Задумались о покупке компактного плеера с внушительным объёмом памяти? Сводный тест ведущих моделей аудиоплееров на основе микро-винчестеров поможет в выборе! Поиск компактного плеера, снабжённого достаточным объёмом памяти, да ещё и с либеральной стоимостью может привести к переутомлению, а в некоторых случаях и к летальному исходу. Казалось бы, что проще? Вроде бы деньги есть, да и желание ого-го какое, но сомнение, засевшее глубоко в душе, не даёт разгуляться собственной щедрости. К счастью, если вы окончательно запутались в многообразии предложенных товаров, у вас есть надёжный советчик – Ferra.ru. Удивительно, но факт – рынок компактных хардовых плееров тормозит, не жалея колодок. Если в день анонсируют по 3-4 экземпляра новых флэшек, то их винтовые собратья появляются раз в два-три месяца. Тенденция крайне пугающая. Несмотря на несправедливое ущемление дюймовых хард-дисков, нашлось трое храбрецов, отважившихся вступить в равноправный бой на страницах онлайн-издания. Встречайте: Nexx ND-205, Creative Zen Micro и Sony NW-A1000. Эти три красавца – самые последние модели microHDD-плееров, появившихся на рынке за последние месяцы. Для полноты картины не хватает только лишь обзора «яблочного» iPod’а, но в качестве компенсации у нас найдутся ещё две статьи про подобные устройства: Creative Zen MicroPhoto и iRiver H10. Обе из архивных материалов, однако, они актуальны и по сей день. Что ж, от слов перейдём к делу. Оформление и дизайн Стиль. Он должен быть во всём. Это как правило. Рецепт успеха прост – покупка должна быть прекрасна всем своим существом. И горе тому производителю, который забывает простые жизненные истины. Коробочка – первое, на что мы обращаем внимание. Согласитесь, правильно оформленная конфета – купленная конфета. И здесь у нас все три решения полярно разнятся.У Creative коробка обыкновенная, без излишних деталей. Тут краткая спецификация, фотографии устройства и хвастовство завоёванными наградами.Nexx избрали для представления немного иной подход. Товар сразу предстает «лицом» перед покупателем, но и рекламные завлекаловки не остались в стороне.А Sony… да что там говорить, It’ s the Sony. Никаких лишних символов, украшательств или информации. Просто чёрный текстурированный прямоугольный ларец с четырьмя серебристыми выгравированными буквами наверху. Остальное суета. Таблица №1. КомплектацияСамой скупой комплектацией одарили своё детище в Creative и Sony, причём первые экономили на всём – даже проводок USB в комплекте куцый. В некотором роде, политика правильная. Нам предоставляют возможность сберечь лишний рубль на покупке самого аппарата и подобрать периферию самостоятельно. С другой стороны, чувствуешь себя ущемлённым. Ведь у других есть, а тут нет… Вот, для примера, Nexx. Предусмотрели каждую деталь. Пусть часть аксессуаров пролежит в коробке вечность, но ведь они есть! И, лёжа на антресоли, они будут согревать владельца самим фактом своего существования. Так или иначе, комплектный набор двух участников вписывается в рамки категории «лучше среднего». Для полноценной работы с проигрывателями подобного набора хватает. А Nexx заслуженно получает дополнительный пряник за щедрость и доброту. Пора себе признаться – тусклые вещи огорчают чувство вкуса, да и просто могут вызывать недовольство, поэтому в нашем итоговом рейтинге будет указана отдельная оценка за оригинальность и удобство дизайнерских решений. Без субъективности, к сожалению, тут не обойтись. Удивительно приятно получить в руки три плеера, каждый из которых обладает собственной «индивидуальной» задумкой – как в управлении, так и в оформлении.Аскетичный вид ND-205, несомненно, найдёт своих почитателей. Несмотря на грубость линий, этот плеер можно признать самым компактным из представленной троицы. Вес его столь же скромен, сколь и размер.С управлением мудрить не стали – использована привычная система «три кнопки + пятипозиционный джойстик». Старый подход – лучше новых двух.