Опубликовано 17 сентября 2004, 00:33

Canon PowerShot S1 IS и Panasonic Lumix DMC-FZ10 – непрофессиональные профессионалы

Впервые на любительской арене – оптическая стабилизация изображения.

Как ни банально это констатировать в очередной раз, «золотой век» цифровой фотографии, без сомнения, наступил. Технические характеристики камер постоянно улучшаются, производители едва ли не ежемесячно обновляют свои модельные линейки, а цены в результате ожесточенной конкуренции неуклонно снижаются. Можно с уверенностью говорить о том, что за короткое время рынок цифровой техники успешно вырос из «нишевых» пеленок, став по-настоящему массовым. Множество обычных людей, весьма далеких от профессиональной фотографии, навсегда прощаются с пленкой, а цифровые «мыльницы» стремительно теснят своих пленочных пращуров с прилавков магазинов. Неудивительно, что именно аппараты типа «навел и снял» правят бал на современном рынке цифровых камер. Однако постепенно начинает формироваться прослойка фотолюбителей, которой уже не хватает возможностей типичной «мыльницы». Первая часть этой аудитории успела приобрести некоторый опыт с недорогими «цифровиками», на практике столкнулась с их ограничениями и теперь задумывается о чем-то более серьезном. Вторая же часть пришла в цифровое фото из мира пленочных «зеркалок» и тоже не готова мириться с «игрушечной» оптикой и «слишком умной» автоматикой, которая все решает за фотографа. При этом, будучи любителями и те, и другие зачастую не готовы платить слишком много: речь идет о суммах до $500-700.

Что же ожидает увидеть любитель за эти деньги?

Во-первых, качественный, достаточно светосильный объектив с большим диапазоном фокусных расстояний (или, проще говоря, с «ультразумом»). Во-вторых, широкие возможности для ручных настроек и богатую функциональность в целом. В-третьих, матрица камеры должна иметь достаточно высокое разрешение и чувствительность, одновременно обеспечивая приемлемо низкий уровень шумов. И, в четвертых, по возможности, аппарат должен быть компактен.

Что ж, следуя вечным законам Адама Смита, спрос рождает предложение. В последние годы практически все ведущие игроки рынка цифровой техники представили модели, в той или иной степени соответствующие этим ожиданиям. Мы рассмотрим две из них, вобравшие в себя наиболее передовые инженерные решения и представляющие для обозначенного круга потребителей наибольший интерес.

Ключевой особенностью Canon PowerShot S1 IS и Panasonic Lumix DMC-FZ10 является использование технологии оптической стабилизации изображения, впервые примененной в камерах любительского класса. Шаг вполне ожидаемый: объективы аппаратов обеспечивают достаточно большое приближение, поэтому естественное дрожание рук фотографа, особенно в условиях неидеального освещения, начинает представлять собой реальную проблему. Компенсация этого эффекта (называемого еще «шевеленкой»), реализованная в аппаратах Canon и Panasonic, работает следующим образом. В объективе имеется подвижный поперек оптической оси стабилизирующий элемент, в зависимости от своего положения искривляющий путь света. Специальные сенсоры, устроенные по принципу гироскопов, постоянно определяют углы и скорости перемещения аппарата в пространстве. Одновременно электрические приводы, соединенные с сенсорами, отклоняют стабилизирующий элемент таким образом, чтобы проекция изображения на матрице полностью повторяла колебания аппарата. В результате, при условии умеренных колебаний, проекция всегда остается неподвижной относительно матрицы, что и обеспечивает картинке необходимую стабильность. Конечно, возможности этой технологии небезграничны: на очень длинных выдержках и при сильном сотрясании корпуса она бессильна. Однако во многих случаях стабилизация очень выручает, позволяя увеличить выдержку на несколько ступеней и получить четкое изображение в таких условиях освещения и на таких фокусных расстояниях, где владельцу камеры без стабилизатора однозначно понадобился бы штатив. Так, например, эта функция может очень здорово помочь при фотоохоте на диких животных, когда фотограф вынужден снимать с большого расстояния на длинных фокусах, чтобы не спугнуть объект съемки.

Надо сказать, что еще совсем недавно оптическая стабилизация была возможностью, доступной, главным образом, лишь в дорогих байонетных объективах. Трудно было даже представить себе эту технологию в бюджетной любительской камере. Аппараты от Canon и Panasonic – красноречивый пример того, насколько порой близок путь от профессионального до массового.

Познакомимся же с каждой из камер поближе.

