Выбираем плеер: руководство начинающего меломана
XXI век – век движения. Наверное, каждому из нас знаком городской ритм – этот шум, гам, постоянная спешка и непрекращающаяся борьба. Звук отбойных молотков, гудение дороги, метрополитен… Весь этот ужас можно легко заменить на любимую музыку – достаточно купить портативный плеер и хорошие наушники. И здесь мы сталкиваемся с наболевшим вопросом – как сделать окончательный выбор музыкально-развлекательного устройства, которое своей песней будет согревать душу и ласкать слух.
Наши постоянные читатели осведомлены о современных тенденциях плееростроительства, поэтому первая часть нашей статьи корифеям жанра будет не столь интересна. А для тех, кто присматривает себе надёжного «карманного» музыканта, этот материал может оказаться настоящим кладезем информации, которая поможет не только выбрать достойный плеер, но и разглядеть в избраннике скрытые недостатки. Более того, к плееру мы подберём достойный вариант наушников, способных раскрыть весь потенциал свежей покупки.
Некоторые тонкие моменты, с которыми непременно придётся столкнуться покупателю, будут вынесены на всеобщее ознакомление. Ведь ни для кого не секрет, что перечисление сухих характеристик или привычная констатация фактов может носить «двойственный» характер, и этим непременно воспользуются успешные продавцы.
Самое время «подковать» свои знания и приступить к изучению электронных певцов.
Перво-наперво разобьём наших «музыкантов» на три категории по типу используемых носителей информации:
Flash/MP3-плееры
Из названия категории понятно, что в качестве носителя информации в этих малютках выступает крошечный чип NAND-Flash памяти.
Справка №1 Про ограничение циклов записи-чтения Часто приходится сталкиваться с первобытным испугом неосведомлённого пользователя, который частями нахватался информации от своих знакомых и пытается оперировать ей как абсолютной истиной. В частности, такая проблема широко затронула плееры на базе флэш-памяти, которые имеют ограниченное число циклов записи/удаления (перепрограммирование). В ранних разработках твердотельных чипов памяти число этих циклов ограничивалось 10 000, а в более поздних – 100 000 и 1 000 000. Разумеется, производители уже давно перешли на более совершенные технологии, поэтому плееров с ограничением в 10 000 циклов не отыщет в продаже даже дотошный коллекционер. Однако многие до сих пор полагают, что флэш-память выходит из строя столь быстро, что и покупкой насладиться не успеваешь… Это заблуждение мы постараемся развеять с помощью обыкновенной задачи для третьеклассника. Проведём простейшие математические расчёты, которые позволят наглядно показать жизненный потенциал Flash/MP3-плееров. Для расчётов изберём самый строгий вариант теоретического тестирования. Допустим, у нас есть плеер с NAND-Flash памятью, которую можно перепрограммировать 100 000 раз. Вопрос: сколько лет уйдет на то, чтобы уничтожить память плеера, если производить перепрограммирование его памяти три раза в сутки? Составим из исходных данных пример и решим его. Получим: 100 000/(3*365)= ~91 год. И этот результат мы получили, взяв за основу старые виды чипов при условии активной ежедневной эксплуатации. Не каждый человек сможет прожить такую долгую жизнь. Согласно стандартам, сама информация на флэш-памяти может храниться без повреждений или искажений до 40 лет. Естественно, от бракованного товара никто не застрахован. В случае брака остаётся уповать только на гарантию от производителя |
Сейчас Flash/MP3-плееры идут по всему миру торжественным маршем, гордо задрав нос к небу. Оно и неудивительно – на фоне нескольких недостатков «флэшки» обладают кипой преимуществ и сравнительно низкой ценой. Уже сегодня есть модели с 512 Мбайтами интегрированной памяти по цене $90-$100 (Sony NW-E105, Nexx NF-315 и ряд менее известных брендов). Покупая крохотный плеер, мы, как правило, получаем средненький диктофон и цифровой FM-приёмник в виде бонуса. А качество звукового тракта остаётся на уровне низкобюджетной звуковой карты, что является для портативного аудио отличным результатом.
