Sony CyberShot DSC-W15 – средний класс выбирает качество
В летнюю пору интерес к любительской фототехнике всегда повышается, особенно котируются относительно недорогие и неприхотливые фотокамеры. В данном случае мы рассмотрим одну из таких моделей, прекрасные снимки с которой получатся не только у опытного фотолюбителя, но и у новичка в фотографии.
Цифровая фотоаппаратура активно наступает и внедряется в массы. Попадая на различные массовые мероприятия, неизменно замечаешь, что большинство людей уже вовсю пользуются именно «цифровиками». Как правило, это компактные карманные модели, которые можно использовать по принципу «увидел – снял». Вот и один мой знакомый, который никогда ЦФК в руках не держал, а о фотографии имеет представление лишь по самым простым плёночным фотоаппаратам, решил обзавестись цифровой камерой. Да не абы какой, а чтобы была недорогой, качественной, надёжной, снимала во всех мыслимых ситуациях, делала всё сама и при этом легко помещалась бы в карман. Задача выбора и приобретения фотокамеры была возложена на меня.
Для начала пришлось крепко подумать и сформулировать, что же необходимо фотолюбителю, а то и совсем дилетанту, чтобы вполне комфортно делать качественные снимки с помощью ЦФК. Ясно, речь идёт о технике среднего ценового диапазона порядка $350, которая, тем не менее, уже вышла на рубеж 5 мегапикселей и успела обзавестись массой привлекательных функций.
Большинство пользователей плёночных мыльниц привыкли к простоте и неприхотливости этой техники. При падении с метровой высоты у таких экземпляров дело заканчивается разве что открывшейся крышкой батарейного отсека. Следовательно, при переходе на ЦФК нужна простая в управлении модель с максимально эффективным автоматом и крепким корпусом. Известный бич многих моделей ЦФК – неторопливость в работе. Пока камера выдвигает объектив, инициализирует программное обеспечение, фокусируется, основные подвижные объекты фотосъёмки – дети и домашние животные – успевают убежать или поменять позу, что повергает в уныние незадачливых фотографов. В ЦФК оптический видоискатель заменяет ЖК-экран, в последнее время на рынке стали появляться модели с увеличенными до 2,5" дисплеем, что, несомненно, не только обрадует любителя, но и будет по достоинству оценено и опытным фотографом.
Итак, выбор был сделан в пользу ЦФК среднего класса Sony CyberShot DSC-W15, которая относится к классу камер с 5-мегапиксельной матрицей. В линейке Sony присутствует также модель CyberShot DSC-W5, которая отличается от DSC-W15 лишь серебристым цветом корпуса и более скромным комплектом поставки. Sony CyberShot DSC-W15 имеет чёрный цвет корпуса, в комплекте, кроме обычных аксессуаров, поставляются четыре аккумулятора АА Sony Ni-MH 2100 мАч, зарядное устройство, кожаный ременный чехол. Аппараты Sony CyberShot DSCW7/W17 при однотипной компоновке отличаются увеличенной 7-мегапиксельной матрицей с более высоким разрешением. Документация и экранное меню русифицировано. Надёжность техники Sony подтверждается двухлетней гарантией.
Матрица | Разрешение 5,1 эффективных мегапикселей, 1/1,8 дюйма |
Объектив | 3-х кратный вариообъектив, f 7,9-23,7 мм (38-114 мм в эквиваленте для 35 мм пленки), светосила 2,8-5,2 |
Чувствительность | ISO 100, 200, 400, автоматический или ручной выбор |
Формат кадра | JPEG 2592x1944, 2592x1728, 2048x1536, 1280x960, 640x480 |
Формат видео | MPEG 1 VX 640x480 30 кадр/с; 640x480 16,6 кадр/с, непрерывная съёмка со звуком |
Носитель | 32 Мбайт встроенной памяти , Memory Stick/Memory Stick Pro |
Видоискатель | Оптический видоискатель |
ЖК-дисплей | 2,5 дюйма, 115000 пикселей |
Затвор | Автомат: 1/8-1/200 Ручной: 30-1/1000 |
Режимы съёмки | Упрощенный, расширенный, ручная экспозиция, макро, видео, сюжетные режимы |
Режимы фокусировки | Автомат: нормальный, макро (по центральной точке, многоточечный), подсветка автофокуса Ручная фокусировка: 0,5; 1; 3; 5; 7м; бесконечность |
Режимы экспозамера | Точечный, центровзвешенный, мультисегментный |
Экспокоррекция | +/-2,0 EV с шагом 1/3 EV |
Баланс белого | Авто, Дневной свет, Облачно, Люминесцентный, Свет лампы накаливания |
Изображение | Настройка резкости, насыщенности, контрастности |
Вспышка | Встроенная, режим уменьшения эффекта красных глаз. Широкоэкранный режим: 0,2 – 4,5 м; Режим телефото: 0,3 – 2,5 м |
Скоростная съёмка | Есть |
Автоспуск | Есть |
Интерфейсы | USB 2.0 , выход AV |
Питание | Два элемента АА |
Габариты (Ш×В×Г), мм | 91×60×37,1 |
Вес | 197 г |
Первые впечатления от камеры – исключительно приятные. Тёмный матовый металл корпуса приятно холодит руку, строгий, ставший уже классическим дизайн не вызывает неприятия. Уважения добавляет и объектив Carl Zeiss в металлической оправе, снабжённый резьбой под насадки. Эргономику можно назвать вполне удачной, особенно удобно расположен небольшой выступ под пальцы на лицевой стороне, который позволяет лучше зафиксировать камеру в руке. Инициализация аппарата выполняется моментально: объектив выдвигается в рабочее положение буквально за секунду, и всё – уже можно снимать. Вероятность пропустить интересный кадр при подобном быстродействии минимальна.