 Canon PowerShot S1 ISPanasonic Lumix DMC-FZ10
СенсорПЗС, 1/2,7 дюймаРазрешение: 3,2 мегапикселя (эффективных), 2048x1536ПЗС, 1/2,5 дюйма. Разрешение: 4 мегапикселя (эффективных), 2304x1728. Произв.: Matsushita
ЧувствительностьISO 50-400, автоматический или ручной выбор
ОбъективАвтофокусный, 5,8 - 58 мм (38 – 380 мм в эквиваленте для 35 мм, «зум» - 10x), светосила 2,8 – 3,1, оптическая стабилизация, ультразвуковой привод.11 элементов в 9 группах, 1 асферический элементАвтофокусный, 6 – 72 мм (35 – 420 мм в эквиваленте для 35 мм, «зум» - 12x), светосила 2,8 на всем диапазоне фокусных расстояний, оптическая стабилизация. 13 элементов в 8 группах, 3 асферических элемента. Произв.: Leica
Формат изображенияJPEG: 2048x1536, 1600x1200, 1024x768, 640x480 (3 степени компрессии, EXIF 2.2, DPOF 1.1)JPEG: 2304x1728, 1920x1080, 1600x1200, 1280x960, 640x480 (2 степени компрессии, EXIF 2.2, DPOF 1.1)
Формат видеоMJPEG/AVI: 640x480, 30 кадров/с, монозвук, максимальный размер ролика не более 1 ГбайтMJPEG/QuickTime MOV: 320x240, 30 кадров/с, монозвук, продолжительность ролика ограничена объемом карты
НосительCompactFlash Type I или II, совместимость с IBM Microdrive, поддержка FAT-32SD/MMC
ВидоискательЦветной ЖК, 114 000 пикселей, диоптрийная коррекция
ЖК-дисплейЦветной, 1,5 дюйма, 114,000 пикселей, поворотныйЦветной, 2 дюйма, 130 000 пикселей
Затвор, диапазон выдержек1/2000 – 15 с1/2000 – 8 с
Режимы съемки5 творческих, 8 автоматических4 творческих, 5 автоматических
Режимы фокусировкиНормальный, ручнойНормальный, макро, ручной
Режимы экспозамераОценочный, центрально-взвешенный, точечныйМноготочечный, точечный
ЭкспокоррекцияПлюс-минус 2 ступени с шагом 1/3 ступени, автоматический брэкетинг экспозиции
Баланс белогоАвтоматический, ручная калибровка по белому листу, предустановки (солнечно, облачно, лампа накаливания, флуоресцентная лампа, высокотемпературная флуоресцентная лампа, вспышка)Автоматический, ручная калибровка по белому листу, солнечно, облачно, галогенная лампа)
ВспышкаТолько встроенная, синхронизация при длинной выдержке, синхронизация по второй шторке, уменьшение эффекта «красных глаз». Эффективная дальность: 1,0–4,2 м (широкий угол) / 1,0–3,8 м (теле) при чувствительности 100 единиц ISOВстроенная и внешняя, синхронизация при длинной выдержке, уменьшение эффекта «красных глаз». Эффективная дальность:  0,3 м – 2,1 м (широкий угол) / 0,12 м – 2,1 м (теле) при чувствительности 100 единиц ISO
Скоростная съемкаПрибл. 1,7 кадров/с, скорость обеспечивается для первых 24 кадров в режиме высокого разрешения и высокого качества2 или 4 кадра в секунду, максимум 5 кадров
АвтоспускЗадержка прибл. 2 или 10 с
Разъемы и интерфейсыUSB 1.1 (mini-USB), композитный видеовыход, разъем для подключения внешнего блока питанияUSB 1.1 (mini-USB), композитный видеовыход, разъем для подключения зарядного устройства
Питание4 батареи или NiMH-аккумулятора формата AAЛитий-ионный аккумулятор, 7,2 В, 680 мАч, время зарядки около 90 мин
Габариты111x78,0x66,1 мм87x139x106 мм
Вес370 г550 г

Для предметной съемки камеры Canon использовался аппарат Panasonic, и наоборот.