Топовые модели устройств с аналогичным объёмом памяти обойдутся в $140-$160 (iRiver iFP-795, MPIO FY500, Nexx NF-450, NF-410/510/610 и тд.). Подобные плееры обладают расширенной функциональностью, к примеру, способны кодировать в формат MP3 с внешних источников. Также у более дорогих плееров расширены настройки эквалайзера, программная часть набита всевозможными мелкими дополнениями (часы, таймер, будильник, мини-игры и т.д.), да и аппаратная часть значительно лучше (быстрая передача данных, расширенная поддержка звуковых форматов).
В краткой таблице мы постараемся подчеркнуть положительные и отрицательные стороны «флэшек»:
Flash/MP3-плееры | |
За | Против |
Компактность | Малый объём памяти |
Простота обращения | «Привязанность» к ПК |
Сравнительно небольшая стоимость | |
Высокая износоустойчивость и прочность | |
Продолжительное время работы от одного заряда | |
Простота обращения | |
Сравнительно небольшая стоимость | |
Высокая износоустойчивость и прочность | |
Продолжительное время работы от одного заряда | |
Модели, заслуживающие внимания: Лучшее сочетание цены и качества – MPIO FG100, FY500, FL100; Nexx NF-340, 450, 510; iRiver iFP-790, 795, 799; CM- Tech CA-U250; iAudio U2; Apple iPod Shuffle.Топовые модели: MPIO One FG200; Nexx NF-610; iRiver T10, T20, T30, U10, N10. |
Из таблицы видно, что основным недостатком флэш-плеера является ограниченный объём памяти. Как с этим бороться и какие шаги в этом направлении предпринимаются? Производители ждут совершенствования существующей технологии и занимаются поиском новой, но пока все усилия безрезультатны.
Попытки расширить память флэш-плеера нашли одно-единственное решение: оснащение устройства слотом для чтения карт памяти формата Secure Digital/Multi Media Card. Однако такой способ расширения памяти достаточно дорог.
Справка №2 Сколько музыки может поместиться на мой плеер? Этот вопрос часто задают на форумах те люди, которые совершенно не знакомы с устройством компьютера и принципами работы цифровых устройств. В точности на этот вопрос ответить невозможно – всё зависит от степени сжатия звуковых файлов. Для тех, кто всё же собирается освоить первоначальные знания в IT-сфере, рекомендуем обратиться к соответствующей учебной литературе. Для остальных приводим небольшую таблицу. В качестве эталона выступает MP3-файл с битрейтом 192 кб/ c, частотой дискретизации 44.1 КГц, продолжительностью 4 минуты и 7 секунд, размер 5,07 Мбайт:
|
NEXX NF450 – один из флэш-плееров, оснащённых слотом для чтения карт памяти формата SD/MMC.
Покупка карты памяти – дело накладное. Стоимость такого расширения может очень больно ударить по кошельку. Стоимость карты памяти формата SD ёмкостью 512 Мбайт варьируется в пределах $40-$45, а карта в два раза большого объёма обойдётся в $65-$70. Учитывая то, что для работы с картами большого объёма придётся докупать картридер и записывать на них данные при помощи отдельного устройства, то привлекательность такого подхода теряется полностью. Платить за дискомфорт – не наш метод.
Справка №3 Почему в моем Flash-плеере памяти чуть меньше, чем указано на коробке? Всё дело в том, что почти в каждом плеере часть памяти используется для хранения внутреннего программного кода, так называемой «прошивки». У флэш-плеера она отнимает 6-15 Мбайт свободного места. Многие производители выпускают обновлённый программный код для своих плееров, где исправляются допущенные в работе устройства ошибки и/или добавляются новые функции. В инструкции к устройству должен быть подробно описан алгоритм действий по смене прошивки и о тех ограничениях на гарантию, которые накладываются в связи с неправильными действиями пользователя при попытке самостоятельной замены программного кода. Также можно обратиться в сервисный центр производителя, где специалисты обновят программный код устройства (как правило, это бесплатная процедура). |
Flash/MP3 плеер – превосходный выбор для жителя каменных джунглей. Только в этих условиях крохотная флэшка окажется хорошим спутником и лишится основных своих недостатков.
Плееры на базе жёсткого диска
Проблема нехватки памяти нашла самое простое и логичное решение в виде плееров на основе жёстких дисков. Появились эти гиганты ещё в далёком 1999 году и своими размерами в то время они превосходили практически любой существующий портативный плеер. Да и портативными назвать их было трудно, учитывая полукилограммовый вес. За всё это великолепие надо было выложить порядка $700-$900. Сейчас ситуация в корне изменилась. Гиганты основательно похудели как в весе, так и в цене, а плотность записи, наоборот, увеличилась.
