Опубликовано 08 июня 2004, 00:33

Фотопроба: цифровая шестимегапиксельная зеркальная фотокамера Canon 300D

Обзор зеркальной однообъективной цифровой фотокамеры Canon 300D со сменной оптикой типа Canon EF и EF-S по рекомендованной цене менее 1000 долларов. Именно эта камера, совершившая небольшую революцию на рынке, будет сегодня предметом нашего детального рассмотрения.

В августе 2003 года мир цифровой фотографии покачнулся. Всего через полгода после выпуска профессиональной камеры EOS 10D компания Canon объявила о выпуске ещё одной новинки: зеркальной однообъективной (SLR) цифровой фотокамеры Canon 300D (также известной как Canon Digital Rebel в Америке и Canon KISS Digital в Японии) со сменной оптикой типа Canon EF и EF-S по рекомендованной цене менее 1000 долларов. Именно эта камера, совершившая небольшую революцию на рынке, будет сегодня предметом нашего детального рассмотрения. Сейчас уже прошло достаточно времени, и можно говорить о том, что камера изучена. Что же она дает фотографам?

Не будем долго вдаваться в технические характеристики камеры, а сведём их в небольшой табличке:

СенсорКМОП, 22,7х15,1 (кроп-фактор — 1,6), 6 мегапикселей
ЧувствительностьISO 100-1600
Форматы изображенияJPEG 3072х2048, 2048х1360, 3072x2048; RAW 3072х2048
НосительCompact Flash тип I и II (включая микро-HDD)
Видоискательпентазеркало, поле зрения 95% по вертикали и горизонтали; диоптрийная коррекция от -3 до +1 диоптрий
ЖК дисплей1,8 дюйма, 118 тыс. пикселей
Затворэлектронный, диапазон выдержек от 1/4000 до 30 сек. Выдержка синхронизации вспышки 1/200 сек
Режимы съёмки7 автоматических и 5 творческих
Режимы фокусировкиавтоматическая (AI Focus), следящая (AI Servo), однокадровая с подсветкой, ручная. 7 точек фокусировки
Режимы экспозамераинтегральный 35-зонный (связан с точкой фокусировки), частичный (9,5% площади кадра), центрально-взвешенный
Экспокоррекцияплюс-минус 2 ступени с шагом 1/2 или 1/3 ступени
Баланс белогоавтоматический, 6 стандартных установок, ручная настройка, брекетинг
Вспышкавстроенная, ведущее число 13. Внешняя — серия Canon Speedligth EX, синхроконтакт
Скоростная съёмка2,5 кадра в секунду сериями по 4 кадра
Автоспускзадержка 10 сек., тросик (опция) или ИК-пульт (опция)
ПитаниеLi-ion аккумулятор (в комплекте), сетевой адаптер (опция), питающая рукоятка (опция)
Габариты142 x 99 x 73 мм (без объектива)
Вес560 гр. (без объектива и батареи)
300D_Packshot_a.jpg

300D_Packshot_a.jpg

В коробке помимо самой камеры вы обнаружите зарядное устройство для аккумуляторов (а не для камеры, то есть можно докупить второй аккумулятор и использовать их по очереди, не ставя всю камеру на зарядку), несколько дисков с программным обеспечением, в том числе Adobe Elements, и драйверами под разные платформы и OS, инструкцию на русском языке, ремень и два кабеля — USB и видео. Память к камере не прилагается; я это понимаю как явный знак уважения к пользователю, которому дешёвая 32-мегабайтная флэш-карта вряд ли пригодится. С другой стороны, надо держать в уме дополнительные расходы, связанные с покупкой памяти.

Кстати говоря, опыт показал, что вдвое более дешёвый аккумулятор VCL002 от BP работает заметно дольше при заявленной емкости всего на 200 mAh выше, чем у родной батареи Canon. Вполне разумное вложение денег, учитывая рассказы о недолговечности штатных аккумуляторов и правильное зарядное устройство.

300D_b.jpg

300D_b.jpg

Новую игрушку сразу хочется взять в руки и понажимать на её кнопки, но остановимся на секунду, бросить взгляд в прошлое, чтобы лучше понять, с чем мы имеем дело.

