Опубликовано 28 мая 2003, 00:33

Жизнь после Live - 2 : часть II (тестирование hardware Audigy2) и часть III (тестирование software)

Кого же заинтересует Audigy2 Platinum EX, с её ценой под пару сотен уе? И что в ней такого, что оправдывало бы столь неслабую стоимость...
Жизнь после Live - 2 : часть II (тестирование hardware Audigy2) и часть III (тестирование software)

В предыдущем материале, посвященном Audigy2 (см. www.ferra.ru/online/multimedia/22134/), повествовалось о новых технологиях, воплощенных неутомимым аудио затейником Creative. По весне европейское представительство любезно предоставило на тестирование предпродажный образец Audigy2 Platinum EX — наиболее продвинутую  модель из новоиспеченной серии. На днях вышел в свет Driver Pack — событие незаурядное для звуковой карты, даже такой навороченной как виновница, окрещенная за месяцы въедливого тестирования "Ау2". Таким образом, в руках оказались: последнее hardware и свежайшее software. В связи с чем было бы логичным, отталкиваясь от сравнительного анализа, продолжить начатую зимой тему, вызвавшую неоднозначные отклики у читателей.

Меломаны старой закваски сетуют, что, дескать, многоканальность и прочие навороты-примочки за полтораста уе на фиг нужны, достаточно стерео, только было бы качественное и по разумной цене. Из меломанов нового поколения, с молоком впитавших многоканальный звук, пока лишь единицы (да и то не на периферии России) могут себе позволить щегольнуть обновой. Крэйзи геймеров цена "Au2" тоже "ломает", хотя и не останавливает. Музыканты — публика с творческим гонором, больше доверяет мнению свойских коллег "по цеху" — те и подавно к появлению Audigy2 отнеслись с холодком. Кого же тогда заинтересует Audigy2 Platinum EX, с её ценой под пару сотен уе? И что в ней такого, что оправдывало бы столь неслабую стоимость?

Найди… тучу отличий

Для разминки взглянем на предшественницу, которая просто Audigy, и визуально сравним с Audigy2. Появилась не только добавочка в виде намалёванной цифры "2" на аудио процессоре: прежде всего изменились ЦАП, обслуживающие аналоговые выходы. Был 6-канальный кодек от Philips, а стал от 8-канальный от Crystal, который теоретически покруче децибелл так на десяток (при стендовых измерениях). Однако смена кодека еще ничего гарантирует, например, если его развязка-обвязка останется хилой, то звук если и улучшится, то на крохи. Ну да ладно, о привратностях начинки 24-битных непрофессиональных звуковух — разговор предстоит отдельный.

Плата Audigy2 с текстолитом цвета настоящего шоколада и золотистыми разъемами длиннее Audigy на каких-нибудь полсантиметра. Размерчик с добрую половину материнской платы формата micro. "Входит и выходит! Замечательно выходит!" Не подумайте плохого, это я про PCI слот и миди корпус.

Разъемов на планке платы Audigy2 по сравнению с Audigy стало на один больше, гнезда (все имеют одинаковый диаметр мини разъема 3.5 мм) сто_я_т плотнее, посему c толстым HiFi обрамлением штекера от супер медного кабеля накладочка выходит. До предела распираются остальные худосочные штекера от стандартных мультимедийных кабелей, а еще один HiFi штекер не всунешь. Отмеченная проблема не грозит лишь сбросившей "разъемно-коммутационный" балласт Audigy2 Platinum EX.

С платы Audigy2 Platinum EX исчезли все (!) аналоговые входы, из-за чего заметно поубавилось кондерно-резисторного хозяйства. Целый угол платы оказался вообще пустым: теперь держать-вставлять стало чрезвычайно удобно.

Разъем, виднеющийся в левом верхнем углу "Au2Pl ЕХ" — нечто иное как подключение питания, аналогичного флоппи драйву. Только вот Креатив требует, чтобы к ветке питания ничего из энергопотребителей кроме Au2Pl ЕХ не подключалось. Неслабо для начала, не правда ли?

С питанием вопрос не праздный, смею заверить. Когда в некий комп воткнул три звуковухи, две из которых Аудижи, а третья восьмиканальный 24-битный Терратек, то 250 ваттный блок питания не потянул. Как следствие, пошли непредсказуемые зависания виндов, стал глючить внешний модем (!), начало вышибать драйверы вновь устанавливаемых звуковух. Замена на 300 ваттный PowerMan полностью сняла проблему.

Пару слов о выносном модуле платиновой Аудижи2. Размеры его корпуса таковы, что в пятидюймовый отсек компа не вставишь. Судя по всему, корпус модуля для Au2Pl ЕХ достался от прошлогодней Extigy. Дизайн и материалы почти не изменились. Весь корпус сделан из пластмассы — не лучшее решение с точки зрения экранирования от внешних электромагнитных полей. Как позже выяснилось, прикосновение к ручке регулировки чувствительности микрофона дает наводку на входной сигнал. Модуль подключается к самой карте сдвоенным шнуром, первая часть которого служит для коммутации аудио сигналов, а вторая — для разветвления SB1394. Звуковая карта может функционировать сама по себе без подключенного модуля (проверено), но тогда будут доступны лишь аналоговые выходы на колонки. Все АЦП (более  «крутые» по сравнению с простой Ау2) прячутся во внешнем  модуле.

Тестирование

Тестирование осуществлялось на двух компьютерах попеременно. Первый — основной, с иголочки — имел следующую конфигурацию:
•  корпус InWin J535 с блоком питания PowerMan 300 W, включенный в бытовую сеть 220+10 В через адаптер APC SurgeProtector  с заземленной нейтралью
•  материнская плата Gigabyte 8PE667 PRO (бортовой звук изначально вырублен через BIOS)
•  Celeron (IV) 2 ГГц
•  DVD-ROM Pioneer 103S
•  Gigabyte Radeon 9000 PRO 64 Mb
•  Samsung DDR 256 Mb PC2700
•  HDD Barracuda IV 80 Mb
•  Звуковая карта Audigy2 Platinum EX, сначала в гордом одиночестве, позже к ней присоединилась многоканальная звуковая карта Terratec EWS88MT с внешним экранированным модулем 24-битных входов/выходов, а под занавес и бортовой АС97 кодек Avance 650
•  Windows 2000 SP3 и XP Pro на разных логических дисках

Ранее, при сравнении Audigy2 с Audigy использовался один и тот же драйвер для обеих карт. В первую очередь была инсталлирована Audigy2, а установка Audigy прошла "на автомате" без задействования дополнительных драйверов. Хлебнув горя с трудно прогнозируемой неуживчивостью нескольких Ау2 на одном компьютере и вняв прозрачному намеку Креатив не обременять Audigy2 аудио соседями, пусть даже родственными, теперь тестируем, наращивая присутствие звуковых карт поэтапно.

Второй компьютер — вспомогательный — был попроще, с полуторагодовалым стажем, с чипсетом от VIA и 256 "мегами мозгов", с Windows ME на 600м Селероне, зато забитый под завязку всякой всячиной типа родного Live!, аппаратного DVD ускорителя (Encore Dx3) от вездесущего Креатив, TV тюнера от AVerMedia и т.п. Не смотря на разномастную начинку, старина хорошо себя зарекомендовал на предмет «потусторонних» помех-шумов, норовящих пролезть на звуковую карту откуда угодно (прежде всего с TV тюнера и его антенны).

На компьютере со свеже инсталлированной ХР креативовские драйверы и сервисное программное обеспечение встали без проблем. А вот под пережившими многое МЕ виндами процесс инсталляции шел тяжко, в несколько этапов с перезапуском компа. В результате микшер установленного ранее Лайва перестал функционировать. Демонстрашка звука 24 бит 24 кГц отказалась проигрываться. Вообще резко почувствовалось, насколько прожорливее к ресурсам стал в работе любой сервис от Креатив по сравнению со старенькими прогами к Live!. Забегая наперед, скажу, что после деинсталляции Audigy2 пришлось переставлять заново все драйверы и софт для Лайва.