Великое многообразие устройств на основе жёстких дисков вынуждает поделить категорию HDD-плееров ещё на три подкласса. В этом есть своя необходимость – все три класса сильно разнятся по цене, размерам и функциональности.
Портативные мультимедийные плееры
Пожалуй, этот класс можно было бы вынести отдельно, однако спрос на него достаточно низкий из-за высокой цены и малой заинтересованности потребителя в функциях мобильного видеоплеера. Всё же основное предназначение этих устройств – просмотр видео и предоставление развлекательного контента, а воспроизведение музыки – вторично. Хотя звуковой тракт, как правило, превосходит по чистоте многие Flash-плееры, эргономика оставляется желать лучшего. Здесь следует обратить особое внимание на то, что вопрос эргономики рассматривается в аспекте использования устройства как обыкновенного аудиопроигрывателя. И, надо признать, этот недостаток перекрывает собой все достоинства. Как и всегда, его можно легко устранить за дополнительные капиталовложения – достаточно всего лишь приобрести пульт дистанционного управления. Стоит такое чудо $60-$70, но, что самое интересное, отыскать в продаже аксессуар – задача невыполнимая.
Бесспорный лидер в данном подклассе – компания Archos с её AV-серией плееров-рекордеров. Это настоящие мультимедийные центры с возможностью просмотра видео, фотографий, прослушивания музыки, кодирования видеосигнала в цифровой формат с аналоговых устройств, чтения текста. По функциональности эти устройства приближаются всё ближе к карманным компьютерам, а своей ценой способны шокировать многих...
Наглядный тому пример – созданный компанией Archos КПК PMA400 на основе операционной системы Linux с жёстким диском объёмом в 30 Гбайт. Цена этого монстра составляет $850-$900 в Москве и на территории РФ – стоимость, неприличная даже для КПК высшей ценовой категории.
Более традиционные и дешёвые устройства можно найти у других гигантов индустрии – iRiver и Creative.
Эти две компании представлены в рассматриваемом подклассе всего 4 плеерами – по две модели на каждого из производителей. PMP-100 и PMC-100 – детища iRiver’а, Zen Vision и Portable Meadia Center – работа Creative.
Сложно придумать в повседневной жизни подходящее место достаточно громоздким устройствам. В общественном транспорте комфорт от использования портативного медиаплеера получить трудно. В домашних условиях за $500-$600 можно установить телевизор с DVD-рекордером, а в машине за чуть большие деньги реально собрать скромный медиацентр. Заменить всё это одним портативным проигрывателем невозможно. Для просмотра любимого фильма дисплея в 3-4 дюйма явно недостаточно. Утонуть в любимой музыке также не получится – устройства с такими габаритами вызовут дискомфорт при использовании и транспортировке. Чтение текста и встроенные игры – отличные функции, но зачем отдавать за них $550? Мало того, стоит только уронить дорогостоящую игрушку, и жизненный срок её на этом печальном событии прервётся.
Так стоит ли овчинка выделки? Несомненно, стоит. Но только для тех, кто ощущает потребность во всех функциях мобильного развлекательного центра. Для остальных подобные комбайны – пустая трата денег.
Мультимедийные плееры | |
За | Против |
Многоформатность | Большие размеры и вес |
Многофункциональность | Высокая стоимость |
Воспроизведение оригинальных звуковых файлов без сжатия | Низкая ударопрочность |
Неудобное управление | |
Малое время работы от одного заряда | |
Многофункциональность | |
Воспроизведение оригинальных звуковых файлов без сжатия | |
Модели, заслуживающие внимания: Лучшее сочетание цены и качества – Archos Gmini400; iRiver PMP-100; Creative Portable Media Center.Топовые модели: Archos AV500, AV700. |
HDD-плееры
Собственной персоной – основа жанра, непоколебимый столп престижа. Как показывают исследования, этому классу отдают предпочтение сознательные особи мужского пола в трудоспособном возрасте и с неплохим достатком. Почему? Попытаемся разобраться.
Обычно плеер с жёстким диском выступает в ценовой категории от 340 до 480$. Сумма для многих студентов астрономическая, а для человека состоявшегося – оправданная стоимость хорошей вещи.
