Речь пойдет о наушниках типа «вкладыши» (intra-arual), называемых в народе «затычками», «капельками» и еще Бог весть как... Если у вас в загашнике не найдется ни одной пары наушников, пусть даже стареньких, невесть от чего доставшихся в придачу, то... вам неслыханно повезло! Теперь вы, благополучно миновав страдания-разочарования, можете прибрести действительно хорошие, продвинутые «ушные спикерфоны» (или, говоря на просторечном английском, earspeakers/earphones). Наушники стали обязательным атрибутом нашей стремительно-суетливой, бегущей и скачущей жизни. Без них просто не по себе. Ни в домашней тишине, ни в гремящих салонах транспортных средств, ни на разнузданно-ленивом отдыхе. Конвейеры мировых ведущих фирм выплёскивают на рынок непрерывным потоком сотни разнообразных моделей наушников. Не отстают от них и поддельщики-подпольщики, прячущиеся не только за Великой китайской стеной. На прилавках возлежит такое пёстрое месиво (или массированное однообразие), что впору подвинуться рассудком. Сегодня речь пойдет о наушниках типа «вкладыши» (intra-arual), называемых в народе затычками, капельками и еще кучей терминов. Данный тип наушников предназначен для переносных аудиоустройств – МP3, CD, MD и прочих плееров всех мастей и калибров. Другой распространенный тип наушников – здоровенные, накладные с облеганием уха – исконно задумывался для применения со стационарной аудиоаппаратурой. Существует еще и условно-переходной тип – компактные, накладные без облегания уха, – который в последнее время переживает вторую молодость. Необходимо отметить, что производители почти никогда не комплектуют свои портативные плееры достойными наушниками. Причины тривиальны – фокус со снижением цены, чтобы успешно соперничать с конкурентами, и подлизывание в угоду массовому покупателю-обывателю (мол, кому не нравится, докупят, что захотят).В ходе тестирования будет выявлен абсолютный победитель (с раздачей пальмовых ветвей призерам), а также выработаны критерии самостоятельного выбора при покупке. С наушниками оставшихся типов предстоит разобраться в другой раз. Упаковка В стремлении привлечь внимание покупателей производители идут на неимоверные ухищрения, первым делом выдумывая яркую и броскую упаковку. Оную имеет смысл внимательно рассматривать только в том случае, если цена подозрительно низка (менее ~10 долларов). У коробки-подделки краски будут блеклыми, печать расплывчатая, плексиглас мутный и так далее. Сейчас продается много наушников ценой в районе 10 американских денег, и это наиболее сложная ниша с точки зрения выбора. С одной стороны, она уже кишит подделками, а с другой – фирменные модели крайне слабы по своим потребительским свойствам. Они, например, либо звучат посредственно, либо в среднестатистических человеческих ушах не держатся, либо заточены под конкретные «родственные» плееры. Отсутствие оригинально упаковки (например, персональной запаянной коробочки) еще не означает, что наушники подделаны. Просто существует так называемая технологическая упаковка «без прикрас», посредством которой, как правило, продукция отгружается другим фирмам по ОЕМ-соглашению. Каким образом такая упаковка попадает к розничному продавцу – вопрос риторический. Главное – цена заметно ниже. Технические характеристики (включая сведения, заявленные производителем)На какие параметры из вышеперечисленных стоит обращать внимание в процессе выбора в первую очередь? Да ни на какие! Самое важное – как наушники будут сидеть в ваших ушах и сочетаться с вашим источником звука. Впрочем, последнее можно попытаться предсказать, изучив значения модуля полного электрического сопротивления наушников и узнав выходное сопротивление источника звука (например, большинство встроенных аудиокодеков рассчитаны на 32 Ом). Повальное снижение разработчиком сопротивления наушников до 16 Ом вызвано стремлением повысить излучаемую акустическую мощность в связке с хиловатыми усилителями плееров, то бишь опять-таки завлечь нашего брата покупателя. Огромную роль играет, для какой именно частоты (от которой сильно зависит сопротивление) приводится заявляемое значение, но об этом чаще всего умалчивается... Что касается того, будет ли «костюмчик сидеть» – тут примерка «живьем» крайне желательна (увы, редко в каких магазинах продавцы относятся к этому с должным пониманием, но в "Плеер.