какой либо модели акустики, будут иметь место всегда. Пусть незначительные, заметные далеко не каждому, но будут. Более того, само понятие «качественный звук» — исключительно индивидуально, поскольку слух у разных людей сильно отличается. Тут как с дегустационными способностями. Одним дано от рождения идентифицировать вслепую, например, вина урожая разных лет, другим — ну не дано природой и все, хоть тресни. Nothing doing. Теперь пройдемся по одному изменчивому фактору, влияющему на наш выбор при покупках. Это престижность, модность вещицы, а по сути — боязнь упасть лицом в грязь в глазах окружающих. Что-ж, были времена, когда чуть ли не половина народа щеголяла в джинсах одной, ну очень популярной американской фирмы. Теперь стали модными другие фирмы, а большая часть граждан и вовсе ходит в тех штанах, которые на момент покупки оказались выгоднее по соотношению цена/качество и практичнее. Существует и категория людей, для которых определяющим фактором является самая скромная цена и броские внешние данные, а качество звучания и прочие тонкости вообще никакой роли не играют. Именно поэтому каждая уважающая себя фирма выпускает широкий ассортимент акустических систем от самых младших моделей, цена которых минимальна, а внешние данные притягательно разнообразны, до дорогих старших моделей, предназначенных для соответствующей части особо въедливых потребителей. Было бы наивным ожидать чудо звука от мультимедийной акустики за несколько десятков долларов. Однако те эксперты, кому довелось послушать акустику за полштуки уе и выше, вынуждены признать (положа руку на сердце), что разрыв по качеству звучания между дорогой элитной Hi-Fi аппаратурой и доступно массовой компьютерной акустикой неумолимо сокращается. Другими словами, сейчас наблюдается колоссальная разница в цене при незначительной (для слуха большинства людей) разнице в звучании. Спору нет, если нужна солидная супер мощность, то компьютерная акустика пока качественных мышц не накачала. Ну и с изысканной утонченностью, естественно, довольно примитивно. Модели сегодняшней активной акустики ценой ниже 40 уе предназначены для пользователей компьютера, не предъявляющих высоких требований к звуку. Модели ценой выше 50 уе (например, легендарные Solo-1) способны извлекать качественный звук, правда, с неизбежными издержками, продиктованными ценой. Слабости акустики данного ценового диапазона уже простительны для большинства пользователей, включая довольно требовательных к звуку. И вот тут у возникает дилемма, акустику какого производителя выбрать. Извини подвинься! В 1996 году в КНР была образована группа компаний Edifier, специализирующаяся на деревянно-корпусной акустике со встроенным усилителем мощности. Сейчас группа состоит из трех компаний разработчиков (базирующихся в Канаде, Аргентине и Китае) и двух промышленных фабрик, территориально располагающихся в КНР. Исследования и разработки, так называемые R&D, проводятся в головном офисе в Ванкувере (Канада). Edifier не только проектирует высококачественные динамики, но и производит их, доведя тираж до 3 миллионов штук в год. Как отмечается на сайте (www.edifier.com), уже завоеваны исключительно высокая популярность и хорошая репутация. Например, в Англии полюбились модели 510 и 1800, а в Корее чуть ли не все модели идут на ура, что привело ко второму месту среди продаж мультимедийной акустики. Торговая марка Edifier стала мелькать среди таких имен как Klipsch, Denon, Marantz, и даже независимые эксперты зацокали языками, послушав лучшие акустические системы Edifier (www.enjoythemusic.com/magazine/equipment/0303/boylan). Линейка продукции Edifier производит ощущение, что эта фирма «пришла всерьез и надолго». Есть все. От весьма недорогих чисто компьютерных колоночек до продвинутых комплектов домашнего театра, создаваемого на базе бытовых DVD плееров. Будут и эксклюзивные модели с ламповыми усилителями, и строгая классика. По поводу Made in China. К качеству китайского изготовления брэндовой акустики сегодня придерется разве что упертый, узколобый, закомплексованный консерватор. Если уж мировые боги Hi-End звука, включая верных традициям