Инфракрасное дистанционное управление (для модели Audigy2 Platinum EX)

Дизайн дисташки сразу настраивает на позитивные эмоции. Изящество и функциональность, помноженные на похвальное стремление всячески угодить потребителю. При инсталляции креативовский софт сам спросит, активировать дистанционное  управление (remote control), или нет. Красный огонек на выносном модуле вторит нажатиям на кнопки дисташки. Задержка отклика софта небольшая, но все-таки есть. Естественно, если пользуешься каким-нибудь сторонним плеером типа WinAmp, то на нажатия на дисташке реагирует только громкость звука, так как она регулируется через "виндовый" микшер. Шаг изменения громкости посредством дисташки размашистый, линейный во всем диапазоне, что может вызвать неудобства при подстройке уровней, близких к максимальным. Между отдельными модулями софта Креатив надо переключаться через меню remote control, иначе, например, в DVD-audio плеере перескакивания по трекам не заработают, если в этот момент активным является обычный плеер. Не очень удобно, но это неизбежная расплата за компьютерный универсализм. Дальнобойность дисташки хорошая, отраженным от стен лучом элементарно добиваешь до приемника на модуле. Единственное, чего не хватает для полного счастья, так это подсветки клавиш. Полумрак в помещении для релаксирования под музыку не дань интиму, а обязательное условие минимизации лишних раздражителей. Наломался за компом, настал черед расслабиться. Тогда гасишь свет, плюхаешься в горизонтальное положение подальше от доставшего монитора и, вооружившись дисташкой, наслаждаешься любимой музыкой. Мечта!

Измеренные параметры (сигнал шум, АЧХ и т.п.)

Аудио измерения на персональном компьютере — занятие неблагодарное. Измеренные на вашем компе значения могут довольно сильно различаться от измеренных на других компах. Поэтому сейчас важно проследить тенденции, например, различаются ли по качеству линейные входы, которых на Au2 EX аж целых три (ну ни дать ни взять, зачатки микшерского пульта).

Измерения проводились посредством обычных кабелей примерно метровой длины. Подобными кабелями комплектуется приличная компьютерная акустика и "боксОвые" звуковые карты. На кой ляд, спрашивается, использовать для измерений эксклюзивный кабель длиной 10 см, если на практике применяются совсем иные "шнурки"? Ради абсолютизма самих измерений? А-а-а, конечно-конечно, знать максимально достижимую Жигулями скорость на высохших озерах Австралии, ну очень любопытно.

Измеренные характеристики (24 бит 96 кГц)
 Сигнал/шум, дБ АДинамический диапазон,дБ А
Режим записи What U Hear(все аналоговые входы включены)-90,588,9
Режим записи What U Hear (все аналоговые входы выключены)-99,797,3
Режим записи Wave/Mp3-103,4100,9
Цифровой выход* (S-PDIF RCA)-101,698,7
Цифровой вход* (S-PDIF RCA)-103,0100,7
Аналоговый выход (фронт)-93,792,7
Аналоговый вход(№1, совмещенный с микрофонным входом)-78,476,7
Аналоговый вход (№2)-84,379,6
Аналоговый вход(№3, RCA «тюльпаны» сзади модуля)-96,794,3
Выход на наушники-84,282,9
Оптический вход** (TOSLINK)-94,691,0
* — как при комплектном RCA-RCA кабеле от видеокамеры, так и при самодельном шнуре из 75 омного коаксиального кабеля (от телевизионной антенны) и обычных разъемов "тюльпан". ** — как при 5ти метровом кабеле Optical Fiber Professional Luxmann, так и при 2х метровом из комплекта акустики ALtec Lancing 251 Digital (c выхода кодека Avance L650, встроенного в материнскую плату Gigabyte 8PE667 PRO).

Параметры в первых трех строчках таблицы получены без каких либо кабелей (т.е. сигнал, упрощенно говоря, перенаправлялся «внутри» самой Аудижи посредством её программного микшера). Включение-выключение аналоговых входов производилось в микшере Ау2, а имеющиеся кабельные соединения не трогались. Да-а-а… Вынесение аналоговых входов во внешний, «платиновый» модуль, безусловно, решение дальновидное, но без схемотехнических улучшений отнюдь не достаточное… Запись в режиме Wave/Mp3 фактически означает перенаправление потока чистой цифры, которая сама по себе для 24 бит имеет динамический диапазон под 144 дБ. Как видим, к чистой цифре успевает прилипнуть дермецо, пролезающее со всех щелей карты, и реальный динамический диапазон далек до заветного теоретического. Впрочем, у других звуковух стоимостью ориентировочно до 250 уе дела обстоят не намного лучше.

Кстати, в процессе записи неизбежно цепляешь фоновый шум, источником которого являются всевозможные устройства (как аналоговые, так и цифровые), оказывающие взаимное влияние посредством электромагнитных полей. "Платиновая" Аудижи 2 здесь не исключение. Так, при положении фейдера в микшере (раздел RECORD), равном 50%, на голом входе Line-In 3 прихватишь шумов –84 дБ ( не дБ А !) по пику. Слава Богу, у Ау2 это практически белый шум, к которому наше ухо мало чувствительно. А при положении фейдера 100% уже под –80 дБ пиковых. Подключение к линейному входу внешнего аудио устройства по обычному кабелю может дополнительно увеличивать фоновый шум. Не удивляйтесь, когда при реальной записи получите фон в районе –74..-78 дБ по пику при 100% фейдера (даже если SNR вашего микрофонного/гитарного предусилителя, с которого сигнал подается, намного лучше). Вообще то не смертельно — шум такого уровня будет слышен лишь в паузах при громкости усилителя компьютерной активной акустики близкой к максимальной — но приятного мало. Высококачественной такую запись назвать нельзя.

Самое прискорбное, переход с 16 бит (32768 градаций амплитуды) на 24 бита (8388608 градаций амплитуды) Audigy2 с точки зрения отцифровки-записи характеризует не лучшим образом: в абсолютных единицах измерения (градациях амплитуды) фоновые шумы и искажения увеличиваются почти пропорционально. Как следствие, разница измеренных параметров в относительных единицах (дБ) для 24 бит отличается от 16 бит ну очень незначительно. Результаты измерений для 16 бит в данной статье не приводятся, дабы окончательно не сбить с толку утомлённого читателя.

Передвигая фейдер в разделе записи (REC) микшера Ау2 в крайне нижнее положение, загоняешь амплитуду соответствующего источника (Source) сигнала, поступающего в карту, полностью в ноль. Например, опустив до упора фейдер для микрофонного входа, при записи получишь нулевой сигнал, причем независимо (!) от положения ручки уровня микрофона, расположенной на выносном модуле. Чтобы переключаться на режим обычного линейного входа, сделано так, что упомянутая ручка входит в крайнее положение против часовой стрелки с приятным механическим щелчком. В момент включения режима микрофонного входа, в записываемый сигнал проходит мощный импульс переходного процесса даже при отключенном входе в микшере. Тем не менее, если предусмотрительно опустить фейдер, то и этот импульс не проникнет в запись. В догонку маленький совет: аккуратно пользуйтесь режимом «What U Hear» и не трогайте кабели при записи (не перемещайте вблизи выносного блока), а лучше, подальше от греха, отключайте вообще незадействованные кабели.

Параметры в строчках таблицы, начиная с четвертой, измерены с помощью сторонних звуковых карт. Ясно, что без кабелей здесь не обошлось. Чтобы не запутаться в многообразии кабельных вариантов, были взяты обычные шнуры (в частности из комплекта к Ау2), которые имели близкие между собой характеристики.

Факт, что цифровой выход от входа отличается на децибел с копейками (см таблицу выше), отнесем на статистический разброс. Тогда как другой факт, свидетельствующий о серьезном превосходстве цифрового выхода над аналоговым (почти на 10 дБ), уже не спишешь со счетов.

