Опубликовано 01 марта 2006, 00:33

Сравнительный тест беспроводных наушников

Свобода – штука заманчивая… Но как часто портит настроение казалось бы банальнейшая вещь – шнур наушников! С коротким не дотянешься, чтобы прилечь на диванчик, и сидишь, как собака на привязи. Длинный – постоянно запутывается, мешается, переламывается и т.п. Увы, но за свободу приходится расплачиваться. Так стоит ли замахиваться на покупку беспроводных наушников или нет?

Сейчас освоены и доведены до приличного технического уровня два способа бытовой передачи звукового сигнала: по радиоканалу в диапазоне 860–930 МГц и на инфракрасных лучах с несущей частотой 2,3–2,8 МГц. Однако это, по сути, чисто аналоговые решения (модуляция как в FM-радио) со всеми вытекающими последствиями: ограничение воспроизводимых частот, заметное взаимопроникновение каналов, скромный динамический диапазон и т. д. В последнее время у профессионалов получили распространение цифровые приёмо-передатчики, работающие на несущей частоте 2,4 ГГц (при дискретизации аудиопотока 48 кГц), но подобные наушники пока весьма недёшевы.

Альтернативой выступает модно народный «радиоинтерфейс» Bluetooth с GFSK-модуляцией на частоте 2,4 ГГц. Радиус действия «голубозубых» наушников составляет порядка 10 метров. Аналоговый сигнал, поступающий с источника звука, дискретизируется с жёстко заданной частотой (те же 48 кГц), потом кодируется-модулируется, а будучи принятым, декодируется и преобразовывается в аналоговый вид, после чего усиливается. То есть схема получается навороченной, и реализовать её без потери качества за пять копеек не удастся. Конечно, дешёвых АЦП и ЦАП нынче развелось видимо-невидимо, однако улётного звука тут ждать не откуда. Следовательно, всё чаще появляющиеся в продаже недорогие «голубозубые» наушники на Hi-Fi не претендуют.

В сегодняшнем мини-тесте принимают участие следующие наушники: три «аналоговые» модели на радиоканале (Sennheiser HDR110 – <$85, Sennheiser HDR130 – <$150, Beyerdynamic RSX660 – >$120) и одна цифровая (как клятвенно заверяет разработчик) модель на инфракрасных лучах: Sony MDR-DS4000 – $250. Следует отметить, что на блоке передатчика Sony имеются цифровые входы, а внутри прячется процессор декодирования Dolby Digital, DTS, Pro Logic II и MPEG-2 AAC.

Упаковка и комплектация

Самая хлипкая коробка – у Beyerdynamic. Самая крепкая и компактная – у Sennheiser. Все внутренности отлично закреплены, ничего не болтается, не бьётся, так что наушники Sennheiser доедут в целости и сохранности хоть на Северный полюс, хоть на Южный. Sony сделала коробку красивой, но раздула её в размерах.

Габариты коробок

Ширина, ммГлубина, ммВысота, мм
Beyerdynamic RSX660206105195
Sennheiser HDR110212138265
Sennheiser HDR130220138314
Sony MDR-DS4000365165220

В типичный комплект, помимо блока передатчика сигнала (и, разумеется, самих наушников), входят адаптер питания и аудиошнур с мультимедийным миниджеком и переходником на TRS штекер. Sony комплектует MDR-DS4000 оптическим шнуром, а также предлагает прикупить дополнительные наушники, дабы слушать музыку вдвоём.

Технические характеристики

(по сведениям, заявленным производителями)

НаушникиЧастотный диапазон, ГцИскажения THD, %Максимальный уровень звукового давления (SPL)Вес, г (включая аккумуляторы)Время работы без подзарядки, чТип
Beyerdynamic RSX66020 – 20 000<11022908Закрытые динамические
Sennheiser HDR11022 – 19 500<0,710623022Динамические открытые
Sennheiser HDR13018 – 21 000<0,510427522Динамические открытые
Sony MDR-DS400010 – 22 000<1?300?Закрытые динамические
ПередатчикНесущая частота и модуляцияПитание, ВПотребление, Излучение, мВтСоотношение сигнал/шум dBAДальнобойность, мГабариты, мм
Beyerdynamic RSX660863 – 865 МГц, FM-stereo, 2 частоты122,4 VA ?>70100180х100 х100
Sennheiser HDR110864 МГц* FM-stereo, 3 частоты91,8 VA 10>6515085x110x133
Sennheiser HDR130864 МГц* FM stereo, 3 частоты91,8 VA10>6815085x 225 x133
Sony MDR-DS4000ИК, 3,75 МГц920 W??7160 x 160 x 200
* - имеется версия на 926 МГц

