Опубликовано 25 февраля 2005, 00:33

Выбор цифровой камеры – терминология и общие положения (Часть 1)

Цифровая революция наконец свершилась. Если ещё пять-шесть лет тому назад любительские модели «цифровиков» лишь робко пытались пробиться на фоторынок, то сейчас можно с уверенностью говорить о том, что они являются полноправными хозяевами положения. Преимущества цифровой фотографии, по большому счету, общеизвестны, однако мы позволим себе остановиться на них еще раз.

Цифровая революция, о которой так долго говорили фотолюбители, наконец свершилась. Если ещё пять-шесть лет тому назад любительские модели «цифровиков» лишь робко пытались пробиться на фоторынок, то сейчас можно с уверенностью говорить о том, что они являются полноправными хозяевами положения. И судя по темпам, с которыми произошел этот кардинальный технологический переворот, нет никаких сомнений, что в ближайшей перспективе пленочная техника будет усиленно вытесняться с прилавков магазинов. Преимущества цифровой фотографии, по большому счету, общеизвестны, однако мы позволим себе остановиться на них еще раз.

просмотр изображения на цифровой камере

просмотр изображения на цифровой камере

Наглядность и оперативность

При съёмке на «цифру» вы видите результат сразу же после нажатия на кнопку спуска затвора. В случае неудачи вы можете прямо на месте скорректировать параметры съёмки и делать новые попытки до тех пор, пока не добьетесь нужного результата. При съёмке на плёнку результат виден только после проявки, когда вернуться к объекту съёмки и исправить ошибку чаще всего уже невозможно.

Экономичность

«Где же экономия», – удивитесь вы, – «если цифровая камера по-прежнему стоит существенно дороже аналогичной пленочной?». Во-первых, это временная ситуация: многие модели «цифровиков» уже вплотную приблизились по цене к «плёночным» собратьям, и эта тенденция со временем будет только усиливаться. Во-вторых, однажды купив цифровую фотокамеру и модуль памяти для неё, вы полностью избавляетесь от дальнейших вложений. Вы можете делать тысячи фотографий, и каждый новый кадр не будет стоить вам практически ничего (чем больше кадров, тем ниже их удельная стоимость). В то же время, снимая на традиционный, аналоговый аппарат, вы обречены на постоянную покупку плёнки. А она, заметим, вовсе не бесплатна. Простой расчет: средняя стоимость приличной цветной плёнки на 36 кадров составляет 3-3,5 доллара. Таким образом, тысяча снимков обойдётся вам почти в $100, не считая затрат на проявку. Эта сумма даже больше, чем цена очень хорошей карты флэш-памяти объёмом 1 Гбайт, которая позволит вам сохранить такое же или даже большее количество снимков с разрешением 4 мегапикселя. При этом вы, разумеется, можете очистить флэш-карту и использовать ее повторно столько раз, сколько вам понадобится – ресурс нынешних модулей по перезаписи очень велик. Иными словами, средства, потраченные на цифровую технику, окупаются очень быстро даже при невысокой интенсивности съемок.

Еще один очень важный аспект – это брак. При цифровой съёмке вы можете немедленно стереть заведомо неудачный кадр, чтобы он понапрасну не занимал память. Вы можете нажимать на кнопку спуска затвора, абсолютно не задумываясь о том, сколько кадров осталось в кассете и насколько удачна сцена, чтобы тратить на нее драгоценную плёнку (хотя среди некоторых профессионалов-ортодоксов и бытует мнение, что такой подход способствует уничтожению творческой составляющей). А неожиданно столкнувшись с тем, что на флэш-карте закончилось место, вы всегда имеете возможность быстро «пробежаться» по отснятому материалу, удаляя неинтересные или просто бракованные снимки. Стоит ли говорить, что с «аналоговой» фотографией так не получится? При исчерпании всего запаса плёнки единственно возможный выход – бежать за новыми кассетами. Хорошо, если вы находитесь в большом городе и плёнку можно купить в любом ближайшем фотокиоске или супермаркете. А что, если вы катаетесь на сноуборде в горах или, к примеру, сплавляетесь по горной реке?

Компактность

компактность цифровых видеокамер

компактность цифровых видеокамер

Небольшие размеры фотоаппарата являются одним из самых важных критериев для фотографа-любителя. В отличие от фотографов-профессионалов, обычные люди, в принципе, готовы пойти на некоторое ухудшение качества изображения (например, за счет упрощенной оптики), лишь бы не таскать с собой повсюду огромную «дуру». Поэтому на протяжении всей истории фотографии любительские камеры всегда имели тенденцию к миниатюризации – и не без успеха. Однако, в определённый момент уменьшать размеры пленочных камер стало уже некуда. Причины просты: это сравнительно большой формат кадра 35-мм плёнки и немаленькие размеры кассет под такую плёнку. Также в традиционной камере довольно много места отводится лентопротяжному механизму. В связи с этим дальнейшей миниатюризации достаточно громоздких пленочных «мыльниц» ожидать уже не приходится. А вот в области цифрового фото миниатюризация идет полным ходом. Размер кадра (то есть матрицы, фиксирующей изображение), в любительских камерах значительно меньше 35 мм, а карты флэш-памяти даже самого большого формата (CompactFlash) имеют размеры, несравнимые с кассетами под фотоплёнку. В результате сейчас уже не редкость модели, по ширине и высоте соответствующие кредитной карточке, по толщине не превышающие 20 мм и весящие около ста граммов. Причем «гонка за габаритами» на этом не останавливается – например, фирма Casio совсем недавно представила технологию производства керамических линз, обладающих большим коэффициентом преломления, чем стекло, что позволило уменьшить размеры оптических систем на целых 20%.

