Книжка в плеере, или время читать не читая
Читать в России любят. Сей факт, подтверждённый различного рода исследованиями и наблюдениями, давно является почти неоспоримым. Противники «буквоедства», коих всё же меньшинство (согласно тем же исследованиям), так же, как и сторонники провести время, перелистывая страницы очередного захватывающего романа любимого автора и ни в какую не желающие возвращаться в серую реальность, – все, независимо от расовой принадлежности и вероисповедания, большие любители слушать. Конечно, тут стоит оговориться, что слушают люди не абы что и не кого попало. В былые времена плохой рассказчик мог запросто лишиться головы – вспомните хотя бы «старые добрые» сказки. :)
В наше, по некоторым сведениям, цивилизованное время нерадивого рассказчика просто вежливо прервут кратким, но выразительным «Короче, дядя». И правильно – нечего людям голову морочить. Согласитесь, это всё же лучше топора палача.
Но не буду более утомлять читателя словоблудием, рискуя нарваться на см. выше, а перейду ближе к делу (то присказка была, сказка впереди).
В последний день весны компания IRR, отвечающая за маркетинг, дистрибуцию и сервисное обслуживание IRIVER на территории России, совместно с компанией Beyerdynamic, студией «Ардис» и издательством «Бестселлер», представила на суд общественности собственное видение воплощения «сказки в жизнь». Озаглавив сие мероприятие «Аудиокнига в России: время читать, не читая», докладчики приступили к… докладу.
Рынок аудиокниг в России
С современным состоянием рынка аудиокниг в России слушателей ознакомил руководитель студии книгозаписи «Ардис» Василий Лядов.
Первыми в России на рынок аудиокниг в 2002 году вышли 3 компании – МедиаКнига, СиДиКом и АРДИС. Однако они не остались в гордом одиночестве, и на сегодняшний день на российском рынке представлены уже более 30 компаний, так или иначе выпускающие продукцию, которую можно назвать «аудиокнигой».
По данным студии АРДИС, по состоянию на май 2005, в России представлено 1044 наименований аудиокниг, суммарная стоимость которых оценивается в 197 370 рублей. Объём розничных продаж (при допущении реализации 1000 штук каждого наименования) в год составляет $ 7 048 929.
На сегодняшний день аудиокниги издаются, в основном, в двух форматах: CD-DA и CD-MP3, при этом в MP3-формате книг издается в два раза больше, что вполне объяснимо постоянно растущей популярностью этого формата.
По данным отдела продаж АРДИС, самыми переиздаваемыми и продаваемыми являются произведения русских и зарубежных классиков (например, «Мастер и Маргарита» Булгакова переиздавалась 5 раз, рассказы Чехова – 6 раз, а Гоголевские «Мёртвые души» – 7 раз!).
Кого пишут аудиокниги?
Наиболее предлагаемые авторы представлены в таблице ниже:
Однако стоит отметить, что это именно предлагаемые авторы, и вовсе не означает, что они же и самые продаваемые. Как пояснил г-н Лядов, «Если мы здесь видим на 13-м месте Ивана Сергеевича Тургенева, то, должен вам заметить, что продается Тургенев из рук вон плохо».
«Если посмотреть на кол-во, которое составляют «прочие» - практически 70% рынка, то напрашивается вывод, что на этом рынке нет ярко выраженных лидеров. Феномен, которые мы периодически наблюдаем, а-ля "Гарри Поттер", – это продвижение книги как элемента шоу-бизнеса, и он не типичен для книгоиздания и книгопотребления».
Зачем же издавать непродающиеся книги. На этот вопрос Василий Лядов ответил образно: «Посадить куст розы, безусловно, надо, но зачем растить весь куст, если нам нужна одна веточка. Но покажите мне ту веточку…».
Список наиболее продаваемых позиций характеризует пристрастия московского региона:
«Если посмотреть на перечень непродаваемых книг, то среди них можно увидеть абсолютно замечательные позиции: тот же Саша Чёрный "Солдатские сказки"; Гаршин "То, чего не было". По Гаршину проводятся международные конференции с изданием трёхтомника "Гаршиноведения", но, тем не менее, у реальных потребителей он не востребован. Бутлеровская премия 2003 года – Олег Павлов «Казённая сказка» – уровень продаж относительно низкий».