Такие устройства обладают небольшим встроенным жёстким диском (обычно 1,8 дюйма), ёмкость которого может варьироваться от 20 до 80 Гбайт, но на рынке преобладают модели плееров с 20 и 40 Гбайтами свободного места. Этот объём удовлетворяет потребностям даже самых привередливых слушателей. Во всяком случае, обширная музыкальная коллекция сможет разместиться на таком пространстве в несжатом виде, не говоря уже о том, сколько на этот диск поместится перекодированных треков.
Наряду с явным преимуществом рождается серьёзный недостаток. Заключается он в низкой ударопрочности винчестера. При падении с высоты 60-80 сантиметров в работающем состоянии винчестер может выйти из строя или потерять часть своей ёмкости из-за появления так называемых бэд-блоков. Ремонт после падения может стоить до 70% от изначальной стоимости плеера. Понятное дело, для активной молодежи HDD-плеер – это потенциальный «смертник», а для человека размеренной жизни – подарок судьбы. Второй недостаток этого класса – высокое энергопотребление. В среднем плеер на жёстком диске способен работать 8-9 часов в режиме воспроизведения звуковых файлов. Самый низкий показатель среди всех классов.
HDD-плееры | |
За | Против |
Многоформатность | Высокая стоимость |
Большой объём памяти | Низкая ударопрочность |
Средние габариты | Малое время работы от одного заряда |
Воспроизведение оригинальных звуковых файлов без сжатия | |
Большой объём памяти | |
Средние габариты | |
Воспроизведение оригинальных звуковых файлов без сжатия | |
Модели, заслуживающие внимания: Лучшее сочетание цены и качества – iRiver H100; iAudio M3, M5; Creative Zen Sleek; Archos XS200.Топовые модели : Apple iPod Photo/Video ; iRiver H300 ; iAudio X5, X5ML. |
Плееры на базе Microdrive
Microdrive – миниатюрный жёсткий диск. Младший брат HDD-плеера. Эти машинки выступают в качестве компромиссного решения между Flash и HDD-устройствами. Сохраняя компактные размеры, эти плееры обладают внушительной ёмкостью (2, 4, 5 или 6 Гбайт) и занимают приемлемую ценовую нишу (от $200 до $300).
Основные недостатки, присущие любому жёсткому диску, к сожалению, сохранены.
Плееры на базе микродрайвов | |
За | Против |
Большой объём памяти | Низкая ударопрочность |
Компактный размер | Малое время работы от одного заряда |
Воспроизведение оригинальных звуковых файлов без сжатия | |
Компактный размер | |
Воспроизведение оригинальных звуковых файлов без сжатия | |
Модели, заслуживающие внимания: Лучшее сочетание цены и качества – Creative Zen Micro; Nexx ND-205.Топовые модели : iRiver H10; Apple iPod Mini. |
Сменные носители
Наконец мы добрались до самой «пожилой» категории портативных плееров. Эти устройства для хранения данных используют сменные носители: CD, MD, DVD-диски или магнитные кассетные ленты.
Ежегодные отчёты о продажах уже сейчас во весь голос заявляют нам об одной чёткой тенденции – рост продаж CD-плееров замедляется и с каждым месяцем падает. Оно и неудивительно – хрупкая громоздкая конструкция не может составить достойной конкуренции бессмертным «флэшкам«, не говоря уже об HDD-монстрах с вместимостью, равной ёмкости 25 CD-дисков. Следуя логике, мы исключаем из обзора CD/MP3-плееры. Возможно, мера это преждевременная, но необходимая и в будущем оправданная. Нецелесообразно обращать внимание и на единичные DVD-audio плееры. Работают такие «вертушки» пару-тройку часов из-за «прожорливости» лазера, который считывает информацию с DVD-дисков, да и назвать их портативными язык не поворачивается. О кассетных плеерах рассказывать в наш век технологического прогресса мы также не станем, т.к. видимых преимуществ у аналоговых устройств нет. А вот формат Hi-MD обладает неплохим потенциалом, несмотря на малую распространенность этих плееров в РФ. О нем мы и поговорим.
