Nikon D70 - ответный ход патриарха
Продолжая наскоком начатую тему цифровых зеркалок, обратим свой пытливый взгляд на "ответ Чемберлену" от компании Nikon. Сразу извинюсь: рассматривая слегка запоздавшую с выходом на рынок модель Nikon D70, избежать сравнительного характера обзора с камерами Canon не удастся; примем это как данность, ведь второй на старте – часто первый на финише.
Традиционный экскурс в историю мы начнём с 1959 года, когда в апреле-июне два гиганта оптической индустрии одновременно вступили в схватку, выкатив на рынок серийные зеркальные 35-мм фотокамеры – Nikon F и Canonflex. Это был рывок, сравнимый с запуском двумя годами раньше первого космического спутника: до той поры "зеркалки" пользовались репутацией ненадёжных, неудобных и громоздких приборов, годных лишь для студийной работы. Комбинация пентапризмы, быстрого "возвратного" зеркала и механизма управления диафрагмой позволила уместить в сравнимый с "дальномерками" по размеру корпус инструмент, который и по сей день является главным оружием фоторепортёров по всему миру.
Оба гранда представили вместе с камерами совершенно новый модельный ряд объективов – с литерой R у Canon и с литерой F – у Nikon. C тех пор Canon сменил три модели объективов (FL в 1964 году, FD в 1971-м и EF в 1987-м), Nikon же, меняя индексы, до сего дня сохраняет полную обратную совместимость всей своей многочисленной "зеркальной" оптики: штатная линза от Nikon F образца 1959 года легко и непринуждённо установится на Nikon D70, и, уверяю вас, снимки получаются вполне достойные.
Взяв курс на профессиональный сегмент, рынка Nikon принялся бомбардировать его продуктами, выпуская иногда по 3-4 модели за год, на любой вкус, но всякий раз – на хороший, объёмистый карман. Вместо попыток создания универсальных камер Nikon просто делал новую под каждую задачу: для скоростной съёмки, для подводной съёмки, для спортивной фотографии, для путешественников, для охотников и так далее. В процессе творческого полёта инженеров и конструкторов появлялись такие занятные экземпляры, как Nikon F2 Titan в корпусе из "небесного металла", или Nikon F2H-MD – размером и весом с хороший кирпич, где треть корпуса занимал высокоскоростной электромотор для перемотки плёнки, а ещё треть – батареи, питающие этого монстрика.
Каждые 10 лет, тем не менее, выпускалась очередная камера-флагман, к которой позже снизу пристраивалась лесенка из более дёшёвых моделей. Такими ключевыми точками были Nikon F2 (1971), затем Nikon F3 (1980), Nikon F4 (1988) и, наконец, Nikon F5 (1996). Несмотря на жёсткую, местами переходящую в жестокую, конкуренцию, Nikon и по сию пору считается выбором номер один многих профессиональных репортёров и журналистов, не в последнюю очередь благодаря как раз своей патриархальной верности традициям. Даже опускаясь – на потеху публике – в нижние слои ценового океана, фирма продолжает хранить достоинство, не разменивая легендарное качество на консьюмерские финтифлюшки, за что традиционно нелюбима "чайниками".
В 1996 году, через два года после выхода цифровых зеркалок Canon/Kodak DSC 3 и Canon DCS 1, Nikon решает совершить ленивое телодвижение в направлении молодого, но быстро развивающегося рынка. Неравный брак с Fuji породил серию Nikon/Fujix E2/E2N/E2Ns, весьма уступавшую DSC 1/DSC 3, и уже тогда несколько запоздавшую. В 1998 году её сменила на боевом посту столь же неудачная линейка Nikon/Fujix E3, но уже в начале 2000 года последовал сильный ход в лице 2,74-мегапиксельного Nikon D1 (уже отдельно от Fuji). Через год Nikon "исправился", выпустив "апгрейд" с индексом D1H и 6-мегапиксельную версию D1X, а ещё через год – потрогал ногой тонкий лёд рынка полупрофессиональных цифровых зеркалок, выпустив Nikon D100 по цене в 2000 долларов за камеру без объектива, тем самым заполнив пробел между дорогой профессиональной техникой и аппаратами потребительской направленности из линейки Coolpix.