Налицо и явная закономерность с аналоговыми входами: чем меньше разного рода совмещений и чем лучше разъем, тем вход качественнее.  Разница под 20 дБ заметна даже пострадавшему от медвежьих происков оттоптать уши. Так что если требования к качеству записи-отцифровки повышенные, то используйте вход №3 (RCA разъемы), расположенный на тыльной части модуля.

Другие параметры, такие как THD, IMD и Crosstalk составили для цифровых и аналоговых входов, соответственно около 0.0003%, 0.004%, -97 дБ и 0.003%, 0.03%, -80 дБ (в среднем). Причем для входа №3 взаимопроникновение каналов было на ~10 дБ получше. Для цифрового выхода параметры близки к входным. Для аналогового выхода на фронт картина такая: 0.0044%, 0.0098% и -84 дБ. Т.е. чем то лучше, чем то хуже по сравнению с аналоговыми выходами.

Измерения для оптического входа носили предварительный характер: так сказать, разведка боем. Подав вход на выход и активировав в микшере от Au2Pl EX запись с S-PDIF, для 24 бит получили странную АЧХ, вызвавшую ассоциации с вальсом "Амурские волны" (см отображаемое на рис зеленым цветом). Не менее странно, что после 24 кГц волны вырождаются в прямую линию. Для 32 битного сигнала АЧХ сначала повторяла волны, но перед 20 кГц свалилась и на 24 кГц улетела в пропасть. Ага, тут пересчет по битам сработал корректно.

Причина, почему АЧХ пошла волнами, крылась в том, что в микшере вход источника S/PDIF-In был открыт на воспроизведение, а его фейдер был поднят до упора. Кажется Ау2 дюже не нравится, когда таким образом свой оптический вход на свой же выход запузыривается.

По ходу дела совет: чтобы частотный состав цифрового выхода не пошёл кривой рябью, не забывайте в настройках Ау2 (Device controls) выставлять для Digital Output Sampling Rate значение частоты дискретизации, строго соответствующее частоте дискретизации воспроизводимого сигнала.

После отключения упомянутого выше входа источника S/PDIF-In и настройки фейдера в S/PDIF-In по записи (!) на уровне 50% получаем…, получаем…, У-у-й, ё-о-о… В один прекрасный момент получаем подозрительно идеальную АЧХ, а в другой — совсем не идеальную, взаправдашнюю, с резким спадом на 20 кГц. Чехарда какая то… С этой чехардой будем разбираться, но чуть позже.

По поводу подозрительно скромных измеренных показателей для оптического входа Ау2 (см таблицу выше). Напрашивается вывод, что подвел недорогой оптический выход, в данном случае "бортовой" звуковой карты. Однако измерения по оптике вход на выход Ау2 (после тщательной настройки в микшере в период отсутствия проявлений «чехарды») дают не намного лучшие цифры: -99.4 дБА сигнал шум и 97 дБА динамический диапазон. Правда, АЧХ фантастически линейна вплоть до 23 кГц.

С оптического выхода бортовухи на Avance L650 измеренная АЧХ совсем иная (на рис выше голубенькая такая): спад начинается чуть ли не со средних частот, составляя на 20 кГц около -5 дБ с гаком. Так-так-так, похоже, что владельцы бортовух с оптическим выходом могут не спешить бежать в магазин за фибер кабелем, замечу, весьма недешевым. Обычный, электрический, вероятно будет не хуже. И спасет ли экономичный преобразователь сигнала в оптический от распространения импульсных щелчков, пробирающихся по питанию? Похоже еще одна тема для расследования с пристрастием нарисовалась.

Судя по странностям измеренных АЧХ, Audigy2 не любит, когда любой сигнал с её выхода подается на её же вход, если превышен некий порог уровня в микшере. Тогда с сигналом на входах начинает твориться нечто невообразимое. Так, на измеряемых АЧХ появляются дикие горбы. Посему для проведения корректных измерений параметров Audigy2 без сторонней аудио карты не обойтись.

Вообще, АЧХ серии звуковых карт всей серии Audigy2 требует отдельного разъяснения. Дело в том, что на запись АЧХ одна, а на воспроизведение – обычно другая, с задавленными частотными составляющими начиная с 20 кГц. Путь к такому выводу был долог и тернист, ведь злополучная чехарда с воспроизведением постоянно сбивала с толку.

АЧХ получали-оценивали с помощью разных программ и методик — результат тот же. В целях сопоставимости приведем картинку АЧХ, выданную лишь программой RightMark AudioAnalyzer, так как по причине удобства и простоты ею пользуется множество "журнальных" тестеров и малоопытного народа.

При декабрьском тестировании Audigy2 различия в АЧХ между записью и воспроизведением то наблюдались, то исчезали. Тогда мы отнесли эту особенность к недоработке драйвера, и не стали гнать лошадей с вердиктом, полагая, что обновление драйверов не за горами. С тестированием подоспевшей Au2 EX (кстати, имеющей не только переработанный сервисный софт, но и более свежий драйвер) появилась надежда, что все встанет на свои места.

В режиме воспроизведения 96 кГц с Audigy2 "случилась незадача" ("... , я и это залечу. Я на Вачу ехал плача, возвращаюсь — хохочу" — В.Высоцкий). На старых драйверах хорошая АЧХ время от времени самопроизвольно сбивалась на не хорошую АЧХ, поруганную ранее для Audigy. Т.е. после 24 кГц полезные составляющие фактически исчезали, а вместо них появлялись "фаллические" выпуклости:

Чехарда Audigy2 с частотным откликом при дискретизации 96 кГц творилось как в МЕ, так и в ХР и в 2000. Что, впрочем, неудивительно: ведь драйвер (на момент тестирования 5.12.1.283 от сентября 2002) Креатив забацала один и тот же для обеих операционных систем.

Датированный 9 мая 2003 года долгожданный драйверпак, как заверят Креатив, оптимизирует возможности ЕАХ3 и CMSS2 (о последнем подробности далее) под 98SE, ME, 2000 и ХР. После установки данного семимегобайтного драйверпака получаем более устойчивый частотный отклик. Рабочая полоса частот (при воспроизведении с частотами дискретизации от 48 кГц и выше) ограничена: спад на 24 кГц составляет около 5 дБ, а на 26 кГц под 80 дБ. М-да-а..., повторюсь, обновлять акустические системы на новомодно аудиофильские с рабочими частотами, уходящими в ультразвук, рановато будет. Тогда как при записи с частотой дискретизации 96 кГц АЧХ практически линейна аж до 47 кГц. Т.е. записываться будут все частотные компоненты вплоть до ультразвуковых.

Тем не менее, майский драйверпак «чехардиную» болезнь с частотным откликом при воспроизведении  с частотой дискретизации 96 кГц и выше полностью не излечил. Т.е. не исключено, что по воле случая (?) на какие то периоды при воспроизведении частотный отклик Ау2 выше 24 кГц будет изменяться как для цифровых, так и для аналоговых выходов. Одна из моих версий первопричины состоит в том, драйвер путает воспроизведение на 192 кГц и на 96 кГц дискретизации с воспроизведением на 48 кГц !!! Фактически драйвер временами начинает пороть горячку, заключающуюся в самовольной передискретизации из 96 кГц в 48 кГц !!!!! Однако, на слух сия «АЧХардиная» болезнь на не аудиофильской аппаратуре не заметна. Что вполне естественно: пертуберации происходят  в области ультразвука, сигналы  в которой обычной акустикой не воспроизводятся, а обычным усилителем просто не усиливаются.

