Опубликовано 28 февраля 2005, 00:33

Выбор цифровой камеры – терминология и общие положения (Часть 2)

Итак, вы решили приобрести цифровую камеру. Эта статья призвана помочь вам с выбором, однако здесь вы не найдете никаких рекомендаций по конкретным моделям. Наша цель – познакомить вас с основными понятиями и терминами, чтобы в дальнейшем вы могли принять самостоятельное и осознанное решение, сконцентрировавшись на главном и обойдя маркетинговые ловушки, расставленные производителями.

Первую часть статьи читайте здесь: Выбор цифровой камеры – терминология и общие положения (Часть 1)

Итак, вы решили приобрести цифровую камеру. Эта статья призвана помочь вам с выбором, однако здесь вы не найдете никаких рекомендаций по конкретным моделям. Наша цель – познакомить вас с основными понятиями и терминами, чтобы в дальнейшем вы могли принять самостоятельное и осознанное решение, сконцентрировавшись на главном и обойдя маркетинговые ловушки, расставленные производителями.

К автору часто обращаются его друзья и знакомые с просьбой посоветовать для себя или в подарок так называемую «оптимальную камеру». Так вот, оптимальной камеры не существует в природе! Есть модели с определенными характеристиками, более или менее удовлетворяющие тем или иным требованиям конкретного пользователя. Причём нередко эти требования взаимоисключают друг друга.

Однако, обо всём по порядку. В связи со значительным объёмом статья будет публиковаться «с продолжением».

Объектив

Объектив является важнейшей частью любой камеры. Именно от него в наибольшей степени зависят творческие возможности фотографа, а также качество получаемых изображений.

Объектив – это сложная линзовая система, формирующая резкое изображение снимаемого объекта на плоскости матрицы аппарата. Важнейшей характеристикой любого объектива является его фокусное расстояние – то есть расстояние (в миллиметрах) от оптического центра объектива до плоскости светочувствительного сенсора. Именно фокусное расстояние определяет угол обзора камеры: чем больше фокусное расстояние, тем меньше угол обзора, тем более крупным (приближенным) выглядит изображение объекта.

Однако, из элементарной геометрии следует, что угол зрения зависит не только от фокусного расстояния, но и от размера матрицы (кадра): чем меньше кадр, тем меньше должно быть фокусное расстояние для передачи одного и того же угла зрения. Так, например, фотокамера с диагональю матрицы 1/1,8 дюйма и фокусным расстоянием объектива 7,6 мм передаёт такую же перспективу, что и аппарат с кадром 1/2,5 дюйма при фокусном расстоянии 6,2 мм. Поэтому, дабы избежать путаницы при сравнении камер с разными размерами матриц, широко используется понятие так называемого эквивалентного фокусного расстояния (ЭФР) для 35-мм пленки. Это довольно удобная «точка опоры», потому что многие фотолюбители уже снимали на пленку и хорошо представляют себе, какой угол зрения обеспечивает объектив с фокусным расстоянием, допустим, 28 мм. Так что наряду с истинным фокусным расстоянием в характеристиках объектива цифровой камеры обычно указывается также ЭФР. Например, для упомянутых выше аппаратов с фокусными расстояниями 7,6 и 6,2 мм ЭФР примерно равно 36 мм.

Само собой, эквивалентное фокусное расстояние относится к истинному как диагональ 35-мм кадра относится к диагонали матрицы аппарата. Например, для матрицы с диагональю 1/2,7 дюйма истинное фокусное расстояние меньше ЭФР в 6,5 раз, для 1/1,8-дюймовой матрицы этот коэффициент равен 5, для 2/3-дюймовой – 4, для формата APS-С, применяемого в большинстве цифровых «зеркалок» – 1,6 и т.д. Очевидно также, что для объективов, рассчитанных на размер кадра 35 мм, ЭФР просто соответствует истинному фокусному расстоянию.

Нормальные объективы, то есть объективы, позволяющие получать изображения с перспективой, близкой к восприятию человека (46 градусов), имеют ЭФР около 50 мм. ЭФР сверхширокоугольных объективов составляет 20 мм и меньше, широкоугольных – 24-35 мм, длиннофокусных (телеобъективов) – 90 и больше.