И лишь после двойного удара Canon, выпустившего с интервалом в полгода модели 10D для профи (а, точнее для полу-профи) и 300D для любителей, патриарх встрепенулся и решил показать, на что он способен, выпустив на рынок уникальную по соотношению цены и возможностей 6-мегапиксельную зеркалку Nikon D70 по вполне конкурентной цене в $999.
С первого взгляда на технические характеристики аппарата становится ясно, что создавался он совсем не как конкурент Canon 300D. Судите сами:
Сенсор | ПЗС, 23,7х15,6 (кроп-фактор - 1,5), 6 мегапикселей, пр-во Sony |
Чувствительность | ISO 200-1600 |
Форматы изображения | JPEG 3008х2000, 2240х1488, 1504x1000; RAW (NEF) 3008х2000 |
Носитель | Compact Flash тип I и II (включая микро-HDD). |
Видоискатель | пентазеркало, поле зрения 95% по вертикали и горизонтали; диоптрийная коррекция от -1,6 до +0,5 диоптрий |
ЖК дисплей | 1,8 дюйма, 130 тыс. пикселей |
Затвор | электронный, диапазон выдержек от 1/8000 до 30 сек. Выдержка синхронизации вспышки 1/500 сек. |
Режимы съёмки | 7 автоматических и 4 творческих |
Режимы фокусировки | автоматическая однокадровая (AF-S), следящая (AF-С), предиктивная (включается автоматически), ручная. 5 точек фокусировки, режим фокусировки по ближайшему объекту, подсветка автофокуса вспышкой или белой лампой |
Режимы экспозамера | интегральный матричный (1005-пиксельный сенсор), центрально-взвешенный (окружность диаметром 6, 8, 10 или 13 мм в центре кадра), точечный (1% с привязкой к тофке фокусировки) |
Экспокоррекция | плюс-минус 5 ступеней с шагом 1/2 или 1/3 ступени |
Баланс белого | автоматический (1005-пиксельный сенсор), 6 стандартных установок с подстройкой, ручная настройка, брекетинг |
Вспышка | встроенная, ведущее число 11. Внешняя – серия SB, синхроконтакт, синхронизация по второй шторке, экспокоррекция вспышки |
Скоростная съёмка | 3 кадра в секунду сериями от 4 кадров до непрерывной |
Автоспуск | задержка от 2 до 20 сек., ИК-пульт (опция) |
Питание | Li-ion аккумулятор (в комплекте), адаптер для 3 литиевых батарей типа CR2 (в комплекте), сетевой адаптер (опция) |
Габариты | 140 x 111 x 78 мм (без объектива) |
Вес | 560 г (без объектива и батареи) |
В комплекте поставки наличествует зарядное устройство для аккумулятора, сам аккумулятор, адаптер для батарей CR2 (эти батареи не слишком распространены в природе, но в большом городе могут спасти от жестокой фрустрации, вызванной разряженным аккумулятором), ремень, заглушка на видоискатель (для съёмки на длинных выдержках, чтобы не попали случайные блики), кабели видео и USB, а также пластиковая защитная крышка для дисплея – аксессуар, который понравится любителям чистоты и порядка во всём. Однажды она может уберечь камеру от царапины, сделанной пуговицей или пряжкой ремня. В комплекте также идёт CD-ROM с Nikon PictureProject – простенький софт для скачивания и каталогизирования фотографий. Опционально предлагается докупить ($100) более мощный Nikon Capture 4, позволяющий производить тонкие манипуляции с файлами в формате NEF, включая ретушь и подавление муара.
Речь, впрочем, не о программном обеспечении. У нас в руках тёпленькая, только что с конвейера цифровая зеркалка от Nikon, которой рынок терпеливо дожидался более полугода! Что же предлагают нам за наши кровные $1000?