EOS означает "Электронно-оптическая система", то есть линейка камер, в которых фокусировка и управление диафрагмой происходит исключительно с помощью встроенных в объектив (серии EF, то есть электронно-фокусируемых) электроники и электромоторов. Первые камеры линейки EOS (модели 650 и 620) были выпущены компанией в 1987 году, положив начало победному шествию технологии EF. После двух лет обкатки новой технологии Canon выкатывает на рынок модель-убийцу: Canon EOS-1, которая и по сей день остаётся (с не слишком существенными модификациями 1N и 1V и опциональными дополнениями) бессменным флагманом плёночной фототехники Canon.

Затем в течение пяти лет фирма начинает медленный спуск с профессиональной горы в потребительскую долину: Canon EOS 10, EOS 100, EOS 1000, затем модели начинающиеся с пятерки (5, 50), и, наконец, в 1995 году — Canon EOS 500, получивший на американском рынке звание Rebel (повстанец) а на японском — легкомысленное название KISS. Это был и вправду революционный продукт для широких масс фотографов-любителей. За весьма разумную цену (59 000 йен или примерно 730 долларов без объектива) предлагалась камера с массой профессиональных режимов съёмки, а также доступ к широкой линейке объективов оптике Canon EF. С тех пор линейка Rebel/KISS выделилась в отдельное явление — любительская камера с претензией на профессионализм.

Годом раньше начинается история цифровых зеркалок от Canon — моделями DCS 3 и особенно DCS 1 по астрономической цене в 2 и 3,6 миллиона йен соответственно. Оцени, читатель: за каких-то несчастных 40 тысяч долларов предлагалось купить 6-мегапиксельную CCD-камеру со встроенным жёстким диском на 340 мегабайт, вмещавшем 53 кадра в максимальном качестве. Всего за семь лет спуска на этот раз с цифровой горы мы имеем возможность менее чем за 1000 долларов приобрести ничуть не уступающий по разрешению сенсора и качеству картинки аппарат.

Задержимся ещё на секунду, чтобы вспомнить, вот что: камеры Canon EOS 10D и EOS 300D были выброшены на рынок с интервалом всего в полгода, чего никак не ожидали конкуренты. Основанные на одном и том же CMOS-сенсоре и процессоре DIGIC они были призваны совершить революцию на рынке цифровых зеркалок — и действительно совершили её.

Чтобы сразу избежать дальнейших постоянных сравнений с "десяткой", отмечу, что, несмотря на кажущуюся «однояйцевость», конструктивно и в работе камеры отличаются друг от друга весьма заметно, причём не всегда в пользу старшей модели: единая (и более ремонтопригодная) элементная плата в 300D против модульной конструкции 10D, более удобное программное обеспечение самой камеры, меньший вес, более простое управление заставят фотографа-любителя, сосредоточенного на процессе съёмки, всерьёз задуматься о покупке именно 300D как цифровой камеры для развлечения и отдыха, а не зарабатывания денег.

300D_a.jpg

300D_a.jpg

Итак, карта памяти в гнезде, батарея заряжена, ремень пока не пристёгиваем, объектив штатный: повернись, избушка, к сцене передом, а ко мне задом! После первых часов эйфории и хаотичного щелканья затвором (настоящая зеркалка!) приходит время первых радостей и первых разочарований.

Конечно, настоящая полноразмерная, но в тоже время не слишком тяжёлая, благодаря пластиковому корпусу, зеркальная камера лежит в руке совсем не так, как традиционные цифровики, напоминающие по ухватистости то пачку сигарет, а то и вовсе спичечную коробку. Удобная обрезиненная ручка, очевидное расположение под пальцами всех органов управления (включая кнопки выщёлкивания встроенной вспышки и предварительного просмотра диафрагмы) сразу возвращают к памяти приобретенные за тысячи отснятых кадров рефлексы пользователя EOS 300. Даже без питающей рукоятки камера отлично сбалансирована как при горизонтальном, так и при вертикальном хвате, что в сочетании с молниеносным автофокусом позволяет отстрелять два-три разных по композиции кадра там, где цифровая маломерная игрушка только решит тактично обвинить хозяина в треморе рук и запросит штатива. Что уж говорить о реально напряжённых полевых условиях, когда объект съёмки не намерен принуждённо позировать несколько минут!