ру" нас заверили, что всегда дают слушать наушники перед покупкой). Хотя если у наушников в комплекте есть несколько насадок разного размера и формы, то эта проблема имеет реальные шансы разрешиться положительно. Модели с разными насадками (из недорогих, участвующих в нашем тесте, их всего четыре) в таблице разместились в самой верхней части. Теперь – о каждом из технических параметров по порядку (или на что смотреть во вторую очередь). Частотный диапазон – для бытовых наушников измеряется производителем фактически «на глаз», по своей методике. Меньше всего обращайте внимание на эту характеристику (за исключением эксклюзивных моделей стоимостью от ~200 долларов и выше, для которых вывешивается чуть ли не персональная АЧХ). Особенно скептически относитесь к заявленной нижней (басовой) границе частотного диапазона. Впрочем, до 20 кГц или до 25 кГц обещают звенеть наушники – это тоже от лукавого, поскольку величина завала на этих частотах не указывается. Более того, для портативных плееров частотные составляющие выше примерно 16 кГц – нонсенс, так как у МР3-плееров они вырезаются сжатием с экономичными битрейтами, а у тех же кассетных убиваются лентой, усилением и прочим. Чувствительность кое о чем говорит, но при условии, если указано, для какой частоты она измерена. В общем, чем выше, тем громче должны орать наушники, отрабатывая как самые тихие, так и самые мощные звуки. Однако эта характеристика свидетельствует лишь о том, как наушники будут орать, а не звучать (а также – насколько сильно шипеть в паузах), если выход усилителя плеера шумноватый. Максимальная (паспортная) входная мощность опять-таки намекает лишь на потенциальную голосистость, никак не связанную с качеством звучания, если, конечно, не приведен коэффициент гармонических искажений (harmonic distortion). По данным некоторых исследований, привносимые наушниками искажения менее 1% в полосе частот от 100 Гц до 2 кГц являются приемлемыми, тогда как для полосы ниже 100 Гц допустимо 10%. Так, для Sennheiser MX-400 официально указан 1% без уточнения полосы частот. Диаметр мембраны, излучающей звук. Достаточно расплывчатый показатель, хотя, по идее, чем больше мембрана, тем басовитее могут быть наушники. Подчеркиваю – могут быть, а могут и не быть. Для указанных значений веса (без шнура) и длины самого шнура комментарии, думаю, не требуются. Самый важный (и тонкий) момент, к сожалению, остается за кадром. С одним плеером одни и те же наушники звучат хорошо, а с другим – не очень, а то и вовсе откровенно плохо. Зависит это от того, насколько хорошо уживутся друг с другом в динамике (то есть на реальной музыке) частотные отклики ЦАПа, усилителя мощности (какой-никакой, а присутствует) и, собственно, самих наушников. Тут без эмпирического опыта никак не обойтись. Технические решения и дизайн Вряд ли вы удивитесь, узнав, что ушные раковины у людей ощутимо отличаются по форме и по размеру. Как следствие, кому-то типичные вкладыши еле-еле втиснутся в уши, а у кого-то будут болтаться. Если же «затычки» сидят неплотно, то нормальных басов не ждите, как бы ни хороши были сами наушники. Производители раньше не понимали этой простой истины, но теперь прочухались и начали клепать наушники-вкладыши со сменными насадками разного размера и формы. Следующий технический нюанс заключается в акустической открытости корпуса «вкладыша». То есть чтобы выровнять давления и повысить чувствительность наушников на низких частотах, корпус делают не герметичным, а с наружными отверстиями. Ясно, что подобные наушники будут раздражать окружающих излучением наружу утробно-цыкающих объедков звука и свободно пропускать извне все нежелательные шумы. Отверстия частенько маскируют, делая их малозаметными, прячут под дизайн. Из всех тестируемых сейчас вкладышей этим не грешат только внутриканальные Etymotic, да еще в Aiwa попытались бороться с этой напастью, применив своеобразное перенаправление потоков акустического «ветра» (за что, как выяснится позже, и поплатились).