Для специалистов будет интересным узнать, для аналогового и цифрового выходов ультразвуковая область АЧХ (фактически нерабочих частот) у Au2 EX несколько различается. У цифрового выхода отсутствуют изломы АЧХ, но уровень ультразвуковых шумов (полезный сигнал если в эту область и пролезет, то исказится и ослабится) так же высок, как и для аналогового выхода. Самое сильное подавление шума в ультразвуковой области по цифре доходит до -60 дБ, а по аналогу ~-80 дБ. Следовательно, не имеет смысла подключать к Au2 EX акустику-усиление с рабочей полосой, простирающейся за 20 кГц. С одной стороны это не так уж плохо: нет нужды обновлять классические колонки-усилители, или покупать дорогущие наушники с рабочей полосой частот, например, до 38 кГц. С другой стороны: отсутствие ультразвуковых составляющих в воспроизводимом сигнале вряд ли обрадует прожженных аудиофилов. Для музыкантов главное, что в режиме дискретизации 96 кГц полноценно запишутся все звуки вплоть до ~47 кГц. Ну а ограничение при воспроизведении по 20 кГц независимо от того, какая дискретизация, 96 или 192 кГц — еще можно простить.

Спору нет, использование Терратек EWS88 в качестве референсной карты нельзя назвать удачным. Ведь нельзя же оценить точность линейки в миллиметрах с помощью другой такой же линейки в миллиметрах. В идеале нужна референсная карта, все характеристики которой по крайней мере на порядок превышают тестируемую. Однако сейчас речь не о погрешности измерений в первом или втором знаке. Все в этом мире относительно, отсюда и будем плясать. Две разных линейки, но с единой шкалой миллиметрах между собою можем же сравнить! Почему-то вышеупомянутый ТерраТек выдает по аналогу на своем выходе до -105 дБА, а Audigy2 в условиях тестирования ну никак не дотягивала до -95 дБА. Очевидно, Audigy2 имеет худшую «помехозащищенность».

Напряжение на том фронте у Audigy2 довольно высокое: аж 2.5 Вольта пиковых при максимуме положения фейдера в микшере и воспроизведении 24 битной 1 кГц синусоиде под -0 дБ пиковой амплитудой. Несмотря на всевозможные ухищрения, разрекламированный SNR в -106 дБА заполучить так и не удалось. На тыловых каналах в том числе. А на сабвуферном, центральном и "заднем" каналах и подавно.

Необходимо отметить, в отличие от первых "Live!" у Audigy2 тыловые и "центр+саб+зад" каналы оживают либо если включена креативовская  искусственная пространственность SMSS, либо если воспроизводится многоканальный звук (например, в формате АС-3), либо если в игре задействованы функции ЕАХ. Во всех остальных случаях звук будет только на колонках, подключенных к фронту. Как АС3, так и SMSS превносят в сигнал частотные преобразования. Так что измерить параметры не фронтальных каналов — та еще задачка.

С первым программным обеспечением к обычной Audigy2 не обошлось без дурнопахнущих сюрпризов. Для записи с линейного аналогового входа (Line-In/CD/AUX/TAD/PC) Креатив зачем то придумала некий режим под партийной кличкой "record with monitoring". Кому он нужен, остается гадать, но АЧХ в области частот до 24 кГц с драйвером версии 5.12.1.283 он превращает в американские горки. Так что не забывайте тушить свет, пардон, инициировать "галочку" в окошечке, выплывающим по клику на красном крестике отдела записи в микшере.

Под занавес повествования об измерениях еще раз вернемся к частотному оклику Ау2 при воспроизведении.

Рост уровня собственных шумов примерно на 15 дБ по мере увеличения частоты с 24 кГц является безобидной платой за совсем не тяжкие грехи. А вот "нулевая частота" (точнее говоря, смещения нуля в сигнале) оказалась довольно высокой: -86.9 дБ для левого и -86.4 дБ для правого фронтальных сигналов.

Нарисовать АЧХ ЦАП при частоте дискретизации 192 кГц (то бишь воспроизведения продвинутого DVD-audio) не могу: референсная карта записывала лишь с частотой дискретизации 96 кГц. Пришлось достать из закромов профи осциллограф, а в любимом звуковом редакторе понаделать синусоид разной частоты и понаблюдать, что будет хотя бы на фронтальном выходе. А творилось нечто мистическое. Уже на 24 кГц амплитуда наблюдаемого аналогового сигнала заваливалась раза так в два по отношению к 20 кГц. Около 30 кГц наблюдался некий подъемчик наряду с сильным искажением формы сигнала чистого тона. А уже на 32 кГц все полезные составляющие сходили на фоновый шум и далее с возрастанием частоты не появлялись. Напомню, теоретически при частоте дискретизации 192 кГц рабочий диапазон частот должен простираться до 96 кГц (правда, с искажениями формы самых высокочастотных составляющих). Очевидно, Креатив решила, что лучше озвучивать до 20 кГц без искажений формы сигнала и с малым отношением сигнал-шум, нежели чем залезать в загадочно неслышимый ультразвук. Или опять чехарда с самовольной передискретизацией посредством драйвера?

 

Программное обеспечение из комплекта Au2 EX

Креатив позиционирует Audigy2 Platinum EX как продукт, адресованный  музыкантам-композиторам. Вследствие выбранной маркетинговой доктрины в комплекте красуется целый набор специализированного программного обеспечения (увы, не русифицированного):

Для полного счастья музыканту много еще чего хотелось бы (по первой или иной необходимости), но софт записи обычных аудио дисков понадобится однозначно. Таковой нынче имеется в сервисных закромах проги от Креатив под названием Creative MediaSource.

Главное, без чего сочинительство музыки сегодня не в радость, это малая задержка  в ASIO. Для Audigy2 Platinum EX, если верить Креатив, она составляет 2 мсек и менее. Скорее всего, 2 мсек это для минимального объема выборки в 192 дискреты, а организация аудио потока столь малыми «пачками» потребует от железа и драйверов, установленных на компьютере, хорошей слаженности и устойчивости. Желательно, конечно, чтобы и с полноценно "виндовыми" WDM драйверами задержка была бы поменьше, так как, например, некоторый софт гитарных эффектов данные драйверы использует.

ASIO (Audio Stream Input Output)Технология (протокол) быстрого обмена между памятью компьютера и цифровым звуковым устройством (например, миди секвенсором). Используется в компьютерной звуковой студии для многоканальной записи и воспроизведении с наложением эффектов в реальном времени с точной синхронизацией между каналами. Разработана компанией Steinberg. Реализуется аппаратной поддержкой и ASIO драйверами звуковой карты, которые по сравнению с DirectX дают выигрыш по латентности (времени задержки) в десятки раз. В настоящее время известна версия 2.0. В отличие от своих предшественниц, модель Audigy2 Platinum ЕХ вооружена ASIO драйверами как раз спецификации 2.0, т.е. теперь с 24 бит 96 кГц.

Далее. Без отцифровки сигналов с микрофонов, электрогитар и тп по-прежнему далеко не уедешь. Поэтому качеству АЦП и шумности аналоговых входов музыканты оправданно уделяют самое пристальное внимание.

Наконец, создаваемую музыку необходимо прослушивать. Процесс это долгий, повторяющийся, утомительный. Мало того, что на мозги сутки напролет давит, так еще позарез надо, чтобы озвучивание осуществлялось корректно, без приукрас и замазок. Отсюда высокие требования к качеству ЦАП, в том числе и на "усиленном" выходе на наушники.

Музыканты — чистые виртуальщики, а так же не очень чистые — перечисленному "дареному коню" предпочтут софт типа ГигаСэмплера. Так, автор музыки Aktraizer и мой сосед отозвался о содержимом платиновой коробки ну очень лаконично... Тем не менее, следует признать, что набор прилагаемого софта позволяет легально зачать свой первый музыкальный проект.

Функционирование программного обеспечения от Creative

Весь сервисный софт был установлен автоматом "по полной", как заготовила Креатив.

Сверху по центру экрана по наезду мыши на торчащий в виде тонкой полоски кончик будет выползать панелька MediaSource Go!, не перегруженная иконками:

При желании эта панелька легко убирается и более не докучает при загрузке системы.