По дизайну камера недалеко ушла от предшественницы D100: корпус стал чуть более зализан и сделан теперь из пластика (похудев сразу на 100 граммов, но сохранив ощущение надёжности в руке); у многих кнопок на задней панели появились вторые функции: выбора чувствительности, баланса белого, режима скоростной съёмки и формата и качества изображения, что чрезвычайно удобно: не надо лезть в меню или устраивать сложный танец с настроечными колёсиками. Общая эргономика весьма удачна: выключатель невозможно задеть случайно, кнопки открывания вспышки, фиксации экспозиции, просмотра диафрагмы и перехода к ручной фокусировке размещены на положенных им местах. Оригинально, кстати, выступает кнопка открывания вспышки: при уже открытой вспышке она работает как кнопка выбора режима (заднее колёсико) или экспокоррекции вспышки (переднее колёсико). Смущает лишь фирменная "леворукость" от Nikon: вращение колёсика вправо вызывает экспокоррекцию (как вспышки, так и камеры) вниз, а не вверх, как ожидается, а для смены объектива его (объектив) надо вращать не против, а по часовой стрелке. Великая страна Япония, аршином общим не измерить. Верность традициям, опять же – ровно такое поведение, как говорят старики, наблюдалось и у самых первых зеркалок этой фирмы.
Удачно расположен и отсек для карты памяти. При определенном навыке его легко открыть большим пальцем правой руки, не перехватывая камеру, и достать или вставить карту свободной левой рукой. Чтобы закрыть отсек, достаточно просто перевести камеру в "рабочее" положение: крышка сама защёлкнется под ладонью.
Первое же ощущение в работе: камера очень быстрая. Я бы даже сказал – молниеносная. Ведёт себя она в точности как обычная плёночная зеркалка: включил питание и жми на кнопку, объектив фокусируется, и вылетает птичка. Никакой задержки! Достигается этот эффект, разумеется, путём постоянной работы центрального процессора камеры (который попутно даже в выключенном состоянии показывает на жидкокристаллическом дисплейчике число оставшихся кадров), но на энергопотреблении это почти не сказывается, а чувства при этом на первых порах испытываешь близкие к экстазу. Столь же быстро камера работает в режиме просмотра, благодаря заранее генерируемым превьюшкам (отметим, правда, что с этими превьюшками может работать только "родной" никоновский софт, сторонние программы их не видят). Ложку дёгтя, однако, добавило то обстоятельство, что максимальное увеличение в этом режиме – всего в четыре раза, чего подчас бывает мало для оперативной оценки результата съёмки.
На этом сюрпризы не закончились. В режиме скоростной съёмки восторгу нет предела: заявленная скорострельность в 3 кадра в секунду – лишь приманка, самое приятное открытие ожидало впереди. В режиме записи изображений Small/Fine (маленький размер кадра, высокое качество сжатия) эта скорострельность держится до полного заполнения карты, аппарат успевает записывать файлы из промежуточной памяти на карту с той же скоростью, с которой снимает новые! В голове сразу закрутились идеи по использованию такой чудесной возможности: можно, к примеру, записывать псевдо-видео клипы, манипулируя на ходу положением камеры, фокусным расстоянием и даже экспокоррекцией.
Если вы внимательно читали таблицу технических характеристик, то обратили, наверное, внимание на то, что камера изобилует функциями, присутствующими в Canon 10D, но из маркетинговых соображений отключенных в 300D: точечный замер, экспокоррекция вспышки, синхронизация по второй шторке и даже режим синхронизации вспышки при выдержке в 1/500(!). Разумеется, все это также вызывает чувство благодарности к производителю. К сожалению, мне не удалось как следует покрутить в руках предлагаемый в комплекте объектив AF-S DX Zoom-Nikkor 18-70 мм f/3.5-4.5G IF-ED (камера была предоставлена на тестирование без объектива), специально разработанный для цифровых зеркалок, но, по отзывам пользователей, он на голову выше предлагаемого в комплекте к Canon 300D (что, в общем, неудивительно, при троекратной-то разнице в цене) и, что приятно, совместим со всеми цифровыми зеркальными камерами Nikon.