англичан, переносят производство акустических колонок в Китай, то что говорить о сравнительно недорогой мультимедийной акустике. Когда кадровый вопрос решен цивилизованно, технология продумана и отлажена, а производство тщательно контролируется и вовремя модернизируется, тогда хоть в деревне Потресово Калужской губернии делай. Только, пожалуйста, не путайте товарчик с ловко исковерканным названием известной торговой марки и продукцию от законной фирмы. Edifier — честно бюджетная акустика. По крайней мере на текущий момент времени. Девиз-слоган фирмы в русской интерпретации: «Качественный звук за доступную цену». Поэтому давайте будем рассматривать реалии через призму адекватного ценового диапазона, и не предъявлять предвзято завышенных требований.Что касается звучания моделей R1800 и R1900, то об этом в следующий раз, а сейчас протестируем иные модели: наиболее яркие представители самых ходовых (по соотношению цена/качество) категорий стоимостью с учетом возможных розничных наценок от 50 до 150уе.Упаковка и комплектация Бросается в глаза фирменная маркировка штекеров на кабелях из комплекта. Сами кабели хоть и худенькие, но аккуратные.Декоративно-защитный гриль приделан чуть ли не намертво, так что при покупке проконтролировать качество изготовления динамиков крайне проблематично. В принципе рамка гриля с некоторым усилием отдирается, а затем хорошо прилепляется обратно, однако российского продавца лучше не нервировать, у него рефлекс кто всегда прав еще не выработался. Визуальный осмотр динамиков колонок, попавших к нам на тестирование, не выявил каких либо внешних дефектов. Ткань гриля зафиксирована по краям рамки и в центре немного тянется. Чтобы не деформировать натяжение ткани, не прилагайте больших сдвиговых усилий.В большинстве серий используется RCA-разъем под широко распространенные кабели со штекерами типа «тюльпан». Посему ничто не мешает особо страждущим приобрести какой-нибудь крутой кабель отдельно.Все колонки имеют магнитное экранирование. 401-я модель — не пушинка. Для звука сей факт многообещающий. Недаром сама Edifier называет четырехсотую серию Favorite Class. Качественный звук начинается именно здесь. Корпуса сателлитов этой серии и более дорогих серий с пятью сателлитами сделаны полностью из ДСП по необычной технологии: задние края скруглены, конструкция заделана наглухо. Зажимы пружинные, под оголенный провод. Для подвешивания сателлита на стену на его тыльной части выфрезерован паз типа «замок».Индикатор включения — зеленого цвета. Центральное положение ручек настройки тембров фиксируется.Модель 441 оснащена модным индикатором голубого цвета. Он бьет лучом, как прожектор, в полумраке заметно подсвечивая пространство, близлежащее примерно в метре с лишним. По сути 441-я является копией 401-й, только добавились два тыловых сателлита и вместо регулировки тембра появилась настроечка громкости тыла. Порт фазоинвертора у старших моделей выведен через заднюю стенку сабвуфера и имеет профилированное сечение. «Гиперболическое» жерло, сделанное по науке, обещает благодатно отразиться на качестве баса. Модель 501 выделяется не только наличием инфракрасного пульта дистанционного управления. Индикатором включения в сеть у нее служит электронное табло (в его же окне находится инфракрасный приемник), расположенное в правом верхнем углу сабвуфера.Это табло отображает общий уровень громкости, а так же уровни громкости по тыловым, центральному и сабвуферному каналам. Численное значение от 0 до 9, выводимое на табло, изменяется через каждые 3-4 дискретных градации уровня громкости. Количество градаций составляет 32. Шаг между ними линейный, что на слишком маленьких и очень больших уровнях громкости не совсем удобно. Все отмеченные регулировки выполняются посредством дистанционного пульта, т.е. управление чисто цифровое. На самом сабвуфере никаких переменных резисторов настроек не предусмотрено. Вообще, вынос регулировок весьма логичен, поскольку такой мощный сабвуфер следует располагать на полу, в углу, под столом. Попробуй ка каждый раз понагибайся аль поползай на четвереньках, чтобы подрегулировать чего либо на задней стенки сабвуфера!