Микшер

Видит-понимает только "свои" (made by Creative) звуковые карты, и чтобы переключиться на чужака надо идти на "панель управления" операционной системы. Микшер состоит из 2х разделов: основного (basic) и продвинутого (advanced). Основной раздел претерпел косметические изменения по сравнению с предыдущими драйверами. Раздел настройки уровня записи прижился справа, выбор источника сигнала (WAV/MP3, LineIn, Microphone, или What you hear) осуществляется в панельке, выезжающей после клика на виднеющемся желтеньком треугольничке-стрелочке.

В продвинутом разделе-закладке (см ниже) оказались настройки уровня громкости для фронтальных и тыловых каналов, а так же для сабвуфера. Условный "желтый шарик" (см. Balance/Fade) под воздействием манипуляций с мышью перемещается дискретно, поэтому, соответственно, пошагово изменяется уровень громкости сразу на фронтальных и тыловых каналах. Кстати, вылез глюк при двух звуковых картах в одном компе: активной была одна карта, а изменения от перетаскивания желтого шарика распространялись на другую карту.

Обратите внимание, в нижней части микшера имеется 3 иконки. Та, которая в центре, отвечает за настройку колонок (speaker settings), оформленную в виде отдельно всплывающего окна. В этом окне снова имеется 2 раздела.

В первом разделе-закладке (под названием speaker selection) реализован выбор количества акустических систем, то бишь каналов. Здесь предусмотрена проверка звучания и правильности подключения колонок — либо посредством noise-шипения, либо воспроизведением записей голоса "лефт чэннел", "райт чэннел", "риа лефт чэннел" и т.д.

О так называемой калибровке акустических систем чуть позже, сейчас перейдем во второй раздел рассматриваемого окна speaker selection, именуемый Bass Management (см рис ниже). Здесь опять появляется настройка уровня громкости сабфувера. Такой вот нагородили витееватый дубляж, вызванный обилием вариантов выбора количества каналов. Так и просится сей раздельчик сделать третьим в микшере.

Располагаемая внизу настройка частоты среза сигнала для сабвуфера (активизируемая галочкой с туманным bass redirect) пригодится тем, кто не имеет подобной настройки на своем активном сабвуфере.

Как и в микшере, внизу окна "speaker settings" присутствует иконка (всегда крайняя слева в ряду) консоли пространственных звуковых эффектов от Кретив под названием "EAX console". Первая закладка консоли — собственно, сами эффекты (Effects), которые разбиты на группы. В частности, группа "Advanced HQ" отвечает за настройки эквалайзера, а группа "Special FX" — за приколы типа превращения мужского голоса в женский.  На скриншоте (см ниже) отображается часть содержимого группы "Studio". Количество высвечиваемых эффектов можно уменьшить, потянув за слайдер "Effects Amount". Сия функция пригодится, так как эффектов столь много, что заплутать в них немудрено.

Выбор того или иного эффекта обработки звука — дело вкуса. Начинающих музыкантов их качество вполне удовлетворит. Баловство же с эффектами из группы "Environment" типа "ванная комната" или "психоделический" быстро утомляет, разве что гостей пару раз повеселить.

Идем в следующую закладку. Многоканальное окружение звуком от Креатив (CMSS) не получило признательности в народе и у экспертов. Все последние улучшения, так упорно проводимые в жизнь Креатив, дают звучок, мягко сказать, специфический. Владельцы многоканальной акустики вынуждены поневоле врубать CMSS 3D на стерео записях, иначе все колонки кроме фронта будут молчать, как партизаны. Пожалуй, примочка окажется полезной для фильмов, звуковая дорожка тыловых каналов которых срежиссирована скупо убого. А таковых немало. В нашей, африкано-российской 5-й зоне особенно.

Нововведенный CMSS2 (его Креатив рекомендует для фильмов) отличается от CMSS тем, что сильнее грузит тыл и насыщает резонансами весь слышимый частотный диапазон. И тот и другой режим обработки воспроизводят звук приблизительно до 22 кГц. Причем как на каналах фронтальных, так и тыловых. Следовательно, записи с частотой дискретизации 96 кГц и выше будут тут "как в русской бане лыжи".

Раздел очищения звука (Clean-up) имеет кой-какие настроечки. Дело в том, что существует две разновидности звуковой грязи: щелчки (clicks) и широкополосный шум (noise). Щелчки удалять гораздо проще, нежели чем нежелательный широкополосный шум, но главное, для очистки от шума и от щелчков используются принципиально разные способы обработки сигнала. Поэтому то и настроечки разные.

Сужение диапазона полезных частот (если Noise band adjust двигать в сторону минуса) вкупе с максимизацией "Noise removal" приводит к появлению неприятных призвуков, хотя шум, действительно, задавливает на корню. Борьба с шумом при условии минимизации негативных последствий требует очень точной настройки. Ориентироваться же придется на свой слух, многократно повторяя воспроизведение обрабатываемого звукового файла. Кстати, вся "чистилка" на Aaudigy2 работает только если выбранный файл воспроизводить посредством креативовского MediaSource Player. Смена аудио источника (Audio Source) с Media Files на предусмотренный Line-In или Microphone в нынешней версии софта приводит к дизактивации алгоритмов вычищения. На Au2 EX "чистилка" пытается шерстить сигнал прямо со входа, но что то у нее через пень колоду получается.

Вот щелчки "чистилка" удаляет гораздо эффективнее, нежели чем нежелательный широкополосный шум. "Измеритель щелчков" (Click meter) показывает, сколько примерно щелчков удаляется во времени. Алгоритм удаления щелчков умудряется различать щелчки и короткие ударные звуки типа хлопка в ладоши. Причем вычищаются как малые по амплитуде щелчки, так и здоровенные. На одном канале будет щелчок, или на двух одновременно тоже не имеет значения.

Если посмотреть в электронную "лупу", то убеждаешься, что подавление щелчков проходит без существенной деградации полезного сигнала. Не могу сказать, что чистилка щелчков абсолютно безвредна. В этой жизни "все есть яд и все есть лекарство — важна лишь мера". Для тестовой записи расплатой стало низкочастотное послезвучие, впрочем, слух не режущее.

Опять таки, без задействования креативовского MediaSource Player удаление щелчков не работает.

"Убыстрялка-замедлялка" (Time Scaling)  на поверку оказалась прикольной примочкой. В отличие от гнусавости при замедлении протаскивания магнитной ленты, здесь частотной трансформации не происходит, музыка лишь замедляет темп. Теперь легко из быстрой композиции можно сделать медленную и наоборот. Правда, если электронную музыку после такого издевательства еще можно слушать, то вся остальная по стилям музыка становится жутко противной на слух.

Прикольная "убыстрялка-замедлялка" так же как и "чистилка" функционирует при одном жестком условии: воспроизводить звук надо посредством креативовского MediaSource Player. Причем функциональность сохраняется для ограниченного числа форматов (WAV, MP3, обычные аудио и видео диски).

Калибровка акустических систем

Задумка хорошая, владельцам разномастной акустики фронта и тыла калибровочка очень пригодится. Однако не будем "издавать звуки женскими половыми органами", а приступим к тестированию. Как мы уже знаем, пространственные эффекты могут быть замешаны не только на разнице громкости звука между каналами, но и на задержке во времени. Так же нам теперь известно, что положение слушателя относительно колонок и реверберация помещения играют важную роль. Идея калибровки состоит в подстройке слушателем ряда параметров (с помощью инструктора Speaker Calibrator Wizard), ориентируясь на собственные слуховые ощущения и сверяясь с подсказками, гласящими что он должен услышать на самом деле при оптимальном раскладе между каналами/колонками. Калибровка выполняется в несколько шагов в зависимости от выбранного варианта: простого или продвинутого.

Предусмотрена даже проверка правильности подключения акустических систем по фазе.