Грубо можно классифицировать оптику фотоаппаратов на объективы с постоянным и переменным фокусными расстояниями (первые ещё называют «фиксфокальными», а вторые – зум-объективами, вариообъективами или трансфокаторами). Из названий понятно, что фокусное расстояние «фиксфокальных» объективов жёстко зафиксировано на конкретном значении, тогда как у вариообъективов оно может изменяться в определенном диапазоне. Изменение фокусного расстояния может производиться как вручную с помощью специального кольца на объективе (как правило, у сменных объективов), так и посредством электрического привода (у камер с несменной оптикой). Диапазоны фокусных расстояний у зум-объективов бывают самыми разными, однако типичным для компактных камер является «вилка» вокруг нормального (50 мм) фокусного расстояния. Применительно к цифровым «мыльницам» чаще всего вам будет встречаться диапазон 35-105 мм в 35-мм эквиваленте. Отношение наибольшего фокусного расстояния к наименьшему является коэффициентом оптического увеличения (кратностью зума), то есть той цифрой, которую обычно гордо указывают на коробке или на самом фотоаппарате. В нашем примере объектив обеспечивает трехкратное увеличение (105:35).

Зум-объектив, безусловно, очень хорош тем, что позволяет фотографировать из одного и того же положения достаточно разнообразные сюжеты. Особенно характерным примером являются так называемые «ультразумы» (объективы с 10-12-кратным увеличением), дающие возможность с равным успехом снимать как пейзажи, так и, например, птиц, сидящих высоко на ветках. Вопреки расхожему среди фотографов выражению о том, что «лучший зум – это ноги», существует масса объектов, к которым «ногами» подобраться невозможно. Так что хороший вариообъектив с широким диапазоном фокусных расстояний способен оказать фотографу неоценимую услугу. Увы, платой за такую универсальность являются неизбежные потери в светосиле и в качестве изображения за счет аберраций. О них мы сейчас и поговорим немного подробнее.

Аберрации – это искажения изображения, вызванные тем, что в реальных объективах невозможно обеспечить условия прохождения лучей, характерные для идеальных оптических систем. Эти условия выполняются только в тех случаях, когда изображение, формируемое объективом, получается с помощью узких приосевых пучков монохромного света, составляющих достаточно малые углы с поверхностью объектива (эти лучи еще называют параксиальными). Использование широких пучков, проходящих под большими углами, приводит к тому, что лучи, исходящие из какой-либо точки в пространстве предметов, не сходятся в одной точке в пространстве изображений. Это несхождение приводит к различным неприятным эффектам: окрашиванию контрастных контуров изображения, искажению геометрии картинки, нерезкости на периферии кадра и т.д.

Проще всего представить себе сущность аберраций на примере обычной лупы: в центре лизны мы всегда видим чёткое изображение, чего никак не скажешь о её краях. Закрыв края линзы непрозрачной пластиной с отверстием посередине (и, тем самым, сократив рабочий диаметр линзы), можно добиться значительного уменьшения аберраций в нашей простейшей оптической системе. В реальных объективах роль пластины играет диафрагма – механизм, позволяющий регулировать диаметр отверстия («дырку») в некоторых пределах. Открытие или закрытие диафрагмы характеризуется диафрагменным числом – отношением фокусного расстояния к диаметру отверстия. Соответственно, чем меньше диафрагменное число, тем больше отверстие диафрагмы, и наоборот. Стандартные значения диафрагменных чисел образованы геометрической прогрессией со знаменателем 1,4 (квадратный корень из 2): 1, 1,4, 2, 2,8, 4, 5,6 и т.д. Впрочем, это не догма – часто встречаются и промежуточные значения.

Понятно, однако, что помимо ограничения аберраций диафрагма влияет также на количество света, попадающего на светочувствительный материал (собственно, именно в этом и заключается её основная функция). Кроме того, от диафрагмы напрямую зависит глубина резкости (об этом мы поговорим чуть позже). Поэтому не всегда диафрагму можно безболезненно закрыть. В связи с этим для компенсации аберраций используется и другой способ. Дело в том, что разные виды линз, выполненные из разных сортов стекла, обладают совершенно различными свойствами. И оказывается, что если специальным образом собрать несколько разных оптических элементов в одну систему, то они способны во многом компенсировать аберрации друг друга. Эта особенность широко используется в проектировании объективов – даже в простых компактных «мыльницах» оптические системы состоят из 6-9 элементов, а в дорогих сменных объективах их количество легко может достигать 15-18. Впрочем, большое количество оптических элементов порождает отдельные проблемы – например, блики, вызванные переотражением света от линз. Это, в свою очередь, заставляет производителей применять более высокотехнологичное, многослойное просветление линз, дорогие марки низкодисперсионного стекла и т.д.