Специфические регулировки частоты среза и фазы у сабвуфера отсутствуют (благодаря удачной басистости, в общем то, не актуальны), оно и не мудрено — иначе модель стоила бы ощутимо дороже. Зато при включении/выключении уровень общей громкости нарастает/спадает плавно, без всяких щелчков через сателлиты и импульсного переходного процесса в динамике сабвуфера. Если заплутаешь в настройках уровней громкости, то для этого случая на пульте предусмотрена кнопка возврата к заводским настройкам. Пользовательские настройки запоминаются и сохраняются при выключении из сети питания. Класс! Так же на пульте присутствует небесполезная кнопка Mute. При её нажатии звук моментально заглушается. Кнопка, обозначенная на пульте как F1, зарезервирована и применительно к 501-й модели под индексом «Т» не используется. Дистанционный пульт управления для активной акустики не просто маленький дополнительный сервис. Это глобальное расширение сферы применения. Вывести звук с телевизора, переносного плеера, стационарного DVD плеера, того же компьютера, чтобы расслабиться и отдохнуть поудобнее в горизонтальном положении? Нет проблем! Тем более, что входное сопротивление и чувствительность позволяет это сделать без потерь качества звука. Сателлиты у R501 абсолютно одинаковы (этакие буханочки Бородинского) и на фоне внушительного саба выглядят довольно скромно. Корпуса сателлитов благодаря уникальной технологии изготовления очень жесткие и призвуков ждать неоткуда. Корпус саба прочен и монолитен как вечный прабабушкин сундук. Впечатляющий динамик сабвуфера, защищенный металлическим грилем, прошитым множеством отверстий, излучает в пол. Пушечный порт фазоинвертора со спрятанной решёточкой (чтобы случайные мелкие предметы внутрь не попадали) «смотрит в лес». Такая схема очень хорошо себя зарекомендовала как в лучших образцах мультимедийной акустики, так и в признанно удачных Hi-Fi сабвуферах. Конструкторы решили исключить модное (с фиксацией без проскальзывания, с изменяемым углом наклона) размещение центрального сателлита на мониторе. Во-первых, на жидкокристаллический монитор нормально звучащий сателлит сверху все равно не прилепишь. А во-вторых, как выяснили ранее (см. www.ferra.ru/online/multimedia/24212/), центральный сателлит лучше располагать подальше за плоскостью монитора. Как указывает производитель, мгновенная пиковая мощность (PMPO) 501-й модели составляет 880 Вт. Очень похоже на правду. Проверять не советую, иначе соседи повесятся. «Слушаю и повинуюсь»… Иногда доносятся эмоциональные упреки от читателей, мол, по их мнению, акустика звучит на «все сто», а придирчивые снобы-эксперты обязательно каких-нибудь подвохов накопают, да еще этакими заковыристыми словами обзовут, что не знаешь, куды бечь. В связи с этим, не сочтите за менторство, подчеркну: все познается в сравнении. Опытный эксперт, много чего послушавший на своем веку, сравнивает с неким виртуальным идеалом, полученным в его мозгу в результате многократного обобщения. Для каждого определенного класса акустики должен быть свой идеал. Только вот четкая и справедливая классификация акустики — дело тонкое. Совестливый эксперт при выдаче заключения не забывает вносить-указывать поправки, в рамках примерно какого класса, другими словами, на каком уровне (допустим, ценовом), происходило сравнение. Если бы существовала эталонная акустика, которую каждый желающий мог бы послушать, то сравнение именно с ней было бы наиболее доходчивым. Одаренные эксперты чутко улавливают на слух провалы и выпучивания на отдельных частотах. Измерения амплитудно-частотной характеристики (см. www.ferra.ru/online/multimedia/25193), точнее её неравномерности, дают возможность таким экспертам проверить самих себя и объективно подтвердить почтеинейшей публике непогрешимость субъективных экспертных оценок. Слухачи-ловкачи облегчают себе жизнь и строят свои умозаключения, основываясь исключительно на анализе полученной кривой АЧХ — поди потом, докажи. Совсем иной аспект — подбор музыкального материала для тестового прослушивания. Даже среди произведений одного жанра и стиля, записанных на одинаковом уровне качества, встречаются как характерные, на