Минидискманы отвоевали свое право на жизнь в странах Востока и на данный момент занимают крупную долю рынка сбыта в Японии. Формат MD полностью принадлежит компании Sony – силами этого гиганта он был разработан и предложен «народу». Главная причина тотального провала этих портативных устройств – агрессивная бескомпромиссная политика корпорации, создавшей потрясающую технологию плотной записи дисков небольших размеров, получивших название mini-disc. До последнего времени продукция японской фирмы облагалась различными «надуманными» ограничениями. Приведём список тех недостатков, которые, на наш взгляд, определили низкий спрос на эту, без сомнения, интересную разработку:
- На MD можно было записать музыку, но обычные данные – никогда.
- Для работы с устройством необходимо было устанавливать программу Sonic Stage, которая не позволяла переписывать музыкальные файлы на сторонние компьютеры (мощный ответ пиратству).
- Высокая стоимость MD-дискманов отпугивала многих покупателей.
- Всю коллекцию музыкальных файлов для ПК пользователю надо было переводить в «фирменный» формат кодирования аудио-записей ATRAC, на что уходило много времени.
- Нежелание признавать формат MP3 и, как следствие, полный отказ от его поддержки в MD-устройствах.
Список можно продолжить, но сегодня формат MD ушел со сцены, а на смену ему пришел его улучшенный аналог – Hi-MD. Вместе с выходом Hi-MD стало понятно – в корпорации Sony наконец-то взялись за дело заинтересованные в получении прибыли люди. Над новой разработкой хорошо поработали: устранили большинство старых ошибок, допущенных с MD, добавили возможность использования новых носителей Hi-MD с плотностью записи в 1 Гбайт и даже обратили внимание на формат MP3 в серии плееров MZ-RH. В одном эти плееры остались неизменными: программа Sonic Stage всегда была их постоянной спутницей, ей она остаётся и сегодня.
Hi-MD-плееры | |
За | Против |
Сменные носители информации | Ограничения на обмен данными с ПК |
Компактный размер | Задействованы механические детали, которые часто выходят из строя (лазерный головка и «вертушка«) |
Продолжительное время работы от одного заряда | Необходимость установки ПО |
Компактный размер | |
Продолжительное время работы от одного заряда | |
К сожалению, производители Hi-MD-плееров на нашем рынке вовсе не представлены, поэтому в выборе приходиться ограничиваться одной компанией Sony. Исходить в этом случае следует из своего бюджета на покупку. |
Дисплей
Небольшой дисплей на плеере или на пульте ДУ – это, как правило, привычный жидкокристаллический экранчик (LCD – Liquid Crystal Display) с LED-подсветкой. Информативность, разумное энергопотребление и низкая себестоимость – три аргумента за архаичную технологию. На смену старому другу пришел новый – дисплей на основе технологии OLED (Organic Light Emitting Diod – органический светоизлучающий диод). Новая технология имеет ряд преимуществ перед привычным LCD – это уменьшенное энергопотребление и повышенная яркость. Что важно, стоимость OLED для малоцветных (не более 3 цветов) дисплеев остаётся на уровне бесцветных LCD.
К сожалению, в последнее время всё чётче просматривается общая тенденция к развитию направления портативных медиа-плееров, в которых используются дорогостоящие технологии производства дисплеев.
Справка №4 Яркая жизнь Подбирая себе «шарманщика» следует чётко определиться, какие его функции нужны и будут ли они использоваться вообще. Производителю выгодно продавать «мультимедийные» плееры с поддержкой графических файлов формата JPEG, мини-игр и возможностью воспроизведения видео. Подобные гаджеты привлекают к себе внимание обилием возможностей, но отпугивают своей ценой, которая, как правило, выше на $60-$80, чем у аналогичных продуктов с традиционной функциональностью. Да и качество реализации дополнительных «наворотов» пока оставляет желать лучшего: почти любой развлекательный контент придётся добывать с боями. Видео нужно перед просмотром конвертировать, графические файлы сжимать, а новые игры и вовсе достать невозможно. Стоит ли переплачивать за просмотр цветных картинок на крохотном дисплее плеера, когда в кармане покоится сотовый телефон с аналогичной функциональностью? Ответ очевиден. |
Цветность для аудиоустройств – скорее роскошь, чем необходимость.
У плееров с цветастым дисплеем батарея садится значительно быстрее, а стоимость на порядок выше. Мы не рекомендуем переплачивать за цветной дисплей, но если душа просит, а кошелёк позволяет, то почему бы и не побаловать себя?