На гранях сосредоточены три разъёма – линейный вход, выход на наушники и скрытый под резиновой заглушкой USB-порт. Кстати, рядом с USB затаился Reset. Жаль, что эту важную для ND-205 кнопку забыли вынести в более доступное место. Достаточно часто плеер подвисает, а достать «сброс» без подручного тонкого предмета – крайне затруднительно.Антипод ND-205 – произведение дизайнеров Sony. Плавные переходы форм, ни единого острого уголка и некая внеземная грация – отличительные черты корпуса NW-A1000.На лицевой стороне расположен дисплей и основные кнопки управления. Традиционное сочетание клавиш повторяет заученную схему. Четырёхпозиционный круг в 4 направления «подталкивает» пользователя к интуитивному пониманию принципа навигации. В центре круга нашлось место для кнопки Play/Stop. Чуть поодаль справа есть ещё два многофункциональных элемента управления – Option и Back. Названия говорят сами за себя.О Zen Micro уже шла речь в недавнем обзоре, поэтому мы вынуждены в очередной раз сослаться на наш предыдущий материал.Что же, самое время от философичных категорий перейти к непосредственной работе с устройствами. Таблица №2. Технические характеристики проигрывателейКомментарий: Информация в таблице основана на данных, представленных на сайтах и в инструкциях от производителей. Также дополнена детальным описанием некоторых функций. 4Надо признать, конкурсанты попались не из робкого десятка. Пожалуй, все три могут претендовать на «второе» место в общемировом списке подобных устройств. Почему на второе? Давайте попытаемся разобраться. Начнем с Zen Micro. Да-да, тот самый. Уже набивший многим журналистам, да и читателям оскомину, но всё же достойный претендент на звание «лучшего среди многих». В нём, в отличие от более дорого собрата MicroPhoto, сохранён баланс между ценой и функционалом. Дисплей с яркой подсветкой и чётким контрастом гарантирует достаточную видимость при любых условиях. Внутренний интерфейс вполне логичен, хотя управление немного подводит, особенно в первые часы работы с плеером. Наверное, со стороны выглядит смешно – пользователь увлечённо трёт пальцем плеер и с серьёзной морщиной на лбу тщетно пытается чего-то этими действиями добиться. Первые 30 минут общения с машинкой перерастут для владельца в настоящую войну с интерфейсом и эргономикой – факт, подтверждённый пользователями и апробированный на личном опыте. Но ведь стоит, стоит потратить несколько минут ради хорошей музыки. Именно так, помимо сжатых файлов, Zen Micro воспроизводит WAV! Эстетствующие меломаны наверняка останутся довольны. Из привычных «компьютерных» кодеков в список поддержки попали два традиционных лидера – WMA и MP3. Справедливо завопить: «А где же OGG»?! В ответ лишь тишина, которую фирма Creative продолжает хранить на протяжении многих месяцев. И особенно расстраивает совершенно кривая система распределения областей для хранения данных. Она просто несуразна! Для записи информации нужно заранее выделять область диска на плеере (объёмом от 128 до 4096 Мбайт), причём данная область становится недоступной для записи и воспроизведения музыкальных композиций. Абсурд? Полный! Выделяется среди конкурентов микро-плеер наличием задатков бизнес-органайзера. Для этих целей в прошивку встроены некоторые привлекательные, но на самом деле бесполезные функции. К примеру, календарь и органайзер, обе программы синхронизируются с MS Outlook при подключении Micro к компьютеру. Ну разве не замечательно? Несомненно! Жаль, качество реализации не дотягивает даже до уровня «желаемого», ведь здесь нет «настойчивого» напоминания, по сути, базовой составляющей. Информация просто лежит в памяти плеера «мёртвым грузом». Такой органайзер не выдерживает никакого сравнения с «телефонными» аналогами и выигрывает лишь в одном – удобной синхронизации данных между ПК и плеером. Для хранения и сортировки музыкальных файлов в плеере интегрирована база