которых огрехи почти всей акустики легче выявляются, так и мало информативные, на которых та или иная акустика не показывает своего норова. С некоторой частью музыкального материала в Мр3 и АС-3 форматах, использовавшегося в процессе данного тестового прослушивания, можно ознакомиться по адресу http://ai.obninsk.org/relax.php3. Разнообразная музыка в форматах CD-audio и DVD-audio была взята с фирменных тестовых дисков. Звучание в DivX и DVD-video оценивалось с помощью фильма «ХХХ», богатого на разнообразные звуковые эффекты и щедрого на музыкальные фрагменты. Тестирование производилось с 4 разными аудио картами поочередно. Это были: встроенный 6 канальный кодек ALC650, старый добрый Live!, 24-битный 8-канальный Terratec и, не корысти ради, сэмпловая свежатинка Audigy2 Platinum EX. Как и следовало ожидать, звучок сестренок 401-й и 441-й моделей Edifier не отличался в стерео режиме. Некоторые эксперты ощущали дефицит высоких частот, причем практически на любом музыкальном материале. Оказалось, что, дабы не будить среднечастотного зверя, регулировку тембра на 401-й лучше не трогать, оставив на 12 часах, а компенсировать вышеупомянутый завальчик на верхах тембром звуковой карты. При этом тембр НЧ можно смело выставлять на 3 часа — на разумных громкостях вранья не будет. Сателлиты 401-й и 441-й моделей почти идентичны. Их направленность узкой никак не назовешь, как следствие сателлиты индифферентны к расстановке, то бишь групповому положению относительно слушателя. Широкая направленность отнюдь не гарантирует воссоздания максимально точной картины при многоканальном звуке, зато увеличивает площадь, на которой пространственные эффекты будут всем присутствующим более-менее слышны. Сей факт подтвердился при прослушивании 441-й модели. На некоторых сценах, чтобы тыл не проваливался, лучше выставить на полную ручку настройки REAR, а так же в микшере звуковой карты слайдер типа SURROUND чуть-чуть перетянуть на тыл. С моделями четырехсотой серии обнаружился любопытный феномен. Дисторш гитара в одиночку звучала прекрасно, независимо от формата звука, сжатый или нет. Но стоило на рок запилы наложиться вокалу, особенно при проигрывании Мр3 файлов с битрейтом 128-192 кбит в сек, как звучание на средних частотах преображалось и появлялось ощущение дискомфорта. Следует признать, что люди с пониженной чувствительностью слуха в области 1-4 кГц дискомфортного частотного дисбаланса не заметят и будут вполне счастливы. Опять таки, отмеченный дисбаланс на средних частотах при желании легко подправить эквалайзером. Сабвуфер (для 401-й от 441-й отличается лишь вертикальным положением корпуса) вставляет на удивление плотные басы, фактически не размазывая ударно-импульсные звуки во времени. Как такого удалось добиться инженерам Edifier — схема то избитая, а размеры корпуса средние — остается гадать. Звучание сателлитов 501-й модели слегка озадачило. Пищалок нет, а звону на высоких частотах хоть отбавляй. Только звон этот, какой-то слегка грубоватый что ли. Ох, вредно нашему брату слушать эксклюзивно дорогущие твитеры-пищалки с шелковыми аль бериллиевыми мембранами. После них, заоблачно элитных, любые другие динамики уже не в радость будут. Ради эксперимента с 501-й попробывал сателлиты от моделей четырехсотой серии, имеющие твитеры с полимерной мембраной. Лучше не стало. Видать, звонкость обеспечивается задиром электроники-усиления с учетом зависимости сопротивления широкополосного динамика от частоты звука. Для 501-й (как и для любой другой акустики не только данной, но и более высокой ценовой категории) нелегко дается хоровое пение, насыщенная классика, перегруженный рок. С остальными жанрами у 501-й — полный порядок. Кстати, чтобы сделать звук более плотным, при записи в студии или на концерте сплошь и рядом используются так называемые компрессоры разных типов, имеющие непростые настройки и превносящие разного рода нелинейности, что очень часто приводит к непредсказуемым последствиям. Запись может получиться капризной в плане озвучивания и сильно зависеть от специфических свойств акустики. Так вот на некомпрессированных записях и на миди музыке придраться к 501-й