В итоге калибровки выдается занятная табличка, из которой интересующийся узнает о (по каждому каналу в отдельности): выставленном уровне, затухании на низких и высоких частотах, задержке, направленности и … диаметре головы (расстоянию между ушами?).

Проведенная на пробу калибровка для сбалансированных друг с другом сателлитов MegaWorks 510D при удаленном относительно слушателя тыле привела к неожиданным результатам. По ощущению на слух источник звука стал прыгать из канала в канал. А без калибровки плавненько так перемещался в пространстве. Короче, лишний раз доказали мудрость: "От добра до добра не ищут"! Так что еще есть чему совершенствоваться.

Необходимо отметить особо, что когда калибрование в действии (включена "галочка" в панели настройки динамиков), режим записи 24 бит 96 кГц может не функционировать!!!

Плеер

Теперь имеет длинное название Creative MediaSource Player и способен не только воспроизводить (форматы ac3, mp3, wma, wav, и т.д., список длинный), но и записывать, в том числе сжимая на лету в mp3 и wma (запись в многоканальный ас3 не предусмотрена). Т.е. уже не плеер, а, простите за избитую фразу, "все в одном флаконе": плеер, рекодер, граббер и прожигатель СD-R/RW болванок.

Желаемое послушать заносится в список подобно живой очереди, который сродни типичному плэйлисту (называется "Now Playing").

При переключении в опции плеера "View" на режим отображения записи происходит следующее. Вместо слайдера "продвижения" по воспроизводимому файлу, т.е. непосредственно в плеере, появляется выбор источника и формата записи (MP3, WAV, WMA), а так же индикатор уровня (настройка уровня "нарисуется" здесь же, в правом верхнем углу) и "кнопка" автоматического регулирования уровня записи (ARVL). После чего табло времени будет отражать длительность записи. Сам процесс записи начинается от одного клика на красной кнопке "REC" и от повторного клика на этой же кнопке и заканчивается. После "вырубающего" клика прога спросит, под каким именем и где сохранить записанный файл.

Попытка посредством известных аудиоредакторов прочитать/воспроизвести файл 24 бит 96 кГц, записанный креативовским плеером, претерпела неудачу. Якобы этот WAV файл компрессирован и требует некого ACM драйвера. Однако, судя по размеру записанного файла и "виндОвой" подсказке (4608 кбит/с для стерео), никаким сжатием и не пахнет. С появлением Audigy2 Platinum EX файлы этого формата удалось открыть на редактирование в комплектуемом WaveLab.

Необходимо отметить отдельно, что в программном обеспечении Audigy2 Platinum EX появился своеобразный формат, названный Креатив как WAV Multi-channels. Запись в загадочном многоканальном формате возможна только с выхода микшера "What U Hear". Параметры числа бит и величины дискретизации для данного формата изменить нельзя. В отличие от стерео WAV файла, они заданы-фиксированы 24 бит 96 кГц, причем число каналов неизменно равно шести.

В этом формате с успехом записалась аудио дорожка с DVD-video диска, воспроизводимого посредством PowerDVD с включенным 6ти канальным режимом. Только вот корректно открыть записанный файл отказался какой либо из известных аудио редакторов. Прилагаемый WaveLab файл открыть открыл, но не по отдельности каждый канал, а все целиком, да и то отображая выхваченными во времени кусочками только левый фронтальный канал. Посему редактировать дорожку каждого канала по отдельности невозможно. И вот еще что. Поток при записи в многоканальный файл под 14 мегабит в секунду — не каждому компу под силу окучивать, ведь еще надо поспевать "ди-ви-ди-шное" аудио-видео без заиканий раскручивать.

Версия плеера, шедшая как с "выставочным" экземпляром Audigy2, так и с коробочным Audigy2 Platinum EX, сделана нельзя сказать что удачно. Неудобства сплошь и рядом. Например, оперативно перепрыгнуть на другую звуковую карту невозможно, приходится закрывать плеер, лезть микшер переключаться (с картой не от Креатив еще напряжнее, надо в настройки виндов скакать), а потом снова открывать плеер. Будем надеяться, в ближайшее время Креатив доведет до ума самый главный элемент сервисного программного обеспечения.

Кстати, в разделе настроек "PlayBack" имеется полезная опция "digital playback", которая позволяет воспроизводить сидюки напрямую в цифре с драйва по шине. Никакие "шнурки" подключать не нужно совсем! Даже двухжильный цифровой, после долгих перепитий ныне прилагаемый в коробочном комплекте Ау2 для соединения digital CD-in карты с цифровым аудио выходом CD драйва. Так что для Audigy2 цифровые шнурки могут пригодиться лишь тогда, когда по каким то причинам не оптимально гнать аудиопоток по шине.

К огромному сожалению, плеер не воспроизводит DVD-video диски и видео-аудио файлы с расширением VOB. Помнится, для Live! в свое время Креатив все таки раскачалась и выпустила апдейт, позволяющий успешно проигрывать DVD диски (но не VOB файлы, хранимые на винчестере). Так почему бы сейчас сразу не сделать хотя бы подобное, не дожидаясь справедливых упреков пользователей? Тем паче, про перспективы комплектации софтовым DVD проигрывателем сторонних фирм ни слуху ни духу.

Нажав на "бляху" с черной стрелкой в левом нижнем углу плеера, попадаешь в так называемый organizer, в русской транскрипции "оганайзер". Отсюда можно организовывать библиотеки записей, в частности путем грабления аудио дисков. Здесь же поселилась-интегрировалась прога для записи болванок. Внизу окна оганайзера примостился сам плеер. Грабишь, пишешь и слушаешь, "не отходя от кассы". Сервис, ядрен батон!

Не пытайтесь установить настройки прожигания непосредственно из плеера, они отображаемы и изменяемы только из "оганайзера". Хотя в опциях плеера виднеется закладка этих настроек, и вызывается тоже самое настроечное окошечко "settings", но только при вызове из плеера оно будет слепым в строке "Select CD Writer".

Процесс прожига отображается в скромном окне, в котором, увы, содержимое буфера записи не высвечивается. Движок прожига написан не самой Креатив — некая NTI подсуетилась. Как показали пробы, этот движок пишет аудио диски несколько похуже, нежели чем родной софт от Plextor: высокими скоростями не следует увлекаться даже на средних по качеству болванках (и это на лучшем строчиле Плексторе!), иначе не исключено, что при чтении записанного диска другими CD драйвами наешься джиттера до отвала.

DVD-audio плеер

Скажу сразу, трепыхания заполучить DVD-audio в Windows ME закончились полным фиаско. Креативовский DVD-audio плеер упорно не желал инсталлироваться. А без него подступиться к DVD-audio не представилось возможным. Голыми руками не возьмешь, заразу!

Надо отдать должное, в описании-руководстве ко всем "Ау2" Креатив честно предупреждает: воспроизводить DVD-audio диски удастся лишь в ХР или 2000 SP2.

Воспроизведение 6-канального 48 кГц упакованного звука в ХР на 4-м "пне" ело вычислительные ресурсы с завидным аппетитом. Причем характерна цикличность нагрузки на процессор. В пиковые моменты подпрыгивала аж до 90% с гаком, в основном болтаясь около отметки 25%. При этом из активных приложений параллельно в системе висел лишь всеми забытый, резидентно недремлющий антивирус.

Необходимо отметить отдельно две важные особенности.

Во-первых, DVD-audio плеер работает только с Audigy2. Ни с какой другой звуковой картой попросту не запускается. Если на компьютере установлено несколько звуковых карт, а в операционной системе выбрана активной звуковуха, отличная от Audigy2, то DVD-audio плеер игнорирует это и  обращается исключительно к Audugy2.

