Модели серии Pro внешне похожи между собой, как две капли воды. В том числе усилитель мощности и инфракрасный пульт дистанционного управления. Посмотрим, в чем же, собственно, состоят различия. Продукция американо-китайской Microlab Technology Co. Ltd. получила заслуженную популярность в России в первую очередь благодаря мультимедиа акустическим системам. Завидное соотношение цена-качество сделало свое дело: прошло несколько лет, и Microlab укрепилась в тройке лидеров среди обожаемой нашенским электоратом Sven и вездесущей Creative. Остальная продукция Microlab (корпуса десктопов, клавиатуры, USB устройства) достаточно хорошо известна российским покупателям. Однако мало кто знает, что MicroLab выпускает Hi-Fi комплекты и компоненты.Основанная в 1998 году, Microlab не мешкая засучила рукава. С тех пор 1200 сотрудников вкалывают, аж рубаха завивается, причем не забывая при этом про современные технологии. Так, применение полностью автоматизированного оборудования на конвейере по производству корпусов из древесных материалов гарантирует высокое качество продукции. Помимо всего прочего, Microlab учредила компанию International Microlab в Америке и Microlab Technology в Гонконге. Спектр акустических систем, выпускаемых сейчас Microlab, чрезвычайно широк – от простейшей пластиковой стереоподзвучки до основательной многоканальной активной акустики, по ряду параметров способной посоревноваться с именитыми Hi-Fi компонентами. Новейшая серия полноценных стереопар получила название Pro (с намеком на профессионализм :)). Она состоит из 3 моделей. Прототипом, очевидно, послужила модель Microlab А-6201 с усилителем мощности, вынесенным в отдельный внешний модуль.Модели серии Pro внешне похожи между собой, как две капли воды, в том числе, усилитель мощности и инфракрасный пульт дистанционного управления. Посмотрим, в чём же, собственно, состоят различия. Упаковка Колонки данной серии пакуются в одну коробку. Самая тяжеленная и объёмная коробка у модели PRO3: около 25 кг, 380 х 630 х 580 мм. Помимо самих колонок и блока усилителя, в коробке присутствуют 2 акустических провода длиной ~180 см, один аудио кабель (мини джек на два тюльпана), аккуратная инструкция по эксплуатации на русском языке, фирменный гарантийный талон от Microlab (!) и листок с адресами сервисных центров. Спецификация **** Итак, главное различие – выходная мощность. Она растет пропорционально цене и непосредственно зависит от диаметра НЧ/СЧ динамика вкупе с «тягой» усилителя. Самая старшая модель, Pro-3, выделяется не только огромным НЧ/СЧ динамиком (который потянул за собой размеры корпуса и массу колонок), но и отношением сигнал-шум. До нынешних хай-файных 90–100 дБ (а для Hi-End 115 дБ) ему, конечно, ещё далеко, но 75 дБ для мультимедиа – это уже очень приличный результат. По крайней мере, у моделей ближайших конкурентов (Sven, Dialog и тд) соотношение сигнал-шум точно такое же. Заявляемое разделение каналов в 40 дБ как было, так и осталось. В этом плане усилительные тракты Microlab не претерпели модернизации. Кстати, многоканальные AV-ресиверы от мировых брэндов демонстрируют около 55–60 дБ (иногда до 70 дБ) как по аналоговому входу 5.1, так и при усилении декодированного цифрового сигнала. Классные стереоусилители разделяют два канала на 80 дБ и более. Хотя встречаются истинно хай-файные интегральные усилители с разделением по стереоканалам, равным всего лишь 50 дБ (например, Cambridge Audio Azur). В общем, 40 дБ для двух каналов – это, что называется, «скромно, но со вкусом». Типично по мультимедийному. Увы, для большинства активных систем, происшедших из «компьютерных», о более высоком разделении мечтать не приходится. Как сей параметр повлияет на точность воссоздания стереоэффектов Microlab Pro3 – покажет прослушивание.Обратите внимание, уровень искажений (0.3% на 1 кГц) приведен для выходной мощности в 1 Вт. Неплохо, даже глядючи с вершин Hi-Fi. Но каковы будут искажения на тех же 90 Вт, остаётся только догадываться. Ясно, что по мере приближения к максимуму искажения растут экспоненциально, причем это свойственно как усилителям, так и колонкам. Технические решения Вынесение усилителя в отдельный внешний модуль – не дань моде. Запихивать требуху усилителя в колонку (а лучше в собственное «помещение» в стенах колонки) оправдано лишь при условии, что этот amplifier – монофонический. Со студийной мониторной акустикой так и поступают (увы, к каждой колонке надо тянуть толстенный кабель питания). Именно поэтому для студийных мониторов проблемы разделения каналов не существует. Как следствие, существенно лучше локализация источников звука в пространстве, в том числе, по глубине сцены. Но вернемся к двухканальному усилению в обособленном корпусе. При данном варианте уменьшается длина межблочных проводов, а акустические провода, идущие к колонкам, получают равную длину, на что часто рассчитывается-оптимизируется бюджетный усилитель. Помнится, многие активные мультимедиа системы с