В "автоматических" режимах аппарат ведёт себя как прилежная мыльница с совсем немыльничными мозгами: при правильном выборе режима ("портрет", "пейзаж", "спорт" и т.д.) кадры получаются качественными и правильно экспонированными, полностью соответствуя ожиданиям, фирменный семиточечный автофокус работает безукоризненно, оставляя фотографу всю творческую часть работы. Замечен один недостаток: иногда в полутьме автофокус может зацепиться не теми точками, из-за подсветки вспышкой фотограф может этого не заметить, в результате чего на снимке будет абсолютно резкая стена бара позади размытых товарищей с ещё более размытыми пивными кружками в руках. Также иногда взбрыкивает экспозамер, давая легкий недосвет, что, тем не менее, куда лучше пересвета (видимо, в спорной ситуации процессор делает абсолютно логичный выбор в меньшую сторону) и легко поправимо на этапе пост-обработки. На удивление приличный за такие деньги (при 100 долларах разницы в цене между отдельно апаратом и  kit-комплектом) штатный объектив EF-S 18-55 рекомендуется к покупке даже владельцам единственно  возможной адекватной замены — Canon  EF 17-40L, поскольку очень скоро понимаешь, что носить на себе легкий и дешёвый EF-S с популярным 58 мм. диаметром резьбы под светофильтры куда как приятнее, чем  900-долларовую, пусть и очень качественную, линзу L-серии весом полкило и размером с голову младенца.

collage.jpg

Разные условия съёмки, одинаково хороший результат.

collage.jpg

Разные условия съёмки, одинаково хороший результат.

И конечно нельзя не спеть осанну прекрасному CMOS-сенсору, дающему при чувствительности 100 ISO нежнейшую, словно шёлк, непревзойдённую по качеству картинку, почти не шумящую даже в условиях низкой освещённости. Впрочем, подъём чувствительности до максимальных (и весьма впечатляющих!) 1600 ISO не сильно прибавляет шума. А если вспомнить про формат записи RAW, при конвертации из которого переходы цвета становятся ещё более мягкими (а попутно одним махом решаются все проблемы с недодержанными кадрами и балансом белого, о котором ниже), то и вовсе хорошо на душе становится.

1600iso.jpg

(320 Кбайт)

(320 Кбайт)




Кадр сделан в режиме 1600ISO.

1600iso.jpg

(320 Кбайт)

(320 Кбайт)

Кадр сделан в режиме 1600ISO.

Интерфейс у камеры также весьма удобен, хотя иногда кажется, что создатели руководствовались каким-то своим, совсем иным видением фотографа и его работы. Чего стоит лишь третья кнопка Delete All, появляющаяся при нажатии клавиши удаления снимка в режиме просмотра. Она действительно позволяет удалить с карты памяти все снимки, не помеченные как защищённые. Предполагается, видимо, что в режим просмотра фотограф заходит уже после отснятой серии, выбирает (по 1,8" экранчику?) несколько удачных кадров и одним махом удаляет остальные, ставшие ненужными. За всё время, что я пользуюсь EOS 300D, я постоянно боюсь случайно нажать кнопку два раза и выбрать этот вариант (хотя камера, конечно, переспросит — в своём ли я уме). В остальном же интерфейс аналогичен прочим камерам Canon, построенным на процессоре DIGIC.

К сожалению, зеркальный конструктив камеры не позволяет прицеливаться по встроенному экрану, что иногда удобно, если голову в нужную точку просунуть нельзя, а руку с камерой, наоборот, можно. Куда обиднее невозможность оценки гистограммы в процессе компоновки кадра, к которой привыкли многие пользователи цифровых камер попроще. Впрочем, этот режим (плюс мигание пересвеченных участков) доступен мгновенно после съёмки, так что потеря невелика.

