Опубликовано 10 апреля 2007, 00:33

Цифровые фотоаппараты Canon PowerShot A540, Olympus SP-320 и Pentax Optio A10: для тех, кто умеет снимать. Часть вторая

«Искусственный интеллект» цифровой фотокамеры предельно упростил процесс съёмки для пользователя. Однако даже самая совершенная компьютерная программа пасует перед сочетанием опыта, интуиции и чувства прекрасного. Тем, кто не привык во всём полагаться на автоматику, предназначены три камеры предлагаемого обзора.

Предыдущая часть обзора была посвящена генезису камер, их техническим характеристикам, а также описанию внешнего вида.

Объектив и органы управления

Canon PowerShot A540

Автофокусный вариообъектив отличается расширенным диапазоном фокусного расстояния (35-140 мм в эквиваленте 35-миллиметровой камеры, f/2,6 – f/5,5), повышая возможности при съёмке отдалённых объектов. Границы диапазона можно дополнительно раздвинуть посредством различных насадок, рассчитанных на посадочную резьбу 52 мм – в частности, можно установить широкоугольный (WC-DC52) либо длиннофокусный (TC-DC52) конвертер от Canon. Насадки навинчиваются на тубусный переходник Canon LA-DC52F, который, в свою очередь, устанавливается на байонетный разъём, скрытый под декоративным кольцом, располагающимся вокруг шахты объектива. Как кольцо, так и переходник фиксируются защёлкой слева внизу от кольца, при этом выдвигающаяся часть оптики перемещается внутри тубуса переходника. Кроме конвертеров, на переходник можно установить светофильтры, а также макролинзу Canon 250D.

В остальном конструкцию оптической системы PowerShot A540 можно назвать стандартной – при выключении фотоаппарат втягивает «хобот» объектива внутрь корпуса и закрывает его автоматическими шторками, при включении происходит обратный процесс, занимающий не более двух секунд. Такой же промежуток времени занимает полное изменение фокусного расстояния, что, учитывая его расширенный диапазон, нельзя не считать инженерной удачей.

Почти точно по оси объектива, над его шахтой, находится зрачок телескопического видоискателя – такое расположение обеспечивает минимальный уровень параллакса. Сам видоискатель не слишком тёмный и довольно большой. Левее и ниже видоискателя находится микрофон, который служит для записи звуковой дорожки видеоролика либо голосового комментария к снимку.

Слева от видоискателя находится лампа подсветки автофокуса, которая выполняет также функции индикатора автоспуска. Скорость фокусировки камеры очень высокая, поэтому интересные сюжеты упущены не будут. На контрастные объекты автофокус наводится даже при слабом освещении и на большом расстоянии – но только при минимуме фокусного расстояния, в длиннофокусном диапазоне при неярком свете оптика не наводится на объекты, расположенные далее 1,5 метра. Следует отметить интересную особенность: подсветка автофокуса начинает реально помогать в наведении на резкость только при практически полной темноте. В полной темноте и при минимальном фокусном расстоянии камера наводится на объект, расположенный не далее чем 2 метра. При максимальном фокусном расстоянии дистанция съёмки сокращается до 1,3 метра.

Справа от видоискателя имеется излучатель вспышки. Он отличается достаточно большими габаритами, и за счёт этого эффективная дальность вспышки по-настоящему велика – при чувствительности ISO 80 в короткофокусном диапазоне оптики световой импульс подсвечивает предметы, отдалённые на 7 метров, в длиннофокусном диапазоне дистанция съёмки составляет 5 метров. Мощный конденсатор вспышки требует не менее 10 секунд на свою зарядку при максимальной продолжительности свечения. Если пользователь считает импульс вспышки избыточным либо недостаточным, он может усилить или ослабить его, скорректировав продолжительность.