было не к чему. При озвучивании речи в DVD фильмах центральному каналу 501-й не хватает бархатного низа средних частот. Однако и эту слабость можно заметить лишь в сравнении с гораздо более дорогой акустикой. Среднечастотные пертуберации, особенно выпирающие в рок музыке на громкости выше стредней в низкобитовых Мр3 форматах, неплохо минимизируется эквалайзером проигрывателя навроде WinAmp. В неустанной борьбе за снижение себестоимости инженеры Edifier продуманно выкидывали всяческие навороты, которые редко используются на практике. Так, у 501-й входы фронта в отличии от входов фронта отфильтровывают низкочастотные составляющие (\<150 Гц), не перенаправляя их на сабвуфер. Действительно, так ли уж часто звукоинженеры грузят тыл низкими частотами: все равно источник таких частот не локализуется слушателем в пространстве, так проще собрать их в кучу и всех скопом забрасывать на сабвуферный канал. Вопреки пессимистичным прогнозам, шестиканальный DVD звук в исполнении 501-й оказался весьма весьма. Ну а чтобы не перегружать усилитель центрального канала, лучше подзагрубить сигнал в микшере звуковой карты и компенсировать уже через регулировку мощности усиления самой 501-й. 501-я модель уверенно хорошо справилась с воспроизведением DVD-audio (с помощью Audigy2 EX). В пространстве были точно расставлены не только стационарные источники звука: перемещение динамических источников явственно ощущалось. С точки зрения бюджетного воспроизведения DVD-audio звука с его отключенно-запрещенными цифровыми выходами, 501-я модель, оборудованная только аналоговыми входами (что не могло лишь положительно сказаться на цене), как нельзя кстати. Несомненным достоинством 501-й является способность работать как на узкой, так и на относительно широкой стерео базе (с предпочтением на последней). То есть размещение сателлитов по радиусу до ~3 метров от точки оптимального местонахождения слушателя не будет приводить к нарушению целостности звукового поля. Резвость на средних частотах оказывается очень кстати в случае удаления слушателя от центрально-фронтально тройки более чем на 2 метра. Бас сабвуфера 501-й завораживает. Достаточно упруг, точен, глубок. Низкочастотная глубина — большая редкость в стане мультимедийной акустики. Главное, саб басит без шалопайства в динамике, атака просто потрясающая. Запас для взрывного кино и некомпрессированной музыки — мало не покажется. Нелинейные искажения на удивление малы. Сей активный сабвуфер с успехом посоревнуется с гораздо более дорогими собратьями, например с MegaWorks 510D (см. www.ferra.ru/online/multimedia/23470). Единственное, при увеличении громкости усиления иногда хочется поубавить низов, чтоб диспропорции с другими частотами не возникало. Так на то дисташка и предназначена! За стольничек условных единиц, признаюсь, подобный бас еще не встречался. Не удивляйтесь, если в рознице цена окажется намного выше обозначенной в данной статье. Как известно, спрос есть — цена растет. Заключение Протестированные модели Edifier дружно проявили свои лучшие качества в связке с серьезным звуковым картам из ценового диапазона «золотая середина» (начиная с родного Live!) и выше. Кроме того, все колонки из нашего теста продемонстрировали схожие пристрастия к определенным стилям музыки. В частности, рок музыка с преобладанием средних частот, воспроизводимая без задействования эквалайзера, может утомлять чувствительный слух, особенно если чуть добавить жару по громкости. Вся опробыванная акустика Edifier предпочитает высококачественные записи. Заметна ущербность звучания музыкальных файлов в формате Мр3 с низким битрейтом, полученных с аудио дисков неизвестного происхождения и непонятно чем и как сжатых. Итак, по персоналиям: • Edifier R501 — любителям классного баса и домашнего театра начального уровня! За такие деньги искать лучше — терять время! • Edifier R441 — заявка на успех в тинэйджерских кругах? • Edifier R401 — эта добротная и очень привлекательная по цене акустика всяко найдет своего покупателяEdifier верна своему девизу «Quality sound for affordable price». Сильное преимущество в условиях нынешнего российского рынка, не так ли?