Canon PowerShot S1 IS

Дизайн камеры S1 IS как бы подчеркивает позиционирование этого продукта на рынке. Очевидно, что стильные, «футуристические» округлости корпуса призваны привлечь внимание именно любителя (а не профессионала, привыкшего к более строгим, угловатым очертаниям). При этом, несмотря на некоторую «нетрадиционность» форм, необходимо отметить отличную продуманность эргономики аппарата. Рукоятка обеспечивает уверенный захват, камера держится в руке, как «влитая», а кнопки на задней панели расположены таким образом, что вполне комфортную съемку можно вести одной лишь правой рукой.

canon_front_02.jpg

canon_front_02.jpg

Удачным решением является поворотный по двум осям ЖК-дисплей – идея, заимствованная у видеокамер и в последнее время часто применяемая Canon в своих «цифровиках». К сожалению, экран маловат – его диагональ всего 1,5 дюйма, что по нынешним временам приемлемо лишь для очень простых аппаратов. Непонятно, по каким причинам не был использован 1,8-дюймовый дисплей – благо, места под него хватает.

В аппарате применен электронный жидкокристаллический видоискатель, стандартный для «ультразумов». Переключение между поворотным экраном и видоискателем осуществляется либо кнопкой “DISPLAY”, либо автоматически – при открытии/закрытии поворотного механизма. Рядом с глазком видоискателя имеется колесико для диоптрийной коррекции. В целом, обладая таким же разрешением, что и поворотный дисплей, видоискатель обеспечивает неплохое качество изображения. Он пригодится для съемок на ярком солнце, от которого картинка на поворотном TFT-дисплее становится малоразличимой.

canon_back_01.jpg

canon_back_01.jpg

Камера имеет встроенную вспышку типа «кобра», которая может быть принудительно включена, отключена или настроена на автоматическое срабатывание. Возможна синхронизация по второй шторке для съемки движущихся объектов в темноте – функция, которой может похвастаться отнюдь не каждая любительская камера. Мощность вспышки регулируется через меню. В отличие от зеркальных аппаратов (EOS) и камер из «просьюмерского» ряда (“G” и “Pro”), «башмак» и синхроконтакт для внешней вспышки не предусмотрены.

Во время тестирования камеры была замечена одна неприятная особенность, связанная со встроенной вспышкой: механизм ее открытия иногда «залипал». При нажатии на кнопку принудительной активации был слышен характерный щелчок реле, однако механизм открытия по какой-то причине не срабатывал. Судя по различным форумам, это не единичный случай, и при покупке камеры мы рекомендуем проверять работу вспышки.

Поворотный селектор режимов экспозиции традиционен для всех камер Canon (включая пленочные), и условно разделен на две зоны – автоматическую и творческую. К «автоматике» отнесена запись видео, режимы съемки с длинной и короткой выдержками, портретный, пейзажный и ночной режимы, а также полностью автоматический режим, в котором камера выбирает параметры экспозиции по собственному усмотрению. В творческой зоне расположились программный режим (P), режимы  съемки с приоритетом выдержки (Tv) и диафрагмы (Av), ручной режим (M). Кроме того, в любом из творческих режимов можно сохранить текущие настройки, а потом в любой момент вернуться к ним, выбрав с помощью селектора пользовательский режим “C” (custom).

Очень удобна кнопка “S” (shortcut), которую можно запрограммировать на быстрое изменение одного из параметров съемки (разрешение кадра, чувствительность, баланс белого и так далее). По аналогии с зеркальными камерами, кнопки отключения/включения стабилизатора c автофокусом расположены на объективе. Остальные органы управления, как и пользовательское меню, аналогичны другим камерам Canon и хорошо знакомы всем, кто имел дело с цифровыми аппаратами на процессоре DiGiC.

canon_menu_01.jpg

canon_menu_01.jpg

canon_menu_02.jpg

canon_menu_02.jpg

canon_menu_03.jpg

canon_menu_03.jpg

canon_menu_04.jpg

canon_menu_04.jpg

Однако подлинной «жемчужиной» камеры S1 IS является, без сомнения, объектив. Он сочетает в себе сразу две технологии, традиционно применяемых в дорогих, «топовых» объективах фирмы Canon. О первой из них – оптической стабилизации изображения (“IS”, image stabilizer) – мы упомянули в начале обзора. Вторая же, носящая название USM (ultrasonic motor, ультразвуковой мотор), относится к фокусировке и трансфокации. В традиционных объективах для привода фокусировочных механизмов, а также изменения фокусного расстояния используются обычные двигатели, преобразующие электромагнитную энергию в механическую. Ультразвуковые моторы, используемые в USM-объективах Canon, основаны на совершенно другом принципе: они преобразуют в механическую энергию ультразвуковые колебания пьезоэлектрических элементов (подробнее об этом можно почитать на сайте Canon). Преимуществ у этой технологии сразу несколько. Во-первых, достигается высокая скорость фокусировки за счет отсутствия в объективе с кольцевым USM-приводом какой бы то ни было механической трансмиссии – крутящий момент мотора напрямую передается фокусировочным элементам объектива. Во-вторых, за счет меньшей инерционности по сравнению с обычным мотором, ультразвуковой привод обеспечивает более прецизионную фокусировку. В-третьих, USM-приводы обладают очень низким уровнем шума. И, в-четвертых – потребляют несколько меньше энергии.