Хотя PowerShot A540 не имеет ни «башмака», ни синхроконтакта, существует возможность подключить внешнюю вспышку Canon HF-DC1. Планка, на которой установлена внешняя вспышка, привинчивается к штативному гнезду фотоаппарата, а световая ловушка на лицевой панели HF-DC1 улавливает отражённый от объекта съёмки световой импульс от излучателя PowerShot A540, после чего происходит срабатывание дополнительного осветителя.

Как и у большинства современных камер, ЖК-дисплей занимает большую часть задней панели PowerShot A540. При использовании его в режиме видоискателя в темноте у ЖК-дисплея уменьшается частота смены кадров, а картинка покрывается крапинками шума – зато транслируемое изображение получается достаточно светлым.

Над ЖК-дисплеем находится визир видоискателя, снабжённый двумя светодиодами, отображающими состояние и режимы фотоаппарата. В правом верхнем углу задней панели имеется динамик, справа от него находится переключатель «съёмка/просмотр». Ниже сгруппирована большая часть кнопок фотоаппарата.

Пара верхних кнопок служит для экспокоррекции и удаления снимков (левая), а также для печати/обмена данными (правая). Ниже располагается микроджойстик, предназначенный для перемещения по пунктам меню. Кроме того, с его помощью пользователь может изменить значение экспопараметров, а также настроить режимы работы вспышки и автофокуса. В центре микроджойстика находится кнопка, которая служит для вызова меню со съёмочными параметрами и для подтверждения выбора. Нижняя пара кнопок предназначена для управления объёмом отображаемой на дисплее информации (левая), а также для вызова меню настроек (правая).

Olympus SP-320

Оптическая система SP-320 (38-114 мм в эквиваленте 35-миллиметровой камеры) имеет привычный диапазон светосилы: f/2.8 – f/4.9. Объектив, как и у большинства любительских моделей, при выключении вдвигается внутрь корпуса и закрывается автоматическими шторками. После нажатия кнопки включения проходит всего секунда, и объектив оказывается полностью выдвинутым, а камера – готовой к съёмке. Нажав на рычажок управления вариообъективом, пользователь может «пройтись» по всему диапазону фокусного расстояния всего за секунду.

Как и PowerShot A540, камера Olympus допускает установку насадок на объектив. Для этого необходимо установить тубусный переходник CLA-9, после чего пользователь может «удлинить» фокусное расстояние объектива при помощи конвертера TCON-17F либо расширить угловое поле оптики конвертером WCON-07F.

Слабым местом большинства камер Olympus было стремление разработчиков этой фирмы обойтись без лампы подсветки автофокуса. При создании SP-320 на этом простом устройстве решено было не экономить, и подсвечивающий объект съёмки светодиод был установлен справа вверху от шахты объектива. Благодаря подсветке высокой яркости автофокус наводит объектив на любой мало-мальски контрастный объект, причём даже на относительно большом расстоянии, правда, иногда он делает это только со второго раза. В короткофокусном диапазоне (при максимальной светосиле) наведение на резкость производится очень быстро, при максимальном фокусном расстоянии (при минимальной светосиле) скорость фокусировки снижается раза в два. Даже при полном отсутствии света мощности лампы подсветки автофокуса хватает для того, чтобы камера смогла навести на резкость объектив как в широкоугольном, так и в длиннофокусном диапазоне. В первом случае максимальная дистанция до объекта съёмки составила 3,5 метра, во втором 2 метра.

Окошко видоискателя на первый взгляд расположено не слишком удачно, поэтому кажется, что в нём постоянно будет виден палец удерживающей камеру руки. Однако своеобразная «бровь» на выступе, расположенном на левой стороне передней панели, предотвращает появление пальца в «неположенном месте». Видоискатель SP-320 достаточно яркий, поэтому ЖК-дисплей можно не использовать для кадрирования даже в помещении, сохраняя энергию аккумуляторов, тем более что камеру нельзя назвать «экономной» по части потребления тока. Слева от «зрачка» видоискателя находится микрофон.