Технологии

Чтобы посланный радио (или инфракрасный) сигнал принять, демодулировать и усилить, необходимо питание. Аккумуляторы – как правило, пальчиковые размера ААА – располагают либо в одном наушнике, либо как в левом, так и в правом, чтобы распределить вес более равномерно. Впрочем, притяжение к Земле «пальчиков» ААА столь символично, что теряется на фоне массы наушников мониторного типа.

Одна из насущных «житейских» проблем беспроводных наушников – как обеспечить своевременную подзарядку аккумуляторов. Продолжительность полной перезарядки аккумуляторов ёмкостью 600–700 мА час в стандартном режиме (ток 60 мА) составляет около 16 часов. Именно столько времени и заряжаются «с нуля» сменные аккумуляторы в тестируемых сегодня устройствах. В принципе, существует ускоренный (4-5 часов за счёт более высокого тока) способ зарядки аккумуляторов, но при этом укорачивается их ресурс. Пользователи часто путают вышедшие на пенсию никель-кадмиевые аккумуляторы с процветающими ныне металл-гидридными, очевидно, из-за схожей аббревиатуры (NiMH). Последние аккумуляторы можно постоянно, не дожидаясь полного опустошения, подзаряжать, благо, они не имеют эффекта памяти остатка заряда. Более того, металл-гидридные аккумуляторы желательно своевременно подзаряжать, так как у них довольно сильно выражен эффект саморазряда.

Конструкторы любят встраивать устройство зарядки в корпус передатчика. По идее, достаточно в перерывах между прослушиваниями «лёгким движением руки» помещать наушники на базу «со штепселем». А длительная перезарядка если и понадобится в бытовых условиях, то крайне редко: аккурат за ночь и рабочий день. Единственная проблема – додуматься до простого и удобного контакта «штепселя» получатся далеко не у всех. Некоторые фирмы вылизывают конструктив «штепселя» до предела, и иногда не безуспешно. Инженеры Sennheiser блеснули, продемонстрировав оригинальный подход. Вместо «штепселя» – «вешалка» с клеммами, она же, по совместительству, «гардеробная» для самих наушников. Ничего никуда втыкать не надо, просто вешаешь «ушки» – и процесс подзарядки пошёл!

Другое нетривиальное решение – отказ от встраивания блока подзарядки, благо, самостоятельных устройств на рынке множество, цена на них невелика, и часто покупатели уже обзавелись ими ранее, перейдя с батареек на аккумуляторы для своих плееров, фотоаппаратов и т.п.

На одной из чашек, как правило, располагаются две настройки: уровня громкости-усиления и точной подстройки на несущую радиочастоту.

У Sennheiser 130 реализована автоподстройка частоты, так что ничего крутить не надо, достаточно слегка нажать на некое подобие кнопочки, далее чётко и быстро сработает автомат.

На другой чашке обычно располагается кнопка включения приёмника-усилителя наушников.

У тестируемой модели Sony вместо трёх кнопок-резисторов есть только одна «пипочка». Наушники включаются сами после того, как их наденешь на голову (очевидно, срабатывает ёмкостный датчик). Громкость настраивается «по вкусу» посредством привычного «колёсика».

Стремление увеличить время автономной работы тянет за собой хвост серьёзных технических проблем, решить которые под силу только исключительным фирмам. Впрочем, на мой взгляд, время «автонома» – далеко не самое актуальное с точки зрения обычного потребителя.

Вот дальнобойность гораздо важнее: например, отдельные товарищи любят под персональную музыку выходить покурить на балкон, в сад и т.д. Ясно, что дальнобойность зависит от чувствительности приёмника и мощности передатчика. Однако слишком чувствительный приёмник и дорог, и склонен нахватать посторонних шумов (от щелчков и потусторонних шуршаний радости ой как мало!), а слишком мощный передатчик не даст протащить комиссия по контролю за радиоизлучением. Бэм-с, компромисс не в пользу дальнобойности… Посему мой совет: не гонитесь за обещанным огромным радиусом действия, тем паче, что производитель указывает сей параметр для весьма идеализированных условий (прямая видимость, отсутствие внешних помех и т.п.).

