Опубликовано 28 июля 2004, 00:33

Сумма технологий: активная акустическая система Creature II от JBL

Аккуратная и легкая мультимедийная акустическая стерео-система Creature II от Harman Multimedia... Глядя на это «создание», начинаешь подозревать, что мы не одиноки во Вселенной...

JBL – это имя американского происхождения ласкает слух многим меломанам, ценящим яркий «хай-файный» звук, всегда преподносимый в элегантной обертке. Впрочем, профессионалы к JBL тоже неравнодушны, поскольку фирма делает как студийные мониторы для создания аутентичных звуковых образов в ближнем поле, так и мощную акустику для дискотек и конференц-залов. На рынке акустических систем JBL успешно существует более полувека. Сейчас JBL входит в холдинг Harman International, по-прежнему ведет обширные научные исследования и выпускает продукцию под своей торговой маркой. Фирма не скупится на свежие инженерные решения и всевозможные нововведения, неизменно пользующиеся фантастическим спросом. Причем удачными получались и динамики, и колонки в целом. Так что опыта в успешном проектировании новых оригинальных акустических систем JBL не занимать.

Однако в данном тексте речь пойдет не о «супер-тяжеловесах» JBL, а об аккуратненькой и легонькой мультимедийной акустической стереосистеме под названием Creature II. Воплощена она специалистами Harman Multimedia – новоявленного подразделения холдинга Harman International. Складывается впечатление, что Creature II – внеземного, уфологического происхождения. Глядя на это «создание», начинаешь подозревать, что мы не одиноки во Вселенной. Впрочем, вскрытие покажет...

Creature II.jpg

Creature II.jpg

Существуют две разновидности Creature II.  Первая имеет белый цвет корпуса и зеленую подсветку нижней части сателлитов.  Вторая – корпус в серебристом тоне и ярко-голубую (модный «лазерный неон») подсветку сателлитов. Второе исполнение стоит дороже примерно на 10 у.е.  Creature II пришла на смену прошлогодней модели Creature – теперь щелчки при настройке уровня громкости не докучают.

Упаковка

Размер коробки около – 270 х 272 х 333 мм. Гофрированный картон облицован мелованной бумагой, плюс ко всему – в целомудренном полиэтиленовом чехле. Художественное оформление не аляпистое, а по-настоящему фирменное. А ярко-красный логотип JBL заставляет замечать Creature II в первую очередь среди массы коробок других продуктов, или в снующей толпе.

Внутри  коробки – плотно стыкующиеся прессованные ячейки, выполненные наподобие классической сотовой упаковки для куриных яиц. Похоже, содержимое коробки неплохо защищено от ударов и тряски.

Технические характеристики JBL Creature II
ДинамикиМеталлическая мембрана более дюйма и широкий гибкий подвес (технология Odyssey+) в сателлитах.Длинноходный 4.5 дюйма (технология Magnum) в сабвуфере.
Мощность (среднеквадратичная, 10% THD+N)сабвуфер - 24 Втсателлиты - 2 х 8 Вт
Полоса воспроизводимых частотсабвуфер - 50 - 180 Гцсателлиты - 180 - 20000 Гц
Входное сопротивление5 - 10* кОм
Чувствительность входа при минимальной мощности400 мВ
Соотношение сигнал/шумболее 80 дБ
Магнитное экранированиеесть (сателлиты и сабвуфер)
Материал корпусаСабвуфер - ударопрочный профилированный пластик (сабвуфер)Сателлиты - ударопрочный пластик (сателлиты)
Страна-изготовительКНР
РазработчикHarman Multimedia, США
Размеры, ммсабвуфер - 229 х 229 х 229сателлиты - 76 х 76 х 76
Рекомендованная цена, у.е.от 120
* - зависит от выходной мощности

Описание

Форма корпусов как сабвуфера, так и сателлитов вызывает прямые и стойкие ассоциации с колоколами, чья оптимальная акустика выпестовывалась веками. Что это – строгий научный расчет или высокоточная интуиция решивших пошалить инженеров-дизайнеров уважаемой во всем мире фирмы? Нынче горе-производители разного рода-племени плодят горы вычурной акустики, которая звучит чуть лучше динамика из коммунальной хрущевской радиоточки. Creature II – совсем иного поля ягода. Не удивлюсь, когда выяснится, что JBL подсуетилась и прикупила патентик из далекого уголка Вселенной у зеленых ребятишек из фильма Men in Black. 

sat.jpg

sat.jpg

Но как бы то ни было, а акустика не только ласкает взгляд, но и вызывает острое желание тактильного контакта. JBL не стала экономить на качестве пластмассы – идеально низкая шероховатость. Чистый честный цвет (фотографам рекомендуется использовать для коррекции баланса белого). Умеренный глянец.