усилителем, размещаемом в одной из колонок, начинали на удлинённый акустический кабель ловить сотовые звонки, принимать радио и, хуже всего, сильно искажать баланс между каналами. Встречалась и «однорукая» стереоакустика, у которой частотный отклик по колонкам был настолько разным, что наряду со смещенным балансом это давало неимоверно гипертрофированный звук, напрочь лишенный стереоэффектов. Согласен, братцы, уединение-обособление усилительных каскадов и предельная симметричность схем – само по себе не панацея от всех бед. Про качество стабилизированного (!) питания и развязку усиливаемых сигналов забывать не следует ни при каких обстоятельствах. Но как раз с этим в активной мультимедиа акустике, недорогой по определению, исторически сложились весьма натянутые отношения.Судя по весу, усилитель Microlab Pro-3 не отягощен торроидальным трансформатором – верным признаком хай-фай. В дырочки удалось разглядеть единственную микросхему операционника и подозрительно худенькие провода. Большая часть объёма корпуса ничем не занята.Входов у акустики Microlab и раньше было два. Но теперь они переключаются с помощью «дисташки», как у взрослого усилителя мощности. Правда, сигнал с одного входа прилично проникает в другой. Беспроводной (инфракрасный) пульт дистанционного управления нынче не роскошь, а жизненная необходимость. Иначе сердца покупателей не завоевать. Здесь Microlab силён, как никогда.К дисташке можно придраться лишь по одному поводу: кнопку увеличения громкости воткнули слева, а обычно делают наоборот. К акустическим системам претензий тоже почти нет. Динамики сделаны исключительно качественно. Порт фазоинвертора (выведен сзади) во избежание паразитных призвуков профилирован. Корпус (стенки 16 мм) прочен и не резонирует. Декоративная нашлепка разве что легкомысленная, да поглотителя внутри нет.Измерения Дабы исключить дебаты разного толка, измерения амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) проводились двумя разными методами. Так называемый импульсный метод позволяет минимизировать паразитные отраженные сигналы. Измерительный микрофон, имеющий практически линейный частотный отклик, располагался с удалением 1 м на уровне между НЧ и ВЧ динамиками. Колонка размещалась на расстоянии более 1 метра от стен (согласно требованиям МЭК) в среднезаглушённой комнате.Различные методы дали схожие результаты. При скользящем тоне уровень на самых низких частотах, где влияние акустических свойств помещения выражено максимально, получается более высоким. Зарегистрированный пик в районе 40 Гц, по идее, должен быть вызван настройкой фазоинвертора. На слух бас может восприниматься более сбалансированным в зависимости от акустических свойств помещения и размещения в нем колонок относительно слушателя, однако довольно резкий спад ниже 100 Гц будет давать о себе знать. С учетом сглаживания, измеренная АЧХ вписывается в коридор хай-файных требований.Как видим, тембральные регулировки низких частот сводятся к выпучиванию частотного отклика на 100–150 Гц. Это слишком высоко для обычных жилых помещений, имеющих максимум резонансов именно в этой области. Вот на 40–80 Гц было бы в самый раз. С настройкой высоких частот дела обстоят получше. АЧХ поднимается равномерно на всех частотах (специфика построения графиков в RMAA не позволяет это лицезреть без мысленной интерполяции). Функция под названием loudness (фактически тонкомпенсация) эффективна только на малых и средних уровнях мощности, да и то в очень узкой области около 40 Гц. Экспертное прослушивание В качестве «референсной» использовалась активная стереоакустическая система: • Defender SPK-720 «полтинник» (\>60$) • Студийные мониторы ближнего поля (~500$) • Hi-Fi пассивная стереопара Monitor Audio Bronze B2 (\>230$) плюс ресивер Pioneer 514 (\>220$) в direct стереорежиме Задействованные источники звука: • Многоканальная саунд карта Creative Audigy2 • типичный портативный МР3 плеер, подключенный через выход на наушники • бытовой DVD плеер Pioneer 565-A с действительно высококлассными ЦАПами Помимо обычной тестовой подборки, в данном прослушивании был задействован изумительно записанный, ставший редкостью (сколько не заказывал в России – безуспешно), CD-audio диск великолепного джазового гитариста Эрнеста Рэнглина (Ernest Ranglin). Диск называется "Below the Bass Line", рожден в 1996 году из цифры высокого разрешения. Бас потрясающий, да и остальные инструменты прописаны-сведены мастерски.