Уникальный продукт для настольной акустики – настоящий, но при этом компактный сабвуфер JetBalance JB-160. Сабвуфер – такая штуковина, которая, в случае удачного выбора, гарантирует массу острых ощущений! Зато в случае выбора неудачного он доставит немало головной боли не только вам, но и вашим соседям. Работу хорошего сабвуфера ощущаешь не только ушами, но и всем телом, как ощущаешь мощь форсированного двигателя под капотом. Правильный сабвуфер не должен проявлять себя слишком явно, слишком назойливо, слишком …, короче, не должен давить на шею, то есть на уши. Чтоб ни гула, ни завываний, ни дребезга, ни уханья какого-нибудь. Но как только правильный саб выключаешь, сразу же чувствуешь: чарующая мощь исчезла, а от звука остался лишь скелет. Главное правило при выборе сабвуфера – соответствие мощности между ним и акустическими системами, которым предначертана роль сателлитов. Если саб окажется мощнее – не беда, запас здесь очень кстати. Вровень угадать-подобрать – та ещё задачка (приводимые в описаниях значения выходной мощности могут сбить с толку). Главное, чтобы не слабее. Допустим, у вас имеется компактная мультимедийная стереоакустика, давненько обосновавшаяся по бокам монитора. И всем эта акустика хороша (и менять-то не хотелось бы!), только с басом у неё слабовато. Развиваемое акустическое давление у любимицы, скорее всего, явно не дискотечное, поскольку нужды в этом не было и не предвидится. А вот добавить основательности в звучок очень бы хотелось! При этом лишним свободным местом, как водится, и не пахнет, каждый сантиметр на счету. Тогда из чего и что именно выбрать? Позвольте представить JetBalance – торговая марка добротной мультимедиа акустики, уже ставшая популярной в России. К сожалению, на периферии она представлена пока ещё довольно скромно (по сравнению с пресловутыми Microlab или Sven). Помимо всевозможных мультимедиа акустических систем, JetBalance выпускает оригинальные сабвуферы (на данный момент модели JB-140 и JB-160). От амбалисто тяжеленных Hi-Fi сабвуферов они отличаются компактными размерами и разумно оптимальной мощностью.Упаковка Габариты коробки JB-160 составляют приблизительно 38х29х29 см. Вес – около 10 кг. Характеристики (включая сведения, заявленные производителем)Примечание. У тестируемого JB-160 есть младший брат JB-140, который отличается меньшей мощностью (40 Вт), чуть иной отделкой и отсутствием «усиленных» стереовыходов на пассивные акустические системы. Наблюдаемая по Москве цена в розницу – от $ 52.5. Технические решенияИтак, маленьким и лёгоньким правильный сабвуфер сделать нельзя в принципе. Хотя слепить и назвать можно, но настоящего баса озвучивать таковой не будет. Посматривая в сторону «самостийно» самодостаточных сабвуферов, готовьтесь, как минимум, к этак ведёрному объёму и весу ему под стать. Для низкочастотных акустических систем вообще и сабвуферов в частности напридумали множество схем акустического оформления. По ходу минимизировали массу и габариты, но надо давать себе отчёт, что суть большинства из этих схем состоит в повышении отдачи сабвуфера на басах с помощью хитрых резонансов. Замечу, что фазоинвертор (например, в виде дыры с трубкой) – это тот же резонатор.Инженеры JetBalance, похоже, не ищут лёгких путей, поскольку для своих первых сабвуферов выбрали редко используемую схему, заключающуюся в нагружении двух (!) динамиков на один акустический объём с фазоинвертором. Такая схема удорожает продукт (всё-таки два, причём специальных, динамика, а не один, как сплошь и рядом), зато даёт ряд преимуществ, прежде всего, в плане эффективности излучения при минимальных искажениях. Относительно малая площадь диффузора динамиков (диаметр 128 мм) компенсируется длинным ходом, благодаря уникальному гибкому подвесу.