Часто в характеристиках объектива можно прочитать что-нибудь вроде «9 элементов в 7 группах, 1 асферический элемент». Количество элементов – это количество линз, составляющих собственно оптическую систему. Несклеенные между собой или склеенные вместе два и более элементы называются группой. Асферический элемент – это линза несферической формы, позволяющая, грубо говоря, создавать оптические системы с повышенной коррекцией сферических аберраций. Такие линзы довольно сложны в изготовлении и лишь сравнительно недавно получили широкое применение в дешёвых объективах.

Выбор цифровой камеры - Сферический и асферический элементы

Сферический и асферический элементы (иллюстрация - Canon)

Выбор цифровой камеры - Сферический и асферический элементы

Сферический и асферический элементы (иллюстрация - Canon)

Расчет и проектирование сложной оптической системы с компенсацией аберраций – задача, весьма нетривиальная сама по себе. Однако она усложняется многократно, когда речь заходит об объективе с переменным фокусным расстоянием: необходимо учитывать влияние множества факторов во всех положениях зума. Как правило, невозможно скомпенсировать аберрации на всём рабочем диапазоне объектива – какой-то их вид будет сильнее проявляться на минимальном фокусном расстоянии, какой-то – на максимальном, а какой-то – в среднем положении. И чем больше коэффициент увеличения объектива, тем более выраженным будет этот эффект. Кроме того, применение большого количества линз сказывается на размере и весе объектива, а также на его цене (что отнюдь не всегда допустимо).

Поэтому в случае недорогих вариообъективов производители идут на некоторый компромисс. Конструкция таких объективов упрощается, в них используются линзы небольшого диаметра и в меньшем количестве, однако следствием этого является разное максимальное открытие диафрагмы на разных фокусных расстояниях. Так, например, у компактного объектива с рабочим диапазоном 35-105 мм максимальное открытие диафрагмы на фокусном расстоянии 35 мм может соответствовать диафрагменному числу 2,8, на отметке 43 мм – 3,2, на 61 мм – 3,5, на 73 мм – 4, а на 105 мм – 4,8. Получается, что на максимальном фокусном расстоянии объектив пропускает намного меньше света, чем на минимальном. Кроме того, максимально допустимое открытие диафрагмы ограничено и аберрациями – при слишком большом отверстии их уровень будет неприемлемо высок.

Максимально возможное открытие диафрагмы, при котором аберрации остаются на достаточно низком уровне, называется светосилой. Светосила определяется диафрагменным числом и характеризует максимальное количество света, которое может пропустить объектив на том или ином фокусном расстоянии без значительных потерь качества. Большая светосила (т.е. меньшее значение диафрагменного числа) означает лучшее качество объектива, и наоборот.

Подведем краткий итог всему вышесказанному.

1. Чем больше диапазон фокусных расстояний объектива, тем выше уровень его аберраций и, соответственно, тем меньше светосила.
2. Чем компактнее оптическая система, тем сильнее она подвержена аберрациям, поскольку требования к размерам не позволяют разместить в объективе достаточно большое количество оптических элементов. К тому же, чем меньше линза, тем менее она похожа на свою идеальную математическую модель.
3. При прочих равных следует выбирать камеру с более светосильным объективом. Впрочем, большая светосила автоматически подразумевает и более высокую цену.
4. Закрытие диафрагмы положительно влияет на уровень аберраций. Поэтому, если съёмочная сцена достаточно хорошо освещена, лучше не открывать диафрагму максимально.

Читаем маркировку объектива

Применим полученные знания на практике. Итак, перед нами компактная камера с диагональю матрицы 1/2,7 дюйма и следующими обозначениями, нанесенными на объектив: 5,6-16,2 mm, f/2,8-4,8. Что это означает? Очень просто. Наш объектив имеет переменное фокусное расстояние в диапазоне от 5,6 до 16,2 мм, при этом максимальное диафрагменное число (светосила) на расстоянии 5,6 мм составляет 2,8, а на расстоянии 16,2 мм – 4,8. Поскольку диагональ нашей матрицы меньше диагонали 35-мм кадра в 6,5 раз, эквивалентное фокусное расстояние мы получаем умножением истинного на 6,5. Итого: диапазон ЭФР объектива составляет 35-105 мм. А поделив 16,2 мм на 5,6 мм, получаем кратность зума – 3.

Необходимо помнить, что поскольку светосила – величина относительная, она никак не зависит от размера матрицы.

