EasyShare DX7590 – бюджетный «ультразум» фирмы Kodak
Сегодня мы продолжаем тему камер-«ультразумов», начатую в предыдущем обзоре. На этот раз гостьей нашей редакции стала модель Kodak EasyShare DX7590, впервые представленная в августе прошлого года и пришедшая на смену DX6490.
DX7590 представляет собой 5-мегапиксельную камеру с 10-кратным оптическим увеличением объектива. Как и все аппараты из модельной линейки «DX», героиня нашего обзора ориентирована, в первую очередь, на достаточно «продвинутых» фотолюбителей и обладает развитыми возможностями ручного управления.
Технические характеристики аппарата представлены в нашей традиционной сводной таблице.
Объектив | 6,32-63,2 мм (38-380 мм в 35-мм эквиваленте), f/2,8-3,7 |
Стабилизация изображения | Нет |
Затвор | 16 – 1/1000 с |
Сенсор | ПЗС, 1/2,5 дюйма, кроп-фактор - 65,36 Мп (5,0 Мп эффективных) , 4:3 |
Чувствительность, ISO | Авто (80-160) , 80-400, 800 (с разрешением 1,8 Мп) |
Экспозамер | Многоточечный, центрально-взвешенный, точечный |
Экспокоррекция | Плюс-минус 2 EV с шагом 1/3 EV |
Режимы экспозиции | Авто, программный, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, ручной, спорт, портрет, сюжетные программы (ночной портрет, ночной пейзаж, пейзаж, автопортрет, макро, пляж, вечеринка, снег, документ, фейерверк, цветок, музей, дети, контровой свет) |
Автофокус | Многозонный, центральный, точечный |
Видоискатель | Электронный, 311 000 пикселей |
ЖК-дисплей | 2, 2 дюйма, 15 3 000 пикселей |
Баланс белого | Авто, дневной свет, тень, флуоресцентная лампа, лампа накаливания |
Вспышка | Режимы: заполяющая вспышка, предотвращение «красных глаз»Экспокоррекция вспышки: плюс-минус 1 EV с шагом 0,5 EV |
Серийная съемка | До 2 кадров/с при длине серии до 4-5 кадров |
Видео | 640 x480, 12 кадров/с320 x240, 20 кадров/с |
Автоспуск | Задержка 10 с |
Форматы изображения | 2576 x1932, 2576 x1716 (3:2) , 2304 x1728 , 2048 x1536 , 1552 x1164 |
Носитель | Secure Digital (SD), MultiMedia Card (MMC) |
Разъемы и интерфейсы | USB 2.0, видеовыход (PAL/ NTSC) |
Питание | Литий-ионный аккумулятор (3,7 В, 1700 мАч) |
Габариты | 97x81x80 мм |
Вес | 350 г |
В комплект поставки, помимо самой камеры, входит шейный ремешок, защитная крышка объектива со шнурком, литий-ионный аккумулятор с зарядным устройством, соединительные НЧ- и USB-кабели, а также руководство пользователя, CD-ROM с программным обеспечением и панелька-переходник для подключения камеры к док-принтеру.
Дизайн и эргономика
Одного беглого взгляда на модель DX7590 (и на ее предшественницу DX6490) достаточно, чтобы безошибочно определить концепцию, положенную основу «ультразумов» Kodak. В двух словах эту идею можно охарактеризовать так – «максимальная компактность». Действительно, камера DX7590 является, вероятно, одной из самых миниатюрных в своем классе – ее размеры составляют всего 97x81x80 мм при весе 350 г. Что ж, с учетом 10-кратного увеличения объектива при неплохих параметрах светосилы, это достойный показатель.
Несмотря на скромные размеры корпуса, его компоновку можно назвать весьма удачной. Рукоятка сделана достаточно крупной, что обеспечивает надежный захват камеры, а расположение органов управления обеспечивает комфортную съемку как с одной, так и с обеих рук. Управление выдержкой, диафрагмой и экспокоррекцией реализовано подобно тому, как это делается в традиционных зеркальных камерах – с помощью лимба. Причем лимб не только поворачивается вокруг собственной оси, но и нажимается вниз (для подтверждения сделанного выбора). Это решение (позаимствованное, по всей видимости, у фирмы Sony) позволяет управлять ключевыми параметрами, пользуясь одним лишь колесиком лимба и не прибегая к помощи кнопок и системы меню. Трудно переоценить удобство и оперативность такого подхода.