И если баловать, то чем? Во-первых, нужно обратить внимание на технологию, с помощью которой выполнен тот или иной LCD-дисплей, во-вторых, на цветовую глубину и разрешение. Естественно, чем больше разрешение, тем картинка приятнее глазу, а вот разница в цветовой насыщенности может остаться незамеченной, в особенности учитывая крохотные размеры дисплеев.
А что с технологиями? Явным лидером цветных решений, используемых для создания дисплея, остается LCD-дисплей. Как правило, в портативных устройствах применяются два различных основания:
- TFT (Thin Film Transistor) – тонкоплёночный транзистор. На основе этой технологии создаются яркие, чёткие дисплеи с быстрым откликом. Однако эта технология нещадно ударит по бюджету счастливого покупателя, да и батарею плеера жалеть не станет. На рынке это бесспорный лидер.
- STN (Super Twisted Nematic) – по сравнению с TFT имеет низкую себестоимость, но и по многим характеристикам уступает. Картинка будет не столь яркой. На солнце STN-дисплей будет «слепнуть» – разглядеть на нём информацию при попадании прямых световых лучей будет затруднительно.
И, наконец, цветной OLED. Пока реализация потенциальных возможностей этой технологии остается мечтой. Существующие модели плееров с OLED-дисплеем по качеству картинки приближаются к STN, но с TFT их сравнить трудно. Несмотря на это, ряд преимуществ OLED-технология сохраняет – пониженный расход ресурса батареи и низкая стоимость.
Декодирование
Заострять внимание на войне форматов мы не станем. Лишь кратко «снимем сливки».
Флэш-плееры средней ценовой категории, как правило, ничего кроме воспроизведения вышеупомянутых форматов предложить пользователю не смогут. Более дорогие флэшки способны декодировать формат OGG Vorbis с высоким потоком данных (Q10), но реальные преимущества от этого получит далеко не каждый пользователь.
В Hi-MD традиционно используется формат ATRAC в различных его вариациях. Опять-таки, видимых преимуществ в алгоритме сжатия у него нет.
У HDD-плееров спектр поддерживаемых форматов шире, чем у флэшек. Это обусловлено безграничными возможностями большого объёма памяти. К примеру, многие портативные аудиоплееры с жёстким диском воспроизводят музыку без сжатия – WAV. В плеерах компании Apple встречается поддержка формата AIFF – фирменная разработка «яблочного» гиганта. Какому формату отдать предпочтение? Если вы задумались о покупке плеера, то, вероятно, музыкальная коллекция у вас уже сформирована, поэтому выбор за вами!
Питание
Способы питания «шарманщиков» условно поделим на две категории: сменные и интегрированные элементы. Оба варианта имеют массу положительных и отрицательных сторон.
Сменные источники питания – обычно это обыкновенные батарейки форм-фактора AA (LR03) или AAA (LR06).
Сменные элементы питания | |
За | Против |
Мобильность. Стандартные питательные элементы можно купить в любом местном ларьке по низкой цене. Для подзарядки устройства не требуется розетка или компьютер. | Придётся «раскошелиться» на парочку перезаряжаемых аккумуляторов и зарядное устройство (от 400 до 800 рублей). |
Высокая продолжительность работы. Если батарейка «выдохлась», ей легко подыскать замену | У перезаряжаемых аккумуляторов на основе Ni-MH и Ni-Cd меньше циклов «заряд-разряд». |
Независимая работа плеера | |
Стоимость плеера со сменными элементами питания чуть ниже | |
Сменные аккумуляторные батареи можно использовать в других устройствах (к примеру, в цифровом фотоаппарате) | |
Высокая продолжительность работы. Если батарейка «выдохлась», ей легко подыскать замену | |
Независимая работа плеера | |
Стоимость плеера со сменными элементами питания чуть ниже | |
Сменные аккумуляторные батареи можно использовать в других устройствах (к примеру, в цифровом фотоаппарате) |
Реже используются нестандартные элементы питания на основе Li-ion (литий-ионные) и Li-pol (литий-полимерные), которые предлагает пользователю сам разработчик устройства. К примеру, уникальные аккумуляторные батареи используются в продуктах фирмы Creative (MuVo2, Portable Media Center), iRiver (H10, PMP-100) и ряде других.
