Обзор топ-моделей цифровых камер от компании Rover Computers - моделей RoverShot Z50 и RoverShot Z60. Торговая марка Rover появилась на российском рынке давно, и до последнего времени ассоциировалась у большинства пользователей с недорогими, но качественными ноутбуками. Однако несколько лет назад фирма Rover Computers существенно диверсифицировала свой бизнес, заняв прочные позиции в таких областях, как производство LCD-мониторов, карманных компьютеров и мультимедийных устройств. Закономерно, что без внимания компании не осталась и такая бурно развивающаяся отрасль, как цифровая фотография. В 2002 году было запущено производство фотокамер под маркой RoverShot, и, благодаря своей доступной цене, эта продукция быстро завоевала популярность среди обладателей кошелька средней толщины. Уже в следующем году, по собственной оценке Rover Computers, доля RoverShot на российском рынке цифровых камер составила около 10%. Недавно модельный ряд продукции был полностью обновлен, и на данный момент компания предлагает фотолюбителям весьма широкий спектр аппаратов с матрицами от 2 до 6 мегапикселей. Сегодня мы познакомимся с двумя топ-моделями – Z50 и Z60, – представляющими соответственно «старший любительский» и «полупрофессиональный» уровни в классификации самой Rover Computers. Когда автору стало известно, что компания предоставляет на тестирование две камеры со столь похожими названиями, он решил, что отличаются они, скорее всего, лишь разрешениями матриц (как это часто бывает у других производителей). Однако когда аппараты поступили в редакцию, быстро выяснилось, что построены они на совершенно разных платформах, а потому каждая модель заслуживает отдельного ознакомления. Начнем с младшей – Z50. RoverShot Z50Комплект поставки включает камеру, зарядное устройство GP для 2 аккумуляторов типа AA, сами аккумуляторы, ремешок на запястье, защитный чехол, USB-кабель, CD-ROM с программным обеспечением и руководство пользователя на русском языке. Дизайнеры, работавшие над внешним видом аппарата, явно решили отказаться от новомодных изысков и отдать дань классическому стилю. Матовый корпус камеры, целиком выполненный из алюминиевого сплава, представляет собой аккуратный «кирпичик», общая строгость которого нарушается разве что блестящими декоративными вставками да скругленными углами с правой стороны. Однако это обманчивая простота. Эргономика камеры производит отличное впечатление: все органы управления легко доступны для большого пальца правой руки, рычажок трансфокатора также расположен весьма удачно, кнопка спуска затвора имеет плавный ход, однако оба ее положения ощущаются вполне четко. Габариты аппарата удовлетворяют нынешним негласным стандартам для компактных камер и примерно соответствуют размерам сигаретной пачки. При выключенной камере объектив Z50 достаточно глубоко утоплен внутрь корпуса и закрыт защитными шторками, что довольно надежно предохраняет его от случайных повреждений. Тем не менее, в комплект поставки аппарата включен защитный чехол с петлей для брючного ремня и застежкой на «липучке». С одной стороны, этот чехол дополнительно защищает камеру от пыли и царапин, а с другой – обеспечивает возможность ее ношения не только на запястье или в кармане, но и на поясе. Такую заботу о покупателе можно только приветствовать – ведь обычно подобные чехлы приходится покупать за отдельные деньги, да и найти подходящий размер зачастую не слишком просто.В аппарате применен объектив с диапазоном фокусных расстояний от 8 до 24 мм (39-117 мм в 35-мм эквиваленте). Максимальная диафрагма в широкоугольном режиме – 2.8, в режиме наибольшего приближения – 4.9. Фактически, такие параметры являются общепринятой нормой для камер подобного класса. Автофокусировка объектива производится либо по небольшой зоне в центре кадра, либо по увеличенной зоне, «растянутой» в ширину. В сложных условиях освещения точность и скорость фокусировки остаются на достаточно высоком уровне даже несмотря на отсутствие подсветки автофокуса. Впрочем, возможные промахи автоматической фокусировки в любой момент можно исправить с помощью режима ручного фокуса, который включается одним нажатием на «стрелку» джойстика «вверх». Для того, чтобы фотограф мог более точно оценить резкость на экране ЖК-дисплея, аппарат в режиме ручного фокуса увеличивает центральную часть кадра. Дискретный трансфокатор объектива (6 фиксированных позиций) работает достаточно быстро и, что немаловажно, очень тихо. Особенно полезна скорость сервопривода в момент инициализации камеры: перевод объектива в рабочее положение занимает не более секунды. Для компоновки кадра фотограф может использовать ЖК-дисплей с диагональю 1.6 дюйма или оптический видоискатель. Последний пригодится для экономии заряда батарей и на очень ярком солнце, когда читаемость ЖК-дисплея ухудшается. Стоит