Но вот чем особенно выделяется Sony W15 среди большинства своих собратьев, так это просто огромным, а главное – качественным ЖК-дисплеем с диагональю 2,5”, который занимает большую часть задней панели корпуса. При умеренном освещении и в темноте яркость, контрастность и цветопередача экрана просто отменны. Большой дисплей предоставляет совершенно иной уровень комфорта в использовании камеры. С его помощью удастся не просто скомпоновать кадр, но и адекватно оценить резкость, баланс белого и экспозицию будущего снимка. Мало того, на экране W15 прекрасно смотрится видео: разрешение вполне достаточно, чтобы различить даже довольно мелкие детали картинки. Можно практиковать следующий подход: наснимал коротких видеосюжетов под настроение, посмотрел сразу на экране камеры, показал друзьям, стёр – и снимай дальше.
Большинство фотолюбителей предпочитают вести съемку в автоматических режимах. И от того, насколько правильно автоматика камеры отрабатывает ситуацию, непосредственно зависит качество снимков. В этом смысле автомат W15 проявляет себя наилучшим образом. Для камеры такого класса фокусировка происходит довольно быстро: секунда при нормальном освещении или чуть больше при недостатке света. Автофокус практически никогда не ошибается. В темноте помогает функция подсветки автофокуса, которую при желании можно отключить через меню. Автоматический баланс белого тоже на высоте: хотя в меню и присутствует возможность ручной подстройки по типу освещения, прибегать к ней, как правило, не приходится. Впрочем, в некоторых специфических случаях пригодилась бы полностью ручная настройка баланса белого по эталонному листу, которая в камере не предусмотрена. При съёмке в автоматическом режиме на экран выводятся параметры экспозиции (выдержка и диафрагма), можно включить отображение гистограммы. Новичкам это, вероятно, и не слишком интересно, а вот любителям со стажем подобная информативность как бальзам на душу.
Для автоматической съёмки на селекторе предусмотрено два режима. В одном из них набор доступных настроек минимален и явно предназначен для людей, только начинающих осваивать цифровое фото. В режиме "Р", в котором экспозиция устанавливается также автоматом, ручных установок уже гораздо больше. Помимо прочего, здесь можно производить коррекцию экспозиции, управлять контрастностью, яркостью, насыщенностью, регулировать баланс белого, выбирать режим автофокусировки. Ручная фокусировка возможна посредством выбора расстояния до объекта съёмки из дискретного ряда: 0,5, 1, 3, 5, 7м, бесконечность. Конечно, подход с дискретным рядом расстояний не относится к профессиональным инструментам, но у других камер зачастую нет и такого. Здесь же на селекторе предусмотрен ряд типичных сюжетных съёмочных программ.
Несмотря на свой бюджетный любительский класс, Sony CyberShot DSC-W15 предоставляет гораздо большее количество ручных настроек, чем многие «одноклассники». Доказательством тому является съёмочный режим "М" – режим ручных установок. В этом режиме можно вручную определить параметры экспозиции, причем любые технически возможные, без всякой привязки к автоматике. Происходит это следующим образом: при нажатии центральной кнопки джойстика камера переходит в ручной режим экспозиции. Клавишами джойстика можно менять значение выдержки и диафрагмы в любых доступных пределах. Впрочем, эти пределы довольно узки: на коротком фокусе возможные отверстия диафрагмы составляют 2,8 и 5,2, на длинном – 5,2, 10. Прямо скажем, не густо. Предполагается, что результаты экспозиции будут оцениваться по изображению на ЖК-экране камеры, благо, его большой размер и хорошая цветопередача позволяют это делать.