Толщину стенок корпусов не назовешь гигантской. Однако где надо – грамотно спрофилированное утолщение, где не надо – разумное снижение толщины. Зато вес всей конструкции минимальный. А будет ли звук на максимальной громкости дребезжать – об этом в следующем разделе нашего тестирования.

JBL в инструкции по эксплуатации Creature II (имеется и на русском языке) предупреждает: НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ в целях «отчистки» пластмассы спиртосодержащие жидкости и растворители, а также оберегать акустику от прямого попадания флуоресцентного и неонового света.

Блок питания выполнен отдельным и весит чуть ли не тяжелее самого сабвуфера. На выходе - аж 3,5 ампера при 18 вольтах! На входе – родимые 220-240 В при 50 Гц. Кстати, блок питания не какой-нибудь «залетный» (частенько нерадивые компании впопыхах комплектуют технику первым попавшимся под руку барахлом для продажи даже в Европе), а настоящий – от JBL.

bp.jpg

bp.jpg

Вся коммутация сконцентрирована на тыльной нижней части сабвуфера. Выглядит в целом как сопла двигателей у классического НЛО. Там же упрятаны кнопка и индикатор включения. Штекеры однозначно различимы как формой пластиковых концевиков при соответствующей форме гнезд, так и своим цветом. Воткнуть их можно только в одной комбинации, причем практически вслепую. Правда, требуется определенное, слегка непривычное усилие, поскольку штекеры туговато (в этом есть здравый смысл) входят в гнезда.

connect.jpg

connect.jpg

connect2.jpg

connect2.jpg

Длина сателлитных кабелей – около 2 метров. Проблем с расстановкой не должно возникнуть даже при ассиметричном расположении сабвуфера. А комплектный шнур (мини-джек на мини-джек) для подключения аудио-устройств (саунд-карты, плееры и тому подобное) имеет длину 3 метра. Похвально! Обычно подобные кабели длиннее 1,5 метров не изготавливают. А как раз этих несчастных 1,5 метров и не хватает в случае размещения системного блока сбоку, под обширным столом. Перечисленные кабели белого цвета, строго в масть самой Creature II.

Регуляторы уровня баса и тембра СЧ/ВЧ оформлены в виде блестящих крупных эллипсоидов,  высовывающихся по бокам основания сабвуфера. Среднее положение данных регуляторов легко ощущается тактильно по моменту их сопротивления к поворачиванию. Вроде бы мелочь, а жизнь упрощает!

bass.jpg

bass.jpg

Регулятор уровня громкости усиливаемого звука размещен на правом сателлите. Примечательно: регулятор этот сенсорный с запоминанием величины уровня. Звук выключается одновременным прикосновением к двум «пятачкам», помеченным как «+» и «-». Включается – прикосновением к любой области сенсора. Как увеличивать или уменьшать громкость – понятно и без слов. Надо только приноровиться к изменению уровня с малым шагом. В этом случае достаточно серии коротких прикосновений, например, легкого «постукивания» пальцем (или ногтем) с интуитивно подобранным интервалом.

Акустическое оформление сабвуфера – закрытое, с фазоинвертором. Последний выведен через днище рядом с НЧ-динамиком, который виднеется через решетку отверстий. Дабы чужеродные предметы не затыкали отверстие фазоинвертора, в нем сделаны специальные «крылышки», заодно выполняющие профилирование пульсирующего воздушного потока.

sub.jpg

sub.jpg

Бросается в глаза ширина гибкого подвеса у динамиков-сателлитов. При относительно небольшой вогнуто-купольной мембране подвес выглядит исполинским. Подобные пропорции имеют, как правило, мощные среднечастотные динамики, захватывающие диапазон верхнего баса. В Creature II сателлитный динамик еще должен отрабатывать все высокие частоты вплоть до 20 кГц. Безусловно, неспроста здесь JBL разработала и применила свою технологию Odyssey+.

Впечатления от прослушивания и эксплуатации

Задействованные аудио-устройства:

• Типичная встроенная шестиканальная саунд-карта (АС97 кодек ALC650 + INTEL ICH4).
• Не нуждающаяся в представлении звуковая карта Audigy2 ZS.
• Мр3 плеер Creative.
• Ноутбук Rover (прошлогодний, из недорогих).

Звук на Creature II во всех случаях шел в стереорежиме.