На более сложных и дорогих объективах можно встретить маркировку 16-35 mm, f/2,8. Это означает, что на всем диапазоне фокусных расстояний светосила постоянна и соответствует диафрагменному числу 2,8. Также встречается маркировка типа 50 mm, f/1,8. Такое обозначение соответствует «объективу с постоянным фокусным расстоянием 50 мм и светосилой 1,8.

Иногда в характеристиках объектива указывается полный рабочий диапазон его диафрагмы (скажем, 2,8-8,0). Не следует путать эти значения со светосилой.

Стоит сказать несколько слов о так называемом «цифровом зуме». Практически в каждой любительской камере присутствует этот режим, и многие производители считают нужным упомянуть о нём на коробке самым крупным шрифтом. Некоторые даже перемножают коэффициент оптического и цифрового увеличения (например, 3 на 4), после чего на голубом глазу заявляют о 12-кратном зуме в компактной «мыльнице». Увы, это не более, чем маркетинговая уловка. Функция цифрового зума всего лишь берёт центральный фрагмент только что снятого кадра и увеличивает его до полноформатного размера методом простой экстраполяции пикселей. Разумеется, потери качества при этом весьма значительны, а кроме того – вы без труда сможете повторить все то же самое в любом растровом редакторе. Так что, каким бы ни было цифровое увеличение, смело игнорируйте этот параметр, и после покупки аппарата сразу же отключайте эту бесполезную функцию. Кроме того, увидев на коробке или корпусе фотоаппарата «подозрительную» цифру, вроде «56x», обращайте внимание не на неё, а на маркировку объектива.

Глубина резко изображаемого пространства

Идеальная линза из учебника по оптике, как известно, создаёт резкое изображение только одной плоскости. Любая точка, лежащая вне этой плоскости, будет нерезкой и отобразится на матрице (пленке) не точкой, а пятном (оно ещё называется «кружком нерезкости» или «кружком рассеяния»). Однако в реальности мы до определённого момента не можем отличить пятно от точки, так что в некоторых границах относительно плоскости в пространстве предметов изображение условно можно считать вполне резким. Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) – это расстояние, измеренное между двумя плоскостями в пространстве предметов, в пределах которого предметы изображаются на матрице (пленке) с достаточной резкостью (то есть диаметр кружка нерезкости не превышает допустимого значения).

Глубиной резко изображаемого пространства можно управлять при съёмке, создавая, таким образом, различные художественные эффекты. В частности, регулирование ГРИП используется для того, чтобы акцентировать объект съёмки, находящийся в окружении других, второстепенных предметов. Хрестоматийным примером является портрет, когда необходимо получить резкое лицо и размытый фон. Небольшая ГРИП позволяет легко добиться  этого эффекта. В качестве обратного примера можно привести пейзажную съёмку, где для резкой передачи деталей как на переднем, так и на заднем плане, нужно по возможности установить максимальную ГРИП. Упрощенная формула расчёта ГРИП выглядит так:

ГРИП = 2 *A * c / (f / L)^2 ,

где A – диафрагменное число, c – максимально допустимый диаметр кружка нерезкости, f – фокусное расстояние, L – расстояние до объекта съёмки.

Таким образом, глубина резко изображаемого пространства зависит от диафрагменного числа, фокусного расстояния объектива и расстояния до объекта съёмки.

Итак,

1. Чем больше диафрагменное число (чем меньше диаметр отверстия диафрагмы), тем больше ГРИП.
2. Чем дальше от объектива находится объект съёмки, тем больше ГРИП.
3. Чем меньше фокусное расстояние объектива (чем больше угол зрения объектива), тем больше ГРИП.

Видно также, что поскольку переменные f и c зависят от размера матрицы фотоаппарата, то и ГРИП зависит от её размера. Из этого вытекает четвертое следствие:

4. Чем меньше матрица, тем больше ГРИП.

И если два первых следствия из формулы важны во время съёмки (например, в случае портрета лучше открыть диафрагму, а в случае пейзажа – наоборот, прикрыть), то третье и четвертое имеют непосредственное значение при выборе камеры. Важно ещё раз определиться, для каких целей вы покупаете аппарат. Если ваш приоритет – портреты, то вам понадобится аппарат с диагональю матрицы не меньше 1/1,8 дюйма (а лучше – больше) и, возможно, с достаточно большим «зумом». Сенсор с меньшей диагональю не обеспечит вам размытия фона даже при наличии специального «портретного» режима в камере (в реальности просто предполагающего максимальное открытие диафрагмы). Если же портретная съёмка для вас не очень важна, зато предполагается снимать много пейзажей или заниматься макросъёмкой, то с точки зрения ГРИП небольшая матрица не станет большой проблемой.