Радионаушники работают в том же диапазоне, что и многие радиотелефоны. Поэтому, чтобы исключить интерференцию, предусмотрено несколько несущих частот (radio channels). У запасливого Sennheiser – аж целых три. Переключатель расположен в легко доступном месте, на лицевой части передатчика. Кстати, сервисная функция Surround, как и следовало ожидать, реального окружения звуком не делает, а лишь перераспределяет частоты, создавая сильно искажённую псевдоиллюзию объёмности.

Phones-w-22

Phones-w-22

Нам не удалось получить разрешение на вскрытие Sony MDR-DS4000, а техническая информация по данной модели на редкость скудна, поэтому не берусь утверждать, что перед нами полностью цифровой передатчик, а не какой-нибудь гибридный (судя по величине несущей частоты). Обладатели портативных плееров Sony с оптическим выходом будут безмерно счастливы, подключив беспроводные наушники по S-PDIF цифре. Кстати, кнопка включения сего чуда автоматики вынесена на адаптер питания. Лично я проверял цифровой вход Sony MDR-DS4000, подключив бытовой DVD–плеер как по аналогу, так и по цифре, но суть не в этом. Думаю, если бы данную модель облегчить на стоимость процессора, то в России она бы имела гораздо больше шансов стать популярной.

Измерения

Признаюсь, снимать АЧХ наушников – занятие неблагодарное. Уж очень сильно сказывается влияние положения измерительного микрофона относительно динамика, утопленного в амбушюре. Строго говоря, без специального манекена, имитирующего человеческую голову и ушную раковину, абсолютную АЧХ получить практически невозможно. Но относительную АЧХ, валидную в рамках одного теста (сравнить и забыть J), попытаться оценить имеет смысл.

Внимание! Ниже ~200 Гц погрешность измерений очень высока. Откуда ноги растут, в общем-то понятно: если любые наушники не чётко зафиксировать на голове, то хорошего баса не жди, да и средние частоты могут воспроизводиться неадекватно.

Ровнее всех АЧХ вышла у Sennheiser HDR130. Симпатичная гора с 4 до 10 кГц – тут кашу маслом не испортишь. Отменное кушанье портит слишком рано начинающийся крутой завал на высоких частотах.

Phones-w 25 resize

Оценка АЧХ Sennheiser HDR130

Phones-w 25 resize

Оценка АЧХ Sennheiser HDR130

Весьма впечатляюще смотрится АЧХ Sony в режиме Music. Если бы не впадина, зафиксированная на 10 кГц, и небольшой всплеск на 3 кГц, было бы совсем здорово.

Phones-w 26 resize

Оценка АЧХ Sony MDR-DS4000 (режим Music)

Phones-w 26 resize

Оценка АЧХ Sony MDR-DS4000 (режим Music)

АЧХ 660 Beyerdynamic упорно получалась перекошенной в сторону низких частот, хотя на слух повышенной басовитости не замечалось. Уж не повлияли ли на измерения мягкие амбушюры?

Phones-w 27 resize

Оценка АЧХ Beyerdynamic RSX660

Phones-w 27 resize

Оценка АЧХ Beyerdynamic RSX660

По сравнению со многими «хайфайно-мониторными» наушниками стоимостью до 1000–1500 рублей АЧХ Sennheiser HDR110 выглядит весьма достойно. Разве что холм на 4 кГц негативно скажется на звучании.

Phones-w 28 resize

Оценка АЧХ Sennheiser HDR110

Phones-w 28 resize

Оценка АЧХ Sennheiser HDR110

Экспертное прослушивание

В качестве эталонных выступали следующие наушники:

  • Мониторные Hi-Fi наушники Denon 500 AH G-500 (28 Ом, чувствительность невысока, требуется адекватное усиление).
  • Студийные наушники Sennheiser 265 Linear (150 Ом).

Источники звука:

  • Спортивный Мр3-плеер Creative MuVo C100 – один из самых лучших по звуку и функциональности.
  • Ноутбук с АС97 кодеком ALC655.
  • PCI саунд карта Audigy2 Platinum.
  • Бытовой DVD плеер Pioneer 565.

Если бы не завал на самых высоких частотах, то Sennheiser HDR130 по звучанию стал бы абсолютным лидером. До ~12,5 кГц – честный, тщательно выверенный звук без задиров и приукрас. В процессе нашей «опытной» эксплуатации у HDR130 вскрылась особенность: после выключения источника звука наушники автоматически вырубаются из приёма (что логично), но потом, после активизации источника, сами не включаются, и их требуется сначала выключить и сразу включить.