Для выбора режимов съемки используется поворотный селектор, в центре которого расположена качающаяся кнопка-«джойстик», предназначенная для навигации по экранному меню. Блок «селектор – джойстик» подсвечивается светодиодом, так что даже в полной темноте управление камерой не доставляет никаких неудобств. Единственное замечание, которое у меня возникло в ходе тестирования, касается качества селектора – на представленном образце он частенько «заедал», нечетко фиксировался на выбранном режиме и вообще производил довольно сомнительное впечатление. Я склонен относить это к браку или к поломке вследствие неаккуратного обращения, однако при покупке камеры все же рекомендовал бы «пощелкать» селектором, чтобы убедиться в его исправности.
Чуть ниже диска селектора располагается горизонтальный ряд из трех кнопок: «Delete», «Menu» и «Review». Кнопка «Delete» предназначена для удаления текущего кадра, «Menu» вызывает экранное меню, а «Review» переводит камеру из режима съемки в режим просмотра и наоборот. Удобно, что полунажатие на кнопку спуска затвора в режиме просмотра автоматически переводит аппарат в режим съемки – простейшая функция, которой так часто не хватает в других камерах.
Над селектором расположились кнопки «i» («Info») и «Share». Последовательное нажатие кнопки «i» переключает уровни детальности информации, выводимой на дисплей, а кнопка «Share» позволяет поместить любой из отснятых кадров (или все кадры подряд) в очередь на печать или на отправку по электронной почте. Кроме того, кнопка «Share» позволяет отложить любой из кадров в список так называемых «любимых» (Favorites). Это уникальная и достаточно полезная функция камер Kodak, которая дает возможность сохранять наиболее удачные снимки во внутренней памяти аппарата (с уменьшенным разрешением). В дальнейшем эти фотографии можно просматривать в специальном режиме «Favorites» или печатать на принтере. Таким образом, даже после удаления оригинальных снимков с текущей флэш-карты, вы в любой момент сможете показать любимые фотографии своим друзьям и знакомым. Однако надо отметить, что всеми функциями, «повешенными» на кнопку «Share», получится воспользоваться только после установки на компьютер фирменного программного обеспечения Kodak, входящего в комплект поставки.
Кнопки, расположенные на верхней плоскости корпуса, управляют режимами фокусировки и вспышки, а также серийной съемкой. Кнопка «EVF/LCD» слева от окуляра видоискателя служит для переключения между электронным видоискателем и ЖК-дисплеем аппарата.
Камеры Kodak всегда отличались простотой и дружественностью интерфейса (в полном соответствии с лозунгом, придуманным основателем компании Джорджем Истманом еще 1888 году: «Вы нажимаете на кнопку – мы делаем все остальное»). Несмотря на обилие функций, управление камерой абсолютно интуитивно и не вызывает никаких затруднений – в большинстве случаев вам вообще не придется обращаться к руководству пользователя. Единственное небольшое замечание, которое возникло к пользовательскому интерфейсу – это отсутствие поддержки русского языка. Многие производители уже довольно давно повернулись лицом к перспективному российскому рынку, и фирме Kodak совсем не помешало бы последовать их примеру.
Дисплей и видоискатель
Камера DX7590 оснащена большим и ярким ЖК-дисплеем с диагональю 2,2 дюйма. Во время компоновки кадра изображение на экране обновляется практически в реальном времени (с частотой 30 кадров/с), задержки и рывки при быстром перемещении камеры практически незаметны (даже в условиях плохого освещения).
Кроме ЖК-дисплея, для построения кадра может использоваться видоискатель (электронный, как и во всех «ультразумах»). Последний обеспечивает довольно крупное изображение (для компактной камеры) и обладает весьма высоким разрешением (311 000 пикселей). Это позволяет использовать видоискатель, фактически, наравне с ЖК-дисплеем, что особенно полезно в условиях дефицита аккумуляторной энергии.
Объектив
В камере используется зум-объектив производства немецкой фирмы Schneider-Kreuznach с диапазоном фокусных расстояний 6,32-63,2 мм (38-380 мм в 35-мм эквиваленте), что соответствует 10-кратному увеличению. Светосила на «коротком конце» составляет 2,8, на «длинном» - 3,7. Учитывая размеры камеры, это довольно неплохой показатель.