Перечисленные достоинства в полной мере относятся и к объективу камеры S1 IS: весь диапазон фокусных расстояний «пробегается» примерно за одну секунду, скорость инициализации также впечатляет (2-3 с). Управление трансфокатором осуществляется с помощью рычажка, совмещенного с кнопкой спуска затвора. Регулируя силу отклонения рычажка, можно выбирать скорость изменения фокусного расстояния (всего их две). На низкой скорости двигатель абсолютно бесшумен, на высокой он издает лишь тихое жужжание. При этом стоит отметить плавность трансфокатора на низкой скорости: «дискретности», присущей большинству других камер, нет и в помине.

Но даже если отвлечься от технологий IS и USM, объектив камеры все равно заслуживает отдельной похвалы. Диапазон фокусных расстояний 5,8-58 мм при светосиле 2,8-3,1 –  характеристики, для любительской камеры неплохие сами по себе. Однако самое главное – это размеры! Применение небольшой трехмегапиксельной матрицы с диагональю 1/2,7 дюйма и колоссальные наработки в области фотообъективов позволили фирме Canon создать крайне компактную оптическую систему, которая приблизила размеры и вес самой камеры к типично «мыльничным» (что, безусловно, является весьма важной потребительской характеристикой для любителя).

Таким образом, оптика S1 IS является сильнейшим козырем этого аппарата, а применение технологии USM возводит его в ранг не имеющих аналогов в своем классе.

Автофокусировка объектива производится по одной точке, которая по умолчанию расположена в центре кадра. Однако фотографу предоставлена возможность перемещения точки фокусировки по своему усмотрению. Поддерживается также брэкетинг автофокуса для съемки в сложных условиях. В этом режиме при нажатии на кнопку спуска затвора вместо одного кадра снимается серия из трех с варьированием фокуса. В дальнейшем из этих кадров можно выбрать наиболее резкий вариант. Поддерживается «следящий», непрерывный автофокус для сокращения времени, необходимого для фокусировки при «полунажатии» кнопки затвора (платой за использование этого режима является повышенный расход аккумуляторной энергии). Что касается точности автофокуса, то к ней есть вопросы. Несмотря на то, что в условиях хорошего освещения аппарат фокусируется вполне успешно, при недостатке света, особенно на длинных фокусных расстояниях, нередки проблемы. Приходится выходить из положения с помощью ручной фокусировки. Для того чтобы фотограф мог адекватно оценить резкость на маленьком экране ЖК-дисплея или видоискателя, аппарат в режиме ручного фокуса увеличивает центральную часть кадра.

В камере реализовано три варианта экспозамера: оценочный, центрально-взвешенный интегральный и точечный. При этом точечный замер возможен либо по центральной точке, либо по точке фокусировки. В ручном режиме (M) возможно задание параметров экспозиции пользователем, минуя экспозамер. К сожалению, в режимах съемки не реализована «живая» гистограмма распределения яркостей – ее можно посмотреть только в режиме воспроизведения.

Запись изображений возможна только в формате JPEG с тремя степенями компрессии. В рамках JPEG поддерживается расширение EXIF для хранения метаданных о  параметрах съемки в одном файле с самим кадром. В числе прочего, в EXIF записывается информация о положении камеры – для этого в аппарате имеется датчик ориентации (обычной или портретной). В дальнейшем это позволяет автоматизировать процедуру поворота «портретных» кадров в правильное положение, избавляя пользователя от рутинных операций. Поддерживаются следующие разрешения: 2048x1536, 1600x1200, 1024x768 и 640x480. Остается только догадываться, почему фирма Canon не включила в S1 IS поддержку формата RAW – ведь в остальных представителях линейки «S» она есть.