Младшая модель HDR110 звучит похоже (при прослушивании однокашников первым делом «бросается в глаза» родственный завал на верхах), но явно поскромнее. Изюминка звучания HDR110 – в мудро приподнятых басах и высоких. Кстати, наушники от HDR110 можно использовать в качестве второй пары к HDR130 (но не наоборот!), поскольку 110-е прекрасно принимают и понимают радиосигнал, посылаемый передатчиком 130-х.

Тестируемые «шейнхейзеры» являются яркими представителями открытых (supra-aural) наушников и довольно громко излучают звук вовне. Посему, если для вас важно слушать музыку, когда рядом кто-то спит или занят умственным трудом, то однозначно надо выбирать среди наушников закрытого типа (closed-aural).

Субъективно приятнее всех звучит, пожалуй, Sony (режим Music), но тут присутствует не только тембральное окрашивание от эффекта цифровой обработки, но и, увы, специфическая трактовка в динамике. В режиме «Cinema» слишком много надоедливой реверберации. А при отключенных эффектах обработки исчезает бас. К сожалению, активизация компрессии даёт много призвуков вкупе с нелинейными искажениями и для музыки неприемлема. Многоканальный звук эмулируется, мягко говоря, своеобразно: уход звука в тыл на слух в наушниках воспринимается как смещение вбок и даже почему-то вниз. Мнимые источники звука всё-таки выдвигаются за пределы черепной коробки, но тут правильно сделанная стереозапись может с успехом посоперничать с пресловутым 5.1 DD. В общем, несколько раз позабавиться сия эмуляция ещё подойдёт, но вкусившего настоящий многоканальный звук особо не впечатлит и правильную акустику 5.1 никак не заменит. Порадовало то, что в комнате 4 на 6 метров во всех точках имел место уверенный приём ИК. Заслон передатчика другим человеком не сказывается на качестве приёма. Видно, неспроста патентовали хитрый (смахивает на прототип антенной решётки) излучатель! В темноте он светится красными точками, как заправское НЛО. Следует признать: плазменные телевизоры могут заметно «глушить» инфракрасный сигнал, посылаемый даже крутейшим излучателем.

Phones-w-29

Phones-w-29

Притягательно хорошо, причём с незаваленными высокими частотами, звучит (и не давит на уши!) 660 Beyerdynamic, однако во всём остальном эта модель не блещет. Чуткому уху заметна зажатость в динамике. На АЧХ баса вагон, а в жизни этого особо не чувствуется, как будто частотный отклик линеен (вероятно, слабоват прижим). Самое досадное – слишком громкие щелчки, начинающиеся при удалённом перемещении в пространстве, и, как следствие, скромный радиус полезного действия. Добил «штепсель» подзарядки: его защёлку никак не назовешь удобной. Впрочем, если вам дальнобойность не нужна и слушать музыку в движении тоже не потребуется, то Beyerdynamic RSX660 (кстати, closed-aural) – та золотая середина, которая не разочарует непривередливого меломана.

С маломощными источниками сигнала (Мр3-плеер, ноутбук) у аналоговых «ушей» громкий звук достигается посредством выкрученной на максимум регулировки, что даёт высокий фоновый шум. И дело здесь не в усилителе мощности – во всех портативных плеерах такого шума нет.

Цифровая Sony, наоборот, не любит слишком мощного источника звука (начинается клиппирование), хорошо ещё, что предусмотрено ослабление входного сигнала на 8 дБ. Особенно почему-то клиппируется мощный сигнал Dolby Digital, декодированный сторонним плеером и поданный на Sony MDR-DS4000 по аналоговому входу. Посему передатчик данных наушников имеет смысл подключать по оптике. Следует отметить, что разработанная Sony инфракрасная передача сигнала позитивно сказалась на громкости незашумленного звука. MDR-DS4000 – самые мощные наушники, и не только из участников нашего теста.

По сравнению с истинно «хайфаными» наушниками всем беспроводным (из числа протестированных) не хватает ясности-чёткости на средних частотах и воздушности-прозрачности на высоких.

Необходимо заметить, что рассмотренные наушники не предназначены для профессионального использования, и если долго в них пребывать (особенно в жару), устанут уши.