Во-вторых, при воспроизведении DVD-audio диска цифровой выход Audugy2  автоматом вырубается. Т.е. звук идет лишь через аналоговые выходы Audigy2 и никак иначе. Закон есть закон. Однако, при этом на выходе микшера ("What U hear"), зашумленного аналоговыми входами — ни намека на полезный сигнал. Перестарались, перестраховались… Звуковой поток не удалось даже перехватить (в цифре естественно, пусть зашумленной) через хитрый драйвер, написанный на ассемблере. Видать, Audigy2 имеет на борту некий "ключ", обеспечивающий тотальную защиту от копирования цифрового контента. Отсюда мораль: DVD-audio диск можно переписать, только подав аудио выход на линейный вход, чего как выяснили ранее Ау2 не любит. Для 6 каналов придется задействовать все три линейных входа и записывать смикшированное на глазок (нечем уровень записи контролировать) через банальный "What U hear".

Creative Wave Studio

Этот откровенно посредственный звуковой редактор мало изменился за 10 лет, еще со времен SB Vibra16. По-прежнему знает сигналы до 48 кГц 16 бит. От кого кого, но от Креатив ожидать такого... Причем для продвигаемой на рынок 24 битной карты с дискретизацией 96/192 кГц! С Au2EX прореху с редактором залатали, включив в комплект усеченный WaveLab. Странно. По идее, такой фирме, как Креатив, надо бы иметь свой редактор, по возможностям опережающий прыть саунд карт. Недосуг? Так подрядите российских программеров, пока лучшие из них в Штаты не срулили, или пока все оставшиеся не рассосались по дочерним фирмам заморско-буржуйских компаний!

Коммутация

Гнездо джойстика вынесено на отдельную планку, соединяемую внутренним шлейфом с платой. Наушники рекомендуется подключать к фронтальному выходу, рассчитанному на буферизируемую нагрузку 32 Ом. А вот соединять один CD-ROM одновременно по цифре и по аналогу не рекомендуется, так же как и "включать" потом в микшере одновременно два входа.

Микрофонный вход на Audigy2 не преподнес приятных сюрпризов. В Audigy2 Platinum, как гласит описание, предусмотрено подключение как динамических, так и конденсаторных микрофонов (на вход, расположенный на выносном модуле), для чего достаточно убрать/надеть перемычку на плате этого модуля.  А вот к Audigy2 Platinum EX подключить можно только динамический микрофон, не требующий фантомного питания. К тому же не стало и традиционного дополнительного усиления в 20 дБ.

 

Впечатления от прослушивания

Прослушивание многоканального звука проводилось на пятиканальной MegaWorks 510D, о которой достаточно подробно поведали ранее. Стерео звук подавался на демократичные Solo-1. В особо тяжких ситуациях прибегали к помощи проверенных наушников Sennheizer 590.

Игры

"Soldier of Fortune II — Double Helix" с включенным ЕАХ2 порадовал реалистичностью посвистывания пуль и щелчков рикошетов. Возникало желание спрятать голову за бруствер, пусть даже виртуальный, и не высовываться. Клацанье затвора не вызывало сомнений, что патронник не окажется пуст в критический момент. Было отчетливо слышно, как звенят прыгающие по каменному полу гильзы. Отработка реверберации помещений тоже неплохая: ангар и офис различаются с закрытыми глазами. Конечно, хлопки выстрелов до натуральных не дотягивают, но стрельбище из квартиры устраивать занятие утомительное. Разочаровали звуки шагов. Они ну очень сильно напоминали подпрыгивания какого то детского мячика, или неестественно громкие шлепки лапок котенка по линолеуму. Причем когда герой с пола офиса вступал на металлическую лестницу, то звуки мячика изменялись: совершенно четко можно было сказать, что стучат тем же самым мячом, но уже на металлической лестнице. Досадно. Ведь звуки шагов сопровождают в течение всей игры. Однако, виновата в этом не звуковая карта, и не креативовская ЕАХ, а разработчик игры.

Воспользоваться всеми возможностями ЕАХ, или только частью — вот дилемма, перед которой стоит разработчик. Порой дилемма уходит на второй план по сравнению с головной болью синтезирования-моделирования звуков с учетом того, как они будут слышаться на разной акустике. Недаром опытный звукоинженер перепроверяет себя прослушиванием материала как на дорогущих студийных мониторах, так и на динамиках от радиотрасляционных точек. На плохеньких звуковых картах огрехи могут и не подчеркиваться, тогда как аппараты класса Audigy2 любую халтурку выявят со всей беспристрастностью.

Игра NBA Live 2003, не имеющая никаких настроек по звуку, на Audigy2 сильно впечатлила реалистичностью большинства звуков. Баскетбольный мяч стучал убедительно, как полагается настоящему высококлассному мячу, ударяемому об профессиональное покрытие пола. Попискивания от трения каучуковых подошв кроссовок создавали удивительный антураж реальности происходящего. Зал вздыхал, охал-ахал и вскидывался на дыбы овациями не в какой то одной колонке или в какой точке пространства, а, как полагается, вокруг. Голос судьи информатора доносился правдивым эхом как будто откуда-то сверху. При желании можно было услышать, как сквозь зубы переругиваются игроки. Да-а-а… С таким звуком невольно заражаешься действом магии Игры, даже в качестве зрителя. И это все на колонках за полста у.е.!!!

Audigy2 в ЕАХ играх по сравнению с Лайв вне конкуренции. Насчет различий с просто Audigy... Боюсь, без "золотых" ушей и на бюджетной стерео акустике их не найти.

МР3

Любую музыку сжатую с потоком ниже 192 кбитс на Audigy2 лучше не слушать. То, что идет на ура на Лайв!, на Audigy2 будет досаждать чем то надоедливо неприятным, хотя и трудно идентифицируемым на слух, особенно в случае качественных оригиналов.

Аудио CD диски

В отличие от Лайв на Audigy2 отпала необходимость порою добавлять жару на тембре высоких частот. А вот добавить низких — напрашивалось. Не потому что их меньше. Просто соотношение частот иное. А наше ухо, имея разную чувствительность на разных частотах (например, басы равной с писком комара акустической мощностью мы не услышим ни за что), хорошо реагирует на изменение соотношения частот. С Ау2 средние частоты воспроизводятся без потерь в более широком динамическом диапазоне, на слух как будто ярче, отсюда и басов добавить просится, чтобы уравновесить насыщенность частотной середины.

Музыка на DVD-video дисках

Креатив намекает использовать софтовый плеер WinDVD последней версии. Хорошо еще, что "триал" (30 суток) версия WinDVD поддерживает многоканальный звук. Однако по звучанию многим субъективно больше нравится PowerDVD 4_0 XP. По крайней мере, в стерео и в 4 канала он микширует  более достоверно, правильно добавляя-раскидывая сабвуферный LFE.

Пользуясь случаем сообщу, что программные плееры (сделанные на основе как WinDVD , так и PowerDVD), которые идут в коробочном комплекте с DVD-ROM (например, ASUS 616), или с видео картой (например, ASUS V8170), не воспроизводят многоканальный звук по причине усеченности версии. Экономит на нас Asus — ан нет чтобы с производителями софтовых плееров поторговаться.

Поклонники "Лайв!" будут счастливы по-своему, во снах мечтая об Audigy2.

Миди

Табличный синтез вышел на непревзойденный уровень звучания еще с появлением Лайв! и теперь все определяется загружаемым банком сэмплов. А качество последнего во многом зависит от размеров самого банка. Хорошие же банки хороших денег стоят. Идущий в комплекте с Audigy2 четырехмегабайтный банк SoundFont (sf2), судя по всему, достался в наследство от Лайв! (если что то и изменилось, то по мизеру), поэтому искать существенные различия было бы наивным. На Audigy2 звучание прекрасное, так же как на Audigy и на Лайв. Кстати, первые Лайвы комплектовались тремя банками: по 2, 4 и 8 мегобайт. Очевидно, чтобы легко сравнить воочию. Неплохо было бы Креатив "почесать репу" по этому поводу.