Камера обеспечивает видеосъемку со звуком в прекрасном качестве: 640x480 при частоте 30 кадров/сек. При этом, в отличие от подавляющего большинства других аппаратов, во время записи видео работает зум (что стало возможным благодаря бесшумному мотору USM). Максимальная продолжительность одного видеоролика – 60 минут или 1 Гбайт. Однако для съемки в высоком разрешении необходимо иметь достаточно быструю карту флэш-памяти, а еще лучше – жесткий диск типа IBM Microdrive. В противном случае камера не успевает «сбрасывать» данные на внешний носитель, что приводит к переполнению встроенного буфера и остановке видеозаписи. Конечно, использовать S1 IS для съемки длинных сюжетов несколько расточительно по отношению к памяти. Однако в случае сравнительно коротких видеороликов аппарат вполне способен заменить видеокамеру начального уровня.

Питание аппарата осуществляется от четырех элементов типа AA. Это обеспечивает фотографу отличную энергонезависимость (в случае чего – стандартные батарейки продаются повсюду), однако существенно утяжеляет камеру. Потребление аппарата характеризуется как достаточно низкое: полностью заряженных аккумуляторов емкостью 2100 мАч хватает примерно на 400-450 кадров при активном использовании ЖК-дисплея, трансфокатора и механизма стабилизации изображения. К сожалению, как и во всех камерах Canon с питанием от элементов AA, полноценный индикатор заряда батарей отсутствует. Вместо него есть пиктограммка, которая выводится на экран, предупреждая об исчерпании заряда. Однако она практически бесполезна, поскольку появляется непосредственно перед принудительным отключением камеры из-за полного разряда батарей. За счет этого у фотографа увеличиваются шансы оказаться без запасных батареек посреди важной съемки.

S1 IS подключается к компьютеру по интерфейсу USB 1.1 – для этого в камере применяется стандартный разъем mini-USB. Как и во всех «цифровиках» Canon, единственно возможный протокол обмена данными – PTP (Picture Transfer Protocol). Это означает, что с картой памяти, установленной в камеру, не получится работать как с файловой системой (что не слишком удобно). Для этого придется купить отдельный карт-ридер. Помимо USB-разъема, у камеры имеется НЧ-выход для просмотра отснятого материала на телевизоре, а также разъем для подключения внешнего блока питания.

Комплект поставки включает саму камеру, флэш-карту формата CompactFlash на 32 Мбайт, 4 одноразовых батарейки AA, защитную крышку для объектива (со шнурком), интерфейсный кабель USB, кабель для подключения к ТВ, два компакт-диска с программным обеспечением, шейный ремешок и руководство пользователя.

Panasonic Lumix DMC-FZ10

Внешне DMC-FZ10 представляет собой полную противоположность S1 IS. Дизайн камеры отличают рубленые очертания, острые углы и общая строгость контуров. Формы и компоновка DMC-FZ10 скорее вызывают ассоциации с классической «зеркалкой», нежели с аппаратом любительского класса. Материалы корпуса (доступного в двух цветах – серебристом и черном) также оставляют самые положительные впечатления, и субъективно камера выглядит солиднее и дороже, чем конкурент от Canon, который кажется несколько «игрушечным». Однако в части эргономики DMC-FZ10 заметно проигрывает своему «однокласснику». Во-первых, для доступа к большинству органов управления камеру приходится держать обеими руками. Во-вторых, для человека с крупной кистью рукоятка аппарата слишком мала – приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы удерживать его одной рукой. В-третьих, не самым удачным образом расположен рычажок управления трансфокатором: он утоплен относительно кромки корпуса, и «зацеплять» его пальцем поначалу не очень удобно. Эти недостатки не являются существенными, и со временем к ним легко приспособиться, но все же они несколько портят первое впечатление от аппарата.

panasonic_front_01.jpg

panasonic_front_01.jpg

panasonic_left_01.jpg

panasonic_left_01.jpg

panasonic_top_01.jpg

panasonic_top_01.jpg

panasonic_back_01.jpg

panasonic_back_01.jpg

Главное же внешнее отличие DMC-FZ10 от S1 IS, которое сразу же бросается в глаза – это огромные размеры оптической системы: диаметр передней линзы у Panasonic вдвое больше, чем у Canon. Впрочем, это легко объяснимо: сказывается внушительный диапазон фокусных расстояний (6-72 мм), постоянная светосила 2,8, а также несколько больший физический размер ПЗС-матрицы, используемой в аппарате Panasonic.