Канули в лету те времена, когда усилитель мощности (хотя бы символический, на несколько ватт) встраивался в саунд-карту компьютера. Нынче об усилении каждый вынужден хлопотать сам. По правде говоря, это не представляет особого труда (платишь деньги и бери), ибо мультимедиа акустика сейчас продается сплошь активная. Но куда девать старые пассивные колонки? Следует отметить, при условии вежливой эксплуатации акустические колонки имеют свойство жить долго, если они, конечно, сделаны на совесть. Вот тут сабвуфер-универсал JB-160 придётся как нельзя кстати. Кроме того, в недорогих колоночках, которые а-ля активные, усилитель мощности зачастую оставляет желать лучшего. Подключив оные на манер пассивных через честное усиление, получишь звук всяко получше.Очень популярна схема сабвуфера, когда динамик смотрит-бьёт в пол. В случае щедрого озвучивания мощной пальбы такой сабвуфер, как уверяют люди сведущие, подпрыгивает на месте, даже имея внушительный вес. Как при этом подпрыгивают на своих креслах-диванах соседи снизу, остаётся только догадываться. Зеркальное расположение динамиков JB-160 перпендикулярно плоскости пола, помимо упомянутой, решает ещё несколько технических проблем, может быть, из разряда второстепенных нюансов, но тем не менее.Корпус настоящего сабвуфера должен быть крепок, как монолитная стена дзота. Иначе могучий бас растрясёт, родив дребезг и прочие ненужные эффекты. Конструкторы JB-160 предприняли максимум усилий, чтобы за скромную себестоимость сделать корпус достойным. Может быть, не всё получилось, как изначально планировалось, но применённые распорки и рёбра жёсткости сделали свое дело. Корпус у JB-160 вышел явно не хлипкий.В моделях JB-160 и JB-140 реализован один универсальный стереовход (2 RCA разъёма), а чисто сабвуферный раздельный вход не предусмотрен. Это несколько противоречит логике многоканальной (4.1 и более) коммутации, в том числе, принятой в мультимедиа, зато упрощает жизнь рядовому пользователю. Не надо никаких дополнительных шнуров и т.п. Сабвуфер JB-160 сам отфильтрует и воспроизведёт всё, что нужно, выделив низкочастотный сигнал из смеси правого и левого каналов. Всё равно форматов музыки 2.1 и 4.1 не существует (аудиокарта просто запараллеливает на «.1» смесь правого и левого каналов). Как в JB-160, так в и JB-140 имеется специальный выход (в виде мини-джека) на активную стереоакустику. Последняя, как известно, оснащена собственной настройкой уровня громкости. То есть JB-160 и JB-140 фактически врезаются в цепь между источником сигнала и активной акустикой. По замыслу разработчиков JetBalance, уровень сего сабвуферного выхода регулируется, дабы выполнять некое согласование с активной акустикой. Чем больше выставлен уровень на сабе, тем он громче играет, и тем громче зазвучит акустика. И если вы предпочитаете регулировать громкость в микшере карты, то достаточно один раз повозиться с настройкой громкостей в сабвуфере и акустике (не допуская перегруза на нежном входе колонок). Но если привыкли оперировать с уровнем громкости исключительно на колонках, то тут придется перепривыкать к регулировке громкости в сабвуфере или в микшере. Насколько такое решение оправдано – покажет практика. Ясно, что было бы более логичным, единожды выставив-настроив bass и volume, подключать сабвуфер уже к активной акустике на отдельный сабвуферный выход, да таковой имеется лишь у некоторых стереоколонок (например, Sven 331, 332). А лучше всего подключать JB-160 к специализированно сабвуферному выходу аудиокарты, тогда как колонки – к предназначенным именно для них выходам на той же карте. Но для этого нужна соответствующая многоканальная саунд-карта. Измерения Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ), как и ранее, измерялась двумя разными методами. Изначально громкость активного сабвуфера выставлялась на 50%, уровень баса – на 12 часов. Испытания происходили в двух различных помещениях. Одно – типично домашнее, около 30 кубов, средней реверберации, без специального заглушения как такового. Второе – также домашнее со всей полагающейся мебелью (ковров на стенах нет), около 60 кубов, высота потолка – 2.5 м. Измерительный микрофон устанавливался на расстояниях 10 см и 1 м.