Управление фокусным расстоянием производится с помощью качающегося рычажка, расположенного на задней части корпуса прямо под большим пальцем правой руки. Регулируя силу отклонения этого рычажка, можно изменять скорость трансфокации (всего их две). К сожалению, привод объектива издает довольно резкий и громкий звук, что может серьезно помешать съемкам спектаклей или, например, концертов классической музыки (жужжание камеры будет отвлекать окружающих и непременно вызовет всеобщее раздражение).
Автофокус
Автофокусная система DX7590 довольно необычна для недорогих компактных аппаратов. Она является т.н. «гибридной», сочетая в себе как фазовый, так и контрастный методы для обеспечения лучшей фокусировки при недостаточном освещении (это выгодно отличает камеру Kodak от большинства других аппаратов, в которых разработчики ограничиваются лишь датчиком контраста). Надо отметить, что подобная комбинация приносит вполне заметные плоды: нельзя сказать, что камера поражает воображение скоростью фокусировки, зато «ошибается» она очень редко.
Автофокус может работать в трех режимах: многозонном, центральном и точечном. В многозонном режиме фокусировка производится по широкой области кадра, поделенной на три зоны, из которых камера автоматически выбирает точку фокусировки. В центральном режиме объектив фокусируется по небольшой области в центре экране. Наконец, в точечном режиме пользователь сам может выбрать одну из трех точек фокусировки, расположенных по горизонтали.
Поддерживается режим «следящего» автофокуса, в котором объектив фокусируется не только при полунажатии на кнопку спуска затвора, а непрерывно. «Следящий» режим полезен для съемки быстро движущихся объектов (например, спортсменов на состязаниях или животных, норовящих «выскользнуть» из кадра). Однако необходимо помнить, что постоянное использование этой функции приводит к повышенному расходу аккумулятора.
Режимы экспозиции и экспозамер
Подобно прочим «ультразумам», присутствующим на рынке, DX7590 позиционируется в качестве «продвинутой» камеры. Соответственно, к услугам фотолюбителя - полный набор возможностей по управлению экспозицией: режимы съемки с приоритетом диафрагмы и выдержки, полностью ручной режим, а также программный режим с возможностью сдвига экспозиции. Предусмотрен пользовательский («Custom») режим, в котором можно вернуться к ранее сохраненной комбинации съемочных параметров.
Новичкам же предлагается полностью автоматический режим и целых 16 сюжетных программ. Две наиболее часто используемые программы («спорт» и «портрет») вынесены прямо на диск селектора режимов, а оставшиеся 14 сценариев объединены в отдельную группу («SCN») и выбираются с помощью меню.
В камере реализовано три режима экспозамера: точечный, матричный и центрально-взвешенный. К сожалению, отдельная кнопка для переключения этих режимов не предусмотрена (то же самое относится и к другому параметру, часто требующему изменения – к балансу белого). Нет в камере и «живой» гистограммы яркостей, позволяющей оценить освещенность сцены в момент компоновки кадра и, при необходимости, ввести экспокоррекцию. Экспокоррекция, правда, реализована удобно – с помощью многофункционального лимба, который уже упоминался в начале обзора. Плохо только, что к ней приходится прибегать слишком часто: в любом из режимов работы экспозамер нередко дает сбои, да и вообще ведет себя немного непредсказуемо.
Вспышка
Модель DX7590 оснащена вспышкой типа «кобра», которая открывается принудительно с помощью подпружиненного рычажка на верхней плоскости корпуса: удобное решение, исключающее случайное срабатывание. Эффективная дальность вспышки – 0,6-4,9 м в широкоугольном положении объектива и 2,0-3,7 м – при максимальном приближении. Предусмотрены автоматический и принудительный режимы срабатывания, а также режим уменьшения эффекта красных глаз (в нем вспышка срабатывает дважды – перед спуском и непосредственно в момент спуска затвора). Отдельно стоит отметить функцию экспокоррекции вспышки (плюс-минус одна ступень с шагом в полступени) – настоящая редкость для недорогих камер.
«Горячий башмак» для стыковки с внешними вспышками у камеры отсутствует, однако в левой части корпуса имеется стандартный синхроконтакт для проводного подключения импульсных источников света (например, для съемки в студии). Опять-таки – опция, которая нечасто встречается даже у «зеркалок» начального уровня.