Первое впечатление от звучания Creature II – правдивость (от такой мультимедиа-экзотики ждешь гораздо большего вранья) и жизнерадостность (другими словами, способность «весело» преодолевать крутые музыкальные подъемы). Музыка любого стиля воспроизводится безо лжи – все инструменты легко узнаваемы и не «забивают» друг друга. Наиболее удаются джаз и размеренная классика. По силам колонкам и оперный вокал. На рок- и техно-композициях из репертуара группы PRODIGY лучше не увлекаться громкостью.

Некая резковатость воспроизводимых компонент на средних частотах, особенно заметная при максимальной громкости-мощности, свойственна почти поголовно всей активной мультимедийной акустике. Не избежала этого и Creature II. Хотя она выражена гораздо в меньшей степени, нежели чем у большинства (в том числе довольно дорогих) моделей, да и то лишь на отдельных записях с «задранной» амплитудой (перекомпрессированных в студии или пережатых впоследствии в МР3). Следует отметить, что упомянутая резковатость совершенно не будет раздражать людей со скромной чувствительностью слуха на средних частотах. Даже наоборот – звучание Creature II покажется им четким и ярким. Наконец, предусмотрена регулировка ВЧ-тембра, влияющая и на уровень средних частот. Пресловутая эта резковатость, скорее всего, вызвана ростом нелинейных искажений с преобладанием оных именно на средних частотах.

Судя по ощущениям, спад на высоких частотах отсутствует, что не удивительно: по сути, динамик сателлитов является неплохой «пищалкой». Хотя до специализированных, с купольной мембраной из шелка или титана, нашей «пищалке»  далеко. Опять-таки, инженеры JBL явно старались не растерять высоких частот на пути усиления.

Наиболее неоднозначны впечатления от воспроизведения самых низких частот. С одной стороны, бас есть, он не выпадет из ритма и настырно лупит по организму. С другой – возникает большое подозрение, что заявленные частоты от 50 Гц, может, и воспроизводятся, но со значительным ослаблением по амплитуде. Увеличение уровня баса не приводит к заметному расширению частотного диапазона в сторону низких частот, то есть сабвуфер крепко «привязан» к частоте настройки фазоинвертора. Не исключено применение специального «электрического» фильтра, отсекающего лишний бас с учетом хода НЧ-динамика и упругости воздуха под «колоколом». Главное, сабвуфер не дребезжит, не трещит, не хрипит даже на громкости, близкой к максимальной (при уровне баса меньше половины и нормальной записи).

Размеры сабвуфера Creature II обманчивы! Этот скромняга способен элементарно растрясти плохо задемпфированные элементы. Если столешница тонковата, то на хороших басах разбросанные по ней мелкие предметы пойдут в пляс, позвякивая в такт музыке. Стоило  водрузить сабвуфер на видеомагнитофон, как начинка последнего моментально откликнулась противным дребезгом. Прятать же Creature II на пол – нонсенс, да и подстраивать тембр будет неудобно. Вывод простой – стол для размещения сабвуфера желательно иметь помассивнее, с основательной столешницей. Или же ставить сабвуфер на какую-нибудь декоративную тумбу – в идеале, выполненную в стиле «хай-тек».

Creature II уверенно, с четкой раскладкой влево и вправо, воспроизводит стереоэффекты. Что касается глубины сцены, то тут не все так здорово. Сказывается широкая диаграмма направленности сателлитов. Зато нет проблем с их размещением: можно отправить сателлит на книжную полку, если нет места рядом с монитором. Стереообраз не распадается на части даже при широкой – более двух метров – базе.

Тыльная часть поверхности сабвуфера во время продолжительной работы нагревается, но не очень сильно. Блок питания также нагревается в меру, причем даже тогда, когда Creature II выключен, то есть с торчащим из розетки штепселем.

Заключение

Значит, так: арендуете помещение, оформленное в стиле хай-тек, и празднуете в нем новоселье Creature II от JBL. Смущает цена? Ну, тогда извините.

Преимущества
• Интригующее звучание.
• Баланс частот в большинстве случаев подстраивается ВЧ-тембром.
• Слитный, легкий на подъем бас с возможностью регулировки.
• Компактность.
• Инопланетный, гипнотизирующий дизайн.
• Убедительное имя фирмы.
• Высочайшее качество изготовления.

 Недостатки
• Относительно невысокий запас мощности (без искажений).
• Не самый глубокий бас.

Автор благодарит специалистов UniScope за оперативные и исчерпывающие консультации по техническим вопросам.