За редчайшим исключением, тестеры предпочитают приводить сглаженные АЧХ. Сравнив исходную АЧХ со сглаженной, обнаруживаем, что неприятный зубец на 800 Гц испарился, как по мановению волшебной палочки. Впрочем, по мере удаления от сабвуфера, этот зубчик сам по себе рассасывается, что подтверждают наши АЧХ, полученные с расстояния 1 метр (см далее).Так, ясненько. В реальных условиях эксплуатации, то бишь в домашних мебельно-житейских условиях, частотный отклик сабвуфера в точке прослушивания может содержать как выраженные пики (в частности на 60–70 Гц), так и заметные локальные провалы. Пугаться не надо. Просто подыщите удачное место расположения. Например, сабвуфер от Creative MegaWorks 510D у меня очень хорошо прижился на широком бетонном подоконнике, благо стены дома – толстые, кирпичные. Но это скорее исключение, чем правило. Конструкторы сабвуферов рассчитывают своё детище, полагая, что устанавливаться оно будет не где попало, а на полу.Так-так, динамики в отличие от порта фазоинвертора, помимо нужных частотных компонент могут излучать ещё и какие-то ошмётки звуков (см. область около 1000 Гц). Хм-м-м, разберёмся, откуда они берутся, поварьировав на JB-160 уровни «volume» и «bass».Из последних графиков АЧХ хорошо видно, что регулировки Bass и Volume при выходе на активную акустику – фактически одно и то же: наклоны среза частот не меняются по обе стороны «горы». Проникновение в область частот, запретную для сабвуфера, маленьким не назовешь (около -35 дБ на 1 кГц). Скромная крутизна спада порядка 12 дБ, очевидно, обусловлена оптимизацией цены JB-160. Как следствие, саб будет пытаться озвучить те частотные составляющие, которые ему не предназначаются. Однако, во-первых, это свойственно практически всем недорогим сабвуферам, а во-вторых, незаметно на слух при работе сабвуфера в связке с сателлитами. А если еще саб поставить чуть подальше, то и говорить не о чем. Экспертное прослушивание В качестве «референсных» использовались сабвуферы типа Closed Box от 5.1 комплекта Creative MegaWorks 510D и Sven 625 типа Vented Box. Задействованные источники звука: • многоканальная саунд-карта Creative Audigy2; • бытовой DVD-плеер Pioneer 565-A с действительно класснейшими ЦАПами. Тестируемому сабвуферу аккомпанировали активная стереопара JetBalance JB-341 с убранным до нуля (подальше от греха) НЧ тембром, а так же спарка из пассивных сателлитов Sven. Пробовался тестируемый саб и с более крутыми стереопарами (JB-381, Solo1 mkII), которые так же подключались к выходу на активную акустику. Тестовый материл: CD диск Аудио-Доктор, CD диск NAIM плюс проверенная «в походах и боях» личная подборка, с частью которой можно ознакомиться на www.uni-scope.com и на http://ai.obninsk.org/relax.php3.В большой шестидесятикубовой комнате JetBalance JB-160, увы, как-то подзатерялся. Его присутствие полноценно ощущалось лишь в углу, где величина акустического давления максимальна, что называется, по определению (пристеночный эффект). Кстати, если вы задумали запрячь парочку и более сабвуферов, то вынужден предупредить: как уживутся два даже идентичных сабвуфера под одной крышей – вопрос открытый. Зато в тридцатикубовой комнате JetBalance JB-160 с ходу дал понять, кто хозяин дома – он или мыши. К сожалению, JB-160 не вписался в качестве активного сабвуфера в комплект 5.0 с усилением по 100 Вт на канал. Причина тривиальна: недостаточная по сравнению с партнерами мощность. Тут не спасёт ни вращение фазы (кстати, у JB-160 оная отсутствует), ни настройка частоты/наклона среза.