В принципе, несложно достичь размытия фона не оптическим, а цифровым способом, с помощью растрового редактора. Однако для этого всё же необходимо время и некоторая квалификация.

Затвор

Затвор – это устройство, предназначенное для пропускания световых лучей к матрице (пленке) в течение определенного промежутка времени. Этот промежуток, измеряемый в секундах, называется выдержкой. Соотношение диафрагменного числа («диафрагмы») и выдержки составляет экспозицию, или экспопару (см. главу «Экспозамер»). Основной характеристикой затвора является минимальная выдержка, которую он может обеспечить. В большинстве простых компактных аппаратов затвор работает в диапазоне от 5-15 c до 1/1000-1/2000 с. В продвинутые камеры, матрицы которых позволяют работать в более широком диапазоне выдержек, устанавливаются более совершенные затворы, минимальные выдержки которых достигают 1/4000-1/8000 с и короче.

Экспозамер и режимы экспозиции

Чтобы получить правильно освещённый кадр, для объекта съёмки должна быть выбрана корректная экспозиция (то есть соотношение выдержки и диафрагмы). Этой цели служат алгоритмы экспозамера и режимы (программы) экспозиции. Познакомимся с ними подробнее.

Экспозамер – это замер освещённости объекта съёмки с помощью специального сенсора (экспонометра) или системы сенсоров. Часто в технических характеристиках камер приходится сталкиваться с такими понятиями, как матричный (мультисегментный), центральновзвешенный, точечный и т.д. экспозамер. Что это означает? При матричном экспозамере освещённость оценивается по нескольким сегментам в разных частях кадра, а затем из  этих показателей вычисляется некоторое среднее значение. Нетрудно догадаться, что чем больше сегментов, тем точнее результаты экспозамера. Центральновзвешенный замер также производится в разных точках по всему полю кадра, однако наибольший удельный вес в расчете экспозиции имеют точки в центре поля. Точечный же замер характерен тем, что освещённость оценивается лишь по небольшой области вокруг точки фокусировки. Часто камеры поддерживают все три типа экспозамера, и целесообразность выбора того или иного алгоритма определяется исключительно характером съёмочного сюжета. Впрочем, для новичка вполне можно порекомендовать всегда использовать центральновзвешенный замер – для большинства сцен он вполне подойдет.

Мы перечислили лишь наиболее распространённые реализации экспозамера – на самом деле, их гораздо больше. Например, фирма Nikon использует в своих зеркальных камерах систему так называемого «пространственного» (3D) замера, в которой помимо освещённости учитываются также контрастность, расстояние до объекта и фокусное расстояние.

Режимы экспозиции, как и результаты экспозамера, также влияют на конечное соотношение выдержки и диафрагмы (экспопары). Условно эти режимы можно разделить на два класса – ручные («творческие») и автоматические. Как правило, творческие режимы включают съёмку с приоритетом выдержки и диафрагмы, а также полностью ручной режим. В режиме приоритета диафрагмы фотограф самостоятельно задаёт диафрагменное число (с помощью специального колесика или кнопок), а камера, основываясь на результатах экспозамера, автоматически  “подбирает” оптимальную выдержку. В режиме приоритета выдержки роли меняются – пользователь задаёт выдержку, а логика аппарата вычисляет диафрагму. Что же касается полностью ручного режима, то в нем оба параметра экспозиции задаются вручную, и экспозамер играет здесь лишь рекомендательную роль (например, при выборе фотографом заведомо неприемлемой комбинации камера может выдать предупреждение).