данных. Надо понимать, обновляется она сразу после появления новых треков на винте, записанных при помощи вспомогательного софта. Найти нужную композицию – секундное дело. Главное держать ID3 Tag’и в чистоте и порядке. Тогда и база повернется лицом к организованному владельцу, а не задом, отображая на дисплее вместо названия трека малоинформативное слово unknown. С большой вероятностью при выборе плеера среднестатистический студент предпочтет Zen Micro – подходит и по имиджу, и по функционалу. Полагаю, совершенно другой покупатель будет у ND-205. Продукт от Nexx скорее привлечёт к себе более юных почитателей музыкального творчества. К этому все располагает: цветной дисплей, весёленькое меню, сменные заставки. Вряд ли серьёзный человек найдёт для себя в этом списке что-то привлекательное. Главный недостаток плеера – сырая прошивка. Сдаётся мне, что ND-205 зависает в 35% случаев нажатия кнопок. За время общения с машинкой беспричинные погружения в глубокие «думы» успели поднадоесть. Выводить плеер из состояния медитативного транса помогает кнопка Reset, да вот беда – в полевых условиях нажать на неё крайне затруднительно, а решить задачу может лишь иголочка или тонкое «перо» авторучки. Зато «угловатый брат» кушает OGG. Кушает, но «ломает зубы» о высокие значения битрейта, впрочем, 10 уровня должно хватить даже самым ярым борцам за чистоту звучания. И на десерт Sony со своим NW-A1000. Плеер сделали для того, чтобы он воспроизводил музыку. И созидали его не только с любовью, но и с изрядной долей рационализма. Виват, Japan! Судя по сухим характеристикам, NW-A1000 проигрывает своим конкурентам во всём. Ни тебе записи, ни цветастых картинок, ни прочих прелестей. Даже взгрустнуть хочется. Не тут-то было, дорогой товарищ, не время впадать в кататоническое отчаяние! Как плеер NW-A1000 практически идеален. Работать с интерфейсом – одно удовольствие. База музыкальных композиций проста и логична, а система оценки треков так и вообще вне всяческих похвал. Загнал новые песни на 6 Гбайт, и слушаешь себе. С плеером просто приятно работать! Малейшее касание – и он откликается, будто ранимое и чуткое существо. Отдельного упоминания заслуживает функция Link, которую даже «повесили» на причудливую аппаратную кнопку. Смысл её заключается в быстром переходе от одного исполнителя к другому, но с одним условием – оба «связанных» исполнителя работают в схожем творческом потоке. К примеру, слушаем Britney Spears, и по нажатию кнопочки Link на экране появляется список, состоящий из исполнителей Pop-музыки. Не знаю мнения читателей, но если судить по себе, то функция заслуживает самой высокой оценки. Экономит массу времени и позволяет оставаться на «волне».К слову, Sony преподносит хороший урок компании Creative. В японской корпорации умудряются сохранять права исполнителей максимально защищёнными, но при этом не ущемляют пользователей непродуманными техническими решениями. Подключая NW-A1000 к компьютеру, будьте уверены – все 6 Гбайт свободны для записи любой информации. Музыку на плеер надо записывать только лишь при помощи программного обеспечения (Connect Player или SS 3.0), иначе воспроизвести её непосредственно на девайсе не получится. Мизерная жертва, по сравнению с решением, предложенным компанией Creative, не так ли? Программное обеспечение Два из трёх плееров используют внутреннюю базу данных для формирования удобной системы навигации в том огромном объёме информации, что записан на диске. Скрытая, но не менее важная задача этой базы – защита авторских прав исполнителей. Как же всё это работает и что нам предлагают компании в качестве компенсации за некоторые ограничения «свободы» использования девайса?Самый оптимальный и наименее болезненный вариант предложен японской корпорацией. На NW-A1000 можно записать любую информацию, в том числе и оцифрованную музыку, без установки стороннего софта. То же самое касается передачи данных. А для записи с возможностью воспроизведения музыки на плеере понадобится установить софтину под названием Connect Player. Единственный ощутимый минус подобного решения – ограничения на трансфер музыкальных файлов между разными компьютерами.