В отличие от большинства коллег по мультимедийному цеху, в сабвуфере JB-160 используется усиление класса «А-В». Ни для кого не секрет, что задействование хорошего сабвуфера позволяет разгрузить любую акустику от воспроизведения слишком тяжёлых для нее басов. Например, можно сосредоточить несклонную к басу акустику полочного типа на аккуратности озвучивания средних частот. Но тут есть один тонкий нюанс: чтобы идеально согласовать сабвуфер с конкретной акустикой без дорогостоящей подстройки частоты среза не обойтись. В аппаратуре Hi-Fi частоту среза (а в суперагрегатах ещё и наклон) можно отрегулировать либо в ресивере, либо в самом сабвуфере, либо и там и там вместе. В компьютерном же мультимедиа пока остается уповать на возможности аудиокарты. Так что если вам нужно чистое басовое подспорье для типичной настольной мультимедиа акустики на малой громкости (режим фоновой подзвучки) – то тут JB-160 будет на своём месте. Правда, из динамиков сабвуфера доносится лёгкий фон работающего усилителя (заметно на холостом ходу) – ещё один повод отодвинуть JB-160 подальше от нежных ушей. Теперь вот ещё что. Когда в магазине вздумаете проверять работоспособность сабвуфера, не подключив никакой сателлитной акустики, то будете наверняка обескуражены, мягко говоря, своеобразностью звучания. Не берите в голову! Так басят практически все мультимедиа сабвуферы и даже часть хай-файных, сколько бы они не стоили. В повседневной жизни очень часто случается, что записи музыки в домашней коллекции сделаны с разной «концентрацией» баса. Вообще, одни колонки-сабвуферы очень чутко реагируют на изменения подобного рода, другие – гораздо терпимее. Нельзя сказать, что JB-160 капризный привереда, но иногда требовалось подрегулировать уровень баса по ходу прослушивания. Таким образом, JB-160 является идеальным дополнением к стереоколонкам JetBalance JB-341, Sven-230 и им подобным, у которых реальная отдача на басах сочетается с частотным откликом сабвуфера. Рационализаторское предложение При данной реализации электроники на одной из регулировок JB-160 можно смело сэкономить, ничего не потеряв :). Думаю, лучше сделать отдельную регулировку уровня громкости для подключаемых пассивных акустических систем, а из «Bass» соорудить подобие тембра низких частот, распространяющегося на выходы как для пассивной, так и для активной акустики. Ещё лучше, если эти две регулировочки будут воплощены в виде пульта дистанционного управления, хотя бы копеечного проводного. Ведь сабвуферу противопоказана установка на рабочем столе, иначе все ручки-карандаши задребезжат и ускачут. Заключение Сабвуфер JetBalance JB-160 предназначен для околокомпьютерного применения на спокойных уровнях громкости. С чем прекрасно справляется, осуществляя уверенную басовую поддержку разного рода стерео колоночкам и прочим худосочным сателлитам. А вот использовать сей сабвуфер с мощными Hi-Fi комплектами 5.0 порекомендовать не могу. Приобретя JB-160, уже в конкретном помещении поэкспериментируйте с местом установки, начиная с расположения на полу в углу. Не волнуйтесь: акустическая мощность JB-160 - в пределах разумного, и «достать» даже нервных соседей еще умудриться надо. Данный сабвуфер в силу заложенных конструктивных особенностей (прежде всего, компактности) не заменит более здоровенно-увесистых «хай-фай» агрегатов типа Sven-625 (80 у.е.) и выше-лучше-сильнее. Тем не менее, в своей чисто мультимедийной нише достойных конкурентов у сабвуферов JetBalance пока не видать и не слыхать.