Интегрированные (встроенные) источники питания – это несъёмные Li-ion/pol перезаряжаемые аккумуляторы. Раньше могли использоваться Ni-MH или Ni-Cd батареи, но, к счастью, эти времена в далеком прошлом.
Интегрированные элементы питания | |
За | Против |
Быстрая подзарядка | В случае необходимости заменить аккумулятор можно будет только в сервисном центре. |
Упраздняются лишние механические детали, которые можно потерять или поломать | Необходимо иметь постоянный доступ к элекросети. |
Упраздняются лишние механические детали, которые можно потерять или поломать |
Справка №4 Про умирающие аккумуляторы Многих отпугивает тот факт, что встроенные аккумуляторы выходят из строя в считанные месяцы. Это ошибочное мнение. Даже при условии активной ежедневной эксплуатации плеера (по 10-12 часов) встроенная батарейка прослужит своему владельцу не менее двух лет. Реальный срок службы встроенного аккумулятора составляет около трёх-пяти лет. За это время, как правило, плеер безнадежно устаревает или выходит из строя под влиянием внешних воздействий. А вот наличие в сервисных центрах уникальных аккумуляторов никто гарантировать не сможет. |
Вывод напрашивается сам собой – съёмные элементы питания больше подходят для тех, кто основную часть своего времени проводит вдалеке от электрифицированной цивилизации. Интегрированные, наоборот, более удобны при использовании в городских условиях, когда розетками усеяны все четыре стены.
И в заключение скажем о том, как производитель определяет максимальную продолжительность работы своего устройства от одного полного заряда питательного элемента.
Для начала выставляются щадящие условия для портативного аудиоустройства, в которых можно достигнуть максимально продолжительного цикла работы. Допустим, это непрерывное воспроизведение MP3-файлов с битрейтом 128 кб/с, частотой дискретизации 44.1 кГц, наушники с сопротивлением 16 Ом, громкость находится на уровне 50%, эквалайзер отключён, дисплей не используется, в помещении комнатная температура. Условия вполне реальны, но, вот беда, пользователь почти всегда пользуется дисплеем, громкость, как правило, установлена на порядок выше, да и файлы имеют более широкий поток (160, 192 кб/с). Т.е. в спецификации нужно делать небольшую корректировку на минус 2-3 часа воспроизведения, в том случае, если используется интегрированный аккумулятор. И на минус 3-4 часа, если в качестве питательного элемента задействована сменная батарея, ведь для тестов используют наиболее энергоёмкий носитель… Эту рекомендацию нельзя считать абсолютно верной, доводилось сталкиваться с производителями, которые дали «почти» верные результаты тестирования, но таких – единицы.
Интерфейс передачи данных
Наиболее распространённый и широко задействованный интерфейс передачи данных в современной IT-области нашёл свой угол и в плееростроительстве. Речь, конечно же, идёт об интерфейсе USB в различных его ипостасях. На сегодняшний день существует две модификации USB-контроллеров, применяемых в портативных аудио-устройствах. Первая поддерживает только USB 1.1 с максимальной пропускной способностью 12 Мбит/с. Вторая держит USB 2.0. Оба варианта совместимы друг с другом, поэтому работать они будут вне зависимости от того, какая материнская плата установлена в компьютере пользователя, а вот скорость может сильно разниться. Ведь максимальная пропускная способность USB 2.0 может достигать 480 Мбит/с, что в 40 раз больше стандартного ограничения.
В ближайшем будущем разделение на USB 1.0, 1.1 и 2.0 должны полностью упразднить. Согласно материалам официального сайта Universal Serial Bus Implementers Forum (www.usb.org), в этом направлении ведется активная пропаганда.
За что ратует USB-IF? За упрощение жизни конечного потребителя. Для этих целей было принято решение о переименовании прежней классификации. Отныне существует один стандарт интерфейса USB, но имеет он три режима работы:
- Low Speed (низкая скорость) – 1,5 Мбит/с. Прежнее название – USB 1.0. Используется для обмена данными с периферическими устройствами, которые не требуют большой скорости передачи данных (мышь, клавиатура, джойстик и тп).
- Full Speed (полная скорость) – 12 Мбит/с. Прежнее название – USB 1.1. Подразумевает использование интерфейса USB для обмена данными с различными устройствами, которые не требуют высокой скорости передачи данных.