Над лампой подсветки автофокуса имеется очень мощная вспышка – при чувствительности ISO 64 она как в широкоугольном, так и в длиннофокусном диапазоне «пробивает» кромешную тьму на 5 метров. На полную зарядку конденсатора вспышки уходит порядка 7 секунд. Пользователь может регулировать интенсивность подсветки, изменяя продолжительность свечения вспышки, а также задавать синхронизацию при «длинной» выдержке. Более того, можно выбрать режим, при котором встроенная вспышка будет давать совсем слабый импульс, предназначенный не для подсветки объекта съёмки, а для управления дополнительной вспышкой посредством световой ловушки.

ЖК-дисплей SP-320 так же, как и экран камеры Canon, доминирует на задней панели фотоаппарата, что неудивительно, так как размеры дисплеев совпадают. Включив дисплей в режиме видоискателя, пользователь получит яркое и чёткое изображение – правда, при слабом освещении на нём появляются крапинки шума.

Над дисплеем располагается видоискатель с парой светодиодов, отражающих режимы и статус фотоаппарата. Справа от видоискателя имеются кнопка включения, кнопка выбора режима вспышки (при просмотре она удаляет кадры) и кнопка блокировки экспозиции (при просмотре она выводит снимки на печать). Справа от дисплея находится кнопка регулировки выводимой на экран информации, при выведенном на экран меню эта кнопка отображает справку по выбранному пункту. Нажав на расположенную ниже кнопку, можно вывести на экран последний отснятый кадр.

В правом нижнем углу крестообразно расположены пять кнопок. Центральная служит для вызова меню, при отображённом меню с её помощью можно подтвердить выбор параметров. Остальные четыре кнопки креста предназначены для перемещения по пунктам меню, кроме того, с их помощью пользователь может управлять экспопараметрами.

Pentax Optio A10

Конструкция автофокусного вариообъектива Optio A10 (38-114 мм в эквиваленте 35-миллиметровой камеры, f/2.8 – f/5.4) практически не отличается от двух других камер обзора – при выключении фотоаппарата большая часть оптики втягивается внутрь корпуса, закрываясь автоматическими шторками. Поскольку почти все параметры камеры можно настроить на «запоминание» при выключении, можно задействовать эту функцию и для фокусного расстояния. При использовании восстановления фокусного расстояния снимать можно через 2-4 секунды после нажатия кнопки включения – чем больше фокусное расстояние, тем дольше подготовка. На полную смену фокусного расстояния включённой камеры затрачивается всего секунда.

В правом верхнем углу передней панели имеется лампа подсветки автофокуса, по совместительству выполняющая функции индикатора автоспуска. Следует отметить, что при мало-мальски контрастном объекте съёмки камера довольно быстро фокусируется даже при слабом освещении, причём в широкоугольном диапазоне автофокус часто обходится без лампы подсветки и в основном задействует её в длиннофокусном режиме.

Чуть левее лампы подсветки автофокуса расположен микрофон, а левее и выше объектива – излучатель вспышки. Её возможности полностью соответствуют параметрам оптической системы – в полной темноте при чувствительности ISO 50 как подсветка автофокуса, так и импульс вспышки обеспечивают съёмку объекта, отдаленного на 2-4,5 метра (первое число соответствует минимуму, а второе – максимуму фокусного расстояния). Мощная вспышка требует достаточно долгой подзарядки своего конденсатора – Optio A10 тратит на это около 7 секунд. В левом верхнем углу передней панели имеется датчик пульта дистанционного управления E либо F, которые приобретаются отдельно.

ЖК-дисплей Optio A10 имеет те же габариты, что и у других двух камер обзора, однако его разрешение почти в два раза выше, что неудивительно, так как телескопического видоискателя у камеры нет. Поскольку камера Pentax меньше моделей Canon и Olympus, её экран занимает заднюю панель фотоаппарата буквально «сверху донизу».