В отличие от S1 IS, в DMC-FZ10 применен традиционный ЖК-дисплей без функции поворота. Зато он имеет большее разрешение (130 000 пикселей против 114 000) и размер (2 дюйма по диагонали против 1,5), что выгодно отличает его от маленького экранчика S1 IS. Как и большинство «ултьтразумов», камера DMC-FZ10 оснащена электронным видоискателем с разрешением 114 000 точек и диоптрийной коррекцией. Переключение между ЖК-дисплеем и видоискателем происходит с помощью кнопки «EVF/LCD», расположенной рядом с глазком видоискателя.

Встроенная вспышка типа «кобра» открывается принудительно нажатием на кнопку, благодаря чему исключаются случайные срабатывания. Из опций, относящихся ко вспышке, имеется только уменьшение эффекта «красных глаз» и замедленная синхронизация. Зато поддерживаются внешние вспышки стандарта ISO 10300, для чего на камере имеется «горячий башмак» с центральным синхроконтактом. Это весьма полезная функция для любительского аппарата: выбор вспышек такого типа огромен (вплоть до отечественных), и стоят они недорого.

Универсальный поворотный селектор позволяет выбрать один из следующих режимов работы камеры: макросъемка, портрет, спорт, панорамный режим, ночной портрет, видеосъемка, режим воспроизведения отснятого материала, а также классический авто-режим. Кроме того, на диске селектора есть положение «A/S/M», на которое через меню можно «повесить», соответственно, съемку с приоритетом  диафрагмы, выдержки или полностью ручной режим. Это решение не слишком удачно: отдельные положения для каждого из режимов были бы разумнее.

Меню у аппарата состоит из двух разделов: глобальные настройки и параметры съемки. Разница с Canon только в том, что у Canon эти разделы «повешены» на две разные кнопки  («MENU» и «FUNC»), а у Panasonic – на одну. Опции обоих разделов идут сплошным списком, никакой иерархичности не предусмотрено. В целом, меню устроено просто и удобно.

К сожалению, в режиме съемки НЧ-выход камеры работает только в стандарте NTSC, и изменить это невозможно. Плата видеозахвата, которая оказалась у нас под рукой, не могла работать в этом стандарте, поэтому приводим скриншоты меню только для режима просмотра.

panasonic_menu_01.jpg

panasonic_menu_01.jpg

panasonic_menu_02.jpg

panasonic_menu_02.jpg

panasonic_menu_03.jpg

panasonic_menu_03.jpg

Об основных характеристиках объектива уже было сказано выше. Однако, помимо прочих его достоинств, надо отдать должное приводу трансфокатора. Несмотря на то, что в оптической системе DMC-FZ10 используется традиционный электродвигатель, фирме Leica, разработчику этого объектива, удалось создать почти бесшумный и весьма плавный привод механизмов фокусировки. S1 IS с его технологией USM выигрывает разве что в скорости зуммирования и инициализации – в остальном трансфокатор DMC-FZ10 проявляет себя не хуже. Автофокус работает довольно быстро и точно, его скорость несколько снижается разве что на длинных фокусных расстояниях. Как и в аппарате Canon, поддерживается «следящий» автофокус для съемки быстро движущихся объектов. Довольно оригинально для любительской камеры реализована функция ручной фокусировки – для этого используется фокусировочное кольцо на объективе аппарата. В отличие от байонетных объективов, это кольцо не имеет прямой механической связи с фокусировочными элементами – непосредственно оптикой управляет процессор камеры. Однако, с точки зрения пользовательского интерфейса, фокусировка с помощью кольца намного удобнее и точнее, чем нажатие кнопок и отклонение рычажков в камерах конкурентов. Еще одна интересная особенность: находясь в режиме ручной фокусировки, всегда можно призвать на помощь автофокус, не переключаясь при этом собственно в режим автофокуса. Достаточно просто отклонить вниз подпружиненный переключатель «AF/MF» на объективе камеры -очень удобно. Визуальная оценка резкости при ручной фокусировке реализована аналогично камере S1 IS: при повороте фокусировочного кольца на дисплее появляется увеличенная в четыре раза центральная область кадра. Она автоматически исчезает, когда пользователь перестает перемещать кольцо.

В аппарате реализовано два режима автоматического экспозамера: многоточечный (по ключевым точкам кадра) и точечный (по точке фокусировки). В принципе, для любительской камеры этого вполне достаточно. Также предусмотрен ручной режим, в котором экспопара задается самим фотографом. Во всех режимах съемки, кроме видеорежима, на ЖК-дисплей или видоискатель можно вывести «живую» гистограмму, отображающую текущее распределение яркостей в кадре. Это позволяет сразу же правильно оценить сцену и при необходимости скорректировать экспозицию. Есть брэкетинг экспозиции с шагом 1/3, 2/3 или 1 ступень.