DVD-audio

В комплект Audigy2 Platinum EX предусмотрительно вложен демо диск шестиканального звука 24 бит 96 кГц с записями разной по стилям музыки. Тут и классика, и джаз, и чуть авангардной электроники, и слегка утяжеленная новая волна, и нетривиальная попса. Не хватает только хард рока. Некоторые записи весьма неплохи по качеству, но все таки вряд ли они были изначально записаны в 24 битной цифре. Порою чувствуется искусственность раскладки по каналам, да и аналоговый шумок пролезает. Чтобы наши читатели получили возможность хоть как то заценить на слух, перезаписал и конвертировал пару треков в 6-канальный АС3 48 кГц (http://ai.obninsk.org/ac3/DVD-audio.ac3). Тем не менее, приходится признать, что многоканальный звук, в том числе реанимированный для DVD-аудио, превосходен. Сравнивать с "сидюшным" стерео прошлого века — понапрасну терять время.

Цифровая стерео запись 24 бит 48 кГц последнего диска мадмаузель Бьёрк не вызвала личных симпатий и не вдохновила музыкальным содержимым. Запись записи рознь, даже цифровая. Принимая во внимание аксиому "о вкусах не спорят", все-таки катнем камушек в адрес звукоинженеров, батрачивших на Бьёрк: перемудрили-переборщили они, явно не для бюджетной акустики залудили.  Вот 6ти канальная раскладка еще туда сюда, бодрит, то там то сям чпокания и придыхания раздаются, звуки бегают, как полоумные.

Для Ау2 не забывайте включать число каналов, адекватное воспроизводимому звуку. Иначе в том же стерео 6ти канальный звук будет звучать плоско и глухо.

Что говорят, что пишут…

Ненуждающийся в представлении "молоток" Тomshardware :
"We can even state that, when combined with high-class speakers, the Audigy 2 is better than most basic hi-fi systems and is, in some respects, nearly as good as professional-range sound cards" (www4.tomshardware.com/video/20021106/audigy2-08.html). Конец цитаты. Ни добавить, ни убавить. Это нужно читать в подлиннике, любой перевод на русский язык будет жалок. Как и лучшего ораторского выступления всех времен и народов под названием "I have a dream".

Заключение

Итак, чтобы Audigy2 быстро находила своего покупателя, продавцам впору строить демонстрационные залы, как это вынуждены были сделать в свое время при продвижении HiEnd аудио-видео и дорогих компонентов домашнего театра. Тогда, в паре с грамотно подобранной акустикой (необязательно дорогостоящей) Audigy2 покажет себя во всей своей красе. На первой попавшейся бюджетной акустике Ау2 не ударит лицом в грязь, но эффект будет не тот.

Audigy2 — яркий образец универсального (all-in-one) устройства для всей семьи. Лучший звук в играх, продвинутое воспроизведение любой по жанру и формату музыки, богатые коммуникационные возможности — вот "три кита" Ау2, которые неизбежно сформируют новое  понятие: домашний развлекательный центр. То, что это будет компьютерный центр — очевидно по умолчанию. Цена отдельного бытового DVD-аудио плеера сегодня составляет около 500 уе. В этом плане приобретая Ау2 вместе (или в дополнение) с обычным DVD-ROM драйвом, убиваешь двух зайцев и получаешь разительную экономию. В модели Platinum EX появились аналоговые входы с более основательными гнездами, а так же добавилась куча программного обеспечения для творчески настроенных ди-джеев и прочего музицирующего народа. Это впечатляющее, адекватное своей цене аудио устройство с характерным звучанием высокого качества. Профессиональным музыкантам и истинным аудиофилам данная карта может пригодиться как вспомогательная. Наконец, Audigy2 Platinum EX великолепно смотрится рядом с серебристым корпусом современного ЖК монитора.

Что касается записи-отцифровки, то тут не так все однозначно. С одной стороны, пиши хоть  ультразвуковые частоты, а с другой, разгребай повышенный фоновый шум, нивелирующий преимущества 24х битов.  При записи с аналоговых входов надо быть предельно внимательными с экранировкой (в том числе выносного модуля) и  настройками в микшере карты. Отсутствие у "платиновых" Ау2 входа-корректора для виниловых вертушек добавляет победных шансов ближайшему конкуренту в лице Terratec 6fire DMX (~250 уе).

Установка свежего Driver Pack позволит избежать досадных программно-драйверных глюков, свойственных Windows железу, а уж супер универсальной саунд карте, стремительно входящей в новую эру звука, и подавно.

Преимущества Audigy2Недостатки
Воспроизведение DVD-audio дисковОтсутствие в комплекте программных средств воспроизведения DVD видео
Почти идеальная АЧХ при записи 24 бит 96 кГц через цифровой S-PDIFОтличная АЧХ при записи 24 бит 96 кГц с аналоговых входов (-0.7 дБ на 40 кГц, -0.3 дБ на 10 Гц)При воспроизведении сигналов с частотами дискретизации от 48 до 192 кГц полоса РАБОЧИХ частот КАК ПРАВИЛО ограничена 24 кГц (спад начинается на ~20 кГц), причем как на аналоговых выходах, так и на цифровых.
Отличная АЧХ при записи 24 бит 96 кГц с аналоговых входов (-0.7 дБ на 40 кГц, -0.3 дБ на 10 Гц)Иногда вышеупомянутое ограничение в 24 кГц исчезает и сигнал воспроизводится с полной рабочей полосой частот. Однако при воспроизведении с 192 кГц дискретизации, данное ограничение наблюдалось в течение всех тестов.   По одной из моих версий это вызвано передискретизацией, выполняемой драйвером Ау2.
Высокое качество звучания.  (Легкий дефицит басов, ощущаемый на бюджетной стерео акустике, вызван полномасштабно переданными средними и высокими частотами. Избавиться от дефицита помогает уменьшение уровня общей громкости в микшере.)Записанные 24-битные стерео WAV файлы из аудио редакторов читает только WaveLab, идущий в комплекте с Platinum EX
Широкие коммутационные возможности (Audigy2 Platinum и Audigy2 Platinum EX)Многоканальные записи, осуществляемые Au2 EX в формате 6ти дорожечного WAV 24 бит 96 кГц (подчеркну, только с "What U Hear"), невозможно отредактировать с помощью прилагаемого и другого известного ПО
Универсальность дистанционного инфра красного управления (только для моделей Audigy2 Platinum и Audigy2 Platinum EX).Соседство с другими звуковыми картами от Креатив приводит к непредсказуемости в работе сервисного софта
Довольно мощный (более +4 dBu) по уровню сигнал на аналоговых выходах. Регулируется уровнем громкости в микшере.Сыроватая программа калибровки выходов на акустические системы (разные по характеристикам или своеобразно установленные)
Изумительный многоканальный звук в играх с ЕАХ и хорошее озвучивание (стерео) игр без ЕАХДовольно шумные входы Line-In (за исключением Line-In 3 модели Platinum EX)
Программно-аппаратная поддержка воспроизведения файлов многоканального звука формата АС3Нелюбовь (до зависаний) к некоторым чипсетам от VIA
Высокоскоростной порт IEEE 1394 в придачу. Так, подключить к компу цифровую камеру — не проблема.Иногда (обычно после выхода из игр) возникает повышенный шум, проникающий как в аналоговые, так и цифровые выходы. Отмеченный шум исчезает после перезагрузки.
"Чистилка" щелчков хоть и не плохая, но не заменит специализированных программВо избежание проникновения шума с не задействованных аналоговых входов необходимо вырубать их в микшере записи, или отсоединять кабеля.
Если драйверы всех устройств встанут четко, то в Windows 2000 все программное обеспечение Ау2 работает более надежно, чем в ХРВ комплекте нет S-PDIF шнуров: ни электрического RCA, ни оптического TOSLINK
Прикольная "замедлялка-убыстрялка", сгодится для электронной музыкиНерусифицированное программное обеспечение