отметить высокую частоту обновления изображения на экране дисплея – раздражающие задержки и «рывки» практически отсутствуют. Вспышка аппарата встроена в корпус и обеспечивает максимальную эффективную дальность от 0.6 до 3.2 м в широкоугольном режиме и от 0.6 до 0.8 м в режиме максимального приближения. Предусмотрена регулировка мощности светового импульса (три уровня), которая производится через меню. Кроме того, имеется режим уменьшения эффекта «красных глаз», в котором вспышка срабатывает дважды: в момент спуска затвора и непосредственно перед ним. В камере реализовано три основных режима съемки: автоматический, «Niceshot» и видеорежим, которые выбираются либо через меню, либо кнопками джойстика. В автоматическом режиме логика камеры сама оценивает текущие условия освещения и, исходя из них, пытается выбрать оптимальные параметры съемки. В режиме «Niceshot» пользователю предлагается 19 фиксированных программ, соответствующих той или иной типичной сцене. Так, например, программа «Фейерверки» предусматривает увеличенную выдержку и фокусировку на «бесконечности», программа «Текст» автоматически активирует макрорежим и увеличивает контрастность картинки, программа «Вечеринка» устанавливает повышенную чувствительность матрицы и так далее. Кроме того, есть две специальные программы для достижения эффекта «сепия» и черно-белого изображения. При выборе той или иной программы на ЖК-дисплее появляется соответствующая иконка с краткими пояснениями. Несмотря на то, что и в автоматическом режиме, и в режиме «Niceshot» на экране отображаются текущие параметры экспозиции, нет никакой возможности изменить их вручную. Зато в аппарате реализован такой полезный инструмент, как «живая» гистограмма, наглядно демонстрирующая распределение яркостей в кадре. Это позволяет фотолюбителю в реальном времени оценить сцену и при необходимости применить экспокоррекцию. К сожалению, сделать это можно только через меню (отдельные кнопки для управления компенсацией экспозиции не предусмотрены), однако для камеры любительского класса это простительно. Видеорежим позволяет вести съемку роликов с разрешением 320x240 при скорости 15 кадров/сек (продолжительность одного видеофрагмента не может превышать 60 сек). Что ж, возможности более чем скромные – многие камеры аналогичного класса снимают видео в разрешении 640x480 при частоте 30 кадров/сек. Кроме того, несколько удивила невозможность записи звука. Впрочем, это никак не мешает основной функции цифрового аппарата – получению качественных фотографий. Пользовательский интерфейс камеры весьма прост и понятен, ЖК-дисплей максимально информативен как в режиме съемки, так и в режиме просмотра отснятого материала. За все время тестирования у автора накопилось лишь два небольших замечания. Во-первых, не очень удобно, что после подтверждения выбора какой-либо опции меню целиком исчезает с экрана. Во-вторых, в режиме просмотра фотографий возможно всего лишь четырехкратное увеличение картинки. Это не всегда позволяет объективно оценить резкость только что отснятого кадра. Также несколько странным для российского брэнда выглядит тот факт, что среди языков, поддерживаемых камерой, нет русского. Возможно, это будет исправлено в более поздних прошивках аппарата. Запись фотографий осуществляется в формате JPEG с одним из следующих разрешений: 2560x1920, 2560x1712, 2048x1536, 1600x1200, 1280x960 и 640x480. Разрешение 2560x1712 соответствует соотношению сторон кадра 3:2 и отлично подходит для последующей печати фотографий в популярном формате 10x15 см без предварительного кадрирования. Доступно три уровня сжатия. В качестве носителя информации используются флэш-карты формата Secure Digital (SD) или MultiMedia Card (MMC), но кроме этого в фотоаппарате также имеется встроенная память объемом 9.7 Мбайт. Конечно, много 5-мегапиксельных кадров в такую память не сохранишь, однако в качестве «последнего шанса» она вполне сгодится. Для питания камеры используются элементы формата AA. В большинстве случаев производители аппаратов с подобным типом питания комплектуют свою продукцию дешевыми щелочными батарейками. Этих батареек хватает буквально на 30-50 кадров, и основное их предназначение – продемонстрировать работоспособность камеры. Благополучно «отщелкав» стартовый комплект и поняв, что на батарейках долго не протянешь, пользователи обычно идут в магазин и покупают аккумуляторы с зарядным устройством, тратя на это в среднем от 20 до 50 долларов. И вот здесь компания Rover Computers приготовила своим покупателям приятный сюрприз. Дело в том, что комплект поставки Z50 уже включает два никель-металлгидридных аккумулятора емкостью 1800 мАч и зарядное устройство для них. Таким образом, после покупки камеры вы сразу же получаете возможность вести полноценную съемку безо всяких дополнительных