Независимость, надежность, удобство хранения

Занимаясь любительской съемкой на плёнку, вы зависите от некоторого количества людей и обстоятельств. Неправильное хранение плёнки продавцом, просроченные реактивы, ошибки и нарушения технологического процесса при проявке и печати – все это может свести на «нет» любые ваши усилия. Неоднократно автору приходилось получать из лаборатории безнадежно поцарапанную плёнку лишь потому, что безалаберный сотрудник лаборатории банально поленился промыть проявочную машину, и в лентопротяжном механизме скопились твердые кристаллы реактивов. При этом самая большая компенсация, на которую можно рассчитывать в подобном случае, заключается лишь в том, что с вас просто не возьмут денег. Увы, отпуск и потраченные нервы вам никто не вернет. С цифровой фотографией всё проще. Вы можете создавать неограниченное количество копий отснятого фотоматериала и хранить эти копии независимо друг от друга (например, дома на компакт-дисках и на специализированном веб-сайте, вроде fotki.com или «Рабмлер-Фото»). Используя возможности файловой системы или веб-интерфейсов, вы имеете возможность организовать действительно удобное хранение своих цифровых снимков в иерархической структуре. Вы легко можете отобрать лучшие кадры и отсортировать их, например, по тематике, что весьма затруднительно и трудоёмко в случае с пленочными негативами.

Цифровая фотография позволяет намного быстрее и удобнее делиться своими снимками с друзьями, знакомыми и родственниками, у которых есть компьютеры – достаточно просто прислать им электронные письма с вложенными картинками или ссылку на веб-страницу, где эти картинки опубликованы. Кроме того, публичные веб-сервисы способны открыть ваше творчество самой широкой аудитории зрителей, если вы того захотите.

Дополнительные возможности

Современные цифровые камеры зачастую обладают целым рядом дополнительных возможностей, принципиально недоступных для плёночных собратьев. Среди них, например, видеозапись, режим съёмки панорам или запись аудиокомментариев. Кроме того, специальные алгоритмы обработки изображений, реализованные в программном обеспечении камер, позволяют отчасти заменить такие традиционные фотографические инструменты, как, например, светофильтры и плёнки для разных типов освещения (см. главу «Баланс белого»).

Цифровая обработка

В настоящее время существует огромное количество растровых редакторов и специализированных программ для обработки цифровых изображений – начиная с довольно примитивных инструментов, которые поставляются вместе с операционной системой Windows, и заканчивая такими мощными пакетами, как, например, Adobe Photoshop Elements, который часто поставляется в комплекте с цифровыми камерами. Применение этих средств значительно расширяет творческие возможности фотографа: вы можете кадрировать снимки так, как вам захочется, свободно заниматься цветокоррекцией и ретушью (например, устранением пресловутого эффекта «красных глаз»), применять к  фотографиям разнообразные спецэффекты, накладывать на них тексты и делать фотомонтаж – всё, что захочется вашей душе. Строго говоря, вы можете проделывать то же самое и с «пленочными» снимками, предварительно переведя их в цифровой формат с помощью сканера. Однако, это лишний и достаточно рутинный технологический этап, отнимающий массу времени и сил. Помимо этого, надо обладать определённой квалификацией и достаточно дорогим оборудованием, чтобы выполнить сканирование отпечатков или непосредственно плёнки без значительных потерь качества. Можно, конечно, обратиться в специальную лабораторию, однако это тоже потребует временных и денежных затрат. Таким образом, если вы планируете заниматься цифровой обработкой изображений, есть прямой смысл изначально получать эти изображения в цифровом виде.

Печать

печать

печать

Часто приходится слышать (особенно от людей старшего поколения), что, дескать, цифровая фотография не такая «живая», как фотография «пленочная». А именно: людям больше нравится рассматривать старые добрые бумажные фотокарточки 10x15, нежели изображения на экране компьютера. Более того, у многих вообще нет компьютера дома! Что ж, эти аргументы действительно были весьма убедительными еще два-три года назад, когда массовая печать цифровых изображений была дорогим и редким явлением. Сейчас же в любом крупном городе есть минилабы, которые принимают в печать снимки практически на любых носителях, и стоимость этой услуги не превышает (или незначительно превышает) стоимость печати с негативной плёнки. Многие фотосалоны также предлагают разнообразные дополнительные услуги, такие как ретушь, печать на холсте или широкоформатная печать. Кроме того, если по каким-то причинам вы не хотите сдавать свои снимки в минилаб (например, из соображений конфиденциальности), вы можете купить компактный домашний фотопринтер (струйный или сублимационный) и печатать фотографии самостоятельно. Стоимость одного отпечатка получится выше, чем при печати в минилабе, однако взамен вы получите полную независимость и оперативность. При этом, вопреки расхожему мнению, совершенно не обязательно иметь дома компьютер: практически все современные «цифровики» и принтеры поддерживают протокол PictBridge, предусматривающий прямой обмен данными между камерой и печатающим устройством.

Таким образом, проблему фотопечати с цифровых носителей можно на данный момент считать, по большому счету, решенной.

Мы рассмотрели лишь самые очевидные достоинства цифрового фото, однако и они позволяют сделать важный вывод: новая технология достигла определённой зрелости для массового применения и сулит несомненные удобства и преимущества по сравнению со старой.

(продолжение читайте во второй части обзора)