То, что у Sony W15 режим ручной экспозиции предусмотрен, конечно же, хорошо. Однако его реализация сможет пригодится разве что для какого-то узкого круга экспериментов, где не требуется скорость, либо для наглядного изучения фотографического процесса новичками. А вот то, что в камере отсутствуют такие типичные полуавтоматические режимы, как приоритет выдержки и приоритет диафрагмы, можно отнести к числу недостатков.
В макрорежиме Sony CyberShot DSC-W15 может успешно фокусироваться с расстояния 6 см от передней линзы объектива. При съёмке с близких расстояний на коротком фокусе при достаточном освещении автомат старается выставлять диафрагму в значение 5,2, и делает он это неспроста. Объектив явно не слишком хорошо приспособлен для съёмки в макро, так что, прикрывая диафрагму, автоматика камеры пытается уменьшить влияние аберраций. Тем не менее, они хорошо заметны как на коротком, так и на длинном фокусе. Положительным, хоть и вынужденным свойством прикрытой диафрагмы является увеличенная глубина резкости в макро-режиме. Но все же при съёмке в макро стоит стараться, чтобы интересующий объект не попадал на периферию и углы кадра, где искажения наиболее выражены. При плохом освещении начинает проявляться также и виньетирование.
5-мегапиксельный светочувствительный сенсор модели W 15 размером 1/1,8 дюйма показал себя с хорошей стороны. Уровень шумов минимален, цветопередача и детализация отличны. Если у множества моделей бюджетных камер при светочувствительности ISO 400 съёмка практически невозможна из-за ужасных шумов и потерь в детализации, то Sony CyberShot DSC-W 15 позволяет получать в таком режиме снимки вполне приемлемого качества. Но всё же есть и артефакты. Так, при чувствительности ISO 400 на изображениях иногда были замечены тёмные пятнышки – вероятно, издержки шумоподавления. Справедливости ради нужно сказать, что отсутствующие в природе тёмные точки на максимальных ISO не редкость и на кадрах фотоаппаратов других производителей, но там ситуация выглядит гораздо более удручающе.
Вспышка Sony CyberShot DSC-W15 хорошо работает как на больших (до 3,5–4 м), так и на малых расстояниях, автомат регулирует её интенсивность таким образом, чтобы избежать засветки кадра. «Перезарядка» занимает около 4-5 секунд. Новшеством Sony можно считать режим вспышки SL. В этом режиме при недостатке света скорость затвора будет медленной, но при этом сработает вспышка. Задумано это для того, чтобы можно было заэкспонировать задний план, осветив передний вспышкой. Естественно, что при съемке с рук все кадры при таком ухищрении получатся смазанными. Здесь нужно внимательно смотреть, в каком режиме стоит вспышка – так как SL включается общей кнопкой, то можно легко ошибиться.
Питается Sony CyberShot DSC-W15 от двух аккумуляторов типа АА. Использование стандартных элементов питания, конечно же, увеличивает размер камеры, и по нынешним меркам её нельзя назвать ультракомпактной. С другой же стороны, нет зависимости от единственного источника питания и розетки, как в случае с ЦФК с фирменным аккумулятором. Недорогими аккумуляторами АА можно запастись впрок, а в крайнем случае – купить обычные щелочные батарейки. В инструкции заявлено до 420 снимков на одной зарядке (2100 мАч), – с трудом верится, но и прожорливым этот аппарат назвать нельзя. С компьютером W15 соединяется с помощью стандартного USB -кабеля, что тоже является плюсом.
Sony CyberShot DSC-W15 можно охарактеризовать как сбалансированную любительскую модель, функциональность которой расширена рядом ручных настроек. Отличный крупный экран и очень неплохой для фотоаппарата режим непрерывной видеосъёмки (640×480, 30 кадров/сек) делают эту камеру еще большё привлекательной для любительской съёмки. Камера несколько тяжеловата, однако этот недостаток нивелируется металлическим корпусом, который придаёт конструкции надёжность и долговечность. Светочувствительная матрица обеспечивает невысокий уровень шумов даже на максимальной светочувствительности (ISO 400), хорошую чёткость и качественную цветопередачу. Объектив Carl Zeiss в целом неплох, но макро – не его конек.