вложений. Кроме того, поскольку зарядное устройство является универсальным и подходит для любых никель-металлгидридных аккумуляторов, его можно использовать для зарядки элементов питания и к другим устройствам. Необходимо также отметить чрезвычайную экономичность аппарата. Несмотря на то, что для его питания используется всего два элемента (а не четыре, как у многих конкурентов), время работы от одной зарядки весьма впечатляет. В рамках недельного теста автору так и не удалось полностью разрядить аккумуляторы и, судя по всему, одного комплекта легко может хватить на 300 и более кадров. В режиме съемки и просмотра на экране дисплея отображается трехсегментный индикатор заряда батарей, позволяющий заранее спланировать перезарядку или замену комплекта на запасной. Z50 использует для соединения с к компьютером интерфейс USB 1.1. Протокол обмена данными – Mass Storage Device Class, то есть подключенная камера выглядит для операционной системы как сменный накопитель с файловой системой FAT. Кроме разъема USB у камеры есть гнездо для подключения внешнего источника питания напряжением 3 В. Досадным недоразумением выглядит отсутствие композитного НЧ-выхода для просмотра фотографий на телевизоре. Итог RoverShot Z50 представляет собой неплохой аппарат класса «навел и снял», заметно опережющий по функциональности многих своих «одноклассников». К числу заметных минусов камеры стоит отнести лишь слабые возможности по записи видео, а также невозможность управлять экспозицией вручную. Впрочем, корректная работа автоматики, а также большой выбор сцен в режиме «Niceshot» во многом компенсируют последний недостаток. Z50 быстро стартует, очень удобна и проста в обращении (что наверняка понравится начинающим фотолюбителям), компактна, весьма экономична и обеспечивает хорошее качество изображения. А богатая комплектация в сочетании с низкой розничной ценой (около $280 на конец октября 2004 года) делают эту камеру одним из потенциальных бестселлеров российского рынка. RoverShot Z60Комплект поставки включает саму камеру, литий-ионный аккумулятор, зарядное устройство, флэш-карту SD на 32 Мбайт производства фирмы SanDisk, ремешок на запястье, защитный чехол, USB-кабель, аудио/видео-кабель, CD-ROM с программным обеспечением и руководство пользователя на русском языке. Корпус Z60, так же, как и у Z50, целиком выполнен из алюминиевого сплава и выдержан в строгом классическом стиле. Минимум декоративных излишеств, прямые линии и острые углы – то, что нужно для имиджа солидного аппарата, венчающего модельный ряд камер RoverShot. Шикарный двухдюймовый ЖК-дисплей, занимающий большую половину задней части корпуса, буквально притягивает взгляд – нечасто встретишь такой большой экран в недорогой компактной камере. Эргономику в целом также можно назвать удачной. Несмотря на небольшие размеры корпуса, камеру удобно держать в руке, а все кнопки управления легко доступны для большого пальца. Единственный элемент конструкции, к которому возникли замечания – это поворотный селектор режимов. Во-первых, он утоплен относительно края корпуса и к тому же имеет довольно тугой ход, поэтому палец зачастую проскальзывает по диску селектора, и поначалу, с непривычки, к переключению режимов приходится прикладывать дополнительные усилия. Во-вторых, режим просмотра отснятых кадров вынесен на поворотный селектор наряду с режимами съемки. В результате для перехода, например, из режима портретной съемки в режим просмотра (вполне типичная операция) приходится последовательно «отщелкать» селектором целых шесть позиций. Иными словами, отдельная кнопка для просмотра фотографий на субъективный взгляд автора была бы уместнее. То же самое касается и режима настройки аппарата («SET UP»), и режима обмена данными с компьютером («PC»), излишне загромождающих диск селектора. А вот колесико с правой стороны корпуса, предназначенное для быстрого изменения значений выдержки, диафрагмы и шага экспокоррекции, напротив – очень понравилось. Нельзя не признать, что это гораздо более удобное решение, чем кнопочное управление, традиционно применяемое для этой цели другими производителями. Как и в случае с Z50, комплект поставки камеры включает защитный чехол с возможностью ношения на поясе.