Phones-w-30

Положение зарядки

Phones-w-30

Положение зарядки

Рационализаторское предложение

За цену беспроводных наушников можно купить классические, т.е. «на шнурке», с очень хорошим звучанием. Причём таковыми наушниками уже затарилась огромная часть меломанов, успев сродниться-слюбиться и не желая менять шило на мыло. Между тем обрести «наушниковую» свободу – ещё как заманчиво даже аудиофилам. Возникает мысль: а почему бы не сделать беспроводную приставку к обычным наушникам? Например, прилепил с помощью липучки к дуге любимых наушников блочок приёмника с антенной, воткнув сюда же компактно смотанный шнур. Два металл-гидридных аккумулятора размера ААА утяжелят «уши» крайне незначительно, все остальные элементы блочка – считанные граммы. Себестоимость подобной приставки – смешная, элементная база у приемопередатчиков аналоговых радионаушников вовсе не уникальна. Ну а для эстетов качественного звука можно и цифровую приставочку соорудить. А???

Заключение

Все радионаушники (включённые на приём) ловят излучение близлежащих источников переменного магнитного или электрического поля. Чем мощнее и ближе источник, тем выше наведённые шум и треск. Природу не обманешь! К счастью, в быту таковые источники встречаются крайне редко, поскольку запасные каналы несущих частот вряд ли выручат.

У всех аналоговых беспроводных наушников экспоненциально растёт собственный фоновый шум при увеличении громкости озвучиваемого сигнала. То есть чем сильнее и чище сигнал, выдаваемый источником звука, тем меньше требуется выставлять уровень громкости на наушниках, и тем меньше фоновый шум. Поэтому при подключении через «наушниковый» выход портативного Мр3-плеера или ноутбука либо шум будет раздражающе досаждать, либо придётся довольствоваться тихим звуком.

По совокупности показателей (удобство, дальнобойность, надежность, звучание, сервис) первое место в сегодняшнем тестировании присуждается Sennheiser HDR130. Искренне рекомендуется электрогитаристам, которым шнур наушников мешает не на шутку.

Приз за оригинальный (и во многом полезный!) дизайн достаётся инфракрасной модели Sony – самой мощной по уровню звука из числа участников теста.

МодельДостоинстваНедостатки
Beyerdynamic RSX660Добротное среднее звучаниеНе цепкая посадка
Не задавленные высокие частотыНеудобная защелка подзарядки
Интуитивная световая индикацияЩелчки и локальные провалы при удалении от передатчика
Около 30 сервис-центров в РоссииВ реальных условиях радиус действия меньше заявленного
Не задавленные высокие частоты
Интуитивная световая индикация
Около 30 сервис-центров в России
Sony MDR-DS4000«Лечебное» излучение передатчикаАвтоматически отключаются при удалении более ~7 метров
Яркое, сбалансированное по частоте звучание (режим Music)Встроенный процессор-декодер слишком сказывается на цене
Неутомительная посадка
Максимальная автоматизация
Неплохой оптический вход
Рекордная громкость при минимальных фоновых шумах!
Сервисные центры по всей России
Яркое, сбалансированное по частоте звучание (режим Music)
Неутомительная посадка
Максимальная автоматизация
Неплохой оптический вход
Рекордная громкость при минимальных фоновых шумах!
Сервисные центры по всей России
Sennheiser HDR130Выверенное (но смягченное) звучаниеТрудно нащупать вслепую регулятор громкости
Приятная и цепкая посадкаЗвучание всё-таки не дотягивает до истинно Hi-Fi наушников
На редкость удобная конструкция устройства подзарядки
Классные (industrial) аккумуляторы в комплекте
Световая и звуковая индикация
Автоматический контроль уровня
Автомат подстройки на волну
Приятная и цепкая посадка
На редкость удобная конструкция устройства подзарядки
Классные (industrial) аккумуляторы в комплекте
Световая и звуковая индикация
Автоматический контроль уровня
Автомат подстройки на волну
Sennheiser HDR110Звучание мягкое, «заточено» под TVОщутимо заметен завальчик на высоких
Крепко сидят на головеАмбушюры греют-парят уши
ДальнобойныеПодзарядки аккумуляторов нет, требуется стороннее устройство
Хорошее качество изготовления
Соблазнительная цена
Крепко сидят на голове
Дальнобойные
Хорошее качество изготовления
Соблазнительная цена
Автор:V_A_N