Сумма технологий: активная акустическая система Creature II от JBL
JBL – это имя американского происхождения ласкает слух многим меломанам, ценящим яркий «хай-файный» звук, всегда преподносимый в элегантной обертке. Впрочем, профессионалы к JBL тоже неравнодушны, поскольку фирма делает как студийные мониторы для создания аутентичных звуковых образов в ближнем поле, так и мощную акустику для дискотек и конференц-залов. На рынке акустических систем JBL успешно существует более полувека. Сейчас JBL входит в холдинг Harman International, по-прежнему ведет обширные научные исследования и выпускает продукцию под своей торговой маркой. Фирма не скупится на свежие инженерные решения и всевозможные нововведения, неизменно пользующиеся фантастическим спросом. Причем удачными получались и динамики, и колонки в целом. Так что опыта в успешном проектировании новых оригинальных акустических систем JBL не занимать.
Однако в данном тексте речь пойдет не о «супер-тяжеловесах» JBL, а об аккуратненькой и легонькой мультимедийной акустической стереосистеме под названием Creature II. Воплощена она специалистами Harman Multimedia – новоявленного подразделения холдинга Harman International. Складывается впечатление, что Creature II – внеземного, уфологического происхождения. Глядя на это «создание», начинаешь подозревать, что мы не одиноки во Вселенной. Впрочем, вскрытие покажет...
Существуют две разновидности Creature II. Первая имеет белый цвет корпуса и зеленую подсветку нижней части сателлитов. Вторая – корпус в серебристом тоне и ярко-голубую (модный «лазерный неон») подсветку сателлитов. Второе исполнение стоит дороже примерно на 10 у.е. Creature II пришла на смену прошлогодней модели Creature – теперь щелчки при настройке уровня громкости не докучают.
Упаковка
Размер коробки около – 270 х 272 х 333 мм. Гофрированный картон облицован мелованной бумагой, плюс ко всему – в целомудренном полиэтиленовом чехле. Художественное оформление не аляпистое, а по-настоящему фирменное. А ярко-красный логотип JBL заставляет замечать Creature II в первую очередь среди массы коробок других продуктов, или в снующей толпе.
Внутри коробки – плотно стыкующиеся прессованные ячейки, выполненные наподобие классической сотовой упаковки для куриных яиц. Похоже, содержимое коробки неплохо защищено от ударов и тряски.
Технические характеристики JBL Creature II | |
Динамики | Металлическая мембрана более дюйма и широкий гибкий подвес (технология Odyssey+) в сателлитах.Длинноходный 4.5 дюйма (технология Magnum) в сабвуфере. |
Мощность (среднеквадратичная, 10% THD+N) | сабвуфер - 24 Втсателлиты - 2 х 8 Вт |
Полоса воспроизводимых частот | сабвуфер - 50 - 180 Гцсателлиты - 180 - 20000 Гц |
Входное сопротивление | 5 - 10* кОм |
Чувствительность входа при минимальной мощности | 400 мВ |
Соотношение сигнал/шум | более 80 дБ |
Магнитное экранирование | есть (сателлиты и сабвуфер) |
Материал корпуса | Сабвуфер - ударопрочный профилированный пластик (сабвуфер)Сателлиты - ударопрочный пластик (сателлиты) |
Страна-изготовитель | КНР |
Разработчик | Harman Multimedia, США |
Размеры, мм | сабвуфер - 229 х 229 х 229сателлиты - 76 х 76 х 76 |
Рекомендованная цена, у.е. | от 120 |
* - зависит от выходной мощности |
Описание
Форма корпусов как сабвуфера, так и сателлитов вызывает прямые и стойкие ассоциации с колоколами, чья оптимальная акустика выпестовывалась веками. Что это – строгий научный расчет или высокоточная интуиция решивших пошалить инженеров-дизайнеров уважаемой во всем мире фирмы? Нынче горе-производители разного рода-племени плодят горы вычурной акустики, которая звучит чуть лучше динамика из коммунальной хрущевской радиоточки. Creature II – совсем иного поля ягода. Не удивлюсь, когда выяснится, что JBL подсуетилась и прикупила патентик из далекого уголка Вселенной у зеленых ребятишек из фильма Men in Black.
Но как бы то ни было, а акустика не только ласкает взгляд, но и вызывает острое желание тактильного контакта. JBL не стала экономить на качестве пластмассы – идеально низкая шероховатость. Чистый честный цвет (фотографам рекомендуется использовать для коррекции баланса белого). Умеренный глянец.