«Однажды мне в руки попался курс лекций Владимира Набокова по русской литературе. Следуя логике Набокова, я выстроил писателей по степени его симпатий. Рейтинг продаж практически полностью совпадает теми оценкам, которые давал Набоков разным писателям. Можно сказать, что Набоков был, наверное, самым главный маркетологом в области аудиокниг» – добавил г-н Лядов.
Он также перечислил проблемы, существующие на рынке аудиокниг:
• низкая осведомленность потребителя о существовании аудиокниг;
• проблема на этапе продвижения в торговых сетях;
• отсутствие правового статуса аудиокниги. На сегодняшний день в законе об авторских и смежных правах аудиокнига как явление просто отсутствует. Есть аудиовизуальные произведения со всеми вытекающими специфическими статьями, предназначенными для защиты интереса производителей, аудиокнига, получается, такой гибрид: кусочек авторских прав, кусочек смежных прав исполнителей, производителей».
В заключении г-н Лядов упомянул, что реально производство аудиокниг существует с 1961 года и Всероссийское (ранее Всесоюзное) Общество Слепых занимается этим давно и успешно. И если сегодня легальный рынок аудиокниг, как было сказано ранее, составляет чуть более 1000 наименований, то в картотеке ВОС их около 9000.
«Конкурировать любым коммерческим компаниям с производством аудиокниг для слепых просто бесполезно – они издаются за бюджетные деньги, имеют отдельный статус в законе об авторских правах, тем не менее, так или иначе, они присутствуют на рынке и составляют некую подводную часть айсберга, который определят пристрастия потребителей и формирует реальный спрос и предложения».
Кто читает аудиокниги
Эстафетную палочку принимает Татьяна Нетребенко – руководитель отдела маркетинга компании IRR. Переходя к вопросу о том, кто же является основными потребителями аудиокниг, она представила результаты исследования рынка.
«В мае 2005 года компания IRIVER провела исследование среди интернет-аудитории на портале CNews и официальном сайте компании www.iriverrussia.com. Цель интернет-опроса – изучение причин популярности аудиокниг у потребителей и использования ими плеера в качестве устройства для прослушивания аудиолитературы. География исследования оказалась очень широкой – Россия, страны СНГ, Балтии и Европы. Всего в опросе приняли участие около 5 000 человек, 78% из которых уже слушают аудиокниги, 15% – собираются, и только 7% не хотят и не будут приобщаться к аудиолитературе. Как выяснилось, возрастной пик почитателей аудиокниг, регулярно «читающих», приходится на 25-35 лет, что составляет 40% от общего числа ответивших.
Для прослушивания больше половины аудитории использует компьютер и аудиоплеер и делает это чаще всего на прогулке, отдыхе (52%), в метро (35%), в автомобиле (26%) и на работе (23%).
Скачивает книги из Интернета и покупает в Интернет-магазине 62% потребителей, переписывает у друзей – 51% , а 37% – приобретает их в книжных магазинах.
По предпочтениям в литературе результаты опроса совпали с данными продаж АРДИС: 48% «читают» современную зарубежную и отечественную литературу, 35% – классическую, 35% – обучающую.
Основная часть респондентов, более 63%, ответили, что пользуются аудиокнигами из-за их мобильности, так как они позволяют заниматься во время прослушивания другим делом: водить машину, заниматься спортом и т.д.
Плееры
Переходя непосредственно к продукции компании IRIVER, Татьяна сказала: «Результаты опроса показали, что большинство респондентов предпочитает аудиокниги за их мобильность. Наша продукция является как раз тем самым мобильным устройством для прослушивания аудиокниг».
О достоинствах плееров IRIVER в качестве устройств для прослушивания аудиокниг, а также о планах компании по обновлению линейки плееров IRIVER рассказал инженер-консультант компании IRR Михаил Белокосков.