Наиболее уязвимый элемент вкладышей – кабель (если, конечно, не варить в кипятке мембрану). Хороший кабель должен быть прочным как на разрыв, так и на усталостный излом, не цеплять на себя (акустически) разного рода шуршания, отлично проводить слабые токи и напряжения. Кабель-шнур, удовлетворяющий перечисленным требованиям, в одиночку будет стоить долларов 10 как минимум. В частности, наушники Cresyn IOps Axe599 JS (~25 USD), судя по всему, обладают шнуром с повышенной прочностью. И последнее – по технике. Глубина залегания излучающей мембраны – вот камень преткновения. Нетрудно предвидеть, что чем ближе мембрана к барабанной перепонке, тем меньше будет промежуточных трансформаций звука, тем легче изолироваться от внешнего мира, тем проще донести неискаженные басы. Однако здесь кроется архиважная тонкость – АЧХ вкладышей глубокого залегания должна существенно отличаться от нейтрально-прямолинейной. Как именно отличаться? Над этим и бьются исследователи из Etymotic Research, настоятельно рекомендующие смачивать «затычку», впихивать её до самого упора, любовно чистить от постоянно выковыриваемой серы, предварительно консультироваться с ухо-горло-носом, в каком состоянии ушной канал, и что в него влезет...Думаю, для непрофессионального применения «мембранного» залегания на средне-малой глубине (например, как у Sharp HP-MD33-S) более чем достаточно... Ну, а музыкантам-дирижерам, пожалуй, имеет смысл серьезно присмотреться к продукции Etymotic, начав регулярно промывать уши в целях постепенного привыкания. Кстати, модель ER-6 настолько хорошо изолирует всякую потусторонщину, что можно не услышать приближающийся сзади грохочущий поезд. Так что, граждане хорошие, не катайтесь не велосипедах-роликах-скутерах в «Етимотиках», а то печальный исход гарантируется! Так, что еще? Ах, ну да! Экзотические, натурально японские Stax имеют оголовье и, на первый взгляд, в нашем тесте им не место. Но у этих «электростатов» имеются конструктивные элементы-вкладыши, доставляющие звук поближе к перепонке. Вообще, наушники электростатического принципа действия, тем более компактные, заслуживают отдельного обстоятельного теста. В комплекте с S-001 MK2 идет свой предусилитель (SRM-001), оформленный в виде отдельной коробочки. Характеристики у данного «переносного» усилителя не самые выдающиеся; впрочем, иного достичь было нелегко – ведь модель разрабатывалась, когда у фирмы еще не было достаточного опыта. Питание от двух пальчиковых батарей (в сумме 3 В) составляет 0.8 Вт. Адаптер и шнуры, как и у всей профессиональной аудиотехники, продаются отдельно. По большому счету, единственное, что удручает, так это жестковатый пластик вкладышей, который «пробивает» мягкий силикон наконечников.Далее, переходим к дизайну. Словес по этому поводу не будет – как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. Так что изучайте фото.Как выяснилось, модель Etymotic ER4 имеет триразновидности – с индексами S (stereo), P (power) и B (binaural), соответственно. Для портативных плееров, быть может, еще подошла бы модель с индексом Р (усиление 10 дБ). А вот модель с индексом S, приходится признать, в наш тест затесалась случайно. Экспертное прослушивание Задействованные источники звука: • мультимедийно-игровая Creative Audigy2; • встроенный в компьютерную «материнку» шестиканальный кодек ALC-650; • музыкальный центр Panasonic; • типичный МР3-плеер без эквалайзера и настройки тембра; • MP3-плеер SORELL SF2000 (имеется четырехполосный эквалайзер); • МP3-плеер NEXX NF-510 (также имеется четырехполосный эквалайзер); • МP3-плеер MPIO FY300. В качестве эталонных наушников выступали: • оппонент - профессиональные гиганты Sennheiser 265 Linear (150 Ом); • референс - восьмилетней давности (более 50 долларов по тем временам) вкладыши от Sony (32 Ом) - название модели, увы, утрачено. Скажу сразу – ни одним наушникам из сегодняшнего теста не удалось начисто переиграть по качеству звучания стационарные Sennheiser Linear 265. Хотя по громкости 16-омные «затычки» в связке с портативными плеерами, конечно, обставляли «шенхейзеровского» тяжеловеса. «Сонькины» вкладыши-ветераны, будучи одеты в новехонькие поролоновые «подушечки», в ушах сидели не так удобно, как тестируемый супер-свежачок, имеющий разные насадки, но в плане звучания сражались почти на равных. Следует подчеркнуть, что любые 16-омные наушники наиболее будут хорошо звучать только с