Камера записывает отснятые кадры в формате JPEG с разрешениями 2304x1728, 1920x1080, 1600x1200, 1280x960 и 640x480. Поддерживаются два уровня компрессии. Датчик ориентации в аппарате не реализован.

По сравнению с S1 IS, возможности видеосъемки у DMC-FZ10 весьма скромны. Максимальное разрешение – 320x240, максимальная частота – 30 кадров/с. Изменение фокусного расстояния в процессе съемки, к сожалению, невозможно. Продолжительность видеоролика ограничена только объемом карты флэш-памяти; в среднем одна секунда видео «весит» около 1,9 Мб.

Питание камеры осуществляется от фирменного литий-ионного аккумулятора с напряжением 7,2 В емкостью 680 мАч. При интенсивном использовании трансфокатора, ЖК-дисплея и оптического стабилизатора полного заряда хватает примерно на 200-250 кадров, что относительно немного. Аккумулятор практически невесом (порядка 30 г) и, в отличие от элементов AA, совершенно не утяжеляет камеру. О заряде аккумулятора сообщает трехсегментный индикатор на экране ЖК-дисплея и видоискателя. В комплекте с аппаратом поставляется относительно легкое и компактное зарядное устройство, которое может также выступать в качестве внешнего блока питания. Правда, одновременно эти функции выполняться не могут.

Внешние интерфейсы камеры DMC-FZ10 полностью аналогичны таковым у S1 IS с той лишь разницей, что камера от Panasonic, помимо PTP, поддерживает протокол Mass Storage Device Class. Это позволяет «общаться» с аппаратом как со сменным носителем.

Комплект поставки включает саму камеру, флэш-карту формата SecureDigital на 16 Мбайт, литий-ионный аккумулятор, зарядное устройство с кабелями переменного и постоянного тока, защитную крышку для объектива, интерфейсный кабель USB, кабель для подключения к ТВ, компакт-диск с программным обеспечением, шейный ремешок, бленду объектива и руководство пользователя на русском языке.

Съемка

Матрицы обоих аппаратов имеют небольшую площадь, поэтому логично ожидать от них достаточно высокого уровня шумов. Практика подтверждает это предположение – на установках чувствительности, соответствующих ISO 100 и выше, обе камеры вполне заметно шумят. Это хорошо видно на примере ночной съемки с большими выдержками.

Во всех случаях фокусное расстояние равно 5,8 мм для Canon и 6 мм для Panasonic; диафрагма – 2,8.

Кстати, этот пример неплохо демонстрирует крайнюю неточность и относительность величин чувствительности ISO применительно к цифровому фото. При абсолютно одинаковых выдержке, диафрагме и значении ISO (т.е. при прочих равных) матрица Canon демонстрирует  явно лучшую светочувствительность.

В простых условиях освещения обе камеры показывают хорошую работу автоматики – как в части экспозамера, так и автобаланса белого. В результате, качество кадров, по большому счету, на высоте.

Максимальное приближение:

Широкий угол:

duma_panasonic_thumb.jpg

(1024x768)

(1024x768)




Panasonic Lumix DMC-FZ10,

duma_panasonic_thumb.jpg

(1024x768)

(1024x768)

Panasonic Lumix DMC-FZ10,

Прочее:

sunrise_panasonic_01_thumb.jpg

(1024x768)

(1024x768)




Panasonic Lumix DMC-FZ10F=53,5 мм, F/2,8, 1/30 с, ISO 200.

sunrise_panasonic_01_thumb.jpg

(1024x768)

(1024x768)

Panasonic Lumix DMC-FZ10F=53,5 мм, F/2,8, 1/30 с, ISO 200.

church_panasonic_thumb.jpg

(1024x768)

(1024x768)




Panasonic Lumix DMC-FZ10F=15,2 мм, F/4,0, 1/320 с, ISO 50

church_panasonic_thumb.jpg

(1024x768)

(1024x768)

Panasonic Lumix DMC-FZ10F=15,2 мм, F/4,0, 1/320 с, ISO 50

Непременной платой за широкий диапазон фокусных расстояний в «ультразум»-объективах являются хроматические и геометрические искажения (аберрации). Не стали исключением и тестируемые аппараты. Например, на фотографиях с изображением часов Спасской башни хроматические искажения хорошо заметны на границе контуров здания с небом. А на широкоугольных снимках с видом на Кремль они проявляются в виде ореолов вокруг звезды, шпиля и креста. Геометрические искажения у обеих камер наиболее заметны в широкоугольных режимах объектива и носят бочкообразный характер.