«MP3-плеер действительно удобен, благодаря его миниатюрности, лёгкости и тому, что увеличившийся объём памяти теперь позволяет закачать на носитель много информации. Плееры IRIVER не только отличаются хорошим качеством звука, что немаловажно для любителей аудиочтения, но и имеют ряд функций, которые делают прослушивание приятным и удобным:
Также, используя специальное ПО, пользователь может интегрировать в тело MP3-файла текст песни или целиком текст аудиокниги. Текст синхронизируется по времени с продолжительностью аудиокомпозиции и синхронно отображается на дисплее. В данный момент не совсем понятно, будет ли это востребовано при прослушивании аудиокниг – всё-таки их покупают, чтобы слушать, а не читать, но, безусловно, полезно при изучении иностранных языков».
Переходя к планам компании IRIVER, Михаил сказал: «Наконец-то почти в полную силу заработала наша новая фабрика, и к концу лета парк плееров будет полностью заменен. Мы давно не меняли линейку, акцент, конечно, делается не на CD-плееры, а на flash-плееры с объёмом памяти более 1 гигабайта и на плееры на основе мини-HDD. В течение лета серия «H» будет расширена моделями с объёмом диска 5, 6, 10, 20 и 40 Гбайт».
На вопрос о поддержке новыми моделями плееров формата Ogg Vorbis Михаил ответил: «Будет ли в новых моделях поддержка аудиоформата Ogg Vorbis – точно сказать невозможно. Одна из причин его отсутствия банальна – потребительский рынок формата Ogg Vorbis много меньше, чем MP3. То же самое на данный момент переживает формат WMA, но у неё более радужные перспективы. Компания IRR поддерживает достаточно тесные отношения с компанией Microsoft, в связи с чем прошивка будущих моделей плееров будет основана на кодах компании Microsoft. Это позволит вплотную подойти к нормальной ориентации функции GRM и лицензированию аудиоконтента».
«Другая причина отсутствия полноценной поддержки Ogg Vorbis – это невозможность раскрыть все прелести, которые даёт пользователю формат Ogg Vorbis; не существует на данный момент процессора для плееров, способных воспроизвести всё то, что может хранить в себе этот формат» – продолжил Михаил. «Мы используем в своих плеерах высококачественные процессоры, но на сегодняшний день и они не могут перевалить за потолок в 320 Kbps. Иногда, при проигрывании файла в формате Ogg Vorbis, плеер может показать, к примеру, 480 Kbps и даже более 1000 Kbps, но реально пиковые частоты просто обрезаются».
Уши
Огромную роль в том, какое впечатление останется у пользователя после прослушивания аудиокниги (впрочем, как и какого-либо музыкального произведения), играют наушники. Смогут ли они в полной мере передать атмосферу и нюансы в голосе рассказчика, или же погубят все старания чтецов и звукорежиссеров на корню, выдав слушателю лишь жалкие осколки?
Специалисты компании Beyerdynamic, предлагают использовать для прослушивания аудиокниг открытые динамические наушники серии PREMIUM DT440:
По заверениям Оксаны Смалий, PR-менеджера компании, наушники Beyerdynamic способны воспроизвести звук высочайшего качества. Ей вторит и Татьяна: «Основываясь на опыте общения со звукозаписывающими студиями, радиостанциями, а также сравнив данные с другими брэндами, мы остановились на Beyerdynamic – они самые качественные». Ферра верит, но оставляет за собой право убедиться, так сказать, собственными ушами, о чём в скором времени обязательно проинформирует своих читателей. ;)
По занавес состоялась краткая презентация аудиоварианта книги «Великие аферы ХХ века», представлял которую автор – Сергей Голубицкий.
"В работе над аудиокнигой "Великие аферы ХХ века" я участия не принимал, поэтому могу оценить её объективно – и как автор, и как читатель. В аудиоварианте книга получила новое звучание, она заставляет читателя более внимательно относиться к авторскому тексту, находить для себя новые пласты произведения, которые недоступны при быстром чтении "с листа". Впервые с аудиокнигами я познакомился десять лет назад, когда работал в США, и был поражён их обилием в обычных книжных магазинах. Сейчас можно смело утверждать, что аудиокнига наконец-то становится популярной и в "самой читающей стране".