аудиоустройствами, соответствующий выход которых рассчитан на адекватную электрическую нагрузку. То есть при подключении таких «вкладышей» к встроенным в «материнки» кодекам АС97 (32 Ом) или к бытовой Hi-Fi-аппаратуре (\>32 Ом) из мембран полезет шипение усилителя (заметное не только в паузах!), начнут просаживаться низкие частоты, задираться средние и так далее. Чем у наушников больше электрическое сопротивление, тем, упрощенно говоря, меньше всяческих искажений (недаром среди сугубо профессиональных частенько встречаются наушники емкостью 300 и 600 Ом). Использованная методика экспертизы качества звучания и комфортности при эксплуатации не противоречила основным требованиям МЭК 268.13 (усреднение оценок по нескольким экспертам не проводилось). К прослушиванию привлекались разные по возрасту люди, в том числе – без богатого опыта экспертизы. Чтобы выяснить, действительно ли удобно сидят в ушах (эксплуатация как минимум в течение нескольких часов подряд) претенденты на пьедестал, пришлось их основательно поэксплуатировать (да простит меня уважаемый Pleer.ru). Испытания в метро на проникновение внешних шумов с честью выдержали только эксклюзивные Etymotic. С экипированными по уму Sharp в электричке музыка слушалась в удовольствие, но недолго, с часок-полтора, поскольку далее начинало сказываться утомляющие наложение проникающих шумов-лязгов и воспроизводимых звуков. Как показала практика, вкладыши Sharp HP-MD33-S не следует запихивать в уши со всей силой – нежные стенки каучуковой насадки сомнутся, начнётся акустическая утечка, и... прощайте, басы. Соответственно, если даже в случае предельно аккуратного вставления низких частот покажется маловато, то попробуйте надеть насадку большего размера (в отличие от устаревших «безнасадочных» конструкций, уши не устанут). А вот с ушками от Koss все не так радужно. Несмотря на кучу насадок причудливой формы (вы когда-нибудь видели шестигранную дыру в ушах человека?), подобрать удобную оказалось проблематично. Возможно, кому-то повезет больше на этом поприще. При всем уважении к Koss, поднявшейся в 60-х годах на поставках наушников для американских ВВС, следует признать, что с липкими полиуретановыми насадками вышел прокольчик. Это досадно – ведь звучание у The Plug от Koss весьма достойное. Хочется отдельно отметить, как выдают звук Sony MDR-E888LP, мембраны-диафрагмы которых выполнены из биоцеллюлозы. Вот если бы еще эти «безнасадочные» вкладыши и в ушах сидели так же хорошо (не исключено, что человеку с иными ушными раковинами повезет больше). Наконец, о звучании Beyerdynamic DTX20, извините, ничего толком сказать не могу - пока так и не удалось отыскать человека, кому бы они влезли в уши. Впечатления от прослушивания, облеченные в краткую форму и разбитые на «за» и «против», вынесены в итоговую таблицу. С музыкальным материалом, использованным при прослушивании, можно ознакомиться частично на http://ai.obninsk.org/relax.php3, и частично – на www.uni-scope.com. ЗаключениеИтак, победитель теста (а на финишной прямой было ой как плотненько) – Sharp HP-MD33-S. Цена их составляет 59 долларов с налогами (здесь и далее указаны розничные цены магазина Pleer.ru). Однозначно, они стоят своих денег. Бесспорно, большая удача когда-то ультрамодного «Шарпа». Данная модель разработана специально для «однобитных» MD-плееров Sharp, но, тем не менее, со многими МР3-плеерами от разных производителей показала себя на высоте. Приз за лучшее соотношение «цена/звучание» получает универсальная модель Sennheiser MX-400 (12 долларов с налогами). Ну, может эта фирма (когда захочет) делать наушники! В общем-то, это и немудрено – ведь исследования и разработка наушников - это её хлеб. Приз слушательских симпатий достается Pioneer SE-CL30 (49 долларов с налогами). Очень приятные во всех отношениях наушники. Не столь, правда, элегантные, как Sharp HP-MD33-S, но, с точки зрения сочетаемости с разномастными по выходу плеерами, даже посноровистее будут. И если бы не пара мелочей – быть им победителями. Приз за новаторство и оригинальность отдается Etymotic ER6 ISOLATOR (144 доллара). На что только не пойдешь ради звукоизоляции от внешнего мира! Приз «даёшь хай-энд в массы!» отсылается разработчикам электростатических Stax (275 долларов).