Может оно и к лучшему: по крайней мере, заряда аккумулятора хватает действительно надолго (ведь цветной дисплей — самый знатный пожиратель энергии в камере). За всю историю активного использования ни разу не пришлось столкнуться с типичной для цифровиков ситуацией посадки батареи на самом интересном месте: кадров на 300 (а это полная 256-мегабайтная флэш-карта в режиме Small/High Quality) со вспышкой аккумулятора хватает стабильно, без вспышки — и того больше, а процесс полной перезарядки занимает всего лишь около полутора часов. Несмотря на опасения, аккумулятор, как и вся камера, прекрасно переносит холод: в январе в 25-градусный мороз он вел себя ровно так же, как и в тридцатиградусную тропическую жару и влажность, что немаловажно для отечественного пользователя. И, кстати, здесь же неожиданно выигрывает "плебейский" пластиковый корпус: руки к нему не примерзают, в отличие от 10D.

winter.jpg

На улице минус 27.

winter.jpg

На улице минус 27.

Не могу не упомянуть: буквально за пару дней до публикации этой статьи камере пришлось выдержать куда как более суровое испытание: догнавшая нашу прогулочную яхту морская волна на траверзе Олимпийского порта Барселоны коварно обдала с ног до головы как вашего покорного слугу, так и героиню сегодняшнего обзора холодной солёной водой с мелкими брызгами. Болтавшийся на шее мобильный телефон спёкся через пятнадцать секунд, а камера... Камера была мгновенно выключена, тщательно протёрта снаружи свитером, расстыкована с объективом, просушена на солнце — и продолжает верой и правдой служить мне, как ни в чём не бывало. Немного я знаю тонких электронных приборов, способных повторить такой подвиг!! Впрочем, не стоит, наверное, пытаться повторять этот трюк.

sail.jpg

Это был последний кадр в тот день.

sail.jpg

Это был последний кадр в тот день.

Встроенная вспышка поначалу пугает своим неестественно громким хлопком при выпрыгивании в автоматических режимах (чтобы она не делала этого — выставьте специальный автоматический режим "без вспышки", хотя в этом случае не будет подсветки автофокуса), но постепенно к этому привыкаешь, а вот то, что выпрыгивает она на пару сантиметров выше, чем у 10D — серьёзный плюс. Видимо, предполагается, что хозяева 10D всё равно снимают только с внешними вспышками, с которыми 300D тоже отлично уживается: полная поддержка E-TTL. Затвор и механизм поднятия зеркала тоже оставляет желать чуть больше плавности при срабатывании, но и это можно пережить. Некоторые "эстеты" морщат нос от отсутствия в камере таких "важных" (если не сказать "необходимых") функций, как запись видео и звука. Думаю, что им лучше посмотреть в сторону серии IXUS,  а тем временем у продвинутых фотографов к фирме Canon найдутся куда более неприятные вопросы.

Во-первых, удивляет неторопливость камеры: от включения или выхода из "спящего" режима до готовности к снимку проходит добрых три секунды, на протяжении которых на жк-дисплее горит издевательская надпись "EOS". Неприятно получать такой сюрприз от зеркальной фотокамеры, плёночный старший брат которой всегда готов как пионер. Заявленная скорострельность 2,5 кадра в секунду в спортивном режиме на самом деле оборачивается всего четырьмя отснятыми один за другим кадрами, после чего камера сваливается на тоскливое адажио, сопровождаемое ритмично моргающим в такт индикатором записи на карту памяти. Чистое издевательство над фотографом: на ловлю чайки в стамбульском порту через не самую дешёвую длиннофокусную оптику со стабилизатором пришлось потратить около получаса, и результат даже после кадрирования всё равно оказался неидеальным, дальше стало просто жалко времени.

seagull.jpg

Попалась наконец! Фото: Майя Гаврилова.

seagull.jpg

Попалась наконец! Фото: Майя Гаврилова.

Во-вторых, вызывает определенное раздражение отсутствие или неполноценность простых по сути функций, которые ничего не стоило реализовать в камере. Здесь уже виноват маркетинг: Canon явно не хочет, чтобы EOS 300D мог привлечь серьёзное внимание профессионалов. Невозможность явного ручного выбора режимов экспозамера и автофокусировки (прекрасный режим слежения за движущимся объектом съёмки AI Servo включается только в автоматическом режиме "Спорт") резко ограничивает удобство фотографа, а отсутствие синхронизации вспышки по второй шторке затвора просто не позволяет применять этот весьма оригинальный художественный приём съёмки при низкой освещенности. Неудобно реализован ручной баланс белого при весьма спорном и часто промахивающемся автоматическом, хотя и на том спасибо. Совсем нет режима точечного экспозамера. Вспоминается история с прекрасной плёночной камерой Canon EOS 33, в которой он тоже отсутствовал, что сразу отбрасывало её на два уровня ниже в остальном аналогичных моделей. Негодованию фотографов не было предела.