Следующие кадры демонстрируют возможности макросъемки (здесь же хорошо заметны геометрические аберрации на коротком фокусе):

Приведенные ниже видеоролики показывают работу систем оптической стабилизации. Автор брал камеры правой рукой и старался удерживать их по возможности неподвижно на максимальном фокусном расстоянии объектива.

canon_is_off.avi – S1 IS, стабилизация выключена, 3,3 Мбайт
canon_is_on.avi – S1 IS, стабилизация включена, 3,7 Мбайт
panasonic_is_off.mov – DMC-FZ10, стабилизация выключена, 2 Мбайт
panasonic_is_on.mov – DMC-FZ10, стабилизация включена, 2,7 Мбайт

Статический снимок, демонстрирующий эффективность оптической стабилизации:

car_canon_thumb.jpg

(1024x768)

(1024x768)




Canon PowerShot S1 ISF=5,8 мм, F/2,8, 0,4 с, ISO 50.

car_canon_thumb.jpg

(1024x768)

(1024x768)

Canon PowerShot S1 ISF=5,8 мм, F/2,8, 0,4 с, ISO 50.

Автобаланс белого в данном случае мог бы сработать и получше, однако обратите внимание, насколько резок снимок, полученный с первого раза при выдержке почти в полсекунды. На камере без стабилизатора вероятность получения такого результата, несомненно, была бы ниже.

Итоги

Победителей в этом обзоре не будет. И фирме Canon, и фирме Panasonic удалось создать выдающиеся продукты, не имеющие равных в своем классе. Обе камеры, разумеется, имеют свои недостатки, однако часть из них является продолжением достоинств.

Так, например, главным минусом S1 IS часто называют небольшое разрешение ее матрицы: мол, трех мегапикселей по нынешним временам маловато. Однако незатейливый анализ показывает, что в реальности такая матрица полностью удовлетворяет большинство любительских запросов. Для просмотра фотографий на экране компьютера и публикации их в интернете вполне достаточно даже половинного разрешения (1024x768). Хватает трех мегапикселей и для печати фотографий в распространенных форматах 10x15 и 15x20 с плотностью 300 точек на дюйм. Где действительно можно столкнуться с недостатком детальности – так это при существенном кадрировании снимков (когда из целого кадра необходимо выделить маленький фрагмент), а также при широкоформатной печати. И тем, и другим типичный фотолюбитель занимается нечасто, а значит, в большинстве случаев кадры высокого разрешения будут для него лишь напрасной тратой флэш-памяти и места на дисках. Помимо экономичного использования носителей, применение небольшого сенсора имеет еще несколько плюсов. Во-первых, матрица с диагональю 1/2,7 дюйма обеспечила камере S1 IS необходимую компактность: под сенсор большего размера потребовалась бы более громоздкая оптическая система. Во-вторых, выбор разрешения в 3 мегапикселя оправдан с точки зрения качества картинки: увеличение разрешения без пропорционального увеличения физических размеров сенсора привело бы к ухудшению чувствительности и росту уровня шумов. В-третьих, как возрастание разрешения, так и рост площади матрицы привели бы к существенному удорожанию камеры. Так что на самом деле решение фирмы Canon относительно размеров и разрешения сенсора является вполне взвешенным и оправданным.

К числу минусов DMC-FZ10 иногда относят ее габариты. Однако попробуйте найти объектив с 12-кратным зумом и постоянной светосилой 2,8, обладающий при этом меньшими размерами!

Словом, настоящих претензий к обоим аппаратам очень мало. У Canon это маленький ЖК-дисплей, промахи автофокуса, отсутствие внятного индикатора заряда батарей, а также «живой» гистограммы в режиме съемки. У Panasonic - шумноватая матрица, не слишком емкий аккумулятор, местами неудачная эргономика и невысокое качество видео. Также обеим камерам не помешала бы поддержка формата RAW и светодиодная подсветка автофокуса. Вот, пожалуй, и все основные минусы.

Так какую же камеру выбрать? Все зависит от ваших приоритетов. Если на первом месте компактность и цена – берите Canon. Если же для вас более важна светосильная и «дальнобойная» оптика – Panasonic. Но не прогадаете в любом случае: для любительского уровня и своей ценовой категории обе модели весьма и весьма удачны.