Скоростные характеристики
Увы, в части скоростных характеристик камера звезд с небес не хватает. Первое, что бросается в глаза – это весьма длительный цикл инициализации. От включения до готовности к съемке проходит более 3 с – по нынешним временам это многовато даже для бюджетной камеры. Фотолюбителю остается смириться с этой особенностью аппарата и стараться не выключать его лишний раз. Также вызывают раздражение ощутимые задержками между спуском затвора и готовностью камеры сделать следующий кадр – эти паузы затягиваются до 2 с (притом, что внутренний буфер в это время пуст).
Есть серьезные претензии и к серийной съемке. В принципе, скорость 2 кадра/с при максимальной продолжительности серии 4-5 кадров, можно назвать вполне приемлемым показателем. Однако все портит крайне медленная буферизация и сохранение отснятой серии во флэш-память. Так, последовательность из 5 кадров (в полном разрешении) DX7590 «переваривает» около 20-25 с, причем управление на это время полностью блокируется. К сожалению, это обстоятельство делает серийную съемку довольно бесполезной и неприменимой на практике.
Запись фотографий
Запись снимков производится в формате JPEG (две степени качества) с разрешениями 2576 x1932, 2576 x1716, 2304 x1728, 2048 x1536, 1552 x1164. Разрешение 2576 x1716 соответствует соотношению сторон кадра 3:2 и специально рассчитано на последующую печать фотографий в популярных форматах (например, 10 x15) без предварительного кадрирования. К сожалению, формат камерой RAW не поддерживается. Впрочем, из всех известных мне современных «ультразумов» такой поддержкой может похвастаться лишь камера Panasonic Lumix DMC-FZ30.
В аппарата реализован датчик ориентации. Причем если большинство других камер с аналогичным датчиком просто записывают информацию о положении корпуса в EXIF-заголовок JPEG-файла (а фактический поворот «портретных» кадров на 90 градусов выполняется впоследствии с помощью растрового редактора), то DX7590, основываясь на показаниях датчика, изначально записывает снимок в «правильном» виде (избавляя фотографа от последующих манипуляций).
Запись видеороликов
Аппарат поддерживает запись видеороликов в двух возможных разрешениях: 640 x480 (12 кадров/с) и 320 x240 (20 кадров/с). Как видите, это довольно скромные показатели, хотя по сравнению с DX6490 они и были улучшены. Существенным плюсом DX7590 является использование современного и достаточно компактного формата MPEG-4 (на карту флэш-памяти объемом 512 Мбайт умещается около 30 мин видео в максимальном разрешении). Однако низкие кадровые частоты не позволяют получать достаточно качественные видеоролики – с рывками и подергиваниями придется мириться.
Как и в большинстве камер, управление фокусным расстоянием во время видеосъемки невозможно.
Носители информации
В качестве носителей информации модель DX7590 использует карты памяти формата Secure Digital (SD) или MultiMedia Card (MMC). Причем скоростные параметры памяти практически не играют роли, поскольку, как уже было сказано, «узким местом» аппарата является вовсе не флэш-карта, а, вероятно, неэффективные механизмы буферизации, низкая скорость процессора или медленные внутренние интерфейсы (см. главу «Скоростные характеристики»).
Кроме внешнего носителя, камера может использовать встроенную память объемом 32 Мбайт для хранения отснятых фотографий, видеороликов и «любимых» (Favorites) кадров.
Питание
Питание камеры осуществляется от фирменного литий-ионного аккумулятора KLIC-5001 емкостью 1700 мАч. Полного заряда хватает примерно на 300 снимков, что довольно неплохо для компактной камеры. Для зарядки аккумулятора необходимо извлечь его из фотоаппарата и вставить в прилагаемое зарядное устройство.
Внешние интерфейсы
Для подключения камеры к компьютеру используется интерфейс USB 2.0 (впрочем, как это часто бывает, реальная скорость его работы соответствует USB 1.1). Вместо стандартного разъема «mini-B» в камере применен фирменный штекер, что не особенно удобно, если DX7590 – не единственный ваш фотоаппарат. Да и приобрести новый кабель в случае потери старого будет непросто.