Акустика с подобным специфичным на басах частотным откликом (когда слева от горы с макушкой на 100 Гц торчит холм на 30–40 Гц) частенько встречается в стане Hi-Fi. Например, как в полочниках, так и в напольниках некоторых Heco, KEF, Mission и т. д. Такое решение имеет право на жизнь и неизбежно находит своих поклонников. Был бы усилитель достойный. Мгновенно толкать взад-вперед восьмидюймовый «лопух» НЧ/СЧ динамика, выдавая 90 Вт мощи – работенка адовая. Со слабой усилительной мускулатурой, боюсь, дёргаться бесполезно. Явно бюджетному (даже по меркам мультимедиа) усилителю Microlab PRO3 было тяжело справляться как с динамичным насыщенным басом, так и с ударными звуками на высокой громкости. Так, плотная вязь контрабаса сливалась в кашу уже на половинчатых уровнях громкости. Вдобавок, на средних частотах тоже не всё гладко: искажения становятся заметны при уровнях мощности, далеких от максимальных. В этом плане наблюдается сходство с «полтинником», у которого усилитель также хиловат по отношению к НЧ/СЧ динамику. Что ж, будет чем заняться на досуге умельцам, дружным с паяльником! Внешне-то усилитель Microlab PRO3 выглядит баксов на 100, а то и поболее. Microlab PRO3 звучат более впечатляюще с источником сигнала, имеющим мощный выход (Hi-Fi CD/DVD плееры, или профессиональные аудио устройства). В этом случае включать loudness нет необходимости. Хотя на размашисто басовитых дорожках Dolby Digital достаточно стандартного выхода –10 dBu, как у аудио карт типа Audigy2. Не выдающиеся разделение между каналами (якобы в 40 дБ), увы, сказалось на глубине стереофонической сцены и локализации воссоздаваемых источников звука в пространстве. До студийных мониторов нашему Microlab PRO3 еще расти и расти, а вот с хай-файными «бронзами» потягаться по силам. Удивлены? Дело в том, что Monitor Audio Bronze B2 оказались очень капризными по отношению к усилителю. Так, солидный коэффициент демпфирования Pioneer 514 не спасает. Но мало кто отважится купить стереофонический усилитель ценой 600 баксов, чтобы полностью реализовать потенциал полочников за 250. Подцепить же тестируемый Микролэб к ресиверу типа задействованного Пионера – многим по карману. Кстати, большинство ресиверов-усилителей имеет НЧ тембр, схожий с Microlab PRO3 (вершина выпираемого бугра находится именно на 100 Гц), и лишь некоторые могут похвастаться низким тембром 70..80 Гц. Последние для Pro-3 станут находкой. Microlab PRO3 способны слаженно играть на узкой стереобазе, но в любом случае звуковое поле будет ограничено расстоянием между колонками. Звучать шире виртуально у них почему то не получается. При отклонении на угол более 30 градусов начинает сказываться направленность, поэтому Pro-3 лучше ставить на высоте головы. В остальном звучание акустической системы Microlab PRO3 можно охарактеризовать как близкое к начальному Hi-Fi, если не злоупотреблять громкостью и выкручиванием тембра до предела. Правда, людям с пониженной чувствительностью слуха на средних частотах будет казаться, что не хватает четкости-разборчивости при любых тембрах. В отличие от младших братьев по серии, запас по мощности у Microlab PRO3 пригодится для отработки одиночных пиковых всплесков звука без заметных искажений. Рационализаторское предложение Сделать большие колонки хорошо звучащими в наш информационно-компьютерный век не составляет особого труда. Достаточно умения и старания. А вот чтобы отменно зазвучала компактная акустика, придется крепко потрудиться… Мозгами там пораскинуть, руками сям пошуровать. Успешная минимизация объёма корпусов домашних акустических систем при современных технологиях стала реально возможной и поэтому неизбежна! Битва за массового покупателя пойдет именно в этом направлении. Ну кому из простых смертных (олигархи, естественно, не в счет) охота загромождать неуклонно дорожающее жилое пространство истуканами дико исполинских размеров? Конечно, ценители акустической основательности (гигантомании?) останутся, и даже мы к ним не без удовольствия зачастим в гости. Но это будут единицы из тысяч… Срединная модель Microlab Pro-2, считаю, оказалась не у дел. Прибавка в мощности символична, в цене – раздражающе прилична. Напрашивается на ее место в линейке поставить модель старшую, которая нынче Pro-3. А вместо последней – впечатляюще здоровенной, сделать стройный напольный вариант пусть даже с меньшим басовым динамиком. Теперь о воспроизведении музыки новых форматов высокого разрешения DVD-audio и SACD, требующего расширенного рабочего диапазона частот (как минимум до 40 кГц). Хай-файщики давно ринулись распахивать эту нишу, а мультимедийщики все почесываются (за исключением Creative Labs). Никто не спорит, ни один нормальный человек не слышит одиночный чистый тон выше ультра 20–22 кГц. Тем не менее, ультразвуковые компоненты СТИМУЛИРУЮТ восприятие слышимых частот. Короче, не зря в живых звуках содержатся нехилые частотные составляющие вплоть до 100 кГц. Не зря! Самое смешное, почти все нынешние микросхемы операционных усилителей пашут до ~200 кГц. Казалось бы, поставь соответствующую «пищалку» – и дело в шляпе, а вот подишь ты… Экономия. Заключение Рискну порекомендовать для озвучивания голоса и спокойного музыкального фона в помещениях средних размеров типа школьных классов, малых аудиторий и т.п. В целом, Microlab Pro-3 свою цену оправдывают, даже если дармовый модуль усиления закинуть в чулан, заменив на что-нибудь серьезное «бэушное» изначальной стоимостью баксов эдак 200, но с истинной тонкомпенсацией.