Справа от ЖК-дисплея располагаются органы управления камерой. В самом верху имеется рычажок управления вариообъективом (при просмотре он служит для вызова индексного режима и масштабирования кадров). Ниже находится кнопка перехода в режим просмотра снимков. Ещё ниже крестообразно расположены пять кнопок. Центральная служит для ограничения объёма выводимой на экран информации, а при вызове меню с её помощью можно подтвердить выбор параметров. Остальные четыре кнопки креста предназначены для перемещения по пунктам меню, кроме того, с их помощью пользователь может настроить ряд съёмочных функций. При нажатии кнопки «вверх» появляется меню автоспуска, кнопка «вниз» позволяет выбрать один из режимов съёмки либо одну из функций просмотра кадров. Кнопка «влево» управляет вспышкой фотоаппарата, кнопка «вправо» – режимом фокусировки. В самом низу располагаются кнопки вызова меню (слева) и сброса/настраиваемой функции/удаления кадров (справа).

Качество съёмки

Условия тестирования были практически одинаковыми для всех моделей. В частности, в качестве тестовой композиции использовался розовый объект на белом фоне – как наиболее сложный для цветопередачи предмет.

Canon PowerShot A540

Canon PowerShot A540: хроматические аберрации

Низкий уровень хроматических аберраций при расширенной кратности оптики

Canon PowerShot A540: хроматические аберрации

Низкий уровень хроматических аберраций при расширенной кратности оптики

Оптическая система PowerShot A540, несмотря на повышенную кратность, имеет низкий уровень хроматических аберраций.

Canon PowerShot A540: макросъёмка

Камера пригодна для съёмки миниатюрных объектов

Canon PowerShot A540: макросъёмка

Камера пригодна для съёмки миниатюрных объектов

Для съёмки в макрорежиме объектив пришлось перевести на минимум фокусного расстояния (35 мм), автофокус обеспечил наведение на объект с дистанции 5 см.

Canon PowerShot A540: съёмка в солнечном свете

При съёмке в естественном освещении проблем не найдено

Canon PowerShot A540: съёмка в солнечном свете

При съёмке в естественном освещении проблем не найдено

Тестовая композиция при солнечном освещении имела минимальный шум и точную цветопередачу.

Canon PowerShot A540: съёмка при автоматическом балансе белого

Лампа накаливания испортила цветопередачу снимка

Canon PowerShot A540: съёмка при автоматическом балансе белого

Лампа накаливания испортила цветопередачу снимка

Canon PowerShot A540: съёмка при корректировке баланса белого

Корректировка баланса белого полностью восстановила цветовую гамму

Canon PowerShot A540: съёмка при корректировке баланса белого

Корректировка баланса белого полностью восстановила цветовую гамму

Canon PowerShot A540: съёмка при балансе белого по эталону

Эталон обеспечил требуемую цветовую гамму

Canon PowerShot A540: съёмка при балансе белого по эталону

Эталон обеспечил требуемую цветовую гамму

При подсветке лампами накаливания в автоматическом режиме баланса белого камера дала сплошное оранжевое изображение. В режиме «лампы накаливания» и при установке «точки белого» по эталону цветовой баланс был полностью нормализован, изображение имело слабый шум в тенях.

Canon PowerShot A540: первый кадр со вспышкой

С первой попытки кадр получился пересвеченным

Canon PowerShot A540: первый кадр со вспышкой

С первой попытки кадр получился пересвеченным

Съёмка со вспышкой прошла в целом успешно. Камера уверенно навелась на объект, освещённый лампой подсветки автофокуса, а вот вспышка дала «пересвеченное» изображение, в чём виновата дистанция съёмки всего в 8 см.

Canon PowerShot A540: второй кадр со вспышкой

Приоритет диафрагмы обеспечил требуемую экспозицию

Canon PowerShot A540: второй кадр со вспышкой

Приоритет диафрагмы обеспечил требуемую экспозицию

Попытка исправить ситуацию как экспокоррекцией, так и регулировкой длительности импульса вспышки не помогли, пришлось выбрать режим приоритета по диафрагме со значением f/5,6.