Кроме USB-разъема, у аппарата предусмотрен вход для внешнего источника питания и аудио-видеовыход. Кроме того, на нижней плоскости корпуса имеется разъем для соединения с компактным сублимационным принтером Kodak Printer Dock, который одновременно может выступать и в роли принтера, и в качестве зарядного устройства для аккумуляторов камеры, и как универсальная док-станция, которая обеспечивает удобное подключение аппарата к компьютеру и телевизору. Простоту и изящность такого подхода трудно переоценить: нет необходимости каждый раз возиться с проводами для соединения камеры с внешними устройствами, не нужно извлекать аккумулятор и вставлять его в зарядное устройство всякий раз, когда он разряжается. Достаточно просто «бросить» камеру в док – все остальное произойдет само собой.
Съемка
Итак, тестовые фотографии.
На этих снимках, сделанных на максимальном (10-кратном) увеличении объектива, мы наблюдаем безупречную фокусировку, достаточно высокую (для оптики такого класса) детализацию, а также неплохую цветопередачу. В то же время, даже невооруженным глазом заметны существенные хроматические аберрации на контрастных участках изображения.
Взглянем на снимки, сделанные при меньшем приближении.
Наконец, кадр, сделанный в темноте со вспышкой.
На удивление неплохая цветопередача (правда, при ручном подборе баланса белого), отличная фокусировка (особенно с учетом особенностей освещения). Правда, в данном случае наглядно видна грубая ошибка экспозамера – пришлось вводить экспокоррекцию на целых две ступени.
Общая же претензия ко всем снимкам – довольно заметные артефакты JPEG-компрессии даже при выборе в меню наивысшего качества. В связи с этим, конечно, отнюдь не помешала бы поддержка формата RAW.
Итог
Модель Kodak EasyShare DX7590 получилась довольно неоднозначной. С одной стороны, это едва ли не самый компактный «ультразум», очень удобный в использовании и обладающий довольно развитой функциональностью при неплохом качестве снимков и демократичной цене. Отдельно стоит отметить отличный электронный видоискатель высокого разрешения, а также уверенную работу «гибридного» автофокуса.
С другой стороны, у модели хватает и существенных недостатков, которые не позволяют со спокойной душой рекомендовать ее к приобретению.
Самый главный из этих недостатков – отсутствие у камеры какой-либо технологии стабилизации изображения (например, оптической, как в «ультразумах» Canon, Panasonic, Sony, или на основе сдвига матрицы – как в камерах Konica Minolta). Это практически не позволяет использовать значительное увеличение объектива в условиях недостаточного освещения: стоит слегка увеличить выдержку, как сразу же «в полный рост» проявляется неизбежная «шевеленка» («сдергивание» кадра из-за дрожания рук).
Скомпенсировать этот недостаток можно было бы увеличением чувствительности сенсора, однако сенсор DX7590 (как и все матрицы, применяемые в «ультразумах») имеет очень маленькие физические размеры. Это ограничивает его чувствительность значением всего 400 единиц ISO, причем даже в таком режиме уровень шумов оказывается крайне высоким.
Еще один способ борьбы с «шевеленкой» - увеличение светосилы объектива. Но и этот путь не годится для «ультразумов», поскольку он приводит к возрастанию размеров и веса оптической системы, а главное - к резкому росту ее цены.
Таким образом, сейчас у разработчиков недорогих компактных фотокамер с большим увеличением объектива практически нет альтернатив, кроме использования тех или иных методов стабилизации изображения. И очень досадно, что DX7590, в отличие от некоторых своих конкурентов, не может похвастаться подобными возможностями.
Еще один существенный минус камеры, о котором мы уже упоминали – это ее чрезмерная «неторопливость», которая удовлетворит далеко не всякого фотографа. К числу прочих недостатков модели следует отнести частые ошибки экспозамера, невозможность ручной калибровки баланса белого по эталону, а также не слишком высокое качество видео.
Впрочем, DX7590 стоит на $100-150 дешевле любого из своих ближайших конкурентов. Так что если ради цены и компактности вы готовы пожертвовать некоторой толикой функциональности, эта модель может оказаться для вас вполне подходящим выбором.
Примечание. На январской выставке PMA 2005 компания Kodak представила «новую» камеру – Z7590. Однако, на самом деле, это не более чем ребрэндинг: единственное существенное отличие между DX7590 и Z7590 заключается в наличии у более новой модели «живой» гистограммы яркостей. В остальном, это совершенно идентичные аппараты.