Принято считать, что как раз бюджетные объективы Nikkor являются слабым местом компании: при отличных оптических свойствах они медленные (специальные ультразвуковые моторы, которые, помимо прочего, здорово экономят энергию аккумуляторов, ставят на более дорогие экземпляры), а технология компенсации "шевелёнки" VR и вовсе начала применяться только в последние годы, тогда как Canon уже интегрировал свою технологию IS в дешевый гиперзумовый цифровик S1 ценой менее $500. В результате всё больше и больше поклонников камер Nikon отдают предпочтение объективам третьих фирм, например Sigma. Их можно понять, тем более Nikon более дружественен к "чужому" оборудованию, не в последнюю очередь благодаря уже упомянутому традиционализму. Нельзя не вспомнить, кстати, что и отечественная (ранее советская, а ныне российская и белорусская) промышленность тоже выпускает объективы для крепления Nikon F, пусть не слишком качественные, зато экстремально дешёвые. Скажем, восьмимиллиметровый "рыбий глаз" МС Пеленг 3,5/8А производства БелОМО стоит в Москве чуть больше 5000 рублей и попросту не имеет доступных в здешней природе аналогов, а имеющиеся сверхширокоугольные линзы линейки Nikkor стоят от 600 до 2000 долларов.
Правда, при установке "Пеленга" на Nikon D70 он полностью отключает свою автоматику: фирменный 3D-матричный замер требует сопряжения с совместимыми объективами, а дублирующего TTL-сенсора в камере нет, что, впрочем, вполне понятно. С другой стороны, Canon и тут в выигрыше: переходник с Canon EF на популярную резьбу M42 стоит около 600 рублей, а величина рабочего отрезка Canon EF чуть меньше, чем у Nikon F (44 мм против 46,5 мм), за счёт чего у Canon происходит выигрыш в светосиле. С третьей стороны, линейка объективов Nikkor DX, разработанная специально для цифровых зеркалок, уже включает четыре объектива (считая тот, что предлагается в комплекте с Nikon D70), тогда как Canon никак не выпустит вторую модель линейки EF-S, телезум, обещанный (хотя и не анонсированный официально) почти год назад.
Но вернёмся к камере. Главные баталии между "канонирами" и "никонистами" сводятся к матрице: CMOS у Canon против CCD у Nikon. Принято считать, что CCD больше шумит и намного сильнее "сосёт" пыль (в силу физического принципа работы), хотя даёт более правильные, "холодные" цвета. С оценкой цветопередачи я склонен согласиться – оценить степень загрязнения матрицы за две недели не представляется возможным, – а вот насчёт шума бабушка надвое сказала: проводимые независимые тесты показывают, что, хотя уровень шума действительно немного выше при аналогичных установках ISO Speed (и не забываем, что у Canon есть ISO 100!), большая часть его сосредоточена в канале яркости, а не в цветах, то есть менее заметна глазом и легче устранима на программном уровне. Личный опыт также согласуется с этими выводами.
Впрочем, есть и ложка дёгтя. На зарубежных сайтах, посвященных цифровой фотографии, появляются жалобы на некий эффект back-focus, при котором механизм автофокусировки "промахивается" мимо истинного положения, сдвигая точку фокуса чуть назад. Также попадаются жалобы на качество AA (anti-aliasing) фильтра, установленного непосредственно перед матрицей, что иногда приводит к появлению довольно заметного муара. Ни того, ни другого эффекта мне, несмотря на многократные попытки, достичь не удалось. Не исключено, конечно, что эти сообщения есть элементы "чёрного пиара", направленного против новой камеры, либо же указанные эффекты наблюдаются на конкретных экземплярах, но, с другой стороны, не признать некоторой сырости продукта нельзя; об этом говорит и поспешно выпущенный апгрейд прошивки, скачать который, кстати, можно с сайта Nikon Europe.
В целом же итоговое впечатление от камеры самое радужное. Nikon D70 можно смело рекомендовать фотолюбителям, планирующим в ближайшее время переход на цифровые зеркалки и не успевшим еще скопить несовместимой оптики (и уж тем более уже имеющим в запасе объективы Nikkor). По ряду критериев он определенно превосходит Canon 300D, а кое-где даже вплотную подбирается к Canon 10D. Также, безусловно, рекомендуется покупка kit-комплекта с объективом AF-S DX Zoom-Nikkor 18-70 мм f/3.5-4.5G IF-ED – несмотря на разницу в цене в 300 долларов, он того определённо стоит. А если вы не большой любитель таскать на шее здоровую камеру, а в сумке за спиной – пяток объективов к ней, то вам стоит подождать следующего материала в нашей рубрике, где мы планируем обзор новой ультракомпактной камеры Sony DCS-T1.