Объектив работает в диапазоне фокусных расстояний от 7.2 до 21.6 мм (35-105 мм в 35-мм эквиваленте) при светосиле от 2.8 (на широком угле) до 4.7 (в телережиме). Предусмотрен макрорежим. В условиях недостаточного освещения для повышения точности фокусировки имеется подсветка автофокуса. К сожалению, в принципе отсутствует ручная фокусировка – возможность полезная, а иногда и незаменимая. Кроме того, по сравнению с Z50, привод трансфокатора не отличается бесшумностью. В камере предусмотрено достаточно внушительное количество режимов съемки, которые позволят реализовать себя как начинающим, так и продвинутым фотолюбителям. Новичкам идеально подойдут автоматические режимы: портретный, спортивный, ночной, программный и целиком автоматический, в котором камера выберет экспозицию и другие параметры съемки, исходя из собственных представлений. А любители со стажем наверняка порадуются наличию такого «джентльменского набора» творческих возможностей, как съемка с приоритетом выдержки, диафрагмы и полностью ручной режим, в котором оба параметра экспопары определяет фотограф. Во всех режимах съемки, кроме полностью автоматического, доступна «живая» гистограмма яркостей. Некоторым пользователям также понравится функция «пробивания» даты съемки прямо на фотографиях. Возможности Z60 по видеозаписи, как и у Z50, довольно скромны: разрешение 320x240 при скорости 15 кадров/сек. Однако, в отличие от Z50, старшая модель способна фиксировать монозвук через встроенный микрофон. Этот же микрофон может использоваться для записи звуковых комментариев к фотографиям. Пользовательский интерфейс аппарата устроен довольно просто и логично, если не принимать во внимание тот довольно своеобразный факт, что одна часть настроек производится в режиме «SET UP», а другая – через кнопку «MENU». Очень удобно, что большинство параметров, относящихся непосредственно к съемке, легко изменяются с помощью «горячих» кнопок джойстика и вспомогательного колесика. Таким образом, к системе меню (кстати, русифицированной) приходится обращаться не слишком часто. Несмотря на различие платформ, режим просмотра Z60 страдает той же проблемой, что и Z50: максимум четырехкратное увеличение снимка. В остальном же к интерфейсу пользователя практически нет претензий.Для записи снимков в формате JPEG доступны следующие разрешения: 2816x2112, 2272x1704, 1600x1200, 640x480 (поддерживаются 3 уровня компрессии). Кроме того, в максимальном разрешении (2816x2112) поддерживается также запись в формат TIFF. Впрочем, найти этой функции практическое применение достаточно сложно – по-настоящему полезной была бы поддержка формата RAW, позволяющего посмотреть на снимок «глазами» матрицы. Питание камеры осуществляется от литий-ионного аккумулятора формата напряжением 3.7 В и емкостью 1000 мАч (подходят также литиевые батарейки Duracell CP-1). В комплект поставки входит зарядное устройство, которое подключается непосредственно к аппарату. Увы, такой подход имеет существенный недостаток: для зарядки аккумуляторов вам всегда нужна камера. Другими словами, вы не можете ей пользоваться, одновременно заряжая запасной аккумулятор. Это, впрочем, не имеет значения, если вы предполагаете использовать лишь штатную батарею. Полного заряда хватило примерно на 200-250 фотографий, уровень заряда отображается на ЖК-дисплее в виде трехсегментного индикатора. Соединение с компьютером происходит через интерфейс USB 1.1 по протоколу Mass Storage Device Class. Используется разъем, совмещенный аудио-видеовыходом. Помимо этого разъема аппарат имеет гнездо для подключения зарядного устройства. Итог Камера RoverShot Z60 – неплохой выбор для продвинутых фотолюбителей, желающих сэкономить и не страдающих снобизмом по отношению к новичкам в области цифрового фото. За весьма небольшие деньги (около $330 на октябрь 2004 года) вы получаете компактный аппарат с приличной 6-мегапиксельной матрицей, большим ЖК-дисплеем, ручными режимами, плюс стандартным набором функций для аппарата такого класса. Компания Rover Computers несколько погорячилась, отнеся Z60 к числу «полупрофессиональных», однако по соотношению цена/функциональность это одно из лучших предложений на рынке. СъемкаКак видно, автомат баланса белого у камеры Z50 несколько «промазал» - в неидеальных условиях съемки лучше пользоваться предустановками или калибровать баланс белого по эталону. Кроме того, на снимке хорошо заметны хроматические аберрации объектива – например, на белой куртке у девушки и на стенах подъезда. Однако надо отметить, что Z50 относится к классу весьма компактных камер, и сделать объектив соответствующих размеров, который бы не страдал от хроматических и геометрических искажений попросту невозможно (по крайней мере, на нынешнем технологическом этапе). Поэтому мы не стали бы относить присутствие ХА у компактного аппарата к числу его существенных недостатков – это вполне закономерное явление.У Z60 автобаланс белого сработал на «отлично» - цветопередача оказалась гораздо ближе к реальности, чем у Z50. Впрочем, программное обеспечение старшей модели несколько «перестаралось» с «шарпенингом», что вкупе с довольно шумной матрицей дало весьма неоднозначный результат. К счастью, уровень «шарпенинга» регулируется через меню (снимок сделан на среднем значении). То же самое относится и к насыщенности цветов: любители яркой или, наоборот, более естественной картинки смогут настроить камеру по своему вкусу.