Толщину стенок корпусов не назовешь гигантской. Однако где надо – грамотно спрофилированное утолщение, где не надо – разумное снижение толщины. Зато вес всей конструкции минимальный. А будет ли звук на максимальной громкости дребезжать – об этом в следующем разделе нашего тестирования.
JBL в инструкции по эксплуатации Creature II (имеется и на русском языке) предупреждает: НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ в целях «отчистки» пластмассы спиртосодержащие жидкости и растворители, а также оберегать акустику от прямого попадания флуоресцентного и неонового света.
Блок питания выполнен отдельным и весит чуть ли не тяжелее самого сабвуфера. На выходе - аж 3,5 ампера при 18 вольтах! На входе – родимые 220-240 В при 50 Гц. Кстати, блок питания не какой-нибудь «залетный» (частенько нерадивые компании впопыхах комплектуют технику первым попавшимся под руку барахлом для продажи даже в Европе), а настоящий – от JBL.
Вся коммутация сконцентрирована на тыльной нижней части сабвуфера. Выглядит в целом как сопла двигателей у классического НЛО. Там же упрятаны кнопка и индикатор включения. Штекеры однозначно различимы как формой пластиковых концевиков при соответствующей форме гнезд, так и своим цветом. Воткнуть их можно только в одной комбинации, причем практически вслепую. Правда, требуется определенное, слегка непривычное усилие, поскольку штекеры туговато (в этом есть здравый смысл) входят в гнезда.
Длина сателлитных кабелей – около 2 метров. Проблем с расстановкой не должно возникнуть даже при ассиметричном расположении сабвуфера. А комплектный шнур (мини-джек на мини-джек) для подключения аудио-устройств (саунд-карты, плееры и тому подобное) имеет длину 3 метра. Похвально! Обычно подобные кабели длиннее 1,5 метров не изготавливают. А как раз этих несчастных 1,5 метров и не хватает в случае размещения системного блока сбоку, под обширным столом. Перечисленные кабели белого цвета, строго в масть самой Creature II.
Регуляторы уровня баса и тембра СЧ/ВЧ оформлены в виде блестящих крупных эллипсоидов, высовывающихся по бокам основания сабвуфера. Среднее положение данных регуляторов легко ощущается тактильно по моменту их сопротивления к поворачиванию. Вроде бы мелочь, а жизнь упрощает!
Регулятор уровня громкости усиливаемого звука размещен на правом сателлите. Примечательно: регулятор этот сенсорный с запоминанием величины уровня. Звук выключается одновременным прикосновением к двум «пятачкам», помеченным как «+» и «-». Включается – прикосновением к любой области сенсора. Как увеличивать или уменьшать громкость – понятно и без слов. Надо только приноровиться к изменению уровня с малым шагом. В этом случае достаточно серии коротких прикосновений, например, легкого «постукивания» пальцем (или ногтем) с интуитивно подобранным интервалом.
Акустическое оформление сабвуфера – закрытое, с фазоинвертором. Последний выведен через днище рядом с НЧ-динамиком, который виднеется через решетку отверстий. Дабы чужеродные предметы не затыкали отверстие фазоинвертора, в нем сделаны специальные «крылышки», заодно выполняющие профилирование пульсирующего воздушного потока.
Бросается в глаза ширина гибкого подвеса у динамиков-сателлитов. При относительно небольшой вогнуто-купольной мембране подвес выглядит исполинским. Подобные пропорции имеют, как правило, мощные среднечастотные динамики, захватывающие диапазон верхнего баса. В Creature II сателлитный динамик еще должен отрабатывать все высокие частоты вплоть до 20 кГц. Безусловно, неспроста здесь JBL разработала и применила свою технологию Odyssey+.
Впечатления от прослушивания и эксплуатации
Задействованные аудио-устройства:
• Типичная встроенная шестиканальная саунд-карта (АС97 кодек ALC650 + INTEL ICH4).
• Не нуждающаяся в представлении звуковая карта Audigy2 ZS.
• Мр3 плеер Creative.
• Ноутбук Rover (прошлогодний, из недорогих).
Звук на Creature II во всех случаях шел в стереорежиме.