С более радикальными ограничениями нам пришлось столкнуться на примере Zen Micro. Как и в случае с Sony, музыка с возможностью воспроизведения на самом плеере записывается только через программы (в данном случае Creative Media Center или WMP). Любая другая информация должна храниться на отдельной области винчестера, выделяемой программно из опций Micro. В ОС, при подключении через USB-интерфейс, подготовленное пространство на диске плеера определяется в качестве съёмного диска. Казалось бы, ничего замысловатого в этом нет, но на практике работа с областью сопровождается некоторыми неудобствами: частые вынужденные форматы из-за нехватки места и, как следствие, частая перезапись данных. Всё можно было сделать гораздо проще, поэтому вопрос о целях интеграции подобной системы остается открытым. Ну и помимо всего прочего массивные плееры «загрузили» дополнительными опционными возможностями, начиная от демонстрации сопроводительной картинки к альбому и заканчивая записью болванок. Словом, «всё-в-одном». Жаль, оптимизация программного кода осталась в стороне. Тяжеловесные мультимедийные плееры крайне требовательны к системным ресурсам. На «слабой» машине Creative MediaSource и Connect Player с непреодолимой жадностью поедают остатки памяти на старте. Особняком стоит ND-205. Ни один пакостный драйвер устанавливать не нужно, равно как и дополнительный софт для работы с ПК не требуется. Воткнул провод – и записывай всё, что душе угодно. На диске обнаружилась только одна нехитрая программа, обеспечивающая обслуживание плеера (форматирование, установка прошивки, подготовка заставок для экрана, создание плейлистов). Интерфейс Music Manager’а прост, словно кусок древесины, и понятен даже школьнику. Инструкция здесь деталь лишняя – проще воспользоваться народным методом «тыка», чтобы время не тратить попусту. Но ставить её нужно обязательно, хотя бы из-за удобной компоновки списков воспроизведения. Тестирование Хочешь того или нет, а показатели плееров часто отличаются от заявленных производителем. Нет, это вовсе не значит, что нас жестоко обманывают и вводят в заблуждение. Просто каждый брэнд печётся о своем детище, а потому снимает показатели в идеальных условиях, которые в бытовых условиях или абсолютно невозможны, или труднодостижимы. Мы, в свою очередь, опираемся на эмпирический опыт стандартных жизненных ситуаций и отрицаем идеализм. Один из важнейших параметров для плеера – наличие интегрированного контроллера USB Hi-Speed. Благо, все три участника обзора с USB завязали крепкую дружбу. Проверим эти отношения на прочность. Для тестирования использована программа AIDA32.Картина вполне понятная, хотя для пущей убедительности и наглядности не хватает графической информации. Всё-таки визуальное восприятие проще для понимания и усвоения, нежели потоковый текст.Не станем ограничиваться синтетическими тестами и проведем простейший «жизненный» эксперимент. Эталонным пакетом данных станет увесистый каталог, в который входит 20 папок и 198 файлов общим объёмом 1062 Мбайт. Этот тест призван смоделировать ситуацию на подобии той, когда на работу или место учебы нужно было выйти ещё пять минут назад, а новым альбомом на любимом «шарманщике» даже не пахнет.