Есть также несколько претензий, касающихся эргономики. Так, скажем, на первый взгляд удачное расположение переключателя On-Off под кольцом выбора режима съёмки на деле может оказать медвежью услугу: при съёмке на холоде в перчатках очень легко перевести камеру из зеленой автоматической зоны в творческую, что влёчет за собой изменение всех настроек: баланса белого, размера кадра и т.д. В пылу отпускной фотовакханалии (горные лыжи, коньки) можно не сразу это заметить. А ведь всех дел — сделать кольцо чуть потуже, благо что переключаться между режимами приходится не так уж часто, либо перенести выключатель в другое место, благо свободных поверхностей на корпусе более чем достаточно. Или механизм извлечения карты памяти: мало того, что это почти невозможно сделать одной рукой, так ещё и приходится мизинцем утапливать рычажок по самые гланды, чтобы карта выскочила из разъёма. Кто-то скажет, что так зато меньше риска потерять карту в поле, но кому, чёрт возьми, вообще придёт в голову лезть в поле под эту крышку? А вот дома или на рабочем месте делать это приходится регулярно, поскольку режим подключения камеры как USB-накопителя у EOS 300D (да и у подавляющего большинства других цифровых камер от Canon на процессоре DIGIC) отсутствует, и намного удобнее завести себе для доступа к фотографиям USB-шную читалку карт за 20 долларов. Кстати, если вы отсняли серию снимков в скоростном режиме и решили тут же посмотреть на компьютере результат, то при открытии крышки отсека памяти вас ждёт неприятный сюрприз: камера тут же выключается и вы теряете кадры, не успевшие записаться на карту. Это коленце тянется у цифровых зеркалок от Canon начиная с D30, и за три года можно было уже что-то с этим сделать, ан нет.

Кое что, правда, удалось сделать отечественным умельцам. Как и предполагалось, многие функции, отключенные в камере для пущего маркетинга, вполне можно включить обратно без ведома изготовителя. Вряд ли предполагалось, что сделать это так легко — путём замены всего пары байт в прошивке камеры. Скачав с сайта http://satinfo.narod.ru/ и установив прошивку, известную уже во всём мире, как Russian Firmware, можно включить пользовательское меню и заполучить такие полезные функции, как блокировку съёмки без установленной карты памяти, изменение размера и способа сжатия файла JPEG, прикрепляемого к RAW (незаменимо для сравнительных тестов), блокировка выдержки синхронизации со вспышкой на 1/200 сек., и главное — экспокоррекцию вспышки (FEC)! К сожалению, прочие функции D10, хоть и становятся доступны в меню, на деле не работают. Имейте в виду также, что установка этой прошивки может теоретически лишить вас гарантии на камеру (практически же, насколько мне известно, сервис-центры Canon придерживаются такой политики, что если неисправность не вызвана неавторизованной модификацией, то и взятки с пользователя гладки).

Что же мы имеем в сухом остатке? Камера Canon 300D была создана с целью захвата ценового сегмента "от 1000 до 1500" — и задача эта успешно выполнена. Конкуренты пошустрее с опозданием на полгода выпускают аналоги, послабее — кусают локти. Фотолюбителям и полупрофессионалам, имеющим в активе оптику Canon EF, но не имеющим денег на Canon 10D и, тем более, старшие модели, никаких аргументов не надо, большинство из них либо уже купили 300D, либо откладывают на покупку трудовые доллары. Юношам, всё ещё обдумывающим житьё и готовым вкладываться в технику, можно смело порекомендовать покупку этой камеры (в Kit-комплектации), поскольку, несмотря на перечисленные недостатки, ничего лучшего по соотношению цена/качество за эти деньги на рынке нет и в ближайший год не предвидится. Ну а выбравшим однажды линейку Nikkor не остаётся ничего, кроме как ждать симметричного ответа от Nikon, который (в виде модели D70) не так давно последовал. Но об этом — в другом обзоре.