Первое впечатление от звучания Creature II – правдивость (от такой мультимедиа-экзотики ждешь гораздо большего вранья) и жизнерадостность (другими словами, способность «весело» преодолевать крутые музыкальные подъемы). Музыка любого стиля воспроизводится безо лжи – все инструменты легко узнаваемы и не «забивают» друг друга. Наиболее удаются джаз и размеренная классика. По силам колонкам и оперный вокал. На рок- и техно-композициях из репертуара группы PRODIGY лучше не увлекаться громкостью.
Некая резковатость воспроизводимых компонент на средних частотах, особенно заметная при максимальной громкости-мощности, свойственна почти поголовно всей активной мультимедийной акустике. Не избежала этого и Creature II. Хотя она выражена гораздо в меньшей степени, нежели чем у большинства (в том числе довольно дорогих) моделей, да и то лишь на отдельных записях с «задранной» амплитудой (перекомпрессированных в студии или пережатых впоследствии в МР3). Следует отметить, что упомянутая резковатость совершенно не будет раздражать людей со скромной чувствительностью слуха на средних частотах. Даже наоборот – звучание Creature II покажется им четким и ярким. Наконец, предусмотрена регулировка ВЧ-тембра, влияющая и на уровень средних частот. Пресловутая эта резковатость, скорее всего, вызвана ростом нелинейных искажений с преобладанием оных именно на средних частотах.
Судя по ощущениям, спад на высоких частотах отсутствует, что не удивительно: по сути, динамик сателлитов является неплохой «пищалкой». Хотя до специализированных, с купольной мембраной из шелка или титана, нашей «пищалке» далеко. Опять-таки, инженеры JBL явно старались не растерять высоких частот на пути усиления.
Наиболее неоднозначны впечатления от воспроизведения самых низких частот. С одной стороны, бас есть, он не выпадет из ритма и настырно лупит по организму. С другой – возникает большое подозрение, что заявленные частоты от 50 Гц, может, и воспроизводятся, но со значительным ослаблением по амплитуде. Увеличение уровня баса не приводит к заметному расширению частотного диапазона в сторону низких частот, то есть сабвуфер крепко «привязан» к частоте настройки фазоинвертора. Не исключено применение специального «электрического» фильтра, отсекающего лишний бас с учетом хода НЧ-динамика и упругости воздуха под «колоколом». Главное, сабвуфер не дребезжит, не трещит, не хрипит даже на громкости, близкой к максимальной (при уровне баса меньше половины и нормальной записи).
Размеры сабвуфера Creature II обманчивы! Этот скромняга способен элементарно растрясти плохо задемпфированные элементы. Если столешница тонковата, то на хороших басах разбросанные по ней мелкие предметы пойдут в пляс, позвякивая в такт музыке. Стоило водрузить сабвуфер на видеомагнитофон, как начинка последнего моментально откликнулась противным дребезгом. Прятать же Creature II на пол – нонсенс, да и подстраивать тембр будет неудобно. Вывод простой – стол для размещения сабвуфера желательно иметь помассивнее, с основательной столешницей. Или же ставить сабвуфер на какую-нибудь декоративную тумбу – в идеале, выполненную в стиле «хай-тек».
Creature II уверенно, с четкой раскладкой влево и вправо, воспроизводит стереоэффекты. Что касается глубины сцены, то тут не все так здорово. Сказывается широкая диаграмма направленности сателлитов. Зато нет проблем с их размещением: можно отправить сателлит на книжную полку, если нет места рядом с монитором. Стереообраз не распадается на части даже при широкой – более двух метров – базе.
Тыльная часть поверхности сабвуфера во время продолжительной работы нагревается, но не очень сильно. Блок питания также нагревается в меру, причем даже тогда, когда Creature II выключен, то есть с торчащим из розетки штепселем.
Заключение
Значит, так: арендуете помещение, оформленное в стиле хай-тек, и празднуете в нем новоселье Creature II от JBL. Смущает цена? Ну, тогда извините.
Преимущества
• Интригующее звучание.
• Баланс частот в большинстве случаев подстраивается ВЧ-тембром.
• Слитный, легкий на подъем бас с возможностью регулировки.
• Компактность.
• Инопланетный, гипнотизирующий дизайн.
• Убедительное имя фирмы.
• Высочайшее качество изготовления.
Недостатки
• Относительно невысокий запас мощности (без искажений).
• Не самый глубокий бас.
Автор благодарит специалистов UniScope за оперативные и исчерпывающие консультации по техническим вопросам.