Подведём итоги. С большим отрывом NW- A1000 ушёл вперед, пуская пыль в глаза конкурентам. Второе место плотно занял Creative, хотя и с внушительным отставанием от Sony. Аутсайдер – Nexx. В данной ситуации только у NW-A1000 скорость записи соответствует скорости чтения – у двух конкурентов на запись винчестер работает ощутимо медленнее. Повторное тестирование лишь подкрепило предыдущий результат, поэтому у нас нет оснований сомневаться в объективности показателей. Схожая ситуация наблюдается с продолжительностью работы плееров. В условиях комнатной температуры все три музыканта воспроизводили альбом продолжительностью 56 минут, записанный в формате MP3 192 кбит/с 44.1 кГц. Громкость установлена на максимум, воспроизведение закольцовано. Диспозиция несколько поменялась. Последнее место за Creative, перед ним шагает Nexx, а на вершину олимпа взобрался NW-A1000. Разрыв, надо признать, не столь существенный и варьируется в пределах 20-40 минут между каждым из участников. «Долгожитель» отработал почти 14 часов. Уместно упомянуть, что в Creative и Sony предусмотрели возможность замены аккумулятора в домашних условиях, тогда как в том случае, если аккумулятор исчерпает свой ресурс, ND-205 надо будет везти в сервисный центр. Вообще отношения с сервисными центрами – отдельная история. Здесь больше доверия к Sony, так как на территории РФ только эта компания имеет развитую сеть сервисного обслуживания, а за поддержанием Creative и Nexx следят авторизованные сервисные центры. И, наконец, о звуке. Как всегда, мы постараемся наиболее объективно представить полученные результаты. Для чего задействуем активную стереопару Solo2 mk1, наушники Etymotic ER-6i (16-омный импеданс как нельзя лучше подходит для прослушивания портативных плееров), комплектные ушки и, конечно же, программу RMAA версии 5.5. Упор делается на аппаратные измерения, нежели на личные впечатления автора. Не забывайте, что слух – дело тонкое. Подбор наушников и устройства вывода лучше основывать на собственных ощущениях и предпочтениях в музыкальных стилях. Доверять чужому мнению нельзя, но программные показатели могут обрисовать звуковую картину в общих чертах. Наверное, сегодня поливание грязью комплектных наушников – тема избитая, однако, как и прежде, актуальная. То и дело на станциях метро снуют сонные граждане с однотипными «коробочными затычками». И никто даже не задумывается о волшебстве настоящего «Звука» в городской суете, хотя цена вопроса находится в пределах 1000 рублей! Мы призываем вас возлюбить музыку и отказаться от ширпотреба, который умаляет достоинства вашего плеера и оскорбляет звукорежиссеров! Комплектным ушам Creative и Nexx присуждается стандартный диагноз – гигантизм и звучание на уровне «ниже среднего». Вкладыши советуем поменять при первой возможности. У Sony дела обстоят куда лучше. Во всяком случае, звук «подушечек» не так смазан, да и в ухе сидят вполне приемлемо, хотя проводок откровенно короток, что заставляет носить плеер в боковом или нагрудном кармане. Но довольно громких лозунгов – вернёмся к нашим «шарманщикам» с их эквалайзерами. Отрадно, что из трёх представленных только у одного корректировка частотного диапазона установлена по-умолчанию и отключению не подлежит – и на этот раз отличился Nexx ND-205. Сам же эквалайзер в электронной инструкции описан просто-таки замечательно – корректировать его можно на внеземных частотах – 60 кГц и 250 кГц. Понятное дело – обычная опечатка, но крайне забавная. Сам же эквалайзер пятиполосный, с регулировкой на +/-4 дБ. У Sony и Creative также для регулировки доступны пять полос, причем в NW-A1000 можно запомнить сразу две пользовательских настройки.Самое время посмотреть, какие новости преподнесет нам троица при работе с программой RMAA 5.5.Заключение Добрались мы до завершения, растеряв множество костей, но голову сохранив в добром здравии и крепкой памяти, что позволит нам хоть как-то обобщить весь огромный поток информации, изложенной выше. Без особых усилий и с явным рвением в лидеры вышел Sony NW-A1000, за ним бодренько плетется Zen Micro. Второе почётное место закрепилось за компанией Creative в связи с рядом недоработок, которые не помешает исправить в будущих моделях. В немилость ND-205 попал только благодаря своей нестабильной работе – прошивку этой коробочки надо менять сразу после покупки, иначе нервный срыв гарантирован! И как результат – последнее место за Nexx.