Olympus SP-320

Камера оснащена ПЗС-матрицей относительно больших габаритов (формфактор «диагональ 1/1,8 дюйма»), за счёт этого уровень шума относительно низкий. Кроме того, SP-320 оборудована системой шумоподавления, работающей по системе «тёмного кадра»: после того как сделан снимок, камера делает «слепок» с ПЗС-матрицы при той же чувствительности и выдержке, но при закрытом затворе. На основе полученных данных шум «вычитается» из исходного кадра. Однако эта система шумоподавления не помогает в случаях, когда спектральный состав света сильно изменён (например, слишком «тёплый» при освещении лампами накаливания), так как в этом случае появление жёлтых крапинок обусловлено меньшей чувствительностью тех пикселей ПЗС-матрицы, что покрыты синими светофильтрами. Фактически же единственное замечание по качеству снимков касается цветового баланса при освещении лампами накаливания – изображение получается слишком тёплым. Впрочем, даже слабый импульс вспышки полностью восстанавливает цветовую гамму.

Olympus SP-320: хроматические аберрации

Уровень хроматических аберраций очень низкий

Olympus SP-320: хроматические аберрации

Уровень хроматических аберраций очень низкий

Хроматические аберрации у объектива SP-320 фактически отсутствуют, только по углам снимка едва различима лиловая кайма на стыке контрастных областей.

Olympus SP-320: макросъёмка

Камера идеально подходит для макросъёмки

Olympus SP-320: макросъёмка

Камера идеально подходит для макросъёмки

При макросъёмке в режиме «супермакро» камера устанавливает объектив на минимум фокусного расстояния, зато дистанция до фотографируемого предмета составляет всего 1,5 см. Благодаря этому, а также семимегапиксельному разрешению снимки передают мельчайшие детали фотографируемых объектов.

Olympus SP-320: съёмка в солнечном свете

При съёмке в естественном освещении проблем не найдено

Olympus SP-320: съёмка в солнечном свете

При съёмке в естественном освещении проблем не найдено

Съёмка тестовой композиции в дневном свете дала идеальный баланс белого и практически полное отсутствие шума.

Olympus SP-320: съёмка при автоматическом балансе белого

Лампа накаливания испортила цветопередачу снимка

Olympus SP-320: съёмка при автоматическом балансе белого

Лампа накаливания испортила цветопередачу снимка

Olympus SP-320: съёмка при корректировке баланса белого

Корректировка баланса белого улучшила цветовую гамму

Olympus SP-320: съёмка при корректировке баланса белого

Корректировка баланса белого улучшила цветовую гамму

Olympus SP-320: съёмка при балансе белого по эталону

Эталон также приблизил цветовую гамму к идеалу

Olympus SP-320: съёмка при балансе белого по эталону

Эталон также приблизил цветовую гамму к идеалу

При съёмке в лучах лампы накаливания автоматический баланс белого дал искажённое изображение, состоящее из оттенков оранжевого. При съёмке с коррекцией баланса белого (режим «лампы накаливания»), а также с использованием эталона фон тестовой композиции был идеально белым, а объект съёмки имел очень слабый кремовый оттенок. В обоих случаях в тенях был едва заметен шум, который не убирался включённой системой шумоподавления по указанным выше причинам.

Olympus SP-320: кадр со вспышкой

Съёмка со вспышкой прошла идеально

Olympus SP-320: кадр со вспышкой

Съёмка со вспышкой прошла идеально

При съёмке в полной темноте со вспышкой дистанция до объекта увеличилась, так как в режиме «супермакро» вспышка не работает, а в обычном макрорежиме ближе 20 см объектив не фокусируется. В любом случае, кадр получился с идеальной резкостью и экспозицией.

Pentax Optio A10

В результате тестирования, проведённого в слабоосвещённом помещении, выяснилось, что баланс белого при освещении лампами накаливания дает тёплый оттенок, исчезающий при использовании вспышки. Кроме того, «комнатные» снимки отличаются некоторой «акварельностью», являющейся результатом излишнего «рвения» системы шумоподавления.