Автоматические режимы не предполагают вмешательство пользователя в определение экспозиции, и всего лишь дают возможность «намекнуть» камере о том, какой сюжет предполагается снимать. В зависимости от этого (и, конечно, основываясь на показаниях экспозамера), процессор аппарата вносит некоторые коррективы в параметры экспозиции. Например, в автоматическом режиме «Портрет» камера применит экспопару с максимальным открытием диафрагмы, чтобы обеспечить чёткий передний план и «размытие» фона. В режиме «Спорт» будет использована минимальная выдержка для того, чтобы движущиеся объекты не вышли «смазанными».  А, скажем, в режиме «Ночной портрет» будет применена увеличенная выдержка и срабатывание вспышки «по второй шторке», то есть в самом конце экспозиции. В отличие от творческих режимов, на «джентльменский набор» автоматических программ не существует негласного стандарта – каждый производитель выдумывает уникальные наборы возможностей. Среди них встречаются весьма экзотические «бантики», вроде режимов, специально предназначенных для съёмки домашних животных или подводного мира. Однажды автору попалась камера, в которой было предусмотрено аж 19 разнообразных автоматических программ! Впрочем, в данном случае больше – вовсе не значит лучше. Спортивный режим, режим съёмки детей и домашних животных – это по сути одна и та же программа, всего лишь предусматривающая съёмку с минимальной выдержкой и не более того. Поэтому наличие огромного количества автоматических режимов вовсе не означает функционального превосходства той или иной модели над другими камерами. А вот запутаться в подобном многообразии – проще простого. Пяти-шести программ более чем достаточно для большинства съёмочных сюжетов.

Очевидно, что автоматические программы – это настоящая находка для начинающего фотолюбителя. Нет необходимости каждый раз задумываться о выдержке, диафрагме и прочих тонкостях фотопроцесса:  достаточно просто выбрать нужный режим, нажать на кнопку спуска затвора, а об остальном позаботится процессор аппарата. Именно поэтому во многих недорогих камерах начального уровня ручные режимы отсутствуют в принципе.  Зачем, если и автоматика справляется неплохо? Однако необходимо помнить, что «расплатой» за  подобный «интеллект» со стороны аппарата является неизбежное сужение творческих возможностей пользователя – камера слишком многое решает за него! Поэтому если вы планируете совершенствоваться в фотографии, мы рекомендуем вам приобретать аппарат, имеющий не только автоматические, но и ручные режимы. И пусть вы не будете пользоваться ими сразу, зато впоследствии не раз поблагодарите себя за предусмотрительность.

Экспокоррекция

Несмотря на то, что во многих случаях экспозамер весьма точно определяет параметры экспозиции, иногда в них приходится вносить коррективы. В силу того, что матрица камеры способна фиксировать вполне ограниченный диапазон яркостей, объекты в кадре, имеющие очень большой разброс по яркости, не могут быть проработаны одинаково хорошо (типичные примеры: тёмные горы на фоне очень яркого неба, съёмка против света, закаты и восходы, преобладание теней и т.д.). В таких случаях приходится вручную «сдвигать» экспозицию в сторону более важного объекта. Кроме того, «недосвет» или «пересвет» кадра бывает полезен для достижения различных художественных эффектов.

Сдвиг экспозиции относительно нормальных значений экспозамера и называется экспокоррекцией. Экспокоррекция измеряется в величинах EV (exposure value, величина экспозиции), и увеличение экспозиции на плюс одну единицу EV соответствует либо открытию диафрагмы на одну ступень, либо увеличениию выдержки в два раза (зависит от конкретной модели или текущего режима экспозиции – приоритета выдержки или диафрагмы). Большинство цифровых камер предусматривают экспокоррекцию на плюс-минус 2 единицы EV с шагом 1/2 или 1/3.

Выбор цифровой камеры - Селектор экспокоррекции

Селектор экспокоррекции (фото автора)

Выбор цифровой камеры - Селектор экспокоррекции

Селектор экспокоррекции (фото автора)

Гистограмма яркостей

Эта гистограмма представляет собой график, отражающий распределение яркостей в кадре. Ось абсцисс (горизонтальная) соответствует яркости (от самого тёмного оттенка слева до самого светлого справа), а ось ординат (вертикальная) определяет относительное количество пикселей того или иного оттенка на снимке. Таким образом, гистограмма позволяет фотографу более правильно и наглядно оценить экспозицию и, если нужно, применить экспокоррекцию. При некотором навыке этот инструмент способен оказать весьма существенную помощь пользователю (особенно во время съёмки в сложных условиях освещения), так что его наличие в камере является преимуществом. Чаще всего гистограмма обновляется на ЖК-дисплее динамически, прямо во время компоновки кадра (это еще называется «живой» гистограммой). Но некоторые аппараты позволяют посмотреть этот график только после съёмки, в режиме просмотра кадров. Безусловно, это очень неудобно, и при такой реализации функция гистограммы яркостей теряет львиную долю своего смысла.

Выбор цифровой камеры - Пример «живой» гистограммы яркостей

Пример «живой» гистограммы яркостей

Выбор цифровой камеры - Пример «живой» гистограммы яркостей

Пример «живой» гистограммы яркостей

(продолжение читайте в третьей части обзора)