- Hi-Speed (высокая скорость) – до 480 Мбит/с. Прежнее название – USB 2.0. Чтобы получить спецификацию Hi- Speed, портативное устройство должно обладать контроллером, который способен передавать данные со скоростью выше 12 Мбит/с (0,7 Мб/ c). Следует обращать внимание не только на режим работы, но и на максимальную скорость обмена данными. Если эта скорость не указана, то, скорее всего, производитель пытается немного «приукрасить» фактическую скорость передачи данных.
Сейчас с этими режимами происходит полная неразбериха, кто-то по-старинке продолжает использовать привычные обозначения, кто-то перешёл на новый стандарт, поэтому не удивляйтесь, увидев неизвестные обозначения в спецификации портативного плеера. Перед тем, как покупать «музыканта» с большим объёмом памяти, следует обязательно убедиться в наличии высокоскоростного контроллера передачи данных. Это не просто удобно – это насущная будничная необходимость. Для примера возьмём средний показатель обмена данными между ПК и Flash-плеером с контроллером, поддерживающим режим Hi-Speed. Для флэш-плеера средняя пропускная способность в 2,5 Мбайт/с – результат усреднённый. Память в 512 Мбайт с такой скоростью будет заполнена за 3-4 минуты. Результаты контроллера в режиме работы Full Speed (средняя скорость – 0,7 Мбайт/с) – около 13-15 минут.
Подбор наушников
Наконец мы подобрались к заключительной и самой важной части нашего обзора – подбору соответствующих наушников для портативного аудиоплеера. Шутка ли, но большинство счастливых обладателей дорогих плееров используют комплектные наушники. На рыночных развалах идентичные «телефоны» отгружают самосвалами по цене 10 рублей за килограмм. Не обязательно покупать дорогие наушники, просто подбирать их нужно «под себя». Опустим момент чистоты звукового тракта – этот показатель нужен звукорежиссерам и музыкантам, простым смертным погоня за выявление огрехов в звучании не к чему. Но тот результат, который можно получить от комплектных ушей, ужасает. О добротной звукоизоляции и речи быть не может – посторонние шумовые загрязнения органично вливаются в нотки любимой композиции, искажая знакомую мелодию до неузнаваемости. О какой чистоте может вообще идти речь, если в большинстве своём комплектные наушники отвратительно сидят в ухе, чем доставляют массу дискомфорта. С этим нельзя мириться, выход есть и этот выход не столь дорог, как кажется.
К сожалению, рекомендации по выбору наушников тянут на отдельную статью, поэтому мы ограничимся краткой справкой по трём ведущим типам наушников.
Наушники-вкладыши
Основное достоинство этих «телефонов» заключается в их портативности. Это лучший спутник любого аудиоплеера. Они не занимают много места в сложенном состоянии, обладают наилучшей звукоизоляцией и низким импедансом (сопротивлением) – трудно найти что-то более подходящие для городских условий.
Подробные рекомендации и сравнительный тест можно отыскать в нашей статье «Сравнительный тест: наушники-вкладыши».
Накладные наушники
Как и предыдущая категория, эти наушники относятся к классу портативных. Звукоизоляция, как правило, у них хромает, но эти «телефоны» не оказывают давления на внутренний канал уха, хотя и могут вызывать дискомфорт, если изначально модель подобрана неудачно. Наиболее удачные модели представлены в нашей статье «Сравнительный тест наушников: тип – накладные».
Мониторные наушники
И последние представители славного семейства «телефонов» – мониторы. Несмотря на высокий импеданс, многие портативные плееры способны «раскачать» этих монстров, хотя к выбору подобных наушников следует относиться с особой тщательностью. Некоторые из моделей также представлены в нашем материале под названием «Финальный тест наушников: тип – мониторные».
И, самое главное, любые наушники нужно подбирать только после примерки. Ведь строение ушной раковины и головы у каждого человека индивидуальное, поэтому к наушникам применим такой же подход, как и к одежде.
Заключение
Этот материал не претендует на всеобъемлющее руководство, в котором детально рассмотрен каждый из аспектов выбора и покупки плеера. Он предназначен для неопытных пользователей, которые имеют мало представления о современном состоянии рынка портативных аудиоустройств.
Надеемся, что вы смогли найти для себя интересные моменты в этом руководстве и сможете ответить для себя на типичные вопросы при выборе плеера.
Удачных вам покупок и хорошего настроения.