Pentax Optio A10: хроматические аберрации

Низкий уровень хроматических аберраций — отличие оптики Pentax

Pentax Optio A10: хроматические аберрации

Низкий уровень хроматических аберраций — отличие оптики Pentax

Объектив Optio A10 отличается практически полным отсутствием хроматических аберраций в центре кадра при едва заметном нарастании в краевых областях.

Pentax Optio A10: макросъёмка

Камера пригодна для съёмки миниатюрных объектов

Pentax Optio A10: макросъёмка

Камера пригодна для съёмки миниатюрных объектов

При макросъёмке диапазон доступного фокусного расстояния уменьшается в несколько раз, а при включении режима «супермакро» объектив устанавливается на минимальные 38 мм, но камера могла снимать минимум с 6 см.

Главной особенностью Optio A10 является система оптической стабилизации изображения, которая отслеживает колебания камеры и смещает ПЗС-матрицу в фокальной плоскости, компенсируя дрожание рук фотографа. При пробной съёмке на «длинных» выдержках шлейф «сдёрнутых» кадров стал значительно менее заметным, однако полностью избавиться от него не удалось. Кроме того, для нажатия кнопки «стабилизация» нужно держать камеру двумя руками, и при этом можно случайно заслонить лампу подсветки автофокуса – фактически это единственное замечание по эргономике.

Pentax Optio A10: съёмка в солнечном свете

При съёмке в естественном освещении проблем не найдено

Pentax Optio A10: съёмка в солнечном свете

При съёмке в естественном освещении проблем не найдено

Тестовая композиция имела безукоризненную цветопередачу и минимальный шум при съёмке в дневном свете.

Pentax Optio A10: съёмка при автоматическом балансе белого

Лампа накаливания испортила цветопередачу снимка

Pentax Optio A10: съёмка при автоматическом балансе белого

Лампа накаливания испортила цветопередачу снимка

Pentax Optio A10: съёмка при корректировке баланса белого

Корректировка баланса белого вернула исходную цветовую гамму

Pentax Optio A10: съёмка при корректировке баланса белого

Корректировка баланса белого вернула исходную цветовую гамму

Pentax Optio A10: съёмка при балансе белого по эталону

Исходную цветовую гамму удалось получить также при помощи эталона

Pentax Optio A10: съёмка при балансе белого по эталону

Исходную цветовую гамму удалось получить также при помощи эталона

Почти столь же низким уровнем шума отличались снимки, сделанные при освещении лампами накаливания. Правда, при автоматическом балансе белого изображение состояло из оттенков жёлтого и оранжевого, зато после перехода в режим «лампы накаливания» и использования эталона цветовой баланс удалось полностью восстановить.

Pentax Optio A10: кадр со вспышкой

С первой же попытки получился отличный кадр

Pentax Optio A10: кадр со вспышкой

С первой же попытки получился отличный кадр

При съёмке в полной темноте со вспышкой подсветка автофокуса обеспечила чёткий снимок, экспозиция, несмотря на расстояние съёмки всего 8 см, была безошибочной.

Выводы

Каждая из моделей обзора имеет свою изюминку: у PowerShot A540 и SP-320 превосходная эргономика, зато Optio A10 более компактен, а возможность установки насадок на объектив у камер Canon и Olympus компенсируется системой оптической стабилизации у фотоаппарата Pentax. Однако, как уже было сказано в начале статьи, все три камеры примерно равны по главному параметру – качеству получаемых фотографий. Следует отметить, что большинство начинающих фотографов уверены в приличном качестве только тех снимков, которые сняты внушительных габаритов камерой с объективом, напоминающим телескоп. Тем не менее большинство удачных кадров двадцатого века было снято компактной камерой с маленьким объективом – знаменитой «лейкой» и её клонами. Повторить успех этой легендарной модели практически невозможно, однако сочетание приемлемой цены, компактности, обилия сервисных функций и отличной оптики делает каждую из камер обзора не менее привлекательной для фотографа, знающего цену своему опыту.